Содержание
- Выгоден ли этот бизнес
- Сколько времени уходит на постпродакшн?
- «Бестселлер» (Best Sellers)
- Какие еще бывают кинотеатры
- Доходы
- «Титан» (Titane)
- Способы увеличения посещаемости
- Из чего складывается доход кинотеатров
- Санитарные требования к помещению
- Где-то в параллельной вселенной Prima Cinema
- Художественная обоснованность или несоблюдение графика?
- «Кровопийцы» (Blutsauger)
- Оборудование для кинотеатра
- Регистрация бизнеса и коды деятельности
- Какие кинозалы пользуются спросом
- Тарковский вместо кинофастфуда
- Как долго снимают фильм: препродакшн
Выгоден ли этот бизнес
Зрители отмечают, что появилось больше интересных фильмов, в том числе российских. Кроме того, кинотеатры привлекают хорошим сервисом, спецэффектами, возможностью пообщаться с друзьями — все чаще в кино ходят коллективно, или, как минимум, семьей. Больше 40 % кинотеатров сегодня располагается в ТРЦ, так что посетители имеют возможность получить «три в одном», совмещая поход по магазинам с обедом в кафе и отдыхом в кино.
Число кинотеатров, посещаемость, кассовые сборы и количество проданных билетов в последние три года стабильно возрастают на 8–12 % ежегодно. Поэтому идея по открытию кинотеатра вполне перспективна. Особенно, если учесть, что большинство их располагается в крупных городах, а в малых, с населением 100–200 тысяч человек, возможности для развлечений очень ограничены.
Сколько времени уходит на постпродакшн?
Многие видели и знают, как проходят съемки фильмов, но монтаж отснятого материала и работа со спецэффектами остается, так сказать, за кадром. При этом монтаж – один из самых важных (если не самый важный) этапов кинопроизводства. Если вы отличный монтажер, то вы, скорее всего прекрасный режиссер, потому что у монтажеров есть свое видение фильма. Они устанавливают стиль для кадров и сцен, а также создают переходы и эмоции.
Иногда не так важно, сколько снимают фильм, как то, сколько времени тратится на монтаж. Это творческая работа, требующая времени и сил – весь этап постпродакшена занимает почти шести месяцев (исключая задержки в соблюдении сроков)
Все эффекты обсуждаются режиссером и оператором со специалистами по их созданию еще на этапе препродакшена. По графику работа со спецэффектами начинается после монтажа или идет параллельно с ним. Все зависит от самого фильма.
После монтажа, картина отправляется колористу. В зависимости от длины материала для коррекции цвета выделяется от 1 до 5 рабочих смен. Режиссер сообщает, в каких цветах он видит фильм, затем колорист начинает работу. Исправляются дефекты, а цветокоррекция визуально преобразует стиль картины. Цвет может полностью изменить визуальное восприятие истории.
После монтажа проект отправляется композитору для создания оригинальной музыки. Музыкальные композиции сопровождают весь сюжет фильма. Через них выражаются эмоции, которые порождают определенные сцены. Затем фильм полностью озвучивается в студии. В крупных проектах для этого привлекается отдельный специалист. С помощью звуковых эффектов можно подчеркнуть атмосферу картины и ее целостность.
На последнем этапе все компоненты собираются вместе в файл с готовым продуктом. Опыт помогает минимизировать процесс организации и проведения съемок. Поэтому после проделанной работы проводится ее тщательный анализ. Каждый новый проект помогает получить знания и навыки, которые в будущем помогут работать лучше. Вот как снимают фильмы профессиональные студии.
«Бестселлер» (Best Sellers)
Люси (Обри Плаза) унаследовала от отца издательский бизнес, однако дела её идут не очень хорошо. Единственным спасением от банкротства становится старый контракт с известным писателем Харрисом Шоу (Майкл Кейн), который остался должен компании ещё одну книгу. Однако у старика тяжёлый характер: он запрещает редактировать его произведение, а в промотуре поражает аудиторию эпатажными выходками.
