Содержание
История создания Вкусвилла
Основатель и генеральный директор сети «ВкусВилл» и «Избенка» Андрей Кривенко.
Фирма начала свою деятельность с 2009 года, когда был открыт первый магазин «Избенка» в Москве. В ассортименте небольшой торговой точки на тот момент были только молочные продукты.
В 2010 году руководство компании пришло к выводу, что необходимо менять оформление магазинов «Избенка». Эта идея была подана одной из покупательниц, которая написала письмо руководству фирмы и посоветовала отказаться от «сельского» дизайна магазинов данной сети.
Прислушавшись к совету покупательницы, фирма изменила общее оформление торговых точек, придав им более современный вид.
В 2010 году фирма создала несколько лабораторий, предназначенных для проверки сырья. Если сырье не соответствует установленным нормам, с поставщиком немедленно расторгают контракт поставки.
В 2012 году фирма открыла целый ряд супермаркетов, которые специализировались не только на продаже молочной продукции, но и на ряде других товаров.
Фирма многое сделала для рекламы и продвижения торговой сети.
- Тщательный выбор места аренды. Руководство компании поставило для себя цель оптимального выбора места для магазинов. Оно учитывало инфраструктуру, специфику близлежащих торговых точек.
- Обучение персонала. Продавцы компании «ВкусВилл» всегда прекрасно разбираются в продукции, представленной в магазинах, и могут проконсультировать потребителей.
- Реклама. Помимо общепринятой рекламы, компания «ВкусВилл» активизировала важнейший для российского общества инструмент рекламы – так называемое «сарафанное радио». Мнение потребителя всегда было в приоритете для руководства фирмы.
Руководство компании пришло к выводу, что торговые точки «Избенка» будут и далее специализироваться на продаже молочных изделий. Что касается супермаркетов сети «ВкусВилл», в его ассортименте, который постоянно пополняется:
- хлебобулочные изделия;
- бакалея;
- мясные продукты;
- овощи и фрукты;
- рыба и рыбные деликатесы.
Фирма идет в ногу со временем и помогает охране окружающей среды. С 2017 года в супермаркетах данной сети можно сдать использованные батарейки. После сбора батарейки поступают на перерабатывающие заводы.
В 2018 году компания организовала службу доставки продукции на дом и открыла онлайн-магазин, где можно выбрать любые товары из ее ассортимента.
К 2019 году компания стала не только продавать продукты, но и обеспечивать своих покупателей напитками, например:
- свежий натуральный кофе;
- свежевыжатый апельсиновый сок, который любой покупатель может приготовить для себя сам.
Компания также работает над созданием так называемых микромаркетов – небольших отделов «ВкусВилл» в магазинах и гастрономах, чтобы у любого человека была возможность приобрести полезные продукты рядом с домом.
Дизайн, экстерьер и интерьер магазинов был разработан студией Артемия Лебедева.
Торговые точки «Избенка», как и раньше, продают молоко и молочные продукты.
Особенности компании ВкусВилл
Продукция Вкусвилла пользуется большим спросом по ряду причин:
- компания сотрудничает только с проверенными поставщиками, что гарантирует высокое качество товаров;
- фирма применяет исключительно натуральное российское сырье для производства продукции;
- продукты выпускаются в нескольких вариантах удобной упаковки, чтобы потребитель мог выбрать оптимальный для себя вариант;
- тщательные санитарные проверки;
На упаковке товаров есть приписка:
Вкусвилл постоянно расширяет ассортимент своей продукции, чтобы соответствовать самым высоким требованиям потребителей.
Для привлечения покупателей в магазинах действует бонусная программа лояльности, а также проводятся различные акции, что делает покупки не только приятными, но и выгодными.
Сеть магазинов за последний году существенно расширилась, найти ближайший к вам магазин можно на карте ниже:
«Абсолютно провальная история»
В другой ветке начали обсуждать правомерность перекладывания отвественности за такой пост на PR-специалиста. Многие убеждены, что решение о размещении рекламы было согласовано с руководством, но после общественного резонанса компания решила выдать обществу «козла отпущения».
