Содержание
- Расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах
- Какими документами подтвердить затраты
- Экономическая оправданность
- Требования к списанию представительских расходов
- Пример налогового учета расходов на официальные встречи
- Отражение в бухгалтерском учете
- Алкогольные напитки
- Командировочные расходы на предприятии
- Что такое суточные расходы в командировке
- Расходы на спиртные напитки
- Документальное подтверждение расходов
- Пример: налог на прибыль и представительские расходы
- Представительские расходы и бухучет
Расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах
Если проведение такого приема обеспечивает сторонняя организация (например, прием производится в ресторане), то необходимо иметь договор на оказание услуг по обеспечению приема, а также подписанный сторонами акт. Несмотря на то что счет вкупе с его оплатой также свидетельствуют о заключении договора, налоговые инспекторы традиционно отдают предпочтение договорам и актам. Если официальный прием проводится силами самой компании, то продукты списываются актом по окончании мероприятия.
Для того чтобы прием был признан официальным, он должен быть поименован в качестве такового в плане мероприятий. Ведь согласно Письму Минфина России от 05.04.2005 N 03-03-01-04/1/157 «расходы на завтраки, обеды, ужины, не носящие официального характера, должны оплачиваться представителями делегаций, прибывших на переговоры, за счет суточных, выплачиваемых при командировании сотрудников, либо за счет собственных средств».
Есть и еще одна проблема. Существует позиция, высказанная в Письме Минфина России от 12.03.2003 N 04-02-03/29. В этом Письме, отвечая на запрос организации, финансовое ведомство объяснило, что «оплата аренды помещения, в котором организация проводит официальный прием, не может быть отнесена к представительским расходам». Минфин России, правда, не объяснил, можно ли отнести эти расходы к каким-либо другим, ведь они документально подтверждены и вполне экономически оправданны. Думается, что можно, но в каждом конкретном случае компании стоит оценить риск такого отнесения. Данная позиция Минфина России означает, что компании крайне нецелесообразно заключать договор аренды помещения на время проведения официального приема и кормить-поить на этой территории народ собственными силами. Гораздо целесообразнее заключить договор именно на проведение официального приема по принципу «все включено». Такие договоры претензий не вызывают.
Сразу стоит отметить, что о цветах лучше не упоминать. Эти расходы налоговики к обоснованным не относят. Это было отмечено, например, в Письме УМНС по г. Москве от 22.01.2004 N 26-08/4777.
Какими документами подтвердить затраты
Чиновники Минфина в своем письме от 08.05.14 № ГД-4-3/8852 поясняют, чтобы налогоплательщик смог учесть представительские расходы при расчете налога на прибыль, он должен их подтвердить документально. Для этого нужно представить налоговикам следующие документы:
- приказ руководителя компании о проведении деловой встречи;
- смета расходов на мероприятие;
- программа деловой встречи;
- первичка, подтверждающая расходы, связанные с деловой встречей.
Так же, помимо вышеуказанных документов, компании целесообразно оформить отчет о представительских расходах. В документе нужно указать название деловой встречи, ее цель и результаты, дату и место проведения мероприятия, а также перечень представительских расходов. Не будет лишним зафиксировать состав участников встречи. Готовый отчет должен утвердить руководитель компании. Все затраты, которые перечислили в отчете нужно подкрепить первичными документами.
Судебная практика
В одном из дел налоговые инспекторы сняли представительские затраты по дилерской конференции несмотря на то что компания представила им сценарий мероприятия, протокол его проведения, а также анализ продаж по клиентам, присутствующим на конференции, и реестр заключенных с ними договоров. Однако суд встал на сторону налогоплательщика и подтвердил правомерность спорных расходов (постановление ФАС Московского округа от 27.02.12 № А40-49520/11-20-208).
В другом деле налогоплательщик представил налоговикам документы, которые подтверждают представительские затраты:
- приказ о порядке расходования средств на представительские цели;
- акты об отнесении затрат к представительским;
- приказ о нормах на представительские расходы;
- служебные записки о выделении денег на прием делегаций;
- меморандум, подписанный по итогам встреч и переговоров;
- протоколы встреч, совещаний и согласования условий поставки;
- письма организаций, участвующих в переговорах.
