Аэрофобия: что это? (как победить страх авиаперелетов)

Содержание

Причины страха полетов на самолете

Каждый раз страх перед полётом разной степени выраженности испытывают около 70% сидящих на борту. Причины беспокойства у каждого пассажира свои.

Перед диагностированием у себя какого-либо страха важно понять: действительно ли это проявление фобии или всего лишь беспокойство, вызванное мнительностью или естественной реакцией организма. Фобия практически не поддаётся контролю без привлечения сторонних средств: других людей, психологов, медикаментов

Страх вполне можно контролировать силой мысли.

  1. Клаустрофобия — страх замкнутого пространства. Большинство отмечает беспокойство, связанное с небольшим салоном лайнера: низкими потолками, узкими проходами, маленькими расстояниями между рядами сидений. Даже огромный аэробус может показаться крошечной коробочкой тем, кто знает о клаустрофобии не понаслышке.
  2. Акрофобия — боязнь высоты и неба. Лиц, знакомых с проявлениями этой фобии, беспокоит новая для тела среда — воздух. Отсутствие под ногами твёрдой почвы, осознание расстояния в 10 тысяч метров над землёй и в особенности подъёмы и снижения лайнера, когда иллюминатор пестрит огоньками взлётно-посадочной полосы, вгоняют в ужас.
  3. Аэрофобия — так называется сама боязнь самолетов, полётов и всего, что с ними связано. Кто-то не может понять принцип перемещения по воздуху самолёта, кто-то думает, что там не хватит кислорода и можно задохнуться. Бывает, пугает даже размер воздушного судна.
  4. Дистихифобия — страх катастроф. Личности с этой фобией не могут спокойно передвигаться не только по воздуху: любой транспорт вызывает тревогу, стресс. Катастрофы, несчастные случаи происходят везде. Но при полётах всё сложнее, чем в других ситуациях: выживших в авиакатастрофах обычно не бывает. Осознание этого на высоте 10 км в кресле самолёта заставляет сердце биться чаще, а мозг — паниковать.
  5. Страх потери контроля над ситуацией особенно часто сопровождает заядлых автомобилистов, машинистов и даже иногда самих пилотов, когда они в рядах пассажиров. Невозможность влиять на ситуацию может беспокоить, в общем-то, любого, кто привык руководить и точно контролировать всё вокруг.
  6. Охлофобия часто наблюдается у тех, кто не любит толпу. Собственно, это и есть боязнь большого скопления народа, незнакомой компании. Чем больше лайнер, тем больше пассажиров в нём размещается. Тем, кто боится летать, кажется, что вся эта конструкция слишком шумная, неподъёмная, ненадёжная, и к охлофобии добавляются другие страхи.

Методы избавления от страха

Чтобы не бояться летать, необходимо предпринять несколько шагов. Во многих авиакомпаниях в Европе существуют тренинговые центры, где помогают справиться со страхом перелетов. В России есть только один такой центр, который расположен в аэропорту Шереметьево. Там помогут преодолеть страх перелетов и избавиться от этой боязни.

Чтобы освободиться от аэрофобии, в таких центрах проводятся тренинги. Они состоят из следующих этапов:

Подробное описание того, как устроен самолет. Боязнь летать часто связана именно с тем, что человек не понимает, как такой большой авиалайнер может находиться в воздухе и не падать

Поэтому ему важно знать все основные механизмы работы самолета. Присутствие в кабине пилота на симуляторе

На этом тренажере потенциальный пассажир может прочувствовать реальный полет, находясь на земле

Если человеку становится плохо, он может покинуть кабину в любой момент. После прохождения всей теоретической части и тренажера пассажирам предлагается совершить небольшой перелет в реальном самолете. Такой перелет совершается в сопровождении психолога. Как правило, после таких тренингов человек или полностью избавляется от страха перелетов, или ему становится намного легче это делать.

В первую очередь, для лечения любой фобии необходимо понимать, что нужно не закрываться от страхов, а попытаться встретиться с ними. Многие люди, которые плохо переносят полеты, перед посадкой в самолет принимают снотворные средства или алкоголь, чтобы можно было проспать весь полет. Но этот подход никак не поможет в решении проблемы. Необходимо адекватно взглянуть на процесс перелета.

