Торговый сбор в 2020 году

Содержание

Возможна ли отмена торгового сбора — льготы по налогу

Торговый сбор представляет собой немаленькие суммы, при этом не зависящие от реальной прибыли предприятия. Так, например, точка может использоваться нерегулярно (например, у фермерских хозяйств) или почти весь квартал быть закрытой на ремонт, но уплата фиксированного платежа не отменяется. Такая ситуация может оказаться неприятной для организаций малого бизнеса, и без того чрезмерно отягощенных выплатами в бюджет.

По указанным выше причинам законодательством предписана отмена торгового сбора для следующих категорий предприятий:

  • Предприятия, которые уплачивают единый сельхозналог. Достаточно часто товаропроизводители (например, фермерские хозяйства) самостоятельно занимаются сбытом сельхозпродукции на ярмарках, в киосках и т.д. В том случае, если они применяют ЕСХН, то торговый сбор уплачивать не нужно.
  • Не взимают такие платежи с автозаправочных станций.
  • Предприятия, торгующие на оборудованных рынках, также плательщиками торгового взноса не являются.

Кроме указанных выше льгот, в каждом муниципальном образовании могут существовать местные. Так, в Москве в 2017 году от уплаты освобождены:

  • Продажа товаров на ярмарках.
  • Вендинговый бизнес.
  • Разносная торговля в казенных учреждениях.

Кто торгует, тот и платит торговый сбор

Кто платит торговый сбор — статья 413 Налогового кодекса

Сбор платят владельцы торговых точек, которые работают на основном налоговом режиме и упрощенке. Это собственники:

  • стационарных торговых сетей без торговых залов — владельцы рынков, ярмарок, киосков, палаток, торговых автоматов. Автозаправочные станции попадают в исключение и не платят сбор;
  • пунктов нестационарной торговли, которые можно перевозить в разные места. Например, вагончики с фастфудом, мобильные кофейни, павильоны;
  • магазинов с торговыми залами — продуктовых, бытовых, супермаркетов;
  • любых складов.

О торговом сборе в городе Москва — Закон города Москвы от 17.12.2014 № 62

Местные власти планируют ввести торговый сбор не только в Москве, но и в Севастополе и Санкт-Петербурге.

Какие показатели используются при расчете торгового сбора?

Как мы уже выяснили, в форме ТС-1 необходимо указать исчисленный фактический торговый сбор за квартал. Таким образом, все показатели, используемые для его расчета, определяются в корреляции с кварталом (ст. 414 НК РФ).

Основные показатели, влияющие на величину ТС, — это ставка по торговому сбору и физическая характеристика торгового объекта. ТС определяется как произведение данных показателей.

Физическая характеристика торгового объекта может быть представлена площадью территории продаж (торгового зала) либо фактическим наличием соответствующего объекта в составе торговой инфраструктуры. Ставка сбора — денежная величина в рублях, устанавливаемая НПА городов, в которых законодатель разрешает вводить ТС. При этом она не может превышать максимального значения, которое определяется исходя из критериев, установленных в пп. 1–4 ст. 415 НК РФ.

Выше мы отметили, что заполнение первых 2 полей формы ТС осуществляется по взаимоисключающему принципу. Специфика здесь в следующем:

  • если физическая характеристика используемого объекта — площадь территории, то в форме ТС-2 указывается ставка, установленная для 1 кв. м площади соответствующего объекта;
  • если физическая характеристика — фактическое наличие объекта в составе инфраструктуры, то в форме ТС-2 указывается ставка, установленная для соответствующего типа объекта.

Общая информация о сборе

В позапрошлом году российские законодатели ввели в НК РФ новое понятие — торговый сбор, который по сути своей, является ежеквартальным взносом, взимаемым экономических хозяйствующих субъектов (организаций, ИП), занимающихся торговлей. Этот новый сбор регламентируется местными муниципальными правовыми нормами и уплачивается в местный (городской) бюджет.

