Содержание
- Вычисления
- Преимущества юнитов для предпринимателей
- Этап 1. Считаем, сколько стоит юнит
- Как работают показатели
- Что такое unit-экономика?
- Как определить свой юнит
- Какие показатели отслеживать
- Считаем расходы и доходы, связанные с юнитом
- Апарт-комплексы в Санкт-Петербурге
- Основная суть unit-экономики
- КУБ24 — ПОРЯДОК в ФИНАНСАХ
- Расчет unit-экономики по формуле
- Интересные факты [ править | править код ]
- Этап 3. Отвечаем на ключевые вопросы бизнеса
- Особенности юнит-экономики
Вычисления
В геометрии расстояние между двумя точками, А и В, с координатами A(x₁, y₁) и B(x₂, y₂) вычисляют по формуле:
В физике длина — всегда положительная скалярная величина. Ее можно измерить при помощи специального прибора, одометра. Расстояние измеряется по траектории движения тела
Важно не путать расстояние с перемещением — вектором, измеряемым по прямой от точки начала пути до точки конца пути. Перемещение и длина одинаковы по величине только если тело двигалось по прямой
При известной частоте оборота колеса или его радиуса можно вычислить расстояние, пройденное этим колесом. Такие вычисления полезны, например, в велоспорте.
Автор статьи: Kateryna Yuri
Unit Converter articles were edited and illustrated by Anatoly Zolotkov
Преимущества юнитов для предпринимателей
Дешевизна
Такие апартаменты стоят на 15-20% меньше, чем квартира аналогичной площади в этом же районе, поскольку классифицируются как коммерческое/нежилое помещение. Застройщики не закладывают в стоимость юнита строительство социальной инфраструктуры (детские площадки, поликлиники, школы и т. д.)
Высокая доходность
От сдачи в аренду юнита, по данным экспертов Knight Frank, в апарт-отеле можно получить 8-15% годовых. Доходность традиционных квартир при этом едва ли достигает 4%. Тенденция связана с большим спросом на юниты.
Небольшое число конкурентов
Апарт-отели еще только набирают популярность в строительстве. В Петербурге можно насчитать лишь пару десятков таких комплексов. Конкурировать по стоимости и предложению в этих условиях гораздо проще.
Экономия времени на ремонт
Застройщики в апарт-отелях продают жилье с черной и чистовой отделкой, а также с завершенным дизайнерским ремонтом («под ключ»). У вас всегда есть возможность купить готовую квартиру, сразу же сдавать ее и получать прибыль.
Дополнительные услуги от апарт-отелей
Если вы хотите приобрести юнит, чтобы сдавать в аренду, совсем необязательно заниматься вопросами самому. При апарт-отеле часто есть управляющая компания, с которой можно заключить договор о поиске арендаторов. Они могут полностью взять на себя ответственность по ведению бизнеса за процент (в среднем 20-30%).
Этап 1. Считаем, сколько стоит юнит
Юнит-экономика оперирует метриками — показателями, которые обозначают английскими аббревиатурами. Вы могли их слышать: ARPU, CAC, CM, ARPC, UA и другие. Основных метрик — не более 10–15. Мы разберёмся в них, двигаясь от простых к сложным.
User Acquisition (UA) — количество привлечённых пользователей. Например, по рекламе в Instagram на сайт перешли 1000 посетителей. Это и будет показатель UA
Важно: пользователь пришёл на сайт и узнал о продукте, но не обязательно его купил. Покупателей в юнит-экономике называют Buyers или Customers, обозначают буквами B или C
Acquisition Cost (AC) — затраты на привлечение пользователей. Показывает, сколько денег потребовалось, чтобы привлечь посетителей на сайт. В нашем примере это сумма, которую потратили на рекламу в Instagram. Здесь показатель AC будет равен маркетинговому бюджету.
Conversion Rate (С) — конверсия. Знакомый любому маркетологу показатель — соотношение количества посетителей сайта и тех, кто купил товар или услугу. Из 1000 посетителей товар купили 20 — конверсия составила 2%. Conversion Rate показывает эффективность воронок продаж на всех этапах.
