Содержание
- Многоразовые ракеты малоэффективны для доставки крупных грузов?
- Аэрокосмическая отрасль – SpaceX
- Чем Crew Dragon лучше «Союза»? И лучше ли?
- Космический корабль SpaceX – Dragon
- Другие стартовые площадки
- Наземные посадки
- Участие SpaceX в освоении космоса
- Автомобилестроение – Tesla
- BFR «скорее парашютист, чем самолет»
- Почему человек хочет на Марс?
- Зачем это нужно
- Марсианский оазис Илона Маска
- SpaceX несет экономические риски для «Роскосмоса»?
- Повторная посадка Falcon 9 завершилась неудачей. Значит, предыдущий успех был случайным?
- Личная жизнь
- У ракеты есть солнечные батареи
- Запуск космических туристов на корабле SpaceX
- Искусственный интеллект – OpenAI
- Даже Безос повторно использовал ракету раньше, чем Маск?
- Ранние полёты Dragon dreams
- Триумф Falcon 9
- Dragon
- Преимуществе космического туризма SpaceX
Многоразовые ракеты малоэффективны для доставки крупных грузов?
Falcon 9 в ангаре
Пока неизвестно. Дело в том, что технология вертикальной посадки имеет свою цену. Многоразовую ракету приходится оснащать дополнительным оборудованием и заправлять большим количеством топлива. Все это снижает массу полезной нагрузки, которую аппарат может выводить на орбиту, а вместе с тем — и экономическую эффективность грузового полета. К тому же еще неясно, насколько повторное использование первой ступени сможет удешевить запуски. Схема окажется выгодной, только если прибыль от доставки грузов будет перекрывать расходы на перезапуск первой ступени. Удастся ли SpaceX найти правильный баланс — опять же, покажут дальнейшие испытания Falcon 9.
Аэрокосмическая отрасль – SpaceX
15 декабря 2017 года с мыса Канаверал стартовал SpaceX CRS-13 с миссией по дозаправке на Международной космической станции. Это была 13-я миссия по выполнению контракта НАСА SpaceX и 45-й запуск ракеты Falcon 9 и первый пример, иллюстрирующий основную особенность SpaceX – ракету использовали повторно. Весь космический корабль повторно использовал летающие компоненты.
Илон Маск уверен, что именно такой космический полет имеет смысл. Если ракеты станут многоразовыми, то космическое пространство станет более открытым для воздушных путешествий.
Почему Маск «горит» этой идеей? Он хочет, чтобы SpaceX переселил 1 миллион человек на Марс. С точки зрения Маска, оставить человечество на планете – это безумие, верный путь к вымиранию. Чем дальше мы исследуем космос и удаляемся от Земли, тем более хрупкими становимся, к тому же нам угрожает сверхчеловеческий ИИ и уничтожению природных ресурсов Земли.
Марс – как новая планета для проживания людей. Не совсем гостеприимный, но лучший из местных вариантов. Марсианский день имеет одинаковую длину, примерно схожий диапазон температур и количество земель. Под поверхностью существует вода, есть важные элементы в земле и воздухе.
Чтобы добиться существенного снижения затрат на полет (на 5 млн процентов!), нужно не просто многоразовая ракета, а еще:
- Повторное использование всех ракетных технологий. Это то, на чем SpaceX сосредоточена.
- Дозаправка ракет на орбите. Для поездки на Марс потребуется столько топлива, что ракетам, скорее всего, придется заправляться на орбите.
- Способность производить топливо на Марсе. Первое, что нужно будет сделать новым колонистам, это построить заправочную станцию.
- Способность производить правильное топливо. Люди должны научиться делать правильное топливо на Марсе.
Японский миллиардер Юсаку Маэдзава заплатил нераскрытую сумму, чтобы отправиться на Луну на ракете Big Falcon Rocket (BFR).
Чем Crew Dragon лучше «Союза»? И лучше ли?
Многие все еще не готовы принять наблюдаемую реальность и поэтому говорят: «Запуская Crew Dragon, США с трудом повторяют то же самое, что Россия и Китай делали все эти годы, отправляя на орбиту людей. Они просто запускают капсулу на станцию, а потом сажают её назад на парашюте. Что тут такого сенсационного?»
Но эта точка зрения предельно далека от истины. Чтобы понять «что тут такого», сперва следует вспомнить, что такое космический корабль Crew Dragon на самом деле — и почему это действительно революция в сравнении с «Союзам».
