Содержание
- Ежедневно 42 минуты под землей: метро в цифрах и фактах
- А могли быть поезда по 8 вагонов?
- «Москва»
- Уменьшение составов в 1990-е и 2000-е
- А и Б
- 3 вагона типа Д и станция «Днепр»
- «Ghan», Австралия, 1096 м
- Транссибирская магистраль – мировой гигант среди железных дорог всего мира!
- Дальневосточная железная дорога – ведущее направление на территории РФ
- Горьковская железная дорога – один из крупнейших железнодорожных маршрутов в стране
- Байкало-Амурская магистраль (БАМ) – одна из самых значимых транспортных артерий России
- Восточно-Сибирская железная дорога – живописный путь России
- Виды вагонов
- Номерные
- Железнодорожная служба «Рио Тинто», Австралия до 2400 м
- «Москва»
- Развитие Киевского метрополитена в 1970-е
- Эксплуатация вагонов на железной дороге
- Как определить количество вагонов в составе
- Мавританская железная горнорудная дорога, Мавритания до 2500 м
- Д и Е – по алфавиту
Ежедневно 42 минуты под землей: метро в цифрах и фактах
На самом деле точное время пребывания пассажиров в метро неизвестно: 42 минуты – это слова одной из многочисленных песен про московский метрополитен. Зато известно, сколько пассажиров перевезено за 80 лет – более 145 млрд жителей и гостей столицы!
Ежедневно в подземку спускаются порядка восьми миллионов человек. Ну, а рекордом по перевозке для столичной железной дороги стал день празднования 850-летия Москвы. 6 сентября 1997 года метрополитен зафиксировал цифру в 14 миллионов, что стало абсолютным показателем.
Вообще, поток пассажиров в столичном метро – один из самых высоких в мире и по интенсивности использования стоит на третьем месте вместе с подземками Сеула и Шанхая. Но никто еще не смог преодолеть мировой рекорд московского метрополитена по сокращению до 90 секунд интервалов между прибытиями поездов в час пик.
В это время наступает настоящий транспортный коллапс, и именно с ним связано понятие «эффект «Выхино». На этой станции поезда заполняются так, что больше ни на какой, вплоть до пересадки на Кольцевой, пассажиры в вагон попасть просто не могут. И если про этот эффект многие слышали, то вряд ли широко известно, что с «Динамо» связано открытие спонтанного деления урана. Эксперименты проводились именно в помещении этой станции. И это несмотря на то, что она – не самая глубокая.
Первенство принадлежит «Парку Победы» — она ниже уровня поверхности на 84 метра! Эта станция считалась одним из долгостроев московского метро, но все-таки самый долгий промежуток от начала строительства до открытия принадлежит не ей, а «Спартаку». Целых 39 лет понадобилось на то, чтобы объект был введен в строй.
Конечно, кроме станций и линий, известных каждому, кто пользуется этим видом транспорта, есть и те, что засекречены. Инфраструктура подземки – это действительно город в городе, его, после публикаций в журнале «Огонек», стали называть «Метро 2». При помощи инфракрасного излучения, спектрального анализа, все объекты зафиксированы. Больше того, поддерживаются в порядке, ведь они по-прежнему стратегически важны.
А еще у столичного метро (Москва) сразу два голоса! Едущим в центр или по часовой стрелке на кольцевой линии пассажирам остановки объявляет мужчина, из центра или против часовой на кольце – женщина. «Пол» глашатая зависит от направления движения. Такой способ предложили члены Общества слепых для того чтобы им было легче ориентироваться в подземке.
Ну, а в народе сразу предположили: это такое звуковое кодирование! Начальник зовет в офис, жена – домой. Но бывают и исключения. На Сокольнической линии правила звукового сопровождения отменяются по большим праздникам вроде Дня города и Нового года. Тогда станции объявляют известные артисты.
Московский метрополитен – первый в России по протяженности, почти 350 км. Сегодня это 13 линий, 206 станций, а с 2002 года столичная железная дорога впервые вышла за пределы МКАД. Такое огромное транспортное хозяйство поддерживают порядка 50 тысяч человек.
Штат работников метро вполне сопоставим с населением провинциального российского города. Кстати, говорят, что самый популярный тост у сотрудников подземки звучит так: «Пражского пива, киевского торта, комсомольского здоровья и первомайской погоды!». Что ж, все ключевые станции в нем упомянуты, но метрополитен развивается и дальше.
К 2020 году протяженность путей возрастет еще на 100 км, количество остановок увеличится до 252.
А могли быть поезда по 8 вагонов?
Существует мнение, что по ранним проектам станций Киевского метрополитена, рассчитывались составы по целых 8 вагонов. Но в существующем варианте, таких поездов ходить не может, поскольку средняя длина платформ составляет 100 метров, или чуть более 100. А этого недостаточно для таких длинных составов.
К тому же, учитывая интервалы движения поездов и нагрузку пассажиропотока в Киеве, такой необходимости никогда и не возникало. Поезда из пяти вагонов являются оптимальным для Киевского метрополитена вариантом, который устраивает пассажиров.
Напомним, что ранее мы рассказывали о строительстве тоннелей под Днепром, которые называют Сталинским метро.
«Москва»
Фото: mos.ru
Фото: mos.ru
В 2017 году душераздирающий грохот «Ежей» на Таганско-Краснопресненской линии стал быстро меняться на тихий свист – внимание, на платформу въезжает поезд «Москва». Футуристичный дизайн и беспрецедентные опции для комфорта пассажиров производили отличное впечатление
Основное нововведение – сквозной проход. Хоть это был не первый подобный поезд в московском метрополитене, но он стал самым массовым.
Фото: rusnod.ru
В оригинале каждый вагон был оборудован 6 информационными экранами для показа социальной рекламы, а также двумя сенсорными для навигации по подземке. Впоследствие в вагоны вмонтировали ещё по 4 монитора, транслирующих городской телеканал.
Не меньшего внимания стоят и другие опции: система обеззараживания и кондиционирования воздуха, 100% охват видеонаблюдения, наглядные наддверные табло и, что более всего вызывало культурный шок, USB-разъёмы для зарядки.
Сейчас под брендом «Москва» ходит несколько вариаций поездов. За 3 года его существования менялось многое – убрали центральные поручни, игрались с компоновкой сидений, добавили кнопку открытия дверей, незначительно меняли дизайн, а наддверные табло заменили на экраны, доведя их количество до 20 на вагон.
Уменьшение составов в 1990-е и 2000-е
По информации некоторых источников, с 1972 года протяженность составов из 5 вагонов остается неизменной. Однако, в непростые 1990-е и 2000-е она вновь менялась из-за уменьшающегося пассажиропотока. Сначала составы сократили до четырех вагонов, а через несколько лет и до трех.
Альтернативой было увеличение времени между прибытиями поездов на станции. Однако, это было бы менее удобным решением для пассажиров, поэтому был выбран путь уменьшения количества вагонов. Но уже в середине 2000-х, в часы пик наблюдалась сильная перегрузка, после чего вагоны было решено восстановить. Теперь их ходит по 5 единиц в каждом поезде.
А и Б
Первые поезда Московского метрополитена собрали в 1934 году на Мытищинском машиностроительном заводе специально к открытию подземки. К началу регулярного движения город получил 58 вагонов серии А. В каждом из них были мягкие диваны с кожаной обивкой – всего 52 сидячих места. В общей сложности вагон вмещал около 260 человек.
Кстати, первые вагоны типов А и Б были песочно-желтыми – светлый верх и темно-красный, почти кирпичный низ. В процессе эксплуатации они были перекрашены в более привычные цвета: зеленый и синий.
