Профессия go-разработчик

«Не люблю заюзанные тренды»

В свободное время я люблю набрасывать себе доски в  и Behance (можете посмотреть мою). Ищу вдохновение там. Бывает, потом возвращаюсь к чужим идеям и пересматриваю их на свой лад и вкус. Это нормально: так делают все.

Я люблю всё необычное: то, что не считывается с первого взгляда и что 90% людей просто не поймут. А заюзанные тренды не люблю. Мне нравится, когда айдентику строят на типографике, когда компонуют 2D- и 3D-графики. А ещё мне по вкусу иллюстративный дизайн: это когда иллюстрации внедряют в типографику.

Кстати, у меня есть Telegram-канал, где я делюсь последними трендами и рассказываю о своём опыте учёбы и работы. Амбиций у меня хоть отбавляй, поэтому уверена: в будущем проекты станут ещё круче, а метафоры глубже. Продолжу ими делиться.

Что такое Skillbox?

Онлайн-университет предлагает стать профессионалам в разных отраслях. На текущий момент можно получить профессию и компетентные навыки в таких категориях:

  • программирование;
  • маркетинг;
  • дизайн
  • мультимедиа;
  • управления;
  • игры.

Отдельное направление — «Для бизнеса», что открывает возможность отточить навыки, обзавестись знаниями, помогающими в развитии собственного дела и получения дохода. Университет предлагает сбалансированные образовательные программы, рассчитанные на разный срок обучения: в среднем, от 18 до 24 месяцев. Но при этом есть и более короткие по времени курсы, направленные на получения компетенций в таких направлениях:

  • кройка и шитье;
  • организация праздников;
  • видеопроизводство;
  • методика составления и внедрения образовательных программ;
  • администрирование;
  • SMM-продвижение.

Название образовательного ресурса подобрано в точку. Skill в переводе с английского означает «навык», «умение». «Прокачать Skill» – получить знания для того, чтобы стать умнее или более востребованным в определенной сфере.

Рассказывая о том, куда инвестируют богатые, я делала акцент, что не только вкладываются средства в материальные блага, но и саморазвитие. Сотрудничество с Skillbox является именно таким направлением, чтобы или получить новую профессию и сразу найти работодателя, или расширить горизонты знаний в вашей теперешней.

Одежда как музыка: как я создавала свой бренд

Начало моей истории — знакомый многим сюжет. Я поступила на юридический, но уже на третьем курсе поняла, что профессия мне не подходит. Хотела перепоступить и стать дизайнером одежды, но не решилась из-за внешнего давления.

Проработала шесть лет юристом и окончательно убедилась, что иду не своим путём. Работа была из разряда «остаётся только повеситься». Поэтому в 2013 году я всё-таки поступила на дизайнера одежды в Британку.

Я быстро нашла свой стиль и создала бренд CYMATICS. Концепт был сильный и классный: я визуализировала звуковые волны и на их основе разрабатывала дизайн одежды. Название соответствовало: киматика — эта наука, которая изучает видимый звук и вибрации. Идею оценили на конкурсах в Германии и Италии.

В одежде своего бренда CYMATICS. Фото: архив Ирины Черкашиной
Мои модели бренда CYMATICS. Фото: архив Ирины Черкашиной
Мои модели бренда CYMATICS. Фото: архив Ирины Черкашиной

Как мы только не пытались достать звук! Например, насыпали на колонку песок, включали басы и смотрели, как песчинки складываются в рисунок. Потом этот рисунок визуализировали через графические программы и внедряли идею в одежду. Ещё я сотрудничала с музыкантами, особенно с теми, кто играет техно и драм-н-бейс. Выпускную коллекцию, например, сделала в коллабе с музыкантом Engage, создав визуальный ряд на его трек Bio.

Я в принципе любила работать с одеждой по-сложному: сама форма могла быть простой, но её конструкция обязательно состояла из интересных элементов. Однажды я поставила себе задачу: спроектировать пальто из четырёх метров ткани, не отрезав при этом ни одного куска. И всё это — на основе полученного визуального ряда из музыки.

Мои концепции были эмоциональными. Да, они плохо продавались и практически не приносили денег, но зато круто работали на бренд: меня звали за границу, я проводила показы на Неделе моды в Москве.

Как теорию дополнили практические фишки

«Сладкая дорога» — не единственная находка Сигела. В работе с подростками он использует несколько интересных инструментов.