Нужно оценить все процессы для того, чтобы было понятно почему воздушное судно способно подняться в небо. Самолет устроен таким образом, что при отказе двигателя он может находиться в воздухе еще долгое время. По статистике, авиакатастрофы случаются крайне редко и только при стечении определенных трагических обстоятельств.

С помощью психотерапии производится погружение пациента в атмосферу полета. Человек неоднократно переживает взлеты и приземления под контролем психотерапевта. Вырабатываются навыки релаксации во время полета. Благодаря таким занятиям можно добиться состояния пациента, когда перелет уже не связывается с паникой и страхом. Напротив, вырабатывается атмосфера умиротворения и покоя во время перелетов. Также в сеансах психотерапии может применяться гипноз. В таком состоянии изучается реакция пациента на определённую ситуацию. Под действием гипноза пациент учится расслабляться и адекватно реагировать на происходящее вокруг.

https://youtube.com/watch?v=XvKLDhSzHII

Если присутствует боязнь самолетов, что делать в салоне во время перелета:

  • Принять удобное положение для тела.
  • Расслабиться, включив легкую музыку.
  • Попытаться представить те хорошие моменты, которые ждут в пункте назначения.
  • Завязать легкую беседу с попутчиком. Во время перелета не рекомендуется позволять нарастающему страху завладевать сознанием. В самом начале его формирования нужно отвлечься. Сделать то, что будет приятно и принесет положительные эмоции. Это может быть вкусная еда или рассматривание интересных журналов. Главное, чтобы интерес был настолько сильный, чтобы не осталось места для страха.

Авиафобия — это страх, который лишает человека многих возможностей. Поэтому необходимо избавляться от него, как только он появляется. Для этого есть много действенных способов, которые обязательно помогут, если целенаправленно идти к цели.

Птицы и двигатель

Аэрофобия, основанная на пернатых – это гиперболизированная проблема. Зачастую люди, которые боятся, что самолёт выйдет из строя из-за птицы, не совсем чётко осознают масштабы проблемы.

Начнём с того, что чаще всего птицы врезаются в лобовое стекло, в крылья и, само собой, в двигатели самолёта. Если в двух первых случаях подобное воздушное происшествие остаётся почти без внимания, то двигатель может повредиться. Могут изогнуться лопасти, может забить пространство компрессора. Впоследствии двигатель может остановиться, нарушить свою работу или даже загореться. Но здесь срабатывает тот же опыт пилота, о котором мы говорили ранее. Даже с одним повреждённым двигателем самолёт может спокойно сесть.

Бывалые пилоты говорят, что критичные последствия после столкновения с птицей – редкость. Зачастую это не отражается на путешествии. Существенный ущерб конструкции пернатое создание может нанести либо когда самолёт только взлетает, либо если сама птица внушительных размеров. Но и первый, и второй вариант крайне маловероятен. К тому же, с каждым годом система внешней безопасности самолёта улучшается и снижает риск вреда от воздушных соседей.

Если не лечить фобию

Когда невозможно избежать полета, а ты панически этого боишься, начинаются проблемы не только психологического плана. Если не научиться справляться со страхами, фобия поглощает человека полностью, превращая в угрюмого неврастеника.

  • Перед предстоящим полетом человека начинают одолевать панические мысли, в итоге его мучают кошмары, или он вообще не может спать;
  • Становясь раздражительным, невыспавшимся, аэрофоб срывается на близких ему людях, отчего портятся семейные отношения;
  • Тем, кто скрывает свои страхи, еще сложнее переносить полеты. Фобия, загнанная вглубь себя, приводит к развитию сердечных болезней, гипертонии, инфарктам;
  • Если необходимость перелетов связана с профессиональной деятельностью, каждая попытка отсрочить полет или заменить его другим видом передвижения сказывается на карьерном росте. Психологические встряски по этому поводу делают аэрофоба пациентом неврологического отделения;
  • Страх пользоваться услугами авиакомпаний обедняет отдых – не на каждый курорт можно быстро и легко добраться железнодорожным транспортом (а тем более автомобилем).