Обозреватель The Hollywood Reporter Фрэнк Шек отмечает, что этот герой смотрится не слишком правдоподобно, однако наблюдать за ним очень интересно — тем более что Шоу в корне отличается от утончённых второстепенных персонажей Кейна из фильмов Нолана. Критик в целом не слишком благосклонно отзывается о сюжете, однако признаёт, что положение спасает игра актёров.
Какие еще бывают кинотеатры
Технологии не стоят на месте. Появился новый формат – 5D. Он позволяет демонстрировать фильмы не только с многомерным изображением высокого качества. К этому прилагаются специальные эффекты, стереозвучание и специальное оборудование. В результате у зрителя складывается полное ощущение присутствия в предлагаемом месте. Посетитель кинотеатра попадает в виртуальную реальность.
Таких кинотеатров пока очень мало. Эта ниша кинобизнеса еще не занята. Поэтому у предпринимателей есть все предпосылки для развития этой отрасли. Конечно, для фильмов в формате 5D потребуется новое оборудование. Видеопроектор должен воспроизводить изображения высокого разрешения – 1280×800 пикселей — и обеспечивать световой поток большой мощности.
Еще один выигрышный вариант – открыть кинотеатр под открытым небом. Он не потребует больших финансовых вложений. Однако существенным минусом является то, что он абсолютно не подходит для тех регионов, где холодный климат. Такой кинотеатр будет уместен в южных областях. Для его открытия потребуется аренда удобного места, приобретение оборудования, экрана и организация зрительного зала.
Доходы
Компании-дистрибьюторы покупают фильм на пять-восемь-пятнадцать лет. За это время они делают с фильмом всё, что хотят: продают на телеканалы, в онлайн-кинотеатры, издают на видеодисках. Они должны выжать из фильма всё возможное, потому что перед покупкой заносят студии-продавцу так называемую минимальную гарантию (или MG) — фиксированную сумму, которую в идеале должны окупить, чтобы заработать. Цена вопроса — от пяти-десяти тысяч долларов до пяти миллионов и больше. Сейчас хорошим результатом часто считается выход в ноль при том, что ты покупаешь картину, год её ждёшь, много месяцев готовишь к выходу, тратишь кучу денег на рекламу, придумываешь оригинальную локализацию.
Из прибыли с кинопроката фильма половину суммы всегда получают кинотеатры, половину — дистрибьютор. Со своей половины он ещё должен поделиться с компанией, которая продала ему права на фильм. Кроме того, продавец взимает огромное количество процентных сумм, которые капают ей с ТВ-продаж, с видеодисков и с интернет-проката. Процентное соотношение зависит от правил продавца и условий, которые выторговал дистрибьютор. Это может быть 50 на 50, 70 на 30 или 80 на 20 — в пользу дистрибьютора.
Однако он не спешит делиться, поскольку и так отвалил кучу денег, поэтому обязательства исполняются не всегда. Тогда дистрибьютор может сказать, что не окупил картину: много денег ушло на рекламу, а результат не оправдал ожиданий.
«Титан» (Titane)
«Жюлия Дюкурно осмелилась испытать на прочность рамки сексуальности и вкуса этим пуленепробиваемым, бесшабашным шокером в жанре боди-хоррор», — так описывает работу победительницы Каннского кинофестиваля 2021 года Питер Дебрюдж из Variety.
Повзрослев, девушка устроилась работать стриптизёршей. Однако Алекса не рассматривает людей как объект чувств. Она вступает в связь с автомобилем и даже беременеет.
Помимо награды в Канне, а также приза программы Midnight Madness на кинофестивале в Торонто картина получила сертификат «свежести» от сайта Rotten Tomatoes: 93% критиков оценивают её положительно.
Способы увеличения посещаемости
- Оформление тематических зон в ТРЦ во время премьерных показов, красочные инсталляции.
- «Персонализированные» предложения для постоянных посетителей, предоставление VIP-зала.
- Накопительные дисконтные карты, бронирование «любимых» мест.
- Скидки по промокоду при покупке билетов онлайн.
- Снижение стоимости билетов в утреннее время, пенсионерам, студентам.
- Ночные сеансы, тематические показы.
- Розыгрыши абонементов на 6 месяцев, год.