Примерно 30 минут каждого урока отводятся на групповую работу — это важный этап «перевёрнутой» части обучения. Ребята помогают друг другу, поддерживают, обсуждают какую-то тему или решение задачи. А ещё Сигел даёт им игровые задания, например, игру «Лопни пузырь» (на англ. — Pop the Bubble). Вот как она устроена:

  • Ученики делятся на небольшие команды (группы от двух до четырёх человек).
  • У каждой команды есть пять пузырей. На доске педагог пишет название команды и рисует круги-пузыри.
  • Ученикам задаются вопросы, ответить на которые нужно за две минуты. Для этого Сигел и его коллеги используют платформу Kahoot! с групповыми викторинами для школьников. Обычно такую викторину или тест выводят на общий экран, каждый ученик отвечает на вопросы с несколькими вариантами ответов на своих устройствах (в классе Сигела у ребят есть планшеты).
  • Если команда ответила правильно — она может «лопнуть пузырь» одной из команд-соперников, то есть учитель стирает его с доски.
  • Побеждает та команда, у которой осталось больше всех пузырей.

Игру, с одной стороны, нельзя назвать совсем уж справедливой: сам же Сигел отмечает, что пузыри отличников «лопают» первыми. Но именно это и делает её привлекательной и популярной — ведь у хорошистов и даже отстающих появляется шанс выиграть, а исход невозможно предсказать.

Ещё одна фишка Сигела называется Scholar Dollars, на русский язык перевести это можно как «учебные доллары». Если школьник успешно сдал промежуточный тест, он получает пять таких долларов, «мастерский тест» стоит 15 долларов. Иногда система меняется, и за одно занятие можно получить немало школьной валюты.

«На эти деньги ребята могут купить сладости, школьные принадлежности. У нас есть и „здоровые“ опции, но школьники не очень-то любят их покупать», — объясняет Сигел.

Он добавляет, что даже в перевёрнутом обучении процесс может превратиться в рутину, так что небольшое вознаграждение — просто один из способов мотивировать учеников. Самая дорогостоящая опция в «меню» преподавателя по математике — пицца, она стоит 200 учебных долларов.

Фото: DGLimages / Shutterstock

Где изучать Go

Golang — минималистичный язык, в нём практически нет лишнего, это принцип создателей. Даже официальная спецификация занимает не больше 50 страниц — простой понятный текст, куча примеров и переводы от сообщества на множество языков (есть на русском). Опытный программист может выучить язык просто по мануалам с официального сайта, не прибегая к гигантским академическим книгам вроде «Learning Python» Майка Лутца. Но чтобы узнать тонкости и практику использования, придётся погрузиться в тему более серьёзно.

Книг на русском пока что мало, зато их хвалят читатели. В первую очередь это «Язык программирования Go» и «Go на практике». Повторимся, что и официальная документация на сайте Go написана простым и весёлым языком, а изучать по ней язык — одно удовольствие.

Есть бесплатные онлайн-курсы и тренажёры. Например, программа из двух частей на Coursera, цикл лекций в Техностриме от Mail.ru или платформа для тренировок. Порог вхождения в язык довольно низкий. Но если у вас нет кучи свободного времени и хочется освоить Golang быстро, глубоко, эффективно и на реальных задачах — лучше выбрать программу с опытными менторами.

Карьерный путь в Golang

Минимальный порог вхождения в Go: писать код в соответствии с официальным руководством по стилю и работать с GitHub.

Но вообще-то, сейчас мало кого из работодателей интересует какая-то технология в чистом виде — большинство проектов делаются на разных инструментах и языках программирования. Именно поэтому Go очень хорош как второй язык, а в вакансиях Go-разработчиков часто указывают знание PHP, Python, JavaScript, HTML/CSS и отдельных библиотек вроде Angular и Vue. Понадобятся и базы данных, которые потянут за собой SQL, — всё-таки Go используют в бэкенде.

Go связан с многопоточностью, консольными и серверными приложениями, а значит, чтобы претендовать на middle-позиции, придётся глубоко изучить операционную систему Linux, командную строку, Docker, Kubernetes и подобные технологии.

Типичные требования из вакансии junior/middle Go-разработчика на hh.ru

Для перехода на должность senior-разработчика важен опыт, не связанный напрямую с Go, — умение писать свои API, работа со сложными веб-сервисами и высоконагруженными системами.