До января 1936 года в метро работали четырехвагонные составы, ходившие с пятиминутным интервалом. Затем пустили шестивагонные поезда. Производство вагонов серии А прекратилось в 1937 году. В метро они ходили в общей сложности около 40 лет. Затем их изъяли из эксплуатации.
Фото: mos.ru
Сегодня в электродепо «Измайлово» есть состав из вагонов серии А. В 2015 году, к 80-летию столичного метро, их полностью восстановили.
Первые вагоны серии Б изготовили в 1937 году для линий, которые открывали в рамках второй очереди строительства метрополитена, – Покровского радиуса со станциями «Площадь Революции» и «Курская», а также Горьковского радиуса (участок нынешней Замоскворецкой линии) со станциями «Площадь Свердлова» («Театральная»), «Маяковская», «Белорусская», «Динамо», «Аэропорт» и «Сокол».
Фото: mos.ru
По сути, это были усовершенствованные вагоны серии А. Габаритные размеры, колесные пары, тяговые электродвигатели и мотор-компрессоры секций серий А и Б были одинаковыми, а остальное оборудование имело лишь небольшие различия.
При этом в вагонах типа Б была улучшена система вентиляции, что обеспечивало более равномерный обмен воздуха по всему салону. Вагоны этой серии эксплуатировали до 1976 года.
3 вагона типа Д и станция «Днепр»
Киевский метрополитен был открыт 6 ноября 1960 года. А полноценно — лишь 12 ноября. На первом этапе появилось 5 станций, а одной из конечных была станция «Днепр». Особенности «Днепра» были описаны в статье о станциях, которые были конечными. Эта станция уникальна сразу по нескольким параметрам, а в первые годы на ней было немало сложных конструкций.
Поскольку станция можно сказать стояла на обрыве — поезда на ней ходили несколько иначе, чем сейчас. Платформа была перегорожена, а для обратного хода использовался специальный съезд на рельсах. Временная перегородка платформы была рассчитана на 3 вагона. Именно такие составы в Киеве и ходили на первых порах. Причем в одном из вагонов состава находилось отдельное место для матерей с детьми.
Первыми вагонами Киевского метрополитена были вагоны типа Д, выпускаемые на заводе в Мытищах с 1955 по 1963 годы. А поставлено их было в город всего 24 единицы. Отчасти, небольшие составы из трех вагонов были связаны именно с этим. При использовании всех вагонов в составах по 3 единицы, в Киевском метрополитене могло эксплуатироваться 8 составов.
Пассажиропоток тоже был значительно меньше. Это зависело и от населения, и от охвата территории. Метро ходило от «Днепра» до «Вокзальной». Спрос на него был меньше, чем сейчас, а в первые моменты на нем в основном катались и вовсе для удовольствия, чтобы посмотреть на новый транспорт.
«Ghan», Австралия, 1096 м
Этот поезд регулярно пересекает Австралию с севера на юг.
Почему именно «Ghan»? Когда-то центр Австралии был малоизучен. Огромную помощь в его освоении в то время оказали погонщики знаменитых афганских верблюдов. В честь них железнодорожную линию, соединившую Аделаиду и Алис-Спрингс в далеком 1929 году, решили назвать «Афганский экспресс». Скоро это название сократили до «Афган», а потом и вовсе до «Ган». К нему так привыкли, что поезд официально стали называть «Ghan».
Когда-то его маршрут был протяженностью 1420 км, но в 2003 году завершилось строительство новой ветки, которая вела от Алис-Спрингс в северный порт Дарвин. Общая протяженность железной дороги стала 2979 км.
Теперь этот поезд – визитная карточка Австралии. Он ходит раз в неделю, круглый год. Перерыв бывает в самое жаркое время года. Так как состав – рекордсмен по длине, людей вдоль платформы вынуждены развозить автобусы. У него 44 вагона и 2 локомотива. Это рекордная длина, если говорить о современных пассажирских поездах.
Транссибирская магистраль – мировой гигант среди железных дорог всего мира!