В заключение отметим, что кино занимает важное место в «Стратегии государственной культурной политики до 2030 года». Предусматривается поддержка киноиндустрии по всем направлениям
Данный бизнес актуален сейчас и будет таким на несколько лет вперед — особенно для малых городов, где реально получить государственную финансовую поддержку. Средняя рентабельность кинотеатра находится на уровне 15–20 %, а популярность кинопоказа только растет.
Из чего складывается доход кинотеатров
Средняя цена билета в кинотеатр остается практически на одном уровне в течение последних трех лет: 248—252 рубля. В заведениях премиум класса со спецэффектами она составляет примерно 350–400 рублей. Рассчитывая наполняемость залов, нужно учитывать средний вариант. Утренние сеансы заполнены меньше, вечерние больше. Также имеет место сезонность: посещаемость кинотеатров падает в середине лета, и достигаем максимума в зимние месяцы: с декабря по февраль. Однако в курортных городах статистика может быть другой. Для кинотеатров в ТРЦ средняя посещаемость на уровне 18 % уже считается неплохим показателем.
Дополнительный доход кинотеатру дает продажа попкорна, причем его доля очень велика. Практики утверждают, что без него цена билетов была выше в 1,5 раза. Кроме бара с напитками и едой, доходной может стать организация детской комнаты, продажа тематических сувениров (кружки, майки) с героями популярных фильмов.
Санитарные требования к помещению
На деятельность по показу фильмов лицензия не требуется. Однако открывая кинотеатр, нужно позаботиться, чтобы помещение для демонстрации отвечало требованиям СНиП и других нормативов пожарной безопасности, Роспотребнадзора, которые предъявляются к общественным зданиям. Подробную информацию можно получить в каждом из надзорных ведомств.
Можно пройти добровольную сертификацию (обследование) кинотеатра, кинозала на соответствие нормативно-технической документации и получить Технический паспорт. Оценку качества кинопоказа можно пройти в «Системе добровольной сертификации услуг по кино- и видеообслуживанию зрителей (№ РОСС.RU.В.006.04.У100).
Отраслевые стандарты:
Согласно стандартам кинотеатры делятся на 4 категории: высшая, первая, вторая, третья. В основу классификации положены следующие показатели:
- качество изображения (яркость экрана, устойчивость, соответствие изображения размеру экрана);
- качество звукопроизведения (частота, отсутствие акустических шумов);
- комфортность зрительного зала (площадь на одного человека, комфортность кресел, проходов, форма помещения);
- качество внесеансного облуживания (расположение кинотеатра, наличие автостоянки, буфета, эстетичность холла, оформление, реклама).
Так, в кинотеатре:
- высшей категории на одного зрителя должно приходиться 1,1 м2, отклонения в соответствии изображения экрану отсутствуют для всех форматов, уровень акустических шумов не больше 35 дБА;
- второй категории — площадь 0,75 м2, имеются значительные отклонения хотя бы для 1 формата, уровень шумов до 45 дБА.
В кинотеатре должны следующие изолированные зоны: зрительный зал, помещение для кинооборудования, фойе (зона отдыха), буфет, туалеты. В зале обязательно оборудуется не менее 2-х аварийных выходов, на окнах не должно быть решеток. Оборудуется пожарная сигнализация и должны присутствовать первичные средства пожаротушения.
Типовая схема кинозала на 20-45 человек
Где-то в параллельной вселенной Prima Cinema
В далеком 2013 году о намерении «перенести кинотеатр в ваш дом» заявила компания Prima, анонсировав сервис Prima Cinema. «Всего за $35 000» пользователь мог построить собственный кинотеатр у себя в спальне, гостиной или на кухне.
Сценарий похода в такой кинотеатр выглядит просто: в день старта проката фильма достаточно приобрести права на просмотр в системе Prima Cinema и, в течение последующих 24 часов, посмотреть фильм в присутствии себя любимого и домочадцев. Идея шикарна как и в случае с Screening Room, который и позаимствовал идею у Prima, но смущает одно – цена.