Как ещё используют «Сладкую дорогу»

Идея Сигела понравилась канадской учительнице математики Лорен Турбер. Она хотела по-настоящему вдохновить детей, чтобы они перестали считать результатом обучения свои годовые оценки. Поэтому Турбер изменила стандартную систему на более эффективную альтернативу и адаптировала её для учеников помладше.

Она поняла, что в начальной школе ученики в получении знаний полагались исключительно на своего учителя, поэтому потребуется время и усилия, чтобы развить их исполнительные функции (на англ. — executive functions) — то есть научить независимости, самоконтролю и умению организовывать процесс обучения. Поэтому программу Турбер построила на основе простой системы, которую назвала WARP:

  • Работай по-своему (Work your way). Ученики самостоятельно начинают работу над учебной задачей: смотрят видео с теорией, читают конспект и получают подсказки учителя.
  • Оцени своё обучение (Assess your learning). Школьники должны понять и самостоятельно оценить, насколько хорошо они овладели тем или иным навыком.
  • Поразмышляй над своим прогрессом (Reflect on your growth). Детям предстоит подумать, действительно ли с приобретением новых знаний их способности изменились.
  • Планируй следующие шаги (Plan your next steps). Ученики оценивают, какие действия предстоит предпринять в дальнейшем и как достичь поставленных целей.

По этой системе каждую тему Турбер делит на четыре блока: теория, практика, проверка и рефлексия. Процесс организован так:

  • Школьники получают теоретические знания. Турбер использует записанные видеоуроки, которые называет «учителем-клоном». Преимущество подхода в том, что у учеников есть постоянный доступ к теории и возможность вернуться к объяснениям.
  • Следом идёт практика и проверка. Ученики выполняют упражнения и проверяют свои знания с помощью тестов и онлайн-опросов. Оценка за это ставится, но только на первых этапах обучения — в дальнейшем такая проверка заменяется на решение задачек-проблем и паззлы.
  • Последний этап — рефлексия. Турбер призывает детей самостоятельно оценить, всё ли они поняли из пройденной темы, какие проблемы у них возникли.

Ребёнок может перейти к новой теме только после завершения всех блоков предыдущей.

Чтобы мотивировать детей, Турбер создала дорогу по типу Сигела, но при этом она вдохновлялась видеоиграми, так что её станции-этапы куда более креативные. В дальнейшем творческая учительница адаптировала дорогу ещё и с учётом модели внутренней мотивации RAMP, которая предполагает четыре основных типа игроков:

  • социализаторы;
  • «свободные духом»;
  • карьеристы;
  • филантропы.

Игра интересна тогда, когда в ней есть привлекательные элементы для каждого типа игроков-учеников, решила Турбер. Например, для детей-социализаторов она добавила возможность дружеских соревнований, а для школьников-карьеристов этапы обучения превратились в игровые «уровни». «Свободные духом» получили возможность делать креативные проекты, а филантропы — решать задачи, связанные с реальным миром и, конечно, помогать другим ученикам по тем темам, которые уже освоили. Каждый мог найти что-то для себя, получить удовольствие от процесса, но главное преимущество внутренней мотивации — обучение ради обучения, а не в погоне за наградой.

«Я обнаружила, что у моих учеников было достаточно навыков в рамках исполнительных функций, которые я от них просила. Мне просто нужно было использовать правильный язык, чтобы достучаться до них», — объяснила педагог.

Систему выставления финальных оценок Турбер тоже изменила: сначала использовала тесты, причём ученики, которые завершали свой путь обучения раньше положенного срока, получали бонус — могли самостоятельно выбрать день для тестирования. Затем Турбер в принципе отказалась от тестов и перешла на задания, которые демонстрировали полученные школьниками навыки — это позволило получать принципиально иную обратную связь.

Как выиграть в международном конкурсе

Этим летом Skillbox позвал нас с Женей поучаствовать в международном конкурсе Red Dot Design Award 2021. Помню, я тогда написала Женьку: «Если нас поставят в пару, мы стопудово победим!» Так и вышло. Мы взяли главную награду в самой конкурентной категории Advertising и номинации Junior.

Мы с Женей по-разному мыслим, и благодаря этому у нас сложился идеальный тандем: мой подход к дизайну концептуален и оторван от реальности, а его — ориентирован на потребителя и заземлён. Соединив креатив и бизнес-видение, мы получили бомбический проект.

Расскажу об идее. Skillbox составил для нас актуальный для международного сообщества бриф: «Найдите решение, которое позволит привнести элемент офлайн-образования в онлайн-обучение».

