Административная ответственность: сущность, признаки

Содержание

Как происходит привлечение к ответственности

Факт нарушения могут фиксировать уполномоченные органы и должностные лица, наделенные соответствующими полномочиями по КоАП РФ. Например, нарушения ПДД могут устанавливаться сотрудниками ГИБДД при патрулировании улиц, остановке автотранспорта, выезде на место аварии. По каждому факту нарушения составляется процессуальный протокол, в содержании которого указываются все обстоятельства проступка:

  • время и место противоправного действия или бездействия;
  • сведения о личности нарушителя, потерпевшего и свидетелей;
  • данные о должностном лице, составившем протокол;
  • норма правил, которая была нарушена;
  • статья КоАП РФ, которая предусматривает ответственность за проступок;
  • обстоятельства нарушения – в чем заключалось виновной действие или бездействие, характер и степень последствий, описание места происшествия и т.д.;
  • дополнительные факторы, которые могут повлиять на выбор и размер санкции – состояние опьянения у нарушителя, отказ подчиниться законному требованию о прекращении противоправной деятельности и т.д.

При составлении протокола нарушителю предлагается дать свои объяснения или представить возражения – они должны быть отражены в тексте документа. Кроме того, потенциальному нарушителю разъясняется право на защиту, в том числе на участие адвоката во всех процессуальных действиях.

По отдельным статьям КоАП РФ, дело может быть рассмотрено сразу на месте выявления нарушения. Для этого составляется постановление с указанием примененной меры воздействия. Оспорить постановление, вынесено по факту нарушения, можно через вышестоящее должностное лицо, либо в судебном порядке.

Если дело не может быть рассмотрено должностным лицом, составившим протокол, административный материал направляется в суд, либо в иной уполномоченный орган. Привлечение к ответственности в этом случае проходит по следующим правилам:

  • нарушитель извещается о времени и месте рассмотрения дела – это может быть сделано при составлении протокола, либо направляется судебная повестка или иной аналогичный документ;
  • дело может рассматриваться даже без участия нарушителя, если он был уведомлен о времени и месте заседания – исключение составляют только случаи, когда виновному лицу грозит арест;
  • вид и размер санкции фиксируется в постановлении, которое вручается нарушителю или направляет по месту его регистрации.

Если статьей КоАП РФ предусмотрено наказание в виде ареста, лишения специального права или выдворение за пределы РФ, рассмотреть дело может только суд.

Для привлечения к ответственности учитываются квалифицирующие обстоятельства, а также смягчающие и отягчающие факторы. Дополнительная квалификация заключается в установлении признаков, существенно повышающих общественную опасность проступка. К ним относится повторность нарушения, наличие неснятой административной санкции, совершение проступка группой лиц и т.д.

Наличие смягчающих обстоятельств позволяет использовать минимально возможную санкцию по статье КоАП РФ. Законом не ограничен перечень таких факторов, поэтому при рассмотрении дела они будут устанавливаться в индивидуальном режиме. Например, к таким обстоятельствам относится несовершеннолетний возраст нарушителя, совершение проступка в период беременности и т.д. На размер наказания повлияют и положительные характеристики, представленные нарушителем или его защитником. Отягчающими факторами признается состояние опьянения, несовершеннолетний возраст потерпевшего и т.д.

Вынесение решения о привлечении к административной ответственности

Если материалов дела достаточно и они подтверждают, что человек, должностное лицо или организация нарушили закон, их привлекут к административной ответственности. Для этого оформляют постановление по делу.

Правила составления перечислены в ст. 29.10 КоАП РФ. В документе фиксируют:

  • сведения о лице, уполномоченном принимать решения;
  • информацию о дате и месте рассмотрения дела;
  • данные о гражданине, в отношении которого выносят решение;
  • сведения об установленных обстоятельствах;
  • ссылки на нормы действующего законодательства, подтверждающие правомерность вынесенного решения и итоговый вердикт;
  • срок, предоставляемый на обжалование.

Как обжаловать решение

В ст. 30.1 КоАП РФ говорится, что у гражданина есть право обжаловать постановление по делу об административном правонарушении. Для этого необходимо обращаться в вышестоящий орган. Обжаловать решение имеют право все участники разбирательства, которых не устроил итоговый вердикт.

