Какие сведения относятся к налоговой тайне

Какая информация не относится к налоговой тайне

Перечень сведений о налогоплательщике, не относящихся к налоговой тайне, установлен в п. 1 ст. 102 НК РФ. К таким сведениям относятся:

  • сведения, разглашенные налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;
  • сведения об идентификационном номере налогоплательщика;
  • сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;
  • сведения, предоставляемые налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями).

Арбитражные суды, разрешая возникающие споры, не раз подчеркивали, что сведения о совершенном налогоплательщиком налоговом правонарушении не относятся к налоговой тайне (см., например, Постановление ФАС Московского округа от 09.12.2003 по делу N КА-А40/9826-03).

Вместе с тем налоговые органы трактуют это положение Кодекса по-своему. Они полагают, что налоговую тайну также не составляют сведения о неисполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налога при отсутствии признаков налогового правонарушения, поскольку в этом случае имеет место нарушение установленного законодательством порядка уплаты налога. Такая точка зрения изложена в Письме МНС России от 05.03.2002 N ШС-6-14/252.

Однако согласиться с подобным подходом трудно, и вот почему. Перечень сведений, которые не составляют налоговую тайну, является исчерпывающим, и суды исходят именно из этого. Так, ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 16.11.2005 по делу N Ф04-8330/2005(16878-А45-40) отметил, что в данный перечень среди прочих входят сведения о нарушениях налогового законодательства, влекущих за собой установленные законом меры ответственности. Однако из системного толкования норм Кодекса следует, что в пп. 3 п. 1 ст. 102 НК РФ законодатель имел в виду только налоговые правонарушения, перечисленные в гл. 16 НК РФ, т.к. именно за их совершение установлена налоговая ответственность.

Неисполнение организацией обязанности по уплате налога в бюджет при отсутствии признаков налогового правонарушения, о котором говорится в вышеприведенном Письме налоговиков, не может рассматриваться в качестве нарушения законодательства о налогах и сборах, т.к. за его совершение ответственность не установлена. А раз так, то данная информация имеет статус налоговой тайны и не должна разглашаться налоговыми органами. Получается, что в приведенном Письме налоговики расширительно трактуют закон.

Не относится к налоговой тайне информация, которая содержится в Единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Сведения и документы из этих Реестров являются открытыми и общедоступными, об этом сказано в ст. 6 Федерального закона о госрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Поэтому налоговые инспекции, осуществляющие госрегистрацию организаций и предпринимателей, не вправе отказывать кому бы то ни было в предоставлении соответствующих сведений из Реестров. Данная точка зрения закреплена в Письме МНС России от 04.12.2002 N ФС-6-09/1868@.

Как уменьшить патент на страховые взносы в 2021 году: разбираемся с нюансами

Передать уведомление в ИФНС по месту покупки патента можно:

  • лично;
  • почтовым отправлением с описью вложения;
  • в электронной форме, подписанной усиленной квалифицированной электронной подписью.

При отправке почтой датой отправления будет считаться дата почтового штемпеля на описи (если её нет — дата штемпеля на конверте). Если уведомление отправлено в электронной форме, дата отправки — дата, указанная в подтверждении отправки, полученном электронно.

Если в течение 20 дней вы не получили отказ от ИФНС, считайте, что ваше уведомление принято и согласовано.

Пример 1.

ИП Иванов работает один. Получил патент на два первых месяца года — с 1 января по 28 февраля 2021. Стоимость патента 20 000 рублей. Перечислить её в бюджет предприниматель должен не позднее 28 февраля 2021. Этот день — воскресенье, поэтому срок передвигается на 1 марта. В январе 2021 предприниматель уплатил всю сумму фиксированных взносов ИП за 2021 год — 40 874 руб.

Раз наёмных работников нет, Иванов вправе уменьшить стоимость патента вплоть до нуля. 1 февраля он оформил и отправил в ИФНС уведомление, в котором на листе А указал данные полученного патента, в частности, в строке 030 — 20000.

На листе Б вписал следующие показатели:

  • строка 001 — «2»;
  • строка 110 — 20000;
  • строка 120 — 20000.

