Во время туристического полета virgin galactic будет проведен эксперимент

Полет Ричарда Брэнсона в космос

Первый туристический полет Virgin Galactic транслировался на ее официальном YouTube-канале. Ведущим трансляции оказался американский комик Стивен Кольбер, более известный как лицо ток-шоу «Позднее шоу со Стивеном Кольбером». Сначала старт трансляции был отложен на полтора часа из-за погодных условий, но потом миссия наконец-то началась.

Запись трансляции полета Ричарда Брэнсона

Как и предполагалось, самолет VMS Eve поднял самолет на высоту более 20 километров. При этом скорость его полета достигала 600 километров в час. После достижения нужной высоты носитель и космический корабль отделились друг от друга. Аппарат VSS Unity с людьми на борту включил свои двигатели и достиг высоты более 80 километров — все прошло так, как все и задумывалось. При этом скорость полета превышала 1500 километров в час.

На корабль VSS Unity были установлены камеры

После достижения необходимой высоты космический туристы несколько минут смотрели на Землю с необычайной в большой высоты. На фотографии ниже видно, как Ричард Брэнсон поздравляет инженера Колина Беннетта, держа за ногу. Впрочем, может это и инженер поздравлял главу Virgin Galactic.

Фотография салона космического корабля Virgn Galactic

В целом, весь полет прошел как по маслу. На конечном этапе полета корабль начал снижаться и в конечном итоге приземлился как обычный самолет. К кораблю приехали автомобили, чтобы забрать космических туристов. Скорее всего, после этого они пройдут медицинский осмотр, потому что они были далеко не в привычных для человеческого организма условиях.

Момент посадки космического корабля VSS Unity

Сообщение Ричарда Брэнсона с борта космического корабля

Что делать с акциями $SPCE?

Я оптимист по натуре и я очень хотела бы написать – ребята, да все будет хорошо. Отрастет, куда денется! Однако после изучения фундаментала что-то не тянет радоваться.

Ни для кого не секрет, что инвестиции в $SPCE – это инвестиции в идею. Компания практически не генерирует выручки, и если на первом этапе влюбленности в идею космического туризма нашлось 600 храбрецов, способных заплатить по 250.000 долларов, то сейчас к Virgin Galactic накопилось много вопросов, на которые компания не отвечает. Обещали тестовый полет в мае, но уже без даты. А пока не будет даты, не будет и хороших новостей по акции. Ждем, надеемся, верим.

Если бы у меня не было позиции по $SPCE, я бы не покупала эту компанию больше, чем на 0.5% портфеля и только в краткосрок неделя-месяц. Акция волатильная и заработать на этой идее, безусловно, можно. Другой вопрос, верить ли в компанию в долгосрок?

На сегодняшний момент Virgin Galactic выглядит очень долгоиграющим проектом, от которого сам Бренсон устал. Акция подходит для спекуляций, долгосрочное будущее компании не понятно.

Кто такой Ричард Брэнсон?

Ричард Брэнсон является одним из самых богатых людей на Земле. В плане изучения космоса его стремления так же сильны, как у Илона Маска и упомянутого в начале статьи Джефа Безоса. Главным проектом Ричарда Брэнсона является корпорация Virgin Group, в которую входят около 400 разных компаний. Первым проектом предпринимателя стал студенческий журнал, который он начал выпускать в 1966 году. Потом он открыл магазин пластинок Virgin, студию звукозаписи Virgin Records и так далее. Кажется, предприниматель успел засветиться во всех сферах деятельности, вплоть до области компьютерных игр и освоения космоса.

Ричард Брэнсон на презентации компании Virgin Brides

В аэрокосмической отрасли Ричард Брэнсон присутствует в качестве главы компаний Virgin Galactic и Virgin Orbit. Первая предоставляет услуги космического туризма, а вторая — запускает на околоземную орбиту небольшие спутники. Недавно Virgin Orbit успешно запустила ракету-носитель LauncherOne с семью разными спутниками.