Первое место по праву занимает Транссибирская железнодорожная магистраль (Транссиб) общей протяженностью 9288, 2 км. Легендарная дорога, открытая в 1916 году, по праву занимает первое место не только на территории РФ, но и в мире. Она пролегает через Евразию и соединяет Центральный и Дальневосточный регион. Время пути от начальной станции в Москве и до конечного пункта во Владивостоке составляет примерно 167 часов или около 7 суток. За время следования поезда будет совершено 120 остановок.
Уникальный туристический недельный тур ждет всех пассажиров поезда, двигающегося по Транссиб. Главное, что путь по такому маршруту откроет для путешественников красивые места не только новых городов, но и естественной природы, нетронутой цивилизацией. Ко всему прочему, двигаясь по данному маршруту, пассажиры пересекают 11 часовых поясов.
Дальневосточная железная дорога – ведущее направление на территории РФ
Второе место по своей протяженности занимает Дальневосточная железная дорога. Длина эксплуатируемого пути составляет 6826,2 км. Сегодня транспортный путь пролегает через Хабаровский и Приморский край, Республику Саха, Сахалинскую, Амурскую и Еврейскую автономную область. На данный момент управление этой железной дороги находится в Хабаровске. На всем пути пассажиров ожидает 416 станций и 3 погранперехода.
Для туристов данный путь имеет особое значение: он проходит через зоны вечной мерзлоты, национальные заповедники. К тому же пассажиры могут быть уверены: движение они будут осуществлять в комфортных и теплых вагонах современных поездов.
Горьковская железная дорога – один из крупнейших железнодорожных маршрутов в стране
В тройку лидеров вошла Горьковская железная дорога. Она была образована в 1936 году и имеет протяженность 5296 км. Данный маршрут представляет собой два параллельных широтных направления: Москва – Киров и Москва – Екатеринбург.
Особенность этой железной дороги – постоянная модернизация. Благодаря этому в 2010 году был пущен скоростной электропоезд «Сапсан», который смог доставлять пассажиров гораздо быстрее. Например, путь из Москвы в Нижний Новгород начал составлять 3,5 ч, что является гарантом быстрых переездов во время путешествия.
По Горьковской железной дороге ежегодно перевозками пользуется 52,7 млн. пассажиров. Путешественников привлекает этот железнодорожный маршрут инфраструктурой городов и их достопримечательностями, а также густыми лесами, степями и рядом других уникальных ландшафтов.
Байкало-Амурская магистраль (БАМ) – одна из самых значимых транспортных артерий России
Четвертое место однозначно принадлежит Байкало-Амурской железнодорожной магистрали общей протяженностью 4 324 км. Строительство данного железнодорожного пути длилось с 1938 по 1984 г. Ее путь проходит через 11 крупных рек России и 7 горных хребтов.
Такой долгий срок возведения оправдывает география магистрали и сложность проекта. Потребовалось дополнительно построить 2230 мостов разного размера, пробить 8 тоннелей. Помимо этого возникла необходимость организовать 200 железнодорожных станций в более чем 60 крупных городах и малонаселенных пунктах.
Туристы выбирают эту дорогу во многом из-за близости к озеру Байкал – бассейн, в котором хранится 1/3 пресной воды на земле. Одной из достопримечательностей, с которой столкнутся все пассажиры поездов данного маршрута, – Северо-Муйский тоннель. Он считается самым большим в России.
Восточно-Сибирская железная дорога – живописный путь России
Замыкает рейтинг Восточно-Сибирская железная дорога протяженностью 3876 км. Особенность данного пути заключается в том, что он является частью Транссибирской железнодорожной магистрали. В ее состав также входит и Байкало-Амурская железная дорога.
Для путешественников она станет одним из самых интересных маршрутов, который может познакомить пассажиров поездов с уникальными географическими ландшафтами Бурятии, Амурской и Читинской области. Забайкальский национальный заповедник в Бурятии – это особое место для каждого туриста, способное покорить не только красотой нетронутой природы, но и своей фауной.