Теперь Иванов не должен оплачивать патент, так как его стоимость полностью покрылась за счёт вычета по взносам.

Оставшуюся часть взносов (20 874 руб.) Иванов сможет зачесть в счет уплаты других патентов, если купит их в 2021 году. Для этого нужно будет снова заполнить и подать уведомление, и указать в нём уже только остаток взносов за минусом использованного вычета, в нашем примере — 20 874 руб.

Пример 2.

ИП Петрова получила патент на год стоимостью 111 000 руб.

Стоимость патента она должна перечислить:

  • до 31 марта 2021 года — в сумме 37 000 руб.;
  • до 31 декабря 2021 года — в сумме 74 000 руб.

У Петровой двое работников по трудовому договору и один — по договору ГПХ. Поэтому уменьшить стоимость патента предприниматель сможет не более, чем на 55 500 руб.

Одна третья стоимости патента — 37 000 руб. Её Петрова оплатит в срок, а до оплаты оставшихся ⅔ подаст уведомление об уменьшении.

В уведомлении на листе Б она укажет:

  • в строке 001 — «1»;
  • в строке 110 — 111000;
  • в строке 120 — 55500.

Теперь до 31 декабря 2021 ей останется перечислить остаток:

111 000 — 55 500 — 37 000 = 18 500 руб.

Инспекторы могут отказать, если вы указали в строке 120:

  • сумму не перечисленных взносов и пособий;
  • сумму, которая больше, чем стоимость патента. В этом случае откажут в вычете на сумму, превышающую сумму взносов.

В течение 20 дней налоговая направит уведомление об отказе. Оплатить нужно будет полную стоимость патента или стоимость с учётом корректировки от ИФНС.

Важно! Уведомление можно подавать повторно. Исправьте ошибки и действуйте!. Если за патент уже оплачено, сначала нужно подать уведомление по описанному выше порядку

Затем действовать, как при обычной переплате по налогам — подать заявление на зачёт или возврат

Если за патент уже оплачено, сначала нужно подать уведомление по описанному выше порядку. Затем действовать, как при обычной переплате по налогам — подать заявление на зачёт или возврат.

Например, предприниматель купил патент на январь-март 2021 года, чтобы в течение этих месяцев определиться, подходит ли ему патентная система. Уплатить стоимость патента он должен не позже 31 марта 2021. Взносы в январе он ещё не платил, а вот стоимость патента перечислить успел.

В феврале ИП перечислил взносы и решил вернуть переплату по патенту.

Для этого он должен подать уведомление об уменьшении стоимости патента в налоговую, а затем написать заявление:

  • либо на зачёт переплаты в счёт стоимости второго патента, если следом за первым решит купить другой патент;
  • либо на возврат переплаты на расчётный счёт, если решит больше в этом году не покупать патент. Вернуть можно только сумму, уплаченную за патент.

Если есть такая возможность, не спешите оплачивать патент раньше, чем оплатите взносы и подадите уведомление, чтобы не возиться с возвратом переплаты.

Чтобы уменьшить стоимость патента на взносы, нужно отправить в налоговую инспекцию уведомление с данными патента и суммой уплаченных взносов.

Уведомление отправляют в ту ИФНС, в которой ИП состоит на учёте по патенту и в которую оплатил или должен оплатить его стоимость.

Если уведомление подали уже после того, как оплатили часть или полную стоимость патента, переплату можно будет вернуть по заявлению.

Порядок новый и ещё не обкатанный на практике, поэтому скорее всего будут появляться вопросы и разъяснения от налоговиков. Мы будем следить за развитием событий и сообщать в блоге. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!

Страховщики

В соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона об обязательном пенсионном страховании страховщик вправе получать у налоговых органов необходимую для осуществления обязательного пенсионного страхования информацию о страхователях и застрахованных лицах, включая налоговую декларацию и иные сведения, составляющие налоговую тайну. Подтверждение этому — Постановление ФАС Северо-Западного округа от 30.11.2005 по делу N А56-3620/2005.

