Статья 283. разглашение государственной тайны

Сведения, не подлежащие отнесению к государственной тайне и засекречиванию

В соответствии со ст. 7 Закона не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения:

  • о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
  • о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;
  • о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;
  • о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
  • о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах РФ;
  • о состоянии здоровья высших должностных лиц РФ;
  • о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Какая информация является служебной тайной

Существуют несколько различных классификаций служебной тайны. По категориям она может быть разделена таким образом:

  • служебные секретные сведения о работе федеральных властных, государственных органов; ограничения на доступ к таким сведениям диктуются федеральным законодательством с целью защиты интересов страны;
  • тайна предварительного следствия и судебная тайна, включающая в себя тайну работы судей и присяжных;
  • конфиденциальные сведения, попавшие в поле зрения чиновников по долгу службы: любая личная, профессиональная или относящаяся к ведению бизнеса, не подлежащая разглашению информация.

Имеет место и несколько иная классификация, раскрывающая предыдущую, конкретизирующая служебные тайны по объектам. Согласно ей, к служебным относят:

  • военную тайну;
  • тайну следствия;
  • судебную тайну;
  • налоговую тайну;
  • конфиденциальную информацию, которая составляет чью-либо коммерческую, банковскую, профессиональную тайну или тайну личной жизни, которой владеет государственный или муниципальный служащий.

В силу недостаточной законодательной проработки вопроса разграничения различных видов тайн, многие специалисты-правоведы предлагают относить к служебным, кроме названных выше, адвокатскую тайну, врачебную тайну.

Разберем некоторые вопросы служебной тайны, с которыми приходится сталкиваться в повседневной жизни наиболее часто, подробнее.

Записи актов гражданского состояния населения — у этих сведений двойственная секретность: они являются тайной личности и служебной тайной одновременно: граждане имеют право на личную жизнь согласно Основному Закону страны (ст. 23 Конституции), в то же время чиновники, отображающие факты этой жизни, в силу служебного положения не имеют права распространять указанные сведения третьим лицам произвольно. Обычно в первую очередь, говоря о сведениях ЗАГС, упоминают тайну усыновления, однако в равной степени не подлежат разглашению служебные сведения о рождении, смерти, смене фамилии (имени), изменении семейного положения, определения родственности (установления отцовства). Такие сведения предоставляются только по запросу правоохранительных, судебных органов.

По схожим основаниям охраняется и медицинская (врачебная) тайна, которую, как сказано выше, некоторая часть специалистов предлагает считать служебной.

Являясь налогоплательщиком, каждый гражданин РФ так или иначе сталкивается с понятием налоговой тайны. Не все сведения, передаваемые в налоговую, являются служебной тайной. К примеру, идентификационный номер налогоплательщика, сведения о нарушении законодательства о налогах – это общедоступные сведения.

В то же время налоговой служебной тайной являются:

  • сведения, содержащиеся в налоговой отчетности, декларациях;
  • основания начисления налогов, расчеты, сведения о доходах и расходах фирмы;
  • данные об отчислениях в бюджет за 3 года;
  • иные сведения, касающиеся непосредственно начисления и уплаты налоговых сумм.

Служебную тайну в целом можно разделить на две части:

  • сведения о работе самой государственной (муниципальной) структуры;
  • сведения, ставшие известными чиновникам в соответствии с законом и в силу исполнения ими служебных функций.

Здесь тоже существует альтернативная точка зрения на классификацию этого вида тайны. Она гласит, что к служебной тайне можно отнести только данные о служебной деятельности органов, которые должны быть скрыты от широкой огласки до определенного времени. Такая скрытность будет являться гарантией эффективного выполнения задач, возложенных на государственные и муниципальные структуры законодателем. Речь, в частности, идет о проведении определенного вида проверок, другой оперативной деятельности схожего характера, которая обычно проводится ФНС, органами прокуратуры и т.д.

Другие аспекты тайных сведений, согласно этому мнению, должны быть отнесены к профессиональным тайнам.

Сведения, не подлежащие отнесению к государственной тайне и засекречиванию

В соответствии со ст. 7 Закона не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения:

  • о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
  • о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;
  • о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;
  • о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
  • о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах РФ;
  • о состоянии здоровья высших должностных лиц РФ;
  • о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Утрата документов, содержащих государственную тайну (ст. 284 УК РФ)

Непосредственным объектом преступления являются экономическая безопасность и обороноспособность РФ.

