Москва получила сертификат «умного» города. что это значит?

Головная боль городов – транспорт

Среди решаемых в городе видеоаналитикой задач следует
отметить отслеживание скорости и объемов трафика движения миллионов автомашин.
Последующий анализ позволяет установить закономерности и на их основе
оптимизировать городскую транспортную сеть. Это направление получило название
«интеллектуальная транспортная система» или «интеллектуальная система
управления дорожным движением». Это система контроля и управления дорожным
движением транспортных средств из единого информационного центра. Она решает
такие задачи, как распознавание государственных регистрационных знаков
транспортных средств; измерение скорости движения; обнаружение ДТП и пробок;
фиксация нарушений ПДД, сбор статистики, синхронизацию работы светофоров,
помощь горожанам и организациям в оптимизации своих маршрутов, информирование о
местонахождении и времени прибытия маршрутных транспортных средств и т. д.

Здесь кроются громадные резервы для экономии общественного
времени и топлива. Примером может служить американский Сан-Диего, где прошлой
осенью установили 12 адаптивных транспортных систем вдоль одного из самых
оживленных транспортных коридоров и обнаружили, что они сократили время
водителей в пути на 25 процентов и сократили количество остановок транспортных
средств на 53 процента в часы пик.

2020

Минстрой РФ утвердил концепцию умных городов

В конце декабря 2020 года Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ утвердило концепцию умных городов. Как отметили в ведомстве, документ способствует формированию единого понятийного пространства через закрепление ключевых терминов, объясняет основные преимущества умного города для жителей, бизнеса и государства, а также помогает определить последовательность этапов цифровизации.

Проект «Умный город» к концу декабря 2020 года реализуется в 209 городах России. Концепция должна стать общим документом, с которым можно сверяться при развитии программ цифровизации и внедрении технологий в различные сферы городского хозяйства. Среди основных принципов концепции выделяется ориентация города на потребности человека, повышение доступности сервисов и услуг и приоритет долгосрочных решений при выборе стратегии.

Минстрой РФ утвердил концепцию умных городов

Документ обращает внимание на необходимость взаимосвязи мероприятий нацпроектов и федеральных программ. Он подготовлен с учетом международного опыта, текущих вызовов и актуальных трендов, говорится в сообщении Минстроя.. По словам замглавы Минстроя России Максима Егорова, органам местного самоуправления необходима помощь с приоритизацией этапов внедрения технологий

Документ как раз решает эти задачи, объясняет архитектуру умных городов и наглядно показывает, какие проблемы жителей и бизнеса могут быть решены.

По словам замглавы Минстроя России Максима Егорова, органам местного самоуправления необходима помощь с приоритизацией этапов внедрения технологий. Документ как раз решает эти задачи, объясняет архитектуру умных городов и наглядно показывает, какие проблемы жителей и бизнеса могут быть решены.

Каждый из участников ведомственного проекта уже реализует мероприятия в соответствии с принципами проекта «Умный город», все они ориентируются в своих действиях на жителей, стараются внедрять наилучшие доступные технологии, и постоянно повышают качество управления, комфортность сервисов и услуг. В концепции мы закрепили эти принципы, а также направления, по которым развиваются умные города, — отметил Егоров.

Минстрой представил правила предоставления регионам субсидии на «Умный город»

В конце апреля 2020 года Минстрой РФ представил правила предоставления регионам субсидии на «Умный город». Соответствующий проект постановления правительства РФ — «Об утверждении правил предоставления средств государственной поддержки из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для поощрения победителей конкурса лучших проектов по преобразованию приоритетных отраслей экономики и социальной сферы на основе внедрения в городское хозяйство отечественных продуктов, сервисов и платформенных решений, созданных на базе цифровых технологий» — опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

В Минстрое сообщили о необходимости оказания адресной финансовой поддержки лучшим проектам умных городов на конкурсной основе. Победители получат господдержку в целях реализации проектов по преобразованию приоритетных отраслей экономики и социальной сферы на основе внедрения в городское хозяйство отечественных продуктов, сервисов и платформенных решений, созданных на базе цифровых технологий.