Чтобы начать процедуру, нужно подготовить жалобу. Точная форма документа законодательно не закреплена. Обычно в ней фиксируют участников разбирательства, информацию об инстанции, вынесшей решение, а затем излагают суть, подтверждая доводы ссылками на нормы законодательства.

На обжалование дают 10 дней с момента получения копии постановления. Если период пропущен, срок можно восстановить. Для этого необходимо одновременно с жалобой представить ходатайство. В документе нужно попросить восстановить срок, указав уважительные причины, ставшие препятствием для своевременного обжалования.

Поступившую жалобу рассматривают и затем выносят одно из следующих решений:

  • оставляют постановление без изменения;
  • вносят изменения в документ;
  • отменяют постановление и прекращают производство по делу;
  • отменяют постановление и возобновляют дело;
  • отменяют постановление и направляют дело по подведомственности.

О порядке привлечения к административной ответственности

Административное преследование нарушителей является одной из наиболее важных функций в механизме государственного принуждения. Целями такой формы преследования лиц, нарушающих установленный публичными властными структурами порядок, являются как наложение разумного, соответствующего степени общественной опасности совершенного проступка наказания на виновных лиц в рамках реализации принципа неотвратимости ответственности, так и предупреждение совершения подобных и иных правонарушений, включая преступления, привлекаемым к ответственности лицом, а также иными лицами.

Однако не всегда привлечение граждан к административной ответственности отвечает требованиям законодательства. В связи с чем, граждане вынуждены обращаться в органы прокуратуры за защитой своих нарушенных прав.

В данной памятке изложены часто задаваемые вопросы, касающиеся порядка привлечения к административной ответственности.

6. Порядок обжалования постановлений по делу об административном правонарушении

В соответствии со ст.30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.

Жалоба может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать.

В случае пропуска указанного срока по ходатайству лица, подающего жалобу, он может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором. С жалобами по указанным вопросам следует обращаться в органы прокуратуры, поскольку полномочиями по принесению протестов наделены прокуроры в соответствии со ст. 25.11 КоАП РФ.

Также представленными ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» полномочиями прокурор либо его заместитель освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов.

Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов также могут быть обжалованы в порядке в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.13,30.14 КоАП РФ.

Применение обеспечительных мер

В первую очередь действия государства направлены на пресечение административного правонарушения. Если оно уже произошло, могут быть применены меры для обеспечения грамотного рассмотрения дела. Вопрос регламентирует ст. 27.1 КоАП РФ.

В отношении нарушителя могут быть применены следующие обеспечительные меры:

  1. Доставление в отделение для дальнейшего разбирательства.
  2. Административное задержание.
  3. Досмотр личных вещей или транспортного средства.
  4. Изъятие вещей и документов.
  5. Отстранение от управления автомобилем.
  6. Медицинское освидетельствование на состояние алкогольного или наркотического опьянения.
  7. Перемещение машины на штрафстоянку.
  8. Временный запрет на ведение деятельности.
  9. Помещение в специальное учреждение для содержания иностранцев, нарушивших режим пребывания в РФ.
  10. Арест имущества.

Большинство мер применяется принудительно. Однако допустим ряд исключений. Например, гражданин может отказаться от медицинского освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. В этом случае человека не вправе принудительно заставлять осуществлять процедуру, однако за отказ предусмотрена административная ответственность. Наказание такое же, как для пьяных водителей.

Главные пять признаков

Противоправность предполагает совершение деяний, которые нарушают действующие нормы (в данном случае административного права). Это также актуально и для других отраслей права. Стоит отметить, что не всякое противоправное действие следует называть правонарушением, в то время как абсолютно любое правонарушение обязательно носит противоправный характер.

Крайне важным признаком является и общественная опасность. В действующем праве есть разные системы взглядов на данный вопрос. Одни, опираясь на то, что аспект административного правонарушения, выраженный в посягательстве на общественный или государственный порядок, несет в себе угрозу, считают общественную опасность важным признаком, хотя прямого указания на нее в определении деяния нет. Другие же полагают, что данный признак свойственен только преступлениям.