На территории Читинской области располагается Ивано-Арахлейский заказник, в котором была сохранена естественная экосистема. Амурская область богата на уникальные природные достопримечательности. На ее территории находятся заповедники, где обитают самые редкие животные мира.
Виды вагонов
Рассмотрим основные:
• полувагоны — предназначены для перевозки угля, песка, руды;
Полувагон
• крытые — пользуются спросом для коммерческих перевозок. Конструкция вагона закрыта со всех сторон, что позволяет перевозить продукты питания, бытовую технику, косметику, медицинские препараты, не боясь, что груз намокнет или испортится от влаги либо прямых солнечных лучей;
Крытый вагон
• цистерны — для транспортировки жидкости: бензин, солярка, аммиак, минеральное удобрение;
Цистерны
• платформы — бывают с бортами и без них.
Вагон-платформа с бортами
• хоппер — зерновые культуры или цемент.
Хоппер — вагон для зерна
Номерные
Самая массовая серия вагонов не только в истории столичного метро, но и в мире – 81-717/714. Их часто называют номерными. Их и сегодня можно встретить в 18 метрополитенах по всему земному шару.
Первые номерные вагоны произвели в 1976 году, а в 1978-м их выпустили на линии метро. Усовершенствованная электрическая схема позволила снизить расход энергии на пять-шесть процентов. Изменились экстерьер и интерьер вагонов. Кстати, в салонах номерных вагонов впервые появилось люминесцентное освещение. А за счет того, что в промежуточных вагонах перестали размещать кабину машиниста, увеличилась их вместимость. В общей сложности провозная способность поезда выросла на 10 процентов.
Фото: mos.ru
Номерные вагоны выпускались с устройствами автоматического регулирования скорости и экстренной связи пассажиров с машинистом.
Сегодня в эксплуатируемом парке Московского метрополитена насчитывается более 2,3 тысячи таких вагонов. Они работали на всех линиях за исключением Арбатско-Покровской и Некрасовской. Сегодня они перевозят пассажиров Сокольнической, Замоскворецкой, Калужско-Рижской и Люблинско-Дмитровской линий.
Железнодорожная служба «Рио Тинто», Австралия до 2400 м
В 2018 году во всем мире стала известна компания «Рио Тинто». Это одна из самых крупных в мире горно-металлургических компаний, производящих золото, медь, добывающих железную руду, уран, алмазы и т.д.
Эта корпорация более 10 лет работала над созданием полностью автоматизированного железнодорожного комплекса, потратив на это 916 млн. долларов. Система обслуживает 14 шахт, доставляя руду в 4 портовых терминала.
Поезда могут самостоятельно отслеживать состояние рельсов, могут сами провести самодиагностику, выявив неисправности в стяжке или колесах. Ими управляют удаленные сотрудники, которые находятся на расстоянии 1,5 км от шахт.
Благодаря этим нововведениям самые длинные составы, в которых насчитывается по 226 вагонов, могут не останавливаться, чтобы сменить машинистов. В среднем каждый из них путешествует на расстояние 800 км, перевозит до 30 тыс. тонн груза.
На погрузку, перевозку и разгрузку в среднем уходит около 40 часов. Благодаря такой автоматизации удалось увеличить выработку руды на 20 млн. тонн. Поезда движутся со скоростью 20 км/ч.
«Москва»
В апреле 2017 года в метро начали курсировать отечественные поезда нового поколения – «Москва» (серии 81-765/766/767). Поезда «Москва» надежны, комфортны и более вместительны, чем их предшественники.
Поезда «Москва» сегодня занимают второе место по распространенности в столичной подземке – они составляют более 20 процентов, уступая лишь номерным. Чаще всего их можно встретить на платформах станций Таганско-Краснопресненской линии — здесь ходит около 80 таких составов, а также на Сокольнической, Филевской, Калужско-Рижской, Солнцевской, Некрасовской и Большой кольцевой линиях.