Однако, инспекторы все равно решили снять расходы, так как не смогли идентифицировать представителей контрагентов. Суд принял сторону компании. Он заявил что представительские затраты документально подтверждены (постановление АС Волго-Вятского округа от 22.12.14 № Ф01-5056/2014).
Экономическая оправданность
При учете представительских расходов налогоплательщику необходимо их обосновать, то есть доказать их необходимость, связь с предпринимательской деятельностью, рациональность и пр. Ему нужно быть готовым к тому, что налоговые инспекции будут трактовать этот критерий со своей позиции, возможно, более широко, так как в налоговом законодательстве он не расшифрован.
Результаты переговоров. Они заранее неизвестны, поэтому, например, потенциальный клиент может и не заключить договор с организацией. В таком случае при проверке обоснованности представительских расходов налоговики из-за отсутствия положительного результата переговоров могут отказать в учете расходов. Такая позиция ошибочная, так как Налоговый кодекс не расшифровывает критерий обоснованности затрат и не содержит требований, предъявляемых налоговиками к расходам. Главное, чтобы переговоры были направлены на установление и поддержание сотрудничества, то есть расходы понесены в целях осуществления предпринимательской деятельности.
Подобной позиции придерживается ФАС ПО. По его мнению, результаты переговоров, подписанные договоры и соглашения, программа переговоров, а также перечень решаемых вопросов не относятся к первичным учетным документам и их наличие не является обязательным условием для подтверждения налогоплательщиком фактически произведенных затрат (Постановление от 29.03.2005 N А12-18384/04-С36). Аналогичные выводы были сделаны ФАС УО в Постановлениях от 07.09.2005 N Ф09-3872/05-С7 и ФАС СЗО от 28.11.2005 N А42-7239/04-28.
Требования к списанию представительских расходов
Расходная часть на организации приемов и встреч с партнерами всегда интересует налоговую службу. Руководство фирмы часто старается уменьшить сумму налогооблагаемой прибыли, списывая часть затрат на представительские. Поэтому представители фискальной организации тщательно проверяют всю документацию подтверждающую достоверность трат.
Основным требованием к списанию является наличии основательных документов:
- внутреннего приказа;
- договора с фирмой, которая обеспечивает обслуживание переговоров;
- первичных документов: актов выполненных работ, счет из ресторана или чеки из розничных магазинов.
Кроме прочего, предприятия обязуются включать в перечень расходов только те, которые утверждены законодательно.
К представительским расходам нельзя относить:
- путевки и оплату отдыха в санаториях;
- траты на развлекательные мероприятия;
- деньги на подарки и сувениры партнерам;
- проживание партнеров в гостинице;
- возмещение медицинских услуг, если они имели место;
- затраты на корпоративные мероприятия.
Нередко возникают спорные вопросы между представителями Налоговой службы и сотрудниками организации о правильности отнесения расходов на представительские. Эти споры решает арбитражный суд. Поэтому, прежде чем проводить списание, необходимо удостовериться в том, что оно соответствует Приказу Минфина РФ от 15 марта 2000 года № 26н.
Пример налогового учета расходов на официальные встречи
В компании «Лидер», использующей общую систему налогообложения, было проведено представительское мероприятие в первом квартале. Издержки на его организацию и проведение составили 22 500 руб. (включая НДС 3 550 руб.). В следующем квартальном периоде никаких приемов и встреч на официальном уровне не проводилось. При этом суммарные затраты на оплату труда в первом квартале составили 320 тыс. руб., а во втором – 370 тыс. руб. Порядок налогового учета данной категории затрат для бюджетной или коммерческой организации будет выглядеть следующим образом:
- В первом квартале норматив для учета издержек представительского характера составил 12 800 руб., то есть 4 % от 320 тыс. руб.
- Поскольку норматив меньше полной суммы расходов на официальные мероприятия, к налоговому учету допускается принятие только 12 800 руб.
- Далее высчитывается НДС, допустимый к вычету – 12 800 х 18 % = 2304 руб.
