Содержание
- Правила заполнения
- Архив для всех конфигураций. Печатные формы новых Счет-фактур и УПД с 01.07.2021 постановления Правительства от 2 апреля 2021 г. № 534 Промо
- Заполняем путевой лист грузовика с учетом новых реквизитов 2021 года (на примере доработанной 4-П)
- Требования к заполнению путевого листа грузового автомобиля
- Как заполнять путевой лист грузового автомобиля в 2021 году
- Особенности заполнения листа
- Пошаговое заполнение
- Выдача путевки для грузовика
- Бланк путевого листа 2021 года: обязательные реквизиты
- Классический пример приведения таблиц базы данных к четвертой нормальной форме
- Расширение возможностей печати: Вывод произвольного нижнего и верхнего колонтитула
- Расширение возможностей печати: Вывод произвольного нижнего и верхнего колонтитула
Правила заполнения
Заполнением этой формы в автотранспортных организациях занимаются диспетчеры, а в остальных компаниях — уполномоченный на выпуск автомобилей в рейс работник. Такие обязанности устанавливают приказом руководителя организации, поскольку тот, кто заполняет документ, несет ответственность за допущенные в нем ошибки. Иногда оформлением бумаг занимаются сами водители. Но по общему правилу водители обязаны заполнять только свою часть документа — записывать данные о пробеге автомобиля в соответствии с показателями приборов в машине.
Выписывают путевку только на один рейс, один рабочий день или смену. В унифицированном бланке предусмотрена возможность продлить срок действия этого документа, поскольку с машиной в рейсе могут происходить различные ситуации, а движение без путевого листа является нарушением.
Путевый лист имеет несколько разных форм в зависимости от вида ТС. Эти формы отличаются содержанием и требованием к заполнению. Мы собрали их в таблицу, чтобы каждая организация легко сориентировалась и выбрала необходимую.
Унифицированный бланк путевого листа |
Кто и как заполняет |
---|---|
Форма №3 для легковых автомобилей |
|
Форма №4-с для грузовых автомобилей |
Форма предназначена для автотранспортных компаний, осуществляющих грузоперевозки. В ней предусмотрены графы для отметок представителей заказчика груза. Выдают новый документ только после того, как водитель сдал в бухгалтерию предыдущий. Бланк содержит отрывной талон, на основании которого исчисляется зарплата. В форме №4-п обязательным является указание номеров товарно-транспортных накладных на перевозимый груз. Хранить такие путевые листы следует вместе с транспортными документами. Этот бланк предназначен для двух рейсов в течение одного рабочего дня. Путевой лист содержит отрывные корешки, которые заполняет владелец ТС на каждый рейс. Они нужны для дальнейшего предъявления счета заказчику рейсов. |
Форма №4-п для грузового транспорта с повременной зарплатой водителям |
|
Форма №3-спец для специального транспорта (автокраны, цементовозы, мусоровозы, топливные цистерны, бетономешалки и т. п.) |
|
Форма №4 для легкового такси |
В бланке есть поле для записей показаний таксометра. Оформляется такой путевой лист для водителя только на одну смену, после чего он сдает его диспетчеру. |
Форма №6 — путевой лист автобуса |
Бланк для осуществления рейсов автобусов на городских маршрутах. В нем есть графа о предрейсовом медицинском контроле состояния водителя. |
Если организации подходят такие путевые листы, скачивайте бланки прямо по ссылкам в таблице из соответствующих постановлений. На каждом учетном документе, чтобы он имел юридическую силу, обязательно ставят штамп организации-владельца или арендатора ТС. Кроме того, необходимо проставлять время отъезда из гаража и точное время возвращения авто на место
Принимайте во внимание и другие требования к их оформлению
В частности, как при выезде ТС из гаража, так и после его возвращения в гараж записи проверяют на соответствие показателей приборов в автомобиле, таким как датчик топлива, одометр и т. д. Техническое состояние ТС обязан завизировать уполномоченный сотрудник, например механик организации. Данные о предрейсовом медицинском осмотре обязательно заполняет медработник с указанием даты. Запись должна сообщать о том, что водитель «прошел предрейсовый медицинский осмотр и допущен к исполнению трудовых обязанностей». При необходимости ставится отметка о медосмотре после рейса.