Мы долго ломали головы над концептом: чтобы он был с глубоким посылом, но при этом на грани абсурда. И вот однажды кто-то в шутку озвучил идею про SkillCandle — свечу с запахом старинных университетов. Мы подхватили и быстро структурировали задумку.

Продолжили идею и в самой графике: старину университетов показали через жёсткий и трендовый глитч. Глитч — он сам по себе на грани между чем-то сломанным и очень красивым. Подобрали соответствующий шрифт: диджитальный, но с отсылками к античности в квадратных формах. Постарались смешать две эпохи.


Кстати, на упаковке свечи мы использовали мой авторский паттерн. Изображение: Ирина Черкашина и Евгений Степанов
Кстати, на упаковке свечи мы использовали мой авторский паттерн. Изображение: Ирина Черкашина и Евгений Степанов
Кстати, на упаковке свечи мы использовали мой авторский паттерн. Изображение: Ирина Черкашина и Евгений Степанов
Кстати, на упаковке свечи мы использовали мой авторский паттерн. Изображение: Ирина Черкашина и Евгений Степанов
Кстати, на упаковке свечи мы использовали мой авторский паттерн. Изображение: Ирина Черкашина и Евгений Степанов

Мы с Женей делали свою работу абсолютно спокойно, не напрягаясь, но при этом с умом и старательно. Мысли и идеи шли откуда-то изнутри. Весь проект сделали вдвоём. Позже к нам подключили режиссёра монтажа Катю: она смонтировала шоурил по готовому сценарию и исходникам.

Это был сильный и эмоциональный опыт: каждый из нас вложил частичку души в проект. Когда я узнала о победе, сразу набрала Женю и мы поорали друг другу в трубки от переполнявшей радости 🙂

Red Dot Design Award — один из самых престижных конкурсов в сфере дизайна. Это как «Оскар» в кинематографе или как «Каннские львы» в рекламе. Думаю, награда такого уровня поможет в развитии наших карьер. Меня, например, уже с первого собеседования взяли в самое крутое брендинговое агентство России. Уверена, мой кейс-победитель в портфолио сыграл свою роль 🙂

«Я билась головой о стол, плакала, но всё равно шла к своей цели»

Работа дизайнера одежды — это не только наброски эскизов и посещение показов. Многие из внутренних процессов скрыты: например, я должна была заказывать вёрстку лукбуков, контролировать процесс и оценивать результат. Как оказалось, для этого необходимо базовое понимание графического дизайна. Тогда-то он впервые меня и увлёк.

А потом всё случилось само собой: я забеременела и поняла, что прошлая жизнь уже не для меня. Я больше не хотела дни и ночи проводить на производстве, следить за каждым стежком, ездить в Италию для закупки тканей и вести бизнес со всеми его сложностями.

Размеренная жизнь с ребёнком привела меня к мысли: «Пора пробовать себя в графическом дизайне». Не могу объяснить почему, но внутри я точно знала: в этой профессии у меня всё получится.

Изображение: Ирина Черкашина

Skillbox посоветовали знакомые: многие из них сейчас работают по профессии, которую получали именно здесь

При этом хочу акцентировать внимание на том, что у них, как и у меня, очень богатый профессиональный бэкграунд

Это важно

Я училась в художественной школе, шесть лет создавала одежду — возможно, без этого опыта я бы не состоялась как графический дизайнер. Когда у тебя есть базовые знания, твоё сознание работает иначе. Ты знаешь, что такое метафора и как она закладывается, остаётся только получить инструменты и научиться с ними работать — это как раз дело времени и образовательной платформы.

Самообразованию я сразу сказала «нет». В профессии необходим наставник, который поможет разобраться с трудными вопросами и просто поддержит. Самостоятельно можно изучить узкую тему или программу: например, я, параллельно с курсом по графическому дизайну, осваивала After Effects и всё, что связано с анимацией. За полгода хорошо овладела программой, докупила небольшой курс и систематизировала свои знания.

В начале обучения мне было адски тяжело. Маленький ребёнок требовал уйму времени, но каждую свободную минуту я посвящала учёбе: укладываю дочку — смотрю видео, попутно записывая и зарисовывая информацию в скетчбук; муж и ребёнок гуляют — делаю домашки.

Я неумело работала в Illustrator и Photoshop, создавала какие-то глупые макеты, и мне это ужасно не нравилось. Чтобы набить руку, параллельно взяла курс «Adobe Illustrator для иллюстрации».

