Содержание
- Языки программирования обошли иностранные
- Школы, не входящие в первую «двадцатку» рейтингов
- Школьники и профессии
- The MBA Advantage
- Государство и экспорт российского EdTech
- BusinessWeek
- Разработчиков прибыло
- Что такое рейтинг
- В каком возрасте пора получать MBA?
- Иван Себедаш, директор по продукту образовательной онлайн-платформы «Учи.ру»:
- Игорь Коропов, основатель и директор по продукту Skillbox:
- Новый рейтинг EdTech-компаний
- Forbes
- Бизнес и корпорации
Языки программирования обошли иностранные
По итогам второго квартала 2020 года на рынке онлайн-образования произошла смена лидера. Исходя из оценки, впервые по объему выручки им стал онлайн-университет современных профессий Skillbox, обойдя лидера рейтингов 2018-2019 годов, школу иностранных языков Skyeng.
Помимо сильного инвестора (Mail.ru Group стала основным владельцем Skillbox в конце прошлого года), свою роль мог сыграть тот факт, что в период пандемии интерес к иностранным языкам оставался на прежнем уровне, тогда как цифровые профессии стали восприниматься в общественном сознании как фактор выживания еще больше, чем раньше.
«Надо отметить, что у нас не было резкого притока новых учеников в период карантина, все было в пределах прогнозов на год, который составлялся в конце 2019 года, — говорит Александр Ларьяновский, управляющий партнер Skyeng. — Пандемия не принесла нам ощутимых изменений. Мы думаем, что наша динамика и стабильность сохранятся — все будет в пределах плана, без каких-то резких всплесков или провалов».
При этом на рынке обучения цифровым профессиям компании увидели рост, причем если рассматривать его относительно первого квартала 2020 года, Skillbox даже не является лидером «по скачку». Компания прибавила за квартал около 40%, в то время как Geekbrains и новичок в Топ-10 «Яндекс.Практикум» — порядка 60%. Geekbrains, например, заявил, что в «ковидный период» с середины марта по июнь 2020 года количество новых студентов у него выросло на 740%.
«Второй квартал стал большим испытанием для всего рынка образования, — рассказывает Дмитрий Крутов, сооснователь и гендиректор онлайн-университета Skillbox. — Важно было не упасть в качестве на большом объеме. Мы росли с сохранением наших темпов, но наши текущие студенты стали учиться примерно в два с половиной раза больше»
Школы, не входящие в первую «двадцатку» рейтингов
Американские и европейские бизнес-школы, не попавшие в первую «двадцатку» рейтингов, не так известны в мире, как лидеры. Однако не стоит вовсе списывать их со счетов. Исследования подтверждают, что престижное имя школы не является фактором, имеющим решающее влияние на профессиональный успех в будущем. Экономист Алан Крюгер и представитель фонда Стэйси Берг Дейл решили проверить, насколько утверждение о ценности диплома элитных университетов соответствует действительности. В 1999 году они провели исследование, в ходе которого обнаружили, что кандидаты, получившие приглашение из престижных университетов, но в итоге выбравшие более демократичные заведения, в работе добиваются не меньших успехов, чем их ровесники — выпускники ведущих вузов.
Мысль о том, что качество преподавания в школах, не занимающих первые строчки рейтингов, оставляет желать лучшего, в корне не верно. К слову сказать, условия обучения и проживания в них зачастую оказываются даже лучше. Это связано с тем, что большинство абитуриентов (особенно из других стран мира) стремятся попасть в самые престижные школы и менее известные учебные заведения иногда испытывают недостаток слушателей. В условиях высокой конкуренции школы предлагают студентам достаточно привлекательные условия.