Взимание сбора, пока происходит только властями города Москвы. Поэтому его платят только те хозяйствующие субъекты, которые торгуют на территории г. Москвы. Причем, надо заметить, сбор платится независимо от того, где экономический субъект зарегистрирован, на территории города или нет.

Ставка торгового сбора определяется предпринимателями самостоятельно расчетным путем, она зависит от схемы налогообложения, типа коммерческой деятельности (есть льготная категория), вида объекта торговли и его площади.

Поскольку сбор является поквартальным, то его нужно уплачивать, после завершения квартала до 25 числа последующего месяца.

Сбор уплачивается поквартально вне зависимости от сезонности или количества фактических рабочих дней и в полном объеме, тем лицом, кто непосредственно использует торговый объект.

Законодательные основания и регулирование

Указанной главой НК введены следующие правила работы с ТС:

  1. муниципальные образования получают возможность:
    • вводить сбор на подведомственных территориях собственным нормативным актом;
    • предоставлять по нему льготы;
    • отменять его действие;
  2. субъекты экономической деятельности обязаны:
    • отчислять полагающийся суммы в местный бюджет;
    • предоставлять установленную отчетность.

Внимание: изучать правила исчисления ТС следует по локальным нормативным актам. Налоговый кодекс дает только принципиальные основы для его ввода

К кому применяется

Сбор может назначаться исключительно предприятиям и ИП:

  1. зарегистрированным и осуществляющим экономическую деятельность на территории указанных городов;
  2. использующим для торговых операций помещения, стоящие на территории муниципального образования;
  3. работающим по определенной системе налогообложения;
  4. не попавшим в перечень исключений.

Для сведения: закон, принятый в столице, распространяется на всю Московскую область.

Сбор и система налогообложения

В правилах предусмотрено, что ТС будет устанавливаться (при утверждении закона соответствующими властями) для предприятий и ИП, осуществляющих исчисление налогов:

  • по общей системе;
  • по упрощенке.

Автоматически освобождаются от нововведения плательщики:

  • единого сельхозналога;
  • патентного налога.

Важно: от вмененки придется отказаться, если в мегаполисе будет введен ТС. Тем, кто применяет систему единого налогообложения на вмененный доход, придется перейти на иной спецрежим

По видам деятельности

При выборе субъектов экономической деятельности остановились на двух критериях:

  1. виды деятельности: осуществление торговых операций:
    • розничных;
    • мелкооптовых;
    • оптовых;
  2. по используемым помещениям:
    • стационарные объекты:
      • имеющие торговые залы;
      • без наличия таковых;
    • нестационарные точки;
    • склады.

Внимание: заправочные станции исключены из перечня предприятий для осуществления ТС

Особенности установления правила

В Налоговом кодексе не указано точно, какие должны быть помещения у торгового предприятия и другие нюансы. Установление конкретных условий отдано на уровень местных властей

В законе федерального уровня есть только одно важное условие:

вид деятельности, на который будет ссылаться региональный акт, должен быть прописан в уставных (регистрационных) документах предприятия или ИП.

Пока на территории России издан один закон, касающийся торгового налога — столичный. В нем, к примеру, присутствуют такие условия:

Объект обложения

Статьей 413 НК установлено, что данный вид местного налога взимается с предприятий, занимающихся куплей-продажей:

  1. регулярно;
  2. периодически;
  3. раз в квартал.

Кроме того, вводятся понятия начала и окончания деятельности, подпадающей под действие регионального акта о сборе. Предприятия или ИП, которое осуществляло куплю-продажу не реже одного раза в квартал, обязано выплатить в бюджет полагающуюся сумму.

Внимание: законодательно не закреплено, что именно будет объектом купли-продажи. Следовательно, исключений по товарам не существует

Скачать для просмотра и печати:

Что облагается

В суть закона заложен принцип, связывающий налоговые отчисления не с объемом операций, а с фактом их осуществления. Из этого следуют такие правила:

  1. Плательщиками являются лица, осуществляющие куплю-продажу, а не собственники помещений.
  2. Размер налога ставится в зависимость не доходной части баланса, а от:
    • площади точки;
    • ее типа (стационарная, передвижная);
    • месторасположения и других факторов.

Важно: платеж осуществляется регулярно — раз в квартал

Порядок заполнения уведомления ТС-1

Бланк уведомления и инструкция по его заполнению были утверждены приказом ФНС РФ от 22.06.2015 № ММВ-7-14/249. Форма состоит из титульного листа и листа с информацией об облагаемом сбором объекте.

Технические требования при оформлении формы ТС-1 следующие:

  • Заполнить уведомление можно на компьютере либо вручную; при заполнении от руки используются синие или черные чернила;
  • Нельзя исправлять допущенные ошибки корректирующими средствами, распечатывать форму с двух сторон, скреплять листы степлером;
  • В каждой ячейке указывается только одно значение; в пустых ячейках проставляется прочерк;
  • Страницы нумеруются с первого листа в формате «001», «002» и т.д.;
  • Все текстовые показатели пишутся заглавными печатными буквами; денежные показатели отражаются без копеек с округлением до полных рублей.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Вверху каждой страницы уведомления указывается ИНН и КПП организации, ИП указывают только ИНН.

Что облагается торговым сбором

Начнём с вопроса о том, что облагается торговым сбором? Особенность ТС в том, что он взимается не от выручки, а с самого торгового объекта. При этом не имеет значения объём продаж, ассортимент и количество проданных товаров, а также право собственности на объект.

Более того, сумма сбора практически не зависит от регулярности торговли. В статье 412 НК РФ указано, что ТС за квартал взимается в полном размере, даже если торговля за этот период велась всего один раз. Какого-либо перерасчёта в соответствии с реально отработанными днями кодекс не предусматривает. От уплаты сбора может быть освобожден только полный квартал, в течение которого торговля не велась ни разу.

Что касается площади торговой точки, то принцип взимания сбора тоже нельзя назвать полностью справедливым. Объекты до 50 кв. м платят одинаковые суммы, независимо от реальной площади. Расчёт ТС по квадратным метрам предусмотрен только для торговых точек площадью свыше 50 кв. метров.

Кроме того, есть дифференциация по районам Москвы – самые высокие ставки сбора установлены для Центрального административного округа. Конкретные суммы ТС вы можете узнать из таблицы ниже.

Итак, торговым сбором облагаются объекты:

  • стационарной торговой сети с торговыми залами;
  • стационарной торговой сети без торговых залов (кроме автозаправок);
  • нестационарной торговой сети.

Важно: торговой сетью признается совокупность двух и более объектов (ст. 2 закона от 28.12.09 № 381-ФЗ)

Однако для обложения торговым сбором не имеет значения количество точек. Даже если это только один магазин или киоск, сбор всё равно надо платить. Об этом говорится, например, в письме Минфина от 30.11.2017 № 03-11-13/79321.

В статье 413 НК РФ указан ещё один вид объектов, облагаемых торговым сбором. Это товарные склады и базы. Однако в законе г. Москвы от 17.12.2014 № 62 ставка ТС для них не установлена, поэтому на территории столицы эти объекты сбор не платят.

Кроме того, в соответствии со статьей 3 закона № 62 от уплаты торгового сбора в Москве освобождены:

  • торговля на ярмарках и объектах, расположенных на территории розничных рынков (в данном случае ТС взимается не с конкретных точек, а со всей площади рынков);
  • Почта России;
  • автономные, бюджетные и казенные учреждения;
  • религиозные организации;
  • киоски со специализацией «Печать»;
  • торговля в кинотеатрах, театрах, музеях, планетариях, цирках, если доля доходов от продажи билетов составляет 50% и более;
  • торговля книгами, журналами, газетами, если выручка от реализации этих товаров превышает 60% оборота;
  • организации сферы быта, оказывающие некоторые услуги (парикмахерские, салоны красоты, прачечные, химчистки, ремонт одежды, текстильных изделий, обуви, часов, ювелирных изделий, металлической галантереи, ключей), если площадь, занятая оборудованием для выкладки и демонстрации товаров, не превышает 10% от общей, а вся площадь объекта – не более 100 кв. метров.

И всё же по вопросу обложения ТС разных объектов возникает много вопросов. На многие из них Минфин отвечал в отдельных письмах.

Если вы не уверены, надо ли в вашей ситуации платить торговый сбор, советуем получить письменное разъяснение от Минфина или ФНС. Обратиться можно в московскую ИФНС по месту ведения деятельности или через онлайн-форму обращений на сайте этих ведомств.

Постановка на учет

В течение пяти рабочих дней после того, как организация или предприниматель начали торговую деятельность, они обязаны встать на налоговый учет в качестве плательщика торгового сбора. Для этого в налоговую инспекцию нужно подать уведомление с указанием вида торговой деятельности и характеристик торгового объекта.

Кроме того, инспекцию придется уведомлять каждый раз, когда меняются условия деятельности, влияющие на размер торгового сбора. Сроки такие же – не позднее пяти рабочих дней после изменений.

Постановка на учет в качестве плательщика торгового сбора никак не зависит от постановки на налоговый учет по другим основаниям. То есть даже если торговая организация состоит на учете в налоговой инспекции по своему местонахождению, она должна повторно встать на учет как плательщик торгового сбора.

Важно: от подачи уведомлений о постановке на учет освобождаются продавцы, на которых распространяются федеральные льготы по торговому сбору. То есть организации и предприниматели, которые применяют ЕСХН и патентную систему налогообложения (п. 2 ст. 411 НК)

Однако в этих случаях вместе с уведомлением в инспекцию нужно представить документы, подтверждающие право на льготу (например, договор аренды торгового помещения на территории розничного рынка). Об этом сказано в письме Департамента экономической политики и развития г. Москвы от 26.06.2015 № ДПР-20-2/1-161/15.

Уведомления нужно подавать:

1. Если есть недвижимость, используемая в торговой деятельности, – в инспекцию по местонахождению этого имущества.

В Москве такой порядок подачи уведомлений относится к следующим видам торгового бизнеса:

  • торговля через объекты стационарной торговой сети без торговых залов (кроме автозаправочных станций);
  • торговля через объекты стационарной торговой сети с торговыми залами;
  • деятельность по организации розничных рынков.

2. Если недвижимости, используемой в торговой деятельности, нет – по месту нахождения организации (месту жительства предпринимателя). Такой порядок постановки на учет применяется в том числе и при развозной (разносной) торговле.

  • либо по местонахождению того объекта, сведения о котором поступили в инспекцию раньше, чем о других объектах;
  • либо по местонахождения объекта, который в уведомлении о постановке на учет указан первым.

Может быть и так, что организация или предприниматель зарегистрированы в другом регионе, но ведут торговую деятельность в Москве. Тогда они тоже должны встать на налоговый учет в качестве плательщиков торгового сбора.

При этом уведомления о постановке на учет нужно подать:

  • если торговля ведется с использованием недвижимого имущества (например, через магазин) – в налоговую инспекцию г. Москвы по местонахождению магазина;
  • если торговля ведется с использованием движимого имущества (например, через автолавку или торговую палатку) – в налоговую инспекцию региона, в котором организация или предприниматель зарегистрированы по своему местонахождению (месту жительства).

Плательщик сбора может представить уведомление о постановке на учет следующими способами:

  • лично;
  • через уполномоченного представителя;
  • направить по почте заказным письмом;
  • передать в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Если передаете уведомление через уполномоченного представителя, оформите соответствующую доверенность. При этом если плательщиком сбора является организация – доверенность заверьте подписью руководителя. Если плательщик сбора предприниматель – доверенность нужно заверить у нотариуса.

Как быстро поставят на учет

В течение пяти рабочих дней после того, как инспекция получит уведомление, она поставит организацию или предпринимателя на учет как плательщика торгового сбора.

Если у организации (предпринимателя) несколько объектов торговли и они расположены на территориях, подведомственных разным налоговым инспекциям, постановка на учет будет произведена по месту нахождения того объекта, сведения о котором поступят первыми.

Постановка на учет

Физические лица – индивидуальные предприниматели, а также юрлица, попавшие под требования торгового сбора, должны пройти регистрацию в налоговом органе в качестве плательщиков данного вида налога. Для этого в обязательном порядке придется уведомить ИНФС о своем статусе и особенностях начисления торгового сбора для своего бизнеса. Порядок регистрации и снятия с налогового учета по торговому сбору регламентирован ст. 416 НК РФ.

Крайнее время для регистрации плательщика торгового сбора – 5 дней со дня получения в пользование объекта торговли.

Несвоевременность карается административной ответственностью. В этот же срок нужно письменно уведомлять об изменениях в деятельности, могущих повлиять на факт платежа или размер сбора, если такие изменения происходили.

Если не проинформировать налоговый орган, то торговый сбор нельзя будет вычесть из налога на прибыль, НДФЛ или суммы единого налога при «упрощенке». В случае обличающих результатов инспекции придется оплатить не только сам торговый сбор и штраф за просрочку или работу без осуществления обязательного платежа, но и все предусмотренные налоги на прибыль без всяких вычетов. Штрафом облагаются и выявленные неправдивые сведения о налоговой базе, то есть объекте реализации, повлекшие недоимки по этому сбору.

Специалисты высказывают мнение, что такой подход мотивирует бизнесменов работать с большей прибылью, чтобы не перечислять в налоговую средства себе в убыток, ведь торговый сбор платится безотносительно к денежному итогу торговли.

Куда подавать уведомление

Уведомление должно попасть в налоговую по месту расположения торгового объекта, облагаемого обсуждаемым платежом. Возможные сложности, которые могут быть вызваны этим требованием, и способы их разрешения приводим ниже:

  1. Действующих объектов для торговой деятельности несколько: нужно указать информацию по отдельности о каждом из них.
  2. Несколько далеко расположенных друг от друга торговых точек относятся в юрисдикции разных налоговых: уведомление достаточно подать в то отделение, за которым закреплен первый из перечисленных объектов, не забыв указать информацию об остальных (см. п.1).
  3. Имущество находится в подведомственном торговому сбору регионе, а регистрация предпринимателя относится к другому городу: уведомление надо доставить в инспекцию, отвечающую за район расположения торгового имущества.
  4. Используются только перемещаемые средства торговли: регистрация производится по адресу ИП или юридическому адресу организации.
  5. Регистрация предпринимателя относится к одному из трех мест, поддерживающих платеж торгового сбора, а деятельность он ведет в иных населенных пунктах: торговый сбор платить не нужно, как и регистрироваться по этому поводу в налоговой.

Форма уведомления

Информировать ИНФС нужно не в форме простого заявления, а на специально разработанном бланке, утвержденном письмом Министерства финансов РФ от 10 июня 2015 года № ГД-4-3/10036. В него вносится обязательная информация:

  • данные о новоиспеченном плательщике (форма хозяйствования, название компании или ФИО индивидуального предпринимателя, контакты, реквизиты);
  • вид деятельности бизнесмена, его код по ОКВЭД;
  • название объекта, с которого происходит торговля;
  • его месторасположение (точный адрес);
  • данные о праве осуществлять торговлю (номер разрешения, право собственности на стационарную точку и т.п.);
  • порядок расчета суммы платежа;
  • льгота (если она применима).

СПРАВКА! Форма уведомления для налоговой регистрации, внесения изменений в определенные показатели или снятия с учета одинаковая: надо только поставить отметку в предусмотренном для этого окошке в верхней части рекомендованного бланка.

Фискальные органы, приняв уведомление от предпринимателя, подтверждают это выдачей ему специального свидетельства (п. 3 ст. 416 НК РФ), которое предприниматель получит в течение 5 рабочих дней.