Надеясь, что справится сам, человек прибегает к употреблению мощных психотропных препаратов или алкоголю. Чем чаще возникает необходимость в перелетах, тем быстрее развивается вредная привычка. Такой допинг не облегчает ситуации, а делает ее еще более запущенной.

Алкоголь в условиях низкого давления и сухого воздуха в салоне самолета может спровоцировать дурноту (порой с рвотой). Организм находится в подвешенном состоянии, и даже малая доля алкоголя на высоте нескольких тысяч метров от Земли способна вызвать сильное опьянение, в результате которого наступает упадок сил. От этого у пьяного человека сразу же ухудшается настроение, и паника наваливается с еще большей силой.

Еще по теме Опасно ли летать на самолетах и как побороть аэрофобию

Как побороть аэрофобию. К темам ниже…

Есть тест-шкала для определения степени аэрофобии, не летают в последне стадии уже. Экстренных случаев, которые требовали бы полетов на самолёте, у вас нет. Мне помогает смотреть флайрадар и около аэропорта смотреть как самолеты взлетают и садятся.

Опрос щитовидка / боязнь летать

Опрос щитовидка / боязнь летать. Простите, что не в медицину, но нужны не советы, а статистика. У меня примерно одновременно обнаружился гипотериоз и началась дикая аэрофобия, до этого летала почти спокойно и очень много.

Дачный участок

Ну наверное при полете из самолетов капает керосин. И как после такого на них летать, не представляю. 5 мифов о самолетах и авиации и 7 симптомов аэрофобии. Опасно ли летать на самолетах ? Меня зовут Светлана. Не опасен ли для ее здоровья полет на …

Про перелеты, аэрофобное

5 мифов о самолетах и авиации и 7 симптомов аэрофобии. Девочки,кто летал с детками с эпи,поделитись пожалуйста,как перенес деть перелет ?Не было ли проблем с лекарствами 5 мифов о самолетах и авиации и 7 симптомов аэрофобии. Как побороть страх полета.

Про летать

Но и к тому израильскому самолету отношения не имеет. А летать над полем военных действий действительно неразумно. Летим на Крит – примерно 4 часа. Боитесь летать ? 5 мифов о самолетах и авиации и 7 симптомов аэрофобии.

я опять боюсь лететь:(

5 мифов о самолетах и авиации и 7 симптомов аэрофобии. Тем, кто боится летать : 11 упражнений против страха. Как избавиться от страха самолетов. Упражнения для тех, кто боится летать. я опять боюсь лететь Я с мужем летать не боюсь нисколько, но в полетах…

Сос нужна крылатая фраза по авиации!!!

5 мифов о самолетах и авиации и 7 симптомов аэрофобии. 5 мифов о самолетах и авиации Как подготовить к полету без страха своими силами Вовремя вспомнилась и успокоительная фраза из брошюрки для аэрофобов: «Каждый…

Боюсь истерики в самолете. Как помочь?

Истерика в самолете. В прошлом году летали, все нормально. А в этом такую истерику при посадке в самолет устроил, что и папа и бабушка были готовы выйти из самолета и остаться дома. 5 мифов о самолетах и авиации и 7 симптомов аэрофобии.

Аэрофобам посвящается

Неважно какое, ну например полет на самолете. Полет добавляет к нашему стандартному состоянию еще допустим 2 балла. то что летать опасно я и сейчас прекрасно осознаю

5 мифов о самолетах и авиации и 7 симптомов аэрофобии. Как побороть страх полета

то что летать опасно я и сейчас прекрасно осознаю. 5 мифов о самолетах и авиации и 7 симптомов аэрофобии. Как побороть страх полета.