SpaceX
Прежде всего: «Союз» по объемам практически не изменился со своего первого полета, состоявшегося 53 года назад. В то время никаких крупных орбитальных станций не было, смысла в возке большего числа людей на орбиту не было тоже. Поэтому герметичный объем этого корабля , а доступный экипажу — и 6,5 м³. Причем спуск осуществляется в отделяемой спускаемой капсуле, с доступным людям объемом всего в . Поэтому туда нереально посадить больше трех человек в скафандре (0,83 кубометра на человека). И хотя технически «Союз» может летать с экипажем 17,7 суток, на практике после одного такого эксперимента никто не горит желанием его повторит. Даже когда экипаж урезали до двух человек (один человек на 1,25 кубометра), в корабле было так тесно, что нормальные тренировки космонавтов наладить не удалось, и после спуска на Землю они не смогли дойти своими ногами даже до автобуса — такой была детренировка мышц в невесомости.
Space X
Корабль Crew Dragon
Crew Dragon возвращается на Землю весь целиком, объем его герметичного жилого пространства — 9,3 м³, причем весь этот объем доступен экипажу. Поэтому туда можно посадить семь членов экипажа. И на них все равно будет приходиться 1,33 кубометра на человека — больше, чем на «Союзе».
Пассажировместимость этого корабля так велика, что NASA в одиночку просто не сможет ее полностью использовать: агентство планирует отправлять лишь по четыре человека, поскольку МКС имеет ограниченный объем и поддерживать на ней слишком большой экипаж сложно, да и расходы на станцию тогда бы возросли. Тем не менее, в космосе редко бывают «излишки». Почти наверняка «лишнее» пространство со временем займут представители других стран, желающие попасть на орбиту, или космические туристы. Избыток места полезен еще в одном отношении: на борту этого корабля есть туалет, в то время как «Союзов» (а равно и более ранних ), отправление естественных надобностей было несколько более экзотичным.
Кроме того, у нового американского корабля полезная нагрузка, доставляемая на станцию, помимо астронавтов может составлять несколько центнеров. Пока она чисто теоретическая, поскольку потребности станции удовлетворяют отдельные грузовые «Драконы», но в будущем ситуация может измениться.
«Союзы» на станцию везут людей — можно добавить сотню килограмм груза, но не более. Поскольку два из трех отсеков российского корабля, создававшегося еще при Королеве, не возвращаются на Землю, груз размещать особо негде: с МКС больше 100 килограмм «Союз» не вернет. А это бывает необходимым: образцы космических экспериментов, требующие ремонта скафандры и другое имущество периодически надо возвращать на планету. Crew Dragon спокойно может возвращать с собой многие центнеры нагрузки.
Характеристики Crew Dragon очень близки к считающейся перспективной российской «Федерации», которую недавно переименовали в «Орла». Его полезный жилой объем такой же — 9,3 м³, экипаж ограничен четырьмя космонавтами, и тоже есть возможность возвращения центнеров груза с орбиты. Но при формальной близости их параметров важен один нюанс: «Орел» даже первый, беспилотный испытательный полет ранее 2023 года, а первый пилотируемый — ранее 2025 года. Crew Dragon, пилотируемый корабль SpaceX, в 2019 году уже на орбиту в беспилотном варианте, а весной 2020 года попал туда и с экипажем на борту. Иными словами, пока SpaceX обгоняет «Роскосмос» в создании нового космического корабля как минимум на четыре года. В реальности эта цифра может даже возрасти.
Космический корабль SpaceX – Dragon
Этот транспортный корабль стал настоящей инновацией SpaceX. По данным на 2019 год, Dragon – единственный космический корабль, который отправляет полезный груз на МКС и возвращает его со станции на Землю.
Первый макет корабля был установлен на второй ступени Falcon. В декабре 2010 года ракета с Dragon на борту дважды облетела Землю, были продемонстрированы возможности Dragon по переходу с одной орбиты на другую. Полезным грузом в этом запуске служила сырная головка.
В 2012 году Dragon побывал на МКС и привёз экипажу станции 520 кг груза. Затем корабль возвратился и оказался в тихоокеанских водах. В тот же год он совершил коммерческий рейс, доставляя материалы для научных экспериментов и итоги уже проведённых на станции исследований. В 2017 Dragon впервые запустили с повторной капсулой.
В 2014 году анонсировали новую модель корабля – Dragon V2. Это уже не только грузовая, но и пассажирская модификация (пилотируемая), с экипажем до 7 человек.
Первый беспилотный полёт провели в марте 2019 года. Испытательный полёт с экипажем назначен на лето 2019 года. Это космическое путешествие оценивают в $150 млн.