Страховщиками по обязательному пенсионному страхованию являются Пенсионный фонд РФ и негосударственные пенсионные фонды. Доступ к информации, относящейся к налоговой тайне, также имеют Фонд социального страхования РФ, фонды обязательного медицинского страхования, которые являются государственными внебюджетными фондами.

Это не налоговая тайна

Перечень «засекреченных» сведений не является закрытым, тогда как данные, не относимые к налоговой тайне, четко перечислены в НК РФ. В отличие от сведений, составляющих тайну, остальные данные называются «общедоступными». Это значит, что конфиденциальность для них необязательна.

Для граждан-физлиц, чьи персональные данные защищаются законом наравне с налоговой тайной, общедоступными считаются:

  • ФИО;
  • число и место рождения;
  • номера телефонов;
  • сведения о профессиональной занятости.

Относительно юридических лиц не относятся к налоговой тайне такие сведения:

  • название организации как в полном, так и в сокращенном виде;
  • форма собственности юрлица (АО, ООО и др.);
  • адрес фирмы (фактическое местопребывание или юридический);
  • имена руководства.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Если гражданин или уполномоченное лицо от организации подписали специальный документ о том, что разрешают распоряжаться рядом сведений (например., информацией о месте работы, банковских реквизитах, достижениях и пр.), то эта информация автоматически исключается из круга, составляющего налоговую тайну.

Что не является налоговой тайной

Как для физлиц – индивидуальных предпринимателей, так и для компаний не будут являться налоговой тайной:

  • номер ИНН (его легко узнать по фамилии человека или названию фирмы, а они не относятся к тайне);
  • сведения об имевших место налоговых нарушениях (эта информация содержится открыто в ЕГРЮЛ и ЕГРИП);
  • результаты проверок налоговыми органами (запрещено распространение налоговой информации только о кандидатах в выборные органы);
  • налоговый режим, используемый налогоплательщиком (общий или один из специальных);
  • данные о платежах в госструктуры (они помещаются в открытую Государственную информационную систему);
  • информация, переданная вышестоящим инстанциям из местных властей или иностранным органам в рамках международного сотрудничества.

Режим секретности нарушен

Нарушение налоговой тайны может иметь место в одной из следующих ситуаций:

  • сотрудник, имеющий доступ к охраняемым законом сведениям, разгласил их;
  • документы, на которых зафиксированы сведения, были утрачены.

Чтобы за такое нарушение по закону наступила юридическая ответственность, должны одновременно действовать три фактора:

  1. Разглашение сведений или утрата документов принесли их владельцу-налогоплательщику прямой ущерб.
  2. Установление вины соответствующего должностного лица, то есть сотрудника налоговых органов (виновное действие или бездействие).
  3. Именно это действие или бездействие стало прямой причиной причинения ущерба.

Информация о банковских счетах

К налоговой тайне относятся сведения о банковских счетах, что подтверждается Решением ВАС РФ от 03.03.2004 N 15527/03 и практикой окружных арбитражных судов (см., например, Постановление ФАС Московского округа от 18.08.2005 по делу N КА-А40/7959-05). Эти же сведения составляют тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте (п. 1 ст. 857 ГК РФ). Однако помимо банка сведениями о наличии расчетных счетов располагают и налоговые органы, закон обязывает именно банковские структуры информировать налоговиков об открытых счетах налогоплательщиков.

Ответы юристов:

У нас в компании была недавно выездная проверка. Сотрудники налоговой говорили о том, что нашли несколько ошибок в начислении налога, и теперь мы ждем, когда же будет оглашено наказание за эти ошибки, какой штраф нам назначат. Но прошли все сроки, данные налоговой для оформления результатов проверки и вынесения решения, но ни о каких санкциях нам не сообщили. Значит ли это, что штрафа не будет?

Неделю назад подал налоговую декларацию, составлял ее в спешке. Так как срок подачи истекал на следующий день. И допустил ошибку, на самом деле я получил больший доход, следовательно, должен уплатить и налога больше, чем указано в декларации. Как исправить ошибку, и какое наказание мне светит за промашку?