Теперь произведем расчет по двум кварталам, то есть по первому полугодию:
- норматив для учета расходов на официальные встречи и приемы будет составлять 27 600 руб., поскольку при расчете учитывается сумма издержек на оплату труда работников за два квартала (320 тыс. руб. + 370 тыс. руб.) х 4%;
- так как норматив превышает полную сумму представительских расходов, к учету принимается остаток 6150 руб. (22 500 – 3550 – 12 800);
- размер возмещенного НДС во втором квартале составит 1107 руб. (6150 х 18 %).
Отражение в бухгалтерском учете
Счет
Отражение командировочных расходов необходимо отражать на следующих счетах бухгалтерского учёта (Приказ Минфина от 08.06.2018 №132н):
- суточные — субсчет 0 208 12 000 «Расчеты с подотчетными лицами по прочим несоциальным выплатам персоналу в денежной форме»;
- компенсация за использование в командировке личного транспорта — субсчет 0 208 22 00 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате транспортных услуг»;
- проживание и проезд — субсчет 0 208 26 000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате прочих работ, услуг».
КОСГУ
Счет 0 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами» применяется с указанием КОСГУ (п. 21 Инструкции №157н, п. 13.6, 14.6 Приказ Минфина РФ от 29 ноября 2021 г. N 209н)
- 567 «Увеличение прочей дебиторской задолженности по расчетам с физическими лицами»;
- 667 «Уменьшение прочей дебиторской задолженности по расчетам с физическими лицами».
Для отражения в бухгалтерском учете государственного учреждения применяются следующие подстатьи КОСГУ:
- 212 («Прочие несоциальные выплаты персоналу в денежной форме») – суточные;
- 222 («Транспортные услуги») – компенсация за использование личного транспорта;
- 226 («Прочие работы, услуги») – оплата проезда, найма жилого помещения, прочих затрат.
КВР
В части кодов вида расхода применяются следующие:
- КВР 112 — бюджетные учреждения;
- КВР 122 — государственных (муниципальных) органов;
- КВР 134 — военнослужащим и сотрудникам, имеющим специальные звания;
- КВР 142 — внебюджетных фондов.
Проводки
В бухгалтерском учете государственного учреждения используются следующие проводки, указанные в таблице 1.Таблица 1. Проводки при учете командировочных
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Выдача денежных средств из кассы: | ||
Суточные | 0 208 12 567 | 0 201 34 610 |
За использование личного транспорта | 0 208 22 567 | 0 201 34 610 |
На проезд и найм жилого помещения | 0 208 26 567 | 0 201 34 610 |
Перечисление денежных средств на банковскую зарплатную карту | ||
Суточные | 0 208 12 567 | 1 305 04 212 (0 201 11 610) |
За использование личного транспорта | 0 208 22 567 | 1 305 04 222 (0 201 11 610) |
На проезд и найм жилого помещения | 0 208 26 567 | 1 305 04 226 (0 201 11 610) |
Расходы на основании авансового отчета: | ||
Суточные | 0 401 20 112 (0 109 ХХ 112) | 0 208 12 567 |
За использование личного транспорта | 0 401 20 222 (0 109 ХХ 222) | 0 208 12 567 |
Отражены в учете проезд и найм жилого помещения на основании авансового отчета | 0 401 20 226 (0 109 ХХ 226) | 0 208 12 567 |
НДС
В состав расходов по принятию НДС включаются расходы по оплате проезда и найм жилого помещения (п. 7 статьи 171 НК России). В государственных учреждениях при принятии НДС необходимо учитывать следующие особенности:
- казенные учреждения — входной НДС к вычету не принимается, учитывается в стоимости услуг (п. 2 ст. 146 НК РФ);
- бюджетные и автономные учреждения — если расходы произведены за счет средств приносящей доход деятельности и учитываются учреждением при расчете налога за прибыль, то входной НДС принимается к вычету (п. 7 ст. 171 НК РФ).
Алкогольные напитки
Что касается алкогольных напитков, то налоговики высказывали по этому вопросу прямо противоположные мнения.
Например, в Письме УМНС России по Московской области от 10.03.2004 N 04-27/03000 говорится, что расходы на алкоголь не предусмотрены перечнем расходов на представительские цели, которые указаны в п. 2 ст. 264 НК РФ. Следовательно, они не учитываются при расчете налога на прибыль.