Как понять, насколько эффективна ваша система продаж? Конверсию можно сравнить с показателями конкурентов в вашей нише. Цифры можно посмотреть в открытых источниках: например, почитать кейсы в специализированных блогах и медиа, таких как VC. Данные о конверсиях также можно узнать на профильных мероприятиях и конференциях.
Cost per Acquisition (CPA) — стоимость привлечения одного пользователя. Чтобы узнать CPA, нужно весь маркетинговый бюджет (AC) разделить на количество привлечённых пользователей (UA).
Например, маркетинговый бюджет составил один миллион рублей, онлайн-школа привлекла 10 000 пользователей. CPA = 1 000 000 / 10 000 = 100 рублей. Столько школа тратит, чтобы привлечь одного пользователя.
Customer Acquisition Cost (CAC) — стоимость привлечения одного клиента. Чтобы посчитать показатель, сначала суммируют затраты на рекламу, выплаты специалистам и расходы на дополнительные услуги. Потом сумму делят на количество привлечённых клиентов (B или C).
Например: вы потратили на рекламу онлайн-курса 10 000 рублей и заплатили 5000 таргетологу за его услуги. Курс купили 7 человек. Чтобы посчитать CAC, нужно к 10 000 прибавить 5000 и поделить эту сумму на 7 клиентов. Получится, что на привлечение одного клиента вы потратили 2142 рубля.
Фото: Pressmaster / Shutterstock
Нужно ли включать в расходы по CAC и CPA оплату услуг таргетолога, директолога, других специалистов? Это зависит от типа бизнеса. Если вы привлекали таргетолога или директолога специально для настройки рекламы на конкретный продукт, то выплаты им следует учесть.
Если таргетолог работает в компании за фиксированную зарплату и ведёт много параллельных проектов, то в CAC или в CPA по конкретному товару или услуге расходы на него не войдут. Их нужно будет добавить в постоянные расходы — о них мы поговорим ниже.
Как работают показатели
Разберем еще одну метрику. Например, метрика «конверсия» показывает, как потенциальный клиент — его еще называют лидом — переходит в реального клиента с деньгами. Это важная метрика, потому что часто предприниматели не разделяют лидов и клиентов.
У компании «Винтик» есть пять сотрудников и прибыль в пятьсот тысяч рублей. Руководитель компании Иван Иванович думает, как сделать, чтобы через два месяца получить прибыль в два миллиона рублей. Он вкладывает сто тысяч рублей в рекламу, получает много звонков и заявок и уверен, что дело удалось. Через два месяца прибыль Ивана Ивановича стала даже меньше обычной.
Реклама приводит потенциального клиента, но этот человек еще не отдал компании свои деньги — это нужно помнить.
Иван Иванович решает, что реклама плохая, дает другую, на которую тратит уже двести тысяч рублей. Он получает много звонков, но снова ноль клиентов. Иван Иванович увольняет менеджера по рекламе со словами: «Ты не можешь даже нормальную рекламу дать».
Иван Иванович не задумался — может, менеджер и реклама тут ни при чём. И чтобы правильно развивать бизнес, нужно разделить зоны ответственности. Без этого Иван Иванович не сможет понять, за счет каких метрик юнит-экономики он сможет вырасти.
Однажды Иван Иванович услышал, как менеджеры по продажам разговаривают с потенциальными клиентами, и понял, что команда ничего не знает о продукте, говорит чушь, грубит.
Реклама может работать отлично, попадать на сто процентов в целевую аудиторию, но дальше конверсия будет маленькой — потому что менеджер плохо разговаривает с людьми, на сайте не работают нужные ссылки или нет возможности оплатить заказ картой.
Если компания считает конверсию и видит, что цифра маленькая, она может начать проверять, что пошло не так и какие проблемы в продукте. В любом случае одна метрика дает толчок к поиску проблемы.
Что такое unit-экономика?