Конечно, главный плюс — это стоимость обучения в таких школах, которая обычно в 2—2,5 раза меньше, чем в тех, которые занимают первые строчки рейтингов. Кто-то приводит такой аргумент — в школы, не входящие в первую «двадцатку», не приезжают ведущие работодатели мира. Это тоже не совсем соответствует действительности. Например, Джанет Ричерт, директор по вопросам карьеры при University of Maryland (28-я позиция в последнем рейтинге BusinessWeek), отмечает, что в 2004 году в этой школе набирали сотрудников такие компании, как , , и . В список 15 ведущих работодателей-выпускников школы также входят финансовые компании Wachovia, The World Bank и UBS.
А в (также «вторая лига» рейтинга BusinessWeek 2004) на кампус в 2004 году приезжали представители компаний GE, FedEx, IBM, ВВ&Т, SunTrust и Wachovia.
Некоторые студенты выбирают такие бизнес-школы еще и из-за теплой, иногда почти
домашней атмосферы. «Одно из главных наших преимуществ — небольшой поток слушателей, благодаря этому каждому из них уделяется много внимания преподавателей, комментирует Дэвид Уотерс, один из директоров центра карьеры в Terry College of Business. — Мне нравится, что в школе Terry царит культура «конкуренции и сотрудничества», где люди помогают друг другу, сохраняя при этом ориентацию на достижение собственных целей. Мы стараемся сделать так, чтобы все занятия соответствовали главной задаче в нашей работе и в работе менеджера — развитию лидерских способностей».
Большинство таких школ не меньше заинтересованы в иностранных студентах, чем ведущие университеты с мировым именем. Во всех европейских бизнес-школах соответствующего уровня учатся в среднем около 40% слушателей из других стран.
Если главная цель поступления в бизнес-школу — обзавестись новыми полезными контактами и связями, то легче всего это сделать в престижном учебном заведении. Но тоже не всегда. Множество небольших школ имеют довольно узкую специализацию. Поэтому все, с кем вам предстоит учиться, могут в будущем оказаться вашими партнерами, ведь, скорее всего, все вы будете работать в одной отрасли. Например, финскую окончили почти все руководители высшего звена компании Nokia.
Школьники и профессии
Среди компаний, закрывших квартал с минусом по отношению к I кварталу 2020 года, представлены все направления EdTech, кроме цифровых профессий и школьного образования. В сумме компании второго сегмента — а это почти треть участников рейтинга — заработали более ₽3,5 млрд. Самым крупным из них стала онлайн-школа для детей и подростков Skysmart: в марте 2021 года Skyeng запустила в Skysmart несколько новых предметов — теперь там можно заниматься не только английским и математикой, но и русским языком, физикой, обществознанием, шахматами, подготовиться к начальной школе и выпускным экзаменам.
Впрочем, наибольший рост среди всех сегментов показали компании, обучающие цифровых профессиям. Они увеличили общую сумму на 148,07% с ₽1,3 млрд в I квартале 2020 года до 3,1 млрд в 2021 году. Направление представляет всего девять онлайн-школ, состав которых практически не меняется. Крупнейшими игроками по-прежнему остаются Skillbox, «Нетология» и Geekbrains.
«Нетология» опустилась в рейтинге лишь по техническим причинам: школьное направление под брендом «Фоксфорд» окончательно выделилось в отдельную компанию и заняло отдельную строчку (как и Edmarket, входящий в холдинг TalentTech).
«Выручка оказалась прогнозируемой, уже несколько лет подряд мы видим некоторый «отскок» после сезона больших покупок — IV квартала. Это ситуация, связанная с типичным поведением человека в канун больших распродаж и праздников», — отметили в SkillFactory.
The MBA Advantage
В 2004 году вышла книга доктора Рональда Ипла под названием The MBA Advantage, в которой он помимо всего прочего предлагает свой вариант ранжирования бизнес-школ. Рейтинг The MBA Advantage основан на экономической ценности получаемой после окончания программы степени МВА, а не на популярности школы среди слушателей и работодателей. Вот дословная цитата из книги: «Самый главный вопрос, который должен задать себе любой человек, думающий о поступлении в бизнес-школу, имеет отношение к уровню зарплаты ее выпускников. Он звучит примерно так: «Насколько заработная плата выпускников этого учебного заведения выросла в течение нескольких лет после выпуска в сравнении с ростом, который был бы возможен, если бы человек остался на прежнем месте работы?» Другими словами, мой рейтинг построен на росте уровня доходов,
ставшем возможным благодаря получению диплома МВА».
Государство и экспорт российского EdTech
Наталья Царевская-Дякина отмечает возросший интерес государства к сегменту частного образования. Второй квартал ознаменовался принятием в последнем чтении закона «О просветительской деятельности», который однозначно повлияет на весь рынок целиком.
Также она говорит о громкой покупке ИД «Просвещение», которое теперь на 25% принадлежит «Сберу», РФПИ и ВЭБ и было приобретено с целью масштабной цифровизации базового школьного образования и появления новых технологий и услуг.
«Сложно сейчас оценить всю совокупность активностей и заявлений регулятора и окологосударственных структур на рынке образования, но с усилением влияния государства на EdTech мы точно столкнемся», — резюмирует эксперт.
«Повышение внимания государства к сфере онлайн-образования — это заметный тренд, — считает Ольга Хасякова, генеральный директор «ИнтернетУрока». — Закон о просветительской деятельности — одно из проявлений такого внимания. С одной стороны, любое ужесточение правил игры воспринимается с тревогой, с другой — мы же все-таки говорим об образовании, тем более школьном. Это, по сути, основа государства
И тут важно, чтобы все игроки рынка понимали те самые правила и соблюдали их»
Алексей Соловьев, венчурный инвестор, основатель A.Partners:
-
Во втором квартале 2021-го однозначно были важные сделки. Во-первых, это мегараунд GetCourse, одной из старейших платформ на рынке. Winter Capital купил долю в GetCourse за $50 млн. Кроме того, фонды, которые никогда особенно не проявляли интерес к EdTech, начали в него активно инвестировать.
-
Однако ключевой тренд на данный момент — это экспорт российского EdTech. Компании с российскими корнями имеют международную выручку и неплохо развиваются за рубежом.
-
Еще одна тенденция: теперь уже крупные игроки, которые сами раньше были стартапами, выступают стратегическими инвесторами. Например, сервис Skillbox купил долю в школе английского языка «КЭСПА» за ₽100 млн.
-
Очень интересный тренд — «китайский маневр» — это образец всему миру и нам в том числе. Если какие-то решения будут приниматься, есть вероятность, что в их основу может быть положен китайский опыт, но это добавляет дополнительные риски инвесторам в этом сегменте.
-
Сейчас образование выходит в смешанные форматы — онлайн плюс офлайн. Maximum Education давно в таком формате работала, но это явление становится более заметным. Иллюстрация этого момента: стойки Skillbox и заявление об открытии 150 кампусов «Like Центра».
Дина Каракаш, управляющая портфелем ФРИИ:
На фоне затухающего интереса рынĸа ĸ срочной смене профессии, подогретой аудитории, отĸрытости иностранного рынĸа ĸ удаленным решениям, механиĸ работы с аномальными нагрузĸами и избыточного объема финансовых ресурсов, ĸомпании сейчас имеют больше простора для тестирования гипотез и поисĸа свободных ниш. Это то, что мы и наблюдали во втором ĸвартале 2021 года.
Расширяется география, тестируются новые продуĸтовые ниши, бизнес-модели и так далее. Хорошим примером таĸой динамичной работы во втором ĸвартале могут послужить SkySmart и «Like Центр». Огромным шоĸом для рынĸа стали изменения и неопределенность в регулировании дополнительного образования (tutoring) в Китае. По данным Holon IQ, именно EdTech в Китае поĸазывал реĸордные значения по сумме привлеченных венчурных инвестиций с 2015 года, но не по ĸоличеству сделоĸ.
Первое полугодие 2021 года впервые ознаменовалось низĸой аĸтивностью в сеĸторе и падением котировок ĸомпаний, занимающихся дополнительным образованием. Достаточно взглянуть на фееричный обвал стоимости аĸций TAL Education Group. В это же время Европа и США демонстрируют новые реĸорды по сумме привлеченных инвестиций в EdTech, в том числе за счет мегараундов ($100 млн и выше). Продолжают расти средний чеĸ сделоĸ в сегменте и ĸоличество единорогов. По предварительным оценĸам, за последний ĸвартал в EdTech появилось семь новых единорогов. Всего их теперь 74 штуки, с 2010 года они собрали 107 мегараундов, из ĸоторых 53 пришлось на последние 18 месяцев.
Рейтинг составлен при поддержке компаний «Яндекс.Практикум», «Контур.школа», «Нетология-групп», SkillFactory, Puzzle English, «Актион-МЦФЭР», Alpina Digital, «Государство детей», Skillbox, XYZ, «ИнтернетУрок».
BusinessWeek
Журнал BusinessWeek оценивает бизнес-школы приблизительно по десяти разным параметрам и выводит среднее значение по ним. Приоритетные критерии оценки таковы:
- Средняя начальная зарплата выпускников
- Доля выпускников, нашедших работу в течение трех месяцев после выпуска
- Доля выпускников, которым была предложена работа сразу по окончании бизнес-школы
- Соотношение числа вакансий компаний-работодателей, обратившихся в школу, и числа выпускников
- Состав студентов, поступивших на пр ограммы full-time MBA (анализируется по трем показателям: средней оценке по GMAT, среднему арифметическому всех оценок студента во время получения первого высшего образования, проценту поступивших абитуриентов)
- Репутация школы по результатам специального опроса выпускников и работодателей
BusinessWeek общается напрямую с «клиентами» бизнес-школы — с ее выпускниками
и компаниями-работодателями — и публикует свои рейтинги каждые два года. Общее правило проведения исследований — один опрос по каждой компании. Издание не учитывает произвольную статистику вроде общего балла GMAT, уровня заработной платы и т.д.
Рейтинг BusinessWeek — пионер масштабных рейтингов. В 2004 году, по данным этого
издания, лидировал , за ним следовали и . Лидеры программ вне пределов США — , и . Такие результаты оказались довольно неожиданными. Сотрудники BusinessWeek репортер Кейт Хейзелвуд и редактор отдела МВА Дженнифер Мерритт говорят, что в этом году на рейтинги очень повлияли компании-работодатели. Те школы, которые, по их словам, давали лучшие навыки
soft skills, получили максимальные оценки. Самое быстрое движение вверх по строчкам рейтинга было отмечено у американской бизнес-школы Purdue. Чуть медленнее оказались , , и .
Все школы, известные высокой технической оснащенностью и интенсивностью программ, получили одинаково высокие оценки как со стороны работодателей, так и со стороны слушателей.
Разработчиков прибыло
В этом году в рейтинг вошли несколько новых разработчиков онлайн-курсов. По сумме выручки сегмент вырос на 51% по сравнению с I кварталом 2020 года. Крупнейшим его представителем остается Getcourse, заработавший в начале этого года ₽430 млн. На строчке ниже почти с теми же показателями расположилась компания iSpring, а замкнула тройку лидеров сегмента платформа для проведения вебинаров, онлайн-встреч и конференций Webinar Group.
В целом большинство участников сегмента показали хорошие результаты в сравнении с тем же периодом прошлого года. «Прирост к прошлому году составил 28%. На b2b-рынке, после пандемийного года, для первого квартала — это хороший показатель», — считает Алексей Вагин, генеральный директор платформы «Эквио».
Что такое рейтинг
Во всем мире рейтинги имеют большое значение в процессе выбора бизнес-школы и программы обучения. Каждый рейтинг ценен по-своему, и у каждого есть свои сильные и слабые стороны. Можно перечислить, по крайней мере, несколько абсолютно не связанных друг с другом критериев оценки школ:
- Уровень и динамика роста заработной платы выпускников
- Качество преподавания по определенным специализациям
- Средний проходной балл по результатам теста GMAT
- Доля иностранных студентов
- Активность ведения и качество научно-исследовательской работы
К сожалению, некоторые из публикуемых в деловой прессе рейтингов представляют собой не более чем списки школ по их популярности, а используемые в них критерии исчерпывающими назвать нельзя. Иногда в рейтингах рассматриваются только американские программы, а иногда — только проходящие в формате full-time. Критерии составления рейтингов различны, а временами и скрыты от потребителя. Поэтому пользоваться подобными оценками нужно грамотно и внимательно.
При изучении рейтингов следует помнить, что они имеют коммерческое значение как для самих бизнес-школ, так и для их составителей. Причем далеко не все компании публикуют свою методику ранжирования школ. Интерес авторов рейтингов заключается как раз в смене лидеров из года в год. Это создает интригу, а значит, способствует популярности издания.
В каком возрасте пора получать MBA?
Глава Apple Тим Кук получил степень MBA в 28 лет — к этому моменту он уже несколько лет проработал на позиции топ-менеджера в IBM. Сатья Наделла занимал менеджерскую позицию в Microsoft, а в бизнес-школу поступил в 29, когда его карьера уже была на пике. Глава Google Сундар Пичаи получил MBA в 30, проработав несколько лет инженером в разных компаниях Кремниевой долины.
Как видно, все они получили степень МВА ближе к 30 годам и к тому моменту уже построили успешную карьеру. Вероятно, Кук, Наделла и Пичаи добились бы успеха и без степени. Но образование помогло им совершить карьерный рывок. Пичаи отмечал, что бэкграунд Уортонской школы бизнеса позволяет ему хантить лучших людей в Google, а Наделла признавал, что бизнес-образование придало ему уверенности, которой ему так не хватало. Будущие CEO глобальных корпораций почувствовали, что настал момент для нового этапа — и поступили в бизнес-школу.
Индустрия 4.0
Глава Apple Тим Кук: «Вы больше не клиент. Вы — продукт»
В целом, MBA-программы не устанавливают формальных возрастных рамок. Но считается, что лучше прокачивать управленческие навыки в более молодом возрасте. Например, в США принято получать бизнес-образование в 27–28 лет, а в России средний возраст студента MBA — 34–39 лет. И глобально этот показатель растет: хотя по статистике Financial Times он стабильно держится на отметке 28 лет, возрастной разрыв между учащимися увеличивается. Поэтому сегодня в бизнес-школы поступают как 23-летние, так и 55-летние. Причем и тех, и других становится все больше.
Этот тренд поддерживают и аккредитационные комиссии — с недавних пор при оценке новых бизнес-школ они обращают внимание не только на гендерное разнообразие в составе учащихся, но и на возраст студентов. Считается, что участники смешанных групп будут обмениваться опытом и экспертизой, что поможет им выйти из информационного пузыря и по-новому взглянуть на многие вещи
Экономика образования
Призыв к ответственности: что беспокоит миллениалов и зумеров в 2021 году
На демографию MBA влияет и смена поколений. Так, в США и Европе миллениалы и зумеры чаще делают перерыв в учебе после окончания школы или колледжа, а также берут саббатикалы (долгосрочные отпуски за свой счет или за счет работодателя). Неудивительно, что средний возраст студентов бизнес-школ увеличивается.
Еще одна общая черта большинства кандидатов на MBA — это опыт работы. Например, в крупных американских бизнес-школах учатся студенты, которые проработали на разных позициях от нескольких месяцев до 13 лет, а в российских школах — от 3 до 15 лет. Влияет и локальная специфика — например, в России предприниматели и менеджеры в регионах поступают на MBA позже, чем москвичи — не в условные 30, а в 36-40 лет.