Тем, кто боится летать

Тем, кто боится летать. Как вы со страхом полетов боретесь? выпить перед полетом не предлагать, я Факт остается фактом – в каждом самолете, мирно летящем в небе в эту самую секунду Именно симбиоз генетической тревожности, воспитания а-ля «туда не ходи – опасно …

про аэрофобии

5 мифов о самолетах и авиации и 7 симптомов аэрофобии. Тем, кто боится летать. Первый человек, попав в самолет, испытает ужас от утраты контроля над ситуацией, второй – останется спокойным, понимая…

кто боится самолета

Я не просто не боюсь – люблю летать самолетом. Почему – знаю точно, ощущение возврата в детство. Родители из средней полосы, но 7 лет прожили в Хабаровске (мне было 1,5 – 8,5 лет). 5 мифов о самолетах и авиации и 7 симптомов аэрофобии.

маршрут самолета при параде

5 мифов о самолетах и авиации и 7 симптомов аэрофобии. маршрут самолета при параде. схема пролёта авиации во время парада победы 9го мая. Удивительно..по этой схеме он должен был пролететь у меня над головой;)) Ничего не Сегодня чуть не упала, когда мимо…

Баротравма? Или лететь ли самолётом….

Или лететь ли самолётом ….. Отдых с детьми. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие Посмотрите другие обсуждения на тему “баротравма в самолете “: Боитесь летать ? 5 мифов о самолетах и авиации и 7 симптомов аэрофобии.

Слушайте, что с самолетами творится, а?

Я люблю летать самолетами. Я думаю, что, наверное, существует какая-то статистика, сколько самолетов бьется, например, в год. Я понятия не имею, как устроен самолет и почему он летает. А мне 4-го мая лететь 5 мифов о самолетах и авиации и 7 симптомов аэрофобии.

Боюсь самолета

Можно ли беременной летать на самолете ? Боюсь летать Я летаю на самолетах не слишком часто, несколько раз в год, но каждый раз При подозрении на внутричерепное давление делают УЗИ и (в сложных случаях) томограмму. Только тогда этот диагноз ставится.

Как преодолеть страх перед самолетами?

Что-то после рождения ребенка у меня какая-то паранойя – жутко боюсь летать на самолете. Раньше ничего такого не наблюдалось, я даже об этом не задумывалась. Сейчас думая о том, что надо бы ребенка к морю свозить, прям испариной покрываюсь.

Выбирай место с умом

Фото pixabay.com

Если ты часто испытываешь беспокойство во время полета, тщательно подойди к выбору места. Определись, где ты чувствуешь себя наиболее комфортно — в проходе, середине или у окна.

Кстати, в передней части самолета многие пассажиры отмечают снижение уровня тревоги. Кевин Келли, старший капитан крупной американской авиакомпании, объясняет это тем, что расположение в передней части самолета обычно обеспечивает более плавный и тихий полет.

Если позволит бюджет, приобрети билет первого или бизнес-класса. Помимо расположения кресел в передней части самолета, многие рейсы первого класса включают в себя и другие различные удобства, в том числе особые мягкие одеяла, кресла-трансформеры и развлечения. Согласно Travel + Leisure, чувство физического комфорта во время полета упрощает достижение эмоционального комфорта.

Если не лечить

В своих крайних проявлениях аэрофобия опасна для человека. Психическое состояние с каждым полетом становится все более неустойчивым, человек начинает чаще чувствовать панические состояния, даже когда находится на земле. Его преследуют кошмары, в которых воздушное судно падает, гибнут все пассажиры, находящиеся на борту. Как следствие – может возникнуть бессонница, больной становится нервным, раздражительным, перестает делать каждодневные обязанности. Портятся отношения с близкими людьми, возникают проблемы на работе. Отпуска проходят однотипно, в пределах железнодорожного или автомобильного сообщения. В плане здоровья – картина выглядит не лучше. Страдающие фобией часто имеет проблемы с сердечно-сосудистой системой организма. Они чаще других подвержены инсультам и инфарктам и проходят курсы лечения у невролога.

Если же человек, страдающий панической боязнью полетов, все равно вынужден пользоваться данным видом транспорта, и не признает таблетки – то единственным способом унять тревогу становится алкоголь. Частое употребление может привести к алкоголизму, лечение которого редко бывает эффективным, если не устранить причину. Вот почему среди алкоголиков высокий процент людей, страдающих разными видами страхов.

