Содержание
- Великобритания и Европейский союз
- ОАЭ
- 2021: Всемирный банк решил прекратить публикацию рейтинга Doing Business
- Структура индекса
- Методология
- 2015-2019 гг.Рейтинг и баллы ЕАБР
- Что такое рейтинг Doing Business?
- Положения доклада Doing Business
- Влияние[править | править код]
- Критика[править | править код]
- Пора на раздобытки
- Примечания[править | править код]
- Великобритания
- Направления формирования благоприятного инвестиционного климата в России
Великобритания и Европейский союз
Дания
4 место: 85,3 балла
Авторы рейтинга отмечают, что в Дании стало дешевле получать разрешения на строительство, так как власти страны ликвидировали соответствующие сборы.
Великобритания
8 место: 83,5 балла
Великобритания вошла в топ-10 списка, но его составители указывают, что страна усложнила выплату налогов. Это вызвано введением новой пенсионной схемы, по которой все перечисления ложатся на плечи нанимателя.
Швеция
10 место: 82 балла
Аналитики напоминают о гибкости рынка труда в Швеции. В частности, с 2001 года эта страна позволяет компаниям менее чем с 11 сотрудниками исключать двух из них из «правила старшинства», которое при сокращении штата предписывает сначала уволить человека, нанятого последним. Когда это нововведение вступило в силу, продуктивность в малом бизнесе выросла на 2-3%.
Литва
11 место: 81,6 балла
Литва сделала электричество для бизнеса доступнее, запустив комплексное цифровое приложение и уменьшив стоимость новых подключений. Кроме того, эта страна усилила защиту миноритарных акционеров, прояснив правила, касающиеся владения и управления бизнесом.
Эстония
18 место: 80,6 балла
Авторы рейтинга отметили удобство налоговой системы в Эстонии: например, там можно быстро вернуть НДС и согласовать корректировки в сумме налога на прибыль.
Латвия
19 место: 80,3 балла
Латвии удалось войти в топ-20, но составители списка подчеркивают, что эта страна увеличила налоговую нагрузку на бизнес: теперь при подсчете налога на прибыль учитывается не налогооблагаемая, а распределенная прибыль.
Финляндия
20 место: 80,2 балла
Аналитики указывают, что Финляндия упростила запуск бизнеса, сократив сборы при онлайн-регистрации компании и ускорив этот процесс.
ОАЭ
В этот раз в рейтинге ОАЭ заняли 11-е место, набрав 81,28 балла. Сегодня это государство представлено семью самостоятельными субъектами со своими экономическими и другими особенностями. За счет географически выгодного расположения, ОАЭ стали одним из крупнейших бизнес центров в мире.
Основными направлениями для инвестиций являются: производство и торговля, банковский сектор и современная логистика.
Среди преимуществ ведения бизнеса в ОАЭ можно отметить следующие:
- Наличие свободных экономических зон, где действуют значительные льготы – как налоговые, так и таможенные.
- Оптимизация всех процессов, связанных с ведением бизнеса, на государственном уровне и непрекращающееся совершенствование этой системы.
- Отсутствие ограничений по объему/движению средств и по их репатриации, а также по перемещению капитала.
- Упрощенная отчетность и защита интересов инвесторов.
- Низкий уровень преступности и стабильная валюта.
- Непрерывный рост объемов экспорта и увеличение внутреннего потребительского спроса.
ОАЭ также заняли высокие позиции по следующим критериям оценки:
- 5-е место по легкости получения разрешений на строительство (86,41 балла).
- 1-е место по простоте процедуры подключения к электроснабжению (100 баллов).
- 7-е место по простоте регистрации собственности (90,88 балла).
- 15-е место уровню защиты инвесторов (75 баллов).
- 2-е место по уровню налоговой нагрузки (99,44 балла).
- 9-е место по обеспечению исполнения контрактов (75,88 балла).
Итак, вот как выглядит топ-20 рейтинга Doing Business 2019:
- Новая Зеландия;
- Сингапур;
- Дания;
- Гонконг;
- Корея;
- Грузия;
- Норвегия;
- США;
- Великобритания;
- Македония;
- ОАЭ;
- Швеция;
- Тайвань;
- Литва;
- Малайзия;
- Эстония;
- Финляндия;
- Австралия;
- Латвия;
- Маврикий.