В Минстрое отмечают, что внедрение решений умного города требует от региональных и муниципальных органов власти значительных организационных и финансовых затрат при высоком уровне технологических рисков

Предполагается, что деньги будут выделяться на будущие проекты, которые ещё не реализованы, либо будут компенсироваться проекты, которые уже реализованы с 1 января того года, когда проходит конкурс.

Федеральную комиссию, которая будет определять лучшие проекты, предлагается сформировать с участием представителей федеральных органов исполнительной власти, отдельных экспертов по вопросам цифровизации городского хозяйства.

На Минстрой будет возложен контроль целевого использования средств и принятие мер ответственности при выявлении нарушений, вплоть до возврата полученных средств.

Ведомство также сообщило о необходимости создать методологические и организационные основы для формирования экосистемы «Умного города», включая проведение оценки IQ» для городов и внедрение тиражируемых технологий цифровизации городского хозяйства с использованием ресурса «Банк решений умного города».

Требования к команде

Так как задание олимпиады не заканчивается на командной работе, каждый участник должен доказать свои теоретические знания при решении задач.

Для решения задач по информатике пригодятся ваши практические навыки, ведь «кодить» придется не на бумаге, а на платформе и в режиме реального времени.

С физикой все гораздо сложнее: помимо знания огромного количества формул, требуется умение их применять, ведь легко забыть о молярности газа в разделе МКТ или перепутать синус и косинус перед силой, когда нужно рассчитать коэффициент трения бруска. А как решать задачи с блоками или рассчитывать сопротивление цепи? Если не можете ответить сразу, то основательно это повторите.

Hard skills

Направление «электронная инженерия» как бы намекает на наличие электроники. Удивительно, правда? А что же тогда скрывает за собой «инженерия»? Во-первых, ведение деятельности на благо человека. Во-вторых, умение применять фундаментальные знания в прикладных исследованиях. А в-третьих, способность осваивать результаты этих исследований с целью разработки новых материалов и технологий.

Если обобщить всю эту информацию, то вывод окажется примерно таким: чтобы не спалить оборудование или компоненты, которых будет много, нужно обладать элементарными знаниями о сборке электронных схем, а также уметь их грамотно проектировать.

Hard skills необходимые финалистам 

  • Базовые знания С++ и/или Python;
  • Знание популярных аппаратных платформ для встраиваемых систем (Arduino, ESP32, Raspberry Pi);
  • Знание основ электроники.

Опционально:

  • Знание систем управления базами данных;
  • Знание основ Web-разработки.

Удачные примеры из западной практики

Программы «умных городов» в странах запада реализуют уже пару десятилетий, и кое-где есть ощутимые результаты этого. Какого-то одного показателя, которым можно измерить «ум» города, нет, поэтому исследователи оценивают все показатели в комплексе – процент пользователей интернета, условия для бизнеса, онлайн-услуги государства, качество образования и т.д.

Затем все эти стороны оцениваются определенными баллами и составляется рейтинг. Рейтинги составляют несколько разных организаций, и лидируют в нем разные города:

  • в исследовании шведской IТ-компании Easypark самыми «умными» из городов названы Копенгаген, Сингапур и Стокгольм;
  • организация Intelligent Community Forum (ICF) считает самыми «умными» Мельбурн и Монреаль;
  • исследователи из Juniper Research посчитали таковыми Сингапур и Барселону;
  • в Forbes считают «умнейшими» Барселону и Нью-Йорк.

Больше всего наград получает Сингапур, и не зря. Провозгласившее себя в 1965 году независимым город-государство славится тем, как рационально там организовано дорожное движение.

Система включает в себя умные светофоры (режим меняется в зависимости от загруженности дорог), дорожные датчики, умные парковки (в сети можно увидеть число свободных мест).

Кроме того, в Сингапуре граждане чрезвычайно активно участвуют в жизни общества, а власти смогли обеспечить весьма простой процесс коммуникации.

Барселона известна не только сепаратистскими настроениями, но и тем, что в городе есть системы управления дорожным трафиком, умные парковки, умное освещение. В городе есть перебои с водой, поэтому построена специальная система экономного полива. Кроме того, по всему городу размещено множество датчиков, к которым может получить доступ кто угодно.