И в заключение

Даже если вы обнаружили у себя многие из перечисленных симптомов – не стоит паниковать. Понимание того, что такое аэрофобия, откуда она берется и почему имеет сильное влияние – будет являться преимуществом в борьбе за психическое и физическое здоровье. Аэрофобия очень распространенное явление, особенно в нашем неспокойном мире, в период войн и терактов. Она бывает связана с другими видами страхов, такими как страх высоты, замкнутого пространства, скопления людей и др., а так же может существовать самостоятельно. На усиление фобии могут влиять неприятные события, произошедшие в полете со знакомыми, близкими людьми, задержки рейса, информация о технических неполадках, негативно настроенные попутчики и т.п.

От аэрофобии надо избавляться – преодолевать свои страхи самостоятельно или проходить лечение у психолога, т.к. со временем она начнет влиять на образ жизни.

Существуют примеры, когда успешные и знаменитые личности перестали делать над собой усилие и потеряли перспективные проекты, возможности карьерного роста, или даже близких людей из-за своего страха. Не надо бояться самолетов – ведь по статистике вероятность авиакрушения крайне минимальна, и в ДТП ежедневно гибнут в сотни или тысячи раз больше людей. Аэрофобия, как и любой другой страх, не должна мешать жить полной и насыщенной жизнью.

Оцените эту статью:

4.32

Всего голосов: 72

«Как же страшно теперь летать»: Как справиться с аэрофобией

41 погибший. Только 37 спасшихся пассажиров. Снова, год спустя после трагедии в кемеровской «Зимней вишне», беспощадный огонь похоронил десятки жизней. Кто-то летел по работе, кто-то – на рыбалку, кто-то – к родственникам – каждый из нас мог быть на их месте. Осознание этого факта пугает и порождает панический страх перед полётами.

Кому-то теперь страшно летать на «Суперджете», кому-то – «Аэрофлотом», кто-то просто боится подниматься в воздух на любом судне любой авиакомпании. Трагедии с самолётами пугают ещё и многочисленностью своих жертв – погибают часто все. И хотя вчера почти половине пассажиров всё-таки удалось спастись, даже 41 человек – потери огромные.

И тем не менее…

Самолёт – самый безопасный вид транспорта?

Обычно это первая фраза, которую приводят аэрофобам в качестве контраргумента. Да, в результате авиакатастрофы может погибнуть в один момент несколько десятков людей. Но самолёт всё равно – самый безопасный транспорт. Правда ли это и почему так получается?

Безопасность различных видов транспорта обычно вычисляют исходя из количества смертей на пройденное расстояние. Либо считают, какой процент всего пассажиропотока составляют летальные случаи. В итоге, действительно, самолёт получается одним из самых безопасных видов транспорта.

Вот, к примеру, статистика по США. The Washington Post, ссылаясь на исследования экономиста Яна Сэвиджа, в 2020 году привёл такие данные. Если считать по количеству пассажирских смертей на 1 миллиард пройденных миль, самым опасным транспортом окажется мотоцикл (212,57 смертей). Затем следуют автомобиль (7,28), паром (3,17), поезд (0,43), метро (0,24), автобус (0,11) и только потом самолёт (0,07). То есть самолёт оказывается самым безопасным. С другой стороны, скорость его значительно выше, и то расстояние, которое авиалайнер пролетит за час, автотранспорт может ехать целые сутки. И шансов попасть в аварию за целый день пути, соответственно, значительно больше, чем за час.

Можно попытаться сравнить различные виды транспорта по безопасности и другим способом: подсчитать количество аварий, погибших и пострадавших в них за один временной отрезок, например год. И взять не далёкие Соединённые Штаты Америки, а родную Россию. И тут уже картина не такая радостная для авиации.

Так, по данным Росстата, за 2020 год произошло происшествий: на внутреннем водном транспорте – 5, на железной дороге – 14, на воздушном транспорте – 39, на морском – 49, на автодороге – 169 400. Число погибших: внутренний водный транспорт – 2, ж/д – 3, морской транспорт – 6, авиация – 50, автотранспорт – 19 100. Число раненых: внутренний водный транспорт – нет, морской транспорт – 2, ж/д – 24, авиация – 29, автотранспорт – 215 400.