«Да при чем тут SMM, это было согласовано всеми и заранее снято и размещено, это дело рук команды человек из 12, а именно — департамента маркетинга», — пишет Алина Локтева из компании We Love Cider.
Своеобразный вывод сделала на своей страничке аналитик и контент-маркетолог Анастасия Дюжарден:
Сооснователь PR-агентства Brut&Butter Юлия Масленникова в разговоре с RB.ru заявила, что с точки зрения PR — «это абсолютно провальная история».
«Во-первых, оказалось, что «ВкусВилл» ничего не знают про свою аудиторию — кто она, какие у неё ценности, что для неё важно. Во-вторых, как у многих компаний в России, у «ВкусВилл» всё довольно плохо с антикризисным пиаром — их решение написать пост с извинениями выглядит поспешным, непродуманным и истеричным
Самым логичным и правильным было бы идти до конца — иначе не стоило и начинать. Волна негатива улеглась бы довольно быстро, а значительных финансовых последствий, думаю, удалось бы избежать», — считает Масленникова.
Она уверена, что если бизнес решил пойти в коммуникациях в такую непростую для российского общества тему, нужно отдавать себе отчет, что части аудитории это не понравится, а значит нужно быть готовыми к хейту в соцсетях, к неоднозначной реакции.
Сейчас, по ее мнению, «ВкусВилл» оказался в жесткой ситуации, и сеть действительно может потерять значительную часть платежеспособной аудитории.
«Вся моя лента Facebook, состоящая из осознанных, современных предпринимателей, журналистов и пиарщиков, мягко говоря, негодует. Кто-то призывает поставить во всех соцсетях и в Яндекс.Картах низкий рейтинг магазинам сети, кто-то решил больше не покупать у «ВкусВилл» продукты. И хотя на основе этих данных нельзя сделать однозначные выводы, реакция очень показательная», — заключила специалист.
С коллегой согласна независимый PR-специалист Виктория Принь. В разговоре с RB.ru она назвала пост с извинениями «трусостью и непрофессинализомом».
«Такое чувство, что либо у «ВкусВилла» нет стратегии (в чем я очень сильно сомневаюсь), либо руководство решило резко изменить фокус (что тоже не всегда хорошо). Скидывать вину на сотрудников — это самое последнее, что можно было сделать. Правильнее бы было — опубликовать пост с извинениями перед покупателями и перед семьей, которая участвовала в качестве героев, и не делать акцент, что это вина сотрудников. Таким образом, компания лишь демонстрирует проблемы во внутренних коммуникациях», — считает Принь.
По её словам, тема ЛГБТ+ в России всегда воспринимается остро, и она очень сильно сомневается, что пост про нетрадиционную семью не был согласован с руководством.
«Это был сильный и честный гражданский поступок»
Под постом с извинениями «ВкусВилла» в Facebook набралось уже почти 4 тысячи комментариев. Основатель «Андерсона» Анастасия Татулова вступилась за партнёров, но признала, что расстроилась из-за удаления публикации.
Тем не менее, она призналась, что поддержит любое решение «ВкусВилла». Однако, многие комментаторы были не столь толерантны, отметив, что после извинений удалят приложение сети и перестанут покупать в ней продукты.
«Какой ужас, ребята. Большего непрофессионализма в области репутации сложно придумать, извините. Вы сдали и героев своей публикации, и всех нормальных, а не отмороженных покупателей. И формулировка этого письма…. Зачем было лезть в эту тему, если нет силы воли идти до конца? Всем понятно, что происходит наверху, но вот этот конец это просто гимн гомофобии. И вы сделали не шаг вперед, а десять шагов назад для этой темы», — призналась бывший директор Hillel Елена Крулевич.
«Знаете, на самом деле к компании «ВкусВилл» у меня только один вопрос. Извинилась ли она перед семьей, которую «по ошибке» сняла в видео про любовь и принятие?», — написал в своём блоге на Сноб.ру журналист Ренат Давлетгильдеев.