Для тех, кто впервые слышит о юнит-экономике, эта статья станет источником полезной информации. Конечно, это не значит, что сразу после прочтения вы сможете внедрить все на практике, однако материал однозначно будет вам полезен.
В первую очередь юнит-экономика нужна тем, кто расположен к долгосрочному ведению бизнеса
Если человек желает единоразово вложиться, «поднять денег» и закрыть предприятие, то ему не нужны расчеты на перспективу, ему не важно прогнозирование, ему нужно здесь и сейчас
Если же предприниматель настроен на долгосрочное ведение бизнеса, рост и масштабирование, выход на новый уровень, ему просто необходимо понимать, как развиваться, на что делать упор, уметь рассчитывать показатели и создавать рост для своей компании в геометрической прогрессии.
Кому еще нужно понимать основы юнит-экономики? Инвесторам, потому как инвестировать в предприятие, которое станет работать в минус и в ближайшие годы приведет к убыткам, никто не будет. Благодаря юнит-экономике можно понять, достигается ли из месяца в месяц одна и та же сумма прибыли. А это очень важный показатель для инвестирования. Например, если предприятие получает прибыль в месяц в размере 1 миллиона несколько месяцев подряд, можно предположить, что и в последующие месяцы этот доход будет соблюдаться или даже увеличиваться.
На сегодняшний день интерес к инвестициям растет в полную силу, многие предприниматели желают получать пассивный доход и подыскивают интересные стартапы для вложений. Так что эти знания пригодятся как самим предпринимателям, так и начинающим и практикующим инвесторам.
Unit-экономика – это доход и расход в расчете на одного клиента/единицу товара (юнит) за всю жизнь клиента. Иными словами, также можно сказать, что юнит-экономика – это поступление денег от одного юнита минус расходы на то чтобы это событие свершилось.
Юнитом может быть любой показатель, который предприниматель хочет масштабировать. В качестве юнита может выступать как потенциальный клиент, который, например, только зарегистрировался на сайте, так и клиент, который уже приносит прибыль компании.
Каждый предприниматель знает, что одними из важнейших задач для построения эффективного бизнеса являются постановка целей и планов на будущее, расчет плановых показателей, чтобы было понятно, к чему стремиться и чего реально достичь.
С помощью этого инструмента можно легко и быстро оценить ситуацию на предприятии, декомпозировать задачи, разобрать, исследовать, а затем сложить воедино все составляющие для понимания общей картины.
Как определить свой юнит
Это один из самых важных элементов, от которого зависит формула, которую нужно будет применять при расчётах. Именно этот элемент вызывает сложность у начинающих бизнесменов.
Вид бизнес-юнита зависит от специфики деятельности компании. Исчерпывающей схемы, для кого и какой вид подойдёт, нет. Мы можем дать только общие рекомендации.
Первый вид юнита ― единица товара
Этот вид подходит организациям, которые занимаются продажей товаров (неважно, производят продукт сами или является дистрибьютором). За основу берётся один товар
Это самый простой и распространённый вид юнита.
Второй вид юнита ― клиент. Этот вид подойдёт для интернет-провайдеров, когда юнитом будет каждый клиент, который пользуется услугами интернета. Также этот вид юнита подойдёт организациям, которые работают по абонентской плате, для работников с почасовой оплатой (аутсорсеров).
Третий вид ― контракт. Этот вид юнита подходит фирмам, которые продают дорогостоящее оборудование. На продаже дорогих инструментов заработать трудно, поэтому основной доход ― это продажа дополнительных услуг: установка и обслуживание.