2021: Всемирный банк решил прекратить публикацию рейтинга Doing Business
Всемирный банк 16 сентября 2021 года объявил о решении прекратить публикацию ежегодного рейтинга Doing Business, посвященного оценке условий ведения бизнеса в разных странах мира.
Руководство Всемирного банка приняло решение прекратить публикацию отчета Doing Business. В дальнейшем мы будем работать над иным подходом к оценке делового и инвестиционного климата, — говорится в сообщении банка. |
Во Всемирном банке уточнили, что это решение принято в связи с появлением в июне 2020 года сведений о нарушениях, допущенных при подготовке прошлых отчетов. В августе того же года Всемирный банк приостановил публикацию Doing Business.
Мы будем действовать на основе полученных результатов и ретроспективно скорректируем данные стран, которые больше всего пострадали от нарушений, — заверили тогда в банке. |
После этого начались «систематический обзор и оценка изменений данных» последних пяти публикаций Doing Business. Был выявлен ряд нарушений, касающихся изменений данных в отчетах Doing Business-2018 и Doing Business-2020.
Всемирный банк составлял рейтинг Doing Business с 2002 года. Благоприятные условия для ведения бизнеса оценивались по десяти категориям: регистрация предприятий, получение разрешения на строительство, подключение к электросетям, регистрация собственности, получение кредитов, уплата налогов и т.п.
Рейтинг Doing Business использовался правительствами разных стран, включая Россию, в качестве официального KPI. В 2019 году Минэкономразвития по поручению Владимира Путина включило в план своей деятельности цель достичь 20-й позиции в этом рейтинге к 2024 году. В начале 2020 года Михаил Мишустин одним из первых своих решений на посту премьер-министра утвердил изменения в плане мероприятий «Трансформация делового климата», за который отвечает Минэкономразвития, добавив туда мероприятия, направленные на продвижение в рейтинге Doing Business: в частности, был обозначен целевой ориентир сократить срок технологического присоединения в Москве и Санкт-Петербурге к системе электроснабжения, соответственно, с 70 до 39 дней и с 80 до 45 дней к 2022 году.
Как заявили РБК в Минэкономразвития, в ходе совместных заседаний с участием исполнительных директоров стран — участниц Всемирного банка будут определены подходы к оценке делового климата и дальнейшие шаги по трансформации рейтинга.
В 2019 году, когда флагманский рейтинг Всемирного банка был обновлен в последний раз, министр экономического развития Максим Орешкин (на сентябрь 2021 года — помощник президента) говорил, что это исследование не отражает в полной мере состояние и динамику инвестиционного климата, ориентируясь лишь на стандартные регулируемые процедуры.
Как раз рейтинг Doing Business стабильность регуляторики не измеряет. Частое изменение условий, низкая предсказуемость — это то, что волнует инвесторов больше всего. С процедурами мы справились, теперь нужно справиться со стабильностью, — пояснял Максим Орешкин свою точку зрения. |
В 2019 году Мишустин, тогда возглавлявший Федеральную налоговую службу, также говорил о претензиях к рейтингу Doing Business в части оценки налогового администрирования.
В декабре 2020 года, после проведения внутреннего расследования, Всемирный банк сообщал, что его управляющие оказывали давление на сотрудников, занимавшихся непосредственно подготовкой рейтинга, чтобы они манипулировали данными по Саудовской Аравии и Китаю, искусственно завышая их позиции в рейтинге. Некорректные данные также сказались на положении Азербайджана в рейтинге, но наоборот — в худшую сторону, следует из опубликованного 16 сентября доклада американской юрфирмы WilmerHale, посвященного итогам расследования во Всемирном банке. Россия в этом отчете не фигурирует.
Структура индекса
В отличие от других подобных исследований, Индекс лёгкости ведения бизнеса основывается только на изучении и квантификации законов, постановлений и правил, касающихся ведения предпринимательской деятельности. Индекс не учитывает более общие условия, такие как инфраструктура, инфляция, преступность, доходность бизнеса и прочие.
