Содержание
Стартап-акселераторы (бизнес-инкубаторы)
Акселераторы представляют собой объединения не инвесторов, а фаундеров. Стартаперы помогают друг другу, обучаются, налаживают связи, а также активно ищут инвесторов. Т.е. фактически это инкубаторы по выращиванию новых бизнес-моделей.
Инвестиции в стартап-акселераторы бывают двух видов:
- пассивные – инвестор просто передает деньги в акселератор взамен на некую гарантированную доходность;
- активные – инвестор вкладывает деньги напрямую в компании, участвующие в акселераторе.
Примеры таких акселераторов:
- B8 – IT, биотехнологии;
- Edtech Accelerator ED2 – образование, HR;
- HSE INC (проект ВШЭ) – IT, технологические проекты;
- Mabius Accelerator – фуд-технологии;
- Pulsar – IT, робототехника, биотехнологии, медицина, нефтехгаз, сельское хозяйство.
Большинство акселераторов создаются при каких-либо фондах или учебных заведениях, а их выходцы получают «стипендию» на развитие бизнеса. Для начинающего инвестора в стартапы вложения в акселераторы – один из лучших вариантов.
Как работает краудфандинг
Чтобы двигаться дальше нужно разобраться с механизмом и этапами того, как работает сбор средств на основе краудфандинга. Можно предположить, что последовательность действий зависит от специфики самого проекта. Но даже если это и так, то отличия будут незначительными.
Саму же структуру краудфандинга можно разделить на такие этапы:
Идея (или бизнес-гипотеза)
Принято считать, что все начинается именно с нее. С идеи. Если с проектом, который создается для того, чтобы сделать какой-нибудь блокбастер или бестселлер я соглашусь, то вот для стартапа любая идея на ранних стадиях не то, чтобы нежелательна, она даже может быть губительной.
Подготовка к механизму взаимодействия
Здесь перебираются способы через которые реципиент будет собирать средства у доноров. Сюда также стоит включить бизнес-план, подбор платформы. Определяется количество и способ вознаграждения в случае если это не благотворительный проект.
Реализация и тестирование проекта
Публикация проекта на площадке, проверка базовой гипотезы и прогнозирование успешности сбора нужной суммы в назначенный срок.
Сбор денег
На данном этапе подразумевается минимальное вмешательство в процесс реципиента. Теперь решает толпа (доноры) — успешен проект или нет. По сути это высказывание мнения и настроения общественности.
Завершение сбора средств
Подсчитываются результаты проекта. Осуществляется выплата денег на счет ресурса. Далее денежные средства переходят на банковский счет организатора проекта с учетом комиссионных за услуги сервиса.
Реализация первичной идеи (гипотезы)
Предполагается целевое использование собранных средств. В некоторых случаях доноры могут пронаблюдать за ходом реализации проекта целиком. Например, реципиент может предоставить видео процесса изготовления товара или рабочего процесса предоставления услуги.
Отчетность
Если предусмотрено условиями крауд-проекта, то реципиент должен предоставлять периодическую отчетность для доноров, которые профинансировали идею. На данном этапе также может начисляться определенное вознаграждение, если такое предусмотрено.
Краудфандинг — один из способов инвестирования, который набирает популярность во всем мире. Такой способ стал возможен благодаря идеи открытости и прозрачности, а также искренности идей, которые закладываются в проект.
Вот мы плавно подошли о влиянии краудфандинга на малый и средний бизнес.
Краудинвестинговые площадки, или биржи стартапов
Самый простой вариант найти подходящий стартап – отправиться на так называемые биржи стартапов, или краудинвестинговые площадки. Они работают по методу коллективных вложений: несколько инвесторов финансируют фаундера (основателя стартапа), получая взамен долю в проекте. Чем больше средств, тем выше доля.
Если проект набирает необходимую сумму, то площадка переводит деньги фаундеру, и тот начинает раскручивать бизнес. Затем при получении чистой прибыли он выплачивает вознаграждение инвесторам (аналог вознаграждения – дивиденды). Соответственно, чем больше доля первоначального вложения, тем выше вознаграждение.
Примеры таких краудинвестинговых площадок:
- Город денег;
- StartTrack;
- AngelList;
- Пененза;
- МодульДеньги;
- АтомИнвест;
- Aktivo.
Естественно, каждая площадка отличается по своему качеству (как и отличаются отдельные проекты), поэтому придется изучать и выбирать условия каждого предложения.
Плюс бирж стартапов – минимальный порог входа (обычно от 50 тысяч рублей, но есть варианты вложений от 1000 рублей), возможность произвести диверсификацию. Минусы: целевое расходование средств обычно никто не контролирует, поэтому полученные фаундером деньги могут банально уйти в никуда (либо фаундер окажется заведомым мошенником). Словом, такие инвестиции ничем не защищены, и рисков здесь очень много.
