Содержание
- Здравоохранение — Neuralink
- Супераппы и маркетплейсы
- Как сейчас обстоят дела со спутниковым интернетом
- SpaceX несет экономические риски для «Роскосмоса»?
- «Мафия Paypal»: электронные деньги и не только
- Аварии со смертельным исходом
- Есть ли конкуренты у Starlink?
- Транспорт – Hyperloop
- Как отследить полет спутника через компьютер
- Подытожим
- Многоразовые ракеты малоэффективны для доставки крупных грузов?
- Автопилот Tesla: самообучающаяся машина
- SpaceX первой в истории создала многоразовый космический транспорт?
- Интернету Илона Маска помешают появиться в России?
- Почему в России работа Starlink запрещена?
- OpenAI: дружественный искусственный интеллект
- Телекоммуникации – Starlink
- Инфраструктура и туннелирование – The Boring Company
- Энергия — SolarCity
Здравоохранение — Neuralink
Большинство проектов Маска нацелены на масштаб.
Neuralink – совершенно другой зверь. Речь идет о микроскопическом, а не макроскопическом, о ментальном, а не физическом мире. Именно потому он считается самым сложным и самым захватывающим из творений Маска.
Теперь предприниматель-миллиардер хочет объединить компьютеры с человеческим мозгом, чтобы помочь людям не отставать от ИИ. По мнению Маска, продвижение ИИ обусловлено капитализмом. Такие компании, как Amazon, вкладывают миллионы в разработку своего ИИ, ведь в противном случае их обгонят Google, Microsoft, Facebook и т.д. Проблема в том, что ИИ может «стереть в пыль» обычных людей. Вопрос только «когда».
Создание интерфейса «мозг-машина». Он будет напрямую связывать мозг человека с компьютерами.
Вrain-machine interface (BMI) – это мозговые имплантаты, чип электродов площадью несколько миллиметров, которые хирургически имплантируются непосредственно в мозг. Исследования BMI осуществляются последние десятилетия, при чем, на людях тоже. Ученых тормозят две большие проблемы:
- Низкая пропускная способность систем. У нас есть миллиарды нейронов, но BMI регистрирует только несколько в любой момент времени.
- Высокая инвазивность интерфейса. Имплантат требует нейрохирургии и жесткой связи с мозгом. Это означает, что он подходит только для людей, нуждающихся в спасении жизни, поскольку постоянная связь увеличивает вероятность заражения головного мозга. Поэтому пока компания работает над чипом, который будет одобрен для пациентов, а потом и остальных людей.
Миссия Neuralink. Стартап смотрит на ИИ, как на помощника, который должен:
- повысить уровень человеческого интеллекта и связать нас с цифровым миром, чтобы мы могли укрепиться, прежде чем ИИ других компаний превзойдет людей;
- помочь людям, страдающим от инсульта, рака, травм спинного мозга, ампутаций и десятков других проблем со здоровьем.
Движущая сила BMI. В последнее десятилетие это были военные. Использование самодельных взрывных устройств (СВУ) в Афганистане и Ираке привело к потере конечностей среди солдат. С 2000 по 2015 год около 1600 солдат пережили ампутации.
Программа Revolutionizing Prosthetics DARPA разработала новые имплантаты, новые протезы, которыми намного удобнее управлять. Достигнут существенный прогресс – начались испытания на людях и пациентах, и они смогут намного лучше контролировать и чувствовать роботизированные руки. Похожего эффекта с мозгом старается достигнуть Neuralink.
Как будет работать BMI. Миллионы нейронов участвуют в принятии решения и движении, когда вы берете чашку кофе рукой. Для того, чтобы пациент с протезной конечностью имел такую же степень контроля, требуется способность регистрировать огромное количество нейронов за раз. Как только человеку вживляют имплантат BMI, начинается этап обучения. Алгоритмы узнают, какие нейроны являются сигналами, а какие – «шумом», и лучше обрабатывают информацию. Тело и протез приспосабливаются, пока человек не включит свою новую «руку».
Проблемы мозга. Мозг обычно находится в коконовой оболочке и стерильной жидкости. Он не любит вторжения.
Микросхемы, радиоприемники и аккумуляторы выделяют тепло. Мозг может нагреться только на два градуса, прежде чем произойдет повреждение.
Кроме того, защитная функция мозга будет повреждать электроды, заключая их в «капсулу» и отсекая от остальной части мозга. Чип становится бесполезным.
Инновационные решения Neuralink. Команда Маска уже придумала новые идеи для преодоления этих проблем – «нейронная пыль», крошечные кремниевые сенсорные узлы, которые могут распространяться по всей коре. В других местах разрабатывают «нейронную сетку», которую можно вводить в вены и перемещать в мозг.