Любой вид уведомления у бизнесменов есть возможность составлять в электронной форме, воспользовавшись сервисом сайта ФНС Российской Федерации, и доставить его в налоговый орган через интернет или непосредственно в бумажном варианте.

Кому и как платить торговый сбор

Закон о торговом сборе регулируется на региональном уровне. Это означает, что объекты обложения, процентные ставки, порядок и сроки уплаты, льготы устанавливаются органами местной власти.

Что такое торговый сбор?

Торговый сбор – это дополнительный муниципальный сбор, который уплачивается организациями, занимающимися мелокооптовой, крупнооптовой и розничной куплей-продажей товаров, которая осуществляется с использованием стационарных или нестационарных объектов недвижимости, а также товарных складских помещений. Этот сбор предприниматели платят за право на ведение торговой деятельности. Объектом налогообложения является не доход, а торговая площадь.

Кто должен платить торговый сбор?

  • ИП и другие организации, осуществляющие торговую деятельность и применяющие общий режим налогообложения (ОСНО);
  • ИП и другие организации, осуществляющие торговую деятельность и применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН).

Кто освобождается от уплаты торгового сбора?

  • ИП и другие организации, применяющие патентную систему налогообложения;
  • ИП и другие организации, применяющие ЕСХН.

ВАЖНО: закон предусматривает, что режим налогообложения ЕНВД нельзя применять к деятельности, в отношении которой установлен обязательный торговый сбор. Если в настоящее время организация осуществляет свою деятельность по системе ЕНВД, но она попадает в категорию лиц, обязанных уплачивать торговый сбор, то придется перейти на другой режим налогообложения.

Виды торговли, осуществление которых подразумевает уплату торгового сбора

В п. 2 ст. 413 НК РФ определены виды торговли, осуществление которых подразумевает уплату обязательного торгового сбора. К ним относятся:

  1. Торговля в объектах стационарной недвижимости, имеющих торговые залы;
  2. Торговля в объектах стационарной недвижимости, не имеющих торговые залы;
  3. Торговля через нестационарные торговые сети;
  4. Торговля с использованием складских помещений.

ВАЖНО: согласно п. 3 ст

413 НК РФ осуществление деятельности по организации розничных рынков приравнивается к торговой деятельности, поэтому также облагается торговым сбором.

Что является объектом обложения торговым сбором?

Торговым сбором облагаются не доходы и прибыль компании, а объект недвижимости и имущество, которые используются для осуществления торговой деятельности

Причем неважно, находится ли они в собственности предпринимателя, или арендуются

К объектам, которые облагаются торговым сбором, относятся:

  1. Любое помещение, стационарный или нестационарный объект недвижимости, который используется при осуществлении торговой деятельности;
  2. Любое недвижимое имущество, используя которое предприниматель организует розничный рынок.

Сроки использования объекта обложения торговым сбором не учитываются. Так как торговый сбор исчисляется ежеквартально, то даже при разовом осуществлении торговой деятельности, например, на рынке выходного дня или сезонной ярмарке, предприниматель обязан уплатить торговый сбор.

Сроки уплаты

Уплата сбора производится ежеквартально не позднее 25-го числа месяца, следующего за периодом обложения, т.е. квартала (пункт 2 статьи 417 НК РФ).

Код бюджетной классификации

Торговый сбор, уплачиваемый на территориях городов федерального значения (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному)

182 1 05 05010 02 1000 110

Торговый сбор, уплачиваемый на территориях городов федерального значения (пени по соответствующему платежу)

182 1 05 05010 02 2100 110

Торговый сбор, уплачиваемый на территориях городов федерального значения (проценты по соответствующему платежу)

182 1 05 05010 02 2200 110

Торговый сбор, уплачиваемый на территориях городов федерального значения (суммы денежных взысканий (штрафов) по соответствующему платежу согласно законодательству Российской Федерации)

182 1 05 05010 02 3000 1100