«магнит» делится с поставщиками информацией о товаре и повышает продажи

Как «Магнит» отбирает партнеров

Анализ поступающих в «Магнит» предложений осуществляется на основе определенных критериев:

  • потребность в данной категории товаров;
  • конкурентоспособное ценообразование;
  • упаковка товара и внешний вид;
  • объемы возможных поставок.

Дополнительные преимущества при отборе:

  • собственная развитая логистическая структура, позволяющая обеспечивать непрерывные поставки;
  • собственные склады хранения.

Наиболее частые причины отказа от сотрудничества:

  • инициирована процедура банкротства;
  • недостоверность информации, отображенной в коммерческом предложении;
  • несоответствие предложения с разработанной компанией структурой;
  • отсутствие потребности в доступной для поставок продукции.

Сроки рассмотрения предложений: 45 рабочих дней или срок, определенный компанией для принятия предложений к отбору (если АО «Тандер» самостоятельно размещает конкурс на поставку того или иного товара после анализа покупательского спроса в сети магазинов и в целом на рынке).

Результаты для поставщиков

В первую очередь, рост оборачиваемости товара. Мерчандайзеры стали работать эффективнее и быстрее, а скорость выкладки товара на полку существенно повысилась. Освободившееся время сотрудники могут перераспределять на другие магазины.

«Результаты совместного пилотного проекта PepsiCo и «Магнит» показали, что качественная совместная работа с детальным разбором и устранением причин отсутствия продукции позволяет увеличить LFL-продажи (сопоставимые продажи) и повысить уровень лояльности покупателей», — отметил Владимир Тиранов, старший директор по работе с национальными ключевыми клиентами компании PepsiCo.

«Опыт многих таких проектов, по большей части европейских, говорит, что повышение уровня доступности товара на полке способствует инкрементальному росту товарооборота. OSA — показатель доступности продукции — в ритейле составляет всего 91,7%, поэтому потенциал для увеличения товарооборота может быть очень существенным в денежном выражении (десятки миллионов рублей для сети), — такую перспективу роста продаж видит Иван Канаев, начальник отдела по управлению и развитию клиентского сервиса пивоваренной компании «Балтика» (часть Carlsberg Group). И эта перспектива повлияла на решение «Балтики» принять участие в инициативе «Магнита».

Иван также приводит статистику, которой оперируют на рынке: в среднем всего 20% отсутствующих на полке позиций пополняется в течение 8 часов, в 47% случаев если покупатель не находит нужный товар, он уходит из магазина.

Об эмоциональном и рациональном

Среди нон-фуд категорий для «Магнита» особое значение имеет «Красота и чистота». Это связано в том числе и с развитием формата «Магнит Косметик». Напомним, что в августе этого года «Магнит»» представил новый концепт формата, превратив пространство магазина в салон красоты и добавив цифровые решения и дополнительные сервисы. В торговых залах были выделены две специальные зоны – «эмоциональная» и «рациональная», отличающиеся в том числе оформлением и торговым оборудованием. В новом концепте произошла и коррекция ассортимента в пользу более широкой представленности бьюти-категорий. Как и в других форматах, развиваемых «Магнитом», структура ассортимента зависит от новой кластеризации с выделением подформатов «Мегаполис», «Город» и «Деревня». В целом по рынку категория «Красота и чистота» за последний год демонстрировала крайне умеренный рост, который, по разным оценкам, был даже чуть ниже уровня инфляции. Эксперты обычно связывали это со снижением уровня потребления по некоторым товарным сегментам внутри категории.

Однако формат «Магнит Косметик» в этих непростых условиях сумел продемонстрировать рост продаж, значительно опережающий среднерыночные показатели и достигающий 15%. При этом по обновленным категориям магазинов нового концепта рост достигал 30%.

По словам Ольги Бушковой, директора департамента категории «Красота и чистота» сети «Магнит», структуру ассортимента сегодня определяют новые покупательские тренды, среди которых можно выделить повышенный интерес к эконаправлению и натуральности, а также к профессиональным линейкам косметики. Наблюдается переключение покупателей от стандартных базовых и консервативных потребностей к более современным, инновационным, в которых присутствует сервисная составляющая. Также наблюдается стремительное развитие онлайн-канала, который за последние три года по направлению «Красота и чистота» вырос в три раза и дает около 15% продаж.

А, например, в таких категориях, как «уход за детьми», «подгузники», доля покупки в онлайн-канале составляет уже около 53%, средства для посудомоечной машины – около 21%. Покупатели очень легко переходят в новые каналы, и задача сети «Магнит» одновременно сохранить и качественно улучшить свои позиции в офлайне, но при этом развивать и онлайн, формируя для покупателя более широкое и интересное предложение, которое будет интересно самому широкому спектру покупателей – от новичков до бьюти-блогеров.