Объективная сторона — нарушение правил обращения с документами, содержащими государственную тайну либо с предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, если это повлекло их утрату. Утрата документов и предметов, обладающих указанными признаками, является следствием нарушения специальных требований.

Конструкция нормы бланкетная.

Для привлечения к ответственности необходимо установить, каким актом регламентируются правила обращения с документами, содержащими государственную тайну, и предметами, сведения о которых носят такой же характер, и какие положения этих правил были нарушены.

Документами, содержащими государственную тайну, являются письменные акты, содержащие сведения, которые составляют такую тайну.

Предметами — являются всякого рода изделия, приборы, материалы, сведения о которых составляют государственную тайну.

Под утратой документов, содержащих государственную тайну, а равно предметов, сведения о которых составляют государственную тайну, понимается такой противоправный выход их из владения данного лица, при котором они стали или могли стать достоянием других лиц, которым содержание документа или сведения о предмете не должны быть известны. Поскольку утрате документов или соответствующих предметов предшествовало нарушение специальных требований, между фактом нарушения правил и выходом документа из владения лица, имеющего допуск к государственной тайне, должна быть установлена причинная связь.

Документы считаются вышедшими из владения, если их нет в месте постоянного хранения.

Утеря документа или предмета в условиях, при которых он не мог оказаться в распоряжении посторонних лиц (например, документ оставлен в пределах служебного помещения) не подпадают под признаки ст. 284.

Утрата документов, содержащих государственную тайну, влечет уголовную ответственность при условии наступления тяжких последствий

Последствия будут тяжкими в том случае, если утраченные документы и предметы попали в руки иностранных спецслужб либо, например, в результате утраты документов нарушается нормальный ход проектирования важного оборонного проекта. Если тяжкие последствия при утрате документа или предмета, содержащего государственную тайну, не наступили, то состав преступления отсутствует

Субъективная сторона преступления характеризуется двойной формой вины: нарушение правил обращения с документами совершается умышленно, по отношению же к последствиям имеет место неосторожность. В целом преступление совершается по неосторожности

Субъектом преступления может быть только лицо, имеющее доступ к государственной тайне.

Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства

  1. Преступления, посягающие на внешнюю безопасность РФ
    • Государственная измена (ст. 275 УК)
  2. Шпионаж (ст. 276 УК)
  3. Преступления, посягающие на легитимность государственной власти
    • Насильственный захват власти или насильственное удержание власти (ст. 278 УК)
  4. Вооруженный мятеж (ст. 279 УК)
  5. Публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя РФ (ст. 280 УК)
  6. Преступления, посягающие на конституционные принципы политического многообразия и многопартийности, а также равенства граждан
    • Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК)
  7. Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды (ст. 282 УК)
  8. Преступления, посягающие на экономическую безопасность и обороноспособность российской Федерации
    • Диверсия (ст. 281 УК)
  9. Разглашение государственной тайны (ст. 283 УК)
  10. Утрата документов, содержащих государственную тайну (ст. 284 УК)

Проблемы разграничения ответственности за гостайну

Практики отмечают, что разграничение нарушения правил обращения с носителями гостайны и разглашения гостайны слишком размыто. В условиях стремительного развития технологий носителями гостайны могут быть любые материалы. Отсутствие точности в терминологии и определении данных диспозиций могут привести к тому, что ответственность будет распространяться на широкий круг лиц, которые никак не могут нести ответственность за разглашение гостайны просто потому, что не знали и не предполагали такой возможности.

Также невозможно конкретизировать проступок должностных лиц, уполномоченных относить те или иные сведения к категории государственной тайны. В этой области сотрудники могут посчитать секретной информацию, которая таковой не является, т.е. налицо злоупотребление служебным положением и теоретически — чрезмерное ограничение оборота информации. Сейчас контроль данной сферы неэффективен в связи с размытыми формулировками и двояким толкованием информации.

Впрочем, в законодательство о гостайне планируют внести изменения: уточнить категории секретных сведений в законе “О гостайне”, установить критерии информации для разграничения по степени. Это повлечет пересмотр документации и информации для отнесения к той или иной степени секретности или вывода из-под усиленной защиты данных.

Хотите узнать больше об ответственности за нарушения законодательства о государственной тайне? Звоните, мы расскажем. Заказать звонок

Какая ответственность предусмотрена

В Федеральном законе «О государственной тайне» предусмотрено три вида ответственности, которые могут быть применены в отношении виновного в разглашении государственной тайны:

  • дисциплинарная;
  • административная;
  • уголовная.