На сегодняшний день Neuralink – самая скрытная из компаний Маска. Возможно, потому что испытания над людьми в ней напоминают сцены из самых фантастических фильмов? Как думаете?
Супераппы и маркетплейсы
Традиционные интернет-провайдеры окажутся в ситуации «диверсифицируйся или умри», так как с появлением настолько сильного конкурента пропадает смысл пользоваться их продуктом.
Индустрия 4.0
Яндекс Go, WeChat, Uber: почему компании переходят на суперприложения
Уже сейчас у них едва ли сходится юнит-экономика на одного пользователя. Инертность по отношению к смене оператора уменьшается, поэтому операторам придется мигрировать в другие вертикали. У телекома есть огромная база пользователей, которую можно монетизировать, а значит, если их услуги станут неконкурентоспособны, логичным шагом выглядит движение в сторону создания экосистемы с подписочными моделями, из которой пользователю будет тяжелее уйти.
Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.
Как сейчас обстоят дела со спутниковым интернетом
Недорогой широкополосный интернет в труднодоступных местах за счет группировки спутников ━ ближайшая американская реальность. Проекты спутниковой связи существуют уже не один десяток лет. Согласно UCS Satellite Database, в начале 2020 года на орбите Земли более 2 600 активных спутников.
Новое поколение коммуникационных спутников на негеосинхронных орбитах (NGSO) — низкой околоземной орбите (LEO) и средней околоземной орбите (MEO) — активно запускалось в космос за последний год. Аналитики McKinsey прогнозируют производство и запуск спутников в беспрецедентных масштабах.
И даже в случае провала крупнейших телеком-проектов на низкой околоземной орбите в течение ближайших десяти лет будет запущено 50 тыс. активных спутников.
SpaceX несет экономические риски для «Роскосмоса»?
Пассажирский космический корабль Crew Dragon
Да. В планы Маска входят не только грузовые полеты, но и доставка пассажиров в космос. В ноябре прошлого года SpaceX заключила контракт с NASA на транспортировку американских астронавтов к МКС. По старой договоренности, до конца 2016 года эти задачи выполняет «Роскосмос». Но космические корабли Crew Dragon на ракетах-носителях Falcon 9 должны заменить аппараты российского производства уже в 2017 году. В случае успеха идеи многоразового запуска техника SpaceX может потеснить «Роскосмос» и в других сферах космического бизнеса. В то же время проект федеральной космической программы до 2025 года предусматривает разработку подобных технологий в России.
«Мафия Paypal»: электронные деньги и не только
Работая над своими «Жёлтыми страницами» Zip2, Маск понял, что необходимо создать удобный онлайн-сервис для оплаты товаров и услуг через интернет. Сфера электронной коммерции тогда только появилась, но сервиса для переводов уже не хватало. Чтобы перевести деньги, требовалось идти в отделение банка или к ближайшему банкомату.
В 1999 году Илон Маск основал компанию X.com — один из первых в мире онлайн-банков. Детище Маска признали на государственном уровне, а счета клиентов X.com были застрахованы в соответствии с законами США, как вклады в обычных банках. Это поспособствовало невероятному успеху проекта. За несколько первых месяцев существования сервиса его услугами воспользовались 200 тысяч клиентов.
Независимо от Маска другая группа инноваторов во главе с Питером Тилем и Максом Левчиным разработала приложение, позволяющее оплачивать покупки с помощью карманного компьютера PalmPilot — предка современных смартфонов и планшетов.
Приложение называлось PayPal, что можно перевести с английского, как «заплати другу». Оно позволяло привязать банковскую карту к карманному компьютеру и совершать операции по ней, обмениваясь информацией через инфракрасный порт (какая древность!). Для защиты транзакций в приложении использовались алгоритмы шифрования, в которых Левчин отлично разбирался.
Пути команд Илона Маска и Питера Тиля вскоре сошлись. Они объединили свои разработки под единым брендом PayPal. Компания успешно действует до сих пор, а её имя стало синонимом совершения виртуальных платежей в интернете. Сегодня у PayPal более 200 миллионов пользователей по всему миру.
В 2002 году Маск и его партнёр продали проект интернет-гиганту eBay за 1,5 миллиарда долларов. Илон получил тогда 165 миллионов долларов чистой прибыли.
Интересно, что люди, работавшие в компании PayPal на заре её появления, до сих пор поддерживают тесные связи между собой. В прессе их называют «мафией PayPal». За прошедшие годы они создали множество инновационных проектов, стоимость которых превышает 30 миллиардов долларов.