Фото: diy13/shutterstock.com

Тут самолёты – на втором месте по опасности, но даже здесь огромная разница с автотранспортом: человеческих жертв от последнего в сотни раз больше.

Но боимся мы почему-то именно авиации, аэрофобия гораздо больше на слуху, чем автофобия. И, проезжая массовое ДТП, мы не выходим из автобуса и не идём на работу пешком. А вот после авиакатастроф многие боятся лететь и пересаживаются на поезда.

Как преодолеть аэрофобию – советы психолога

В чём же причина такой стойкости аэрофобии и можно ли справиться с паническим страхом летать, подогреваемым новостями об очередной катастрофе?

Как отмечает клинический психолог Михаил Хорс, дело тут не в самолётах.

– рассказал Хорс в интервью Царьграду.

Психолог советует принять позицию, что не всё находится под нашим контролем, – иными словами, смириться. Смирению учит и христианство, и его очень недостаёт современному человеку. Не аэрофобия должна быть реакцией на трагедию в Шереметьево, а именно смирение с любой возможной своей судьбой.

Конечно, необходимо расследование причин катастрофы, шаги, предотвращающие последующие аварии. Но это дело соответствующих служб. А простому человеку стоит не разводить панику в соцсетях, не покрывать оскорблениями всех действующих лиц от пожарных до пассажиров со слишком большой ручной кладью, помешавших другим спастись, а вспомнить о своей неминуемой смерти – не в самолёте, так ещё где-нибудь. Как говорится, все там будем.

А погибшим вчера в результате возгорания «Суперждета» – Царствие Небесное.

Аэрофобия – болезнь или нет

Аэрофобия – это страх перемещения на любых летательных аппаратах. Его сложно контролировать и преодолевать, он базируется на опасении высоты и боязни замкнутых пространств.

Важно! С точки зрения психиатрии клаустрофобия не является болезнью, а относится к выраженному симптому, который легко поддаётся корректировке и не требует вмешательства психиатра.

Специалисты утверждают, что обычно фобия лететь появляется после 25 лет. По этой причине дети всегда спокойно ведут себя в самолёте, потому что не осознают опасности. 15% взрослых боятся летать.

Основными симптомами аэрофобии, которые мешают преодолеть страх полёта на самолёте, являются:

  • нервозность за несколько дней до полёта;
  • отказ от путешествия из-за страха;
  • учащённое дыхание;
  • потребность в алкоголе до и во время полёта;
  • анализ перемещения по салону экипажа;
  • представление в воображении картин авиакатастроф;
  • постоянный поиск в СМИ информации об авиакатастрофах.

Корректировка состояния аэрофобии заключается в обучении человека способам релаксации и самоконтроля. Самый простой способ, который применяют психологи, – это применение компьютерных технологий. Для этого будущего пассажира сажают перед симулятором полётов и включают имитацию присутствия в кабине пилота или в салоне. Как только давление и дыхание будет стабилизировано, можно считать, что боязнь отступила.

Общая информация

В самом чувстве страха нет ничего противоестественного. Именно нормальный, здоровый страх нередко является тем самым «спасательным кругом» в сложной ситуации. Но когда боязнь полета на самолете превращается в мешающую жить фобию, от нее необходимо избавляться.

К сожалению, самостоятельно справиться с такой сложной навязчивостью, как аэрофобия, невозможно. Помочь человеку преодолеть укоренившийся страх перед полетами могут специалисты в области:

  1. Неврологии.
  2. Психотерапии.
  3. Психологии.

Считается, что симптомы аэрофобии возникают к 25 – 30 годам. Часто неподготовленный к возникновению мучительной симптоматики человек не имеет понятия о том, что ему следует делать.

Чего боятся россияне

Наибольший страх у русских путешественников вызывают участившиеся в последнее время авиакатастрофы.

  • Страх перед крушением самолета испытывает около 40 процентов россиян.
  • Многих людей (около 25 процентов) настораживает отсутствие на борту парашютов и иных персональных средств спасения.
  • Около 11 процентов россиян боятся самолета только потому, что не понимают, как такая махина держится в воздухе и при этом еще и летит.
  • 10 процентов путешественников не испытывают доверия к экипажу корабля.