Я не согласен с результатами выездной проверки, которая состоялась в прошлом месяце на моем предприятии. Можно ли ее обжаловать сразу в суд, чтобы не связываться больше с налоговыми органами, не сильно-то я им доверяю.

У нас на предприятии была налоговая проверка, в ходе которой были изъяты некоторые документы. Вместо этих документов нам ничего не оставили, мы хотим обжаловать противоправные действия сотрудников налоговой. Какой есть для этого повод?

Мы с компаньоном решили закрыть наше ООО. После того как начали процедуру ликвидации, налоговая назначила выездную проверку, но дело в том, что она уже проводила выездную проверку полгода назад, причем она охватила всю нашу финансовую деятельность. Но ведь проведение повторной выездной проверки за такой короткий период запрещен законом.

Я зарегистрирован как ИП. Недавно я сдал принадлежащий мне магазин в аренду вместе с землёй (также принадлежащей мне) на которой он расположен. Подскажите должен ли я платить по УСН как владелец земельного участка?

ИП зарегистрирован в Москве, а свою деятельность осуществляет в другом регионе, где и состоит на налоговом учёте. Подскажите, пожалуйста, при оформлении справки 2НДФЛ, какой код ОКАТО следует указывать – места регистрации или ведения деятельности?

Подскажите, пожалуйста, какая сумма налогового вычета должна мне предоставляться в связи с тем, что у меня имеется шестилетний ребёнок, а также возможно ли произвести возврат этой суммы за шестилетний период, поскольку в бухгалтерии такой вычет не делался?

Наша компания в собственных интересах направляет на прохождение обучения представителя нашего заказчика, который с нашей компанией не связан трудовым контрактом или договором ГПХ. Подскажите, пожалуйста, возможно ли траты, связанные с обучением представителя учесть в налогообложении компании?

Четыре года назад я продала принадлежащую мне квартиру за девятьсот тысяч рублей и, после чего перечислила налог с продажи. Подскажите, пожалуйста, имею ли я право возвратить перечисленный налог, направив в ИФНС декларацию на вычет при продаже, и имеется ли по поводу этому срок давности?

Что является налоговой тайной?

Условия отнесения информации к сведениям, которые составляют коммерческую, служебную и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение устанавливаются федеральными законами (п. 4 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

Одним из таких федеральных законов является Налоговый кодекс РФ. В нем урегулированы правоотношения в области налоговой тайны.

Налоговая тайна — это любые сведения о налогоплательщике, которые получены инспекцией и иными госорганами (п. 1 ст. 102 НК РФ). Например, о контрагентах и условиях сделок с ними, об остатках денег на счетах и депозитах, о способах налогового учета отдельных операций.

К налоговой тайне относится коммерческая тайна. Например, секреты производства и иные производственные, технические, экономические, организационные сведения (п. 2 ст. 102 НК РФ).

Налоговая тайна не подлежит разглашению. В настоящее время действуют несколько законов, которые определяют, в каких случаях и кому налоговые органы могут разгласить сведения о налогоплательщике, составляющие налоговую тайну (п. 2 ст. 102 НК РФ). Например, по запросу полиции или судей (пп. 29 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции», ч. 6 ст. 1 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»).

Не являются налоговой тайной, в частности (п. 1 ст. 102 НК РФ):

  • общедоступные сведения, например, данные об организации из ЕГРЮЛ (п. 1 ст. 6 Закона о регистрации юрлиц и ИП) или данные бухотчетности, которые можно получить в Росстате по запросу (ч. 1 ст. 18 Закона о бухгалтерском учете, п. 5.10 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.06.2008 N 420);
  • о применяемом спецрежиме, о среднесписочной численности работников;
  • о налоговых нарушениях и ответственности за них, в том числе о недоимке и задолженности по пеням и штрафам;
  • об уплаченных за прошлый год налогах и сборах;
  • о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за прошлый год;
  • об участии в КГН;
  • сведения, направляемые налоговым (таможенным, правоохранительным) органам других государств по международным договорам о взаимном сотрудничестве.

Ваш поставщик просит, чтобы вы подали в налоговую инспекцию согласие о признании сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными? Обязаны ли вы это делать, и какие последствия влечет представление такого согласия?