Общий индекс базируется на десяти внутренних индикаторах:
- Начало бизнеса — процедуры, время, затраты и минимальный капитал для основания предприятия.
- Работа с разрешениями на строительство — процедуры, время и затраты на строительство склада.
- Получение электроснабжения — процедуры, время, затраты на получение электроснабжения.
- Регистрация имущества — процедуры, время и затраты на регистрацию коммерческой недвижимости.
- Получение кредита — сила юридических прав, глубина кредитной информации.
- Защита прав инвесторов — открытость финансовых показателей, ответственность руководства и лёгкость судебных исков от инвесторов.
- Уплата налогов — количество налогов, время на подготовку налоговых отчётов, общий налог как доля прибыли.
- Международная торговля — количество документов, затраты и время необходимое для экспорта и импорта.
- Обеспечение контрактов — процедуры, время и издержки на принуждение уплаты долга.
- Закрытие предприятия — процент возмещений, время и дополнительные расходы на закрытие неплатёжеспособной фирмы.
Методология
В декабре 2014 года главные секретари штатов и союзных территорий окончательно определили основу для ранжирования и оценки штатов в ЕАБР. 98 баллов будут оценены для каждого штата. Соответственно, первый отчет ЕАБР был построен с учетом 98 точек и соответствующей реализации в каждом состоянии.
Последние рейтинги, опубликованные 5 сентября 2020 года, основаны на показателях штатов по широкому списку из 181 пункта реформ, составленному правительством. Это охватывает 45 областей регулирования бизнеса, которые использовались для оценки эффективности и энергии их реформ. К ним относятся, среди прочего, система «единого окна», средства контроля, уплата налогов, разрешения на коммунальные услуги и окружающая среда. Однако самыми важными были доступ к информации и средствам обеспечения прозрачности, средствам регулирования труда и средствам получения разрешений на строительство. Окончательный рейтинг основан на двух отдельных системах выставления баллов, при этом большая часть оценки проводится на основе государств, представивших доказательства проведенных ими реформ в политике и процедурах.
2015-2019 гг.Рейтинг и баллы ЕАБР
Следующие рейтинги и баллы основаны на данных Департамента промышленной политики и продвижения (Департамент развития промышленности и внутренней торговли) правительства Индии.
Состояние | 2015 г. | 2017 г. | 2019 г. | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Классифицировать | Счет | Классифицировать | Изменять | Счет | Изменять | Классифицировать | Изменять | |
Гуджарат | 1 | 71,14 | 5 | (-4) | 97,99 | 26,85 | 10 | (-5) |
Андхра-Прадеш | 2 | 70,12 | 1 | (1) | 98,3 | 28,18 | 1 | |
Джаркханд | 3 | 63,09 | 4 | (-1) | 98,05 | 34,96 | 5 | (-1) |
Чхаттисгарх | 4 | 62,45 | 6 | (-2) | 97,31 | 34,86 | 6 | |
Мадхья-Прадеш | 5 | 62,00 | 7 | (-2) | 97,3 | 35,3 | 4 | (3) |
Раджастхан | 6 | 61,04 | 9 | (-3) | 95,7 | 34,66 | 8 | (1) |
Одиша | 7 | 52,12 | 14 | (-7) | 92,08 | 39,96 | 29 | (-15) |
Махараштра | 8 | 49,43 | 13 | (-5) | 92,88 | 43,45 | 13 | |
Карнатака | 9 | 48,50 | 8 | (1) | 96,42 | 47,92 | 17 | (-9) |
Уттар-Прадеш | 10 | 47,37 | 12 | (-2) | 92,89 | 45,52 | 2 | (10) |
Западная Бенгалия | 11 | 46,90 | 10 | (1) | 94,59 | 47,69 | 9 | (1) |
Тамил Наду | 12 | 44,58 | 15 | (-3) | 90,68 | 46,1 | 14 | (1) |
Telangana | 13 | 42,45 | 2 | (11) | 98,28 | 55,83 | 3 | (-1) |
Харьяна | 14 | 40,66 | 3 | (11) | 98,06 | 57,4 | 16 | (-13) |
Дели | 15 | 37,35 | 23 | (-8) | 31,69 | -5,66 | 12 | (11) |
Пенджаб | 16 | 36,73 | 20 | (-4) | 54,36 | 17,63 | 19 | (1) |
Химачал-Прадеш | 17 | 23,95 | 16 | (1) | 87,9 | 63,95 | 7 | 9) |
Керала | 18 | 22,87 | 21 год | (-3) | 44,82 | 21,95 | 28 год | (-7) |
Гоа | 19 | 21,74 | 19 | 57,34 | 35,6 | 24 | (-5) | |
Пудучерри | 20 | 17,72 | 27 | (-7) | 15,65 | -2,07 | 27 | |
Бихар | 21 год | 16,41 | 18 | (3) | 81,91 | 65,5 | 26 | (-8) |
Ассам | 22 | 14,84 | 17 | (5) | 84,75 | 69,91 | 20 | (-3) |
Уттаракханд | 23 | 13,36 | 11 | (12) | 94,24 | 80,88 | 11 | |
Чандигарх | 24 | 10.04 | 29 | (-5) | 11,54 | 1.5 | 29 | |
Андаманские и Никобарские острова | 25 | 9,73 | 31 год | (-6) | 1,25 | -8,48 | 22 | (9) |
Трипура | 26 | 9,29 | 25 | (1) | 22,45 | 13,16 | 29 | (-4) |
Сикким | 27 | 7,23 | 33 | (-6) | 0,14 | -7,09 | 29 | (4) |
Мизорам | 28 год | 6,37 | 30 | (-2) | 3,66 | -2,71 | 25 | (5) |
Джамму и Кашмир | 29 | 5,93 | 22 | (7) | 32,76 | 26,83 | 21 год | (1) |
Мегхалая | 30 | 4,38 | 34 | (-4) | — | — | 29 | (5) |
Нагаленд | 31 год | 3,41 | 28 год | (3) | 14,16 | 10,75 | 29 | (-1) |
Аруначал-Прадеш | 32 | 1,23 | 34 | (-2) | — | -1,23 | 29 | (5) |
Манипур | — | — | 32 | — | 0,27 | — | 29 | (3) |
Дадра и Нагар Хавели | — | — | 26 | — | 21,88 | — | 23 | (3) |
Даман и Диу | — | — | 24 | — | 28,69 | — | 18 | (6) |
Лакшадвип | — | — | 34 | — | — | — | 15 | (19) |
Лучшие состояния по разным направлениям оценивания 2015 г.
Область оценки | Среднее по стране | Государство с лучшими показателями |
---|---|---|
Открытие бизнеса | 31,91% | Пенджаб (81,48%) |
Соблюдение экологических процедур | 31,61% | Гуджарат (100,00%) |
Соблюдение трудового законодательства | 33,81% | Джаркханд (100,00%) |
Получение утилит, связанных с инфраструктурой | 32,01% | Махараштра (88,89%) |
Регистрация и соблюдение налоговых процедур | 48,61% | Карнатака (97,73%) |
Проведение проверок | 19,45% | Джаркханд (72,00%) |
Обеспечение исполнения контрактов | 16,49% | Махараштра (55,56%) |
Пять лучших штатов по разным направлениям оценки 2015 г.
Классифицировать | Открытие бизнеса | Отвод земли и получение разрешения на строительство | Соблюдение экологических процедур | Соблюдение трудового законодательства | Получение коммунальных услуг, связанных с инфраструктурой | Регистрация и соблюдение налоговых процедур | Проведение проверок | Обеспечение исполнения контрактов |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Пенджаб
(81,48%) |
Мадхья-Прадеш
(72,73%) |
Гуджарат
(100,00%) |
Джаркханд
(100,00%) |
Махараштра (88,89%) | Карнатака (97,73%) | Джаркханд
(72,00%) |
Махараштра
(55,56%) |
2 | Андхра-Прадеш
(78,57%) |
Гуджарат
(72,41%) |
Андхра-Прадеш
(85,19%) |
Гуджарат
(76,47%) |
Гуджарат
(75,00%) |
Андхра-Прадеш
(90,63%) |
Гуджарат
(71,74%) |
Мадхья-Прадеш
(44,44%) |
3 | Чхаттисгарх
(77,78%) |
Махараштра
(70,27%) |
Раджастхан
(70,37%) |
Чхаттисгарх
(76,47%) |
Мадхья-Прадеш
(75,00%) |
Раджастхан
(89,47%) |
Андхра-Прадеш
(62,00%) |
Гуджарат
(33,33%) |
4 | Одиша
(71,43%) |
Раджастхан
(63,64%) |
Пенджаб
(70,37%) |
Андхра-Прадеш
(75,00%) |
Дели
(68,75%) |
Одиша
(85,29%) |
Чхаттисгарх
(58,00%) |
Чхаттисгарх
(33,33%) |
5 | Раджастхан
(65,38%) |
Андхра-Прадеш
(62,16%) |
Мадхья-Прадеш
(66,67%) |
Уттар-Прадеш
(70,59%) |
Андхра-Прадеш
(60,00%) |
Мадхья-Прадеш
(82,50%) |
Раджастхан
(50,00%) |
Тамил Наду
(33,33%) |
Что такое рейтинг Doing Business?
Рейтинг Doing Business – это ежегодное исследование группы Всемирного банка, в котором 190 стран оцениваются по лёгкости ведения предпринимательской деятельности. Оценку дают по 10 основным индикаторам. В целом же рейтинг посвящён оценке нормативных актов, которые регулируют деятельность малого и среднего бизнеса, и их применению на практике. Исследование проводят с 2003 года, а с 2005-го составляют рейтинг для сравнения стран между собой.
Основная цель – дать госорганам разных стран возможность, сравнивая себя с государствами-лидерами, улучшать законы и скорость работы с документами
Казахстанские чиновники уделяют Doing Business особое внимание и ориентируют свою законодательную деятельность, в том числе, и на укрепление позиций страны в этом рейтинге
Informburo.kz ранее уже рассказывал о методике исследования Doing Business. Среди его особенностей отмечалось, что составители опираются на казахстанскую статистику и формальные показатели, но не учитывают социальные факторы, теневую экономику и коррупцию.
Кроме того, рейтинг не оценивает собственно достижения государств в развитии бизнеса, и потому единственным способом улучшить своё положение в рейтинге стало проведение реформ, упрощение и ускорение документооборота.
Казахстан поднялся в рейтинге Doing Business. Это что-то меняет? Бизнесменам стало легче?
При этом казахстанских чиновников уже ловили на несоответствии заявленных реформ в строительстве с их применением на практике. Из-за этого в 2017 году страна потеряла одну позицию в Doing Business, опустившись с 35-го на 36-е место.
Среди преимуществ методики рейтинга лёгкости ведения бизнеса обычно называют прозрачность используемых показателей и нормативно-правовых актов – все они есть в открытом доступе. Кроме того, сравниваются сопоставимые документы и статистика, что исключает искажения при сравнении развитых государств Запада и развивающихся стран.
С другой стороны, Doing Business не учитывает экономическое состояние и структуру финансовой системы исследуемых стран, а сам рейтинг страны формируется лишь по одному городу – крупнейшему деловому центру. В Казахстане был выбран Алматы, что не отражает ситуацию в других регионах страны.
Есть и другие рейтинги, которые сравнивают страны между собой, в том числе и по развитию бизнеса. Самый известный из них – Глобальный индекс конкурентоспособности Всемирного экономического форума. Отличается от Doing Business он более широким охватом показателей – от состояния финансовой системы и инфраструктуры до здравоохранения и инновационного потенциала. Казахстан тоже стремится расти в этом рейтинге, в последнем он занял 55-е место. Хотя и вырос по большей части за счёт того, что другие страны ухудшили свои позиции.
Положения доклада Doing Business
Каждый год Doing Business проводит исследование в 190 странах мира на предмет легкости развития и ведения предпринимательского дела. В ходе анализа используется 11 критериев, касающихся нескольких сторон управления компанией:
- основание собственного дела;
- оформление разрешительных бумаг на строительство;
- подключение электроэнергии;
- регистрирование активов;
- оформление кредитных займов;
- защита инвесторов из числа меньшинств;
- налоговые взносы;
- мировая торговля;
- соблюдение договоренностей;
- урегулирование несостоятельности.