Считается, что в «мафии» состоит около 20 человек. «Крёстным отцом» называют Питера Тиля. Сегодня он владеет венчурным фондом и оказывает финансовую помощь многим перспективным стартапам. При поддержке Тиля появились LinkedIn и SpaceX.
Бывшие сотрудники PayPal Стив Чен, Чад Хёрли и Джавед Карим также входят в «мафию». Благодаря их усилиям в 2005 году был основан YouTube.
Вице-президент PayPal Рид Хоффман отвечал в компании за внешние коммуникации. После увольнения он основал профессиональную социальную сеть LinkedIn. В ней зарегистрировано 740 миллионов пользователей, представляющих 150 различных отраслей бизнеса.
Макс Левчин, работая над защитой платежей в PayPal, первым массово внедрил тест CAPTCHA, позволяющий отличить человека от компьютерной программы. В научных статьях такой метод защиты называют тестом Гаузебека — Левчина.
Ещё один «мафиози», Ишан Вонг, несколько лет возглавлял портал Reddit. Этот сайт сочетает в себе черты агрегатора новостей и социальной сети. В 2021 году он занимает 18-е место по посещаемости в мире и 7-е в США.
Аварии со смертельным исходом
Первое ДТП с участием электрокара Tesla, в котором погиб человек, произошло 7 мая 2016 года на скоростном шоссе во Флориде. Тогда седан Tesla Model S въехал под полуприцеп грузовика. «Ни автопилот, ни водитель не заметили белый бок полуприцепа на фоне ярко освещенного неба, поэтому тормоза не активировались», — прокомментировали трагедию в Tesla.
В ноябре 2017 года на Северо-Востоке Англии Tesla Model S наехала сзади на 80-летнего опытного велосипедиста. Он скончался в тот же день в больнице. ДТП произошло на ровном участке дороги.
В марте 2018 года в Калифорнии кроссовер Tesla Model X сошел с трассы и врезался в отбойник во время работы беспилотного режима и адаптивного круиз-контроля. Погибший водитель в момент аварии играл в мобильную игру на телефоне.
Индустрия 4.0
Как ездят беспилотники и так ли они надежны, как говорят
В феврале 2019 года в Майами в результате столкновения с пальмами загорелся электрокар Tesla Model S. При аварии дверные ручки, скрытые обычно в нишах дверей, автоматически выезжают оттуда, а все замки машины автоматически открываются. По неизвестной причине этого не произошло. Водитель оказался заперт в горящей машине.
В апреле 2021 года в Техасе Tesla Model X без водителя, столкнулся с препятствием и загорелся. В результате ДТП погибли двое мужчин-пассажиров. Это первое зафиксированное ДТП с участием автомобиля, где на водительском сиденьи не было человека.
Есть ли конкуренты у Starlink?
Starlink — безальтернативный лидер в плане развития спутникового интернета и реализации планов. При этом, в мире есть компании, теоретически способные составить конкуренцию проекту Илона Маска.
OneWeb — главный и пока единственный конкурент Starlink.
Достижения этой компании скромнее. В декабре она отправила на орбиту 36 новых спутников, а всего у нее их 110. Это в 10 раз меньше, чем у Starlink (1323 спутника).
Финансовое положение компании также менее стабильное. В 2020 году она могла обанкротиться, спасли внезапно появившиеся инвесторы — Великобритания и индийская компания Bharti Global вложили в нее $1 млрд, а в январе этого года оператор получил инвестиции в размере $350 млн от SoftBank и $50 млн от Hughes Network Systems.
Спутник OneWeb.
На них компания запустит новые спутники. В 2022 году она планирует приблизиться к Starlink по числу спутников на орбите и увеличить их их количество на 648 единиц. С учетом 110 имеющихся их общее число составит 758.
До 2020 года OneWeb считалась российской компанией. Она сотрудничала с местной спутниковой системой «Гонец». У нас в стране ей не дали законно работать.
В течение трех последних лет ее заявка на получение нескольких полос частот неоднократно обсуждалась в Государственной комиссии по радиочастотам России (ГКРЧ). В итоге она была отозвана до получения дополнительных сведений о проекте.
Транспорт – Hyperloop
В 2012 году Маск начал публично заявлять о Hyperloop — «пятом виде транспорта» после автомобилей, самолетов, поездов и кораблей.