Какие показатели отслеживать
Формула, по которой мы считали выше, показывает, зарабатывает компания с одного клиента или нет. Но она не показывает, почему у компании убыток или как ей расти дальше. И вот здесь появляются дополнительные надстройки к основной формуле, их называют метриками. Мы собрали основные:
Как считать
Стоимость одного клиента
Сколько компания тратит на одного человека
Рекламный бюджет на канал / количество клиентов с этого канала
Стоимость одной регистрации
Сколько компания платит, чтобы потенциальный клиент зарегистрировался на сайте
Рекламный бюджет на канал / количество регистраций с этого канала
Средний чек
На какую сумму в среднем покупают клиенты за один раз
Сумма заказов / количество заказов
Средняя выручка с клиента
Сколько компания заработала в среднем с одного клиента
Выручка за период / количество клиентов
Жизненная ценность клиента
Сколько клиент приносит денег за период — это может быть месяц, год или с момента первого знакомства с компанией
Средний чек * количество покупок за период * валовая прибыль от покупки
Конверсия
Человек, который посмотрел сайт, — потенциальный клиент, а кто купил товар — уже клиент. Конверсия показывает, сколько людей из потенциальных становятся реальными клиентами
(Количество покупателей / количество потенциальных покупателей) * 100%
Каждая метрика работает сама по себе и в совокупности с другими. Рассмотрим отдельно метрику «жизненная ценность клиента».
Юнит-экономика фокусируется не на разовой продаже, а на том, сколько приносит клиент за всё время. Для этого в течение месяца фиксируют всех новых клиентов и потенциальных клиентов, а затем наблюдают, что происходит в течение года.
Все эти метрики нужны, чтобы глубже понимать бизнес. Сравните:
Вложили в рекламу 100 000 рублей
→
Посчитали, что пришли 100 новых клиентов
→
Посчитали, что каждый купил на 1500 рублей
→
Заработали 150 000 рублей
Юнит-экономика: +50 000 рублей
Вложили в рекламу 100 000 рублей
→
Посчитали, что пришли 100 новых клиентов
→
Посчитали, что каждый купил на 1500 рублей
→
Проследили за клиентом дальше и посчитали жизненную ценность
→
Узнали, что каждый совершил еще одну покупку на 1500 рублей
→
Заработали 300 000 рублей
Юнит-экономика: +200 000 рублей
Считаем расходы и доходы, связанные с юнитом
Вне зависимости от подхода, в расходы включаем все затраты, напрямую ассоциированные с юнитом. В доходы — выручку, которую он нам принес.
Не забываем про привлечение клиентов. Сколько денег тратим, чтобы привлечь покупателя, продать ему что-то. Предположим, мы производим и продаем некие девайсы, то есть юнит — этот девайс. Придется сколько-то денег вложить в продвижение, чтобы девайс продать: в рекламу, SEO, комиссии партнерам и пр. Если продаем девайсы в оффлайне, нужен магазин или арендованное место в чужом магазине, а также продавцы.
Чтобы девайсы продать, нужны и сами девайсы, а значит, необходимо их произвести. Чтобы произвести, потребуется арендовать помещение, закупить компоненты, оплатить труд конструкторов, инженеров, разработчиков, тестировщиков, упаковать, где-то эти девайсы хранить. А потом еще доставить, настроить и запустить и т.д.
Это что касается расходов. А с доходами вроде все понятно, расписывать не буду.
Главное не забывайте: если в «транзакционной» модели выручку и, соответственно, прибыль мы считаем от одной транзакции, то в «клиентской» прибыль берем за все время жизни клиента.
В общем, открываете Эксель и вносите туда все расходы и доходы бизнеса на один юнит. Вот это и есть юнит-экономика. Все просто.
Апарт-комплексы в Санкт-Петербурге
В 2018 году, по данным портала bsn. ru, лидером по продажам юнитов стал апарт-комплекс VALO. За первое полугодие зарегистрировали больше 200 договоров, и это несмотря введение в эксплуатацию только первой очереди жилья. Всего их планируется три, и завершится строительство в III квартале 2022 года. Согласно данным, 80% клиентов приобретают юниты с инвестиционной целью.
Сейчас в Петербурге насчитывается порядка 16 тысяч юнитов. Это на 31% больше, чем было в аналогичном периоде в 2018-ом. Только с начала текущего года застройщики ввели в эксплуатацию 5 новых проектов с суммарным числом апартаментов больше восьми тысяч. Цифры наглядно доказывают, что предприниматели нащупали золотую жилу в этом бизнесе и готовы вкладывать свои деньги.
