Содержание
- Методом математического моделирования
- АТИ.СУ: «Паспорт надежности»
- С короткими спринтами
- С какими проблемами справляются IT-решения?
- Недостатки сервиса «АвтоТрансИнфо» (АТИ.СУ)
- Обзор актуальных решений
- Настройка
- Эволюция учетных систем
- Поиск груза на сайте АТИ.СУ
- Обязательный этап
- Как выбрать нужное IT-решение?
- Функционал
Методом математического моделирования
Следующий уровень автоматизации — применение математических методов для моделирования, оцифровка топологии и активов склада. Построение модели позволяет создавать идеальную картину склада, предиктивно смотреть на процессы, не только внутренние, но и внешние — складской двор, грузовые потоки между складами, перевозка из центрального хаба на локальные и так далее. «Методами моделирования в России пользуются 10—15% складов, — считает Антон Рудашевский. — Эта категория автоматизации у нас находится в зачатке, так как логисты на местах хотят ограничиться собственной экспертизой и идти по методу проб и ошибок, но практика показывает, что это ведет к рискам и негативным затратам».
Третья категория — системы мониторинга и трекинга. Это технологии, позволяющие оцифровать передвижение объектов (грузы, погрузчики, люди) внутри склада в режиме реального времени, сопоставить идеальную математическую модель с реальными процессами и оценить, насколько они реализуются в рамках составленной модели. Внедряются компаниями, осознавшими, что уровень ручной оптимизации уже не дает им возможности развиваться. Пока этими технологиями пользуются единицы.
Четвертый этап — роботизация склада. Отсутствие ручного труда, роботы-тележки, способные перемещать палеты по территории склада, системы, работающие с этажностью стеллажей, и так далее. Движение в сторону роботизации — мировая тенденция, вызванная необходимостью ускорения логистических процессов и повышения точности управления товарными запасами. Особенно актуальна для сегмента e-commerce. Известно, что гигант интернет-торговли — компания Amazon — роботизировала свои склады.
«Роботизация имеет технологические ограничения, — рассказывает Антон Рудашевский. — Робот не может возить сначала арматуру, потом айфоны, поэтому подходит только для работы с однотипными грузами. В этот сегмент попадают многие e-commerce-ритейлеры, продающие однотипные, мелкогабаритные товары, что дает им возможность полностью роботизировать склады. Думаю, пока в России найдется не больше одного десятка компаний, внедривших роботов на складе».
АТИ.СУ: «Паспорт надежности»
«Паспорт надежности» на сайте «АвтоТрансИнфо» свидетельствует о стабильной работе компании, а также служит оценкой деятельности организации. В паспорте появляются баллы после проверки модераторами сайта информации о вашей компании. Также, баллы добавляются после получения положительных отзывов со стороны контрагентов. Таким образом, чем больше баллов у компании, будь то грузоперевозчик или заказчик (грузоотправитель), тем надежнее работа с ней. Основными показателями, свидетельствующими о надежности, являются сроки работы компании, насколько достоверны данные, заявленные организацией, наличие отрицательных и положительных отзывов со стороны клиентов. Данные этого рейтинга автоматически прописываются в каждой заявке, опубликованной вами на сайте. Кроме того, увидеть полную информацию о компании, включая данные паспорта, может любой зарегистрированный участник сайта. В «Паспорте надежности» отражены все положительные отзывы, а также причины, по которым оставлены отрицательные мнения.
С короткими спринтами
Сегмент крупной заказной разработки на российском рынке постепенно сокращается. За годы крупных комплексных ИТ-внедрений у ритейлеров накопился немалый негативный опыт, ставший причиной снижения доверия к компаниям-разработчикам.
Нередко выяснялось, что компании не получили тех возможностей и опций, на которые рассчитывали, стоимость решения оказывалась более высокой, чем планировалось, а внедрение проходит так долго, что за это время успевал измениться сам бизнес.
Нарастает новый тренд — продуктовые разработки в короткие сроки. Компания-разработчик создает минимальный продукт — MVP (minimum viable product), с которым идет к клиенту. Клиент доводит этот продукт до ума силами либо собственных программистов, либо разработчиков продукта. В модели MVP используются гибкие методологии разработки, в том числе agile-подход, разработка части продукта силами выделенной команды (scrum-команда) с недельным сроком исполнения (спринтом) и приемкой работ. При таком подходе уменьшаются риски, имеется возможность сразу попробовать, как решение работает на практике, выявить ошибки и внести корректировки.