Воздушный старт ракеты-носителя LauncherOne

В том, что предприниматель намерен отправиться в космос внутри собственного корабля, нет ничего удивительного. За свою жизнь он успел побывать в самых рискованных приключениях. Например, в 1986 году он всего лишь за 3 дня пересек Атлантический океан на моторной лодке. Будучи заядлым любителем острых ощущений, перед полетом 11 июня он объявил, что хочет сделать космические полеты доступными для как можно большего количества людей.

Запуск ракеты LauncherOne

Virgin Orbit несколько раз пыталась запустить ракету в космос с самолета, но каждый раз терпела неудачу. В 2019 году ракета не включила двигатели и просто упала на территорию Военно-воздушных сил США. Позже компания сообщила, что падение было запланировано заранее — инженеры хотели выяснить, что происходит с самолетом и ракетой после разделения.

В тот раз двигатель запустился, но из-за «непредвиденных проблем», о которых инженеры компании умолчали, LauncherOne потерпела крушение. Для компании это оказалась серьезная потеря, поскольку на второй ступени ракеты было много инструментов и датчиков, которые должны были помочь изучить ее поведение во время полета.

И вот, начало 2021 года все же принесло Virgin Orbit удачу — LauncherOne впервые увидела космос и даже вывела на орбиту полезный груз. Среди кубсатов оказались следующие спутники, предоставленные NASA и американскими университетами:

  • CACTUS-1 — для отслеживания космического мусора;
  • CAPE-3 и MiTEE — спутники учебных программ американских университетов;
  • EXOCUBE-3 — для изучения экзосферы Земли;
  • Два спутника PICS;
  • Радиометр PolarCube;
  • Q-PACE — для проведения экспериментов в условиях низкой гравитации;
  • RadFXSat-2 — для космических наблюдений;
  • TechEdSat-7 — кубсат миссии NASA.

Подготовка кубсатов к полету

Конечно, пока рано говорить о полетах человека в космос на ракетах Virgin Orbit, но и SpaceX в свое время начинала именно с запуска спутников. А теперь вовсю готовит миссию на Марс.

Плюсы и минусы воздушного старта

Компании Virgin Galactic и Virgin Orbit, которые основаны миллиардером Ричардом Брэнсоном (Richard Branson), одни из немногих, кто использует систему воздушного старта. У этого способа есть несколько преимуществ перед запуском с космодрома. Во-первых, ракета не зависит от условий космодрома — все необходимые действия компания может выполнить сама. Во-вторых, такой способ запуска ракет обходится дешевле, потому что перед включением двигателей ракеты уже имеют некоторую скорость, благодаря чему потребляют меньше топлива.

Метод воздушного старта

Однако, у воздушного старта ракет есть и недостатки. Самый главный минус состоит в том, что компания не может выполнить заказ по выводу на орбиту тяжелых грузов. Для запуска ракет общей массой от 100 тонн без использования космодрома не обойтись, потому что самолеты не могут поднять такую тяжесть. Второй же минус заключается в необходимости придания ракетам дополнительной прочности, чтобы они не сломались во время поднятия на высоту.

Зачем запускать ракету с самолета?

Причин на самом деле несколько. Во-первых, это экономически выгодно — не нужно строить космодром для запуска ракеты. Подойдет любой аэродром с полосой достаточной длины, поскольку Virgin Orbit использует модификацию Boeing 747-400, а эта модель используется авиакомпаниями по всему миру. Во-вторых, старт с высоты позволяет ракете миновать первые 10 километров высоты с самой высокой плотностью атмосферы, то есть самолет как бы «помогает» ей выйти на орбиту.

В то же время если сравнивать подход Virgin Orbit и SpaceX, компания Илона Маска все же поступает более рационально. Хотя для ракет Falcon нужны космодромы, их можно повторно использовать, в то время как ракета LauncherOne является «одноразовой». Кроме того, грузоподъемность LauncherOne немного меньше, чем у Falcon 9. Virgin Orbit не раскрывает стоимость запуска, и если она не слишком отличается от SpaceX, нет никакого смысла в том, чтобы запускать ракету с самолета. Разве что ради эффектного видео.