Квартира у ТЦ «Июнь»
пр. Энтузиастов, д. 30, корп. 2
Ладожская
500 ₽1 час
сутки 1800 ₽
Апартаменты на Большом проспекте, 19
Большой пр. П. С., д. 19
Чкаловская
9 мин
1500 ₽3 часа
сутки 3000 ₽
Квартира на Выборгском шоссе
Выборгское ш., д. 23, корп. 2
Проспект Просвещения
23 мин
800 ₽1 час
сутки 2500 ₽
Апартаменты «Love is… 24»
Кондратьевский пр., д. 68, корп. 4
Площадь Мужества
1800 ₽3 часа
сутки 2800 ₽
Квартира в Приморском
пр. Королева, д. 59, корп. 1
Комендантский проспект
1300 ₽3 часа
сутки 1800 ₽
Квартира у м. Ленинский проспект
пр. Народного Ополчения, д. 10
Ленинский проспект
13 мин
1000 ₽2 часа
сутки 2000 ₽
Квартира на ул. Пулковской, 8
ул. Пулковская, д. 8
Звёздная
10 мин
1200 ₽3 часа
сутки 1800 ₽
Уютное гнездышко на Николая Рубцова
ул. Николая Рубцова, д. 5
Парнас
15 мин
1000 ₽3 часа
сутки 1700 ₽
Основная суть unit-экономики
Unit economics считают для того, чтобы определить, что компания получает от своих клиентов, поток которых состоит из юнитов и каждый из них приносит или не приносит какую-то прибыль. Если посчитать, сколько вы зарабатываете на одном unit и какие затраты несете (прямые расходы, непосредственно связанные с юнитом), можно определить, какую прибыль вы получите с конкретного потока клиентов.
Результат расчетов покажут, имеет ли смысл масштабироваться, увеличивать поток, привлекать инвесторов.
Как посчитать юнит-экономику?
Определиться, что является unit в вашем бизнесе.
Рассчитать, сколько прибыли или наоборот убытков он принес (принципиально важно взять в расчет все затраты и доходы, непосредственно связанные с юнитом).
Юнитом может быть, как предмет сделки (товар), так и клиент.
Вариант № 1. Unit – это предмет сделки
При таком варианте, расчет unit-экономики – это расчет маржинальной прибыли (МП).
МП = выручка от продажи единицы товара – расходы на ее изготовление или закупку и реализацию.
Так вы сможете понять, прибыльна продажа одного юнита или нет.
Вариант № 2. Unit – это один клиент
При данном варианте, рассчитывается отношение прибыли, которую даст один клиент за весь свой жизненный цикл, к цене его привлечения.То есть, для расчета юнит-экономики используются такие показатели, как:
- LTV (lifetime value, пожизненная ценность клиента);
- CAC (customer acquisition cost, стоимость привлечения клиента).
Так вы сможете понять, приносит ли один клиент прибыли больше, чем компания расходует на его привлечение.
Принципиальных отличий в этих двух моделях нет. И в том, и в другом случае считаются все расходы и доходы, непосредственно связанные с unit. Отличается итог: МП или отношение LTV к CAC.
Первый вариант расчетов актуальнее для оффлайн-бизнеса, второй – для digital-проектов с прогнозируемым жизненным циклом клиента и прибылью.
Зачем и когда считать unit economics
Юнит-экономику считают для того, чтобы:
- определить еще на стадии идеи прибыльность проекта;
- оценить, какие компания имеет перспективы и в каком направлении она движется;
- узнать, насколько эффективны главные каналы продаж;
- высчитать точку безубыточности и рассчитать доходность инвестиций;
- просчитать количество клиентов, которых можно и нужно привлечь, а также стоимость привлечения каждого клиента.
Unit economics считают, когда:
- планируется запуск стартапа;
- планируется масштабирование бизнеса;
- есть желание привлечь инвесторов.