Таким образом, ИТ-услуги становятся более понятными и короткими в реализации: если раньше проекты внедрялись 8–14 месяцев, то сейчас 3, максимум 6 месяцев.
«Клиенты стали более требовательными к готовности продукта, — рассказывает Антон Рудашевский. — Разработчики должны предоставить качественную, короткую и приемлемую по деньгам услугу, которая будет объединена с бизнес-эффектом. Если раньше продукт разрабатывался по требованиям клиента, то сейчас — по потребностям: клиент формулирует проблемы и бизнес-потребности, а разработчики адаптируют эти потребности в ИТ-решения и несут ответственность не за выполненное ТЗ, а за конечный результат внедрения».
С какими проблемами справляются IT-решения?
Финансовые и трудовые затраты
Не важно, о каком решении идет речь — облачное хранилище, сервис для учета данных, телефония — у сотрудников появляется больше времени и сил на основную работу. В итоге у компании освобождается больше ресурсов, в том числе, финансовых
Например, без IT-решения логист может готовить договор для перевозки 15 минут, а с готовыми шаблонами сократит время до 2-3 минут.
Поиск клиентов. Специальные логистические платформы помогают искать клиентов эффективнее, чем транспортные биржи. Во-первых, мошенники редко используют платные программы — сам факт подключения к IT-сервису означает, что компании готовы к прозрачности, готовы делиться своими данными с контрагентами. Во-вторых, в специальных IT-решениях можно допускать до тендеров и аукционов только те, компании, что предварительно прошли аккредитацию. В-третьих, в некоторых приложениях можно получить доступ ко всем грузовладельцам и транспортным компаниям и напрямую договориться с ними о перевозке.
Мотивация сотрудников. Логисты часто страдают от рутинной работы с документами. Системы учета данных помогают сократить трудозатраты: многие данные сохраняются в системе и автоматически вносятся в новые договоры, их не нужно вносить вручную. В некоторых системах можно обмениваться договорами и другими документами с клиентами — это тоже экономит время. Логистам становится проще работать, они освобождают время на поиск клиентов и другие задачи. Это повышает их лояльность к компании, снабжающей их эффективными инструментами для работы.
Вообще мотивацию сотрудников повышают любые эффективные рабочие инструменты: хранилища данных, системы учета данных, трекера маршрута. Все, что экономит время, позволяет увидеть результаты работы, упрощает постановку, помогает сотрудникам и увеличивает их желание работать.
Потеря документов. С этим помогают справиться хранилища и системы учета данных. Достаточно создать в хранилище простую и понятную структуру файлов — и любой документ будет найден за несколько секунд. В системах учета данных структура может быть сложнее, но также просто найти любой отчет или договор.
Безопасность перевозок. В этом помогают приложения, анализирующие данные с GPS-трекеров или специальных приложений, которые устанавливаются на смартфон водителя. Например, логист может в любой момент знать, где находится водитель, или построить отчет и увидеть местоположение всех машины, разгрузились ли они в нужном месте.
В некоторых приложениях можно проверить надежность водителя или транспортной компании. Например, логист может посмотреть рейтинг водителя и узнать, находится ли он в черном списке у транспортных компаний, как часто совершает перевозки, не оставляет ли компаниях разные номера телефонов. Это проще и надежнее, чем искать отзывы о водителе в интернете.
Коммуникации и обмен документов. Часто логисты используют несколько каналов связи с клиентами — почту, мессенджеры, телефонию. CRM-системы позволяют фиксировать все общение в карточке клиента, не терять письма, звонить клиенту сразу из карточки. Также работают и комплексные решения, например, Умная Логистика — логист может составить в системе договор, сразу отправить его заказчику и получить быстрый ответ.
Бесперебойная работа компании. На это работают все решения в комплексе: хранилища и системы учета данных помогают в любое время получить доступ к нужному документу, телефония позволяет всегда быть на связи. Если решения работают в облаке, то это снижает нагрузку на оборудование компании.