Виновность также является непосредственным элементом состава административного правонарушения

Действия могут квалифицироваться как совершенные умышленно или по неосторожности. К первому относятся мелкое хулиганство, хищения и прочее, ко второму – нарушение правил строительства, дорожного движения и другие

Наказуемость характеризуется тем, что деяние или проступок может быть признан административным правонарушением, если их совершение предусматривает привлечение лица к административной ответственности. Из этого следует, что деяние может быть признано правонарушением только в том случае, если есть решение о привлечении к ответственности. Совокупность этих признаков – главные основания привлечения к административной ответственности.

Как исполняется наказание

Постановление о привлечении к ответственности может быть обжаловано в течение 10 суток. На весь срок рассмотрения жалобы постановление не вступает в силу. Порядок исполнения назначенных санкций будет зависеть от их вида:

  • штраф должен быть уплачен добровольно в течение 60 дней – несоблюдение этого срока приведет к принудительному удержанию через приставов;
  • для отбывания ареста гражданин помещается в спецучреждение МВД;
  • для обязательных работ нарушитель должен получить предписание пристава и самостоятельно прибыть на предприятие;
  • выдворение может происходить в добровольном или принудительном режиме – во втором случае перемещением через границу занимаются сотрудник МВД и пограничной службы;
  • лишения права управления происходит путем добровольной сдачи бланка водительского удостоверения, либо его принудительного изъятия сотрудниками ГИБДД,

За нарушение порядка исполнения санкции грозит дополнительная административная ответственность. Нарушителю будет назначен новый штраф, либо использован арест и обязательный работы.

Особенная часть КоАП

Из прежнего  исключены 110 норм, в 230 составах скорректированы санкции в сторону их уменьшения.

Значительная часть составов правонарушений изложена по-новому.

Справочно

В то же время за отдельные правонарушения ответственность ужесточается.

В частности, повышены:

• предельный размер штрафа, налагаемого на физическое лицо за нарушение законодательства в области безопасности движения и эксплуатации транспорта, со 100 до 200 БВ ( ст.6.4 КоАП);

• предельный срок лишения специального права с 3 до 5 лет ( ст.6.7 КоАП).

Нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, совершенное участником таких мероприятий, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, совершенные участником таких мероприятий либо иным лицом, наказывается штрафом до 100 БВ, или общественными работами, или административным арестом. При повторности (совершенные повторно в течение 1 года после наложения административного взыскания за такие же нарушения) — штраф до 100 БВ, или общественные работы, или административный арест.

Административная ответственность (комментарии к Особенной части КоАП)

 Кодекс об административных правонарушениях. Общая характеристика изменений. Комментарий к Закону Республики Беларусь от 06.01.2021 № 93-З и Кодексу Республики Беларусь об административных правонарушениях от 06.01.2021 № 91-З.

Строительство

 ответственность в сфере строительства: изменения с 1 марта 2021 года.

Трудовые отношения

 ответственность в сфере трудовых отношений: изменения с 1 марта 2021 года.

 изменений в административной ответственности юридического лица как работодателя (нанимателя). Комментарий к Закону Республики Беларусь от 06.01.2021 № 93-З.

Уплата обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование

: ответственность за нарушение порядка уплаты обязательных страховых взносов или взносов на профессиональное пенсионное страхование. Комментарий к Кодексу Республики Беларусь об административных правонарушениях от 06.01.2021 № 91-З.

Охрана труда

 ответственность в сфере охраны труда: изменения с 1 марта 2021 года.

 и УК: изменение ответственности за нарушения требований по охране труда в 2021 году.

Антимонопольное регулирование и естественные монополии

 редакция КоАП: что нового для антимонопольного регулирования и естественных монополий. Комментарий к Кодексу Республики Беларусь об административных правонарушениях от 06.01.2021 № 91-З.

Интеллектуальная собственность

 в административной ответственности за нарушения прав интеллектуальной собственности с 1 марта 2021 года. Комментарий к ст.9.21 и 11.26 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

 ответственность за нарушение норм законодательства об интеллектуальной собственности: изменения с 1 марта 2021 года.

ВЭД и валютные операции

 ответственность за нарушение норм валютного законодательства и порядка проведения внешнеторговых операций: изменения с 1 марта 2021 года.