Многие налогоплательщики столкнулись с новым «веянием», когда поставщики или покупатели стали просить, чтобы организация подала согласие о признании сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными в налоговые органы, либо сами его составляют за вас и просят подписать. С чем связан такой запрос? Надо ли подписывать данное согласие и предоставлять его в налоговые органы?

Что такое налоговая тайна

По смыслу п. 1 ст. 102 НК РФ налоговую тайну составляют сведения о налогоплательщике, полученные налоговым органом, милицией, органом государственного внебюджетного фонда и таможней. По своей юридической природе и назначению институт налоговой тайны имеет публично-правовой характер и означает защиту сведений, разглашение которых может нарушить права граждан и организаций.

Конституционный Суд РФ в Определении от 30.09.2004 N 317-О отметил, что каждый имеет право на сохранение в тайне сведений, в т.ч. полученных налоговыми органами, вид и объем которых устанавливается законом. Государство обязано обеспечить реализацию этого права на законодательном уровне, именно поэтому в ст. 102 Налогового кодекса закреплен специально-правовой статус сведений, составляющих налоговую тайну.

Кто имеет доступ к налоговой тайне

Конституционный Суд РФ в Определении от 30.09.2004 N 317-О подчеркнул, что законодатель предусмотрел ограниченный режим доступа к конфиденциальной информации, установив исчерпывающий перечень субъектов, обладающих правом на получение сведений, составляющих налоговую тайну.

Кроме того, каждое ведомство устанавливает порядок доступа к конфиденциальной информации, в налоговых органах он утвержден Приказом МНС России от 03.03.2003 N БГ-3-28/96. В соответствии с этим порядком налоговики должны обеспечить доступ к конфиденциальной информации только в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Кто же конкретно имеет доступ к налоговой тайне?

Статья 102 НК РФ о налоговой тайне

Понятие налоговой тайны расшифровано в п. 1 ст. 102 НК РФ: сведения, составляющие налоговую тайну (СНТ), — это любая информация о налогоплательщике и (или) плательщике страховых взносов:

  • полученная должностными лицами различных госорганов (налоговых, таможенных и др.) при выполнении ими служебных обязанностей;
  • за исключением сведений, указанных в подп. 1–13 п. 1 ст. 102 НК РФ (общедоступной информации, отдельных данных о налогоплательщике и др.).

Отдельно в статье акцентируется внимание на нюансах признания в качестве СНТ сведений, содержащихся в спецдекларации, предоставляемой налоговикам в соответствии с законом «О добровольном декларировании физлицами активов и банковских счетов» от 08.06.2015 № 140-ФЗ. А именно:

  • информация из спецдекларации включается в разряд СНТ без предусмотренных в п. 1 исключений (кроме подп. 4,9–13);
  • при утрате документов, прилагаемых к декларации, и (или) незаконном разглашении содержащейся в этой декларации информации предусмотрена уголовная ответственность;
  • данные декларации могут истребоваться у налоговиков только по запросу самого декларанта.

Важными аспектами, рассмотренными в ст. 102 НК РФ, являются вопросы соблюдения режима налоговой тайны. Как анализируются вопросы защиты налоговой тайны в ст. 102 НК РФ — см. в следующем разделе.

Налоговая тайна: понятие

Согласно ст. 102 НК РФ, налоговая тайна — это информация, которую сотрудники государственных органов получают в ходе выполнения служебных обязанностей. Однако есть исключения, так как некоторые данные априори считаются общедоступными.

Содержание налоговой тайны нельзя разглашать. Согласно понятию налоговой тайны, статус владельца данных не имеет значения — нужно сохранять сведения физических, юридических лиц и ИП.

Содержание тайны определяют путем установления источника сведений и способа получения. Также имеет значение субъект обязанности, то есть лицо, которое обязано соблюдать тайну. А еще — субъект права, то есть владелец тайных сведений.

Соблюдение режима налоговой тайны обязательно независимо от способа получения данных субъектом обязанности, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Разглашение налоговой тайны: как доказать и что грозит виновным?