Канадский Монреаль регулярно становится лидером рейтингов «умных городов» – как национальных, так и международных. В столице провинции Квебек хорошие показатели по числу пользователей быстрого интернета, городские службы оснащены современными видами связи, для населения открыты центры для обучения информационным технологиям.

Но, что еще важнее, в Монреале очень хорошо развивается высшее образование, что является существенным критерием для «экономики знаний».

Кстати, на Западе уже смотрят дальше «умных городов». В 2010 году компания IBM анонсировала проект «Умная планета». Это уже больше, чем преобразование облика отдельного города, в компании говорят о глобальной перестройке экономики.

В России есть некоторые предпосылки для создания всего этого: очень дешевый и быстрый мобильный интернет, деньги на внедрение современных технологий и желание чиновников их потратить.

Но вот насколько эффективно они это делают?

Приоритет отечественному

«При устранении пробелов в нормативном регулировании той части умных городов, в которую вовлечено государство, спрос на решения будет высоким, а подавляющую их часть составят отечественные разработки», – считает Сергей Сахненко.

Большая часть данных, которые будут обрабатываться в умных городах, относится либо к данным об инфраструктуре, либо к персональным данным. И обе эти категории должны быть хорошо защищены

Поэтому использование отечественного оборудования, исключающего внешнее воздействие, критически важно для умного города.

Кроме того, задача реализовать лучшие технологии в области создания безопасной и комфортной среды обитания поставлена Правительством РФ в том числе и с учетом реализации политики импортозамещения. Также развитие умных городов позволит увеличить долю оборудования и технологий двойного назначения на отечественных предприятиях.

Создание и внедрение систем комплексной безопасности обеспечит работой научно-исследовательские организации и производственные предприятия. По словам Сергея Сахненко, уже сейчас сформированы условия для развития научных и технологических возможностей в интересах обеспечения безопасности людей и территорий в самых различных производственных отраслях − от микроэлектроники, радиоэлектроники, микросхемотехники, приборостроения до телекоммуникаций, аппаратного и прикладного программного обеспечения.

Безопасность

В прошлом году модернизовали созданную в 2011–2012 годах систему «Мобильный инспектор». Она позволяет оформлять дорожно-транспортные происшествия и штрафы в электронном виде с помощью планшетов. Были улучшены эргономика и функционал «Мобильного инспектора», сотрудники ГИБДД получили дополнительную технику. В результате сократилось время оформления штрафов и ДТП. В частности, в 2017-м уже 70 процентов ДТП и штрафов оформлено в электронном виде. Для сравнения: в 2016-м их было лишь 50 процентов.

Увеличилась зона охвата городского видеонаблюдения, дополнительно установили 1,8 тысячи камер в подъездах в ТиНАО. Кроме того, к единой городской системе подключили 4,5 тысячи камер на стадионах, транспортных объектах, в парках и так далее.

Особое внимание уделили защите городских электронных сервисов от взломов и других киберпреступлений. В частности, в 2017 году внедрили новую форму авторизации пользователей с дополнительными мерами защиты персональных данных

Кроме того, провели обучение около 46 тысяч сотрудников органов власти и учреждений основам информационной безопасности. В среднем в течение года большие и малые хакерские атаки (включаяDDoS) фиксировались каждые 20 секунд.

Также в 2017-м проведена предварительная работа для обеспечения перехода с реактивного на проактивный и профилактический подход в сфере обеспечения безопасности.

«Впервые мы сделали акцент на кибербезопасности. Потому что невозможно представить москвича без информационных технологий. Но также активизировались хакеры. Если в 2016 году каждые 30 секунд была хакерская атака на правительственные ресурсы Москвы, то теперь это происходит каждые 20 секунд. Представьте себе, в неделю мы отражаем один миллион хакерских атак. Хакеры совершенно разные — от очень продвинутых детей, которые пытаются взломать электронный дневник, потому что там стоит оценка два балла, а не пять до более серьезных взломщиков», — сказал Артем Ермолаев.