Пожарная безопасность

 ответственность за нарушения в области пожарной безопасности с 1 марта 2021 года.

Обращение с отходами

 ответственность за нарушения при обращении с отходами с 1 марта 2021 года.

Безопасность движения и эксплуатация транспорта

 правонарушения против безопасности движения и эксплуатации транспорта: изменения с 1 марта 2021 года.

Закупки товаров (работ, услуг)

 ответственность в сфере закупок товаров (работ, услуг): изменения с 1 марта 2021 года.

Налогообложение

 ответственность за нарушения против порядка налогообложения с 1 марта 2021 года. Комментарий к главе 14 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Экология

 экологические правонарушения, по которым изменились меры административной ответственности.

Делопроизводство, архивное дело, обращения граждан и ведении книги замечаний и предложений

 в сфере делопроизводства, архивного дела, при обращении граждан и ведении книги замечаний и предложений.

Ценообразование

 рассмотрения административных дел и наложения штрафов за нарушение законодательства о ценообразовании.

Жилищное законодательство и ЖКХ

 ответственность в сфере жилищного законодательства и ЖКХ с 1 марта 2021 года.

Срок наложения административного взыскания зависит от субъекта административного правонарушения (физическое лицо, ИП, юридическое лицо).

Как наказать за незаконное привлечение к административной ответственности?

1.если имеется судебное решение о незаконности привлечения меня гибдд к административной ответственности, то понесет ли наказание дисциплинар-

ное или административное, уголовное сотрудник гибдд

2. куда надо обратиться- к начальнику полиции города, к начальнику гибдд области или к начальнику полиции области? или к прокурору города, области. в службу собственной безопасности МВД?

Ответы юристов ( 1 )

  • 10,0 рейтинг
  • 3012 отзывов

Дмитрий, здравствуйте!

Сначала давайте посмотрим постановление суда, можете его выложить без персональных данных? Чтобы точно оценить перспективу дальнейших действий.

Вступило ли оно в законную силу?

Я клиенту оказывал такую помощь, сначала получили постановление суда, которым было отменено постановление инспектора ГИБДД, основанием прекращения дела явилось отсутствие состава административного правонарушения.

Далее я по доверенности обратился через электронную приемную с приложением документов и постановления суда, которое вступило в законную силу. В обращении было указано о возврате оплаченного штрафа и проведении проверки в отношении инспектора ГИБДД. В данном случае инспектора будут привлекать к дисциплинарной ответственности, если срок давности не истек, но писать нужно, чтобы в следующий раз инспектор был посговорчивее.

Одновременно был подан административный иск к МВД и МИНФИН о взыскании компенсации, причинённых убытков, расходов на услуги представителя + компенсации морального вреда. Суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска, была подана апелляционная жалоба и только суд апелляционной инстанции вынес решение об удовлетворении иска.

Я даже не думал, что так быстро все закончится полагал, что нужно будет идти до Верховного суда, изучил судебную практику.

Клиент занял принципиальную позицию по обжалованию всех решений, а также по подаче иска и дальнейших действий.

Если Вам нужна более подробная консультация, составление документов, обращайтесь в чат за платными услугами. Всегда готов помочь.

С уважением к Вам, юрист Дмитрий.

дмитрий, дважды от вас получал предложения помощи, вы посмотрели документы. Но прежде чем воспользоваться Вашей услугой, хочу выяснить, тем более вы предлагаете написать.

1. Вы пишете, что поможете в иске в Минфин. Но я вам выслал ответ из казначейства, что по статье 1071 ГК казначейство, то есть Минфин уже не будет мне ничего компенсировать. Я потребовал от них, писал им иск.

2. вы обещали оценить шансы привлечения к дисциплинарной ответствен-ности сотрудника гибдд и не ответили. Так истек срок, есть смысл писать на него жалобу? Зачем оплачивать, если мы ничего ему не сделаем. За решение первого суда областного он извинился письменно, но по ФЗ о полиции и приказу МВД за решение председателя областного суда не извинился, можем составить документ о привлечении за не извинение во 2 раз и извинение не вовремя в 1 раз? Что можем ему сделать?

3.Вы написали мне о возможности компенсации услуг адвокатов. Но как я смогу оплатить вашу платную услугу? Суд примет ваш документ о принятии денег, как компенсировал ваш прежний клиент? В суд только подлинники квитанций и чеков необходимо предоставлять.