Тестовый полет Cosmic Girl в 2019 году

Новости о компании Virgin Galactic ($SPCE) май 2021

10 мая компания объявила о финансовых результатах за первый квартал 2021 года. От них, естественно, не особо много ждали.

Компания отчиталась о 0.55$ убытка на одну акцию, что в 2 раза больше, чем прогноз аналитиков в 0.27$. Да, чистый убыток в этом квартале в 3 раза меньше, чем в 1 квартале 2020 года, но все равно сильно хуже ожиданий.

На балансе у компании кеша 617 миллионов долларов.

Ранее компания заявляла о том, что рассчитывает в мае провести тестовый полет и к концу года начнет проводить коммерческие полеты.

Сейчас даже месяц тестового полета не известен. Компания взяла паузу и перестала обещать. А для компании, живущей на новостях, это смерти подобно. Сами посмотрите, что Брэнсон говорил раньше

Космический туризм в 2021 году

А вообще, 2021 год будет очень богат на космические полеты. Уже совсем скоро, 20 июля, в космический туризм полетит глава компании Blue Origin (более известный как основатель Amazon) миллиардер Джефф Безос. Для полета будет использован корабль New Shepard, который тоже прошел через огромное количество испытаний. Последний тест был проведен в середине апреля — благодаря ему нам стало предельно понятно, как будет проходить грядущий полет. Если интересуетесь космосом, рекомендую к прочтению. Вот ссылка.

В июне 2021 года в космос также полетит Джефф Безос

А в сентябре 2021 года свой первый заказ на космический туризм выполнит компания SpaceX. Полет будет совершен на деньги Джареда Айзекмана, который сколотил огромное состояние будучи генеральным директором платежной системы Shift4 Payments. Подробнее об этом полете можно почитать тут.

Выход на биржу

Virgin Orbit решила стать публичной компанией путем выхода на биржу NASDAQ через слияние с NextGen Acquisition II Corp (NASDAQ:NGCA) (сделка SPAC). В результате этого компания оценивается в 3,2 миллиарда долларов. SPAC (special-purpose acquisition company) — это специальная компания, которую создают с целью выхода на биржу и последующего слияния с другой частной компанией.Ожидается, что объединение бизнеса будет завершено в четвертом квартале 2021 года. Сделка включает новые инвестиции в размере $100 млн от Boeing (NYSE:BA) и AE Industrial Partners.Ожидается, что в результате выхода на биржу компания сможет привлечь $483 млн. На бирже Nasdaq Virgin Orbit будет торговаться под тикером “VORB”.

Полет назло конкурентам

Считается, что первый полет VSS Unity с пассажирами заметно ускорила Ее Величество Конкуренция. Дело в том, что в начале мая свой полет в космос анонсировал основатель Amazon Джефф Безос, который тоже инвестирует в космос в рамках своей частной компании Blue Origin (на бирже не торгуется). Датой вылета Безос назвал 20 июля — день посадки на Луну астронавтов Нила Армстронга и Эдвина Олдрина.

И понеслась. 22 мая Virgin Galactic совершила удачный тестовый полет VSS Unity. В конце июня благодаря этому получила лицензию на полеты с пассажирами от Федерального управления гражданской авиации США. А 1 июля объявила, что отправит в космос четырех пассажиров, в том числе и своего основателя Ричарда Брэнсона.

11 июля весь мир (а особенно обладатели акций SPCE) следил за полетом онлайн. Полет прошел удачно, хотя подготовка заняла гораздо больше времени, чем непосредственно нахождение экипажа в космосе. Собственно, это и послужило основной причиной для критики. По сути, VSS Unity был в космосе считанные минуты, да и по поводу того, считать ли орбиту космической, мнения разошлись.

Дело в том, что VSS Unity — это вам не полет Юрия Гагарина, который вышел на высоту 327 км и облетел вокруг Земли. Здесь полет попроще, суборбитальный. Космолет цепляют к мощному самолету, тот набирает высоту 15–20 километров, после чего корабль отцепляется, включает собственные двигатели и добирается на околоземную орбиту — чуть более 80 километров. Несколько минут в невесомости — и космолет летит обратно.

И здесь, с одной стороны, достижение «Вы побывали в космосе» получено. С другой — смотря как считать. По правилам NASA все сходится: все, что выше 80 километров над землей, — уже космос. А вот по правилам Международной авиационной федерации линия Кармана, разделяющая атмосферу и космос, находится на высоте 100 километров. И значит, Брэнсон не совсем космонавт.

Интересно, что фондовый рынок на первый полет аж шести человек (два пилота и четыре пассажира) отреагировал, мягко говоря, без ажиотажа. Стоимость акций SPCE после открытия мировых бирж в понедельник, 12 июля, составила около 50 долларов, поднявшись на 3-4 %, что сравнимо с уровнем накануне отмененного февральского полета. Грубо говоря, надежды тех, кто покупал акции в последний момент, не оправдались. По мнению экспертов, заметного роста не стоит ожидать и в ближайшем будущем.

Марк Гойхман, главный аналитик TeleTrade:

— Сейчас текущий потенциал акций Virgin Galactic во многом пока исчерпан, событие учтено в котировках. Они поднимались именно в преддверии полета, в расчете на его эффект. Повышение c мая по конец июня произошло с 14,2 до 57,4 доллара. Теперь для инвесторов, рассчитывавших на данное событие, пришла пора фиксации прибыли. Ведь оно уже произошло, цель достигнута. Трейдеры, как известно, называют эту тактику «покупай на слухах, продавай на фактах». Вот по «факту» котировки не только не смогли преодолеть предыдущие максимумы, но и опускались до 49,2 доллара. Теперь инвесторы будут ожидать новые драйверы, без эмоциональности оценивать перспективы компании.

Интерес к подобным акциям может вырасти в перспективе — когда полеты космических туристов превратятся из тестовых в регулярные, а компании-туроператоры начнут генерировать прибыль. Но это дело еще пяти-десяти ближайших лет, а пока капитализация конкретно Virgin Galactic в ближайшие дни может даже снизиться, если запуск корабля их главного конкурента Blue Origin окажется хотя бы настолько же удачным. Впереди еще много неизвестных: например, насколько Virgin Galactic сможет удовлетворить имеющийся спрос своим единственным космолетом и какую выручку это даст. В общем, пока инвестиции в космос, при всей нашей любви к нему, больше похожи на спекуляцию.

Автор этой статьи будет благодарен вам, если вы поставите лайк нашей группе в Facebook.

О компании

Virgin Orbit была основана в 2017 году. Сейчас акционерами компании являются материнская Virgin Group (NYSE:VGII), фонд национального благосостояния Абу-Даби Mubadala Investment Company, а также руководство и сотрудники самой организации. Mubadala проинвестировал в Virgin Orbit около $1 млрд. Компания использует модифицированный  самолет Boeing 747 для запуска своих ракет. Самолет компании переносит ракеты LauncherOne на высоту около 45 тыс. футов и сбрасывает их непосредственно перед запуском двигателя ракеты, после чего носитель уже отправляется в космос. Т.е. ракета-носитель запускается с воздуха, в то время как у конкурентов, таких как Rocket Lab или Astra (NASDAQ:ASTR), запуск происходит с земли. Такой метод позволяет более гибко использовать подход запуска и предоставлять услуги для большего числа клиентов. Сама ракета LauncherOne предназначена для перевозки малых спутников весом до 500 кг.

Можно ли инвестировать в SpaceX

В XXI веке за космические перелеты взялись частные компании. Государственные программы, подававшие грандиозные надежды в 60-е годы, себя не оправдали. На Марсе яблони так и не зацвели, космический туризм ограничился единичными полетами мультимиллионеров.

В начале нулевых один из акционеров платежной системы PayPal Илон Маск основал компанию SpaceX. От прогнозов «космос частникам не по плечу» до первого успешного полета прошло всего пять лет. Ракета-носитель Falcon 1 с полезной нагрузкой на борту вышла на орбиту 28 сентября 2008 года.