Читайте: 10 роботов от Boston Dynamics, которые поражают воображение и внушают страх
Другие стартовые площадки
Первый Falcon 1 на арендованной стартовой площадке SpaceX на базе космических сил Ванденберг, Калифорния. Эта машина была снята с ВАФБ из-за задержек и в конечном итоге спущена на воду с острова Омелек .
Первоначально SpaceX намеревалась запустить свою первую ракету-носитель Falcon 1 с космического стартового комплекса 3 Запад (SLC-3W) на космической базе Ванденберг . SLC-3W был модифицирован SpaceX для поддержки Falcon 1, а Falcon 1 был установлен на площадке в 2005 году. Проблемы возникали, когда SpaceX не могла обеспечить достаточную доступность окна запуска, потому что площадка могла пролетать над другими площадками ВВС , которые часто оставляли. заняты неделями или месяцами, что серьезно ограничивает запуски SpaceX. В конечном итоге эта стартовая площадка никогда не использовалась для орбитального запуска, хотя использовалась для ряда наземных испытаний.
Затем SpaceX приступила к строительству стартовой площадки в северной части Тихого океана на испытательном полигоне противоракетной обороны Рональда Рейгана на острове Омелек , который является частью атолла Кваджалейн , Маршалловы острова . SpaceX начал запуск ракеты Falcon 1 из Omelek в 2006 Фалькон 1 Flight 4 был первым успешным финансируемым из частных источников , жидкость самоходный ракеты — носителя на орбиту и был запущен с Омелек 28 сентября 2008 года, а затем еще запуска Фалькон 1 по 13 Июль 2009 г., вывод на орбиту » РазакСАТ» .
SpaceX изначально планировала модернизировать стартовую площадку Omelek для использования ракетой- носителем Falcon 9 , но позже отменила свои планы на это и с тех пор разобрала всю установку. В декабре 2010 года в манифесте запуска SpaceX Омелек (Кваджалейн) был указан как потенциальное место для нескольких запусков Falcon 9, первый из которых запланирован уже в 2012 году. В документе «Обзор Falcon 9» также предлагался Кваджалейн в качестве варианта запуска в 2010 году. затем в отчете FAA о воздействии на окружающую среду за май 2014 года этот объект указан как неработающий и возвращенный в исходное состояние, которое больше не будет использоваться: «Пять запусков Falcon 1 произошло на острове Омелек, атолл Кваджалейн. После этих запусков Falcon 1 , сайт больше не нужен, и SpaceX закрыла его и вернула собственность в состояние, предшествующее запуску «. Все запуски Falcon 1 происходили в этом месте, пять запусков с 2006 по 2009 год. SpaceX отказалась от Omelek, когда Falcon 1 был списан, из-за затрат на логистику.
Наземные посадки
Первая успешная посадка SpaceX Falcon 9, осуществленная 21 декабря 2015 в зоне приземления 1, была провозглашена важной вехой для создания ракет многоразового использования
Однако компания все же попыталась улучшить это достижение. SpaceX пережила череду как успешных, так и неудачных посадок на платформу в океане в 2014 и 2015 годах. В 2015 году SpaceX также пыталась приземлиться на корабль-дрон в океане.
Хотя эти посадки продолжали заканчиваться неудачей, Маск публиковал видео и фотографии в своем Твиттере, признавая допущенные ошибки, и компания продолжила работать над улучшением систем для следующего полета.
Участие SpaceX в освоении космоса
Стоит отметить, что компания SpaceX занимается не только разработкой космического корабля Starship. Недавно стало известно, что она поможет аэрокосмическому агентству NASA построить станцию около Луны. Для этого будет использована упомянутая выше ракета-носитель Falcon Heavy. Она необходима для того, чтобы доставить на лунную орбиту две огромные части будущей конструкции. В обычную версию ракеты она они не влезут, поэтому придется разработать увеличенный вариант. Подробнее о сотрудничестве NASA и SpaceX можно почитать по этой ссылке.
Лунная станция Gateway в представлении художника
Также SpaceX примет участие в отправке людей на Луну в рамках миссии «Артемида». Она получила от NASA 2,89 миллиарда долларов для создания посадочного модуля, который будет использоваться для доставки людей на лунную поверхность и возвращения их обратно на Землю. Обо всех этапах одной из самых главных космических миссий этого десятилетия читайте в это статье.
Автомобилестроение – Tesla
В 2003 году Tesla был вторым проектом Маска после PayPal, и до сих пор остается одним из самых амбициозных.
Tesla – автомобильная компания, которая всерьез собирается отправить традиционный автомобильный бизнес в небытие. Она создает электрокары будущего с автономным управлением, которые будут зарабатывать деньги своим владельцам! Как такое возможно? Сдача в аренду, например, для услуг такси, пока семья не использует автомобиль.
Маск сформулировал свое видение Tesla в посте 2016 года:
- Создать электромобиль, который обязательно будет дорогим.
- Использовать эти деньги, чтобы разработать электрокар средней цены.
- Использовать эти деньги, чтобы создать доступный электромобиль для широких масс.
- Создать солнечные крыши с полностью интегрированным аккумулятором.
- Расширить линейку продуктов для электромобилей, чтобы охватить все основные сегменты.
- Развивать способность к самостоятельному вождению, которая в 10 раз безопаснее, чем ручная.
- Автомобиль зарабатывает деньги, когда им не пользуются.
Так появился оригинальный автомобиль Tesla Roadster.
Tesla Model S. Это следующая модель, которая получила награду «Автомобиль года» 2013 от Motor Trend. В 2015 году он выиграл «Автомобиль века» от Car & Driver и стал самым продаваемым электромобилем в мире как в 2015, так и в 2016 году (среди подключенных моделей). «Кусалась» цена — около 70 000 долларов.
Tesla + ИИ. В 2016-м Tesla объявила, что будет оснащать автомобили составными элементами программы самообслуживания:
- Восемь камер
- Двенадцать ультразвуковых датчиков
- Радар
- Компьютер
Технология «Автопилот» уже внедрена на автомобили, хотя пока водитель не может поспать во время вождения Тesla. Пока.
Функция самостоятельного вождения также включает в себя возможность управлять через смартфон. Например, пользователь даст задачу своему авто забрать его под навесом во время ливня.
Все дело в производстве. Предварительные заказы на Модель 3 составили более 10 миллиардов долларов потенциальных продаж! Но подвело производство. Заводы подключали других производителей, работники работали буквально 24/7, но никак не вышли на обещанные объемы. К слову, пикап Tesla Cybertruck на презентации также провалился – его пуленепробиваемое стекло таки треснуло во время показательного испытания.
BFR «скорее парашютист, чем самолет»
У межпланетного космического аппарата нет таких ограничений по дизайну, как у пассажирского авиалайнера, поэтому и летать он может совершенно иначе.
«Вам нужно, чтобы четыре контрольных поверхности могли управлять вашим аппаратом в широком диапазоне атмосферных плотностей и скоростей», объяснил Маск, имея в виду четыре крыла-плавника. «Его поведение больше напоминают парашютиста, нежели самолет. Если вы применяете обычную интуицию, это не имеет смысла».
Если представить самолет как падающего на землю человека, который управляет своим положением, двигая руками и ногами — это будет ближе к истине.
Почему человек хочет на Марс?
Венера — сволочь, ее температуры плавят свинец, атмосферное давление норовит раздавить, а с ветром невозможно бороться.
Луна — есть немного природных ресурсов, 28-дневные сутки, отсутствие атмосферы и никакой защиты от солнца, которое раскаляет все днем, а ночью все остывает до смерти. То же самое с Меркурием.
Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун — просто большие шары газа, претендующие на звание планет.
Некоторые спутники Юпитера и Сатурна, возможно, пригодны для жизни, но они дальше, холоднее и темнее, чем Марс, поэтому отбрасываем.
Остается Марс. Марс переживает не лучшие времена. Если бы Марс был местом на Земле, его никто бы не хотел посещать. Но по сравнению со всеми другими вариантами, это сказка. Там холодно, но не очень. Темно, но не темнее, чем на Земле. Он далеко, но не слишком. Длина суток на нем почти такая же, как у нас, а это будет хорошо как для нас, так и для земных растений. Сила тяжести на поверхности не особо низкая и не особо высокая (примерно треть земной). На нем очень много замороженной воды и довольно много углекислого газа, которые крайне необходимы для первых попыток выжить, а также будут крайне полезны для дальнейших попыток «терраформировать» планету и превратить в место, более пригодное для жизни людей. Нам повезло иметь такую опцию, как Марс. В большинстве других солнечных систем вряд ли такое было бы возможно.
Зачем это нужно
Идея состоит в том, чтобы окутать сетью из небольших телеком-спутников всю планету на низкой околоземной орбите — в 500-2000 км от поверхности. Один спутник покрывает небольшую территорию, например, размером с Аляску. Поэтому их запускают группами для покрытия определенной территории. Успех какого-либо низкоорбитального проекта приведет к полному изменению телеком-инфраструктуры во всем мире.