В поездах есть сквозной проход через все вагоны. Они удобны для маломобильных пассажиров: в них более широкие дверные проемы, а в головных вагонах предусмотрены специальные места для инвалидных колясок. Кроме того, в вагонах можно заряжать смартфоны и планшеты с помощью USB-портов, а сенсорные мониторы на стенах помогают найти нужные станции, проложить маршрут и рассчитать время в пути.
Фото: mos.ru
Фото: mos.ru
Фото: mos.ru
Фото: mos.ru
Фото: mos.ru
В прошлом году в метро появились поезда «Москва» новой модификации («Москва-2019») с системой электродинамического торможения. Она обеспечивает плавное снижение скорости поезда вплоть до его полной остановки.
В обновленных вагонах над дверями появились увеличенные электронные табло с экранами высокого разрешения. На них проще увидеть названия станций. В составах установлены новые поручни в форме шестиугольника. Они расположены на потолке вагона, рядом с дверями. Такие поручни не занимают много места и удобны для тех, кто стоит у дверей и готовится к выходу.
Развитие Киевского метрополитена в 1970-е
Как известно, к 1965 году уже было открыто несколько новых станций, линию продлили, а метрополитен стал более востребованным транспортом. Пассажиропоток значительно увеличивался, а вагонов стало больше. Подвижной состав к 1969 году был увеличен до 39 единиц. Однако, в том же году метрополитен Киева передал все свои вагоны Ленинграду, а взамен было поставлено такое же количество вагонов, но уже другого типа, Е. Позднее привезли и усовершенствованные вагоны Еж
Также, после открытия станции «Черниговская» в 1968, появилось новая станция для ремонта и обслуживания составов. Также пункт обслуживания появился и в стороне станции «Святошин». До этого, при запуске метрополитена, все работы выполнялись прямо на станции «Днепр», где был временный ремонтный пункт.
К 1970 году вагонов было больше, станций тоже, как и людей. Составы были расширены до 4 вагонов в одном. Однако, станции Киевского метрополитена изначально строились под 5 вагонов. Это можно заметить по размеру платформы. Полноценно, пятивагонные составы начали ходить в Киевском метрополитене с 1972 года.
23 сентября 1972 года, к слову, на станции «Арсенальная» отметили миллиардного пассажира. Им оказался работник завода «Арсенал» по фамилии В. Голиков. Его поздравил главный инженер метрополитена Р. Заграничный, и юбилейный пассажир получил право бесплатного проезда в Киевском метро на целый год.
Эксплуатация вагонов на железной дороге
Среднее время эксплуатации полувагона составляет около 40 лет. Такой срок обусловлен простой конструкцией, ведь вся нагрузка распределяется на ходовые тележки и колесные пары. Сам же кузов — это тара (состоит из высоких бортов и открывающих поддонов), в которую загружают уголь, руду и т.д.
Некоторые типы подвижного состава имеют универсальное предназначение. Полувагоны, кроме сыпучих грузов перевозят элементы верхнего строения пути: шпалы, короткие рельсы на 12.5 м, болты и гайки в ящиках, минеральные удобрения в мешках, доски, и даже металлолом.
Платформы задействуют для транспортировки контейнеров, но их можно усовершенствовать, установив вспомогательные элементы, такие как борта или стойки. Такая модификация помогает расширить спектр услуг и возможностей и доставлять на станции железнодорожные звенья, длинные рельсы, бревна, автомобильную технику, трубы, столбы.
Как определить количество вагонов в составе
На это влияет мощность тепловоза или электровоза, а также загруженность вагонов. Грузовой поезд в состоянии перевезти из одного населенного пункта в другой до 75 полных вагонов, а для пассажирского поезда предусмотрено от 16 до 20 вагонов. Пассажирские перевозки зависимы от сезона и когда наступает лето, растет число отдыхающих. Тогда руководство железной дороги решает добавлять вагон к поезду на маршруте или задействовать еще один локомотив.