Если сильно постараться, то аргументировать стоимость в $35 000 еще можно. Ровно во столько авторы сервиса оценили стильное хранилище на 2 ТБ, объединенное в RAID-массив, оснащенное сканером отпечатков пальцев для идентификации пользователя и поддержкой защиты DRM (тут с облегчением вздохнули кинокомпании). Но цена в $500 (!) ($600 за 3D-версию) за просмотр фильма, который через сутки будет стерт с вашего навороченного винчестера – это слишком!
По сути, на своем оборудовании с помощью вами же приобретенного плеера Prima, за $500 вы покупаете 1,5–2 часа комфортного просмотра «без детей, мобильных и ржания в зале». Такая вот дорогостоящая аренда. Кроме того, за «членство в золотом клубе киноманов» придется отдать $5 000 – пакет из 10 актуальных фильмов, подтверждающие ваши «серьезные отношения» с Prima Cinema.
С технической точки зрения все организовано на уровне. Контент предоставляется в FullHD-разрешении (поддержка 4K только планируется) со звуковой дорожкой в формате PCM или Dolby TrueHD. Вывод звука осуществляется по двум портам HDMI: один комбинированный – аудио+видео, другой – для аудио ресивера. Все новинки кинематографа автоматически загружаются на винчестер еще за несколько дней до релиза, обеспечивая непрерывное воспроизведение с полным отсутствием задержек. У компании собственная выделенная линия на 40 ГБит.
Разработчики продумали несколько степеней защиты контента. Во-первых, для обеспечения трансляции потребуется «белый» статический IP-адрес. Во-вторых, встроенный сканер отпечатков пальцев ограничивает доступ к плееру «случайных гостей», которые готовы заснять фильм и выложить в интернет. Наконец, плеер Prima Cinema оснащен акселерометром – стоит вам передвинуть устройство, как винчестер будет заблокирован.
За списком доступных к просмотру картин можно проследить как через меню плеера Prima Cinema, так и на сайте сервиса.
Художественная обоснованность или несоблюдение графика?
Чтобы снять высококачественный фильм, достойный большого экрана и международных масштабов, требуется от полутора до двух лет. В этот срок входит съемочный план, а также все виды процессов и непредвиденных обстоятельств. Также многое зависит от того, что вы хотите показать.
Чтобы заинтересовать зрителя, каждый момент в фильме должен быть уникальным. Сколько экранного времени это займет – решать вам. Средний фильм длится полтора часа, и этого хватает, чтобы раскрыть весь авторский план. Подготовительный период обычно составляет от 5 месяцев до 2 лет. За это время выбирается литературный материал, создаются раскадровки, составляются планы съемок, заключаются контракты и так далее. В то же время фильм не должен содержать ничего лишнего, нудного и неинтересного.
Производственный этап напрямую зависит от сложности картины, поэтому нельзя однозначно ответить, сколько длятся съемки фильма. Обычно работа занимает 1-2 года, если все идет по плану. Сложность сцен также влияет и на постпродакшн. Среднее время на монтаж и доработку – полгода. Этого достаточно для редактирования, коррекции цвета и добавления эффектов. Конечно, адаптация фильма для 3D, навыки специалистов и оборудование могут сократить или растянуть процесс.
«Кровопийцы» (Blutsauger)
Одна из центральных идей фильма немецкого режиссёра Юлиана Радльмайера — допущение, что капиталисты могли бы высасывать кровь из пролетариата не в переносном, а в прямом смысле.
Главный герой ленты Лёвушка эмигрирует из СССР после того, как кадры с ним в роли Льва Троцкого по политическим причинам вырезают из фильма Сергея Эйзенштейна. На балтийском курорте Лёвушка встречает богачку Октавию Фламбоу-Янсен, которая проявляет по отношению к нему знаки внимания. Тем временем становится понятно, что на побережье орудуют вампиры.
«Юлиан Радльмайер зашёл со своим фирменным «ироническим материализмом» ещё дальше, представив новую смесь идеологии и синефилии, порождающую диалектическое сочетание притчи и формалистической комедии, при котором марксистский взгляд на капиталистов как на вампиров отнюдь не метафора», — отмечают организаторы Берлинского кинофестиваля, в одной из программ которого была показана лента.
Эксперты полагают, что исторические неточности в картине подчёркивают злободневность её содержания: представители угнетаемых классов выбирают неверную цель для своей ненависти, становясь ещё более беззащитными перед настоящими виновниками их бед.
Премьера «Кровопийц» состоялась в апреле 2021 года на Московском кинофестивале. Фильм был отмечен специальным призом жюри смотра.
Оборудование для кинотеатра
Если зал предназначался для 4D-аттракционов, то потребуются специальные кресла, которые во время сеанса могут изменять положение, позволяя таким образом погрузиться в мир происходящего на экране. Они могут двигаться из стороны в сторону, может появиться дым, капли дождя, создается иллюзия падения и др.
Для приобретения оборудования для кинотеатра можно обратиться в специальные компании, которые занимаются его производством и продажей. Превосходное качество обеспечивают цифровые проекторы и современные экраны. Также потребуется акустическая система. Для небольшого кинотеатра, где планируется использовать современные технологии, необходимо установить специальное оборудование для демонстрации формата 3D, который пользуется большой популярностью.
Это привлечет зрителей и повысит популярность кинотеатра. К тому же вы сможете приобретать для проката самые новые и кассовые фильмы. Для их демонстрации необходимы особые очки. Также потребуются специальный 3D экран (размерами от двух с половиной до пяти метров), проектор, набор кабелей. Для воспроизведения фильмов в модном формате потребуется кино-сервер, а также звуковое оборудование.
Обязательно оснастить кинозал удобными, комфортабельными креслами с подлокотниками. Производя подбор оборудования для кинотеатра, нельзя экономить на качестве. Обязательно отдавать предпочтение только самым удобным и комфортабельным креслам, высококачественным системам передачи звука, кинопроекторам и др.
Регистрация бизнеса и коды деятельности
Официальное оформление кинотеатра не имеет каких-то особенностей по сравнению с другими видами бизнеса. В ФНС подается заявление о регистрации ИП или ООО, код вида деятельности выбирается из справочника ОК 029-2014 (КДЕК Ред.2):
59.14 — деятельность в сфере демонстрации кинофильмов (видеороликов) в кинотеатрах, на открытых площадках и в прочих местах (кафе, бары, транспорт).
Если на территории кинотеатра будет кафе, магазинчик по розничной продаже сувениров, дисков, соответственно, к основным видам деятельности нужно будет добавить дополнительные. Наиболее выгодная форма налогообложения — «упрощенка», или УСН.
Нужно помнить о некоторых нюансах: продажа билетов не облагается НДС, в отличие от деятельности общепита и розничной торговли. Следовательно, нужно будет вести раздельный учет. Кроме того, два последних вида во многих регионах подпадают под ЕНВД. Однако в этом случае нужно четко разделить площадь помещения, чтобы можно было рассчитать физические показатели для кафе и магазина (площадь).
Какие кинозалы пользуются спросом
По данным ВШЭ всего в России на начало 2017 года насчитывалось 1407 кинотеатров (4491 кинозал). В статистику включаются только те, для которых показ фильмов является основным видом деятельности. Больше 70 % залов находятся в торгово-развлекательных центрах, и они собирают порядка 75 % всех кассовых сборов.
В стране функционирует около 40 % однозальных кинотеатров, но они малорентабельны и собирают всего лишь 6 % сборов (7 % зрителей). Цена билета в них самая низкая. Безусловно, выгоднее открывать кинотеатр с несколькими залами, при этом наибольшей популярностью пользуется 5–8 зальный тип. Однако больше распространены заведения с 3–4 кинозалами в силу меньших финансовых расходов.
Что касается технического оснащения, то в моде кино со спецэффектами движения (D-Box, 4DX), со стереозвуком (Dolby Atmos 3D, Barco Auro 3D). Пользуются успехом форматы Dolby Atmos и IMAX.
Современные кинотехнологии:
- D-Box — специальные кресла, синхронизирующие движения с происходящим на экране.
- Dolby Atmos 3D —многоканальный (имперсивный) звук, распространяется по вертикали и горизонтали. Дает объемную звуковую картину.
- Barco Auro 3D — такой же объектно-ориентированный звук, как в предыдущем случае, но еще реалистичнее (с 3-х направлений).