На данный момент в послужном списке SpaceX посадка первой ступени ракеты на землю и на воду, успешный повторный запуск использованной первой ступени, разработка самой тяжелой ракеты-носителя в мире. Из стартапа, в котором сомневались инвесторы, компания выросла в лидера отрасли, потянув за собой всю индустрию.

Впрочем, если говорить о финансовом рынке, то инвестировать в SpaceX частному инвестору не получится. В отличии от другого известного детища Илона Маска — автопроизводителя Tesla — компания на IPO не выходила и, более того, о таких планах даже не заявляла. Разговоры ходят о выходе на биржу одного из подразделений SpaceX — компании Starlink, которая будет заниматься запуском высокоскоростного интернета через спутники на низкой орбите. Но какой-то конкретики по этому поводу пока нет.

Запуск ракеты с самолета

Virgin Orbit не стала устраивать шоу из этого события, как обычно делает SpaceX (а зря), поэтому прямой трансляции запуска ракеты не было. Зато СММщики компании довольно эмоционально отписывались в ее Твиттер о каждом этапе полета — от успешного отделения от самолета и запуска двигателей до выхода на орбиту и выведения спутников.

Слышали, что мы впервые преодолели 50 миль и все еще находимся в полете. Просто вау! ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КОСМОС, LAUNCHERONE!

Полет проходил следующим образом. Для запуска использовался самолет Boeing 747-400, который Virgin Orbit ласково назвала Cosmic Girl. Только это не обычная модификация и даже не простая грузовая, а специально созданная версия этого самолета для запуска ракеты. Под его крыльями установили специальные крепления для удержания ракеты, которые могут отпустить ее в любой нужный момент.

Cosmic Girl вылетел с ракетой под крылом

Самолет вылетел с аэродрома в пустыне Мохаве и направился к Тихому океану. Пролетев 150 километров над океаном за 1 час и 7 минут самолет резко поднял нос, накренился вправо, чтобы приподнять левое крыло, под которым была закреплена ракета LauncherOne, и сбросил ее над океаном. Через 3 секунды после сброса (не сразу, иначе есть риск повредить самолет) был запущен двигатель первой ступени, и LauncherOne устремилась в космос.

План полета Cosmic Girl и место сброса ракеты

Успешно сбросив ракету, самолет сделал круг и отправился обратно на аэродром. Запуск было видно даже с пляжа неподалеку.

Через полчаса после этого вторая ступень вышла целевую орбиту, двигатель верхней ступени (NewtonFour) по плану отключился и должен был перезапуститься, с чем возникли сложности. Одновременно была отдана команда отделения полезной нагрузки. Двигатель не удалось запустить снова, но ракета все же вывела в космос 10 кубсатов.

Как скупались акции Virgin Galactic и чем все кончилось

С февраля по середину мая 2021 года котировки Virgin Galactic потеряли около 70% стоимости. Этому способствовал перенос запуска коммерческих рейсов на 2022 год, а также отток влиятельных инвесторов.

  • Ричард Брэнсон в апреле 2021 года продал собственные акции Virgin Galactic стоимостью в $150,3 млн. В мае 2020 года основатель Virgin Group также избавлялся от бумаг компании, так как его бизнес-портфель серьезно пострадал от пандемии.
  • В мае 2021 года Чамат Палихапития продал все 6,2 млн акций Virgin Galactic, которые находились в его прямом владении. Стоимость актива составила $213. Сейчас ему принадлежат около 15,8 млн ценных бумаг через Social Capital Hedosophia Holdings.
  • 12 мая 2021 года фонды Кэти Вуд ARK Space Exploration & Innovation и ARK Autonomous Technology & Robotics также начали избавляться от акций Virgin Galactic, спровоцировав дальнейшее падение. За день максимальное снижение котировок составило 20%.

