Бюджетное высшее заочное образование

Как перевестись с очной формы на заочную бесплатно

Мечта большинства абитуриентов – учиться очно. Это дает много преимуществ: наиболее полный учебный курс, студенческие льготы, уважение сверстников, надежду найти престижную и высокооплачиваемую должность в будущем.

Очники могут полностью сосредоточиться на учебе, погрузиться в учебный процесс. Но ближе к середине обучения у части слушателей меняется отношение к учебе и возникает желание сменить форму обучения. Причины могут быть самые разные:

  • необходимость получения дополнительного дохода;
  • изменение семейного статуса;
  • рождение ребенка;
  • проблемы со здоровьем;
  • смена места жительства.

В этих ситуациях нет необходимости полностью отказываться от обучения. Можно просто перевестись на заочную форму. Чаще всего руководство вуза входит в положение своего слушателя, который учился бесплатно, и дает возможность учиться заочно или дистанционно на бюджете. Но в каждом учебном заведении – свои правила. Стоит учесть, что перевод на бюджетное место возможен только при условии его наличия.

Обычно студент, желающий сменить форму обучения, пишет заявление в деканат. Его рассматривает специальная комиссия. К заявлению прилагается справка об успеваемости, медицинские справки и другие документы, необходимые для подтверждения причины перевода.

Плюсы заочного обучения

Исходя из материального состояния большего числа выпускников общеобразовательных школ, заочное образование – наиболее выгодный и доступный способ учебы. Он дает возможность учиться без отрыва от производства, что позволяет оплачивать обучение самостоятельно.

Преимуществами заочного обучения можно назвать:

  • низкие цены заочного обучения;
  • возможность учиться в любое время суток;
  • реальный шанс получить работу по будущей специальности и начинать строить карьеру и набираться опыта;
  • при использовании дистанционных методов можно закончить обучение быстрее;
  • есть возможность экономить на проживании и проезде к месту учебы.

Программы заочного обучения не отличаются от очных, поэтому в силах каждого студента получить тот же объем знаний, который получают студенты-очники. Диплом заочного факультета имеет ту же ценность, что и диплом стационара.

После окончания заочного факультета по любой специальности у студентов есть право поступить в магистратуру и аспирантуру.

Большие возможности для студентов дает проживание в том же городе, где находится учебное заведение. В таком случае можно посещать лекции вместе с очниками, участвовать в семинарах и мастер классах, что бывает не лишним, когда их проводят высококлассные специалисты.

Остальное время можно заниматься образованием самостоятельно и искать подходящую работу по специальности.

Что значит заочная форма обучения, как устроен учебный процесс?

Заочное обучение – вузовское образование по выбранной программе, которое предполагает самостоятельное изучение 70-85 процентов учебного материала. Содержание учебного плана, квалификационные требования, методы контроля знаний студентов заочной и очной формы обучения равнозначны. Заочное дает возможность получать образование всем, кто не может посещать дневные занятия и способен эффективно самостоятельно организовывать время.

Есть учебный план – это документ, где описывается: сколько дисциплин, каких, в каком объеме должен изучить выпускник специальности, последовательность предметов, форма получения и аттестации знаний (теория, практика, контроль). По часам расписано все, что студент должен пройти за курс.

Учебный план, как и время изучения каждого предмета, одинаковые для очников и заочников. Разница только в аудиторных часах и форме изучения материала. Например, в аудиторной нагрузке очника 720 часов экономической теории: лекции, семинары, практики; у заочника будет 90: лекции и практики на установочной сессии. Но в учебном плане в обоих случаях будет значиться 720 часов, просто 630 часов заочник должен изучать материал самостоятельно по рекомендациям преподавателя.

Процесс обучения на классическом заочном отделении по шагам

  • Установочная сессия

    Базовый теоретический курс и блок инструкций для самостоятельного изучения материала.

    Студент каждый день, в течение 20-25 дней, приходит на занятия в вузе. Проводятся вводные лекции по основным дисциплинам семестра, введению в профессию. Даются рекомендации по организации самостоятельного учебного процесса: литература, ресурсы, методические указания; практика для тренировки и выполнения, задания на контрольные и самостоятельные. Проходит один раз за все время обучения.

  • Самостоятельная работа

    Теория, регулярное выполнение практических заданий  удаленно. Практика – на предприятии (по месту работы).