Запрет двойного наказания

Закон запрещает дважды наказывать за одно и то же действие. Яркий пример административной ответственности: гражданин попал в ДТП, и было вынесено постановление о наказании. Уже вновь его за ту же аварию привлечь нельзя.

Если вынесено решение, которым человек признан невиновным, открытие нового производства запрещается.

Если срок истек, и решение по существу не было вынесено, производство прекращается, и постановка вопроса о виновности запрещена.

Не так давно проявилась новая тенденция. За некоторые деяния, совершенные в первый раз, граждане привлекаются к административной ответственности. За те же действия, совершенные в период, пока лицо считается ранее привлеченным, уже возбуждается уголовное дело. Базой для него служат ранее вынесенное постановление и рапорты сотрудников полиции.

Например, подобным образом привлекают к ответственности за уклонение или отказ платить алименты.

Аналогичным образом привлекают граждан за незаконные митинги или собрания в общественном месте.

Как узнать, есть ли в базе административное правонарушение?

Здравствуйте, в 2011 году у меня был штраф по ст.6.11, штраф не оплатила, было стыдно идти куда либо по этому вопросу. Сейчас хочу устроится в воинскую часть и борюсь что всплывет это административное правонарушение. Подскажите как я могу узнать есть ли оно в базе данных? И как его можно убрать из базы, чтоб служба безопасности не пробила его? И возможно ли такое что эти штраф удаляются за сроком давности как штрафы гибдд к примеру. Считается ли это судимостью? Заранее благодарю за ответы

Можно ли как нибудь узнать наверняка самой, до того как я подам документы на службу в вч. всплывет это при проверке службой безопасности или всё-таки нет?

Ответы юристов ( 2 )

  • 9,7 рейтинг
  • 6177 отзывов эксперт

По идее не должно оно всплыть при проверке.

В течение 1 года Вы считаетесь привлеченной к ответственности.

Статья 4.6. Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 196-ФЗ)

Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Что такое административные правонарушения?

Это нарушения норм, закрепленных КоАП РФ. К административным правонарушениям юридических лиц относятся в основном правонарушения, связанные с их предпринимательской и иной организационно-хозяйственной деятельностью.

Это касается широкого ряда ситуаций – начиная от нарушений на стадии регистрации бизнеса и выбора налогового режима и заканчивая несоблюдением сроков подачи отчетности, уклонением от налоговых и прочих отчислений, а также пренебрежением таможенных правил или требований по охране окружающей среды.

Состав нарушения

Состав нарушения – юридическое понятие. Его элементы расписываются в КоАП РФ с комментариями.

В него включаются три элемента:

  • объективная сторона;
  • субъективная сторона деяния;
  • субъект нарушения.

Первый представляет собой видимую часть состава: действие или бездействие, то, что заметно окружающим. Например, зафиксирована продажа алкогольной продукции несовершеннолетним гражданам. Однако спустя отрезок времени выясняется, что покупатели уже обладают правом на приобретение спиртного.

Субъективная сторона представляет собой внутреннее состояние человека, его отношение к происходящему. В юриспруденции применяется термин «вина». Она бывает прямой или косвенной.

Прямая вина – осознанные действия, направленные на достижение незаконного результата. Косвенная связана с небрежностью или халатностью, человек допускал, что результатом его действий или бездействия станет нарушение закона.

Субъект – лицо, которое подозревается в нарушении. Под субъектом понимается лицо, обладающее возможностью совершить вменяемые ему действия.

Сюда включается достижение минимального возраста административной ответственности – 16 лет, обладание специальными правами или возможностями (нарушение ПДД водителями). Ряд статей КоАП затрагивает лиц, имеющих определенный статус или полномочия, например, пункты о нарушении правил использования бюджетных средств.

КоАП РФ с комментариями отмечает и другие элементы состава нарушения, но они выделены в качестве отдельных факторов, отменяющих наступление ответственности, и рассмотрены ниже.