Одна из моих первых иллюстраций. Изображение: Ирина Черкашина

Занималась без выходных. Иногда мне было так трудно, что билась головой о стол, плакала, но всё равно не останавливалась. Я всегда помнила о своей цели — стать крутым графическим дизайнером. Как говорится, вижу цель — не вижу препятствий. И пофиг, как тяжело.

Как результат: прошла курс за восемь месяцев и успешно защитила диплом. Его назвали очень сильным и тут же предложили мне работу дизайнера в банковской сфере. Но она была очной, поэтому пришлось отказаться.

Общий чат как место знакомств

Знакомства на курсе завязывались легко. Пролистав общий чат, я отметила для себя опытных ребят, чьи работы мне особенно понравились. Я чувствовала, что скоро стану такой же крутой, поэтому интуитивно к ним тянулась. Написала, мы подружились.

Моим самым главным бро стал Женя Степанов (именно с ним мы получили награду на Red Dot Design Award, но об этом позже). Помню, я как-то выложила в диалог одну из своих работ, а он откликнулся: «Ира, когда ты станешь знаменитой и богатой, отдавай мне свои ненужные заказы» 🙂

Забавно, что когда я только добавилась в чат, то строчила туда исключительно гневные сообщения: «Illustrator меня не слушается, помогите!» Мне отвечала куратор Юля. Оказалось, что её муж — мой проверяющий преподаватель. С ними мы тоже подружились и теперь периодически встречаемся в Москве.

Сайт онлайн-университета и как с ним работать

Все они также со-основатели платформы. В рубрике «Расписание» указаны ближайшие даты проведения лекций, вебинаров, рейтингов, некоторые из которых организовываются на бесплатной основе для слушателей. Плюс в том, что сайт активно ведется, дополняются «Новости», расширяется список обучающих программ. В целом это положительно сказывается на финансовом развитии. Так, в 2019 году капитализация составляла 3,2 млрд. рублей.

Этапы сотрудничества образовательного проекта с Mail Group

Дата Событие
2019 (Февраль) Mail Group купила 3% акций компаний
2019 (Апрель) Mail Group приобретает еще 7,33% ценных бумаг
2019 (Декабрь) Приобретение Mail Group контрольного пакета акций – 60,33% за 1,6 млрд. рублей

Онлайн-университет вошел в ТОП-35 крупных EdTechкомпаний РФ заняв 6 строчку рейтинга, а в 2020 году в таком же рейтинге от РБК компания получила второе место.

Что предлагает университет студентам?

Образовательная онлайн-компания — самый большой подобный проект на территории РФ, насчитывающий 28 факультетов и более 550 образовательных программ. Фактически, это не просто ресурс, где размещены видеозаписи вебинаров или курсы, пройти которые можно на скорую руку, это полноценный сайт, де можно удаленно получать профессию и даже в будущем трудоустроиться на престижное место. В общем штате насчитывается 580 преподавателей, которые и программы разрабатывают, и задания подбирают, и лично консультируют студентов. Их, к слову, немало — порядка 140 тысяч из разных стран мира. Примечательно, что сразу можно посмотреть на количество курсов и программ в рамках одного направления. Одним из наиболее «широких» в этом плане является «Дизайн» – практически 160 различных курсов и вебинаров, на втором месте «Программирование» (94), на третьем – «Управление» (87). Буквально на 2 позиции отстал «Маркетинг».

Отдельное направление: собственный оффлайн-лекторий, где встречаются спикеры, практики, делятся опытом, проводят воркшопы. В дальнейшем после события видео выставляются на платформу и доступно для зарегистрированных пользователей.

Не только курсы или частные программы; Skillbox шагнула вперед и сумела наладить сотрудничество с разными ВУЗами страны, чтоб студенты получили диплом государственного образца, закончив как бакалаврат, так и магистратуру.

Выбор программы

На главной странице появляются короткие описания в виде окон о том или ином курсе или же посмотреть актуальный список предложений в отдельной рубрике. Короткое описание имеет название и срок обучения. Кликнув на поле, откроется полный текст, из которого получаете такую информацию:

  • количество курсов в общем комплекте;
  • срок обучения;
  • стоимость, наличие скидки;
  • как проходит обучение: теория, практика, комбинированный подход;
  • для кого подходит курс.