- 4D-X — спецэффекты с дымом, паром, ветром, брызгами дождя.
Обеспеченность кинозалами по стране неравномерная. Если в городах-миллионниках она составляет 5,24 зала на 1 тыс. человек, то в городах с населением 100–250 тысяч цифра снижается до 3,65.
В мегаполисах развивается направление «персонального» кино: это залы виртуальной реальности, где каждый смотрит свой фильм. Меняете очки и выбираете любое кино из тех, что проецируются на экран (до 8 штук!). Это дорогая технология, но в ближайшие годы (5–10 лет) специалисты предрекают уход с рынка проекторов и наступление светодиодных экранов.
Тарковский вместо кинофастфуда
Голливудские блокбастеры и семейные мультфильмы сегодня обеспечивают основную долю кассы, поэтому вводить старое кино в массовый обиход хотят далеко не все прокатчики.
По признанию одного из пионеров нового направления — руководителя компании «Арткино прокат», директора кинотеатра «Мир искусства» режиссера Сергея Тютина, при запуске отреставрированного ререлиза приходится продираться через сопротивление репертуарных директоров кинотеатров. Ведь на серьезный бокс-офис здесь всё же рассчитывать не приходится. Кроме того, в России не хватает художественных кинотеатров, специализирующихся на показе классики и не зависящих от крупных дистрибьюторов.
— Сейчас художественных кинотеатров в России — не больше десятка. Самый значительный по размеру — это, наверное, «Победа» в Новосибирске: там семь залов и в совокупности 1100 мест. Есть такие кинотеатры в Москве («Художественный», «Мир искусства», «Пионер», «Иллюзион»), в Ростове-на-Дону («Горизонт»), — отметил эксперт.
Старый новый фильм
Кадр из фильма режиссера Марлена Хуциева «Июльский дождь»
Фото: Искусство кино
Говоря о кассе, Сергей Тютин привел следующие цифры:
— «Кин-дза-дза!» собрал около 500 тыс. рублей, «Москва слезам не верит», надеемся, соберет более миллиона. Самые коммерческие из отечественной классики — Марлен Хуциев и Андрей Тарковский. «Июльский дождь» достиг планки в 3,5 млн рублей, Тарковский собирает по 6 млн. Но лучше идет зарубежная классика — перевыпуски «Пролетая над гнездом кукушки» Милоша Формана, «Любовного настроения» Вонг Кар-Вая, «Вспомнить всё» Пола Верховена давали от 5 до 10 млн.
Несмотря на все сложности, у повторного проката хороший потенциал, предположил собеседник «Известий». Увеличивающаяся конкуренция стала подталкивать крупные сети к выработке оригинального контента для нишевых аудиторий. Многих вдохновил успешный пример программы «КАРО.Арт» сети КАРО, которая продвигает авторское, экспериментальное и классическое кино: например, как подчеркнул Сергей Тютин, в кинотеатре «Октябрь» все стены завешаны афишами к фильмам Климова, Формана, Эмира Кустурицы и других мэтров.
Как долго снимают фильм: препродакшн
Препродакшн – это этап подготовки к съемкам. В среднем подготовка художественного фильма займет от 8 до 12 недель. Успех проекта зависит от гармонии команды. Лучше подбирать слаженную группу с опытом совместной работы. Режиссер также может собрать собственную команду
В этом случае важно правильно распределить обязанности в коллективе
Перед написанием сценария необходимо сформулировать идею. Каждая реплика, каждое действие должно иметь смысл и помочь раскрыть персонажей. Данный этап может надолго затянуть процесс производства картины, например, Квентину Тарантино понадобилось 5 лет, чтобы продумать сюжет и сценарий к фильму «Убить Билла».
Также нужно создать раскадровку и подобрать подходящие локации для съемок. Задача режиссера – сделать историю живой и реальной, поэтому все должно выглядеть идеально.
В раскадровке отмечены композиция кадра, угол съемки, освещение, движение камеры и объект. Это план, по которому идет съемка. Благодаря раскадровке уже на подготовительном этапе оператор может понять, получится ли снять кадр с технической точки зрения. Вместе с режиссером он приходит к решению, какие ракурсы подойдут лучше всего.