Сейчас Virgin Galactic сталкивается с серьезной конкуренцией со стороны других космических компаний. SpaceX Илона Маска собирает рекордные инвестиции, а первый полет в космос Blue Origin Безоса состоится уже в июле 2021 года. Однако несмотря на многочисленные трудности, Virgin Galactic не меняет ключевые составляющие своей бизнес-модели: тщательное тестирование, фокус на безопасности и уникальная услуга.

В статье использованы материалы следующих источников:

  • Under Lucky Stars,
  • Parabolic Arc.

Virgin Galactic и инвестиции

В декабре 2005 года губернатор штата Нью-Мексико и Ричард Брэнсон договорились о строительстве космопорта Spaceport America за $225 млн, предназначенного специально для сдачи в аренду компании. Virgin Galactic Впоследствии там проводили тестовые полеты и космические запуски.

В 2010 году фонд aabar Investments (сейчас входит в Mubadala Investment) из Абу-Даби приобрел 31,8% в Virgin Galactic за $280 млн. Компания оценивалась примерно в $900 млн. Еще $100 млн получала программа запуска малых спутников с WhiteKnightTwo.

В 2014 году стало известно, что Google вела переговоры о покупке доли в Virgin Galactic, чтобы получить доступ к технологии запуска спутников. Однако данных о сделке не появлялось. 

Фото в тексте: xalien /

С октября 2019 года Virgin Galactic торгуется на Нью-Йоркской фондовой бирже.

Virgin Galactic (SPCE) – стоит ли вложить свои деньги сейчас?

Плюсы данный компании перечислить легко.

Это Бренсон и идея.

Что касается Бренсона, он знаковая фигура, но не будем забывать, что ему 70 лет. Крепкого здоровья и долгих лет жизни ему, конечно, но рисков, связанных с его возрастом, достаточно, даже если просто рассматривать его личный полет в космос.

Что касается идеи, то да, идея отличная. Но $SPCE не единственная компания, которая занимается полетами в космос. Пока она единственная на фондовом рынке, доступная инвесторам, но сколько продлится этот период? Что будет, когда на фондовый рынок выйдут Blue Origin Безоса или SpaceX Маска – не перетянут ли они инвесторов, разочаровавшихся в $SPCE?

Итак, что известно из минусов на данный момент:

Бренсон признавался, что если бы он знал то, что знает сейчас, то он просто не смог бы вытянуть затраты на этот проект.

Это первый бизнес-производство для Ричарда. Причем производство в США, еще и включающее технологии. Для нас это не говорит ни о чем, но вот по американским законам граждане США не могут разглашать подробности технологий гражданам других стран, даже если они владеют их компанией. А Бренсон – англичанин. То есть, понимаете, если он спросит у своего сотрудника, в чем конкретно проблема с новым самолетом, то ему не смогут дать ответ.

Посмотрите, как бодро он рассказывает о программе космического туризма Олегу Тинькову в 2011 году.  

В 2020 Бренсон продал акций на 500.000.000 фунтов. В 2021 он продал акций еще на 150 млн.

Бог с ним с продажей доли. Может, действительно, пришло понимание, что для космической программы нужны космические деньги. Но давайте пару слов о том, что за человек вообще Ричард Брэнсон. Virgin Group – это не только звукозаписывающая компания и самолеты, но и сеть спортзалов, поезда, отели и даже газировка. Бренсон покупает активы, ребрендирует, наращивает стоимость и продает. Это не первый и не второй для него бизнес, поэтому опыта в оценке у него навалом. И опыт в том, когда выходить из бизнеса, тоже есть.

В марте 2021 компания заменила многих C-level менеджеров

В любом бизнесе слаженная работа команды. Когда в 1 месяц меняется существенная часть руководящего состава, это так себе знак с точки зрения позитивных новостей в ближайшем будущем.