В противовес этой позиции можно сказать, что Налоговый кодекс не уточняет, что следует понимать под расходами на завтрак, обед, ужин или буфетное обслуживание. В то же время бесспорным является утверждение, что в ходе этих мероприятий употребляются пищевые продукты.
Согласно Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93, который утвержден Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301, к продукции пищевой промышленности (класс 91 0000) относятся также:
- продукция винодельческой промышленности (подкласс 91 7000);
- продукция ликеро-водочной, спиртовой, пивоваренной промышленности (подкласс 91 8000).
Специалисты МНС России придерживались иной позиции (Письмо МНС России от 15.12.2003 N 02-5-10/127). Они считают, что расходы организации на алкогольную и табачную продукцию при проведении официального приема могут включаться в представительские расходы, которые учитываются в целях налогообложения прибыли. Но только в тех размерах, которые предусмотрены обычаями делового оборота при проведении деловых переговоров.
Аналогичной позиции придерживался и Минфин России в Письме от 09.06.2004 N 03-02-05/1/49.
Однако ни один нормативный документ в области налогообложения не дает определения понятию «обычаи делового оборота» и уж тем более не устанавливает нормы потребления алкогольных напитков во время официальных приемов.
Если мы обратимся к гражданскому законодательству, то отыщем определение этому понятию в п. 1 ст. 5 ГК РФ.
Обычаем делового оборота является сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано оно в каком-либо документе или нет.
Таким образом, правила поведения превращаются в обычаи делового оборота в том случае, если обладают следующими признаками:
- сложившиеся, то есть устойчивые и достаточно определенные в своем содержании;
- широко применяемые;
- не предусмотренные законодательством;
- применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности.
Мы с полной уверенностью можем констатировать, что употребление алкогольных напитков на официальных приемах является обычаем делового оборота. Но к этому вопросу необходимо подходить осмотрительно, с позиции разумной достаточности. В противном случае даже арбитражный суд не признает расходы на приобретение большого количества спиртных напитков и сигарет (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.08.2007 N А56-3739/2006).
Количество выпитого алкоголя должно находиться в пределах каких-либо разумных норм употребления спиртных напитков. Например, не более 50 — 100 граммов водки или коньяка на одного человека, не более 0,3 — 0,5 литра пива и т.д.
Организация может разработать и утвердить нормы потребления спиртных напитков при проведении деловых переговоров в расчете на одного человека в сутки. А затем учитывать расходы на алкоголь в качестве отдельной статьи затрат на буфетное или ресторанное обслуживание по каждому официальному приему в зависимости от количества участников официального приема.
В то же время никакой регламентации употребления алкогольной продукции налоговым законодательством не установлено.
В одном из своих последних писем, посвященных представительским расходам, специалисты Минфина России пришли к выводу, что расходы на приобретение спиртных напитков в ходе проведения представительского мероприятия могут быть включены в состав представительских расходов без дополнительных оговорок (Письмо Минфина России от 16.08.2006 N 03-03-04/4/136).
О.А.Курбангалеева
Консультант-эксперт
по бухгалтерскому учету
и налогообложению
Командировочные расходы на предприятии
Командировка — поездка сотрудника по распоряжению работодателя вне места постоянной работы для выполнения служебного поручения (ст. 166 ТК РФ).
За командированным сотрудником работодатель обязан сохранить рабочее место и средний заработок, а также возместить ему затраты, связанные со служебной поездкой:
Проезд к месту командировки.
К таким затратам относятся билеты на все виды транспорта (кроме такси), комиссия за бронирование билетов, страховка и т. д.). Возможность возмещения расходов на такси определяется работодателем на основании внутренних документов организации.
Проживание во время командировки.
Возмещению подлежат расходы на проживание в гостинице, частном секторе или в арендованной квартире. А вот порядок принятия к учету таких затрат зависит от наличия у сотрудника первичных документов, подтверждающих факт съема жилья.
Суточные.
Суточные — средства, выделяемые сотруднику на текущие расходы во время командировки. За них работник не должен отчитываться, как по всем остальным расходам. Размер суточных законом не ограничивается, но существует определенный лимит, сверх которого эти выплаты подлежат обложению НДФЛ и страховыми взносами.
Иные расходы.