Контрольная деятельность

Федеральный государственный контроль за деятельностью национальных объединений саморегулируемых организацийПроверки, проведенные в пределах полномочий Минстроем России в 2021 годуПроверки, проведенные в пределах полномочий Минстроем России в 2020 годуПроверки, проведенные в пределах полномочий Минстроем России в 2019 годуПроверки, проведенные в пределах полномочий Минстроем России в 2018 годуПроверки, проведенные в пределах полномочий Минстроем России в 2017 годуПроверки, проведенные в пределах полномочий Минстроем России в 2016 годуПроверки, проведенные в пределах полномочий Минстроем России в 2015 году

Численность команды и роли

Как показывает практика, возраст участников не очень влияет на результат. Иногда 8−9 классы показывают более высокую динамику, чем будущие абитуриенты. А вот грамотно подобранный состав команды имеет огромное значение.

Без кодера справиться с заданиями практически невозможно

Важно не только уметь программировать светодиодную ленту (организаторы профиля очень любим ее за наглядность и красоту), но и работать с серверами и облачными данными, отлаживать их и настраивать взаимодействие. Поэтому в команде должно быть не меньше 2 программистов:

  • Программист электронных устройств.
  • Программист верхнего уровня (веб-система).
  • Программист взаимодействия электронных устройств (тестировщик).

Начинку собрали, а упаковать забыли? Решение нужно представить, значит кому-то нужно готовить доклад. А кто будет собирать артефакты, следить за таймингами и заниматься прочими вопросами?

  • Архитектор систем/проектировщик/монтажник.
  • Тим-лидер.

По опыту прошлых лет, хочется отметить, совмещать возможно только роль тим-лидера с одной из других представленных. 

Собрать такую команду сложно, но возможно (доказано командой разработчиков). Если это получится, то 50% успеха у вас в кармане.

Итого кратко состав команды

 1 человек — 3Д-проектирование

1 человек — монтаж проводки и принципиальная схема

1 человек — разработка ПО аппаратной части

1 человек — разработка ПО пользовательской части 

1 человек — отвечает за связь между ПО пользовательской и аппаратной частью

Как Ростех и партнеры делают города умными

Госкорпорация Ростех является участником проекта «Умный город», а ее холдинги разрабатывают и производят оборудование для цифровизации городской экономики. На сегодняшний день компании радиоэлектронного комплекса Ростеха, в частности Национальный центр информатизации и холдинг «Швабе», в партнерстве с ПАО «Ростелеком» реализуют проекты по безопасным и умным городам в различных регионах. Эти проекты включают системы управления большими данными, координации работы служб и ведомств, интеллектуального видеонаблюдения, мониторинга сетей ЖКХ, комплексного мониторинга окружающей среды и другие. 

Притом что во всех этих сферах Ростех обладает значительной самостоятельной компетенцией, кооперация с другими участниками проекта также играет важную роль. Примером тому может служить успешная работа с «Ростелекомом», в рамках которой создано совместное предприятие «Цифромед». Оно занимается созданием и поддержкой информационной системы в сфере здравоохранения, которая станет базой для оказания широкого спектра цифровых медицинских услуг населению. Госкорпорация отвечает за развитие и поддержку Единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ). Система обеспечивает доступ населения к цифровым медицинским сервисам, таким как электронные медкарты, онлайн-запись, личный кабинет на портале госуслуг и другие. Одной из подсистем ЕГИСЗ является информационно-аналитическая система госзакупок лекарств.

Еще одним успешным примером кооперации является взаимодействие Ростеха с «Ростелекомом» по развитию сетей связи пятого поколения 5G, распространение которых станет важным шагом в цифровизации городов. Для эффективной совместной работы создан архитектурный совет – управляющий консультативный орган, в который вошли руководители Госкорпорации, «Ростелекома» и Правительства РФ. В Национальном центре информатизации, входящем в Ростех, разработаны дорожные карты, которые лягут в основу реализации проекта сетей 5G.

Другое важнейшее направление взаимодействия Ростеха и «Ростелекома» − совместная работа по системам хранения данных, которые сейчас активно внедряются во всех отраслях экономики. Работа ведется в альянсе с многопрофильной ИТ-структурой «ИКС Холдинг». Разработки альянса по своим характеристикам не уступают зарубежным аналогам и позволяют отечественным компаниям организовывать сбор и хранение данных в соответствии с федеральными законами.