Так, руководитель учреждения, в стенах которого сотрудник совершил разглашение, может применить дисциплинарную ответственность в соответствии со статьей 192 ТК РФ. К нарушителю может быть применено:

  1. объявление замечания;
  2. вынесение выговора;
  3. увольнение с занесением соответствующей записи в трудовую книжку.

Следует отметить, что в приказе об увольнении сотрудника за разглашение государственной тайны должна содержаться формулировка «утраты доверия».

Проведя анализ норм специальных нормативных правовых актов, установлено, что на сегодняшний день прямые указания на применения подобного наказания могут быть осуществлены в отношении судей, сотрудников, проводящих оперативно-розыскные мероприятия или следствие по делу, а также в отношении персонала саморегулируемых организаций.

Административная ответственность (несмотря на ее обозначение в Законе 1993 года) была введена только спустя 23 года в 2016 году. Она касается особых субъектов – персонала всех видов СМИ, блогеров, собственников сайтов и чатов. Если для разглашения тайны были использованы такие средства информационно-телекоммуникационных сетей, то за правонарушение будет назначен штраф в пределах 400 000 – 1 000 000 рублей.

Последним возможным видом ответственности за разглашение сведений, составляющих гостайну, является уголовное наказание.

В соответствии с частью 1 статьи 283 к виновному может быть применено в качестве основного вида наказания арест или лишение свободы, а в качестве дополнительного вида – возможность занимать определенные виды должностей. Поскольку, отбывая срок наказания, может истечь срок дополнительного наказания, оно обычно реализуется после освобождения из мест лишения свободы. За соблюдением исполнения дополнительного наказания на свободе следит местное подразделение уголовно-исполнительной службы.

Часть 2 рассматриваемой статьи не предусматривает в качестве наказания арест, но реальный срок может грозить преступнику до 7 лет. Срок отсутствия возможности занимать должности по санкциям обеих частей одинаков – 3 года.

Примеры из судебной практики


За разглашение государственной тайны в судебной практике есть много примеров.

Решением Северного флотского военного суда был уволен с военной службы капитан первого ранга Синев Г.В. за деяние, предусмотренное частью 1 ст. 283.

Синев обратился в суд, чтобы признать решение суда недействительным

В апелляционной жалобе значилось, что деяния было совершено по неосторожности. Суд в удовлетворении требований Синева отказал

Славянский городской суд рассмотрел дело Королёва Д.М. Суд признал гражданина Королева виновным по части 2 статьи 283 и приговорил к четырем годам лишения свободы в колонии-поселении.

Спустя два года, Королев был освобожден досрочно.

Состав преступления

Данное деяние квалифицируется при наличии следующих признаков:

  1. Распространенные сведения составляют государственную тайну.
  2. Виновный получил доступ к тайной информации в связи с выполнением служебных обязанностей, обучением или по другим обстоятельствам, упомянутым законодательством.
  3. Информация была передана посторонним лицам.

При отсутствии хотя бы одного признака преступление может быть квалифицировано по другим статьям Уголовного кодекса .

Объект

Преступление нарушает незыблемость конституционного строя и безопасность страны. Его дополнительными объектами являются отнесение информации к особо секретной и обеспечение ее сохранности.

Предмет

К предмету данного преступления относят сведения государственной значимости. Конкретный характер таковых установлен Указом Президента № 1203 от 30 ноября 1995 г. В частности, они касаются сфер:

  • экономики;
  • науки;
  • промышленности;
  • оперативного розыска;
  • вооружения;
  • военной техники;
  • внешней политики;
  • разведки и контрразведки.

Объективная сторона

  • Действий:
    1. доверительной беседы;
    2. публичного высказывания на телевидении, в соц. сетях, и других средствах массовой информации;
    3. переписки;
    4. ознакомления с документами, чертежами, конструкциями;
    5. потери записей, содержащих отрывки из документов (потеря самих документов квалифицируется по ст. 284 УК ).
  • Бездействия — несоблюдения правил:
    1. ограничения доступа в кабинеты с документацией;
    2. сокрытия внешнего облика предметов, выносимых за пределы закрытых помещений;
    3. засекречивания документов.

Квалифицирующие признаки

Наказание ужесточается в случае наступления тяжелых последствий совершенного деяния. Например, нарушение научных исследований, отказ зарубежного партнера от заключения договора, раскрытие российского агента иностранной контрразведкой.

Степень тяжести таковых определяется соразмерно:

содержанию выданной информации;
ее важности для государства;
количеству и статусу лиц, ознакомившихся с запретными данными;
применению информации получившим ее лицом;
размеру причиненного ущерба;
другим параметрам.

Экспертное заключение выдается учреждениями, в которых произошло разглашение сведений, составляющих государственную тайну:

  1. государственными органами власти;
  2. организациями, уполномоченными наделять информацию статусом секретности.

Если утечка секретных данных затрагивает деятельность нескольких органов властных структур, составленные ими заключения рассматриваются Межведомственной комиссией по охране информации государственной важности. Ущерб, причиненный умышленно, рассматривается в совокупности с раскрытием тайны

Окончание преступления

Противоправное деяние считается завершенным в момент ознакомления постороннего лица с тайной информацией. При этом лицо должно осознанно воспринять факт получения сведений, составляющих государственную тайну.

Субъект

Специальным субъектом преступления является вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет, которому тайная информация:

Была доверена по праву:

    1. допуска — специально оформленному на должностное лицо и необходимому ему для работы;
    2. доступа — выданному руководителем закрытого учреждения конкретному лицу для ознакомления с определенными сведениями.
  • Стала известна без получения специального разрешения в процессе исполнения служебных обязанностей:
    1. обслуживающего персонала;
    2. курьера;
    3. охранника;
    4. водителя.

Незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну, иными способами (посредством кражи, обмана, шантажа, угроз) квалифицируется по ст. 283.1 УК .

Субъективная сторона

Форма вины при совершении преступления, означенного:

Мнение эксперта
Михайлов Игорь Константинович
Консультант в области права с 10-летним стажем. Специализируется в области гражданского права. Имеет опыт в экспертизе документов.

Если же разглашение гостайны было совершено умышленно, с намерением причинить тяжелый ущерб, оно квалифицируется по совокупности преступлений сообразно наступившим последствиям.

Ст. 283 УК РФ: состав, наказание

За разглашение информации, считающейся государственной тайной, субъектом, которому она стала известной или была доверена в рамках работы/службы либо учебы и в других случаях, закрепленных законом, назначается:

  • Арест на 4-6 мес.
  • Тюремное заключение до четырех лет. В дополнение виновному может быть запрещено находиться на определенных постах или осуществлять деятельность, установленную судом, до 3 лет.

Наказание по 1 части ст. 283 УК РФ назначается, если к указанной информации получили доступ другие граждане, а в поведении виновного отсутствуют признаки деяний, предусмотренных нормами 274, 276 Кодекса.

Если деяние повлекло тяжкие последствия, санкция ужесточается. Виновному в этом случае, согласно 2 части ст. 283 УК, грозит 3-7 лет тюремного заключения. В дополнение ему может быть вменен запрет, указанный выше и на тот же срок.

Комментарии к ст. 283

Чтобы лучше понять суть преступления и ст. 283 в целом, нужно детально разобрать комментарии к ней. После их изучения также станет понятен состав преступления ст. 283 УК РФ.

Наиболее существенные комментарии таковы:

  • Опасность разглашения сведений, представляющих собой государственную тайну, заключается в том, что они могут быть использованы для посягательств на внешнюю и внутреннюю безопасность и прочие интересы РФ. Объектом противоправного деяния является сохранность информации государственной значимости. Предмет преступления – информация, являющаяся государственной тайной.
  • Субъективная сторона заключается в разглашении информации, представляющей собой тайну. Под разглашением нужно понимать противоправное предание огласке, информации, являющейся государственной тайной, при которой она становится достоянием третьих лиц. Третьи или посторонние лица – это люди, которые не имеют доступа к той информации или ее части, которая была разглашена. Разглашение может быть выражено разными действиями: приватным разговором, публичным выступлением, перепиской, демонстрацией документов, чертежей, схем и пр. Разглашение может быть результатом, как действия, так и бездействия. В качестве примера бездействия можно привести оставление важных документов на рабочем столе в момент, когда они могут быть изучены посторонним лицом.
  • Порядок охраны информации, представляющей тайну, регулируется ФЗ «О государственной тайне» от 21.07.1993 г, «Правилами определения степени секретности сведений», а также целым перечнем инструкций, памяток и пр., выступающими подзаконными нормативными актами. Таким образом, при расследовании преступления необходимо устанавливать точный характер разглашенной информации и то, какое именно требование существующих правил было не соблюдено. Секретность разглашенных сведений устанавливается их сравнением с действующими нормами. При наличии необходимости проводятся экспертизы.
  • Преступление считается совершенным с момента получения сведений третьими лицами. При этом не имеет существенного значения, насколько детально третьи лица восприняли и запомнили информацию. Достаточно того, что они уловили общий смысл. Если по каким-либо причинам, не зависящим от виновного, третьи лица не восприняли сведения, то имеет место покушение на совершение преступления. Причина не восприятия может быть любая: начиная от алкогольного опьянения и заканчивая незнанием русского языка.

При наличии прямого умысла человек осознает опасность разглашения и понимает, что оглашаемые им сведения станут достоянием третьих лиц. При этом он желает последнего. При наличии косвенного умысла, человек осознает опасность разглашения сведений и допускает возможность их восприятия третьими лицами или безразлично относится к последнему факту.
Разглашение может быть осуществлено в силу легкомыслия или небрежности. Чаще это выражено в разглашении в письменной форме
Информация, не подлежащая разглашению, копируется на неучтенные носители, о чем впоследствии человек благополучно забывает.
Мотивом чаще выступает бахвальство, а целью – стремление показать компетентность, значимость, важность и пр. Мотивы могут быть и иные, но при наличии таковых преступление скорее всего будет квалифицировано по ст
275 и 276.
Субъект преступления – специальный

В качестве него может выступать вменяемое лицо, не младше 16 лет, которому была доверена или ставшая известной информация в процессе службы, работы, учебы и т.д, представляющая собой государственную тайну.
Квалифицированным составом преступления является разглашение, повлекшее за собой по неосторожности тяжкие последствия. Таковыми признаются: переход данных иностранным разведкам, срыв важных мероприятий и пр.

Судебная практика

Преступления, предусмотренные ст. 283, не являются распространенными. Ежегодно суды рассматривают не более 20-30 таких нарушений закона. При этом преобладают противоправные деяния, предусмотренные 1-й частью уголовной нормы.

Уголовная ответственность за государственную измену и шпионаж по статье 275 УК РФ

В качестве примеров совершения подобных противоправных деяний можно привести следующие случаи:

  1. Находясь в нетрезвом состоянии, сотрудник НИИ гражданин Е. рассказал своему случайному знакомому гражданину К. о том, что у него имеется доступ к сведениям, являющимся государственной тайной, и при этом огласил их. Будучи сознательным членом общества, К. незамедлительно сообщил об этом в полицию. Гражданин Е. был осужден на 2 года условного лишения свободы. Помимо этого, суд запретил ему занимать должности, на которых имеется доступ к государственной тайне, сроком на 3 года.
  2. Гражданин П., стремясь показать свою значимость и осведомленность в государственных делах, похвастался своей знакомой гражданке У., что ему известен порядок работы одного секретного учреждения, которое он посетил при прохождении курсов повышения квалификации. Гражданка У. сообщила об этом факте по месту работы П., а руководители организации обратились в полицию. Суд приговорил гражданина П. к аресту сроком на 5 месяцев.
  3. Два сотрудника строительно-монтажной организации громко обсуждали в общественном транспорте порученное им задание по подготовке подъездных путей к полигону, на котором должны были проводиться учения. По стечению обстоятельств, в том же автобусе находился непосредственный участник будущих испытаний. Он доложил об услышанном своему руководству. В результате того, что озвученные данные стали достоянием практически всех пассажиров автобуса, учения пришлось перенести. Сотрудники строительно-монтажной организации были признаны виновными по 2 ч. ст. 283, приговорены к лишению свободы сроком на 3 года.

Статистические данные за 2016-2017 гг

В 2020 году по ст. 283 ч. 1 было осуждено 25 человек. Только 2 из них были приговорены к реальному лишению свободы. По 2-й части этой статьи уголовные дела рассмотрены не были. Статистика 2017 года не сильно отличается от показателей 2020. Всего по 1 ч. осуждено 28 человек. 3 получили реальные сроки лишения свободы. По ч. 2 дела не рассматривались.

Смягчающие и отягчающие обстоятельства

При назначении наказания могут быть учтены все смягчающие и отягчающие обстоятельства, предусмотренные ст. 61 и 63. Возможность их учета, либо игнорирования оставлена на откуп суда.

При этом суд учитывает ряд моментов:

  • отягчающее обстоятельство, представляющее собой квалификационный состав преступления либо отдельное правонарушение, не может быть учтено;
  • смягчающим обстоятельством могут быть признаны положительные характеристики с места учебы, работы, проживания и пр.;
  • временное психическое расстройство не исключающее вменяемость, может являться смягчающим обстоятельством.

Возможность назначения наказания с учетом или игнорированием смягчающих и отягчающих вину обстоятельств рассматривается в каждом конкретном случае индивидуально.