Их перечень работодатель определяет самостоятельно в зависимости от типа и продолжительности командировки, должности сотрудника и иных факторов. Состав таких расходов, как правило, включает затраты на такси или аэроэкспресс, мобильную связь, VIP-зал в аэропорту, представительские расходы.
На все указанные выше затраты работодатель выдает сотруднику аванс, за который он обязан будет отчитаться по возвращении из командировки.
Если у вас остались нерешенные вопросы, ответы на них вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Что такое суточные расходы в командировке
Суточные расходы – это разновидность командировочных расходов, предназначенные для возмещения расходов вне места проживания в связи с служебной необходимостью.
Выплачиваются за каждый день, а также в праздники и выходные, в том числе и дни нахождения в пути. При этом суточные выплачиваются даже в случае документально подтверждённого больничного во время командировки.
Суммы суточных прописываются в локальных нормативных документах, при этом отдельно учитываются заграничные командировки и командировки в пределах Российской Федерации.
Суточные не выплачиваются при однодневных командировках в пределах РФ и оплачиваются в половинной стоимости при выезде за границу.
Пределы суточных расходов при начислении НДФЛ (суммы меньше предела не облагаются):
- Для командировок в пределах РФ – 700 руб.;
- Для заграничных командировок – 2 500 руб.
Расходы на спиртные напитки
До недавнего времени налоговые органы не разрешали относить к представительским расходы на алкогольную продукцию, закупленную для проведения официального приема. Примером могут служить письма региональных налоговых органов: Письмо УМНС г. С.-Петербурга от 07.03.2003 N 02-05/4803, Письмо УМНС по Московской области от 10.03.2004 N 04-27/03000 <2>. Их основной аргумент состоял в том, что приведенный в п. 2 ст. 264 НК РФ перечень представительских расходов закрыт, и алкогольная продукция в нем не указана, поэтому уменьшать налог на прибыль на стоимость алкоголя, выпитого во время представительской встречи, нельзя. Такой же подход был и к расходам на сигареты.
<2> Письмо УМНС по Московской области от 10.03.2004 N 04-27/03000 «О порядке признания затрат на представительские расходы для целей налогообложения».
Затем главное налоговое ведомство разрешило налогоплательщикам учитывать эти расходы в целях налогообложения.
Примечание. Расходы организации на алкогольную и табачную продукцию при проведении официального приема могут включаться в представительские расходы, которые учитываются при налогообложении прибыли (Письмо МНС России от 15.12.2003 N 02-5-10/127).
Позднее и Минфин согласился с данной точкой зрения. Так, согласно Письмам Минфина России N N 03-02-05/1/49 <3> и 03-03-01-04/2/30 <4> в состав представительских расходов можно включить стоимость алкоголя, закупленного для организации встречи. Но количество спиртного должно соответствовать обычаям делового оборота, под которыми понимаются правила поведения, не предусмотренные законодательством, но широко применяемые в какой-либо отрасли предпринимательской деятельности, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе (п. 1 ст. 5 ГК РФ). То есть ограничение Минфина России сводится к тому, что количество алкоголя должно быть в разумных пределах.
<3> Письмо Минфина России от 09.06.2004 N 03-02-05/1/49 «Об отнесении расходов на спиртные напитки к представительским расходам в целях налогообложения прибыли».<4> Письмо Минфина России от 19.11.2004 N 03-03-01-04/2/30 «Об отнесении расходов, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества, к представительским расходам».
Таким образом, у организаций теперь не должно возникать проблем при включении стоимости алкоголя в налоговые расходы <5>. Это подтверждено и арбитражной практикой.
<5> Этот вывод верен при условии, если на представительские расходы не списаны затраты по встрече, на которой «компания» из четырех, к примеру, присутствующих человек оплатила и «употребила» пять литров крепких спиртных напитков. О каких переговорах в этом случае может идти речь?
Примечание. Законодатель, определяя расходы налогоплательщика, которые относятся к представительским, не дает перечня таких затрат. При этом не детализируется перечень затрат, которые относятся к представительским расходам. Кроме того, нет в них указания и на то, что к представительским расходам не относится стоимость продуктов питания или напитков. Следовательно, п. 2 ст. 264 НК РФ не определяет перечень продуктов и напитков, которые не могут включаться в состав представительских расходов (Постановление ФАС СЗО от 31.05.2004 N А56-34683/03).