Знайте, разглашением налоговой тайны считается не только результат каких-либо действий, но также бездействие и утрата документов, содержащих сведения, составляющие налоговую тайну (п. 4 ст. 102 НК РФ). Если из-за этого организация получит убыток, то можно потребовать возмещение ущерба за счет федерального бюджета (п. 1 ст. 35). Хотя доказать разглашение практически нереально.

Кроме того, для виновных лиц предусмотрена дисциплинарная (ст. 12 Закона от 21.03.91 N 943-1; статьи 57, 58 Закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ) и даже уголовная ответственность за разглашение налоговой тайны (ч. 2—4 ст. 183 УК РФ). Правда, рассчитывать, что это кого-то остановит, не стоит.

Правила заполнения согласия

Шаг 1. В шапке документа необходимо указать ИНН и КПП экономического субъекта, от имени которого будет оформляться разрешение о налоговой тайне. Вносите реквизиты в соответствии с регистрационными свидетельствами, выданными ФНС.

Шаг 2. Укажите код территориального отделения ФНС, в которое будет подано согласие. Документ необходимо направить по месту учета экономического субъекта. Код состоит из 4 цифр, узнать его можно на сайте инспекции или позвонив в ИФНС.

Шаг 3. Теперь вписываем наименование экономического субъекта: организации или индивидуального предпринимателя. Наименование вписываем особым образом, каждую букву следует указывать в отдельной ячейке.

Если информационное разрешение подается от имени физического лица или ИП, то необходимо указать паспортные данные гражданина либо реквизиты иного удостоверяющего личность документа.

Шаг 4. Далее нужно обозначить объем информации, который становится общедоступным, и ограничить временной промежуток — указать конкретный период, за который тайные сведения будут считаться открытыми.

Шаг 5. Пропишите количество страниц. Блок данных о налогоплательщике заполняется в обычном порядке. Сведения вносятся только в левую часть страницы. Указывается Ф.И.О. руководителя организации либо доверенного представителя и вписывается номер контактного телефона. Если информация подается через доверенного представителя, то необходимо указать реквизиты доверенности либо иного правоустанавливающего документа.

Шаг 6. Дату заполнения и подпись проставляет составитель.

Например, налогоплательщик вправе сделать общедоступными следующие виды данных:

  • 0100 — данные о физическом лице (паспортные данные, гражданство, дата и место рождения, адрес проживания);
  • 0200 — сведения об организации (информация о структурных подразделениях, наличии лицензий, разрешений на пользование недрами, ресурсами);
  • 1200 — информация о доходах физических лиц (данные о начисленной заработной платы в отношении наемных работников организации или ИП).

Шаг 8. Код 1400 в согласии налогоплательщика обозначает иную информацию, которая не была включена в вышеуказанную группировку. Данный тип сведений должен быть расшифрован в отдельности. Для этого в специальном поле необходимо указать наименование и тип сведений, на которые распространяется согласие. Если таковых данных нет, оставьте поле пустым.

О пределах раскрытия налоговой тайны для участников рынка АПК

Федеральная налоговая служба по просьбе представителей рынка АПК разъяснила пределы раскрытия налоговой тайны при даче согласия на публичность сведений о несформированных источниках по цепочке поставщиков товаров (работ, услуг) для принятия к вычету сумм НДС.

Информация о несформированных источниках по цепочке поставщиков товаров (работ, услуг) для принятия к вычету сумм НДС может быть раскрыта только с согласия их обладателя — налогоплательщика (плательщика страховых взносов). То есть такое информирование возможно только при наличии согласия самих налогоплательщиков и их поставщиков. Для этого компании направляют согласие на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными по форме, утвержденной приказом ФНС России от 15.11.2016 № ММВ-7-17/615@. Рекомендации по ее заполнению содержатся в письме ФНС России от 09.10.2018 № ЕД-4-2/19656.