Финансовым драйвером является потенциальный рынок — малоосвоенные территории с плохим интернет-покрытием, сложным ландшафтом или нахождением в океане. Например, только население Африки, по данным ООН, составляет 1,3 млрд или 16,7% населения Земли.
Ракета Falcon 9
(Фото: SpaceX)
Технология производства возвращаемых ракет многократного использования кардинально изменит стоимость и возможность реализации сетки из тысяч интернет-спутников. Банкротство LeoSat и OneWeb оставляет на рынке единственного лидера — американскую компанию Илона Маска StarLink и, как известно, коммерческое производство ракет многократного использования также успешно стартовало под руководством Маска.
LeoSat — это проект по запуску серии спутников в 2013-19 годах, созданный одноименной компанией из Люксембурга. Всего планировалось запустить 78-108 спутников весом 1 т на орбиту на высоте 1 400 км. В 2017 компания привлекла инвестиции, в том числе — от спутниковых операторов Hispasat (Испания) и SKY Perfect JSAT Group (Япония). Всего проект оценивали в $3,5 млрд. Однако вскоре финансирование было приостановлено, и в ноябре 2019 года компанию закрыли из-за недостатка средств, так и не совершив ни одного запуска.
OneWeb — более успешный британский проект, запущенный в 2012 году экс-сотрудником Google Грегом Уайлером.
Фото: OneWeb
В России OneWeb создала совместное предприятие со Спутниковой системой «Гонец» (дочерняя компания «Роскосмоса») в 2017 году. Однако потом проект пришлось свернуть: компании так и не удалось получить разрешение на осуществление деятельности. Против него в 2018 выступили ФСБ и ГКРЧ (Государственная комиссия по радиочастотам): в ведомствах посчитали, что проект может использоваться для разведки и несет угрозу для национальной безопасности. В 2019 году совместная компания отозвала заявку на радиочастоты.
OneWeb успела выполнить три запуска: в 2019, 2020 и 2021 году. Последние два — совместно с Россией: с космодрома «Байконур», при помощи ракеты-носителя «Союз-СТ-Б». Однако Россия приостановила сотрудничество, и оставшиеся запуски пока под вопросом.
При этом еще весной 2020 года компания объявила о банкротстве. Она не смогла договориться с SoftBank (японский банк, один из главных инвесторов OneWeb) об инвестициях на сумму $2 млрд из-за пандемии. Не помогли и дополнительные $3,4 млрд инвестиций, в том числе — от Airbus, Virgin Group и Qualcomm.
Марсианский оазис Илона Маска
В 2001 году Илон Маск был известен просто как один из основателей компании PayPal. Но уже тогда он начал задумываться о покорении космоса. В его голову пришла идея отправить на Марс роботизированные теплицы, внутри которых смогут расти разного вида растения. Чтобы воплотить свой проект в реальность, Илон Маск планировал купить у России три ракеты за 20 миллионов долларов. Свой смелый проект он назвал «Марсианским оазисом», а его суть заключалась в выращивании на далекой планете растений, которые могли бы выделять необходимый для жизни кислород. Также Илон Маск надеялся, что его проект возродит у людей интерес к покорению космоса.
Изначально Илон Маск хотел просто выращивать на Марсе растения, но потом его идеи стали более масштабными
К сожалению, Россия не восприняла идею предпринимателя всерьез и сделка так и не была заключена. Но Илон Маск не сдался и в 2002 году решил создать собственную компанию SpaceX, которая занялась производством собственных недорогих ракет. И что мы имеем в итоге? Спустя пару десятилетий эта компания обладает ракетой Falcon 9 и космическим кораблем Crew Dragon, благодаря которым США может запускать астронавтов самостоятельно. Раньше американские исследователи могли летать в космос только на российских кораблях «Союз», причем за весьма большие деньги.
SpaceX несет экономические риски для «Роскосмоса»?
Пассажирский космический корабль Crew Dragon
Да. В планы Маска входят не только грузовые полеты, но и доставка пассажиров в космос. В ноябре прошлого года SpaceX заключила контракт с NASA на транспортировку американских астронавтов к МКС. По старой договоренности, до конца 2016 года эти задачи выполняет «Роскосмос». Но космические корабли Crew Dragon на ракетах-носителях Falcon 9 должны заменить аппараты российского производства уже в 2017 году. В случае успеха идеи многоразового запуска техника SpaceX может потеснить «Роскосмос» и в других сферах космического бизнеса. В то же время проект федеральной космической программы до 2025 года предусматривает разработку подобных технологий в России.
Повторная посадка Falcon 9 завершилась неудачей. Значит, предыдущий успех был случайным?
Falcon 9 перед падением на баржу
Нет. Несмотря на падение ракеты на океаническую баржу, испытание скорее подтвердило работоспособность посадочной технологии, чем наоборот. Как бы абсурдно это ни звучало. В тот день, 17 января, первая ступень Falcon 9 успешно вывела на орбиту спутник Jason-3, после чего плавно опустилась над баржей. Но в последний момент ракета покосилась и рухнула набок, а камеры запечатлели фееричный взрыв. Позже Маск объяснил, что первую ступень подвела лишь одна из поддерживающих «ног», в остальном же все прошло гладко. Точное попадание ракеты в место посадки и скорость снижения подтверждают сказанное.
Личная жизнь
В молодости Илон не пользовался популярностью у представительниц противоположного пола, но парню удалось очаровать сокурсницу. Впервые Маск женился в 2000 году на девушке Жюстин Уилсон, с которой учился в Королевском университете. Позднее Жюстин стала писательницей и родила звезде шестерых детей. Первенец Невада Александр скончался в младенчестве, что оказалось большим ударом для семьи. Впоследствии при помощи ЭКО появились близнецы Ксавьер и Гриффин, а позднее – тройняшки Саксон, Дамьен и Кай.
С 2008 года супруги решили строить личную жизнь отдельно. При этом инженер взял на себя вопрос опеки над сыновьями. Для мальчиков в Южной Калифорнии Маск специально отстроил школу Ad Astra, в которой сейчас занимаются и дети сотрудников SpaceX.
Практически сразу после развода Илона увидели в компании английской актрисы Талулы Райли. В 2010-м влюбленные сыграли свадьбу, а в 2012-м разошлись, чтобы вновь пожениться в 2013-м. Повторный брак продлился до 2016 года. По сведениям прессы, пара не сохранила отношения из-за особенностей характера Маска
Все внимание бизнесмен тратил на работу, порой оставаясь ночевать на предприятиях по 3-4 дня
Вскоре появились слухи о новой пассии, которой оказалась бывшая жена Джонни Деппа, голливудская актриса Эмбер Хёрд. Илон признавался в интервью, что сильно полюбил избранницу, но ничего не смог поделать с взбалмошным характером Эмбер. Помешали отношениям и напряженные рабочие графики друг друга. Роман продлился 4 месяца. Позднее Маск выступал свидетелем на суде между Хёрд и Деппом, предлагал подруге охрану.
Илон Маск и Граймс
Новой любовью изобретателя стала певица Клэр Буше, известная как Граймс, заочное знакомство с которой произошло в «Твиттере». Девушка удачно прокомментировала шутку миллиардера. Завязалась переписка, которая переросла в личное знакомство и роман. В 2020 году появилась новость о беременности Граймс, а в начале мая Илон снова стал отцом. Эксцентричные родители назвали сына X Æ A-12.
Самый яркий предприниматель Кремниевой долины вызывает симпатию и интерес у представителей искусства. Маск выступил прототипом Железного человека, которого в одноименном фильме воплотил на экране Роберт Дауни – младший. В 2015 году писатель Эшли Вэнс создал книгу «Илон Маск: Tesla, SpaceX и дорога в будущее».
В 2018 году история жизни изобретателя вошла в основу сюжета документальной ленты «Илон Маск: настоящий железный человек». Режиссер Соня Андерсон назвала Илона «феноменом нашего времени» и собрала информацию у десятков других бизнесменов, ученых, обозревателей, в том числе профессора психологии, чтобы разобраться, как странноватый в общении молодой человек оказался одним из влиятельных людей XXI века.
У ракеты есть солнечные батареи
На видео, в котором объяснялась миссия, BFS развертывает набор солнечных панелей недалеко от двигателей. Как это работает, никто не объяснил, и на изображениях видно, что их не к чему крепить. Так что это пока только концепция.
И в этом нет ничего неожиданного — солнечная энергия это самый практичный способ пополнения малых и средних запасов электроэнергии, используемых для таких систем, как освещение и жизнеобеспечения. Большинство космических аппаратов и Международная космическая станция этим и пользуются.
Однако до сих пор мы не видели, как будут развертывать эти солнечные панели.
Запуск космических туристов на корабле SpaceX
Запуск ракеты-носителя Falcon 9 состоялся 16 сентября, в 3:03 утра по московскому времени. Примерно через 3 минуты после запуска первая ступень ракеты отделилась и плавно опустилась на платформу Just Read the Instructions в Атлантическом океане. Еще через несколько минут корабль Crew Dragon отделился от второй ступени и успешно вышел на орбиту высотой 575 километров. После трехдневного путешествия капсула с астронавтами-любителями должна совершить посадку в Атлантическом океане.
Запуск ракеты-носителя Falcon 9 с космическим кораблем Crew Dragon
Первое, что сделали космические туристы — посмотрели на космос через прозрачный купол, который расположен в носовом обтекателе корабля. Он был установлен вместо шлюзовой двери, которая обычно используется для стыковки с Международной космической станцией. В этом же обтекателе установлен туалет для астронавтов.
Прозрачный купол Crew Dragon
Чем именно астронавты будут заниматься в рамках миссии помимо любования космосом, неизвестно. Но у них определенно есть какая-то цель, потому что Джаред Айзекман не хотел, чтобы они летели в космос «впустую». И это похвально, потому что дорогой полет в космос должен принести пользу науке.
Конструкция корабля Crew Dragon
Искусственный интеллект – OpenAI
«В августе 2017-го, во время турнира Valve по Dota 2 появился новый топ-игрок. В течение недели он обыграл ряд лучших игроков, в том числе чемпионов мира в одной из самых сложных онлайн-игр».
В этом твите Маск и его исследовательская компания по искусственному интеллекту OpenAI показал, что не отстает от Google и его AlphaGo и Facebook DarkForest. При этом Маск уверен – если исследования ИИ продолжат идти текущим путем, у человечества нет будущего. Поэтому его компания некоммерческая.
Внедрение ИИ гигантами Google, Facebook, Amazon, Apple привносят свои последствия: более высокая эффективность, более высокая производительность, меньше работы для людей и, в идеале, более высокое качество жизни для людей.
Но гонка за этими плюсами — это также гонка к сверхинтеллектуальному ИИ, который намного умнее людей и не видит смысла удерживать их. Маск думает, что ИИ и борьба за превосходство будут наиболее вероятной причиной Третьей мировой войны.
Цель OpenAI. Общая концепция OpenAI состоит в том, чтобы вывести высококачественные исследования ИИ в открытый доступ без каких-либо коммерческих ограничений. В компании говорят: «поскольку наше исследование не связано с финансовыми обязательствами, мы можем лучше сосредоточиться на положительном влиянии для человечества».
Исследование безопасности ИИ. Является основным направлением деятельности OpenAI. Вот основные пять областей, которые будут детально рассмотрены:
- Негативный побочный эффект. ИИ может следовать программе слишком точно. Например, робот-уборщик может разрушить комнату с целью быстрой уборки.
- Поощрение. Если ИИ имеет функцию вознаграждения, то возможно он просто попытается максимизировать ее без выполнения работы? В таком случае для робота-уборщика стоит предусмотреть отключение визуальной системы, чтобы он не видел беспорядок.
- Масштабируемый контроль. Тот же робот-уборщик должен знать, что ему нужно помыть посуду, но вдруг вы забыли телефон на столе?
- Безопасное обучение. Может ли, ИИ исследовать возможные результаты и работать без плохих последствий – скажем, вытирать пыль, не повредив розетку?
- Устойчивость к изменениям. Если поменяются данные или среда, как отреагирует ИИ? Сможет ли наш уборщик вымыть пол на производстве, если он убирал в офисе?
Даже Безос повторно использовал ракету раньше, чем Маск?
Да. Blue Origin, частная аэрокосмическая компания Джеффа Безоса, первой в мире посадила побывавшую в космосе ракету вертикально, а после закрепила успех повторными запуском и посадкой того же аппарата. Первая ступень корабля New Shepard дважды приземлилась с помощью реактивной тяги, что позволило Blue Origin опередить работающую над аналогичной технологией компанию Маска.
Многоразовая часть New Shepard после посадки
Дебютная посадка New Shepard состоялась 24 ноября 2015 года в Техасе, где ракета села на твердую землю. А первая ступень Falcon 9 впервые удачно приземлилась на суше только месяц спустя — 22 декабря на мысе Канаверал. Не теряя времени даром, Blue Origin снова отправила тот же аппарат в космос и вернула его на материк 23 января текущего года, закрепив за New Shepard статус первой многоразовой ракеты с вертикальной системой посадки. Тем временем SpaceX все еще не запустила ни одной своей ракеты повторно и лишь провалила очередную попытку посадить Falcon 9 на баржу в океане.