Кэти Вуд распродала $SPCE из фонда ARK Space Exploration & Innovation $ARKX – сейчас доля компании в фонде составляет 0,02%…

Тут дело, конечно, не только в $SPCE. У Кэти Вуд с майской коррекцией настали тяжелые времена. Еще полгода назад в статьях журналисты соревновались в хвалебных песнях, а сегодня клиенты хотят забрать деньги. Ей нужно выходить в кэш, таким образом, фонд вынужден распродавать активы. Однако, согласитесь, крайне напрягает, когда фонд инвестиции в космические технологии оставляет за бортом конкретную компанию.

Компания, не генерирующая выручки, стоит 3,75 миллиарда. Даты следующего полета нет.

В наше время выручка, конечно, не показатель. Но и новостного позитивного фона по компании тоже нет. 

Будет ли такой же популярной, как Virgin Galactic?

Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим на перспективы новой компании. В январе 2021 года Virgin Orbit успешно запустила спутники для NASA. Тогда удалось вывести десять спутников на околоземную орбиту. Ракета с грузом была запущена из-под крыла самолета Boeing 747. Последний успешный запуск для коммерческих заказчиков компании был 30 июня 2021 г.Мобильность системы позволяет Virgin Orbit предоставлять услуги по запуску спутников десяткам стран, которые в настоящее время имеют космические агентства и спутниковую промышленность, но не имеют возможности запуска с локальных территорий.  Ожидается, что компания будет расти крайне стремительными темпами. Средние темпы роста в ближайшие 5 лет ожидаются на уровне 166% в год. Согласно прогнозам, к 2025 году выручка компании достигнет 1,5 млрд долларов.

Прогноз по динамике выручки Virgin Orbit

Прогноз по динамике EBITDA и свободного денежного потока Virgin Orbit

Мнение аналитиков InvestFuture

Сразу стоит оговориться о рискованности инвестиций в компании, которые еще не продемонстрировали существенных результатов, и их будущие перспективы остаются под вопросом. Однако мы считаем, что бизнес-модель компании выглядит менее рискованной по сравнению с космическим туризмом Virgin Galactic (NYSE:SPCE). А преимуществом перед другими конкурентами, занимающимися доставкой спутников, может стать модель воздушного запуска ракет. Сейчас Virgin Orbit уже оценивается в $3 млрд. Если планы реализуются, оценка компании вполне может вырасти в 2-3 раза в ближайшие 3-5 лет.Таким образом, у Virgin Orbit есть шанс повторить дебют Virgin Galactic, однако пока инвесторы не особо верят в нее. Котировки NextGen Acquisition Corp. II отреагировали ростом всего на 2%. После слияния интерес могут подогреть новые контракты и успешные запуски.Не является торговым сигналом или инвестиционной рекомендацией. Текст подготовлен при помощи команды InvestFuture: аналитика Александра Резникова и редактора Александра Никитова.

Подготовка к полету Virgin Galactic

Компания Virgin Galactic была основана в 2004 году и очень долго готовилась к этому полету. Долгое время для суборбитальных полетов использовался космический корабль VSS Enterprise, но в октябре 2014 года он потерпел крушение. В результате катастрофы погиб 39-летний Майкл Олсбери, а второй пилот Питер Сиболд смог выжить благодаря парашюту. После этого испытания пришлось отменить на несколько лет, потому что репутация компании была сильно подпорчена.

Фотография с места крушения космического корабля VSS Enterprise

Но уже в 2016 году работа над популяризацией космического туризма была возобновлена. В 2016 году компания представила миру новый космический корабль VSS Unity и успешно провела первый тестовый полет. Уже в 2017 году миллиардер Ричард Брэнсон начал говорить о том, что они уже практически готовы к коммерческим полетам. Но дело затянулось вплоть до 2021 года. Зато компания смогла тщательно к нему подготовиться и даже разработала комфортный салон корабля с удобными креслами и огромными окнами для хорошего вида на красоты Земли. Узнать больше об удобствах слона VSS Unity можно по этой ссылке.

Испытательные полеты и негативная реакция

Несмотря на трагедию 2007 года, Virgin Galactic все еще привлекала клиентов. Считается, что как только компания возобновила продажи, в резервный список записались около 30 тысяч человек.