Суть в том, что пассажиры перемещаются в трубе низкого давления внутри капсул, которые питаются от «магнитного линейного ускорителя». Сейчас Маск и команды SpaceX и Tesla проверяют осуществимость идеи и ее экономику. Они утверждают, что «капсула» сможет проехать 50 километров всего за 2,5 минуты, то есть шестичасовой путь сократится до 30 минут! И все это удовольствие всего за 20 долларов!
Очевидно, что Hyperloop станет самым быстрым видом транспорта из существующих. Hyperloop будет двигаться со скоростью около 965 км/час, или примерно в 3 раза быстрее, чем знаменитый поезд Shinkansen («пуля») в Японии.
Что изменится в первую очередь:
- Авиация – за исключением путешествий через океан, Hyperloop будет перевозить быстрее и дешевле.
- Стиль жизни – можно легко работать на Манхэттене и жить в шести часах езды от Берлингтона (штат Вермонт), тратя всего 30 минут с Hyperloop.
- Грузовые перевозки – быстрая доставка импортных грузов и соответственно меньше загрязнения, чем у грузовиков.
Конечно, у Hyperloop есть свои критики и главная проблема – еще нет технологии туннелирования. Что ж, поднять тонны железа в воздух когда-то тоже было безумной идеей.
Как отследить полет спутника через компьютер
Findstarlink.com
Find Starlink — англоязычный сервис от анонимных разработчиков, который предсказывает, когда именно в течение следующих пяти дней можно будет увидеть спутник. Введите свои страну и город (либо точные координаты), затем нажмите на кнопку Find Visible Times.
Появится список спутников, разделенных на три группы:
- с хорошей видимостью (good visibility);
- со средней видимостью (average visibility);
- с плохой видимостью (poor visibility).
Часть спутников, которые можно было наблюдать в Москве 14 июля 2021 года
(Фото: findstarlink.com)
Для каждого прибора указаны:
- его номер;
- местные дата, время и период, когда спутник будет виден, — возможны погрешности около 10 минут;
- показатель яркости (dim) — чем меньше цифра, тем лучше заметен прибор на небе;
- направление движения (look) — например, с юго-запада на восток;
- высота над горизонтом в градусах — в начале и в конце наблюдения, а также максимальное значение. Большинство спутников Starlink в начале наблюдения располагаются на высоте 10º. Если вы вытянете руку и расположите кулак на линии горизонта, прибор Starlink будет находиться примерно там, где костяшки пальцев.
На 2D-карте можно наблюдать за устройствами Starlink в реальном времени. Спутники перемещаются не поодиночке, а группами из 30–40 устройств. Но сайт показывает только первый прибор из каждой серии, чтобы не перегружать систему. Разработчики предупреждают, что данные могут быть неточными, так как траектории движения часто меняются.
2D-карта со спутниками и траекторией их движения
(Фото: findstarlink.com)
Лучше всего на ночном небе видно устройства, которые запустили три-четыре дня назад или чуть раньше. В это время они поднимаются к орбите и находятся под определенным углом к Земле и Солнцу, поэтому наиболее ярко отражают свет. Подробнее принцип работы спутников описывают на сайте SpaceX. **
В 2020 году астрономы сообщили Илону Маску, что устройства Starlink слишком ярко отражают свет и мешают ученым вести наблюдения за космическими телами. Основатель SpaceX ответил в Твиттере, что компания работает над тем, чтобы сделать спутники невидимыми на небе.
Satflare.com
Англоязычный сайт satflare.com показывает, как выглядит Земля с орбиты МКС. В том числе здесь можно увидеть движение спутников от SpaceX в реальном времени на 2D- и 3D-картах.
Авторизуйтесь на сайте либо войдите как гость, нажав Enter without Login.
Фото: satflare.com
Перейдите в раздел Starlink Trains и выберите, за какой серией спутников вы хотите наблюдать. Например, Starlink 1 были запущены 24 мая 2019 года, а Starlink 24 — 24 марта 2021 года. Можно выбрать для наблюдения все серии.
Фото: satflare.com
Задайте свое местоположение.
Первый способ: нажмите на кнопку Set Your Location, укажите свои координаты и высоту в метрах над уровнем моря.
2D- и 3D-карты со спутниками
(Фото: satflare.com)
Второй способ: найдите нужную точку на карте и дважды кликните на нее, пока не появится иконка домика.
Фото: satflare.com
Сервис может предсказывать, какие устройства Starlink будут видны над вашим местоположением в течение следующих пяти дней. Чтобы узнать прогноз, укажите нужную локацию и нажмите кнопку Predict Passes — появится список спутников. Для каждого устройства указаны:
- номер;
- местные дата, время и период, когда можно увидеть спутник;
- время, когда прибор будет наиболее заметен;
- координаты;
- степень видимости.