В целом изменение ассортиментной политики – процесс перманентный, и его успех зависит в первую очередь от конструктивного взаимодействия с поставщиками. Сегодня «Магнит» ожидает от своих поставщиков и тех, кто только планирует ими стать, новых предложений и интересных проектов. Есть целый ряд позиций ассортимента, которые сеть хотела бы видеть не только в формате
СТМ
, но и в виде эксклюзивных товаров. Существенная коррекция ассортиментной политики торговой сети призвана сделать магазины ближе к покупателям благодаря более персонализированному подходу к управлению ассортиментом, в результате чего на полках магазина должны появиться новые товары, которые смогут дать дополнительный рост продаж.

Посмотрите видеозаписи интервью с экспертами компании «Магнит».

Результаты для «Магнита»

Проект по мерчандайзингу — в компании ему дали название «Эффективный мерчандайзинг» — запустили более чем в 1 000 магазинов сети в разных регионах России. В этих торговых точках покупатель стал гораздо чаще находить нужный товар на полке, продажи стали расти лучше, чем в магазинах, не задействованных в проекте.

«В тестовых магазинах «Магнит» прирост продаж составил более 10% относительно аналогичных объектов, значительно сократились виртуальные стоки. Так, только в одном магазине в месяц удается устранить дефицит 50 SKU, а это значит, что покупатели гарантированно найдут то, что им нужно», — рассказал Константин Гуров, директор департамента технологий управления ассортиментом розничной сети «Магнит».

Теперь магазины получают дополнительные сигналы об отсутствии товара и имеют возможность своевременно корректировать параметры автозаказа.

Как раньше строилась работа с выкладкой товара?

В сеть «Магнит» входит около 13 тысяч магазинов у дома. Ритейлер работает примерно с 6 000 поставщиками. Каждый крупный поставщик «Магнита» содержит штат мерчандайзеров, которые посещают каждый магазин сети 2–3 раза в неделю. Мерчандайзер проверяет полноту представленности ассортимента, достаточность остатков на полке и в случае необходимости занимается выкладкой товара.

До недавнего времени мерчандайзер приходил в магазин со своим чек-листом, не зная фактическую матрицу и наличие товара в торговой точке. Например, у поставщика есть 100 товарных позиций, мерчандайзер не владел информацией, сколько из них должно быть в наличии в конкретном магазине и в каком количестве. В итоге сотрудник тратил уйму времени, чтобы собрать и проверить имеющийся и «целевой» ассортимент магазина и статистику о товарах для внутренней отчетности, найти и выложить продукцию со склада на полки.

 

О логистике

Современный покупатель хочет выбирать самые свежие товары. Чем менее короткий период прошел с даты производства до момента совершения покупки, тем выше продажи. Особенно у тех товаров, срок годности которых до 14 дней. Поэтому сегодня основная работа с производителями ряда товарных категорий ведется над тем, чтобы товар попадал на полку в максимально сжатые сроки. Товар с коротким сроком годности должен поступать на склады и в торговые точки ежедневно. Например, возьмем хлебобулочные изделия. Здесь сеть стремится к тому, чтобы поставки были не только ежедневными, но и до десяти часов утра, чтобы покупатель уже утром имел возможность приобрести свежий хлеб. По птице ежедневные приходы на склады должны быть до 6 утра, так как в этот же день товар уезжает в магазины, а сеть старается работать без переходящего остатка.

Естественно, и по другим категориям, например, по мясной гастрономии, от производителей ожидаются более частые приходы на склады, чтобы дать возможность ежедневно отгружать товары в торговые точки. Немаловажную роль играет и минимальная партия.

Чем больше ограничений поставщик выставляет по минимальной партии, тем больше товаров приходится держать на складах. Естественно, страдает свежесть, и именно поэтому «Магнит» сейчас так интенсивно работает с производителями, чтобы обеспечить более частые поставки в распределительные центры.

Преимущества работы в закупках с торговой маркой «Магнит»

Сеть находится в списке лидеров РФ по количеству открытых торговых точек. Супермаркеты открываются в низко конкурентных местах, что позволяет монополизировать локальный рынок. Магазин популярный у потребителей из-за обилия акционных предложений и прочих бонусов в связке с бюджетными ценниками.

Сеть универсамов, где потенциально будут выставлены ваши продукты, распространяется по всей стране. Сегодня у бренда в общей сложности 21 000 магазинов, из которых 15 000 работают в формате «У дома», 5500 магазинов — дрогери и еще 500 супермаркеты.

Всего у сети 7 тысяч квадратных метров торговых площадей, 3700 населенных пунктов расположения, а автопарк состоит из 6000 грузовых автомобилей для обеспечения логистики.

Каждый год оборотные средства «Магнит» увеличиваются в рамках 8-10%, что дает некоторое представление о масштабах торговой марки.

Как подать заявку на портале для поставщиков

Заявка подается через сайт «Магнита». Нажмите «Мои предложения», затем выберите одну из двух категорий товаров: фреш и товары основной группы. Далее надо нажать «Добавить новое предложение» и выбрать свой товар из списка. После заполнения всех полей надо нажать кнопку «Отправить».

Если вы только зарегистрировались, другие опции системы пока не доступны. Подождите, пока «Магнит» рассмотрит и одобрит вашу заявку. Если с вами заключат договор, то станет доступна вкладка «Сбор ценовых предложений». Там можно оставлять свои цены. Кроме того, вы сможете отслеживать запросы и высылать свои предложения.

Результатов дегустации тоже придется ждать до трех месяцев. Специалисты сети будут оценивать ваш товар по органолептическим показателям и в целом по соотношению цена/качество. Если и этот этап пройден успешно, вам придут проекты договоров.

Для официальной работы с «Магнитом» вы должны быть ИП или учредителем юридического лица, а значит, все расчеты с сетью необходимо вести через расчетный счет. Если откроете расчетный счет в Модульбанке, то сможете выводить на обычную карту физлица до 500 000 рублей в месяц без комиссии, а если нужно выводить больше, то комиссия составит от 0,75% с опцией «Зеленый лимит».


Акция

Откройте счет для бизнеса — получите MacBook

Коммерческое предложение для поставщиков «Магнита»

Чтобы поставить продукцию в Магнит, необходимо представить к рассмотрению коммерческое предложение установленного холдингом образца. Оно должно содержать следующие данные:

  • Письмо с краткой характеристикой вашей компании: история развития бизнеса, стратегия дальнейшего развития, производственная мощность.
  • Сведения о наличии действующих договоров поставки, регионы поставки.
  • Анализ поставки продукции по предполагаемым регионам поставки.
  • Регионы, в которые имеется возможность поставлять товары.
  • Прайс-лист на товары с указанием их основных параметров (вес, метод хранения, минимально возможный заказ, упаковка).
  • Сведения о разработанной системе скидок для крупных покупателей.
  • Информация о возможности заключения договора поставки с отсрочкой платежей.

К коммерческому предложению следует приложить: наглядные образцы товара (фото, презентация, каталоги продукции). Дополнительно «Магнит» можно запросить иные материалы по своему усмотрению.

Мерчандайзинг — не просто выкладка, но и «скорая помощь» при проблемах на полке

«Магнит» владел всей этой нужной мерчандайзеру информацией и начал ею делиться. У каждого мерчандайзера есть мобильное рабочее место — и вся информация поступает ему прямо в смартфон или планшет.

Но для начала «Магнит» попросил поставщиков скорректировать время прихода мерчандайзеров в торговые точки. Дело в том, что большинство операций с товаром приходится на день поставок продукции: выкладка, наклейка ценников, проверка сроков годности и так далее, и в этот момент участие мерчандайзера наиболее актуально.

Перед приходом в магазин мерчандайзер получает необходимую информацию о конкретной, вверенной ему торговой точке. А именно: активная ассортиментная матрица магазина, остаток, действующие промоакции, расположение SKU в торговом зале. Самая ценная информация — это сведения о продукции, которой нет на полке, и возможных рисках — так называемых виртуальных (фантомных) стоках, когда товар числится в магазине, а по факту его нет. Имея к ней доступ, мерчандайзеры могут планировать частоту своих посещений магазина и оперативно реагировать на отсутствие товара на полке, нехватку ценников, виртуальный
сток
и прочее, корректировать свою работу.

Следующий этап: прогнозирование спроса

Розничная сеть планирует масштабировать проект на всю свою географию, в том числе на магазины «Магнит Косметик». Сделать это предполагается в работе с теми поставщиками, у которых есть мерчандайзеры.

В рамках развития проекта в этом году «Магнит» начнет анализировать отсутствие товара на полках при помощи нейронных сетей и сможет предсказывать наличие товара в магазинах в зависимости дня недели, сезона, промоакций. Полученные результаты будут транслироваться поставщикам.

«Магнит» (данные на 31.12.2018 г.)

18 399 магазина, в том числе:

  • 13 427 магазинов у дома
  • 467 супермаркетов
  • 4 505 магазина дрогери

2 976 населенных пунктов

37 распределительных центров

295 тысяч сотрудников

1,237 трлн рублей — выручка в 2018 году