Составляя рейтинг легкости ведения бизнеса, аналитики учитывают и особенности урегулирования отношений на рынке труда. Однако в чарты 2019 этот критерий не вошел.
В ходе исследования 2019 года выяснилось, что количество изменений, проведенных в период с 02.06.2017 по 01.05.2018, составляет 314. 128 государств изменили политику работы сферы бизнеса, что позволило улучшить и облегчить развитие этой отрасли экономики. Глобальные преобразования заметны в Афганистане, Джибути, Китае, Азербайджане, Индии, Того, Кении, Кот-д’Ивуаре, Турции, Руанде.
Интересный факт: около одной третьей реформ приходится на страны Африки, расположенные ближе к югу от Сахары. За исследуемый период государства внедрили 107 реформ. Что касается Бразилии, РФ, Индии и Китая, им удалось реализовать 21 нововведение. По большей части, реформы касаются сферы электроэнергии и налаживания торговых отношений с другими государствами.
10 стран, занявших первые строчки в рейтинге легкости ведения бизнеса, имеют одинаковые черты эффективности и качества регулирования предпринимательской деятельности. В государствах регулярно проводятся проверки строящихся объектов, автоматизируются инструменты, используемые предприятиями для восстановления работы при перебоях электроэнергии. Также разрабатываются надежные средства защиты, проводится автоматизация работы специализированных коммерческих судов.
Влияние[править | править код]
Более 3000 научных работ использовали данные из индекса. Утверждается, что влияние совершенствования регулирования на экономический рост является очень сильным. Переход от худшей четверти стран к лучшей четверти предполагает увеличение ежегодного прироста ВВП на 2,3 процентных пункта. Еще 7000 рабочих документов в отделах экономики и социальных наук используют данные отчёта Doing Business. Среди авторов таких работ-лауреат Нобелевской премии по экономике 2016 года Оливер Харт (экономист).
Различные субкомпоненты индекса сами по себе дают конкретные предложения по улучшению. Многие из них могут быть относительно просты в реализации и не вызывают сомнений (за исключением, возможно, коррумпированных чиновников, которые могут извлечь выгоду из обременительных правил, требующих взяток в обход). Таким образом, индекс повлиял на многие страны. Некоторые из них явно нацелены на достижение максимальной позиции в индексе, например в списке top 25.
Несколько схожими годовыми отчётами являются индексы экономической свободы и доклад о глобальной конкурентоспособности. Они, особенно последний, рассматривают гораздо больше факторов, влияющих на экономический рост, таких как инфляция и инфраструктура. Однако эти факторы могут быть более субъективными и расплывчатыми, поскольку многие из них измеряются с помощью обследований и их труднее быстро изменить по сравнению с нормативными актами.
В ноябре 2017 года EconTalk подкаст объясняет длительное влияние в академических и политических кругах отчёта Doing Business.
Критика[править | править код]
Методика расчёта индекса может незначительно меняться из года в год, поэтому позиции стран в рейтинге не являются вполне сопоставимыми между годами.
Рейтинг учитывает только формальные индикаторы, но не учитывает базовые институциональные (культурные) условия ведения бизнеса в стране, такие как уровень доверия, отношение к предпринимателям, прибыльность и т.д.
Методология ведения бизнеса в отношении трудового законодательства подвергалась критике со стороны Международной конфедерации профсоюзов, поскольку она выступает за гибкое регулирование занятости. В ранних отчётах, чем легче было уволить работника по экономическим причинам в стране, тем активнее улучшался ее рейтинг. Индекс занятости работников был пересмотрен в Doing Business 2008 для обеспечения полного соответствия 188 конвенциям Международной организации труда. Впоследствии он был удалён из рейтинга. ITUC дебютировал Глобальный индекс прав в 2014 году в качестве ответа на отчёт Doing Business.
В 2008 году группа независимой оценки Группы Всемирного банка, являющаяся полунезависимым наблюдательным органом в рамках Группы Всемирного банка, опубликовала оценку индекса ведения бизнеса. В докладе рекомендуется, что индексу следует быть более чётким в плане понимания того, что измеряется и не измеряется, раскрывать изменения в опубликованных данных, набирать больше информаторов.