На satflare.com есть звездная карта. Она показывает движение устройств Starlink на небе относительно выбранного местоположения. Зеленые линии — траектории хорошо заметных спутников. По серым движутся те, которых почти не видно.
Звездная карта, на которой отмечены траектории спутников
(Фото: satflare.com)
Подытожим
В рамках статьи мы, конечно, смогли рассмотреть только небольшую часть проектов и идей, предложенных Илоном Маском. А идей этих у него очень и очень много: чтение мыслей через нейрокомпьютерный интерфейс, солнечная энергетика, подземные тоннели, вакуумные поезда, умные дома и целые города, колонизация Луны и Марса и даже новые методы обучения детей в школах.
Пусть не все предложенные Маском проекты удастся реализовать, и пусть скептики называют его сказочником и фантазёром. Пожалуй, человечеству нужны такие смелые личности, которые не боятся мечтать и воплощать в жизнь невероятные идеи. Именно они способны изменить жизни миллионов людей к лучшему.
Многоразовые ракеты малоэффективны для доставки крупных грузов?
Falcon 9 в ангаре
Пока неизвестно. Дело в том, что технология вертикальной посадки имеет свою цену. Многоразовую ракету приходится оснащать дополнительным оборудованием и заправлять большим количеством топлива. Все это снижает массу полезной нагрузки, которую аппарат может выводить на орбиту, а вместе с тем — и экономическую эффективность грузового полета. К тому же еще неясно, насколько повторное использование первой ступени сможет удешевить запуски. Схема окажется выгодной, только если прибыль от доставки грузов будет перекрывать расходы на перезапуск первой ступени. Удастся ли SpaceX найти правильный баланс — опять же, покажут дальнейшие испытания Falcon 9.
Автопилот Tesla: самообучающаяся машина
После успеха PayPal Маск занялся автомобильным бизнесом. Tesla производит экологичные электромобили с множеством инноваций — от высокоэффективных аккумуляторов и электрических двигателей до умных ремней безопасности.
Но Илону этого мало. Он хочет создать для Tesla автопилот, который будет управлять автомобилем не хуже водителя-человека. И эту задачу постепенно реализуют его специалисты. Сейчас у электромобилей Tesla второй уровень автономности. Маск заявляет, что уже очень скоро его машины достигнут уровня 4, при котором человек за рулём вообще не нужен. И это не пустые фантазии.
Первая версия автопилота Tesla появилась в 2014 году, и с тех пор технология постоянно совершенствуется. Бортовой компьютер уже может самостоятельно вести машину по трассе и в городских пробках, выбирать скорость движения в соответствии с ограничениями, перестраиваться из полосы на полосу даже без разметки, останавливаться перед пешеходами, перекрёстками, стоп-линиями, светофорами и так далее. Tesla также может автоматически парковаться и заезжать в гараж, а благодаря функции «Вызов» машина способна выбраться с парковки и подъехать к владельцу.
Пока машины Tesla всё же не полностью автономны. Дистанция перемещения автомобиля в режиме автопарковки ограничена 12 метрами, а при движении по дорогам водителю нужно постоянно следить за обстановкой и держать руки на руле. В сложной ситуации человек должен брать управление на себя. Пренебрежение этим правилом уже привело к ряду инцидентов.
В 2021 году Tesla — самые доступные и массовые автомобили с системами автономного вождения. Работы над такими технологиями ведут многие компании, включая и Яндекс. Но у них проблемы с коммерческим внедрением. Главная причина в очень дорогих приборах — лидарах, которые позволяют определить форму препятствий на дороге и расстояние до них с очень высокой точностью. Стоимость комплекта лидаров для одного авто — до 40 тысяч долларов.
Отличие Tesla в том, что она не применяет в своих машинах лидары. Для оценки окружающей обстановки бортовой компьютер использует изображение с внешних камер. В каждую Tesla вмонтированы восемь камер, обеспечивающих полный круговой обзор. Вдобавок электромобили оснащают двенадцатью ультразвуковыми датчиками и системой GPS-навигации, которые стоят намного меньше лидаров.
Но Tesla отказалась от лидаров не из-за их стоимости. Маск считает, что камер достаточно. Ведь людям для управления автомобилем вполне хватает глаз, нам не нужны лазерные лучи.
Для обработки изображения автомобили Tesla используют чип с установленной нейросетью. ИИ уже давно и успешно анализируют изображения. Но так эффективно, как Маск, эту технологию для автопилота ещё не научился применять никто.