    Студент учится самостоятельно в удобном режиме по рекомендациям каждого преподавателя, совмещая учебу с работой или другими делами. Есть обязательный перечень работ по каждому предмету, которые нужно регулярно выполнять и отправлять на проверку преподавателю. Это контрольные, рефераты, эссе, тестовые задания. За работы ставятся оценки. Положительные оценки – допуск к экзамену или зачету.

  • Экзаменационная сессия

    Итоговый контроль усвоенных знаний и навыков.

    Таких сессий две в год – зимой и летом. В это время проводятся практические занятия, семинары, лабораторные. Затем зачеты и экзамены. И новый блок лекций и консультаций на следующий период самостоятельного обучения. Сессия длится от 20 дней до месяца.

На период сессии работающие студенты имеют право на учебный отпуск. Первые курсы – до 40 дней, старшие – до 50 дней. Вуз присылает справку-вызов на место работы.

Второй и третий этапы чередуются весь учебный период. Раз в год студенты пишут курсовые работы и защищают во время летней сессии, на последнем курсе – дипломные. Раз в год проходят практику (ознакомительная, производственная, преддипломная). В конце учебы защищают квалификационную работу и сдают государственный экзамен.

Выпускники очной и заочной форм обучения получают одинаковые дипломы: государственного образца в вузах с аккредитованными программами обучения; установленного образца в вузах, где есть лицензия, но нет аккредитации. В дипломе указывается: ступень образования (бакалавриат, специалитет, магистратура); специальность или квалификация. К диплому выдается приложение, где указаны пройденные предметы с оценками. В приложении может быть указана форма обучения, обычно, по согласованию с выпускником.

Что нужно знать о заочном обучении в вузе

Начинается учеба с установочной сессии — двух-трёх недель, когда студенты прослушивают лекционный материал и выполняют задания, приезжая в университет. 

После следует время самостоятельной работы, в среднем, полгода, когда преподаватель фактически не задействуется в учебном процессе: студент читает необходимые учебники, пишет контрольные работы и рефераты. 

Завершающий этап — экзаменационная сессия, во время которой учащиеся показывают все, что усвоили за время подготовки. 

В конце года к списку задач прибавляется сдача курсовой работы, а к концу обучения — дипломной. 

Заочная форма получения высшего образования: вузы, за которые не стыдно

Преимущества и недостатки дистанционного обучения

Рассмотрим со стороны учащегося и обучающего. В качестве учащегося не берем школьника, а самостоятельного человека, который имеет право принимать решения без родителей или опекунов. То есть, начиная с СПО.

Для учащегося

Плюсы Минусы
Поступление круглый год из дома. Не нужно ждать сентября и лично подавать документы. Сложно найти качественную программу обучения. Много мошенников и «для галочки» сделанного учебного контента даже в госвузах.
Нет привязки ко времени, графику и месту. Доступно как из глухой деревни, так и с другого конца света. Не нужно два раза в год ездить на сессии. Нет живого эмоционального общения. У кого-то это может снижать мотивацию.
Неограниченный выбор университетов и курсов. Можно слушать лекции гарвардских преподавателей из дома в Перми. Привязка к интернету, иногда к технологиям. Чтобы учить ПГС, нужно профессиональное ПО и компьютер, который его потянет.
Стоимость в 1,5-2 раза ниже очного. Как гособразование РФ, так и тот же гарвардский курс будут стоить меньше, чем если платно и без грантов учиться на очном или заочном. Платно. Бюджетную программу дистанционного обучения даже государственного университета найти очень сложно. Надежда только на работодателя.
Нет зависимости от обстоятельств. Дистанционные занятия не отменят из-за коронавируса или из-за болезни преподавателя. Низкий процент защит. Многие сами бросают учебу, до диплома доходят 25% от тех, кто начинал (по данным статистики courseburg – это вместе со всеми курсами).
Нет привязки к количеству мест, возрасту, статусу. Места не ограничены, вузу все равно, сколько студенту лет, какой у него цвет кожи, взгляды, положение в обществе.
Тренировка надпрофессиональных навыков: самоорганизация, самодисциплина, поиск информации.
Адаптация к реальности: подготовка к удаленной работе.
Интересно и без воды. Если курс написан качественно, от него не устаешь; вовлеченность и погруженность достигаются сотнями методик и инструментов.

Для обучающего

Плюсы Минусы
Экономия: помещения, коммунальные, материалы, аудиторное время преподавателей. Время, специалисты, расходы на:
  • платформу
  • качественный контент
  • обучение преподавателей
  • обеспечение доверия к продукту.
Охват: одновременно программу могут изучать неограниченное количество человек разной успеваемости, занятости, уровня владения материалом, компьютером.
Многократное использование материала, нужно только обновлять.
Учебный процесс дистанционного обучения работает в любых внешних условиях и обстоятельствах.