На количество вагонов в составе влияет состояние участка, его ровность, ведь в местах с уклоном никак не вытянуть все 75 вагонов. Сколько тепловоз или электровоз потянет, зависит от заранее продуманного маршрута.
Чтобы собрать один состав, потребуется потратить время и задействовать бригаду машинистов и составителя поездов. В целях безопасности и предотвращения травматизма, на вагонах установлены площадки, чтобы составитель смог забраться, а не ехать, зацепившись за небольшую лестницу.
Не каждая станция сможет на участке разместить 75 вагонов: иногда приходиться делить состав на несколько частей, и распределять вагоны на подставные пути.
Мавританская железная горнорудная дорога, Мавритания до 2500 м
Это всего 1 линия, протяженность которой – 704 км. Она была открыта в 1963 году. Длина обычных поездов достигает до двух с половиной километров, их тянут три или четыре тепловоза. Всего от двухсот до двухсот десяти вагонов, в которых бывает по 84 т груза и еще есть несколько дополнительных вагонов.
Эти поезда – достопримечательности Мавритании, они изображены на 5-тысячной купюре. В день отправляется около 4-5 составов, к одному из которых цепляют пассажирский вагон. Никто не знает точного времени его отправления. Поэтому большинство пассажиров предпочитают ехать на крыше или же в грузовых вагонах, сидя прямо на руде.
Д и Е – по алфавиту
Опытную партию вагонов серии Д выпустили в 1949 году под обозначением М5 (метровагон пятого поколения). После усовершенствования эти вагоны получили обозначение УМ5. Серийно их производили с 1955 по 1963 год.
Название Д таким вагонам присвоили просто потому, что предшествовавшие серии – А, Б, В и Г – случайным образом повторили алфавитный порядок. Пассажирская эксплуатация новых вагонов началась в 1956 году. Они курсировали в метро до 1995-го.
Фото: mos.ru
Визуально они мало отличались от вагона серии Г: разве что уменьшилось количество сидячих мест, это позволило сделать карманы возле дверей для стоящих пассажиров. В то же время масса вагонов серии Д уменьшилась на семь тонн, за счет чего снизилось потребление электроэнергии. Также были различия в ходовой части, электрическом и механическом оборудовании.
Вагоны серии Д курсировали на Кировско-Фрунзенской (сейчас – Сокольническая), Арбатско-Покровской, Филевской и Калужско-Рижской линиях.
Вагоны серии Д выпускали до 1963 года, после чего Мытищинский машиностроительный завод стал производить вагоны типа Е. Общий парк подвижного состава в Московском метрополитене к тому времени вырос более чем в 3,5 раза по сравнению с 1945 годом и достиг 1078 вагонов.
Опытный состав серии Е выпустили в 1959–1960 годах – их было всего семь. Серийное производство велось с 1963 по 1969 год. Кстати, прокатиться в вагоне этой серии можно было вплоть до 2008-го.
Фото: mos.ru
У новых вагонов появились полосы гофрированного металла на корпусе: обшивка стала прочнее, аэродинамика улучшилась. Впервые в вагонах расширили дверные проемы, что позволило ускорить посадку и высадку пассажиров. Из-за этого вагон потерял свою симметричность: дверные проемы сместились относительно центра кузова. Впервые использовали алюминиевые сплавы, из которых готовили двери и другие элементы кузова.
Вагоны серии Е значительно отличались от предшественников не только внешне, но и динамическими и ходовыми свойствами. Так, конструкционная скорость выросла до 90 километров в час. Это обеспечило более высокую пропускную способность линий метро.
Эти вагоны курсировали на Сокольнической, Замоскворецкой, Арбатско-Покровской, Филевской, Калужско-Рижской и Таганско-Краснопресненской линиях. Кроме московской подземки, вагоны серии Е ездили в Ленинграде, Киеве, Тбилиси и Баку.