Он превратил каждый электромобиль в источник обучающих данных. Сведения о действиях водителей Tesla позволяют постоянно совершенствовать технологию. Информация от 500 тысяч Tesla передаётся в облачные серверы компании по беспроводной интернет-сети.
Данные анализируют специалисты компании. Они используют собственный суперкомпьютер, позволяющий настраивать нейронные сети для качественного управления автомобилем.
SpaceX первой в истории создала многоразовый космический транспорт?
Космические транспортники «Энергия-Буран» и Space Shuttle
Нет. Ракеты-носители, которые возвращались из космоса и могли использоваться повторно, появились еще в период холодной войны. Они входили в состав по меньшей мере двух космических транспортных систем того времени. Одной из них была американская Space Shuttle, другой — советская «Энергия-Буран». В обеих системах первая ступень ракеты не разбивалась с грохотом об землю, как это закономерно происходит после взлета, а плавно опускалась вниз на парашютах. Это были первые попытки сохранить самую ценную часть конструкции, которая включает двигатель. Тем не менее оба проекта не оправдали себя экономически и, в конце концов, были закрыты.
Интернету Илона Маска помешают появиться в России?
Пока радикальных мер насчет работы всемирных спутниковых систем на территории России не принималось, но по мере развития технологии ситуация может измениться.
Для блокировки спутникового интернета предусмотрены специальные «глушилки». Они могут быть реализованы на основе разработки «Комплекса радиоэлектронной борьбы для противодействия спутниковым системам на низких круговых орбитах» (КРБСС). Один комплекс способен заглушать сигналы нескольких десятков спутников. Свой комплекс радиоэлектронной борьбы разрабатывает концерн «Алмаз-Антей».
Принцип передачи сигнала сети изменится. Логично, что под технологии подстроится и законодательство. Однако для России сохраняется одна проблема — она желает отделить свою сеть от остального мира.
iPhones.ru
Рассказываем, как отличить их от звезд.
Почему в России работа Starlink запрещена?
В декабре 2020 года Правительство Российской Федерации внесло в Госдуму постановление о штрафах для операторов, которые используют иностранные спутниковые системы связи.
Его уже назвали «законом против Starlink». Согласно законопроекту, за пользование иностранными спутниковыми системами связи физические лица будут оштрафованы на сумму от 10 до 30 тысяч рублей, а для юридических сумма может достигать 1 миллиона рублей.
Впрочем, и без «закона против Starlink» пользование интернетом от Илона Маска на территории нашей страны незаконно.
В России запрещены услуги спутниковой связи тех операторов, у которых нет станций сопряжения на территории страны. Компания Iridium Communications Inc построила ее в г. Ижевске за свой счет в 2016 году, чтобы легализовать свой бизнес.
Запрет связан с тем, что российские службы не смогут контролировать трафик, проходящий через Starlink, OneWeb и аналоги, а значит, этими сетями смогут пользоваться злоумышленники.
Поэтому остается выбирать между двумя вариантами выхода: запретить пользование услугами зарубежных провайдеров или осуществлять подключение через отечественных операторов. Так у российских служб хотя бы будет доступ к трафику.
Глава группы компаний AltegroSky Сергей Пехтерев считает, что выход из ситуации есть. Глобальным спутниковым системам придется строить в России наземную станцию сопряжения, а также получать разрешение на работу от ФСБ, ФСО и Минобороны.
OpenAI: дружественный искусственный интеллект
Илон Маск много рассуждал о потенциальной опасности искусственного интеллекта (ИИ) для человечества. Основную проблему он видит в том, что разработки выйдут из-под контроля или окажутся у людей с не лучшими намерениями.
Чтобы этого избежать, Илон в 2015 году создал проект OpenAI. Основная его цель — разработка дружественного и безопасного ИИ, который будет работать на благо всего человечества. Идея проекта — в максимальной прозрачности. Все результаты будут открыто публиковаться.
Сначала проект появился не ради прибыли. Кроме Илона Маска, OpenAI спонсировали Питер Тиль и Рид Хоффман («мафия PayPal» в действии!). Они выделили на развитие компании миллиард долларов и пригласили в проект лучших в мире специалистов по ИИ.
Программисты исследовали модели и методы обучения ИИ, определив несколько приоритетных направлений. OpenAI удалось достигнуть впечатляющих результатов, подробное описание которых заслуживает отдельной статьи. Вот несколько из них.
- Алгоритм обработки естественного языка GPT-3 может писать статьи, стихи и тексты на любые темы. Он легко поддерживает письменный диалог и отвечает на вопросы. Алгоритм даже написал статью, которую опубликовала газета The Guardian. Ещё он способен генерировать компьютерные программы по произвольному заданию.Для тренировки GPT-3 программисты OpenAI использовали миллионы текстов общим объёмом более 500 гигабайт. Обучающая база в основном содержала англоязычные источники, поэтому алгоритм плохо работает с другими языками. Но над его адаптацией для русского уже работают отечественные специалисты. У GPT-3 175 миллиардов параметров машинного обучения — это самая совершенная модель в мире.
- Искусственный интеллект OpenAI Five способен играть в Dota 2в одиночном и командном режиме на уровне опытных геймеров. Алгоритм совершенствуется, проводя тысячи часов в виртуальных баталиях. В игре множество вариантов развития событий, поэтому обучить ИИ играть в Dota 2 оказалось намного сложнее, чем в шахматы или в го. OpenAI Five — первая компьютерная программа, которая победила команду профессиональных игроков в киберспорте.
- Нейросеть MuseNet пишет музыку в стиле лучших виртуозов прошлого и даже даёт регулярные онлайн-концерты. Её дальнейшее развитие — сеть Jukebox, способная генерировать новые песни и исполнять их в стиле Элвиса Пресли, Кэти Перри, Фрэнка Синатры и других известных музыкантов. Плоды её творчества бесплатно выкладывают в Сети.
- Нейросеть DALL-E генерирует изображения по текстовому описанию, а алгоритм CLIP решает обратную задачу — формирует текстовое описание по изображениям. Работая в паре, они самостоятельно обучают друг друга на миллионах картинок, доступных в интернете. Показанные специалистами OpenAI в начале 2021 года результаты работы DALL-E столь хороши, что заставили нервничать многих художников, дизайнеров и фотографов (теперь они могут лишиться работы!).
А что же Илон Маск? Он покинул совет директоров OpenAI в 2018 году, сославшись на «конфликт интересов», который может возникнуть из-за разработки автопилота Tesla. Но при этом обещал, что продолжит поддерживать проект.
Телекоммуникации – Starlink
Старая идея на новый мотив. Несмотря на любовь к инновациям, суть проекта звучит так – взять старую идею, которая технологически провалилась, и атаковать ее с помощью лучших в мире инженеров. Именно так Mаск и SpaceX планируют бомбануть индустрию спутникового интернета.
Идея запуска интернета со спутников – старая. Компания Teledesic была основана в начале 90-х годов для создания группы спутников, которые могли бы обеспечить громадную сеть широкополосного интернета. Задумка потерпела крах из-за проблемы доставки множества спутников в космос и поддержания соединений с низкой задержкой.
Запуск спутников Маска. Илон Маск впервые публично рассказал о спутниковом интернете в начале 2015 года. Потом SpaceX подала заявку в федеральное агентство с просьбой запустить более 11 000 широкополосных спутников в течение шести лет и «предоставлять надежные широкополосные услуги на полной и непрерывной глобальной основе».
К середине 2020-х годов новый спутниковый интернет-сервис Starlink может стать крупнейшим в мире телекоммуникационным провайдером на Земле — потенциально в размере 1 триллиона долларов.
SpaceX планирует реализовать идею глобального широкополосного интернета с орбиты, создавая ячеистую сеть, которая могла бы охватить весь земной шар!
Ракеты в помощь. Не сложно догадаться, что Маск уже придумал, как это осуществить – с помощью повторно использованных ракет, чему совсем не рады существующие телекоммуникационные компании.
Первый многоразовый запуск ракеты, Falcon 9 стоил меньше половины его первоначального запуска. Но остаются затраты на топливо – около 250 000 долларов за миссию.
Единичная стоимость менее миллиона долларов за одну миссию позволила бы с легкостью запускать тысячи интернет-спутников, которые будут охватывать всю Землю, включая районы, в которых сейчас нет интернета, широкополосной связью с низкой задержкой.
Большая часть мира до сих пор не имеет доступа к гигабитному интернет-соединению.
Чем будет отличаться Starlink. От других компаний проект Starlink отличается в таких аспектах:
- Стоимость: SpaceX существенно снизил (и продолжает снижать) стоимость запуска спутника.
- Скорость: Традиционный спутниковый интернет работает на скорости около 25 Мбит/с, в то время как SpaceX может достигать 1 Гигабита.
- Задержка: это количество времени, которое требуется для передачи пакета данных между Землей и спутником. Текущие провайдеры – 600+ миллисекунд (мс), SpaceX – стремится к 30 мс.