Согласия, данные налогоплательщиками с кодами «1100» и «1400», с указанием в поле «1400» последовательности букв и символов «TG о наличии (урегулировании/неурегулировании) несформированного источника по цепочке поставщиков товаров (работ/услуг) для принятия к вычету сумм НДС» (далее — несформированный источник), используются территориальными налоговыми органами исключительно в качестве кейса по информированию налогоплательщика по его запросу только о факте наличия (урегулирования/неурегулирования) несформированного источника в отношении вычетов по НДС, принятых от непосредственного поставщика такого налогоплательщика и отраженных им в декларации по налогу на добавленную стоимость.

При этом указание кода Согласия «1100» — «Сведения из налоговых деклараций (расчетов)» необходимо исключительно для использования деклараций по налогу на добавленную стоимость как источника информации о фактах наличия (урегулирования/неурегулирования) несформированных источников.

Таким образом, переданные налогоплательщиками в территориальные налоговые органы Согласия не предполагают раскрытия третьим лицам хозяйственных связей между налогоплательщиками, любых данных из налоговых деклараций и иной информации, содержащей сведения коммерческой и (или) налоговой тайны за пределами сведений о факте наличия (урегулирования/неурегулирования) несформированного источника по цепочке поставщиков товаров (работ, услуг) для принятия к вычету сумм НДС.

Налоговые инспекторы

Законодательство о налогах и сборах содержит целый ряд норм, предусматривающих право налоговиков получать о налогоплательщике сведения, имеющие статус налоговой тайны. Так, согласно п. 2 ст. 23 НК РФ организации обязаны письменно сообщать в налоговый орган об открытии или закрытии банковских счетов. Банк также обязан проинформировать налоговую инспекцию об открытии или закрытии расчетного счета фирмы.

Наряду с этим налоговики вправе требовать от банков выдачи справок по операциям и счетам организаций — клиентов банка (ст. 86 НК РФ), хотя банки обязаны предоставлять налоговым органам не только справки. Так, в Постановлении ФАС Московского округа от 27.07.2005 по делу N КА-А40/6700-05 суд отклонил довод банка о том, что кредитные организации обязаны выдавать налоговым органам по мотивированным запросам только справки по операциям и счетам организаций и граждан.

Суд сослался на ч. 2 ст. 87 НК РФ, в которой сказано, что, если при проведении налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика, связанной с иными лицами, эта информация (документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика) может быть истребована у этих лиц. Суд заметил, что никаких оговорок в отношении иных лиц, в т.ч. кредитных организаций, в данной норме не содержится. Режим банковской тайны в данном случае не является препятствием для использования соответствующих сведений налоговыми органами, поскольку в соответствии со ст. 102 НК РФ полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике составляют налоговую тайну, т.е. не подлежат разглашению и имеют специальный режим хранения и доступа.

Кроме того, налоговые инспекторы в ходе выездной налоговой проверки вправе производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых компанией в финансово-хозяйственной деятельности (ст. 89 НК РФ). Не исключено, что в результате данных мероприятий налоговые органы станут обладать информацией, которая относится к налоговой тайне.

Налоговая тайна и проверка контрагентов

У судов и налоговой есть термин «должная осмотрительность» — это проверка партнеров и поставщиков перед работой. Проверка нужна, чтобы на этапе выбора партнеров выявить подозрительных и не работать с ними. К примеру, подозрительной будет строительная фирма с одним сотрудником и нулевыми декларациями за последние пару лет.

Подробнее о должной осмотрительности

До 2016 года в открытом доступе можно было найти только название, адрес компании, имя ее учредителя и данные о специальном налоговом режиме, например упрощенке. Остальное приходилось запрашивать у партнеров, потому что сведения о доходах, расходах, имуществе и сотрудниках были налоговой тайной. А сейчас это уже не тайна.

Открытые сведения накладывают на предпринимателя обязанность проверять по ним контрагентов. Раз сведения о сотрудниках есть, не получится сказать в суде: «Я не знал, что у этой фирмы нет строителей и она не сможет мне построить завод по нашему контракту».

Нет точного списка, что обязательно проверить у контрагента, поэтому лучше посмотреть всё, что есть:

  • на сайте налоговой «Прозрачный бизнес»;
  • в сервисе «За честный бизнес».