Иногда для заполнения путевок используется специальная программа. Она позволяет скрывать ненужные области документа, точно определять, сколько времени заняла дорога, поставить точное число на каждый документ. Объявление об использовании программы необходимо сделать всем диспетчерам, чтобы путевки оформлялись одинаково. Кроме того, это облегчит жизнь водителям, которые смогут учесть каждый рубль, потраченный на дорогу, и вывести точные остатки. Отсутствие такой программы нарушением не является, так как новые бланки не запрещается заполнять вручную.
Архив для всех конфигураций. Печатные формы новых Счет-фактур и УПД с 01.07.2021 постановления Правительства от 2 апреля 2021 г. № 534 Промо
Внешние печатные формы Счета-Фактуры( СФ ) и Универсального Передаточного Документа( УПД ) (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2021 г. № 534) для большинство конфигураций (УТ,БП,УПП,УСО,ЕРП,УНФ,Розница,КА) одним архивом.
.
Бонус печатные формы Счета-фактур и УПД для Бух.учета, ТиС, Комплексная конфигурация 4.5 1С 7.7; универсального корректировочного документа (УКД) для УТ10/УПП1/КА1
Внешние печатные формы (УПД, счет фактура) за поставщика из Управление торговли 10.3 (все релизы); УПП 1.3; УСО 1.3; КА 1.1; БП 2.0
.
*поправлено от 17.09.21
3 стартмани
Заполняем путевой лист грузовика с учетом новых реквизитов 2021 года (на примере доработанной 4-П)
Сначала необходимо указать:
- Серию и номер путевого листа, дату его выдачи.
- Наименование организации, ее код по ОКПО, адрес, номер телефона и ОГРН или ОГРНИП (согласно приказу Минтранса от 7 ноября 2017 года № 476).
- Срок действия листа. Здесь указывают дату: число, месяц, год.
- Сведения о перевозке. Как заполнять этот реквизит, указано в приказе Минтранса от 3 февраля 2021 года № ДЗ-468-ПГ. Для грузовых автомобилей пишут: «перевозка грузов».
Далее нужно указать информацию об автомобиле, водителе грузовика и т.д.:
- Режим работы, номер колонны, бригады.
- Марку ТС, номер парковки (ранее это был номер гаража).
- Государственный, гаражный номер ТС.
- ФИО водителя, его табельный номер.
- Номер удостоверения, класс.
- Вид лицензии, ее реквизиты.
- Сведения о прицепах.
После этого следует таблица, куда надо вносить данные о выезде с парковки и возвращении на нее. Отмечают число, месяц, время, показания одометра.
Затем располагается таблица с информацией о движении горючего. Записываем: марку и ее код, сколько горючего выдано, сколько осталось по возвращении на парковку, время работы. Заправщик, механик и диспетчер должны расписаться в своих графах.
После этой таблицы механик и водитель расписываются в том, что сдали и приняли автомобиль.
К сведению! В новых правилах заполнения путевых листов указано, что контролер технического состояния грузовика после проверки ТС должен проставить отметку «Выпуск на линию разрешен». Кроме того, нововведения 2021 года прописывают, какую отметку нужно вносить в лист после медицинского осмотра водителя: после осмотра перед выездом — «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен», по итогам послерейсового осмотра — «прошел послерейсовый медицинский осмотр».
В задании шоферу отмечают название и адрес заказчика, время прибытия к нему и отбытия от него, сколько часов работал водитель, сколько поездок совершил.
В талонах для предъявления заказчику фирма-исполнитель указывает:
- Номер и дату составления путевого листа.
- Оплачиваемое время.
- Ездки.
- Присутствовал ли экспедитор.
- Пробег с грузом и всего.
- Перепробег.
- Тонны (массу перевезенных грузов).
- Тоннокилометры.
На обороте талона заказчик должен указать:
- Название компании-заказчика.
- Марку автомобиля, прицеп, их номера.
- ФИО и должность уполномоченного лица.
- Время прибытия к заказчику, отбытия к заказчику.
- Показания одометра.
Отрывной талон должен подписать таксировщик.
На обороте бланка надо отметить сведения о выполнении задания шофером: название фирмы-заказчика, показания приборов, время прибытия к заказчику, маршрут движения.
Также есть таблица для указания, были ли на линии простои, по какой причине и в какое время, какова их продолжительность. Ответственное лицо должно расписаться в подтверждение данных.
Далее расположены таблички, куда вносят сведения о расходе горючего, заработной плате водителя.
Кроме того, необходимо по каждому заказчику заполнить таблицу с такими сведениями (они повторяют данные на отрывных талонах для заказчиков):
- Оплачиваемое время.
- Ездки.
- Присутствовал ли экспедитор.
- Пробег с грузом и всего.
- Перепробег.
- Тонны (массу перевезенных грузов).
- Тоннокилометры.
К сведению! Данные бумаги необходимо регистрировать в специальном журнале их учета. Такой журнал с 2021 года разрешено вести в электронном виде, но заверять данные в нем нужно усиленной квалифицированной электронной подписью. После «закрытия» путевого листа его хранят в бухгалтерии компании в течение 5 лет.
Требования к заполнению путевого листа грузового автомобиля
Итак, путевой лист индивидуального предпринимателя грузового автомобиля или юридического лица иной формы собственности заполняется в соответствии с требованиями Приказа Минтранса №152.
Путевка оформляется по следующим правилам:
- документ составляется до выполнения рейса, если требуется единичная перевозка или до начала смены водителя при совершении нескольких рейсов
- путевка может быть оформлена на 1 рейс или на 1 день. Оформление на неделю или на месяц производится исключительно в случае осуществления международной перевозки
- если в ходе выполнения грузоперевозки управление транспортным средством производится несколькими водителями, то допускается оформлять несколько путевок на один вид автотранспорта
- обязательными реквизитами путевого листа являются название документа, которое определяется в соответствии с типом используемого автомобиля (например, Путевой лист на легковой автомобиль или Путевой лист на грузовой автомобиль) и порядковый номер документа в соответствии с нумерацией, утвержденной правилами работы компании. Бланк документа должен быть с печатью собственника грузовика
- дата, время выезда и иные существенные показатели, фиксация которых производится до выезда автотранспорта и после его возвращения на базу, снимаются уполномоченными сотрудниками юридического лица или ИП. Все данные должны быть заверены подписями ответственного лица с указанием полных данных (ФИО и должность)
- если оформляется два и более путевых листов при совершении рейса несколькими водителями, то дата, время и количество топлива при выезде фиксируются в документе водителя, который первый допускается к управлению. Аналогичная ситуация складывается и по возвращению автомобиля
- в путевом листе так же фиксируются дата и время проведения предрейсового (межрейсового и послерейсового при необходимости) медицинского осмотра. Данные исследования заверяются подписью медицинского работника, проводившего медосмотр
- все выданные путевые листы должны быть зарегистрированы в специальном журнале;
- срок хранения документа составляет 5 лет
Как заполнять путевой лист грузового автомобиля в 2021 году
Вообще, если для оформления документа используется уже готовый бланк, достаточно внимательно с ним ознакомиться. Практически все графы, которые должны присутствовать в путевом листе, здесь уже имеются. Остается лишь заполнить их соответствующей информацией.
Содержание документа
После вводной части можно приступать к основному содержанию. Так, в соответствующем поле указываются сведения о водителе, ТС, прописываются другие данные:
- номер бригады и режим работы;
- марка авто;
- номер парковочного места;
- регистрационный номер;
- табельный номер шофера и его ФИО;
- класс водительского удостоверения и его номер;
- сведения о лицензии;
- информация о прицепе, если таковой имеется.
Рядом находится таблица, в которой отмечаются сведения о работе ТС и водителя. Здесь указывается информация о выезде с места стоянки и сведения о возвращении. Ниже имеется еще одна таблица под названием «Движение горючего».
Здесь указываются о горючем следующие данные:
- код и марка;
- количество выданного горючего;
- остаток после выполнения задания;
- время работы;
- подписи ответственных лиц: механика, заправщика, диспетчера.
Под этой таблицей имеются графы, в которых ответственные лица подтверждают сдачу и принятие авто. Отмечается, что механик разрешил выезд, так как ТС полностью исправно.
В нижней части бланка присутствует отрывной талон, заполнением которого должны заниматься сотрудники компании-исполнителя. На основании этого талона исполнитель предъявляет заказчику счет. Для заказчика данный талон является основанием списания средств на оплату услуг перевозчика. Так как отрывной корешок содержит показания одометра и другие сведения, он становится документальным подтверждением того, что данная услуга действительно была предоставлена.
Заполнению подлежит и оборотная сторона листа. Здесь прописываются сведения о выполнении задания. Указывается название компании, которая играет роль заказчика. Дополнительно указываются время прибытия, показания одометра, маршрут передвижения. Эти сведения вносятся при помощи таблицы, которая уже присутствует в бланке. Также в соответствующую таблицу вносится информация о том, сколько горючего было израсходовано, прописывается размер заработной платы, которая полагается шоферу.
Если в процессе перевозки груза были вынужденные простои, сведения о них необходимо указать в соответствующей таблице. Нужно указать не просто причину простоя. Отмечается дата и точное время.
Скачать бланк и образец путевого листа грузового автомобиля
- Бланк 4-П
- Бланк 4-С
- Образец 4-П
- Образец 4-С
Ответственность и штрафные санкции
В законодательстве четко указано, какая ответственность предусмотрена за отсутствие «путевки». В зависимости от ситуации предусматриваются следующие наказания:
- Если ответственным за совершение данной поездки является непосредственно водитель, ему грозит штраф в размере 500 рублей. В отдельных случаях инспекторы могут ограничиться устным предупреждением.
- Если ответственным за перевозку груза является должностное лицо, обычно это директор компании, размер штрафа будет составлять 20 тыс. рублей.
- Если организация-исполнитель не оформила путевой лист, ей грозит штраф, размер которого может достигать 100 тыс. рублей. Стоит отметить, хотя ЧП не относится к юридическому лицу, в этом случае для него предусмотрено такое же наказание.
Нередки случаи, когда при отсутствии «путевки» одновременно применяются наказания по всем перечисленным категориям. Стоит отметить, если на служебном авто передвигаются сотрудники компании, также понадобится оформить соответствующий путевой лист. По сути, не имеет значения, с какой целью выехал транспорт, при выезде с парковки у него должна быть «путевка».
Учитывая немалые размеры штрафов, можно сделать вывод, оформление путевого листа является важным этапом, которому следует уделить максимум внимания. Можно смело сказать, что «путевка» является документом, на основании которого шофер имеет право выезжать на автомобиле, являющемся собственностью организации.
Особенности заполнения листа
На сегодняшний день утвержденной формы бланка путевого листа по-прежнему нет, что с одной стороны дает определенную свободу в плане компоновки элементов и внешнего вида документов, но с другой – вызывает определенные сложности. Можно разработать индивидуальный бланк на весь транспорт компании с учетом специфики деятельности и рекомендаций бухгалтерии.
Проще всего в качестве образца взять унифицированные примеры заполнения, утвержденные еще в 1997 году Госкомстатом (постановление № 78). Но в связи с вступившими в силу изменениями шаблоны подлежат доработке – из них следует убрать все лишние графы и добавить обязательные пункты.
Также рекомендуется принимать во внимание нормы расхода топлива. Этот пункт не является обязательным для большинства компаний, но, чтобы избежать разногласий с налоговой инспекцией по затратам, лучше выбрать нужные данные и руководствоваться ими при списании топлива, тогда не будет возникать лишних вопросов
Следует проконсультировать тех, кто будет заниматься оформлением документов, рассказать и показать, как правильно заполнять те или иные графы, чтобы избежать ошибок
Важно, чтобы все данные были внесены разборчиво и четко. Обязательно указывать номер путевого листа
Здесь каждая компания действует по своей схеме, проще всего оставлять графу под эти цели или сразу печатать номерные бланки, если документ заказывали в типографии.
Обязательное условие – внесение данных в отдельный журнал регистрации, это прописано в постановлении. Обязанность вести его чаще всего возлагается на лицо, ответственное за заполнение бланков. Согласно нововведениям, журнал можно вести как на бумажном носителе (нужно прошить страницы), так и в электронном виде (у ответственного должна быть электронная подпись). Также электронная версия должна предусматривать возможность распечатки на бумажный носитель, если возникнет такая необходимость.
Пошаговое заполнение
Сам путевой лист заполняется по таким правилам:
- Если получена лицензия, то заявляется ее категория (стандартная или ограниченная), серия и номер.
- Если автомобиль с прицепом, то вносится информация о регистрационных и внутригаражных номерах прицепа (полуприцепа).
- Вносится информация по служащим, сопровождающим грузовой автомобиль (фамилия и инициалы), и документы, дающие право на сопровождение машины (доверенность, удостоверение охранной или диспетчерской служб).
- В графе с отметкой «О сопровождающих лицах» вписывается фамилия и инициалы экспедитора и сведения о документах, дающих право сопровождать груз.
- Далее записывается информация о шофере и машине. Число и время, в которое машина покинула автопарк, время и дата возвращения транспорта в гараж.
- Строку «водительское задание» заполняет заказчик услуг автотранспорта.
- В строчке «поступает в распоряжение» пишется Ф.И.О. представителя заказчика, который будет командовать работами автомобиля. Правила заполнения путевого листа 4-с требуют приложить к путевке копию доверенности на сопровождающего.
- Далее проставляется время и дата прибытия автомобиля к заказчику. Если рейс транспорта длится более одного дня, то здесь вписывается график выполнения работ для водителя и автомобиля.
- Графа 20 отражает пункт загрузки машины, графа 21 – пункт доставки груза.
- В графу «расстояние» вносится длительность маршрута в километрах.
- Следующая запись – вес перевозимого груза (в тоннах).
- В строчке «о выдаче горючего» записывают полученный на этот рейс бензин (в литрах).
Форма 4-С путевого листа грузового автомобиля требует присутствия на бланке печати или штампа организации, которой принадлежит автомашина. Если предприятие по профилю деятельности занимается перевозками грузов, то отсутствие печати на путевке не является нарушением.
Форма 4-С требует постановки на бланке печати или штампа организации, которой принадлежит автомашина.
Перед выездом автомобиля из автопарка заполняются такие графы путевки:
- Графа «Движение горючего» заполняется кладовщиком (заправщиком), отпускающим ГСМ. Проставляется фактически залитый в бак бензин (в литрах), и в 12-й графе указывается баковый остаток бензина на начало дня.
- Медработник пишет (на титульной стороне путевки) разрешение на выпуск в рейс водителя.
- Механик записывает в путевку показания спидометра, время выезда машины к заказчику и общее техническое состояние автомобиля.
В течение дня в путевку вносятся и другие сведения:
- Графа 27 – все отработанные рейсы за день и регистрационные номера всех товаро-транспортных накладных.
- Графы 28, 29,30 – число и время прибытия транспорта к заказчику.
Выдача путевки для грузовика
В тетради учета выдачи путевок по организации записывают следующие данные:
- Номер и серию путевки. Эти идентификационные данные дублируют непосредственно на бланке.
- Дату выдачи путевого листа.
- Вид работ (в цифровой кодировке).
- В графы «бригада» и «колонна» вносится цифра, идентифицирующая отделение предприятия, к которому прикреплены шофер и грузовик.
- Марку автомобиля. Здесь же проставляются номера госрегистрации авто и его внутрипроизводственный гаражный знак.
- Полную информацию о водителе (Ф.И.О., водительский класс и номер свидетельства водителя, его табельный номер).
В случае если на одной машине работают два водителя (например, водители дальних, многодневных рейсов), то путевой лист позволяет вписывать данные двоих шоферов или же на каждого выписывают отдельную путевку.
Бланк путевого листа 2021 года: обязательные реквизиты
Разделом I приказа Минтранса от 11.09.2020 № 368 Министерство транспорта внесло изменения в реквизиты путевого листа. Подтверждает это письмо Минтранса от 15.01.2021 № ДЗ-66-ПГ.
Теперь документ должен содержать следующие обязательные реквизиты:
1. Название – ПУТЕВОЙ ЛИСТ.
2. Номер документа – заполняется в хронологическом порядке.
3. Период действия. В этой строке отражается (число, месяц, год), в течение которого можно совершать поездки по выданному путевому листу. Документ может быть выдан и на несколько дней — в таком случае нужно указать даты начала и окончания срока, когда путевой лист может быть использован.
4. Сведения о владельце транспортного средства:
- для юрлица — наименование, организационно-правовую форму, местонахождение, номер телефона, ОГРН;
- для ИП — фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, номер телефона, ОГРНИП.
5. Тип и модель транспортного средства. Внимательно отнеситесь к заполнению этой строки. Сведения о транспортном средстве должны позволять четко его идентифицировать. Если грузовой автомобиль используете с прицепом, пропишите модель прицепа. В противном случае налоговые инспекторы могут исключить расходы на его содержание, увеличив тем самым налог на прибыль.
6. Государственный регистрационный знак автомобиля. Государственный номер заполните и на автомобиль, и на прицеп.
7. При выезде из гаража (заезде в гараж) указывают показания одометра.
8. Время часы, минуты и дата выезда и заезда в гараж.
9. Подпись, также фамилия, имя и отчество работника, который указывает дату, время и показания одометра в путевом листе.
10. Фамилия, имя и отчество водителя транспортного средства.
11. Время и дата медицинского осмотра водителя автомобиля перед и после рейса. Медосмотры нужно проводить:
- перед рейсом, если длительность рейса более одного дня;
- перед первым рейсом, если в течение рабочего дня водитель совершает один рейс или более.
12. Фамилия, имя и отчество медицинского работника, который проводил медосмотр, его подпись и штамп.
13. Отметка об осмотре технического состояния транспортного средства с указанием времени и даты.
14. Фамилия, имя и отчество, а также подпись контролера технического состояния автомобиля.15. Сведения о перевозке:
- вид сообщения;
- вид перевозки.
Такие требования указаны в разделе I приказа Минтранса от 11.09.2020 № 368. Подтверждает это письмо Минтранса от 15.01.2021 № ДЗ-66-ПГ.
Кроме обязательных реквизитов, в путевом листе можно указывать любые дополнительные реквизиты, связанные со спецификой деятельности организации (п. 7 приказа Минтранса от 11.09.2020 № 368, письмо Минтранса от 15.01.2021 № ДЗ-66-ПГ). В качестве дополнительного реквизита укажите сведения о маршруте. Эта информация нужна для налоговых инспекций, чтобы подтвердить реальность и производственный характер поездки.
Если вы применяете форму путевого листа, разработанную самостоятельно, то обязательно проверьте наличие всех реквизитов в документе, которые требуются в 2021 году.
Классический пример приведения таблиц базы данных к четвертой нормальной форме
Чтобы стало еще понятней, давайте закрепим знания и рассмотрим классический пример, который обычно используется в литературе для пояснения четвертой нормальной формы.
Таблица связей студентов, курсов и хобби.
Студент | Курс | Хобби |
Иванов И.И. | SQL | Футбол |
Иванов И.И. | Java | Хоккей |
Сергеев С.С. | SQL | Волейбол |
Сергеев С.С. | SQL | Теннис |
John Smith | Python | Футбол |
John Smith | Java | Теннис |
Данная таблица хранит информацию о студентах, в частности здесь хранятся курсы, которые посещает студент, и увлечения этого студента, т.е. хобби.
Отсюда следует, что каждый студент может посещать несколько курсов и иметь несколько увлечений.
Первичный ключ здесь также составной и состоит он из всех трех столбцов.
При этом мы можем заметить, что курс и хобби никак не связаны и не зависят друг от друга, но по отдельности зависят от студента.
Таким образом, мы можем наблюдать в этой таблице нетривиальную многозначную зависимость
Студент ->-> Курс
Студент ->-> Хобби
Поэтому эта таблица не находится в четвертой нормальной форме.
Кроме всех тех аномалий, связанных с редактированием данных, которые мы уже рассмотрели на предыдущем примере, в данном случае еще продемонстрирована проблема неоднозначной выборки данных.
Допустим, нам необходимо получить информацию о хобби студентов, которые посещают курс по SQL. Очевидным действием станет выборка с условием Курс = SQL, в результате мы получим 3 хобби: футбол, волейбол и теннис.
Результат выборки. Хобби студентов, которые посещают курс по SQL.
Студент | Курс | Хобби |
Иванов И.И. | SQL | Футбол |
Сергеев С.С. | SQL | Волейбол |
Сергеев С.С. | SQL | Теннис |
Однако, если мы заглянем в исходную таблицу, то мы четко увидим, что «Иванов И.И.» посещает курс по SQL и имеет хобби «Хоккей», но в нашей выборке этого хобби нет.
Чтобы нормализовать эту таблицу, мы должны точно так же, как и в предыдущем примере, разбить ее на две.
Связь студентов и курсов.
Студент | Курс |
Иванов И.И. | SQL |
Иванов И.И. | Java |
Сергеев С.С. | SQL |
John Smith | Python |
John Smith | Java |
Связь студентов и хобби.
Студент | Хобби |
Иванов И.И. | Футбол |
Иванов И.И. | Хоккей |
Сергеев С.С. | Волейбол |
Сергеев С.С. | Теннис |
John Smith | Футбол |
John Smith | Теннис |
Однако в реальности такую ситуацию и такую таблицу вряд ли можно встретить, так как следуя здравому смыслу такие абсолютно не связанные друг с другом данные никто не будет хранить в одной таблице. Поэтому этот пример чисто теоретический и приводится для демонстрации принципов четвертой нормальной формы.