Новикомбанк, опорный банк Госкорпорации Ростех, активно поддерживает программы, реализуемые холдингами Госкорпорации в рамках проекта «Умный город». На данный момент банк уже выделил предприятиям Ростеха кредиты на общую сумму более 15 млрд рублей для разработки и внедрения информационных технологий и интернета вещей. 

Самые умные города России и СНГ

В России практика внедрения технологий умных городов ещё в процессе становления: в миллионниках есть городской Wi-Fi, органы власти в основном перешли на электронный документооборот, госуслуги также доступны онлайн. Отдельные проекты («Электронная Москва», «Информационный город») развиваются, но комплексного внедрения систем в повседневную жизнь городов нет. И всё равно российские города не попали даже в ТОП-50: Москва — на 70 строчке, а Новосибирск — на 142.

Города Росси и СНГ в рейтинге

70. Москва, Россия108. Минск, Беларусь112. Тбилиси, Грузия113. Киев, Украина118. Алма-Ата, Казахстан123. Санкт-Петербург, Россия127. Баку, Азербайджан142. Новосибирск, Россия

Что отличает умный город от обычного

В России пока об «умном городе» говорят больше как о концепции, нежели о реальном ее воплощении в жизнь. Если попытаться выделить все, о чем говорят чиновники, получится примерно такой перечень основных направлений:

  • умная энергетика. Она включает в себя умные счетчики (которые сами передают показания), электротранспорт (сейчас электробусы более актуальны, чем троллейбусы и трамваи), возобновляемая генерация (энергия ветра или солнца) и когенерация (выработка одновременно тепла и электроэнергии);
  • умный транспорт. Это умные парковки (пока дело дошло до отслеживания свободных мест), экологичные автомобили и общественный транспорт, более совершенный сбор оплаты за парковки, умные транспортные системы в целом (например, онлайн-отслеживание общественного транспорта). Как вариант, это могут быть умные остановки с Wi-Fi:
  • умное водо- и газоснабжение. Сюда входят также умные счетчики, системы контроля утечек и управления чрезвычайными ситуациями, современные методы очистки воды;
  • умная городская среда. Здесь стоит отметить системы всеобщего видеонаблюдения, автоматическое освещение, экологичную утилизацию отходов, современную медицину, управление градостроительством;
  • умный дом. Это уже дело каждого отдельного владельца жилья – он может объединить достаточно много систем в одну (например, управление освещением, температурой, электроприборами и т.д. из мобильного приложения).

Какие-то из этих систем уже активно внедряются в России (например, уже повсеместно распространяются умные счетчики и системы видеонаблюдения), где-то работа только начинается.

Например, в Москве планируют запрещать въезд в отдельные зоны транспорту с низким экологическим классом.

Но, стоит признать, что за пределами Москвы уровень внедрения технологий «умного города» оставляет желать лучшего. Нет смысла создавать современную систему управления транспортом, если город заполонили маршрутки, а современная система управления больницей не поможет покрыть огромный дефицит врачей.

При этом в разных странах мира современные городские технологии распространяются быстрее. Это могут быть такие направления:

  • единый дата-центр. Ближайший аналог – система «112», которая в России работает пока не очень успешно. Такие единые диспетчерские системы могут принимать обращения по очень широкому кругу вопросов;
  • единое городское приложение. Пока это есть, по сути, только в Москве, где через единый портал можно получить практически полный спектр государственных и муниципальных услуг;
  • умные парковки. Это может быть отслеживание свободных мест на парковках в режиме онлайн и автоматическое списание оплаты за стоянку;
  • умное освещение улиц. Есть примеры, когда освещение не только правильно подстраивается под время суток, но и помогает в сложных ситуациях (например, усиливается после дождя);
  • беспилотные автомобили. Их пока тестируют несколько крупных американских корпораций (Tesla, Uber и Google), хотя наработки есть и у «Яндекса». Автомобили на автопилоте позволят исключить человеческий фактор: снизить аварийность, ускорить движение, сделать его более экономичным;
  • открытые данные. В нескольких странах мира граждане могут получать максимально подробную информацию о расходах бюджета, кадровых назначениях, принимать участие в жизни города и страны.