Объективно о плюсах и минусах дистанционного обучения можно судить только по конкретному учебному учреждению, программам обучения или курсам, потому что различия могут доходить до того, что в одном месте какой-то параметр будет достоинством, в другом – огромным минусом. Например, если вуз выдает диплом государственного образца, это плюс, если никому неизвестный сертификат, минус.

Если система и методы дистанционного обучения организованы не под давлением обстоятельств, не «для галочки» или одного только заработка, а с заботой и вниманием к учащимся, чтобы дать знания, это всегда будет положительный опыт. Самое сложное – найти и распознать стоящее

Плюсы и минусы вузов с заочным отделением

Прежде всего каждый абитуриент должен понимать, что на заочном обучении на него ложится больше ответственности — он должен искать материалы и выделять время на изучение тем. В связи с этим существует опасность отвлечения от учебы и ухудшения оценок. Есть определенное ограничение в выборе специальностей и вузов — не все они доступны для заочной формы

И, что не менее важно, обучение в вузе на заочной форме не дает отсрочки от армии

Всё об отсрочке от армии по учебе в 2020 году

16 апр

146350

92

Читать позже

Однако заочка может и облегчить вашу жизнь, если вы ищете возможность работать и параллельно получать образование. Так, после окончания университета у вас на руках будет и диплом, и опыт работы. Чтобы поступить в вуз заочно, требуется намного меньше баллов ЕГЭ, чем на очные, поэтому не обязательно отказываться от вуза или профессии мечты или пережидать еще год ради пересдачи экзамена. Даже если не хватит баллов для бюджета, заочное обучение на договорной основе все равно обойдется гораздо дешевле «классического». 

Правила поступления

Схема поступления на любое из отделений одинакова. Для первого высшего образования нужны итоги ЕГЭ по дисциплинам выбранной специальности. Иногда институт проводит собственные экзамены, например, если абитуриент окончил ко́лледж или имеет проблемы со здоровьем. При получении второго высшего образования вуз зачисляет студента на основе первого.

Если сумма баллов по ЕГЭ подходит, абитуриенты подают бумаги в приёмную комиссию.

Список документов:

  1. Аттестат о среднем образовании.
  2. Сертификат и результаты ЕГЭ.
  3. Паспорт гражданина Российской Федерации.
  4. Заявление о поступлении в вуз.
  5. Военный билет (если есть).
  6. Медицинская справка 086/у.
  7. Шесть фотографий формата 3х4.

Преимущества заочного обучения

Учеба без ежедневного посещения ВУЗа имеет несколько плюсов:

  1. Низкие проходные баллы. Стать студентом выбранной программы проще.
  2. Относительно малая стоимость учебы. Даже если стать учащимся технической программы на бюджетной основе не удастся.
  3. Значительное количество свободного времени. Чтобы работать, развиваться в качестве профессионала и для полноценного досуга, отдыха.
  4. Возможность осваивать дисциплины в своем темпе, не по указке преподавателей.
  5. Возможность работать, совмещать. Благодаря чему к моменту выпуска у вчерашнего студента будет достаточно опыта для трудоустройства в крупные компании, получения престижной должности.

Заочка — хороший вариант для старта или развития. Особенно если выбрать перспективное направление.

Адрес поступления:

Ленинградский пр-т, д. 80, корпуса Е, Ж, Г.

Станция метро «Сокол», выход в центре зала на ул. Балтийская, далее пешком или на троллейбусе (№ 6, 43) до остановки «Институт Гидропроект» (1 остановка), у троллейбусного депо повернуть направо.

Контакты приемной комиссии:Телефон: +7 (495) 800 10 01

График работы приёмной комиссии:Пн — Пт: 08:30 — 22:10;Сб — Вс: 10:00 — 17:00;

Самые дорогие университеты Москвы

Высшая Школа экономики в Москве – самое дорогое учебное заведение России. Стоимость программ свыше 700 тысяч рублей в год. Студенты платят в основном за программы двойного диплома с Лондонским университетом. При желании можно самостоятельно поступить на учебу в Англию – обойдется дешевле. Заочного отделения нет, скидок или стипендий для талантливых студентов также не предусмотрено. Получить высокий рейтинг и скидки можно на менее престижных факультетах.

МГУ – заочное обучение в вузе в 2019 году было объявлено только для факультета журналистики. На остальных только очное образование. Стоимость популярных факультетов – до 500 тысяч в год.