Виды ответственности

Суд или иное уполномоченное ведомство не могут произвольно устанавливать меры воздействия к нарушителям. Все виды санкций перечислены в главе 3 КоАП РФ, а для привлечения к ответственности за конкретное нарушение нужно выбирать наказание в пределах статьи кодекса. К основным видам ответственности закон относит:

  • предупреждение – выносится в письменной форме, если проступок имеет малозначительную или небольшую общественную опасность, либо применяется в качестве замены штрафу;
  • штраф в денежной форме – может выражаться в фиксированной сумме, либо в кратных величинах (от кадастровой стоимости недвижимости, стоимости предмета и т.д.);
  • лишение специального права – назначается на срок, не превышающий 3 лет, а для его восстановления может потребоваться повторная процедура получения права;
  • арест – применяется на срок не более 15 суток, а по отдельным составам может увеличиваться до 30 дней;
  • дисквалификация – подразумевает запрет на занятие определенных должностей, если проступок был связан со служебной деятельностью;
  • обязательные работы – заключаются в безвозмездной трудовой деятельности на предприятиях, утвержденных муниципальными властями;
  • приостановление деятельности – данная санкция может грозить только компаниям и ИП.

Назначить сразу два основных вида наказания нельзя, однако по делам о нарушении ПДД суд может одновременно установить штраф и лишить права управления транспортом (второй вид наказания будет являться дополнительной санкцией).

Дополнительными санкциями, назначение которых зависит от суда или иного ведомства, могут являться выдворение за пределы РФ (для иностранцев и лиц без гражданства), конфискация, запрет на посещение спортивных мероприятий. Для наказания по главе 12 КоАП РФ дополнительным видом ответственности может являться лишение права управления.

На выбор санкции может существенно повлиять статус нарушителя. Например, запрещено направлять под арест беременных женщин, несовершеннолетних детей, военнослужащих и ряда иных категорий граждан. Обязательные работы также не могут использоваться для наказания беременных женщин, женщин с детьми до 3 лет, инвалидов и иных субъектов. Определение статуса нарушителя происходит при составлении протокола и рассмотрении дела.

Смерть человека или прекращение существования организации

Смерть человека означает прекращение всех его прав и обязанностей, часть из них становится наследством, часть исчезает полностью. Второй вариант вполне распространяется на любой пример административной ответственности.

Если же привлекается организация, смерть директора или другого привлеченного должностного лица освобождает лишь их. В отношении юридического лица производство продолжается.

Оно подлежит прекращению с момента ликвидации организации, которым считается аннулирование записи из реестра организаций, неважно, по решению суда или учредителей организации

Основания для привлечения к ответственности

В «КонсультантПлюс» есть множество готовых решений, в том числе статья «Административная ответственность».

Основание для привлечения к ответственности — наличие в ваших действиях состава административного правонарушения

Это значит, что органы должны доказать, что в определенное время и в определенном месте именно вы совершили нарушение, у вас был определенный умысел либо вы совершили его по неосторожности, вы можете быть привлечены к административной ответственности (в частности, вам больше 16 лет)

Поводы для возбуждения административного дела:

  • видеосъемка на автоматическую камеру;
  • обнаружение вашего нарушения должностным лицом, которому КоАП РФ дает право составлять протокол;
  • поступление жалобы в орган, который имеет право привлекать к ответственности, в которой указывается на то, что вы что-то нарушили. Дело возбудят только в случае, если информация подтвердится.

Возможности освобождения

Основания освобождения от административной ответственности прописаны в КоАП отдельной статьей. Здесь указаны все обстоятельства, по которым производство дела невозможно.

Первым таким основанием является отсутствие события правонарушения, то есть факт его совершения не доказан. В этом случае либо в действиях не было признаков противоправности, либо установить их не представляется возможным. Следующим основанием выступает отсутствие состава правонарушения. Не привлекаются к ответственности лица, не достигшие соответствующего возраста для взыскания, и те, кто признан невменяемым на момент совершения противоправного поступка.

Доказанная крайняя необходимость совершенных действий также может послужить причиной в отказе привлечения. Как правило, дело не может быть открыто, а если это уже произошло, то оно должно быть прекращено. В данном случае устанавливается факт содеянного, но отсутствует состав, который Кодексом квалифицируется как противоправный или виновный.

В случае принятия решения об амнистии также можно избежать ответственности. В России исключительным правом на объявление об амнистии и издание соответствующего акта обладает Госдума. Адресаты — индивидуально неопределенный круг виновных лиц.

Случается и так, что закон, нарушение которого влечет за собой административную ответственность, перестает действовать. Тогда и взыскание также отменяется. Что это значит? Поскольку применение мер воздействия в рамках административного права подразумевает ограничение прав и свобод, Конституция России предусматривает, что, если какой-то закон отменен, то и наказание за его нарушение должно быть снято. Однако стоит отметить, что в последний раз КоАП подвергался таким отменам в 1984 году, когда утратили силу сразу четыре статьи Кодекса.

Существенными являются и такие основания освобождения от административной ответственности, как истечение сроков давности наказания за конкретное правонарушение. Кодексом регламентировано, что судьи арбитражных судов, которые занимаются рассмотрением таких дел, обязаны проверять сроки давности. При этом должны учитываться обстоятельства, по которым могли быть приостановлены эти сроки, и порядок их приостановления. Здесь есть один нюанс. Согласно законодательству, пропущенные сроки давности восстановлению не подлежат. Если суд обнаружит, что срок административной ответственности был пропущен, он может либо отказать в удовлетворении иска о привлечении к взысканию, либо признать такое требование незаконным.

Согласно КоАП, гражданин не может быть привлечен за совершение одного и то же деяния дважды. К примеру, если нарушитель за совершение определенных действий уже привлекался к административной ответственности, или в отношении него ведется производство по делу, или же есть постановление о возбуждении уголовного дела по факту этих самых действий, повторно по этому же эпизоду его наказать уже не могут.

Разумеется, безусловным основанием для освобождения от ответственности является смерть того, в отношении которого ведется расследование. Если в ходе разбирательства устанавливается хотя бы одно из этих обстоятельств, выносится решение о закрытии производства.

Порядок возбуждения дела

Административное дело возбуждают с учетом положений ст. 28.1 КоАП РФ. Представитель уполномоченного органа действует по следующей схеме:

  1. Выявляет нарушение. О том, как это делают, мы писали выше.
  2. Оформляют протокол. Напоминаем, иногда это необязательно. Помимо протокола уполномоченный сотрудник может применить меры обеспечения, перечисленные выше. Например, за парковку в неположенном месте машину могут забрать на штрафстоянку.
  3. Рассматривают дело и выносят постановление. Иногда процедуру выполняют сразу же на месте совершения правонарушения. Это возможно, когда дело не должно рассматриваться в суде либо если не нужно собирать дополнительные доказательства.

Кто может возбудить административное дело

Перечень должностных лиц, имеющих право возбудить административные дела, строго ограничен. Чаще всего административные дела возбуждают сотрудники полиции. В ст. 28.3 КоАП РФ подробно расписано, по каким именно правонарушениям те или иные должностные лица могут возбудить дело (перечень статей большой, и перечислить все просто невозможно). Например, сотрудник полиции имеет право возбудить дело об административном правонарушении, если произошло мелкое хищение, нарушение правил дорожного движения и т. д.

Кроме полиции дела могут возбуждать должностные лица следующих органов:

  • пожарная служба;
  • государственная инспекция труда;
  • антимонопольная служба;
  • Роспотребнадзор;
  • таможенные и пограничные органы;
  • федеральное казначейство;
  • налоговая инспекция;
  • прокуратура.

Это далеко не полный список. Примечательно, что полномочия лиц, имеющих право возбуждать дела, ограничены. Например, сотрудник налоговой службы не может привлечь гражданина к ответственности за превышение скорости.

Знать о том, кто именно может возбудить дело, необходимо. Если дело возбудит тот, кто не имеет на это права, вас не смогут привлечь к ответственности, а если и привлекут, вы сможете успешно обжаловать постановление.

Итак, что нужно сделать:

Подпишитесь на рассылку

  1. Понять, по какой статье вас привлекают.
  2. Уточнить, кто именно привлекает.
  3. Посмотреть в ст. 28.3 КоАП РФ список статей, по которым может возбуждать дело конкретное лицо.
  4. Если вы увидели, что должностное лицо не имеет права составить протокол, укажите об этом в жалобе на постановление либо при рассмотрении дела (до вынесения постановления).