Россияне, чья деятельность связана с частыми перелетами, понимают, что с фобией необходимо бороться

Около 50 процентов путешественников пытаются переключить внимание на музыкальные произведения, видео или игры. 28 процентов пассажиров заглушают ужас перед полетом алкогольными напитками

2 процента россиян принимают сильнодействующие седативные и снотворные препараты.

Основные причины аэрофобии

Статистика утверждает, что 55 процентов россиян испытывают панический ужас перед полетом на самолете. Россияне боятся летать и отказываются не только от отдыха за границей, но и от высокооплачиваемой работы.

У людей, которые никогда не летали на самолете и не собираются этого делать, этот страх является иррациональным. Он возникает по причине того, что после каждой авиакатастрофы журналисты нередко смакуют трагедию, публикуют страшные фотографии и интервью с убитыми горем близкими погибших людей.

Но есть и такие люди, которым повезло выжить после авиакатастрофы. Если их деятельность связана с частыми перелетами, аэрофобия может принести им немало неприятностей.

Около 30 процентов путешественников начинают сильно нервничать и паниковать, оказавшись в салоне. Представительницы прекрасного пола боятся паники, которая может охватить пассажиров и их самих, а мужчины опасаются того, что ситуация выйдет из-под их контроля. Некоторые представители сильного пола признаются в акрофобии – страхе высоты.

Кроме того, серьезный страх перед авиатранспортом испытывают люди, страдающие клаустрофобией. В этом случае происходит «накладывание» одной фобии на другую.

Первые признаки фобии

У многих людей первичная симптоматика проявляется не в салоне авиатранспорта, а задолго до полета. Человек начинает скрупулезно собирать информацию об авиакомпании, тщательно изучать «дела» сотрудников и пытаться высчитать вероятность катастрофы. Человек, готовящийся к путешествию по воздуху, становится нервным, напряженным.

Нередко на этом фоне у него возникает бессонница. Сны становятся отрывочными и тревожными.

Иногда у человека появляются мучительные симптомы вегето-сосудистой дистонии.

Механизмы возникновения аэрофобии

Самый сильный страх человек, страдающий аэрофобией, испытывает во время взлета, а также при посадке самолета. Именно в этот момент авиатранспорт и находящиеся в его салоне путешественники испытывают сильнейший стресс. Стоит только самолету заскрежетать, встряхнуться или слегка накрениться, как у человека появляются мучительные симптомы.

Все начинается с тревожности. Потом человек, который боится лететь на самолете, пытается себя успокоить и выбросить пугающую мысль из головы.

Но, как и все обсессии, мысль «а вдруг?» только укореняется и становится все ярче. Воображение тут же подыскивает яркие картинки. Вспоминаются просмотренные ранее фильмы, кадры из новостей, прочитанные книги.

После этого, как и при любом ином невротическом состоянии, появляются такие симптомы, как учащение сердечного ритма, затрудненное дыхание, тремор конечностей и потемнение в глазах. Иногда такое состояние сопровождается тошнотой. Некоторые люди находятся в полуобморочном или обморочном состоянии.

Симптоматика не исчезает даже после того, как самолет набирает высоту. Человек, страдающий аэрофобией, всегда найдет, чего испугаться в воздухе. Некоторым пассажирам кажется, что у самолета отвалятся крылья, многим чудятся запахи горения.

Что вызывает страх перед полетом: 4 возможных фактора

Есть несколько факторов, которые способны усилить страх перед полетом. Он может быть вызван одной конкретной причиной или сочетанием ряда факторов.

Так, аэрофобия может развиться после неудачного полета, который ты пережил, или при знакомстве с кем-то, кто столкнулся с травматическим летным инцидентом или авиационным событием.

Чувство потери контроля — частый триггер тревоги и довольно распространенный фактор, влияющий на аэрофобию. Осознание того, что ты никак не можешь повлиять на ситуацию или покинуть салон, когда захочешь, способно быть пугающим для некоторых людей.