Решение в пользу налогоплательщика по расходам на спиртные напитки было принято в Постановлениях ФАС ПО от 01.02.2005 N А57-1209/04-16, ФАС СЗО от 12.05.2005 N А56-24907/04 и др.
Документальное подтверждение расходов
Представительские расходы могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль только при их соответствии критериям, предусмотренным п. 1 ст. 252 НК РФ. Итак, расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Обобщение информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль производится на основе первичных учетных документов (ст. 313 НК РФ). Поскольку Налоговый кодекс не содержит понятия «первичные учетные документы», в соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ оно определяется согласно законодательству РФ о бухгалтерском учете.
Пунктами 1, 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ <8> предусмотрено, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами — первичными учетными документами. Они принимаются к учету, если составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие реквизиты:
- наименование документа;
- дату составления документа;
- наименование организации, от имени которой составлен документ;
- содержание хозяйственной операции;
- измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
- наименования должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
- личные подписи указанных лиц.
<8> Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Следовательно, как указало УФНС по Москве в Письме от 23.12.2005 N 20-12/95338, представительские расходы учитываются для целей налогообложения прибыли только при наличии оформленных в рамках действующего законодательства первичных документов, которые подтверждают расходы, понесенные во время проведения официальных деловых переговоров.
Более того, в п. 1 Приказа Минфина России N 26н <9> указано, что включение представительских расходов в себестоимость продукции (работ, услуг) разрешается только при наличии первичных учетных документов, в которых должны быть указаны дата и место проведения деловой встречи (приема), приглашенные лица, участники со стороны организации, конкретное назначение расходов и величина расходов. Организации рекомендуется определить конкретный порядок расходования средств на представительство, их документального оформления и контроля, включая установление круга лиц, имеющих отношение к этой деятельности организации.
<9> Приказ Минфина России от 15.03.2000 N 26н «О Нормах и нормативах на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующих размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения, и Порядке их применения».
Приведем рекомендуемый перечень документов, необходимых для подтверждения осуществления затрат на представительские расходы:
- приказ (распоряжение) руководителя организации об осуществлении расходов на указанные цели;
- смета представительских расходов;
- программа проведения деловой встречи с указанием даты, места и сроков ее проведения, количества приглашенных лиц и участников, а также суммы, утвержденной по смете представительских расходов, на данное мероприятие. К программе должен быть приложен список приглашенных лиц и участников с указанием их фамилий, имен, отчеств и должностей;
- отчет о произведенных расходах;
- акт об осуществлении представительских расходов, подписанный руководителем организации, с указанием сумм фактически произведенных представительских расходов;
- первичные документы.
Отчет и акт о расходах на проведение деловой встречи и авансовый отчет, к которому должны прилагаться документы, подтверждающие произведенные расходы: счета предприятий общественного питания, товарные чеки, чеки ККТ <10>, документы об оплате транспортных расходов, услуг переводчика и т.д., оформляются по окончании встречи. При этом УФНС по г. Москве в Письме N 20-12/41851 перечислило, что должно быть отражено в отчете о представительских расходах:
- цель представительских мероприятий и результаты их проведения;
- дата и место проведения;
- программа мероприятий;
- состав приглашенной делегации;
- участники принимающей стороны;
- величина расходов на представительские цели.
Обратите внимание: счет предприятия общественного питания при отсутствии платежного документа, подтверждающего факт осуществления расчетов, не является документальным подтверждением понесенных представительских расходов (Постановление ФАС ВВО от 10.08.2006 N А29-4238/2005а).
Пример: налог на прибыль и представительские расходы
ООО «Весна» применяет ОСНО. Во 2 квартале 2020 года компания провела прием деловых партнеров для заключения нового контракта на поставку продукции. Всего на мероприятие было потрачено 250 000 рублей, в том числе:
- транспортные издержки на доставку гостей к месту проведения мероприятия — 20 000 рублей, в том числе НДС — 4000 рублей;
- организация питания (завтрак, кофе-пауза, торжественный обед, ужин) — 100 000 рублей, НДС — 20 000 рублей;
- услуги обслуживающего персонала буфета — 30 000 рублей;
- билеты на театральную премьеру — 10 000 рублей, НДС — 2000 рублей;
- проживание гостей в отеле класса люкс — 40 000 рублей;
- экскурсия на теплоходе по местным достопримечательностям — 50 000 рублей.