SpaceX уже получил одобрение на запуск 4425 широкополосных спутников
Но! Важное условие – предоставить «план выведения из орбиты» спутников в целях борьбы с космическим мусором
Инфраструктура и туннелирование – The Boring Company
Строительство в США в настоящее время переживает серьезный застой, если сравнить с Азией и Европой. Вместе с Boring Company Маск хочет усовершенствовать технологию туннелей и вернуть инфраструктурные возможности в США.
Буровая компания уже имеет тестируемый объект – это испытательный туннель SpaceX в Хоторне (Калифорния), построенный исключительно для исследований и разработок.
Проблема с туннелированием – это стоимость. Она составляет около 1 миллиарда долларов за милю, а нужно снизить до 100 миллионов долларов. Так посчитали Маск и его команда. Для достижения такого финансового показателя тоннели будут в два раза уже (4,2 метра диаметром), чем существующие.
Интересная деталь. Концепция проекта – автомобили не будут ехать по туннелю, их будут транспортировать по электрорельсах со скоростью 200 км/час. А еще владельцы Tesla могут ездить по обычным дорогам, потом заезжать в лифт и спускаться в туннель. А еще это можно будет сделать из собственного дома (!) – в 2018 году Маск получил разрешение на строительство испытательного гаража, который напрямую связан с системой туннелей.
Почему туннели могут быть намного меньше традиционных, спросите вы. Потому, что это туннели для электрокаров, которым не нужно так много пространства для вентиляции.
Еще один амбициозный проект Boring Company. Это туннель от Вашингтона до Нью-Йорка. Сейчас люди тратят четыре часа на это путешествие. Маск считает, что проезд поездом Hyperloop по туннелю Boring Company займет всего 29 минут. Это превращает весь среднеатлантический регион в огромный мегаполис.
Про свою «скучную компания» Маск говорит, что это хобби, занимающее всего «2-3 процента» его времени. Честно говоря, тут мы задумались о смысле жизни – а что полезного делаем мы?
Энергия — SolarCity
Компанию SolarCity Илон Маск создал для устранения зависимости людей от ископаемого топлива. Солнечная энергия была одним из приоритетов Маска на протяжении более десяти лет.
SolarCity – это первая попытка Маска сделать солнечную энергетику господствующей
В некотором смысле задумка провалилась, но важно понять, что Маск серьезно взял курс на возобновляемую энергию
SolarCity стал крупнейшим в стране поставщиком солнечной энергии для жилых помещений, но столкнулся с серьезными финансовыми проблемами, прежде чем Tesla купил его за 2 миллиарда долларов.
Средняя ядерная или угольная установка работает около 40 лет. Сегодня около 250 гигаватт от общего потребления энергии приходится на генераторы, которые нуждаются в обновлении, обслуживании или замене.
В начале 2000-х было достаточно благоприятных условий для «солнечного бизнеса»:
- Цены на солнечную энергию существенно снизились: с 76,67 долл. США/ватт в 1977 году до нескольких долларов/ватт в 2004 году.
- Цены на установку солнечных батарей на крышах также снижались из года в год.
- Мегапопулярность солнечной энергии в те годы.
- Идея «солнечной аренды» — SolarCity предлагала семьям и со временем окупать затраты на установку.
Провал. Почему же процент отмены по контрактам SolarCity вскоре вырос до 45% и более? Проще говоря, продавцы давали слишком красивые обещания, но клиенты не экономили столько, поэтому многие разочаровались.
Тесла покупает «солнце» Маска. В 2016-м Маск предложил Tesla купить SolarCity. Он придумывает батареи Powerwall, которые устанавливали в домах и подключали к солнечным генераторам для зарядки Теслы. После того, как сделка была одобрена, бизнес SolarCity был организован в рамках предложения продуктов «Солнечная крыша» Tesla, что позволило автопроизводителю предоставлять бытовую солнечную энергию, а не только батарею.
Запуск Solar Roof. Первая солнечная крыша работает. Крыша дома американки Аманды Тоблер – одна из первых, которую подключили к местному поставщику солнечной энергии для производства электричества. Стоимость крыши – около 50 тысяч долларов. Летом солнечные панели начали вырабатывать больше электричества, достигнув точки, когда, даже при использовании кондиционера и двух электромобилей, Тоблер закачивала электричество обратно в сеть.
Всего за одну неделю солнечная крыша вырабатывала 394 кВт-ч электроэнергии, что намного больше, чем в среднем по США для потребления электроэнергии в жилых домах ~ 225 кВт-ч / неделю.
Хотя технология многообещающая, Tesla не смогла установить плитку многим покупателям. Проблемы развертывания и медленное производство преследуют ее.