И для того, чтобы в целом анализировать особенность ниши, получите 2 факта которые призваны побудить вас записаться на обучение: средняя зарплата, количество вакансий и прочее. Для удобства подбора есть система-фильтров

Если не знаете, на чем именно остановить внимание, заполняете короткую форму, и консультанты с вами связываются в ближайшее время и помогают

Как проходит обучение в Skillbox

Все лекции записаны за ранее и покупая курс, получаете к ним доступ. Смотреть их и черпать знания можно на работе, в перерыве или ночью – никаких ограничений по времени. Разработчики системы сделали акцент на такие принципиальные особенности обучения:

  1. Преподаватели — не только признанные теоретики, но и реальные практики, помогающие освоить материал и в дальнейшем найти общий язык с заказчиками.
  2. Программы формируются с учетом актуальных трендов той или иной сферы.
  3. Домашние задания делаются не просто потому, что это нужно, а построены таким образом, что расширяют портфолио и сформированы на реальных кейсах.
  4. Дипломная работа максимально привязана к практическим реалиям работы и может даже стать итоговой в испытательном сроке для трудоустройства в флагманских компаниях.

За последние 2 года по окончанию обучения практически 1200 студентов были успешно трудоустроены.

При этом, я бы посоветовала, если все решитесь на участие в таком образовательном процессе, не сводить на нет самообучение, ведь некоторые темы в онлайн-университете не раскрываются. В частности, о том, как грамотно настроить инвестиции в доходные сайты, и как получать от них регулярную прибыль, больше сказано на gq-blog.com, а за счет реальных комментариев пользователей всегда будете расширять портфель знаний актуальными данными.

Сколько получают Go-разработчики

Тут Golang показывает просто космические результаты: третье место после Perl и Scala в мире и второе — после Scala — в США (опрос Stackoverflow).

На российском рынке у Go тоже всё хорошо: даже стажёра-студента берут на зарплату в 30−40 тысяч рублей (сентябрь 2020 года, данные hh.ru, geekjob.ru, rabota.yandex.ru), а начинающий программист (junior) с небольшим опытом может претендовать на 60−70 тысяч. Среди работодателей, которые готовы брать джунов: Avito, «СберТех» и другие крупные компании. Похоже, что Go — самый простой способ для новичка закрепиться в них и сделать карьеру.

Более опытным программистам (middle) компании предлагают уже 120−130 тысяч рублей, а экспертам (senior) и тимлидам — 200 и даже 300 тысяч. Если есть хороший английский, то даже на hh.ru можно найти удалёнку в иностранных компаниях с зарплатой до 7500 долларов.

Вакансии Go-стажёров на hh.ru (сентябрь 2020 года)

«Графический дизайнер не только творит, но и проводит аналитику»

Мои концепты всегда рождаются в забвении: я отключаю голову, сознание и просто выношу на артборд всё, что есть внутри меня. Потом полирую и получается хороший проект.

При этом внутри концепта обязательно должна быть глубокая идея, без неё никак. Приведу пример. Недавно Skillbox и «Такой театр» запустили конкурс: сделать брендинг чего-либо под названием «Хуманитас Инжиниринг». Посыл был таков: любого человека можно заменить роботом.

Мне очень не понравилась формулировка, она вызвала отторжение. Это отторжение я внедрила в проект, передав эмоцию: «Как это?! Как это, заменить человека роботом?!»


Проект Who In? Изображение: Ирина Черкашина
Проект Who In? Изображение: Ирина Черкашина
Проект Who In? Изображение: Ирина Черкашина
Проект Who In? Изображение: Ирина Черкашина

В то же время хороший графический дизайнер не может руководствоваться только творческим посылом. Мол, вдохновился, создал айдентику — и всё. Нет, он должен проводить аналитику, думать о конкурентах. Благодаря этому вы создадите три концепта, но они попадут в точку, а не 30, которые все будут ни о чём.

Я придумала шаблон и по нему провожу разбор: беру примерно 10 компаний-конкурентов и расспрашиваю про них заказчика: «Вам нравится посыл? А шрифт? А цвет? Хотели бы что-то подобное?» Это помогает в работе, ведь зачастую заказчик говорит без уточнений: «Сделайте мне крутую айдентику» — и всё.

Качество и высокий темп — мои главные УТП. Я не веду проекты месяцами, но при этом подхожу к айдентике стратегически: делаю то, что на самом деле нужно, а не то, что в тренде. Благодаря этому клиенты меня ценят и рекомендуют другим. Получается, я набила руку в профессии меньше чем за год.