В любом случае, возраст и опыт — не главные и не единственные маркеры
Не так важно, сколько лет и в какой индустрии вы проработали, а также какой год рождения указан в вашем паспорте. Определяющую роль играет мышление и наличие внутренней мотивации
Иван Себедаш, директор по продукту образовательной онлайн-платформы «Учи.ру»:
Раньше онлайн-образование было вопросом свободного выбора высокомотивированной аудитории. Учитывая влияние пандемии и популяризацию дистанционных форматов, во многих случаях оно превратится в обязательную практику. Уже в следующем учебном году онлайн станет частью классической системы образования, включая школу и вузы. Формат сильно потеснит очные форматы в корпоративном обучении. При правильной организации процесса и устранении недочетов, которые обнаружили себя во время карантина, этот тренд принесет пользу всему обществу. Образование станет более доступным, современным и гибким.
Один из заметных трендов в России и мире — развитие проектов для детской аудитории. На отечественном рынке эта ниша не была лидирующей, но сейчас все говорит о том, что именно платформы для школьников станут драйвером роста онлайн-образования. В этом году на них пришлось большинство инвестиционных сделок в EdTech. Например, в мае «Умназия» привлекла $1 млн от частных инвесторов, а Leta Capital инвестировал такую же сумму в российский проект MyBuddy.ai в апреле, и вместе с BonAngels вложил еще $1,5 млн в онлайн-школу английского языка Novakid. Эти сделки — часть глобального тренда на стартапы в сфере детского обучения. На июль 2020 года четыре самых крупных «EdTech-единорога» в мировом рейтинге HolonIQ — проекты в сфере детского образования. Бум в этом сегменте приведет к ужесточению конкуренции и повышению требований к качеству продукта. Для аудитории это большой плюс.
Скорее всего, в онлайн-образовании усилится тренд на персонализацию обучения, а более глубокое внедрение технологий позволит сделать качественный рывок. В том числе за счет возможностей искусственного интеллекта. Образование станет интерактивнее благодаря широкому применению VR и AR-технологий, чья доля в EdTech вырастет до $6,3 млрд к 2022 году. В конечном итоге онлайн перестанут противопоставлять очному формату или рассматривать, как вынужденную альтернативу. Разница будет настолько очевидной, что речь пойдет о различных вариантах интеграции или симбиоза.
Вебинар Екатерины Пешеходько на «Учи.ру» о контроле, оценках и обратной связи в дистанционном обучении
Как показало наше совместное исследование с Vinci Agency, увеличилось количество поисковых запросов в сфере мобильного обучения (m-learning). В его основе — использование мобильных приложений и персональных гаджетов. Эта ниша в образовании только начинает зарождаться
Мы прогнозируем ее быстрое развитие в ближайшие годы, особенно в детском сегменте, учитывая важное место гаджетов и интернета в жизни поколений «альфа» и Z
Игорь Коропов, основатель и директор по продукту Skillbox:
В последние годы развитию онлайн-образования всячески препятствовали. Массовый эксперимент с вынужденным дистанционным обучением в изоляции показал, что школы и вузы оказались не готовы к новому формату. Skillbox давно ищет пути сотрудничества с вузами, и сами университеты хотят с нами работать, но законодательные ограничения и проблемы с согласованием программ мешают скоординировать усилия.
Вебинар Skillbox о том, какие изменения ждут профессиональный мир в будущем
EdTech-платформы становятся драйвером изменений на рынке образования. Традиционной модели образования необходимо меняться. Я выделю минимум четыре недостатка существующей системы.