Сумма НДС со всех затрат на мероприятие — 26 000 рублей.
Фонд оплаты труда за 2 квартал 2020 года составил 7 000 000 рублей. 4% от ФОТ — 280 000 рублей.
Следовательно, компания по установленному лимиту вправе зачесть представительские затраты во 2 квартале в сумме не более 280 000 рублей. Но всю сумму издержек на проведение мероприятий учесть нельзя! Так как не все затраты являются представительскими.
ООО «Весна» может принять к налоговому учету только суммы затрат на транспортную доставку гостей, услуги буфета и питание — 150 000 рублей. А вот траты на театральное представление, теплоходную экскурсию и гостиничные номера учесть нельзя. Эти расходы нужно оплатить за счет чистой прибыли фирмы. То есть из тех денег, которые останутся в компании после обложения налогом на прибыль.
Вернуть входной НДС можно только в сумме 24 000 рублей. То есть только с представительских затрат (транспортные услуги и питание). А вот с билетов в театр получить вычет нельзя.
Представительские расходы и бухучет
Если для налогового учета очень важно определение категории «представительские расходы», то в бухгалтерском учете они отдельно не выделяются. Они проводятся как затраты по обычным видам деятельности, а именно:
- материальные затраты;
- амортизационные;
- связанные с оплатой труда и соцвыплатами;
- прочие.
Логичнее всего отнести представительские расходы к категории «прочие». П. 8 ПБУ 10/99 говорит о том, что организация сама вправе формировать их перечень для целей бухучета. В зависимости от особенностей деятельности фирмы, эти расходы можно отразить как общехозяйственные или расходы на продажи. При этом может осуществляться корреспонденция со счетом учета расчетов или матценностей.
Проводки таких расходов будут осуществляться по счетам 26 (в основном для промышленных организаций) или 44 (чаще используют торговые фирмы):
- дебет 26 «Общехозяйственные расходы» или 44 «Расходы на продажу», кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – приняты к учету услуги или работы, имеющие отношение к представительским расходам;
- дебет 26 «Общехозяйственные расходы» или 44 «Расходы на продажу», кредит 10 «Материалы» – списаны материальные ценности для представительского мероприятия (например, продукты, напитки, алкоголь).
НАПРИМЕР. ООО «Артаболена» платит авансовые отчисления по налогу на прибыль каждый месяц, считая их по факту прибыли. За 11 месяцев 2016 года расходы на оплату труда в ООО «Артаболена» составили 300 тыс. руб. Представительские расходы (без НДС) за эти 11 месяцев составили 13 тыс. руб.
Рассчитывая годовой налог на прибыль, ООО «Артаболена» может учесть представительские расходы в размере не более 4% от 300 000 руб., то есть 12 000 руб. Таким образом, получается сверхнорматив по представительским расходам в размере 1 тыс. руб. С точки зрения налогообложения, это будет постоянной разницей, диктующей постоянное налоговое обязательство.
Проводка будет выглядеть так:
дебет 99, субсчет «Постоянные налоговые обязательства», кредит 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» – 24% от 1000 руб. – 240 руб. – отражение постоянного налогового обязательства.
В последний месяц 2016 года расходы на оплату труда в ООО «Артаболена» составили 35 тыс. руб., значит, за год они составят 300 000 + 35 000 = 335 000 руб. В этот месяц представительских мероприятий не проводилось. Значит, сумма соответствующих расходов осталась неизменной – 13 000 руб. НК РФ позволяет учесть представительские расходы в размере 4% от 335 тыс. руб., то есть 13 400 руб. Поэтому, несмотря на перерасход в течение года, по его итогам ООО «Артаболена» уложилась в норматив по представительским расходам. В бухучете будет записано:
дебет 99, субсчет «Постоянные налоговые обязательства», кредит 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» – сумма ранее начисленного налогового обязательства в 240 руб. сторнирована.
Как в бухгалтерском учете отражаются расходы на приобретение букетов цветов в представительских целях?