В мировой практике есть ряд удачных примеров внедрения таких инноваций.

Описание

Отражает нахождение городского транспорта на картографии города. Вся информация о движении обновляется непосредственно в онлайн-режиме (реальный режим времени). Приложение будет полезно для пассажиров, которые часто используют общественный транспорт для перемещения по городу. Используя этот программный продукт, можно постоянно владеть информацией – насколько далек от ближайшей остановки тот или иной номер маршрута, а также знать сколько по времени остается подождать появления нужного маршрута. «Умный транспорт» выполнено в виде приложения для ОС Андроид. Оно отражает положение транспортных средств в онлайн-режиме (реальное время). Точность предоставления данных — до метра на проезжей части. Вам не придется мерзнуть зимой и не стоять на солнцепеке летом. Достаточно выйти из «укрытия» за несколько минут до того момента, как транспорт приблизится к остановке.

Чего стоит ожидать

Концепция Smart City очень привлекательна как для создания новых городов, так и для интеграции в уже существующие. Многие технологии достаточно сложны сами по себе, но их просто интегрировать, они массово применяются в проектах.

Проблемной для решения остаётся задача построения транспортной системы. Отказаться от обычного транспорта полностью невозможно: ограничения в использовании не приводят к должному эффекту, экологичные варианты автомобилей пока не получили широкого использования и им всё равно нужны традиционные дороги.

Всё это говорит о том, что нужно кардинально изменить подход к вопросу. И именно туннельные перевозки смогут эффективно и рационально его решить. Аналитики Navigant Research прогнозируют, что к 2023 году интеллектуальные транспортные и логистические системы привлекут наиболее крупные инвестиции среди выделенных пяти секторов «умного» города.

Умный город: что это такое?

По сути, умный город (smart city) — это реконструкция района или города с использованием информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для повышения производительности и качества городского сервиса, такого как энергия, связь, транспорт, коммунальные услуги и другие.

С развитием «умных» технологий развивается и умный город, чтобы изменить природу и экономику окружающей инфраструктуры.

Международная компания по цифровой безопасности Gemalto дает следующее описание: умный город — это структура, а большая часть ИКТ — это интеллектуальная сеть связанных объектов и машин, которые передают данные с использованием беспроводной технологии и облака.

Облачные приложения Интернета вещей (на англ. — IoT или Internet of Things) получают данные и управляют ими в режиме реального времени, чтобы помочь предприятиям и жителям принимать более эффективные решения, улучшающие качество жизни. В скором будущем такие технологии помогут забыть о пробках на дорогах, перебоях в электроснабжении и к доступу в интернет. Они улучшат многие услуги, снизив при этом затраты на них.

Популярный пример приложения «Smart city» — автономные транспортные средства, которые связаны с парковочными счетчиками и станциями для зарядки электромобилей. Пока что мы наблюдаем, как компания Tesla активно создает электрокары с автопилотом, опережая игру в автономном вождении в США.

По оценкам исследовательской и консалтинговой компании Gartner, к 2020 году на дорогах будет 250 миллионов подключенных машин. В свою очередь это значит, что через год каждое пятое авто будет иметь какую-либо форму беспроводного сетевого подключения.

Gemalto также прогнозирует, что урбанизация «прибавит» еще 2,5 миллиарда человек к городскому населению в течение следующих трех десятилетий. Уже сейчас увеличение численности населения приводит к переполненности мегаполисов по всему миру, таких как Нью-Йорк, Токио и Лондон.

Министерство транспорта Великобритании сообщило, что она является одной из самых перегруженных стран в мире. Только в Лондоне в 2018 году было на 5,4% больше пассажиров, чем в час пик в 2017 году.

Такие реалии заставляют искать способы устранения давления, с которым сталкиваются жители городов и пригородов, путем решения проблем городской жизни и мобильности с помощью продуманной политики.

По мере роста численности населения некоторые страны рассматривают экологическую, социальную и экономическую устойчивость как необходимость идти в ногу с ростом. Фактически, почти 200 стран говорят, что технологии «умного города» имеют первостепенное значение для успеха.