Первый недостаток — полная оторванность классического образования от потребностей рынка труда. Вузы не подстраиваются под нужды работодателей и выпускают специалистов, которым потом приходится переучиваться. Мы пытаемся решить эту проблему. Например, подключаем к дипломным проектам топовые российские компании: Сбербанк, Mail.Ru, «Билайн». Создавая проекты для корпораций, выпускники пополняют портфолио и получают приглашения от работодателей.
Вторая проблема, которая возникает еще в школе, — отсутствие профориентации. Никто не помогает школьнику разобраться в себе, поэтому многие поступают в вузы по инерции, а потом переучиваются. Большая часть аудитории Skillbox — взрослые старше 25 лет, которых не устраивает их профессия.
Третий недостаток — формат обучающего контента. Классическое образование сегодня похоже на поход к стоматологу: больно, неприятно, приходится терпеть, потому что нет альтернативы. В онлайн-образовании развлекательные форматы (edutainment) необходимы, иначе студент просто свернет окно и пойдет смотреть Netflix. Онлайн-университету нужно увлекать учащегося, поэтому мы тратим огромные ресурсы на качественные съемки и разработку сценариев.
Четвертая проблема классической модели — устаревший контент. К моменту, когда студент оканчивает вуз, проходит пять лет. За это время технологии меняются, а знания теряют актуальность.
При этом сегодня в образовании можно выделить два главных тренда: персонализацию и адаптивность. В будущем нас ждут нелинейные образовательные онлайн-программы, адаптированные под индивидуальные задачи каждого учащегося. Мир стремительно меняется, поэтому в приоритете также будут гибкость и скорость.
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.
Новый рейтинг EdTech-компаний
В рейтинг вошли частные российские компании, которые специализируются на онлайн-образовании, игроки формата смешанного обучения с собственными онлайн-платформами и разработчики платформ. На РБК Pro опубликован полный рейтинг компаний, основанный на выручке. За первый квартал 2020 года компании из списка заработали 2,8 млрд руб., а относительно первого квартал 2019 года их позиции в рейтинге изменились:
-
Skyeng, изменение выручки: 29%. Российская онлайн-школа английского языка, основанная в 2012 году. Компания обучает языку с помощью курсов на сайте, рассылок, мобильного приложения.
-
Skillbox, изменение выручки: 289%. Онлайн-университет digital-профессий с преподавателями-практиками. Основные направления обучения: дизайн, маркетинг, программирование и управление.
-
«Учи.ру», изменение выручки: 50%. Образовательная онлайн-платформа, на которой школьники со всех регионов России изучают школьные предметы в интерактивной форме.
-
«Нетология-групп», изменение выручки: 53%. Компания, специализирующаяся на образовании полного цикла. В нее входят несколько проектов, среди которых: «Нетология» — центр обучения digital-профессиям и «Фоксфорд» — онлайн-школа для учеников с 5-го по 11-й класс.
-
GeekBrains, изменение выручки: 50%. Образовательный портал по обучению digital-профессиям с гарантированными стажировками и ориентацией на трудоустройство выпускников.
-
MAXIMUM Education, изменение выручки: 34%. Образовательные программы и технологии в сфере дополнительного образования школьников.
-
GetCourse, изменение выручки: 72%. Цифровая платформа для продажи и проведения обучения онлайн-школ, преподавателей, тренеров и тьюторов. Продюсирование онлайн-школ по рисованию, фитнесу, обучению бьюти-профессиям.
-
iSpring, изменение выручки: 35%. Платформа-конструктор для создания онлайн-курсов и организации образовательных систем. iSpring разрабатывает программное обеспечение для корпоративного обучения.
-
Like Центр, изменение выручки: −42%. Группа компаний, состоящая из собственно EdTech-компании Like Центр и инвестиционного фонда Like.
-
«Актион-МЦФЭР», изменение выручки: 58%. Российская медиакомпания, которая выпускает электронные и печатные профессиональные издания, справочные системы, онлайн-сервисы и курсы.