В основном, юнит-экономику считают тогда, когда хотят определить, насколько стабилен бизнес и если ли возможность его масштабировать. В таком случае, юнитом выступает то, что планируется масштабировать. И главная задача – определить, зарабатываете вы или наоборот теряете деньги на одном юните.
Unit-экономика нужна не только для понимания, насколько бизнес успешен. Она актуальна на стадии планирования. Если расчеты положительные, значит, можно расширяться и зарабатывать больше. Если отрицательные, значит, при масштабировании вы начнете нести убытки.
Также очень важно, что в процессе расчетов экономика бизнеса раскладывается на отдельные компоненты (конкретные расходы и доходы). В результате становится понятным, что на нее оказывает влияние, а значит можно принимать аргументированные управленческие решения
Рассчитывая юнит-экономику, всегда нужно помнить, что вы считаете только расходы и доходы, непосредственно связанные с юнитом. Если отнести к расходам на юнит затраты, которые с ним не связаны напрямую, можно получить ошибочно отрицательный результат. И наоборот, если учесть не все расходы, связанные с юнитом, можно получить ложноположительный результат, и начать масштабировать убытки.
Посчитайте Юнит-экономику по вашему бизнесу в КУБ24 ФинДиректор. Данная возможность есть в разделе Маркетинг – Планирование. Вы можете добавить ваши данные в отчет и увидеть сходится ваша юнит-экономика или нет, есть смысл увеличивать бюджет на рекламу или нет.
Этот отчет можно привязать к вашим рекламным аккаунтам в ЯндексДирект, Google.Ads, FB|Instagram и ВК и в реальном времени отслеживать, что у вас происходит по юнит экономике. Это даст вам возможность оперативно принимать решения по улучшению вашей юнит-экономике и, соответственно, влиять на прибыльность вашего бизнеса и возможность его масштабировать.
КУБ24 — ПОРЯДОК в ФИНАНСАХ
ФинДиректор – сервис по контролю и планированию
денег бизнеса. Помогает наводить порядок в финансах
и находить ТОЧКИ РОСТА
Попробовать бесплатно
Финдиректор, которого ищет собственник бизнесаПомощник, которого ищет финансовый директор Как управлять ассортиментом? Стратегии анализа и управленияТипы акций в рознице и как на них заработать
Расчет unit-экономики по формуле
Первым делом всех интересует, какова прибыльность проекта. Для расчета прибыли делят сумму привлеченных денег CPA (Cost per Acquisition) на LTV (Lifetime Value), или пожизненную ценность клиента. Это соотношение показывает количество денег, которое поступило от клиента за весь период ваших отношений.
Когда сумма расходов существенно выше, чем полученный от клиента доход, это говорит о том, что вы несете убытки. Если значение LTV выше CPA, значит, ваш бизнес приносит доход. Однако величина соотношения тоже имеет значение, ведь из этой суммы будут выплачиваться деньги на аренду, зарплату работников и прочее. Чтобы бизнес не буксовал, а у владельца имелись возможности для инвестиций в него, необходимо примерно в три раза превысить показатели прибыли над затратами.
Но есть и исключительные случаи. Когда речь идет об инвестиционной бизнес-модели, которая ставит цель захватить долю рынка. К примеру, можно вспомнить о Яндекс.Такси и Uber, которые сегодня не могут похвастать хорошими показателями юнит-экономики, но, когда они заполучат то, к чему стремятся, у них все будет в шоколаде.
Для расчета пожизненной ценности покупателя (Lifetime Value, LTV) умножают средний доход от клиента на срок взаимодействия с ним (Lifetime).
LTV = ARPU x LT
UA x (ARPU – CPA) = Profit
- UA (User Acquisition)— количество привлеченных потребителей в когорте.
- CPA (Cost per Action)— деньги, затраченные на привлечение одного клиента.
- ARPU (Avenue Revenge Per User) — цифра среднего дохода с покупателя или сколько получено с каждого пользователя в сегменте.
- Profit— количество денег после вычета всех расходов, чистый доход. Здесь уже понятно, какая прибыль получена от потока клиентов.