Сроки, в которые налоговая открывает сведения — в приказе ФНС

В сервисы попадают сведения за прошлый год — именно они уже не входят в налоговую тайну. Информация появляется по частям:

  • 1 августа — о спецрежиме на конец прошлого года и численности сотрудников. Можно проверить, работает поставщик на упрощенке или на общем налоговом режиме и сколько у него сотрудников;
  • 1 октября — налоги и страховые взносы, которые заплатила компания за прошлый год, ее доходы и расходы. Можно посмотреть динамику доходов и расходов за 2017-2018 годы;
  • 1 декабря — о налоговых нарушениях, недоимке по налогам и взносам, штрафах.

Если компания сдает отчеты в Росстат, там можно посмотреть ее долги, доходы и расходы по месяцам и узнать, сдавала ли она нулевые декларации. Сведения с сайта налоговой и Росстата автоматически подтягиваются в сервисы проверки контрагентов, например Сбис, Спарк.

Сотрудники милиции

Согласно п. 34 ст. 11 Закона о милиции работники милиции вправе получать сведения, составляющие налоговую тайну. Приказом МВД России от 26.12.2003 N 1033 утвержден перечень должностных лиц органов внутренних дел, имеющих доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну. Причем для разных категорий сотрудников милиции установлен свой конкретный объем сведений о налогоплательщиках, он зависит от компетенции того или иного должностного лица. Например, эксперт управления судебно-экономических экспертиз Экспертно-криминалистического центра МВД России имеет доступ к налоговой тайне только в объеме представленных на экспертизу документов.

Согласие налогоплательщика на разглашение сведений: форма-2020

СНТ в определенных случаях могут перейти из разряда засекреченных в категорию общедоступных (п. 1 ст. 102 НК РФ, п. 4 ст. 31 НК РФ). Происходит такой переход с согласия налогоплательщика в регламентированной законом форме.

В 2020 году действует приказ Минфина и ФНС России от 15.11.2016 № ММВ-7-17/615@, утвердивший:

  • форму и формат согласия налогоплательщика на признание СНТ общедоступной информацией;
  • схему заполнения формы;
  • алгоритм представления формы налоговикам.

Форма согласия состоит из двух листов и по многим заполняемым полям очень напоминает привычную для всех налогоплательщиков налоговую декларацию или иной налоговый отчет, но включает и специфичные поля:

Наименование поля

Схема заполнения

«Дает согласие на признание следующих сведений, составляющих в соответствии со ст. 102 НК РФ налоговую тайну, общедоступными»

«1» — если налогоплательщик определяет СНТ общедоступными в полном объеме;

«2» — при выборе части СНТ в качестве общедоступных

«Период, за который сведения, составляющие налоговую тайну, признаются общедоступными»

Отражаются даты начала и окончания соответствующего периода (например, если выбирается период за 2020 год, поле заполняется следующим образом: с 01.01.2020 по 31.12.2020)

Несоблюдение данной формы согласия может послужить основанием для отказа в его приеме налоговыми органами.

Как правильно заполнить и подать согласие на признание налоговой тайны общедоступной, разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Получите пробный доступ к системе и переходите в готовое решение. Ознакомьтесь с образцом заполнения документа бесплатно.

С какими видами согласий и возражений сталкиваются налогоплательщики — см. в материалах и сообщениях:

  • «Согласие на обработку персональных данных несовершеннолетнего — образец»;
  • «Возражение на судебный приказ по транспортному налогу (образец)».

Что грозит за нарушение налоговой тайны

Закон предусматривает три вида ответственности за разглашение налоговой тайны или утрату служебной документации из этой категории.

Материальное возмещение полученного потерпевшим ущерба осуществляется за счет госбюджета, поскольку вина лежит на государственном органе.

Административная ответственность для лица, разгласившего конфиденциальные сведения, обещает виновному штраф в 4-5 тыс. руб. для юрлиц и 500–1000 руб. для граждан.

Возможно, отвечать придется и по Уголовному кодексу – нарушивший режим секретности может сесть в тюрьму на 3 года, а если ущерб был особенно значительным, то и до 7 лет, либо заниматься принудительными работами до 5 лет.