Компании, которые занимаются сегментами школьного образования и digital-профессий поднялись выше в рейтинге. Эксперты считают, что спрос на новые профессии продолжит расти, поэтому компании ждет кратный рост в третьем и четвертом кварталах 2020 года.
Экономика образования
35 крупнейших EdTech-компаний России: рейтинг РБК
Forbes
Рейтинг журнала Forbes составляется на основе опроса выпускников бизнес-школ Америки и Европы. Школы сравниваются по стоимости обучения с учетом недополученного за время учебы дохода. Рейтинг также показывает динамику роста заработной платы выпускников той или иной школы. Составители рейтингов сравнивают доходы, которые выпускники получают после окончания обучения за период в пять лет, с тем, что они могли бы в среднем заработать за это же время, не получив степень МВА. С помощью подобной оценки можно понять, какую максимальную отдачу в финансовом плане вам стоит ожидать от обучения в интересующей вас школе.
Бизнес и корпорации
Самым быстрорастущим сегментом стало бизнес-образование — ему уступили компании, обучающие цифровым профессиям. По сравнению со вторым кварталом прошлого года сегмент вырос на 213% до ₽2,5 млрд. Его участники остались довольны выручкой, однако часть игроков заметила, что востребованность онлайн-формата начала падать, а значит, пора искать более эффективные методы обучения.
«Ослабление ковидных ограничений и усталость от онлайна подтолкнули людей выходить из дома, — объясняет директор по онлайн-продуктам МШУ «Сколково» Ирина Шашкина. — На этом фоне ощутимо увеличился спрос на очные программы обучения, несмотря на риск их переноса или отмены. Посадка в классах была довольно высокая».
Однако дело не только в формате. По мнению руководителей бизнес-школ, конкуренция ощутимо усиливается, а значит, и требование к качеству продукта растет. «Рынок заполнен огромным количеством записей курсов с очень слабыми практическими заданиями и минимальной обратной связью, — считает Валентин Василевский, совладелец Visotsky Consulting. — Методически последовательные программы будут вытеснять «сборную солянку» из отрывочных вебинаров и мастер-классов разных авторов, чем особенно грешат программы MBA».
«Во втором квартале мы увидели спрос на построение траекторий карьерного и профессионального развития, — отмечает Екатерина Пичелатова, директор по маркетингу «Контур.Школы». — Клиенты приходят к нам не только за знаниями. Их интересуют консультации, проверка и постановка навыков, рекомендации по профессиональному росту. Мы становимся не только учебным центром, но и карьерным наставником».
Что же касается компаний, работающий в корпоративном сегменте, то они заработали почти ₽1 млрд, увеличив выручку по сравнению с предыдущим годом в два раза. Это самая многочисленная категория рейтинга, однако почти половина выручки приходится на «Актион Университет» — образовательный бизнес группы «Актион».
Мы отмечаем рост спроса на микрообучение. Рынку нужны короткие емкие курсы, которые отвечают на конкретный практический вопрос. Среди клиентов наших корпоративных университетов мы также видим спрос на то, чтобы гибко управлять навыками сотрудников, назначать программы разной длительности в зависимости от их реальной потребности и загрузки», — перечисляет Илья Курмышев, директор образовательного бизнеса группы «Актион».
Экономика образования
Микрообучение: чему и как учиться в условиях нехватки времени
«Многие корпорации сосредоточились на онлайн-формате, как в сфере удаленной работы, так и в образовании, — уверены представители корпоративной библиотеки Alpina Digital. — На Западе этот тренд особенно развит — популярность онлайн-курсов возросла с 25 до 60%. Многие платформы начали партнерство с различными университетами (например, Coursera). Растет внедрение ИИ- и VR-технологий. Тренд на непрерывное обучение (Lifelong learning) не только не спадает, а постепенно внедряется в нашу жизнь: уже сложно представить развитие специалиста без постоянной «подпитки» новыми знаниями».