В исследовании, проведённом по заказу норвежского правительства, отмечаются методологические недостатки, неопределённость в способности показателей отражать основополагающий деловой климат и общее беспокойство по поводу того, что многим странам может оказаться легче изменить свой рейтинг в сфере ведения бизнеса, чем изменить основополагающую деловую среду.
В июне 2013 года независимая группа экспертов, назначенная президентом Всемирного банка и возглавляемая Тревором Мануэлем из Южной Африки, опубликовала обзор, в котором выразила обеспокоенность по поводу возможности неправильного толкования доклада и индекса, узости базы показателей и информации, методологии сбора данных и отсутствия экспертного обзора. Она рекомендовала сохранить этот доклад, но исключить совокупные рейтинги и внедрить процесс коллегиального обзора (в частности). Что касается вопросов уплаты налогов и найма работников, то она отметила, что «последние уже исключены из рейтингов отчёта. Несмотря на убедительные аргументы в пользу уделения внимания этим аспектам ведения бизнеса, банку необходимо будет тщательно продумать правильный способ оценки регулирования и правовой среды в этих областях, если эти показатели будут сохранены.»
Критерии ведения бизнеса для измерения времени, необходимого для завершения процедуры, были основаны на некоторых упрощённых предположениях: «предполагается, что минимальное время, необходимое для каждой процедуры, составляет 1 день. Хотя процедуры могут проводиться одновременно, они не могут начинаться в один и тот же день (то есть одновременные процедуры начинаются в последовательные дни)». Эти предположения вызвали определённую критику, особенно со стороны стран, которые могут начать или завершить одну или несколько процедур одновременно и поэтому могут быть понижены в рейтинге в конечном итоге. Всемирный банк заявил, что одни и те же критерии применяются ко всем странам и поэтому не будут давать необъективных результатов. В 2014 году возможные искажения в применении показателя времени DB были математически продемонстрированы в научной статье, опубликованной на сайте Rivista italiana di economia demografia e statistica (итальянский обзор экономики, демографии и статистики). Всемирный банк частично пересмотрел критерии, включив новое допущение для процедур телематики: «каждая процедура телематики составляет 0,5 дня вместо одного дня (и процедуры телематики также могут проходить одновременно)».
Пора на раздобытки
Не рейтингом единым жив малый бизнес, мог бы сказать экономист, но и спросом на свою продукцию. С 2014 года позиции России в рейтинге Doing Business начали расти как на дрожжах, а вот доходы населения — снижаться, сейчас они минимум процентов на десять ниже, чем были тогда, и гражданам просто нечем платить микробизнесменам. А если будут реализованы планы Минэкономразвития по снижению объема потребительских кредитов, то денег для малого бизнеса останется еще меньше.
Ну а что не так, могли бы сказать создатели Doing Business? Этот рейтинг на самом деле не про экономику, а про качество формальных бюрократических процедур в сравнительно узких сегментах. Да, в странах — лидерах Doing Business (Новой Зеландии, Дании, Сингапуре) все хорошо и с экономикой, и с бюрократией, и с малым бизнесом. Но эти же страны лидируют и в других рейтингах. Например, в Рейтинге экономической свободы Сингапур и Новая Зеландия находятся на 2–м и 3–м местах, а Россия — на 107–м. И в Рейтинге некоррумпированных стран та же Новая Зеландия стоит на 2–м месте, Сингапур — на 3–м, а Россия — на 138–м. Российский экономист Константин Сонин считает, что рейтинг Doing Business — как медицинский градусник. Если его показания тревожат, можно начать лечение. Или, если вам больше нравится, просто «сбивать температуру».
Да и вообще, скажу страшную вещь: даже если бы малый бизнес развивался очень хорошо, сами по себе и его рост, и легкость ведения еще не являются признаками развитой экономики.
Например, по размеру своего вклада в ВВП и проценту трудоспособного населения, занимающегося микробизнесом, мировыми лидерами являются вовсе не Соединенные Штаты и не Евросоюз, а страны субэкваториальной Африки — вроде Уганды и Мозамбика, где за пределами корпораций, качающих ресурсы на экспорт, каждый сам себе микропредприниматель или самозанятый. Может быть, в этом и заключается действительный план по развитию малого бизнеса к 2024 году.