А ARPU определятся таким образом:
ARPU = ARPPU x C1
- ARPPU (Average revenue per paying user)— средняя выручка от одного заплатившего потребителя.
- C1 — значение конверсии в процентах (учитываются пользователи, купившие у вас впервые).
В итоге имеется базовая формула:
UA x (ARPPU x C1 – CPA) = Profit
Разнообразие проектов приводит к усложнению юнит-экономики дополнительными метриками, так как есть разница в расходах на одного привлеченного покупателя — CPA. Ну, и не надо забывать о том, что в качестве юнита можно использовать нового пользователя, покупателя, постоянного покупателя или только что привлеченного демопродуктом посетителя, а также единицу продукции.
Юнит-экономика еще не получила массового распространения: не все полностью знакомы с методикой, недоступна информация об опыте применения другими предпринимателями. Из-за этих причин каждый делает по своему разумению, нарабатывая собственный опыт.
Интересные факты [ править | править код ]
Монтажная единица в точности равна русскому вершку . Когда Пётр I провёл унификацию системы мер, он приказал считать аршин равным 28 английским дюймам. Таким образом, один вершок стал равным 28 ⁄16 или 1 + 3 ⁄4 дюйма. В 1899 году вершок привязали к метрической системе, воспользовавшись округлённым дюймом в 2,54 см, в 1958 году британцы точно так же округлили и свой дюйм.
Из более повседневных объектов для наглядного сравнения: стандартные размеры дискет: 3,5 и 5,25 дюйма — равны 2 и 3 монтажным единицам соответственно .
Мы предлагаем:
Тариф «Минимальный»
Новые тарифы хостинга — «Минимальный» и «Безлимитный»
Тариф «Минимальный»
— Всего 60 рублей за ГОД;
— Идеально подойдет небольшим сайтам;
— Поддержка популярных CMS
Тариф «Безлимитный»
— 190 рублей в месяц;
— Количество сайтов — не ограничено;
— Дисковое пространство — не ограничено;
— Базы данных — не ограничено;
Этап 3. Отвечаем на ключевые вопросы бизнеса
Разберём ещё одну — финальную — метрику.
Contribution Margin (CM) — маржинальная прибыль. Показатель демонстрирует, сколько бизнес заработал в целом. Он учитывает и переменные затраты на ваш продукт, и затраты на продвижение. Чтобы рассчитать маржинальную прибыль, сначала нужно отнять от среднего дохода на пользователя среднюю стоимость его привлечения. Результат нужно умножить на количество привлечённых пользователей. Формула выглядит так: CM = (ARPU − CPA) ∗ UA.
Как рассчитать маржинальную прибыль
CM = (ARPU − CPA) ∗ UA
Маржинальная прибыль = (доход от одного пользователя − стоимость привлечения одного пользователя) ∗ число привлечённых пользователей
Благодаря Contribution Margin вы видите, сколько зарабатываете на реализации своего продукта или услуги.
Фото: Leon / Unsplash
Однако если бизнес приносит прибыль, это не значит, что свободные деньги лежат в кассе прямо сейчас. Почитайте статью «Как рассчитать экономику проекта и избежать кассового разрыва», чтобы разобраться, когда проект может уйти в минус даже при позитивных показателях.
Как понять, выгодна ли рекламная кампания? Сравните ARPU и CPA: средний доход с одного пользователя и стоимость его привлечения. Если вы платите за посетителя больше, чем зарабатываете с него, то вы теряете деньги. Если вы платите за переход пользователя на сайт рубль, а ARPU составляет 10 рублей, то с каждого вложенного рубля вы зарабатываете девять.
Другой вариант — сравнить средний доход с одного клиента (ARPC) и средние затраты на его привлечение (CAC). Если CAC больше ARPC, то бизнес теряет на рекламе, если меньше — напротив, зарабатывает. Это работает так же, как и сравнение ARPU и CPA, поскольку группы показателей различаются только шагом конверсии.
