Содержание
- Дело Зинаиды Райх
- Ответственность за нарушение режима государственной тайны
- Сложности рассекречивания
- Принципы присвоения информации статуса государственной тайны
- Убийство Лены Закотновой
- Нормативное регулирование
- Система классификации
- Степени секретности государственной тайны
- Принципы
- Отличительные черты отметок
- Маркировка информационных носителей
- Допуск лиц к секретным сведениям
- Рассекречивание информации
- Снятие статуса государственной тайны
- Защита государственной тайны в Российской Федерации
- Совершенно лично
- Классификация грифов секретности
- Порядок допуска к государственной тайне
- Маркировка носителей информации
- Статья 9. Порядок отнесения сведений к государственной тайне
- Защита гостайны
- Рассекречивание информации
Дело Зинаиды Райх
Популярная актриса, первая жена Сергея Есенина, супруга Всеволода Мейерхольда погибла в июле 1939 года. Это произошло не в далеком лесу или подмосковном доме, а в элитном районе столицы, в квартире Зинаиды Райх. На ее теле нашли 17 ножевых ранений. Несмотря на то, что ее окно и окна соседних квартир были распахнуты всю ночь, никто не слышал ни единого крика или шума борьбы. Кроме домработницы, которая получила неопасную травму, и тоже предпочла молчать до конца своих дней.
Кто и зачем убил Райх – неизвестно. Тогда НКВД даже не стало заводить дело, поэтому никаких улик не сохранилось. Скорее всего, преступники попали в квартиру через балкон – актриса жила на втором этаже. Затем они нанесли несколько ударов ножом по жертве и скрылись тем же путем, что и пришли. Вроде как даже известно, что убийц было двое. Но все это осталось лишь на уровне слухов.
Официальных версий, понятное дело, не существует. Различные историки в книгах и статьях пересказывают события по своим соображениям. То в дело вплетается национальный вопрос – Райх была немкой, то рассказывают, что актриса слишком активно противостояла аресту своего мужа Мейерхольда, который произошел за несколько месяцев до этого. Известно лишь, что мотив был не денежным: из квартиры ничего не вынесли и ничего не поломали. Вот только один момент не дает покоя сторонникам теорий заговора до сих пор. Спустя всего несколько месяцев в квартире покойной поселилась Вардо Максимилишвили. Офицер НКВД и, как говорят, пассия Лаврентия Берии.
Официальными органами власти дело, скорее всего, уже никогда не будет раскрыто: истекли все сроки давности, да и свидетели с возможными уликами давно «уплыли». Смерть Зинаиды Райх останется одной из неразгаданных страниц истории.
Ответственность за нарушение режима государственной тайны
Государство рьяно следит за сохранением государственной тайны и довольно серьезно карает ее нарушителей.
Ст. 26 Закона предусматривает уголовную, административную, дисциплинарную и гражданско-правовую ответственность за нарушение законодательства о государственной тайне. Государство отдает себе отчет в неэффективности применения мер дисциплинарной ответственности в виде замечания, выговора или увольнения, гражданско-правовой ответственности в виде призрачной перспективы взыскать ущерб с причинителя убытков, а также административной ответственности, распространяющейся только на организации в виде перспективы лишения лицензии на допуск к государственной тайне и относительно небольшого штрафа ().
Так что государством довольно подробно проработан вопрос об уголовной ответственности граждан. Гражданин может быть осужден по четырем статьям УК РФ в случае нарушения им режима государственной тайны:
- «Государственная измена». Наказание: от 12 до 20 лет заключения, плюс штраф до 500000 рублей.
- «Шпионаж». Наказание: лишение свободы от 10 до 20 лет.
- «Разглашение государственной тайны». Наказание: лишение свободы до 4 лет, в особых случаях — от 3 до 7 лет.
- «Утрата документов, содержащих государственную тайну». Наказание: лишение свободы до 3 лет.
Сложности рассекречивания
В 1991 году был образован архив президента Российской Федерации, который объединил в себе документы из бывшего архива президента СССР Михаила Горбачева, а позднее и первого президента России Бориса Ельцина. За первые 10 лет существования фонда многие материалы были рассекречены, однако в начале 2000-х этот процесс приостановили, а документы, которые уже успели предать огласке, снова засекретили.
Руководитель Росархива Андрей Артизов в одном из своих интервью отметил: «Мы рассекречиваем документы в соответствии с нашими национальными интересами. Есть план рассекречивания. Чтобы принять решение о рассекречивании, нужны три-четыре эксперта со знанием иностранных языков, исторического контекста, законодательства о государственной тайне».
Чего же боятся руководители страны, рассекречивая документы, многие из которых уже перешагнули полувековой рубеж? Исследователи называют целый ряд причин: В их числе, к примеру, очень непростой вопрос сотрудничества СССР с фашистской Германией накануне Великой Отечественной войны, отраженный в многочисленных документах.
Среди других причин называются: реальный масштаб репрессий сталинской власти против своего народа; дестабилизация мировой обстановки со стороны СССР; факты, разрушающие миф об экономической помощи СССР другим государствам; растранжиривание государственных средств на подкуп правительств стран третьего мира с целью получения поддержки в ООН.
Принципы присвоения информации статуса государственной тайны
Для надежной охраны сведений действующий порядок засекречивания регулярно совершенствуется. Научно-технический прогресс требует модернизации информационно-технической базы для обращения с данными, представляющими государственную тайну.
Процесс причисления сведений к секретным строго регламентирован и обусловлен принципами (ст. 6 ФЗ № 5485-1):
- законности — соответствие данных положениям нормативной документации (ст. 5, 7 ФЗ № 5485-1);
- обоснованности — определение необходимости и целесообразности отнесения материалов к секретным, риска негативных последствий при распространении информации на основании экспертной оценки;
- своевременности — заключается в отсутствии промедления при засекречивании сведений, применение грифов заранее или с момента получения данных.
Статья 6. Принципы отнесения сведений к государственной тайне и засекречивания этих сведений (ФЗ № 5485-1)
При отнесении информации к секретной важно придерживаться системного подхода и объективности. Недопустимы применение субъективных мнений, сокрытие данных без ссылки на действующий перечень, установленный законодательством РФ
Это становится причиной необоснованного занижения или завышения грифа секретности. Первое создает опасность утечки важной информации. Чрезмерное сокрытие вызывает сложности взаимодействия и взаимообмена данными между ведомствами, нецелесообразный рост засекреченной нормативной документации. Содержание секретной информации должно быть емким и кратким, бумаги подвержены регулярной ревизии (не менее 1 раза в 5 лет). При утрате ими прежней важности статус гостайны снимается или снижается гриф.
Убийство Лены Закотновой
Убийство девочки из города Шахты, что в Ростовской области, повлекло за собой смерти еще трех человек, виновных и невинных. 22 декабря 1978 года рядом с речкой горожане обнаружили тело второклассницы. Она умерла от удушения.
Доблестная советская милиция не могла оставить столь громкое дело нераскрытым и быстро назначила виновного. В день убийства был задержан местный житель Александр Кравченко, уже сидевший в тюрьме. Сначала мужчину отпустили благодаря железному алиби, но спустя всего месяц он по неизвестным причинам решает совершить кражу. Причем настолько очевидную, что ее раскрывают за считанные минуты, арестовывают и вновь поднимают вопрос о нем как об убийце Лены.
Кравченко расстреляли. Еще один подозреваемый, который в состоянии алкогольного опьянения сам признавался в преступлении, покончил жизнь самоубийством. Наконец, дело хотели повесить на серийного маньяка Андрея Чикатило. Но и тут, несмотря на признанные убийства 52 других человек, Закотнову он все же не трогал. Так решил суд.
До сих пор неизвестно, кто убил второклассницу Лену, дело отложено, расследование не ведется.
Нормативное регулирование
Принципы и правила причисления сведений к секретным отражены в ФЗ № 5485-1 от 21.07.1993 года. Законодательство обозначает список данных, представляющих государственную тайну, алгоритм их засекречивания и рассекречивания, методы охраны и так далее. Используемые грифы указывают на степень секретности материалов и величину возможного урона безопасности РФ при распространении сведений. Определение уровня ущерба при огласке государственной тайны производится Правительством страны. Перечень грифов секретности приведен в ст. 8 ФЗ № 5485-1. Информация, подлежащая отметке ими, обозначена в постановлении Правительства № 870 от 04.09.1995 года, ст. 5 ФЗ № 5485-1 . К секретным относятся данные в сфере:
- внешней политики — об экономической, финансовой и политической деятельности вне РФ, досрочное распространение которых может стать причиной нанесения урона безопасности страны;
- экономики — о подготовке к войне, резервах, производственных мощностях для создания и ремонта боевой техники, запасах сырья, драгоценностей, использовании инфраструктуры для поддержания безопасности РФ, гражданской обороне;
- науки и техники — об изобретениях и достижениях, прогрессивных технологиях, проектах, предназначенных для обороны или экономики;
- военной деятельности — о стратегии, подготовке и осуществлении операций, мобилизации ВС, совершенствовании вооружения, техники, ядерных боеприпасах, местонахождении особо важных пунктов, численности войск;
- разведки и контрразведки, оперативно-розыскных мероприятий — об их финансовом обеспечении, о противодействии терроризму, госзащите установленных лиц, гражданах, конфиденциально сотрудничающих с указанными органами, об охране отдельных объектов, границ государства, исключительной экономической зоны, континентального шельфа РФ, о системе связи правительства и президента, шифрах и кодах, средствах их создания и анализа, иных методах защиты материалов, информационной инфраструктуре России, охране ее от компьютерных атак.
Порядок засекречивания, применения грифов определяется действующими в органах госвласти, учреждениях, организациях, на предприятиях перечнями и регламентирован ст. 11 ФЗ № 5485-1. Органы охраны гостайны обозначены в ст. 20 ФЗ № 5485-1. К ним причисляются межведомственная комиссия, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, специализированные учреждения.
Статья 20. Органы защиты государственной тайны (ФЗ № 5485-1)
Система классификации
Согласно статье 8 закона «О государственной тайне», уровень секретности информации должен соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесён безопасности государства вследствие распространения указанных сведений
В настоящее время существует три уровня секретности и соответствующие им грифы секретности: секретные, совершенно секретные, особой важности.. Отнесение секретных сведений к тому или иному уровню секретности регулируется постановлением Правительства Российской Федерации № 870 от 4 сентября 1995 года «Об утверждении правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности», которое так классифицирует информацию:
Отнесение секретных сведений к тому или иному уровню секретности регулируется постановлением Правительства Российской Федерации № 870 от 4 сентября 1995 года «Об утверждении правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности», которое так классифицирует информацию:
особой важности: к сведениям особой важности следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей. Эквивалент в США: TOP SECRET
совершенно секретные: к совершенно секретным сведениям следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам министерства (ведомства) или отрасли экономики Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей
Эквивалент в США: SECRET
секретные: к секретным сведениям следует относить все иные сведения из числа сведений, составляющих государственную тайну. Ущербом безопасности Российской Федерации в этом случае считается ущерб, нанесённый интересам предприятия, учреждения или организации в военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной или оперативно-розыскной области деятельности. Эквивалент в США: CONFIDENTIAL
Ограниченный доступ (потенциально конфиденциальная), но не секретная информация
ДСП (Для служебного пользования). Эквивалент в США: FOR OFFICIAL USE ONLY (FOUO) или RESTRICTED
ДСП не являются государственной тайной.
Степени секретности государственной тайны
Любая информация, свободное распространение которой может даже теоретически нанести вред безопасности или функционированию государства, засекречивается. Для того чтобы определить возможные последствия, их масштаб и меры по защите сведений, создаются специальные экспертные комиссии.
Необходимость отнесения данных к секретным определяет владелец этой информации.
Если разные части сведений находятся во владении разных ведомств или госорганов, то решение по их засекречиванию принимаются совместно всеми собственниками такой информации. В комиссии включают опытных сотрудников, у которых есть доступ к любой секретной информации. Эксперты по совокупности критериев оценивают данные и относят их к одной из трех степеней секретности:
- Особо важные. Самая охраняемая категория госсекретов. Утечка такой информации наносит огромный ущерб целым сферам государственных интересов — военной, внешней политике и экономике, НТП, разведывательной деятельности и т. д.
- Совершенно секретные. Неконтролируемое распространение таких данных может повредить интересам отдельных ведомств, госорганов или отраслей экономики.
- Секретные. Сведения из этой категории представляют собой угрозу интересам отдельных предприятий или организаций.
Для защиты такой информации устанавливается режим секретности государственной тайны
Он включает в себя различные мероприятия, предотвращающие свободное распространение данных — от присвоения им степени секретности и определения порядка допуска к работе с ними, до строгого учета всех носителей важной информации, особого порядка делопроизводства для секретных документов и применения технических средств защиты сведений
Принципы
Для сохранения сведений, представляющих особую важность для страны, должно проходить непрерывное совершенствование действующего порядка засекречивания. Как показывает практика, для реализации этой задачи значение имеют научно обоснованные подходы и системный метод
Грифы секретности должны устанавливаться правильно в строго регламентированных случаях. Этим обеспечивается эффективность защиты важных сведений. Существуют следующие принципы определения секретности документов:
- Системный подход.
- Объективность.
- Оптимизация объема данных.
- Периодический пересмотр.
Отличительные черты отметок
Грифы секретности документов устанавливаются в зависимости от содержания и важности сведений, в них присутствующих. Соответственно, за разглашение тех или иных данных предусматривается определенная ответственность
Отметка «Особой важности» предполагает самую высокую степень секретности. Такой статус присваивается ограниченной категории актов. Разглашение таких сведений создает опасность для страны. Обнародование этих данных может причинить существенный ущерб государственным интересам. В связи с этим акты, отнесенные к данной группе, должны защищаться особым образом.
Отметка «Совершенно секретно» ставится на документы, в большей степени относящиеся к безопасности и обороноспособности страны. Вред от их разглашения вполне очевиден. Порядок обращения с такими сведениями строго регламентируется.
Существует еще одна категория документов. На них ставится отметка «Для служебного использования». Если грифы секретности четко устанавливают статус актов, то в этом случае имеет место ограничение доступа к сведениям. Оно необходимо для предотвращения утечки служебных данных.
Маркировка информационных носителей
На носитель материалов, причисленных к гостайне, помимо грифа секретности, наносятся и иные данные:
- пункт списка секретных сведений, утвержденного в госоргане, организации;
- реквизиты учреждения, проводившего засекречивание данных;
- номер регистрации;
- дата или условия снятия статуса или описание события, при наступлении которого возможно рассекречивание данных.
Если маркировка носителя невозможна, реквизиты вносятся в сопроводительные к нему бумаги.
При содержании на одном носителе информации, частям которой присвоены различные грифы секретности, маркировка содержит наивысший из них.
Допуск лиц к секретным сведениям
Ознакомление и использование материалов, причисленных к гостайне, возможно только узкому кругу лиц. При этом предоставление доступа к закрытым сведениям происходит исключительно на добровольном основании. Это возлагает на гражданина дополнительные права и обязательства.
Доступ к секретным материалам предполагает:
- согласие с невозможностью разглашать доверенную информацию;
- принятие ограничений возможностей и прав на некоторый период времени (на выезд за рубеж, использование секретных изобретений, неприкосновенность личной жизни при осуществлении проверок);
- получение социальных гарантий (надбавок к зарплате);
- письменное одобрение человека на осуществление проверок для подтверждения сохранности данных (частота и объем зависят от уровня секретности сведений);
- ознакомление с мерой ответственности при распространении информации.
При возникновении чрезвычайной ситуации допуск к гостайне может изменяться главой государства. Причинами для отказа лицу в доступе к засекреченным материалам выступают:
- объявление суда о его недееспособности или ограниченной дееспособности;
- обвинение в умышленном правонарушении или против госвласти;
- непогашенная (неснятая) судимость за вышеназванные правонарушения;
- закрытие уголовного дела по нереабилитирующим обстоятельствам (если не завершен период давности);
- медпоказания, запрещающие работать с секретной информацией;
- постоянное проживание лица и его близких за рубежом или оформление бумаг на ПМЖ в другом государстве;
- определение при проверке обстоятельств, формирующих риск безопасности РФ;
- отказ от проверочных мер;
- предоставление ложной информации.
Вердикт об отказе выносится уполномоченным лицом индивидуально с учетом данных проверки. Человек вправе опротестовать такое решение в вышестоящей инстанции или суде.
Рассекречивание информации
Основаниями для рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну (то есть снятия ограничений на их распространение), являются:
- соблюдение международных обязательств Российской Федерации в рамках открытого обмена информацией, составляющей государственную тайну Российской Федерации;
- изменение объективных обстоятельств, в результате которых дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, становится нецелесообразной.
Срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не должен превышать 30 лет. В исключительных случаях этот срок может быть продлен по заключению межведомственной комиссии по защите государственной тайны.
Снятие статуса государственной тайны
Рассекречивание материалов производится при строгом следовании положениям законодательства (раздел IV ФЗ № 5485-1).
Основаниями для этого выступают:
- принятие в РФ международных обязательств по открытому предоставлению информации, признанной в стране секретной;
- изменение условий или события, по причине которых дальнейшая охрана материалов не требуется.
Госорганы обязаны не менее 1 раза в 5 лет пересматривать засекреченные данные для определения целесообразности их охраны и соответствия присвоенному грифу.
Снять статус вправе только уполномоченное лицо, принявшее перечень секретной информации. Оно лично отвечает за обоснованность своего решения. При этом межведомственная комиссия может остановить или опротестовать процедуру рассекречивания.Лица или учреждения вправе направить обоснованный запрос в госорганы, на предприятия, в архивы о снятии с информации статуса гостайны. Последние рассматривают его в течение 3 месяцев и выносят вердикт. При отсутствии необходимых полномочий для вынесения решения запрос передается в межведомственную комиссию по защите гостайны или иное уполномоченное ведомство. Причисление материалов к секретным возможно оспорить в суде. При признании правоты истца назначенный статус снимается.
Всей информации, представляющей гостайну и нуждающейся в охране от распространения, присваивается гриф секретности
Исходя из степени необходимой защиты и уровня возможного урона безопасности страны при разглашении данных, им присваивается отметка «Особой важности», «Совершенно секретно», «Секретно». Правила обращения с такими материалами и получения доступа к ним регламентированы законодательством РФ, при этом уполномоченные органы контролируют сохранение в секрете важной государственной информации
Защита государственной тайны в Российской Федерации
Государственные органы, руководители которых уполномочены относить информацию к государственной тайне, разрабатывают в пределах своей компетенции подробные перечни информации, подлежащей засекречиванию. Руководствуясь этими списками, составители определяют степень секретности информации, устанавливают секретность разрабатываемых ими (носителями) документов и меры к их применению.
Законом «О государственной тайне» запрещается обозначать как государственную тайну и засекречивать следующие типы информации:
- о чрезвычайных ситуациях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
- о состоянии окружающей среды, здравоохранении, санитарии, демографии, образовании, культуре, сельском хозяйстве и уровне преступности;
- о льготах, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;
- о нарушениях прав и свобод человека и гражданина;
- о размере золотовалютных резервов и государственных валютных резервов Российской Федерации;
- о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;
- о любых нарушениях закона государственными органами и их должностными лицами.
На протяжении большей части 20-го века классификация в России включала топографические карты, которые полностью не классифицируются как государственная тайна в большинстве других стран. После распада Советского Союза, карты масштаба 1:100,000 и менее были рассекречены, но карты большего масштаба по-прежнему считались государственной тайной. Это вызвало ряд проблем для разработчиков ГИС и навигационного программного обеспечения, и многие иностранные туристы полагались на карты военного времени, подготовленные немцами (например, территория Кавказа). Примерно в 2010 году был начат процесс рассекречивания карт большего масштаба (до 1:50,000).
Совершенно лично
Для широкой публики закрыты также многие личные фонды, относящиеся к жизни известных персон. Немало того, чего не следует знать, сокрыто в личном архиве Сталина. Но, по крайней мере, известны названия этих материалов. Здесь есть, в частности, исходящие шифротелеграммы Сталина за период 1930-х годов, переписка генсека с Наркоматом обороны СССР и Министерством Вооруженных сил СССР за 1920–1950-е годы, письма граждан и иностранцев, адресованных Сталину, документы о поездке Молотова в Лондон и Вашингтон в 1942 году.
Кроме этого, мы вероятно никогда не узнаем подробности личной жизни Марины Влади и Владимира Высоцкого. Нам не откроет государственные тайны бывший советский премьер Николай Рыжков, и не поведает о своих сокровенных мыслях Александр Солженицын. Личные архивы публичных лиц чаще всего закрывают от открытого доступа их наследники.
Классификация грифов секретности
Разделение информации, представляющей государственную тайну, на группы совершается путем оценки степени возможного урона безопасности страны при разглашении. Выделяют данные, причисляемые к материалам:
особой важности;
совершенно секретным;
секретным.
Такие грифы секретности обозначены в ст. 8 ФЗ № 5485-1, подробное описание с указанием возможного уровня ущерба при разглашении приведено в постановлении Правительства № 870 от 04.09.1995 года.
Статья 8. Степени секретности сведений и грифы секретности носителей этих сведений (ФЗ № 5485-1)
Таблица. Грифы секретности
Гриф
Величина возможного урона безопасности страны при разглашении сведений
Характеристика
Особой важности
Ущерб РФ в одной или нескольких сферах деятельности: военной, экономической, внешней политике, научной и технической, разведке, контрразведке, оперативно-розыскной работе
Высший уровень секретности. Отметка применяется для ограниченного перечня документации, подлежащего особым мерам защиты
Распространение сведений представляет чрезвычайный риск негативных последствий для государства
Совершенно секретно
Урон безопасности министерства (ведомства), экономической отрасли страны в одной или нескольких сферах деятельности, обозначенных выше
Допуск к документации разрешен узкому кругу лиц, процедура обращения с ней строго регламентирована. Преимущественно сюда относятся материалы о работе по охране безопасности страны
Секретно
Ущерб предприятию, организации, учреждению в вышеописанных сферах деятельности
Сюда относятся любые материалы, представляющие гостайну, которым не присваиваются иные грифы
Постановление Правительства № 870 от 04.09.1995 года
Порядок допуска к государственной тайне
Указанный порядок определяется Постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 N 63
«Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне».
В соответствии со степенями секретности сведений, составляющих государственную тайну, устанавливаются следующие формы допуска граждан к государственной тайне:
первая форма — для граждан, допускаемых к сведениям особой важности;
вторая форма — для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;
третья форма — для граждан, допускаемых к секретным сведениям.
Доступ граждан к сведениям, составляющим государственную тайну, разрешается только при наличии у них допуска к государственной тайне по соответствующей форме. Если у вас есть допуск к сведениям высокой степени секретности, то он же является основанием для доступа к сведениям более низкой степени секретности. Оформление гражданам допуска к государственной тайне осуществляется по месту работы (службы). Тщательность проверки уполномоченными органами зависит от формы допуска.
Так, оформление доступа по третьей форме производится без проведения органами безопасности проверочных мероприятий. Решение принимается на основании анкетных данных. Исключение составляют оформление допусков руководителям организаций и работникам подразделений, связанных с защитой государственной тайны. В отношении этих лиц проверочные мероприятия проводятся в обязательном порядке.
Первоначальное «знакомство» с кандидатом на допуск начинается с анкеты, в которой, кроме всего прочего, необходимо указать следующие сведения: пребывание за границей, наличие судимостей, отношение к воинской обязанности, наличие близких родственников, в том числе за границей.
В допуске может быть отказано по следующим причинам:
- признание гражданина судом недееспособным (ограничено дееспособным), рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные или иные тяжкие преступления, наличие у гражданина неснятой судимости за эти преступления;
- наличие у гражданина медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
- постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными гражданами документов для выезда на постоянное место жительства в другие государства;
- выявление в результате проведения проверочных мероприятий действий гражданина, создающих угрозу безопасности РФ;
- уклонение гражданина от проверочных мероприятий и (или) сообщение заведомо ложных анкетных данных.
Есть отдельные категории граждан, которым нет необходимости оформлять допуск к государственной тайне. В соответствии со ст. 21.1 Закона таковыми являются:
- члены Совета Федерации РФ,
- депутаты Государственной Думы РФ,
- судьи на период исполнения ими своих полномочий,
- адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну, допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну.
Указанные лица предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением ими своих полномочий, а также о привлечении их к ответственности в случае разглашения (берется соответствующая расписка).
Сохранность государственной тайны в таких случаях гарантируется путем установления ответственности указанных лиц перед федеральным законодательством.
Маркировка носителей информации
После отнесения сведений к определенному уровню секретности на носители информации, содержащие государственную тайну, наносятся следующие реквизиты:
- степень секретности содержащихся в носителе сведений со ссылкой на соответствующий пункт действующего в данном органе государственной власти, на данном предприятии, в данных учреждении и организации перечня сведений, подлежащих засекречиванию;
- сведения об органе государственной власти, о предприятии, об учреждении, организации, осуществивших засекречивание носителя;
- регистрационный номер;
- дата или условия рассекречивания сведений либо о событии, после наступления которого сведения будут рассекречены.
Помимо данных реквизитов на носителе или в сопроводительной документации могут проставляться дополнительные отметки, определяющие полномочия должностных лиц по ознакомлению с содержащимися сведениями. Вид и порядок проставления дополнительных отметок и других реквизитов определяются нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
При невозможности нанесения таких реквизитов на сам носитель, эти данные указываются в сопроводительной документации на этот носитель.
Если носитель содержит части, относящиеся к различным степеням секретности, то каждой из этих частей присваивается соответствующий гриф секретности, а всему носителю присваивается гриф секретности, соответствующий наивысшему грифу частей носителя.
Статья 9. Порядок отнесения сведений к государственной тайне
Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью, а также в соответствии с настоящим Законом.
Обоснование необходимости отнесения сведений к государственной тайне в соответствии с принципами засекречивания сведений возлагается на органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации, которыми эти сведения получены (разработаны).
Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с Перечнем сведений, составляющих государственную тайну, определяемым настоящим Законом, руководителями органов государственной власти в соответствии с Перечнем должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, утверждаемым Президентом Российской Федерации. Указанные лица несут персональную ответственность за принятые ими решения о целесообразности отнесения конкретных сведений к государственной тайне.
Для осуществления единой государственной политики в области засекречивания сведений межведомственная комиссия по защите государственной тайны формирует по предложениям органов государственной власти и в соответствии с Перечнем сведений, составляющих государственную тайну, Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне. В этом Перечне указываются органы государственной власти, наделяемые полномочиями по распоряжению данными сведениями. Указанный Перечень утверждается Президентом Российской Федерации, подлежит открытому опубликованию и пересматривается по мере необходимости.
Органами государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, в соответствии с Перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне, разрабатываются развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию. В эти перечни включаются сведения, полномочиями по распоряжению которыми наделены указанные органы, и устанавливается степень их секретности. В рамках целевых программ по разработке и модернизации образцов вооружения и военной техники, опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ по решению заказчиков указанных образцов и работ могут разрабатываться отдельные перечни сведений, подлежащих засекречиванию. Эти перечни утверждаются соответствующими руководителями органов государственной власти. Целесообразность засекречивания таких перечней определяется их содержанием.
Защита гостайны
Как осуществляется защита сведений, составляющих государственную тайну? Само собой разумеется, что данную информацию охраняет закон:
- Конституция РФ.
- ФЗ «О государственной тайне» (в частности, ст.3).
- ФЗ «О госбезопасности».
Перечень сведений государственной тайны определяется самостоятельным ФЗ — «О государственной тайне» (в частности, второй раздел)
На основании этого акта межведомственной комиссией по защите гостайны и формируется перечень секретной государственно важной информации
На распространение подобных сведений государство устанавливает строгие ограничения. Притом они (ограничения) начинают действовать как заблаговременно, так и с момента возникновения (создания, разработки) таковых данных. С целью упорядочивания работы с подобной секретной информацией тем же государством формируются соответствующие нормативные акты. Это так называемая перечневая система засекречивания информации.
Те органы госвласти, руководство которых наделено исключительным правом по отнесению той или иной информации именно к государственной тайне, разрабатывают в рамках своих полномочий развернутые списки сведений государственной тайны. То есть данных, которые в дальнейшем обязательно должны подлежать засекречиванию.
Именно руководствуясь таковыми перечнями, исполнителями определяются степени секретности данных, составляющих гостайну, имеющихся в создаваемой ими документации, носителях.
Рассекречивание информации
Государственная тайна в некоторых случаях может быть рассекречена. Как это понимать? Снимается ограничение на распространение таковой информации. Однако для рассекречивания этих данных должны быть достаточные основания:
- Взятие РФ на себя ряда межгосударственных обязательств по открытому обмену информацией, которая содержит в себе факты, составляющие в России гостайну.
- Изменение объективной группы обстоятельств, из-за чего дальнейшая защита информации, являющейся государственной тайной, является нецелесообразной.
Есть и еще одно предписание. Срок засекречивания данных, которые составляют гостайну, не может превышать 30 лет. Только в порядке исключения этот период может быть продлен по соответствующему решению межведомственного комитета по защите гостайны.