Все, кому не повезло служить при углеводородах или в их охране, должны будут превратиться в самозанятого добытчика, промышляющего натуральным хозяйством на подножном корму.
Примечания[править | править код]
- , pp. 285-307.
- (англ.). DoingBusiness.org. The World Bank Group. Дата обращения: 7 марта 2017.
- (англ.). DoingBusiness.org. The World Bank Group. Дата обращения: 7 марта 2017.
- (англ.). DoingBusiness.org. The World Bank Group. Дата обращения: 7 марта 2017.
- (англ.). DoingBusiness.org. The World Bank Group. Дата обращения: 7 марта 2017.
- (англ.). DoingBusiness.org. The World Bank Group. Дата обращения: 7 марта 2017.
- (англ.). DoingBusiness.org. The World Bank Group. Дата обращения: 7 марта 2017.
- (англ.). DoingBusiness.org. The World Bank Group. Дата обращения: 7 марта 2017.
- (англ.). DoingBusiness.org. The World Bank Group. Дата обращения: 7 марта 2017.
- (англ.). DoingBusiness.org. The World Bank Group. Дата обращения: 7 марта 2017.
- (англ.). DoingBusiness.org. The World Bank Group. Дата обращения: 7 марта 2017.
- . www.doingbusiness.org.
- . Bloomberg. Дата обращения: 23 августа 2011.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 24 октября 2019.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 24 октября 2019.
Великобритания
Хотя позиции Великобритании были снижены из-за Брексита, она остается привлекательной юрисдикцией для ведения бизнеса. В Doing Business 2019 Великобритания заняла 9-ю строчку, набрав 82,65 балла. Аналитики объясняют это некоторым замедлением оборотов самых крупных компаний в стране, а также с отходом определенных банков в другие страны.
Но преимущества ведения бизнеса в Великобритании все так же незыблемы:
- ВВП растет на 1,8% в год.
- Инфляция почти незаметна – всего лишь 0,7%.
- Высокая квалификация специалистов и рабочих в стране.
- Хорошие условия для развития предприятий сельского хозяйства и промышленной сферы – наличие плодородных земель, автоматизированные процессы производства и обработки.
- Значительный объем экспорта энергоресурсов.
- В Великобритании расположились штаб-квартиры самых крупных концернов мира, и большинство из них уходить не собираются.
- Высокоразвитая банковская сфера, сферы страхования и бизнес-услуг.
По отдельным критериям оценки Великобритания заняла следующие места:
- Создание бизнеса – 19-е место (94,58 балла).
- Получение разрешений на строительство – 17-е место (80,29 балла).
- Подключение к системе электроснабжения – 7-е место (96,45 балла).
- Регистрация собственности – 42-е место (75,34 балла).
- Получение кредитов – 32-е место (75 баллов).
- Защита инвесторов – 15-е место (75 баллов).
- Налогообложение – 23-е место (84,14 балла).
- Международная торговля – 30-е место (93,76 балла).
- Обеспечение исполнения контрактов – 32-е место (68,69 балла).
- Процедура банкротства – 14-е место (80,27 балла).
Направления формирования благоприятного инвестиционного климата в России
Среди мероприятий, направленных на формирование благоприятного инвестиционного климата в РФ, можно выделить:
- развитие государственно-частного партнерства, способного значительно повысить эффективность инвестиционных проектов за счет использования преимуществ государственных и частных инвестиций;
- совершенствование нормативно-правовых основ инвестиционной деятельности;
- формирование инфраструктуры инвестиционной сферы;
- развитие системы долгосрочного кредитования;
- развитие малого предпринимательства.
Конкретные мероприятия в этом направлении должны предусматривать:
- Внесение изменений или отмена различных законодательных актов, затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности.
- Снижение влияния государственных компаний на инвестиционный климат путем приватизации крупных пакетов акций, находящихся в федеральной собственности, и исключением из состава совета директоров акционерных обществ с государственным участием руководителей федеральных органов исполнительной власти с включением вместо них независимых директоров.
- Ужесточение контроля за коррупционными правонарушениями.