Ранние полёты Dragon dreams
Dragon совершил успешный первый полет 8 декабря 2010 со станции ВВС на мысе Канаверал
Затем, 22 мая 2012, «Dragon» стартовал для важного испытания: попытки состыковать космический корабль с Международной космической станцией
Dragon благополучно добрался до станции 25 мая того же года, несмотря на некоторые проблемы с лазерной системой, которая должна была определять расстояние от корабля до орбитального комплекса. Эта веха получила мировое признание. Это был первый случай, когда частный космический корабль пристыковался к космической станции.
С тех пор SpaceX модернизировала свои беспилотные грузовые корабли Dragon, чтобы их можно было повторно использовать как минимум в двух полетах.
Триумф Falcon 9
Фалконы 9 серии были анонсированы даже раньше первых — в 2005 году. В их разработку и тестирование компания вкладывала максимум усилий. Очевидно, что именно «девятку» Маск планировал как свой триумф: первый запуск был отменен за несколько секунд из-за технических проблем. Никаких крушений не должно было быть. И на этот раз все прошло успешно.
Falcon 9 стал визитной карточкой SpaceX и её же главным достижением: всего за 7 лет произошло 38 запусков, из которых 36 были удачными. Но главное — это возвращаемые ступени от ракеты носителя, которые уже 13 раз успешно приземлялись и приводнялись для повторного использования. Кстати о приводнении — для этих целей SpaceX разработал специальную плавучую платформу ASDS, которая не просто плавает, а делает это автономно и беспилотно.
By SpaceX CC0 or CC0, via Wikimedia Commons
Высокая надежность и конкурентоспособность вывели Маска и его компанию в лидеры коммерческого космоса не только в мире, но и в самих США. В 2013 году они владели лишь 10 процентами рынка, в 2017 году — уже 45, а в будущем 2018 планируется достичь 60%. Стоит отметить, что при этом российский и европейский сегменты рынка сокращаются из года в год.
В данный момент идут разработки тяжелого варианта ракеты — Falcon Heavy, но не ракетами едиными жив SpaceX.
Dragon
SpaceX первые 18 месяцев держала в секрете разработки грузового корабля Dragon. Затем, в марте 2006 года, компания официально обнародовала информацию о Dragon, одновременно с представлением Предложения по демонстрационной программе NASA по коммерческим орбитальным транспортным услугам (COTS). Конечной целью было создание частного космического корабля для доставки грузов на Международную космическую станцию.
После того, как Spacex достигла определенной стадии развития, в декабре 2008 года NASA выбрало SpaceX в качестве одной из компаний, предоставляющих коммерческие услуги по поставке грузов на космическую станцию (второй компанией была Orbital Sciences, которая позже стала Orbital ATK, а теперь Northrop Grumman).
Стоимость контракта SpaceX в то время составляла минимум 1,6 миллиарда долларов с возможностью расширения до 3,1 миллиарда долларов; с тех пор компания получила новый контракт на услуги по доставке грузов. Маск подтвердил, что назвал Dragon в честь «Волшебного дракона Паффа ».
Преимуществе космического туризма SpaceX
В 2021 году было совершено два запуска туристов в космос. В июле на орбиту Земли слетал миллиардер Ричард Брэнсон и несколько сотрудников основанной им компании Virgin Galactic. Они поднялись на 80-километровую высоту (почти граница между Землей и космосом) и через несколько минут успешно совершили мягкую посадку.
Ричард Брэнсон в космосе
После Брэнсона в космический туризм отправился основатель компании Amazon Джефф Безос в компании своего брата, студента и 82-летней летчицы. Они поднялись на 100-километровую высоту и тоже совершили посадку спустя несколько минут полета. Подробнее об этом событии можно почитать в этом материале.
Джефф Безос после полета в космос
Грядущая миссия SpaceX будет лучше двух предыдущих полетов сразу по нескольким параметрам:
- во-первых, корабль Crew Dragon поднимается на высоту 580 километров — вот это настоящий космический туризм, а не «прыжки» на 100-метровую высоту;
- во-вторых, экипаж корабля проведет в космосе не ничтожные несколько минут, а три дня, что позволит людям надолго запомнить свой опыт;
- в-третьих, собранные в рамках подготовки к миссии средства пойдут на благотворительность.
Последний пункт звучит наиболее круто. Когда в космос собирался миллиардер Джефф Безос, пользователи Интернета были недовольны его успехом. Однако, Джефф Безос очень давно готовился к этому полету и буквально осуществил мечту своего детства. Подробнее о его пути к этому полету можете узнать тут.
На Netflix есть документальный фильм о миссии Inspiration4