Деревня без вкуса
К началу 2010 года «Избёнка» вышла на самоокупаемость. К концу этого же года работала уже 31 точка сети, а в 2011-2012 годах открылись ещё около 300 успешных — и столько же неуспешных магазинов. Магазин мог съехать из арендованного помещения через несколько дней работы, теряя депозит и предоплату. Оставлять убыточные магазины не позволяла бизнес-модель «Избёнки»: Кривенко — ярый противник кредитов, а значит, действующие точки должны были зарабатывать на открытие новых.
Но затем обнажилась проблема выбранного формата, пишет Щепин: «”Избёнка” являлась рыбой-прилипалой и не могла жить самостоятельно. Она была не в состоянии в одиночку генерировать покупательский трафик, так как безумно зависела от соседей. Идеальное сочетание, когда рядом вставали мясники, рыбники, колбасники и хлебники. В этот квартет прекрасно вписывалась “Избёнка” со своей молочкой, образуя эффективный и дружественный союз. Стало отчетливо понятно, что “Избёнка” — проект тупиковый… По большому счету в Москве уже не осталось свободных площадей, где бы еще не было нашего прилавка». В компании стали думать о расширении ассортимента в «Избёнке», но пришли к выводу, что разместить немолочные продукты на 15-20 кв. м невозможно из-за разнотемпературных условий хранения и нарушения товарного соседства, а во многих точках продавать немолочные продукты не позволяли условия договора аренды.
Тогда команда «Избёнки» задумала создать сеть супермаркетов здоровой еды — и в сентябре 2011 года несколько сотрудников отправились в Лондон изучать опыт английских супермаркетов Tesco, Waitrose и Asda. Сотрудники «Избёнки» приходили в магазины ранним утром, чтобы посмотреть, как продавцы разгружают товар, работают на кассе и обслуживают покупателей, записывали увиденное и в конце дня обсуждали друг с другом. Вернувшись из Лондону в Москву, менеджеры «Избёнки» стали думать о названии нового проекта, но не справились самостоятельно и привлекли на помощь брендинговое агентство Brandtime. Через месяц работы появился финальный вариант — «ВкусВиль», — но он пересекался с торговым знаком «Вкусавель», который уже был зарегистрирован в России, из-за чего «Вкусвиль» превратился во «ВкусВилл». «Получается что-то вроде вкусной деревни, деревни со вкусом», — объясняет Щепин.
Первые 4 магазина «ВкусВилл» открылись в июне 2012 года — причём начало работы первых 2-х никак не афишировали, чтобы иметь возможность закрыть их в случае форс-мажора. Сначала локации для «ВкусВиллов» искали недалеко от центра — в пределах Третьего транспортного кольца — исходя из гипотезы, что покупатели смогут заезжать за продуктами на своих автомобилях по дороге с работы домой. Но выяснилось, что покупатели «ВкусВилла» в основном передвигаются на метро, а не на машине, и позднее магазины стали открываться преимущественно в спальных районах.
В первых «ВкусВиллах» «царил дефицит», а солидный ассортимент можно было найти только в отделе молочки. Магазины открывались впопыхах, и технологи не успели отыскать достаточное число поставщиков натуральных продуктов. А тем более было трудно убедить производителей менять рецептуру специально для «ВкусВилла», имея всего 4 магазина. Чтобы привлечь покупателей, в магазинах устраивали изобильные дегустации, запустили программу лояльности и бесплатно выдали всем покупателям «Избёнки» бонусные карты. Но летом 2013 года «ВкусВилл» едва не закрылся. К тому моменту в сети было уже 8 магазинов и они работали в убыток, который покрывали доходы «Избёнки». В августе компания перестала своевременно платить поставщикам.
Кривенко тогда горел идеей ССП (системы сбалансированных показателей), согласно которой каждый топ-менеджер должен был балансировать между определенными показателями (к примеру, управляющий заказами — между списаниями и дефицитом товаров). Несмотря на убытки, показатели у всех топ-менеджеров были отличными. «Это был, конечно, полный абсурд. Все высосано из пальца. В общем, заигрались», — признавал позднее Кривенко. Предприниматель какое-то время принципиально не лез в дела сети (он ярый сторонник горизонтального подхода к управлению), но затем ему всё же пришлось вернуться к ручному управлению. От системы сбалансированных показателей в компании отказались.