Клубы инвесторов
Это объединения инвесторов по интересам. Клуб выполняет роль посредника между инвестором и стартапом. Инвесторы вступают в клуб и платят взносы за право получать информацию о новых перспективных компаниях. Компании, в свою очередь, подают заявки в клуб, сообщая о своем наличии.
Затем инвесторы напрямую выходят на собственников бизнеса, запрашивают у них все необходимые документы и, если принимают решение об инвестировании, вкладываются в стартап.
Клубы полезны для начинающих инвесторов, так как они могут получить советы от более опытных «коллег». Профессиональные инвесторы, аудиторы и бухгалтеры, имеющие членство в клубе, помогут справедливо ценить бизнес, прикинуть перспективность стартапа и избежать подводных камней, а также подготовят необходимые документы и сопроводят сделку.
Примеры таких клубов:
- AltaClub;
- SmartHub;
- Клуб ангелов Сколково;
- PipeLine;
- СОБА;
- Частный капитал и т.д.
Минусом является довольно высокий порог входа – обычно от 25 тысяч долларов плюс членские взросы. Но это реальный способ получить профессиональную независимую оценку и напрямую вложиться в бизнес (путем покупки акций, долговых бумаг или доли в компании).
Платформы для инвестиций
Речь идет о площадках автоматизированного инвестирования типа ОзонИнвест или Альфа-Поток. Как это работает? Инвестор передает на площадку определенную сумму, а площадка сама распределяет ее по разным стартапам, т.е. инвестирует сразу в портфель различных проектов. Это, с одной стороны, позволяет снизить риски при диверсификации, а с другой – инвестор теряет контроль над распределением средств, и в портфель могут попасть заведомо токсичные активы.
В остальном платформы для инвестиций подобны площадкам краудинвестинга. Фаундеры получают средства, вкладывают их в бизнес, а затем выплачивают вознаграждение инвесторам. Платформы выступают посредниками, обеспечивая связь между сторонами и контролируя переводы денег.
Но, в отличие от бирж стартапов, инвесторы заключают с фаундерами договоры займа, т.е. сумма возврата инвестиций конечна. Когда фаундер рассчитывается по долгам, то договор займа закрывают, а площадка реинвестирует возвращенные деньги в другие проекты либо переводит полную сумму вознаграждения инвестору.
Плюсы: инвестиционные платформы полностью проверяет компании и контролирует ее выплаты, т.е. качество инвестиций здесь гораздо выше. Минусы: стартапы могут не взлететь, в сложные времена велика доля банкротств. Но здесь хотя бы риск мошенничества сведен к минимальному значению, т.е. остаются только торговые риски.
Венчурные фонды
Венчуры работают по немного другой схеме, нежели клубы инвесторов. По сути венчурный фонд представляет собой объединение инвесторов, которые ищут перспективные стартапы и вкладывают в них на разной стадии роста. Но если члены клуба вкладывают в компании напрямую, то венчурный фонд выступает посредником между фаундером и инвесторам.
Проще говоря, инвесторы вкладывают средства в фонд, а его управляющие распоряжаются вверенными деньгами по своему усмотрению. Для инвестора это выглядит примерно как открытие депозита в банке – только доход не гарантирован, а выплачивается при выходе фонда из проекта с прибылью.
Крупнейшие венчурные фонды России:
- Runa Capital;
- Kite Ventures;
- ru-Net Ventures;
- IMI.VC;
- ABRT;
- Mangrove;
- РВК;
- Almaz Capital;
- АФК Система и ряд других.
Порог входа в венчурные фонды еще выше, чем в клубы инвесторов – обычно от 50 тысяч долларов. Но здесь можно запросто заработать до 30-50% годовых, причем с гораздо более низкими рисками и без необходимости самостоятельно анализировать бизнес и вникать во все детали.
Что такое Краудфандинг и как он работает?
Краудфандинг является относительно новым способом привлечения финансирования стартапов и различных проектов. Посредством краудфандинга можно собрать деньги на реализацию бизнес-идеи, получить первые заказы, протестировать спрос.
По своей сути краудфандинг – это сбор денег на реализацию проекта с помощью большого числа мелких спонсоров, заинтересованных в вашем продукте.
Как действует предприниматель:
-
разрабатывает проект и составляет бизнес-план
-
определяет общую сумму необходимых вложений и стоимость «акции» — так на краудфандинговых площадках называют тот товар/услугу/вознаграждение, которое получит инвестор после реализации проекта
-
далее выбирается краудфандиговая площадка, где размещается проект и начинается сбор средств. Любой желающий может стать спонсором, вложив определенную сумму в проект.
Когда необходимая сумма будет набрана, денежные средства передаются предпринимателю. Его дальнейшая задача – реализовать проект и выполнить обязательства перед инвесторами.
Использовать краудфандинг можно для проектов из разных сфер и направлений. Особенно это популярно для творческих проектов. Одним словом, это актуально для таких идей, которыми можно заинтересовать, заразить, и которые можно эффектно презентовать.
Чтобы заинтересовать спонсоров на краудфандинговой площадке, ваш проект должен быть: