Лучшие страны для ведения бизнеса, рейтинг всемирного банка

Великобритания и Европейский союз

Дания

4 место: 85,3 балла

Авторы рейтинга отмечают, что в Дании стало дешевле получать разрешения на строительство, так как власти страны ликвидировали соответствующие сборы.

Великобритания

8 место: 83,5 балла

Великобритания вошла в топ-10 списка, но его составители указывают, что страна усложнила выплату налогов. Это вызвано введением новой пенсионной схемы, по которой все перечисления ложатся на плечи нанимателя.

Швеция

10 место: 82 балла

Аналитики напоминают о гибкости рынка труда в Швеции. В частности, с 2001 года эта страна позволяет компаниям менее чем с 11 сотрудниками исключать двух из них из «правила старшинства», которое при сокращении штата предписывает сначала уволить человека, нанятого последним. Когда это нововведение вступило в силу, продуктивность в малом бизнесе выросла на 2-3%.

Литва

11 место: 81,6 балла

Литва сделала электричество для бизнеса доступнее, запустив комплексное цифровое приложение и уменьшив стоимость новых подключений. Кроме того, эта страна усилила защиту миноритарных акционеров, прояснив правила, касающиеся владения и управления бизнесом.

Эстония

18 место: 80,6 балла

Авторы рейтинга отметили удобство налоговой системы в Эстонии: например, там можно быстро вернуть НДС и согласовать корректировки в сумме налога на прибыль.

Латвия

19 место: 80,3 балла

Латвии удалось войти в топ-20, но составители списка подчеркивают, что эта страна увеличила налоговую нагрузку на бизнес: теперь при подсчете налога на прибыль учитывается не налогооблагаемая, а распределенная прибыль.

Финляндия

20 место: 80,2 балла

Аналитики указывают, что Финляндия упростила запуск бизнеса, сократив сборы при онлайн-регистрации компании и ускорив этот процесс.

ОАЭ

В этот раз в рейтинге ОАЭ заняли 11-е место, набрав 81,28 балла. Сегодня это государство представлено семью самостоятельными субъектами со своими экономическими и другими особенностями. За счет географически выгодного расположения, ОАЭ стали одним из крупнейших бизнес центров в мире.

Основными направлениями для инвестиций являются: производство и торговля, банковский сектор и современная логистика.

Среди преимуществ ведения бизнеса в ОАЭ можно отметить следующие:

  • Наличие свободных экономических зон, где действуют значительные льготы – как налоговые, так и таможенные.
  • Оптимизация всех процессов, связанных с ведением бизнеса, на государственном уровне и непрекращающееся совершенствование этой системы.
  • Отсутствие ограничений по объему/движению средств и по их репатриации, а также по перемещению капитала.
  • Упрощенная отчетность и защита интересов инвесторов.
  • Низкий уровень преступности и стабильная валюта.
  • Непрерывный рост объемов экспорта и увеличение внутреннего потребительского спроса.

ОАЭ также заняли высокие позиции по следующим критериям оценки:

  • 5-е место по легкости получения разрешений на строительство (86,41 балла).
  • 1-е место по простоте процедуры подключения к электроснабжению (100 баллов).
  • 7-е место по простоте регистрации собственности (90,88 балла).
  • 15-е место уровню защиты инвесторов (75 баллов).
  • 2-е место по уровню налоговой нагрузки (99,44 балла).
  • 9-е место по обеспечению исполнения контрактов (75,88 балла).

Итак, вот как выглядит топ-20 рейтинга Doing Business 2019:

  1. Новая Зеландия;
  2. Сингапур;
  3. Дания;
  4. Гонконг;
  5. Корея;
  6. Грузия;
  7. Норвегия;
  8. США;
  9. Великобритания;
  10. Македония;
  11. ОАЭ;
  12. Швеция;
  13. Тайвань;
  14. Литва;
  15. Малайзия;
  16. Эстония;
  17. Финляндия;
  18. Австралия;
  19. Латвия;
  20. Маврикий.

2021: Всемирный банк решил прекратить публикацию рейтинга Doing Business

Всемирный банк 16 сентября 2021 года объявил о решении прекратить публикацию ежегодного рейтинга Doing Business, посвященного оценке условий ведения бизнеса в разных странах мира.

Руководство Всемирного банка приняло решение прекратить публикацию отчета Doing Business. В дальнейшем мы будем работать над иным подходом к оценке делового и инвестиционного климата, — говорится в сообщении банка.

Во Всемирном банке уточнили, что это решение принято в связи с появлением в июне 2020 года сведений о нарушениях, допущенных при подготовке прошлых отчетов. В августе того же года Всемирный банк приостановил публикацию Doing Business.

Мы будем действовать на основе полученных результатов и ретроспективно скорректируем данные стран, которые больше всего пострадали от нарушений, — заверили тогда в банке.

После этого начались «систематический обзор и оценка изменений данных» последних пяти публикаций Doing Business. Был выявлен ряд нарушений, касающихся изменений данных в отчетах Doing Business-2018 и Doing Business-2020.

Всемирный банк составлял рейтинг Doing Business с 2002 года. Благоприятные условия для ведения бизнеса оценивались по десяти категориям: регистрация предприятий, получение разрешения на строительство, подключение к электросетям, регистрация собственности, получение кредитов, уплата налогов и т.п.

Рейтинг Doing Business использовался правительствами разных стран, включая Россию, в качестве официального KPI. В 2019 году Минэкономразвития по поручению Владимира Путина включило в план своей деятельности цель достичь 20-й позиции в этом рейтинге к 2024 году. В начале 2020 года Михаил Мишустин одним из первых своих решений на посту премьер-министра утвердил изменения в плане мероприятий «Трансформация делового климата», за который отвечает Минэкономразвития, добавив туда мероприятия, направленные на продвижение в рейтинге Doing Business: в частности, был обозначен целевой ориентир сократить срок технологического присоединения в Москве и Санкт-Петербурге к системе электроснабжения, соответственно, с 70 до 39 дней и с 80 до 45 дней к 2022 году.

Как заявили РБК в Минэкономразвития, в ходе совместных заседаний с участием исполнительных директоров стран — участниц Всемирного банка будут определены подходы к оценке делового климата и дальнейшие шаги по трансформации рейтинга.

В 2019 году, когда флагманский рейтинг Всемирного банка был обновлен в последний раз, министр экономического развития Максим Орешкин (на сентябрь 2021 года — помощник президента) говорил, что это исследование не отражает в полной мере состояние и динамику инвестиционного климата, ориентируясь лишь на стандартные регулируемые процедуры.

Как раз рейтинг Doing Business стабильность регуляторики не измеряет. Частое изменение условий, низкая предсказуемость — это то, что волнует инвесторов больше всего. С процедурами мы справились, теперь нужно справиться со стабильностью, — пояснял Максим Орешкин свою точку зрения.

В 2019 году Мишустин, тогда возглавлявший Федеральную налоговую службу, также говорил о претензиях к рейтингу Doing Business в части оценки налогового администрирования.

В декабре 2020 года, после проведения внутреннего расследования, Всемирный банк сообщал, что его управляющие оказывали давление на сотрудников, занимавшихся непосредственно подготовкой рейтинга, чтобы они манипулировали данными по Саудовской Аравии и Китаю, искусственно завышая их позиции в рейтинге. Некорректные данные также сказались на положении Азербайджана в рейтинге, но наоборот — в худшую сторону, следует из опубликованного 16 сентября доклада американской юрфирмы WilmerHale, посвященного итогам расследования во Всемирном банке. Россия в этом отчете не фигурирует.

Структура индекса

В отличие от других подобных исследований, Индекс лёгкости ведения бизнеса основывается только на изучении и квантификации законов, постановлений и правил, касающихся ведения предпринимательской деятельности. Индекс не учитывает более общие условия, такие как инфраструктура, инфляция, преступность, доходность бизнеса и прочие.

Общий индекс базируется на десяти внутренних индикаторах:

  • Начало бизнеса — процедуры, время, затраты и минимальный капитал для основания предприятия.
  • Работа с разрешениями на строительство — процедуры, время и затраты на строительство склада.
  • Получение электроснабжения — процедуры, время, затраты на получение электроснабжения.
  • Регистрация имущества — процедуры, время и затраты на регистрацию коммерческой недвижимости.
  • Получение кредита — сила юридических прав, глубина кредитной информации.
  • Защита прав инвесторов — открытость финансовых показателей, ответственность руководства и лёгкость судебных исков от инвесторов.
  • Уплата налогов — количество налогов, время на подготовку налоговых отчётов, общий налог как доля прибыли.
  • Международная торговля — количество документов, затраты и время необходимое для экспорта и импорта.
  • Обеспечение контрактов — процедуры, время и издержки на принуждение уплаты долга.
  • Закрытие предприятия — процент возмещений, время и дополнительные расходы на закрытие неплатёжеспособной фирмы.

Методология

В декабре 2014 года главные секретари штатов и союзных территорий окончательно определили основу для ранжирования и оценки штатов в ЕАБР. 98 баллов будут оценены для каждого штата. Соответственно, первый отчет ЕАБР был построен с учетом 98 точек и соответствующей реализации в каждом состоянии.

Последние рейтинги, опубликованные 5 сентября 2020 года, основаны на показателях штатов по широкому списку из 181 пункта реформ, составленному правительством. Это охватывает 45 областей регулирования бизнеса, которые использовались для оценки эффективности и энергии их реформ. К ним относятся, среди прочего, система «единого окна», средства контроля, уплата налогов, разрешения на коммунальные услуги и окружающая среда. Однако самыми важными были доступ к информации и средствам обеспечения прозрачности, средствам регулирования труда и средствам получения разрешений на строительство. Окончательный рейтинг основан на двух отдельных системах выставления баллов, при этом большая часть оценки проводится на основе государств, представивших доказательства проведенных ими реформ в политике и процедурах.

2015-2019 гг.Рейтинг и баллы ЕАБР

Следующие рейтинги и баллы основаны на данных Департамента промышленной политики и продвижения (Департамент развития промышленности и внутренней торговли) правительства Индии.

Состояние 2015 г. 2017 г. 2019 г.
Классифицировать Счет Классифицировать Изменять Счет Изменять Классифицировать Изменять
Гуджарат 1 71,14 5 (-4) 97,99 26,85 10 (-5)
Андхра-Прадеш 2 70,12 1 (1) 98,3 28,18 1
Джаркханд 3 63,09 4 (-1) 98,05 34,96 5 (-1)
Чхаттисгарх 4 62,45 6 (-2) 97,31 34,86 6
Мадхья-Прадеш 5 62,00 7 (-2) 97,3 35,3 4 (3)
Раджастхан 6 61,04 9 (-3) 95,7 34,66 8 (1)
Одиша 7 52,12 14 (-7) 92,08 39,96 29 (-15)
Махараштра 8 49,43 13 (-5) 92,88 43,45 13
Карнатака 9 48,50 8 (1) 96,42 47,92 17 (-9)
Уттар-Прадеш 10 47,37 12 (-2) 92,89 45,52 2 (10)
Западная Бенгалия 11 46,90 10 (1) 94,59 47,69 9 (1)
Тамил Наду 12 44,58 15 (-3) 90,68 46,1 14 (1)
Telangana 13 42,45 2 (11) 98,28 55,83 3 (-1)
Харьяна 14 40,66 3 (11) 98,06 57,4 16 (-13)
Дели 15 37,35 23 (-8) 31,69 -5,66 12 (11)
Пенджаб 16 36,73 20 (-4) 54,36 17,63 19 (1)
Химачал-Прадеш 17 23,95 16 (1) 87,9 63,95 7 9)
Керала 18 22,87 21 год (-3) 44,82 21,95 28 год (-7)
Гоа 19 21,74 19 57,34 35,6 24 (-5)
Пудучерри 20 17,72 27 (-7) 15,65 -2,07 27
Бихар 21 год 16,41 18 (3) 81,91 65,5 26 (-8)
Ассам 22 14,84 17 (5) 84,75 69,91 20 (-3)
Уттаракханд 23 13,36 11 (12) 94,24 80,88 11
Чандигарх 24 10.04 29 (-5) 11,54 1.5 29
Андаманские и Никобарские острова 25 9,73 31 год (-6) 1,25 -8,48 22 (9)
Трипура 26 9,29 25 (1) 22,45 13,16 29 (-4)
Сикким 27 7,23 33 (-6) 0,14 -7,09 29 (4)
Мизорам 28 год 6,37 30 (-2) 3,66 -2,71 25 (5)
Джамму и Кашмир 29 5,93 22 (7) 32,76 26,83 21 год (1)
Мегхалая 30 4,38 34 (-4) 29 (5)
Нагаленд 31 год 3,41 28 год (3) 14,16 10,75 29 (-1)
Аруначал-Прадеш 32 1,23 34 (-2) -1,23 29 (5)
Манипур 32 0,27 29 (3)
Дадра и Нагар Хавели 26 21,88 23 (3)
Даман и Диу 24 28,69 18 (6)
Лакшадвип 34 15 (19)

Лучшие состояния по разным направлениям оценивания 2015 г.

Область оценки Среднее по стране Государство с лучшими показателями
Открытие бизнеса 31,91% Пенджаб (81,48%)
Соблюдение экологических процедур 31,61% Гуджарат (100,00%)
Соблюдение трудового законодательства 33,81% Джаркханд (100,00%)
Получение утилит, связанных с инфраструктурой 32,01% Махараштра (88,89%)
Регистрация и соблюдение налоговых процедур 48,61% Карнатака (97,73%)
Проведение проверок 19,45% Джаркханд (72,00%)
Обеспечение исполнения контрактов 16,49% Махараштра (55,56%)

Пять лучших штатов по разным направлениям оценки 2015 г.

Классифицировать Открытие бизнеса Отвод земли и получение разрешения на строительство Соблюдение экологических процедур Соблюдение трудового законодательства Получение коммунальных услуг, связанных с инфраструктурой Регистрация и соблюдение налоговых процедур Проведение проверок Обеспечение исполнения контрактов
1 Пенджаб

(81,48%)

Мадхья-Прадеш

(72,73%)

Гуджарат

(100,00%)

Джаркханд

(100,00%)

Махараштра (88,89%) Карнатака (97,73%) Джаркханд

(72,00%)

Махараштра

(55,56%)

2 Андхра-Прадеш

(78,57%)

Гуджарат

(72,41%)

Андхра-Прадеш

(85,19%)

Гуджарат

(76,47%)

Гуджарат

(75,00%)

Андхра-Прадеш

(90,63%)

Гуджарат

(71,74%)

Мадхья-Прадеш

(44,44%)

3 Чхаттисгарх

(77,78%)

Махараштра

(70,27%)

Раджастхан

(70,37%)

Чхаттисгарх

(76,47%)

Мадхья-Прадеш

(75,00%)

Раджастхан

(89,47%)

Андхра-Прадеш

(62,00%)

Гуджарат

(33,33%)

4 Одиша

(71,43%)

Раджастхан

(63,64%)

Пенджаб

(70,37%)

Андхра-Прадеш

(75,00%)

Дели

(68,75%)

Одиша

(85,29%)

Чхаттисгарх

(58,00%)

Чхаттисгарх

(33,33%)

5 Раджастхан

(65,38%)

Андхра-Прадеш

(62,16%)

Мадхья-Прадеш

(66,67%)

Уттар-Прадеш

(70,59%)

Андхра-Прадеш

(60,00%)

Мадхья-Прадеш

(82,50%)

Раджастхан

(50,00%)

Тамил Наду

(33,33%)

Что такое рейтинг Doing Business?

Рейтинг Doing Business – это ежегодное исследование группы Всемирного банка, в котором 190 стран оцениваются по лёгкости ведения предпринимательской деятельности. Оценку дают по 10 основным индикаторам. В целом же рейтинг посвящён оценке нормативных актов, которые регулируют деятельность малого и среднего бизнеса, и их применению на практике. Исследование проводят с 2003 года, а с 2005-го составляют рейтинг для сравнения стран между собой.

Основная цель – дать госорганам разных стран возможность, сравнивая себя с государствами-лидерами, улучшать законы и скорость работы с документами

Казахстанские чиновники уделяют Doing Business особое внимание и ориентируют свою законодательную деятельность, в том числе, и на укрепление позиций страны в этом рейтинге

Informburo.kz ранее уже рассказывал о методике исследования Doing Business. Среди его особенностей отмечалось, что составители опираются на казахстанскую статистику и формальные показатели, но не учитывают социальные факторы, теневую экономику и коррупцию.

Кроме того, рейтинг не оценивает собственно достижения государств в развитии бизнеса, и потому единственным способом улучшить своё положение в рейтинге стало проведение реформ, упрощение и ускорение документооборота.

Казахстан поднялся в рейтинге Doing Business. Это что-то меняет? Бизнесменам стало легче?

При этом казахстанских чиновников уже ловили на несоответствии заявленных реформ в строительстве с их применением на практике. Из-за этого в 2017 году страна потеряла одну позицию в Doing Business, опустившись с 35-го на 36-е место.

Среди преимуществ методики рейтинга лёгкости ведения бизнеса обычно называют прозрачность используемых показателей и нормативно-правовых актов – все они есть в открытом доступе. Кроме того, сравниваются сопоставимые документы и статистика, что исключает искажения при сравнении развитых государств Запада и развивающихся стран.

С другой стороны, Doing Business не учитывает экономическое состояние и структуру финансовой системы исследуемых стран, а сам рейтинг страны формируется лишь по одному городу – крупнейшему деловому центру. В Казахстане был выбран Алматы, что не отражает ситуацию в других регионах страны.

Есть и другие рейтинги, которые сравнивают страны между собой, в том числе и по развитию бизнеса. Самый известный из них – Глобальный индекс конкурентоспособности Всемирного экономического форума. Отличается от Doing Business он более широким охватом показателей – от состояния финансовой системы и инфраструктуры до здравоохранения и инновационного потенциала. Казахстан тоже стремится расти в этом рейтинге, в последнем он занял 55-е место. Хотя и вырос по большей части за счёт того, что другие страны ухудшили свои позиции.

Положения доклада Doing Business

Каждый год Doing Business проводит исследование в 190 странах мира на предмет легкости развития и ведения предпринимательского дела. В ходе анализа используется 11 критериев, касающихся нескольких сторон управления компанией:

  • основание собственного дела;
  • оформление разрешительных бумаг на строительство;
  • подключение электроэнергии;
  • регистрирование активов;
  • оформление кредитных займов;
  • защита инвесторов из числа меньшинств;
  • налоговые взносы;
  • мировая торговля;
  • соблюдение договоренностей;
  • урегулирование несостоятельности.

Составляя рейтинг легкости ведения бизнеса, аналитики учитывают и особенности урегулирования отношений на рынке труда. Однако в чарты 2019 этот критерий не вошел.

В ходе исследования 2019 года выяснилось, что количество изменений, проведенных в период с 02.06.2017 по 01.05.2018, составляет 314. 128 государств изменили политику работы сферы бизнеса, что позволило улучшить и облегчить развитие этой отрасли экономики. Глобальные преобразования заметны в Афганистане, Джибути, Китае, Азербайджане, Индии, Того, Кении, Кот-д’Ивуаре, Турции, Руанде.

Интересный факт: около одной третьей реформ приходится на страны Африки, расположенные ближе к югу от Сахары. За исследуемый период государства внедрили 107 реформ. Что касается Бразилии, РФ, Индии и Китая, им удалось реализовать 21 нововведение. По большей части, реформы касаются сферы электроэнергии и налаживания торговых отношений с другими государствами.

10 стран, занявших первые строчки в рейтинге легкости ведения бизнеса, имеют одинаковые черты эффективности и качества регулирования предпринимательской деятельности. В государствах регулярно проводятся проверки строящихся объектов, автоматизируются инструменты, используемые предприятиями для восстановления работы при перебоях электроэнергии. Также разрабатываются надежные средства защиты, проводится автоматизация работы специализированных коммерческих судов.

Влияние[править | править код]

Более 3000 научных работ использовали данные из индекса. Утверждается, что влияние совершенствования регулирования на экономический рост является очень сильным. Переход от худшей четверти стран к лучшей четверти предполагает увеличение ежегодного прироста ВВП на 2,3 процентных пункта. Еще 7000 рабочих документов в отделах экономики и социальных наук используют данные отчёта Doing Business. Среди авторов таких работ-лауреат Нобелевской премии по экономике 2016 года Оливер Харт (экономист).

Различные субкомпоненты индекса сами по себе дают конкретные предложения по улучшению. Многие из них могут быть относительно просты в реализации и не вызывают сомнений (за исключением, возможно, коррумпированных чиновников, которые могут извлечь выгоду из обременительных правил, требующих взяток в обход). Таким образом, индекс повлиял на многие страны. Некоторые из них явно нацелены на достижение максимальной позиции в индексе, например в списке top 25.

Несколько схожими годовыми отчётами являются индексы экономической свободы и доклад о глобальной конкурентоспособности. Они, особенно последний, рассматривают гораздо больше факторов, влияющих на экономический рост, таких как инфляция и инфраструктура. Однако эти факторы могут быть более субъективными и расплывчатыми, поскольку многие из них измеряются с помощью обследований и их труднее быстро изменить по сравнению с нормативными актами.

В ноябре 2017 года EconTalk подкаст объясняет длительное влияние в академических и политических кругах отчёта Doing Business.

Критика[править | править код]

Методика расчёта индекса может незначительно меняться из года в год, поэтому позиции стран в рейтинге не являются вполне сопоставимыми между годами.

Рейтинг учитывает только формальные индикаторы, но не учитывает базовые институциональные (культурные) условия ведения бизнеса в стране, такие как уровень доверия, отношение к предпринимателям, прибыльность и т.д.

Методология ведения бизнеса в отношении трудового законодательства подвергалась критике со стороны Международной конфедерации профсоюзов, поскольку она выступает за гибкое регулирование занятости. В ранних отчётах, чем легче было уволить работника по экономическим причинам в стране, тем активнее улучшался ее рейтинг. Индекс занятости работников был пересмотрен в Doing Business 2008 для обеспечения полного соответствия 188 конвенциям Международной организации труда. Впоследствии он был удалён из рейтинга. ITUC дебютировал Глобальный индекс прав в 2014 году в качестве ответа на отчёт Doing Business.

В 2008 году группа независимой оценки Группы Всемирного банка, являющаяся полунезависимым наблюдательным органом в рамках Группы Всемирного банка, опубликовала оценку индекса ведения бизнеса. В докладе рекомендуется, что индексу следует быть более чётким в плане понимания того, что измеряется и не измеряется, раскрывать изменения в опубликованных данных, набирать больше информаторов.

В исследовании, проведённом по заказу норвежского правительства, отмечаются методологические недостатки, неопределённость в способности показателей отражать основополагающий деловой климат и общее беспокойство по поводу того, что многим странам может оказаться легче изменить свой рейтинг в сфере ведения бизнеса, чем изменить основополагающую деловую среду.

В июне 2013 года независимая группа экспертов, назначенная президентом Всемирного банка и возглавляемая Тревором Мануэлем из Южной Африки, опубликовала обзор, в котором выразила обеспокоенность по поводу возможности неправильного толкования доклада и индекса, узости базы показателей и информации, методологии сбора данных и отсутствия экспертного обзора. Она рекомендовала сохранить этот доклад, но исключить совокупные рейтинги и внедрить процесс коллегиального обзора (в частности). Что касается вопросов уплаты налогов и найма работников, то она отметила, что «последние уже исключены из рейтингов отчёта. Несмотря на убедительные аргументы в пользу уделения внимания этим аспектам ведения бизнеса, банку необходимо будет тщательно продумать правильный способ оценки регулирования и правовой среды в этих областях, если эти показатели будут сохранены.»

Критерии ведения бизнеса для измерения времени, необходимого для завершения процедуры, были основаны на некоторых упрощённых предположениях: «предполагается, что минимальное время, необходимое для каждой процедуры, составляет 1 день. Хотя процедуры могут проводиться одновременно, они не могут начинаться в один и тот же день (то есть одновременные процедуры начинаются в последовательные дни)». Эти предположения вызвали определённую критику, особенно со стороны стран, которые могут начать или завершить одну или несколько процедур одновременно и поэтому могут быть понижены в рейтинге в конечном итоге. Всемирный банк заявил, что одни и те же критерии применяются ко всем странам и поэтому не будут давать необъективных результатов. В 2014 году возможные искажения в применении показателя времени DB были математически продемонстрированы в научной статье, опубликованной на сайте Rivista italiana di economia demografia e statistica (итальянский обзор экономики, демографии и статистики). Всемирный банк частично пересмотрел критерии, включив новое допущение для процедур телематики: «каждая процедура телематики составляет 0,5 дня вместо одного дня (и процедуры телематики также могут проходить одновременно)».

Пора на раздобытки

Не рейтингом единым жив малый бизнес, мог бы сказать экономист, но и спросом на свою продукцию. С 2014 года позиции России в рейтинге Doing Business начали расти как на дрожжах, а вот доходы населения — снижаться, сейчас они минимум процентов на десять ниже, чем были тогда, и гражданам просто нечем платить микробизнесменам. А если будут реализованы планы Минэкономразвития по снижению объема потребительских кредитов, то денег для малого бизнеса останется еще меньше.

Ну а что не так, могли бы сказать создатели Doing Business? Этот рейтинг на самом деле не про экономику, а про качество формальных бюрократических процедур в сравнительно узких сегментах. Да, в странах — лидерах Doing Business (Новой Зеландии, Дании, Сингапуре) все хорошо и с экономикой, и с бюрократией, и с малым бизнесом. Но эти же страны лидируют и в других рейтингах. Например, в Рейтинге экономической свободы Сингапур и Новая Зеландия находятся на 2–м и 3–м местах, а Россия — на 107–м. И в Рейтинге некоррумпированных стран та же Новая Зеландия стоит на 2–м месте, Сингапур — на 3–м, а Россия — на 138–м. Российский экономист Константин Сонин считает, что рейтинг Doing Business — как медицинский градусник. Если его показания тревожат, можно начать лечение. Или, если вам больше нравится, просто «сбивать температуру».

Да и вообще, скажу страшную вещь: даже если бы малый бизнес развивался очень хорошо, сами по себе и его рост, и легкость ведения еще не являются признаками развитой экономики.

Например, по размеру своего вклада в ВВП и проценту трудоспособного населения, занимающегося микробизнесом, мировыми лидерами являются вовсе не Соединенные Штаты и не Евросоюз, а страны субэкваториальной Африки — вроде Уганды и Мозамбика, где за пределами корпораций, качающих ресурсы на экспорт, каждый сам себе микропредприниматель или самозанятый. Может быть, в этом и заключается действительный план по развитию малого бизнеса к 2024 году.

Все, кому не повезло служить при углеводородах или в их охране, должны будут превратиться в самозанятого добытчика, промышляющего натуральным хозяйством на подножном корму.

Примечания[править | править код]

  1. , pp. 285-307.
  2.  (англ.). DoingBusiness.org. The World Bank Group. Дата обращения: 7 марта 2017.
  3.  (англ.). DoingBusiness.org. The World Bank Group. Дата обращения: 7 марта 2017.
  4.  (англ.). DoingBusiness.org. The World Bank Group. Дата обращения: 7 марта 2017.
  5.  (англ.). DoingBusiness.org. The World Bank Group. Дата обращения: 7 марта 2017.
  6.  (англ.). DoingBusiness.org. The World Bank Group. Дата обращения: 7 марта 2017.
  7.  (англ.). DoingBusiness.org. The World Bank Group. Дата обращения: 7 марта 2017.
  8.  (англ.). DoingBusiness.org. The World Bank Group. Дата обращения: 7 марта 2017.
  9.  (англ.). DoingBusiness.org. The World Bank Group. Дата обращения: 7 марта 2017.
  10.  (англ.). DoingBusiness.org. The World Bank Group. Дата обращения: 7 марта 2017.
  11.  (англ.). DoingBusiness.org. The World Bank Group. Дата обращения: 7 марта 2017.
  12. . www.doingbusiness.org.
  13. . Bloomberg. Дата обращения: 23 августа 2011.
  14.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 24 октября 2019.
  15.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 24 октября 2019.

Великобритания

Хотя позиции Великобритании были снижены из-за Брексита, она остается привлекательной юрисдикцией для ведения бизнеса. В Doing Business 2019 Великобритания заняла 9-ю строчку, набрав 82,65 балла. Аналитики объясняют это некоторым замедлением оборотов самых крупных компаний в стране, а также с отходом определенных банков в другие страны.

Но преимущества ведения бизнеса в Великобритании все так же незыблемы:

  • ВВП растет на 1,8% в год.
  • Инфляция почти незаметна – всего лишь 0,7%.
  • Высокая квалификация специалистов и рабочих в стране.
  • Хорошие условия для развития предприятий сельского хозяйства и промышленной сферы – наличие плодородных земель, автоматизированные процессы производства и обработки.
  • Значительный объем экспорта энергоресурсов.
  • В Великобритании расположились штаб-квартиры самых крупных концернов мира, и большинство из них уходить не собираются.
  • Высокоразвитая банковская сфера, сферы страхования и бизнес-услуг.

По отдельным критериям оценки Великобритания заняла следующие места:

  • Создание бизнеса – 19-е место (94,58 балла).
  • Получение разрешений на строительство – 17-е место (80,29 балла).
  • Подключение к системе электроснабжения – 7-е место (96,45 балла).
  • Регистрация собственности – 42-е место (75,34 балла).
  • Получение кредитов – 32-е место (75 баллов).
  • Защита инвесторов – 15-е место (75 баллов).
  • Налогообложение – 23-е место (84,14 балла).
  • Международная торговля – 30-е место (93,76 балла).
  • Обеспечение исполнения контрактов – 32-е место (68,69 балла).
  • Процедура банкротства – 14-е место (80,27 балла).

Направления формирования благоприятного инвестиционного климата в России

Среди мероприятий, направленных на формирование благоприятного инвестиционного климата в РФ, можно выделить:

  • развитие государственно-частного партнерства, способного значительно повысить эффективность инвестиционных проектов за счет использования преимуществ государственных и частных инвестиций;
  • совершенствование нормативно-правовых основ инвестиционной деятельности;
  • формирование инфраструктуры инвестиционной сферы;
  • развитие системы долгосрочного кредитования;
  • развитие малого предпринимательства.

Конкретные мероприятия в этом направлении должны предусматривать:

  • Внесение изменений или отмена различных законодательных актов, затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности.
  • Снижение влияния государственных компаний на инвестиционный климат путем приватизации крупных пакетов акций, находящихся в федеральной собственности, и исключением из состава совета директоров акционерных обществ с государственным участием руководителей федеральных органов исполнительной власти с включением вместо них независимых директоров.
  • Ужесточение контроля за коррупционными правонарушениями.