Недостатки сервиса «АвтоТрансИнфо» (АТИ.СУ)
Но, при всей привлекательности, у сайта Ati.su есть свои недостатки. Никто не гарантирует, что заявки, выставленные на сайте, не прошли через руки нескольких диспетчеров грузоперевозок. При этом каждый посредник снимает себе часть суммы с договора. А перевозчику, который выполняет работу, достается самая малая часть денег. Впрочем, это относится к работе в сфере грузоперевозок в целом. Ведь если вы работаете даже без использования сайта, с проверенными клиентами, в один прекрасный день тоже можете нарваться на цепочку посредников. В большинстве случае выстраивание достаточно длинной цепочки посредников говорит о том, что вы имеете дело с мошенниками.
Что же касается сервиса «АТИ грузоперевозки», работа на сайте – это замечательная возможность вновь созданным транспортным компаниям попробовать свои силы в грузоперевозках. Кроме того, это шанс обзавестись постоянными клиентами и работать с ними на условиях долгосрочного сотрудничества. Кроме того, данные, размещенные на сайте, просто выручают перевозчиков тогда, когда необходимо быстро найти попутчиков для формирования сборного груза или доставки попутного груза после выполнения основного заказа.
P.S. Будем благодарны за ваши отзывы о совместной работе с данной биржей грузоперевозок. Комментарии оставляйте ниже.
Блог «Диспетчер грузоперевозок» актуальная информация сферы перевозки груза.
Обзор актуальных решений
С 15 по 17 апреля в «Крокус Экспо» будет проходить крупнейшая Международная выставка транспортно-логистических услуг и технологий TransRussia. Расскажем о нескольких самых известных, а также инновационных ИТ-решениях в логистике, которые будут представлены в рамках выставки.
Наиболее распространенные программные продукты, внедренные и работающие на многих РЦ, складах и в логистических компаниях сделаны на «1С». Их можно будет увидеть на стенде компании «1С-Рарус».
«1С:Управление Автотранспортом. Проф» — совместное решение фирмы «1С» и компании «1С-Рарус», предназначенное для автоматизации управленческого и оперативного учета работы автопарка: в автотранспортных предприятиях; в транспортных подразделениях торговых и производственных компаний; в прочих компаниях с различной отраслевой спецификой.
Программа широко известна в среде российских автотранспортных предприятий, ее успешно используют ПАО «АВТОВАЗ», ФГУП «Почта России», ПАО «РусГидро», ГК «Бавария», ООО «Дикси Транс», ООО «Каршеринг Руссия», УК «Татнефть-ТрансСервис», ООО «Компания Востсибуголь», ООО «ГазпромТрансгаз Югорск», ОАО «Региональные электрические сети» и другие компании, обладающие автопарками более чем из 100 транспортных единиц, и в том числе такие, размер автопарков которых превышает 10 000 транспортных единиц.
Компания «Солво» планирует представить новую концепцию управления логистическими объектами — Solvo. SCE. Эта концепция соответствует тренду создания единых платформ уровня SCE (Supply Chain Execution) и SCM (Supply chain management), когда конкретные решения формируют единую интегрированную платформу, в которую по мере развития бизнеса легко встраиваются новые модули и продукты посредством сервисно-ориентированной архитектуры (SOA).
Платформа объединяет флагманские решения Solvo. WMS для управления складом, Solvo. TOS для управления портами и контейнерными терминалами, Solvo. Yard для управления складским двором и Solvo. Billing и Solvo. WEB для управления взаиморасчетами с грузовладельцами / заявками от контрагентов.
BIA-Technologies представит на выставке несколько новых для рынка решений.
BIA-Экспертиза — комплекс услуг по адаптации работы систем «1С» к растущему бизнесу компании. BIA-Экспертиза осуществляется компанией BIA-Technologies в рамках проекта фирмы «1С» — Центры корпоративной технологической поддержки (ЦКТП).
Как правило, рост компании и увеличение нагрузки на систему влечет за собой ошибки, необходимость изменять настройки или срочно докупать «железо». BIA-Экспертиза решает задачи масштабирования системы, помогает справиться с большинством проблем при работе с системой автоматизации — от «помогите сделать работу быстрее» и до проведения масштабных мероприятий по эмуляции работы продуктовой среды.
В рамках экспертизы проводится нагрузочное тестирование, позволяющее определить поведение информационной системы в измененных условиях. Подобная работа была проведена для компании «Деловые линии».
«Тракт» — автомобильный навигатор с картографией, разработанный под нужды водителей грузового автотранспорта. Навигатор действует следующим образом: водитель вводит в приложение параметры своего грузовика, а система прокладывает путь, учитывая все особенности и ограничения для грузовиков (может ли данная фура проехать под мостом, разрешено ли по дороге ехать большегрузу, если можно, то в какое время и т. п.). Приложение запущено в середине 2018 года, к марту 2019 года у него уже свыше 30 000 постоянных пользователей.
BIA Proximity — высокоточное отслеживание объектов в режиме реального времени при помощи технологии iBeacon. Пилот реализован на российском заводе, производящем удобрения: сотрудников отслеживают при помощи Bluetooth-сигнала на мобильные устройства, а местоположение техники и продукции завода определяют по маякам. Такое отслеживание позволяет в реальном времени понять, где находятся активы, когда актив использовался в последний раз, кто или что вступали в контакт с активом и т. п. В итоге сокращается время на отслеживание, особенно на большой территории, предотвращается воровство, ускоряются сроки инвентаризации и т. п.
Антон Рудашевский, директор продуктового офиса BIA Technologies
Внедрение ИТ-решения обязательно должно иметь бизнес-эффект, снижать потери и приносить прибыль. Иначе это не инновация, а просто исследовательский опыт, R&D.
Выставка TransRussia — это концентрация компаний, связанных с логистикой, платформа, на которой разработчики могут показать свои возможности и получить от бизнеса обратную связь.
Настройка
Основная
поставка
В продуктах 1С:УАТ и 1С:ТЛЭ существует специфика работы с картами.
После получения ключа API нужно сформировать адрес геосервиса карт АЙТОБ в формате «http://.uat.api-maps.itob.ru/» и затем указать данный адрес в настройках геосервиса 1С:УАТ/1С:ТЛЭ.
Для группового геокодирования необходимо установить расширение, загрузив файл.
Модуль мониторинга
Программное обеспечение «1С:Управление Автотранспортом ПРОФ» и «1С:Транспортная логистика, экспедирование и управление автотранспортом КОРП» содержат встроенный модуль программы «1С:Центр спутникового мониторинга ГЛОНАСС/GPS» для контроля работы автотранспорта.
ГЛОНАСС в 1С обеспечивает поступление точных данных о пробеге транспортного средства и расходе топлива с установленных на автомобилях трекерах ГЛОНАСС/GPS и датчиках. Эти данные являются основанием для автоматической выписки и заполнения путевых листов согласно законодательным нормам РФ с января 2021.
В настройках модуля спутникового мониторинга можно также подключить ITOB:Maps, указав API ключ. Для этого нужно добавить обработку географического сервиса (или обновить ITOB:Maps).
Эволюция учетных систем
Первая категория систем — простые учетные системы, отражающие бизнес-события или факты и работающие в полуручном режиме: человек заносит в систему информацию, которая распространяется по другим информационным системам согласно заложенным правилам и настроенным бизнес-процессам. «Эти системы есть почти у всех, — рассказывает Антон Рудашевский. — Сегодня трудно найти склад, не имеющий цифровой таблички, в которую вносятся категории, место их размещения, количество, время приемки и отгрузки».
Функционал и возможности учетных систем постоянно расширяются. Актуальная тенденция развития: интеграция WMS-систем с высокотехнологичным оборудованием, таким как системы оптимизации погрузки палет в автотранспорт, системы измерения ВГХ-груза, системы видеонаблюдения, склады-автоматы и сортировщики палет, AGV, дроны и т. д.
Отмечается еще одна тенденция — поставщики WMS создают единые платформы уровня «исполнение цепей поставок» (SCE — Supply Chain Execution) и шире — «управление цепями поставок (SCM — Supply chain management). На рынке отмечается появление модели продаж по технологии SaaS (Software as a Service) — программное обеспечение как услуга. В системы управления внедряются новые механизмы.
«В последнее время применяются
облачные технологии
для управления несколькими распределенными складскими комплексами, например, решение «Удаленный склад», — рассказывает Даниил Першин. — Практикуется управление коммерческой деятельностью склада (Billing), управление человеческими ресурсами (Labor management), включая мотивационные механизмы, интеграция с системами голосового управления складом, применение на складе мобильных устройств гражданского назначения на базе ОС Android, RFID. Появились многочисленные механизмы по автоматизации приемки на склад, как с использованием принтеров-аппликаторов, так и без, механизмы группового отбора, оптимизации хранения, инвентаризации склада с помощью дронов и самоходных штабелеров».
Система управления складом требует учета особенностей и потребностей конкретного ритейлера. Как правило, доработки WMS могут быть существенны в случае необходимости интегрировать систему с узкоспециализированным оборудованием склада — определенными моделями систем хранения или сортировщиками заказов, системами оптимизации погрузки или хранения, мобильными стеллажными системами, не имеющими стандартизированных интерфейсов для интеграции, и так далее. В остальных случаях требуется настройка уже существующего функционала.
Основные критерии выбора WMS: бюджетные ожидания, степень соответствия предлагаемого решения в рамках тендера требованиям RFP в плане функционала, производительности и опыта компании в конкретной области (например, продуктовый ритейл или ритейл одежды и обуви).
Даниил Першин, руководитель отдела маркетинга компании «Солво».
Важным параметром выбора WMS является возможность компании-вендора предоставить решение «под ключ», включающее оптимальный микс лицензий на ПО, оборудования и услуг .
В последнее время для ритейлеров становится очень важным опыт вендора WMS в области автоматизации складов e-commerce и fulfillment центров.
В оптимизации и автоматизации складских процессов помимо систем класса WMS могут использоваться системы или модули оптимизации отдельных процессов внутрискладской логистики: система укладки коробов на палете, укладки в автотранспорт с учетом нагрузки на ось, измерения масса-габаритных характеристик груза, низкоуровневые (уровень управления на уровне контроллеров оборудования) системы управления классов WCS и MES.
Поиск груза на сайте АТИ.СУ
Для того чтобы перевозчику найти необходимый для доставки груз, достаточно перейти в раздел «Грузы». После заполнения заявки программа выдает перечень возможных для доставки грузов. Кстати, на сайте «АТИ грузоперевозки» доступна функция «Эллипс», которая выдаст вам не только список грузов, находящихся в желательных для перевозчика точках назначения, но и предложит всевозможные варианты грузов, расположенных в относительной близости от необходимых пунктов. Эта дополнительная услуга дает перевозчику возможность не только найти груз для перевозки, но и получить возможность транспортировки попутного груза на любом протяжении пути. Кроме этого вы можете выбрать вид груза, который хотели бы перевезти. Допустим у вас открытый грузовик, предназначенный для перевозки строительных материалов. Достаточно завести в заявку тип груза, и вы получите перечень грузов, необходимых для перевозки (именно строительных материалов).
Как и на многих транспортных биржах на сайте «АвтоТрансИнфо» существует система списков. В эти списки могут заноситься определенные регионы, города, области. Кроме того, на «АТИ грузоперевозки» существует деление на партнерские, черные и белые списки. Вся эта систем призвана облегчить поиск благонадежных транспортных компаний, а также завести перечень фирм-партнеров, сотрудничество с которыми осуществляется на постоянной основе.
Обязательный этап
Почему не происходит массовое внедрение роботизации даже в компаниях, оперирующих однотипными и одноразмерными товарами? Одна из фундаментальных причин — отсутствие четкого построения бизнес-процессов.
«Во многих компаниях процессы неточно сформулированы, непонятны, поэтому между ними нельзя выстроить взаимосвязь, — поясняет Антон Рудашевский. — Плохо построенный процесс можно оцифровать, но он не будет работать. «Цифру» нельзя «подкрутить», «цифре» нельзя позвонить, с ней нельзя договориться, она работает по заданным правилам и нормам, и если что-то не стыкуется, автоматизация не получится. Я уверен, многие хотят переходить на более высокие уровни цифровизации, но не готовы к подобным внедрениям. Придется сначала заниматься процессами более низкого уровня. И если учетные системы есть у всех, то математическое моделирование и анализ движения объектов на складе применяет минимальное количество компаний».
Внедрение технологий, связанных с моделированием склада и процессов, тормозят отсутствие достаточного предложения и недоверие ритейлеров к сторонним разработчикам.
Система услуг построения модели склада в России довольно молодая. Хедлайнеры этого направления начинали с формирования внутри своей компании математических команд для решения конкретных локальных задач. Например, такова история компании «Деловые линии», которая сформировала департамент математиков и успешно решала свои задачи автоматизации. Через 3—4 года успешных решений компания стала выводить услуги на внешний рынок.
Проблема в том, что сами математики — производители решений — обычно люди некоммерческого склада, и из таких коллективов редко получаются предпринимательские команды, которые не только создают, но и упаковывают, и продвигают свое решение на рынок. Поэтому в России временной разрыв между успешным применением математического решения и выводом его на рынок в виде услуги составляет 3–4 года.
Как выбрать нужное IT-решение?
В первую очередь, проанализировать проблемы компании
Важно фиксировать проблемы в конкретных фразах, например, «сотрудники тратят время на заполнение документов вручную», или «менеджеры теряют контакты клиентов». Исходя из этого описания будет понятно, какие результаты важны компании и какие IT-решения помогут их достичь
Если проблем много, и нужно комплексное решение, можно обратиться к другим компаниям из отрасли и узнать, как они решают подобные проблемы. .
Поставить измеряемую цель. Она поможет понять, насколько эффективно для вас определенное IT-решение. Например, сэкономить 20% денег, которые тратятся на перевозки, за первые полгода использования решения. Тогда можно пробовать различные решения и посмотреть, какое из них приносит результаты.
Определить критерии для выбора программного продукта. Оно должно не только приносить результаты
Важно, чтобы с решением было легко работать, чтобы служба поддержки помогала с внедрением. Также сервис должен быть работать без сбоев, не должен передавать личные данные третьим лицам
У вас могут и свои критерии — нужно зафиксировать их и задавать вопросы поставщикам сервиса.
Провести внедрение вместе с поставщиком сервиса
Важно создать проектную команду, в которой будут сотрудники компании, а также специалисты подрядчика. Есть несколько вариантов внедрения — можно сразу перевести всю работу компании на IT-рельсы, можно запустить эксперимент на части бизнес-процессов.
Эксперимент поможет увидеть, как реагируют сотрудники на IT-решение, увидеть слабые места. Но в этом случае будет сложно увидеть полные результаты от работы с IT-решением — для этого нужно, чтобы были задействованы все сотрудники.
Фот. Dreamstime.com/Free domain
Функционал
Сервис картографии используется для:
- геокодирования адресов – привязки адреса к конкретной точке на карте;
- расчёта плановых показателей маршрутов;
- визуализации маршрутов развоза на карте и их корректировки;
- контроля фактических маршрутов в онлайн-режиме;
- формирования геозон, в которых работает автотранспорт;
- отслеживания транспорта в пути с помощью спутникового мониторинга.
Преимущества использования
Сервис ITOB:Maps имеет несколько тарифов и подходит как для небольших компаний, так и крупных организаций. Количество запросов фиксируется ежесуточно. Стоимость составляет от 62 000 рублей в год.
Не имеет ограничений по количеству пользователей, что позволяет использовать сервис картографии сотрудникам с разными ролями (логист, диспетчер, механик и другие). Количество рабочих мест в компании определяется приобретёнными лицензиями «1С:Предприятие 8» для работы в 1С:УАТ и 1С:ТЛЭ.
Поддерживает все регионы России и страны СНГ, добавление других стран возможно по запросу Заказчика. Обновление сервиса производится еженедельно.
В практике есть примеры решения нестандартных задач для наших клиентов на базе сервиса ITOB:Maps:
- Разворачивание картографического сервиса на внутреннем сервере компании.
- Создание детальной карты территории производства и железнодорожных путей.
- Формирование географических зон и полигонов для ограничения работы транспорта.
Геоинформационная система ITOB:Maps отличается высокой стабильностью работы и точностью отображения. Интеграция веб-карт АЙТОБ в систему маршрутизации и диспетчеризации на базе 1С повышает качество работы автопарка и экономит ресурсы компании.
Если вам требуется дополнительная консультация по вопросам приобретения и настройки картографии от специалистов фирмы «АЙТОБ», обращайтесь:
тел.: +7 (495) 419-0842