Что делать, если компания не зарабатывает денег? Допустим, CAC превышает ARPC, CPA превышает ARPU. Либо компания зарабатывает, но не столько, сколько хотелось бы менеджменту. В таком случае можно экспериментировать с метриками юнит-экономики:
- повысить средний чек, но это может сказаться и на конверсии;
- уменьшить COGS, если это возможно;
- увеличить число покупок на одного клиента;
- отказаться от прямой рекламы в невыгодных каналах.
До того как делать какие-либо выводы и экспериментировать с показателями, важно помнить: такие эксперименты требуют времени. Например, если опираться на фактические данные за небольшой период, то фактический APC может быть меньше предполагаемого
Возможно, клиенты просто не успели совершить повторные покупки.
В таких случаях лучше либо смотреть на конкурентов, либо опираться на исторические данные компании о других продуктах. Либо нужно дать больше времени на сбор данных.
Давайте посмотрим на показатели нашего примера — онлайн-школы по физике. Маркетинговый бюджет составил 200 000 рублей в месяц, а цена клика — 50 рублей. Средняя конверсия по отрасли из трафика в покупку — 2,4%. Средний чек составляет 27 000 рублей. Когда у нас что-то покупают, мы тратим на реализацию наших обязательств 3 000 рублей (это COGS). Дополнительных расходов на первую продажу нет. В среднем каждый клиент совершает две покупки.
Вот как будет выглядеть расчёт метрик:
- UA (количество привлечённых пользователей) = маркетинговый бюджет (AC) / стоимость клика (CPA) = 200 000 рублей / 50 рублей = 4000 привлечённых пользователей.
- B (число клиентов) = конверсия (С) ∗ количество привлечённых пользователей (UA) = 2,4% ∗ 4000 = 96 покупателей.
- CPA (стоимость привлечения пользователя) = маркетинговый бюджет (AC) / количество привлечённых пользователей (UA) = 200 000 рублей / 4000 = 50 рублей.
- ARPC (средний доход с клиента) = (средний чек продукта − себестоимость проданных товаров) ∗ среднее число платежей = (27 000 рублей − 3000 рублей) ∗ 2 = 48 000 рублей.
- ARPU (средний доход с пользователя) = чистая прибыль от одного клиента (ARPC) ∗ конверсия (С) = 48 000 рублей ∗ 2,4% = 1152 рубля.
- CM (маржинальная прибыль) = (средний доход от одного клиента — стоимость привлечения одного клиента) ∗ количество привлечённых пользователей = (1152 рублей − 50 рублей) ∗ 4000 = 4 400 000 рублей.
4,4 млн рублей — это маржинальная прибыль за изученный период. Бизнес зарабатывает, а не теряет деньги.
Особенности юнит-экономики
Чтобы ощутить все преимущества юнит-экономики, вам стоит знать несколько дополнительных лайфхаков:
- Используйте сервисы, помогающие в расчетах. По запросу «расчет юнит-экономики» в поисковой системе вы можете найти множество ресурсов, которые сами делают расчеты. Вам остается ввести свои данные.
- Расходы на рекламу значительно влияют на размер полученной прибыли, поэтому нужно анализировать каждый рекламный канал.
- Точно так же, если у вас товары в ассортименте, необходимо производить расчет по каждой продукции отдельно.
- Конверсия не рассчитывается напрямую, однако для итогов она имеет большое значение, поэтому стоит поработать над данным показателем.
- Если на текущий момент при расчете вы выходите в минус, можно рассчитать период, когда вы сможете выйти в плюс (CAC / MRR – ACS).
- LVT должно превышать стоимость одного клиента в 3 раза, чтобы компания погасила расходы и распределила бюджет так, чтобы его хватало не только на выход в ноль и получение прибыли, но и на будущий рост.
- В этом деле нужна максимальная конкретика, поэтому цифры должны быть именно из расчетов и анализа показателей, «навскидку» тут не подойдет.
Используйте эти правила, и вам будет куда проще применять юнит-экономику на своем предприятии. А в дополнение советуем почитать другую статью на данную тему «Юнит-экономика: есть ли у вас жизнеспособная бизнес-модель?»