МГИМО – «заочки» нет, стоимость около 600 тысяч в год.

Санкт-Петербургский Государственный университет – заочного образования нет. Стоимость программ высшего образования почти в два раза ниже, чем в МГУ или ВШЭ.

СПбГЭУ – «заочки» нет, но есть дополнительные образовательные услуги для инвалидов, людей, кто хочет переквалифицироваться на другую специальность. Предоставляется возможность учиться по программе двух дипломов совместно с финскими учебными заведениями. На базе университета действует филиал ВШЭ города Москвы.

Отличие заочного от очного

Если про очный формат обучения все понятно, то вечерний нередко вызывает много вопросов. Есть ли желанная специальность, выбрать государственный вуз или коммерческий, как поступить, как сдавать сессию? На самом деле эти две формы отличаются по сути только тем, как часто приходится приезжать на занятия. Если очники вынуждены каждый день присутствовать в вузе, то заочники встречаются с преподавателями дважды в год — в сессионный период. Это может быть тяжело тем, кто не обладает достаточной мотивацией к тому, чтобы осваивать профессию. С другой стороны, когда человек учится, самостоятельно добывая знание из учебной литературы, не перекладывая ответственность на преподавателя, это знание и ценится выше, и надежнее откладывается в памяти. Впрочем, при активном желании студент может получить право являться на лекции и в течение учебного года. Хотя большинство заочников все же предпочитает больше внимания уделять практике: работа занимает большую часть личного времени, давая тем самым шанс получать истинное представление о выбранной профессии. А диплом будет един как для очников, так и для заочников, разница — только в форме обучения, которая в нем указывается.

Плюсы и минусы образования

Единственное ограничение касается выбора специальностей: действительно, не все направления деятельности можно изучать в режиме самообразования. Однако список профессий, которые нельзя освоить с помощью заочной формы, на самом деле не так уж велик, и речь идет скорее об исключениях. Еще один минус — отсутствие студенческой жизни, хотя и этот недостаток весьма спорный. При этом обучение на заочном более доступно для подавляющего большинства поступающих, поскольку обладает важными преимуществами, среди которых:

  • отсутствие необходимости ежедневно посещать вуз. Хотя для кого-то это обстоятельство является недостатком, все же возможность учиться частично в удаленном режиме очень подходит некоторым будущим «заочникам» — например, молодым мамам в декрете или начинающим специалистам, которых затруднит перспектива постоянно отпрашиваться с работы, а также студентам из регионов, которые приезжают в столицу лишь на период сессии, и тем, кому состояние здоровья не позволяет совершать регулярные поездки в учебное заведение;
  • более простые условия поступления. Будущим студентам не обязательно покорять вершины ЕГЭ — в том, что касается баллов: для заочного отделения их проходное количество значительно ниже, чем для других форм обучения;
  • отсутствие возрастных ограничений: можно стать студентом на любом жизненном этапе;
  • более выгодные условия обучения — если речь идет о платной основе. Тут все понятно: тем, кому финансово не потянуть очное отделение, «заочка» предоставляет реальный шанс получить высшее образование и не остаться в этой жизни без диплома.

Адрес поступления:

Москва, Ленинградский пр-т. д. 80, корп. Г (м. Сокол)

Москва, ул. Измайловский вал, д. 2, корп. 1 (м. Семеновская)

Телефон: 8 (800) 100 00 11

График работы приёмной комиссии:

Пн — Пт: 09.00−20.00;

Сб — Вс: 10.00−17.00.

Как проходит заочное обучение?

Перед тем, как выяснять, куда можно поступить на бюджет заочно, не помешает получить общее представление о принципах организации заочного обучения. Учебный процесс включает в себя следующие основные этапы:

  1. Установочная сессия. В первый раз она проводится отдельно от экзаменационной, впоследствии – как правило, совмещается с ней. Во время установочной сессии преподаватели начитывают студентам лекции по предметам, которые они должны изучить в этом семестре. Поскольку длится такая сессия не больше 3-4 недель, дать весь материал они не успевают – скорее, задают направления, в рамках которых студенты впоследствии обучаются сами. Во время первой установочной сессии также происходит знакомство студентов друг с другом и с преподавателями, решаются основные организационные вопросы.
  2. Самостоятельная подготовка. В течение нескольких месяцев до следующей сессии студенты изучают дисциплины, которые нужно сдать в текущем семестре. Процесс самостоятельной учебы включает в себя чтение учебников, выполнение практических заданий, подготовку контрольных работ – все зависит от предмета и преподавателя. Обычно контрольные нужно сдать незадолго до сессии, но по некоторым дисциплинам может понадобиться выполнять какие-либо работы и отчитываться об этом и в течение межсессионного периода. Подготовка курсовых работ предполагает частое общение с научным руководителем (в том числе, в удаленном формате).
  3. Экзаменационная сессия. Ее основное назначение – проверить качество освоение материала студентами. В нее включены зачеты и экзамены, и она, как уже было сказано, объединяется с установочной сессией на новый семестр. Например, утром учащиеся могут сдавать экзамены и зачеты, защищать курсовые работы, а вечером – слушать лекции, посещать лабораторные занятия и семинары. Если какие-то экзамены или зачеты не удается сдать с первого раза, то допускается ограниченное количество пересдач (или студента отчисляют).

Завершается учеба (при условии успешно пройденных сессий) сдачей государственных экзаменов и защитой дипломной работы.

Правовое регулирование вопроса

Первое и главное, что необходимо отметить – в 2021 году в России начинают действовать новые ФГС в области высшего образования. Аббревиатура расшифровывается как Федеральные государственные стандарты. В соответствии с ними по значительной части учебных программ бакалавриата не допускается заочная подготовка студентов, получающих первое высшее образование. Речь идет о таких направлениях обучения как экономика, менеджмент, психология, управление и т. д. Аналогичные ограничения для юридических специальностей были введены еще в 2017-м.

Из сказанного можно сделать очевидный вывод – поступление в вуз на заочное отделение по перечисленным выше специальностям в 2020 году становится последней возможностью получить первое высшее образование в таком формате. Но нужно учитывать два немаловажных нюанса.

Во-первых, ограничения наложены далеко не на все учебные программы. Самый простой способ получить об этом более подробную информацию – связаться с вузом, предлагающим заочное обучения. К таковым сегодня относятся все серьезные высшие учебные заведения, включая ИМЭС. Сотрудники вуза ответят на любые вопросы, касающиеся как возможности обучения заочно, так и условий поступления.

Во-вторых, не стоит недооценивать серьезность последствий пандемии коронавируса. Пандемия привела к ужесточению ограничительных мер, значительная часть которых связана с образовательными учреждениями. Некоторые из них снова перешли на полностью дистанционное обучение. Поэтому нет никаких гарантий, что ФГС снова не будут изменены. Выглядит очевидным, что в сегодняшних условиях ограничивать заочную форму обучения попросту нерационально.

Почему абитуриенты выбирают заочную форму обучения?

  • Работа сразу после школы. Отличный вариант для тех, кто обеспечивает свою жизнь сам.
  • Возможность жить в родном городе. Не нужно постоянно жить в большом городе. Можно приезжать на месяц из своего региона, экономя деньги на оплате за жилье.
  • Низкая стоимость обучения. Иногда даже вполовину меньше, чем оплата за очную форму обучения.
  • Индивидуальный график учебы. Заочная форма образования дает большую свободу действий, чем очная. Сессии проходят 2–3 раза в год по одному месяцу, а оставшееся время вы можете заниматься спортом, творческой деятельностью или ухаживать за ребенком.
  • Вне возрастных стереотипов. Учиться можно в любом возрасте. На заочном обучении, скорее всего, вы встретите своих ровесников, сколько бы лет вам ни было.

Основные отличия между очной и заочной формами обучения

После того как узнали о возможности получения первого высшего образования в заочной форме целесообразно рассмотреть отличия между основными форматами обучения. Для этого необходимо перечислить самые характерные черты каждого из них, начиная с традиционного – очного. Особенностями этой формы обучения выступают:

  • посещение вуза в дневное время, что исключает возможность совмещения с постоянной работой;
  • объемный пакет образовательных программ;
  • непосредственное и личное общение с преподавателями;
  • минимальная продолжительность – 4 года;
  • наличие стипендии для студентов и предоставление им отсрочки от службы в армии;
  • личное присутствие студента на занятиях и сопутствующих учебе мероприятиях, которые проводятся в виде лекций, семинаров и практики.

Классическая заочная форма обучения характеризуется следующим:

  • пребывание в вузе, по большей части, во время сессий;
  • освоение 70–80 % учебного материала в самостоятельном режиме (в зависимости от особенностей программы конкретного образовательного учреждения);
  • отсутствие стипендии и отсрочки от военной службы;
  • личный контакт с преподавателями во время сессии или по дополнительной договоренности студента.