Клаустрофобия — еще одно состояние, которое может спровоцировать аэрофобию. Салон самолета — это ограниченное, переполненное пространство, и оно может казаться особенно тесным во время посадки, когда эмоции уже накалены до предела.

И, наконец, боязнь высоты (акрофобия) при нахождении на высоте 9-12 километров над землей начинает проявляться в своем худшем виде.

Несколько интересных фактов, которые помогут вам избавиться от аэрофобии

Факт №1

Данные официальной международной статистики гласят, что ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях разбивается около 1-1,3 миллиона людей, а в авиакатастрофах погибает всего лишь приблизительно 460-520 людей.

Факт №2

Стюардессы и пилоты не получают никаких денежных надбавок к зарплате за риск, ведь их профессии относятся к разряду одних из самых безопасных в мире.

Факт №3

Самая ужасная и леденящая душу тряска не способна развалить самолет, так как любая его система обладает тройным резервом прочности. Когда самолет попадает в завихрения или воздушные ямы, то находиться в нем безопаснее, чем в автомобиле, который преодолевает лежачего полицейского.

Факт №4

Более чем за 120 лет существования авиации из-за турбулентности не разбился ни один самолет! За это время турбулентность стала причиной гибели всего лишь около 20-25 человек, которые забыли пристегнуться или на них из багажного отсека упал тяжелый чемодан.

Факт №5

Во время полета крен самолета на 7-10 градусов ощущается пассажирами как наклон в 35-45 градусов. Такое обман ощущений становится причиной того, что человек, испытывающий страх во время полета, искренне верит, что самолет начинает переворачиваться.

Факт №6

Летящий самолет просто так не может взять и упасть на землю, ведь давление под крыльями позволяет ему держаться в воздухе не хуже, чем автомобиль держится на дороге. Если произойдет из ряда вон выходящая ситуация и все 4 двигателя полностью откажут, то самолет все равно не полетит камнем вниз.

Факт №7

Риск стать непосредственным участником авиакатастрофы равен одному на практически одиннадцать миллионов рейсов. Если бы шанс разбиться в самолете был равен хотя бы 0,01%, то каждый день разбивалось бы около 13-15 самолетов.

Факт №8

Все современные самолеты оснащены специальными инновационными системами, а каждая система имеет 2-4 дубликата. Если один из двигателей откажет, то такой самолет сможет лететь еще 2 часа, а его приземление будет мягким и безопасным.

Факт №9

Каждый самолет перед взлетом тщательно осматривается высококвалифицированными специалистами. Если они обнаружат хоть малейшее несоответствие стандартам, то такой самолет снимут с рейса и заменят другим.

Факт №10

Каждый год количество авиакатастроф сокращается на 15%, а количество людей, пользующихся услугами авиакомпании, возрастает на 10-12%.

Почему не стоит бояться летать на самолёте

Самые распространённые страхи во время полёта одинаковые для многих людей.

Турбулентность Из-за турбулентности не происходило ни одного крушения самолёта, такое состояние не грозит современным лайнерам, которые разработаны с учётом всех физических явлений и воздействия воздушных потоков.

Отказ двигателя Пассажирские самолёты имеют систему планирования, которой управляет автопилот. При отказе всех двигателей, хотя такая ситуация крайне редкая, воздушное судно будет посажено в ближайшем аэропорту или на грунт.

Самолёт старый, сломается В авиации нет понятия «старый» или «новый» самолёт. Есть понятия «исправный» и «неисправный». Перед полётом каждое судно проходит проверку, неисправный самолёт на рейс не выпускают.

Пилоты пьяные/не в себе Пилоты перед вылетом проходят медицинский осмотр, поэтому такая ситуация невозможна.

Пилоты начнут лихачить Действия пилотов полностью контролирует система «автопилот», которая предупреждает об ошибках. Они также хотят жить, поэтому рисковать своей жизнью не намерены.

Это должно помочь убрать страх полёта самолётом. Такие мысли возникают у любого здравомыслящего человека. Просто примите как факт, полёт намного безопаснее езды на автомобиле. Стоит изучить данные статистики, которые покажут реальную цифру по поводу безопасности полётов.