И если говорить о реальных данных, то нормализация до четвертой нормальной формы, как и до всех последующих, в современном мире практически не встречается. Если четвертую нормальную форму еще как-то можно представить и даже встретить данные, нормализованные до этой формы, то встретить данные, нормализованные до 5 или 6 нормальной формы, практически невозможно.
Вы можете спросить, а почему не нормализуют данные до 5 или 6 нормальной формы? Ведь каждая нормальная форма устраняет определенные аномалии, и если сделать полностью нормализованную базу данных, то по сути она будет идеальная, не содержащая ни одной аномалии, это же хорошо.
Да, совершенно верно, база данных не будет содержать аномалий, но давайте вспомним, какие преимущества нам дает нормализация.
Обычно во всех источниках приводится два основных глобальных преимущества:
- Устранение аномалий
- Повышение производительности
Если с устранением аномалий все ясно, т.е. в полностью нормализованной базе данных их не будет и это хорошо, то с повышением производительности не все так однозначно.
Да, нормализация повышает производительность, но только где-то до 3 нормальной формы. Начиная с 4 нормальной формы, производительность увеличиваться не будет, более того, с каждой новой формой производительность будет значительно снижаться, не говоря уже о том, что с нормализованной базой данных до 5 или 6 нормальной формы будет крайне сложно и неудобно работать и сопровождать ее, ведь с каждой новой формой мы значительно увеличиваем количество таблиц в базе данных.
Поэтому процесс нормализации не является строго обязательным, т.е. не нужно нормализовать базу данных, только для того чтобы она была нормализована.
В процессе проектирования базы данных необходимо следовать здравому смыслу и найти баланс между отсутствием аномалий и приемлемой производительностью.
Полностью нормализованная база данных – это плохая база данных.
После того как мы привели таблицы базы данных к четвертой нормальной форме, мы можем переходить к приведению таблиц до пятой нормальной формы (5NF). Описание, требования и пример приведения таблиц до пятой нормальной формы мы рассмотрим в следующем материале.
На сегодня это все, надеюсь, материал был Вам полезен, пока!
Нравится54Не нравится
Расширение возможностей печати: Вывод произвольного нижнего и верхнего колонтитула
Расширяем функционал вывода нижнего / верхнего колонтитула. Стандартно 1С имеет достаточно ограничений по выводу и наполнению колонтитулов содержимым, взять хотя бы такие, как вывод только текста и отсутствие ограничения на номер конечной страницы. А при разработке кода сталкиваешься с тем, что свой блок с нижним колонтитулом нужно прижимать к низу страницы. Казалось бы быстро решаемый вопрос, но и в нем есть нюансы. Сейчас я расскажу о том, как решалась эта задача.
UPD 15.02.2018. Добавлен вывод верхнего колонтитула; Вывод колонтитулов на первой и последней странице управляется параметрами; Научился считать страницы: Добавлено заполнение переменных аналогичных стандартным из колонтитулов; Задаются форматы даты и времени.
Ограничения прежние: 1. Повторно сформировать табличный документ после смены параметров страницы интерактивно.; 2. Передавать данные для более плотной печати как можно более мелко нарезанными кусками.
1 стартмани
Расширение возможностей печати: Вывод произвольного нижнего и верхнего колонтитула
Расширяем функционал вывода нижнего / верхнего колонтитула. Стандартно 1С имеет достаточно ограничений по выводу и наполнению колонтитулов содержимым, взять хотя бы такие, как вывод только текста и отсутствие ограничения на номер конечной страницы. А при разработке кода сталкиваешься с тем, что свой блок с нижним колонтитулом нужно прижимать к низу страницы. Казалось бы быстро решаемый вопрос, но и в нем есть нюансы. Сейчас я расскажу о том, как решалась эта задача.
UPD 15.02.2018. Добавлен вывод верхнего колонтитула; Вывод колонтитулов на первой и последней странице управляется параметрами; Научился считать страницы: Добавлено заполнение переменных аналогичных стандартным из колонтитулов; Задаются форматы даты и времени.
Ограничения прежние: 1. Повторно сформировать табличный документ после смены параметров страницы интерактивно.; 2. Передавать данные для более плотной печати как можно более мелко нарезанными кусками.
1 стартмани