Первоочередной целью было найти 100 туристов, которые бы поучаствовали в первом полете на SpaceShipTwo. Группа получила название «Основатели Virgin Galactic».

Среди 30 тысяч заинтересованных были преимущественно мужчины из более 120 стран. В их числе были британский дизайнер гоночных автомобилей Адриан Рейнард и актриса, а позднее предпринимательница Виктория Принсипал, известная по роли в телесериале 1980-х «Даллас».

Надежность суборбитального транспорта по-прежнему была под вопросом, из-за чего некоторые покупатели даже отказывались от места в очереди на полет. Тогда Virgin Galactic запустила информационную кампанию о рисках космического туризма, в которой ссылалась на высокие показатели безопасности трех собственных авиалиний. У них не было ни одной катастрофы.

Отказы от участия в программе были связаны и с долгим ожиданием: компания проводила множество тестов, чтобы убедиться в безопасности SpaceShipTwo.

Параллельно Virgin стремилась диверсифицировать бренд и активно развивала партнерские отношения.

  • В 2011 году Virgin Galactic заключила партнерство с NASA для проведения исследовательских полетов.
  • Также компания обязалась отправить в космос ученых из Юго-западного научно-исследовательского института штата Техас.

В апреле 2013 года Virgin успешно провела первый тестовый запуск SpaceShipTwo, в сентябре того же года — второй, а в январе 2014 года — третий.

Следующее испытание в октябре 2014 года пошло не по плану. В аварии погиб пилот Майкл Элсбери, второй летчик Питер Сиболд был ранен.

Национальный совет по безопасности на транспорте США заключил, что авария произошла из-за ошибки Элсбери. Во время снижения он преждевременно активировал систему флюгирования, из-за чего корабль буквально развалился на части.

Тогда была создана усовершенствованная версия SpaceShipTwo, VSS Unity, которая предотвращала ошибки предыдущих версий.

Стоит ли вкладываться в Virgin Galactic

Зато на бирже представлена другая частная компания, занимающаяся космосом, — Virgin Galactic, принадлежащая Virgin Group бизнесмена Ричарда Брэнсона. На IPO компания вышла в 2019 году, и с тех пор существенно прибавила в рыночной стоимости. Торги начинались при цене в 12 долларов за одну акцию, а сейчас стоимость уже перевалила за 54 доллара.

Virgin Galactic специализируется на конкретной цели — организации доставки на орбиту космических туристов. Причем максимально комфортной доставки, в режиме ни к чему не обязывающего аттракциона. Никаких диких перегрузок при старте ракеты и питания одной только едой из тюбиков.

Выглядеть это должно так. Космический корабль цепляют к самолету и поднимают на максимальную высоту. Корабль отцепляется, включает свои реактивные двигатели, выходит на околоземную орбиту, остается там несколько минут, чтобы дать туристам насладиться невесомостью и всю жизнь с гордостью произносить фразу «Я был в космосе». После чего приступает к снижению.

Еще совсем недавно инвесторы знали, что первый полет с туристами на борту состоится летом 2020 года. Затем — что тестовый полет с выходом корабля в космос (без туристов) состоится осенью 2020-го. Очередная дата — 13 февраля 2021 года. О ней Virgin Galactic заявила в январе, сообщив об успешных испытаниях своих самолетов. Чем и вызвала резкий рост капитализации. Как нетрудно догадаться, теперь все зависит от того, как пройдет тот самый полет.

Михаил Бугаев, аналитик инвестиционной компании QBF:— Если вы со стороны объективно посмотрите на акции Virgin Galactiс, то компания глубоко убыточная. Все мультипликаторы, мягко говоря, находятся вне нормальной инвестиционной зоны. В 2019 году акции Virgin Galactiс выросли в три раза, затем упали в два раза вместе со всем рынком, и потом с рынком снова выросли в два с половиной раза. Надо понимать, что в конце 2020 года на фоне гигантской ликвидности, которую дали центробанки, росли в разы даже самые «убитые» акции в третьем, четвертом эшелонах. Я бы обходил эти акции стороной, но я уже давно не космический романтик.