Городская цифровая инфраструктура

В 2017 году продолжили расширение городской сети Wi-Fi, которая сейчас работает в метро, наземном общественном транспорте, на отдельных улицах внутри Садового кольца, во многих парках и студенческих общежитиях, культурно-досуговых центрах. Почти вдвое увеличили количество точек доступа к сети на территории Садового кольца, теперь их около двух тысяч. Доступ к Wi-Fi обеспечили в 164 культурно-досуговых центрах Москвы.

Сегодня более 80 процентов москвичей пользуются смартфоном, компьютером, ноутбуком или планшетом. Благодаря высокой конкуренции и активному развитию сетей мобильный интернет обходится москвичам в пять раз дешевле, чем жителям Нью-Йорка.

Более 90 процентов квартир в Москве подключены к домашнему широкополосному интернету. У каждого пятого пользователя его скорость превышает 100 мегабит в секунду.

Москва входит в 10 крупнейших городов мира с самой высокой скоростью фиксированного интернета.

2016

Меморандум с Японией об участии в создании в России «умных городов»

Минстрой России и Министерство земель, инфраструктуры, транспорта и туризма Японии подготовили в декабре 2016 года меморандум о сотрудничестве в сфере совершенствования городской среды. Об этом пишет «Российская газета». Площадками для пилотных проектов выбраны Воронеж и Владивосток.

В частности, планируется развитие территории международного аэропорта в Воронеже. Среди других проектов: строительство мусороперерабатывающего завода и борьба с пробками с помощью «умных» светофоров. В основу работы последних заложат японскую технологию, которая позволяет регулировать движение в онлайн-режиме исходя из анализа текущего транспортного потока.

Еще одно приоритетное направление сотрудничества — организация инновационного городского планирования. К проекту предполагается привлечь специалистов всемирно известного архитектурного бюро Nikken Sekkei. Основная идея в том, чтобы планировать плотную и высотную городскую застройку как можно ближе к крупным транспортным узлам. Речь идет о жилье, торговых комплексах и общественно-деловых центрах. При таком подходе пользователи общественного транспорта смогут быстрее добраться до нужных им объектов.

Платежи, госзакупки и бизнес-климат

В 2017-м стал популярнее сервис платежей портала mos.ru. Через него провели 4,3 миллиона платежей на сумму 13,6 миллиарда рублей, это на 46 процентов больше, чем в 2016 году. Теперь для оплаты требуется всего один клик.

«Особое внимание уделяется, конечно, экономическому блоку. И здесь, кроме использования услуг и сервисов, население производит платежи в бюджет: или за коммунальные услуги, или в виде налогов и прочего

Более четырех миллионов платежей горожане совершили в прошлом году на сумму 13 миллиардов рублей, что на 40 процентов выше, чем в 2016 году, это говорит о том, что услуги, которые созданы в этом направлении, очень удобны», — добавил Артем Ермолаев.

Расширили дисконтную программу социальной карты москвича, с ее помощью можно со скидкой получить услуги 5,5 тысячи партнеров. Благодаря дисконтной программе москвичи сэкономили более 220 миллионов рублей.

В Единой автоматизированной информационной системе торгов (ЕАИСТ) Москвы опубликовали порядка 110 тысяч закупочных процедур. Число пользователей системы увеличилось на 66 процентов и достигло 15 тысяч. На портале поставщиков опубликовано 10 миллионов оферт. 

Очень востребован инвестиционный портал Москвы investmoscow.ru. В 2017-м с его помощью инвестировали 57 миллиардов рублей и провели почти шесть тысяч торгов.

«Через этот ресурс шесть тысяч торгов прошло на сумму 57 миллиардов рублей. Абсолютно прозрачная схема, меню портала доступно на разных языках. 95 процентов услуг в строительстве полностью оказываются в электронном виде. Это абсолютная инновация для международной общественности. Это действительно факт. Говоря об инновациях, нужно отметить, что было создано специальное подразделение — лаборатория инноваций, которая позволила нам внедрять новые технологии. К примеру, Москва стала первым городом в мире, который создал государственную платформу, построенную на основе технологии блокчейна. Я говорю об “Активном гражданине”», — сказал Министр.