Упоминание о классической заочной форме связано с тем, что в последние года большая часть вузов успешно комбинирует разные форматы подготовки. Особенно хорошо сочетаются заочное и дистанционное обучение. Использование современных методов коммуникации и возможностей образовательных онлайн-порталов позволяют свести к минимуму недостатки заочной подготовки и одновременно реализовать в полной мере ее очевидные преимущества.

Бесплатное высшее заочное образование в Москве

О наличии бесплатных мест следует уточнять непосредственно на сайте высшего учебного заведения. Частные вузы не практикуют бесплатное заочное образование, в Москве определенный процент бюджетников принимают государственные учебные заведения. Но попасть туда крайне сложно.

Во-первых, заочная форма очень популярна и многие хотят учиться и работать. Особенно среди малообеспеченных студентов, которые приехали из дальних регионов, нашли работу в столице, снимают жилье и еще собираются учиться.

Во-вторых, абитуриентов, которые имеют достижения на олимпиадах и конкурсах очень рады видеть в рядах студентов. Рядовому абитуриенту с обычными школьными знаниями такого кандидата не догнать (имеется в виду – по уровню знаний).

Бесплатное обучение вузы вынуждены предоставлять лицам, которые имеют первоочередное право получения образования: дети-сироты, инвалиды, дети военнослужащих, которые погибли или получили травмы при исполнении служебных обязанностей.

Дистанционное обучение

Итак, дистанционное обучение – это учебный процесс, во время которого учащиеся и преподаватели находятся на расстоянии друг от друга и взаимодействуют с помощью ИТС, главным образом интернета. Совместная работа может быть организована в разных формах.

Синхронно

Это онлайн-обучение в режиме реального времени, когда студенты (ученики) и преподаватели контактируют «здесь и сейчас». То есть в прямом эфире разбирается материал, проводится опрос, беседа, практикум, лабораторная и т. д. В таком формате проходят онлайновые трансляции, вебинары с прямой связью в чатах, конференции в Skype, Zoom и других мессенджерах и на образовательных платформах. 

Асинхронно

Для этого вида онлайн-обучения используют заранее составленные курсы. В них могут входить записи лекций, видеоматериалы, презентации, текстовые файлы, ссылки на дополнительные материалы из открытого интернета, обучающие задания и контрольные тесты. 

Дистанционное обучение, проходящее асинхронно, бывает двух типов:

  1. Автоматизированное – полностью самостоятельное, без участия преподавателя: студент изучает все материалы, сдает тесты с автопроверкой и получает сертификат об окончании курса или проходит в его следующий модуль – и так до полного завершения программы. По такому принципу построена учеба на многих сайтах дистанционного обучения.
  2. С поддержкой тьютора – в этом случае на определенных этапах самостоятельного дистанционного обучения студентов поддерживает и контролирует преподаватель: он проверяет домашние задания, разъясняет сложные места курса в общем чате учебной группы или на специальном форуме. Обычно в таком формате занятия проходят в специализированных системах дистанционного обучения – СДО, они есть у большинства вузов и крупных компаний, занимающихся онлайн-образованием. Еще один вариант платформ для асинхронного электронного обучения в крупных образовательных организациях и компаниях сферы EdTech – LMS (Learning Management System), то есть системы управления обучением.

Смешанно

Такой формат называется blended learning. У смешанного дистанционного обучения тоже может быть два типа.

  1. Синхрон + асинхрон. Комбинация синхронного и асинхронного дистанционного обучения. В программах такого типа сочетаются онлайновые занятия, проходящие по расписанию, и самостоятельная работа с цифровым контентом в удобное для студента время.
  2. Онлайн + офлайн. Сочетание дистанционного электронного обучения и обычных занятий в аудиториях. Часть курса изучается через интернет, часть – лично в учебном заведении.

По второму принципу разрабатываются многие очно-заочные или заочные программы в вузах, колледжах и на курсах повышения квалификации или профпереподготовки.

Blended learning постоянно развивается, уже появились его новые формы. Например, занятия могут проводиться одновременно для студентов, собравшихся в аудитории, и для слушателей, подключившихся к онлайн-трансляции с домашних компьютеров или из аудитории в другом вузе – своеобразный телемост. Больше того, те, у кого не получилось присутствовать онлайн, могут изучить запись вебинара и все дополнительные материалы в системе дистанционного обучения.

В целом в современных реалиях дистанционное обучение предполагает обязательное использование интернета, который дает возможность применять в электронной среде самые разные дистанционные образовательные технологии.