6 способов повысить свою квалификацию самостоятельно

Содержание

Что включает образовательный курс

Повышение квалификации расширяет возможности педагога, улучшает практические навыки, дает хорошую теоретическую базу. В результате увеличиваются не только показатели по работе, но и общее развитие педагогического работника. Значительно растет культурный уровень, улучшается взаимодействие с учащимися и студентами.

Среди преимуществ современного обучения педагогических работников можно выделить следующие:

  • в режиме реального времени и в электронном виде доступны лекционные, учебные материалы;
  • осуществляется взаимодействие с тьютором, который ответит на возникающие вопросы;
  • возможность обучения в любое время суток;
  • формирование собственного графика обучения с учетом личных обстоятельств и свободного времени.

Параллельно можно пройти несколько программ обучения по повышению квалификации. В результате формируется широкий образовательный уровень, педагогический работник может преподавать несколько смежных дисциплин, претендовать на увеличение оплаты труда.

Судебная практика по статье 196 ТК РФ.

Приоритеты программы определяются исходя из прогноза социально-экономического развития отраслей экономики, а также государственной политики в области подготовки кадров для рыночной экономики.

Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если Законом об образовании не установлено иное.

Профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

В целом ряде федеральных законов и иных нормативных правовых актов страны предусмотрена обязанность работодателя проводить повышение квалификации работников, что обусловлено необходимостью выполнения работниками определенных видов трудовой деятельности.

Оспариваемые заявителем нормы ст. 196 ТК закрепляют права и обязанности работодателя по подготовке и переподготовке кадров и сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие права заявителя.

Согласно ст. 2 Закона об образовании профессиональное обучение представляет собой вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий).

Время ученичества в течение недели не должно превышать нормы рабочего времени, установленной для работников соответствующих возраста, профессии, специальности при выполнении соответствующих работ. Федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования разрабатывся по уровням образования, а также могут разрабатываться по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования.

Федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования разрабатываются по уровням образования, а также могут разрабатываться по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования.

Права и обязанности работодателя по подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников. Новая редакция с комментариями.

Необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель.

Эта система должна изучаться, разрабатываться и развиваться в сотрудничестве с организациями предпринимателей и трудящихся, где таковые существуют, при этом могут быть заключены соответствующие соглашения с целью такого сотрудничества (см. подп. 2 того же пункта).

Формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.

Образовательные программы самостоятельно разрабатывся и утверждся организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если Законом об образовании не установлено иное. Обучение осуществляется в учебных заведениях (подразделениях) повышения квалификации и переподготовки кадров, а также непосредственно в организациях.

Как сэкономить на курсах профессиональной переподготовки

  • Отдавайте предпочтение тем курсам, которые позволяют проходить обучение дистанционно. В данном случае, вам не придется тратить время и средства, чтобы посещать обучающие организации. Процесс обучения может проходить в весьма комфортабельных домашних условиях. Более того, вы можете быть уверенными в том, что в случае необходимости специалисты осуществят процесс разработки графика индивидуального порядка под ваши требования и пожелания;
  • Используйте конкретные программы. Нередко обучающие организации по профессиональной переподготовке предоставляют комплексные курсы с различными направлениями знаний, что провоцирует расширенную программу, получение нескольких дипломов, возможность углубленного изучения определенных предметов. Если вы стремитесь к тому, чтобы расширить свои возможности, то нужно сразу же осуществить выбор той программы, которая включает в себя только самое нужное. Сразу же скажем о том, что расширенные программы достаточно привлекательные, тем не менее, они отличаются повышенными параметрами цены. Если вы выберете именно то, что вам нужно на текущий момент времени, вы сможете получить перспективы истинной экономии;

Следите за акционными программами. Современные организации, которые занимаются предоставлением услуг по курсам переподготовки профессионального характера, предоставляют систематически различные акции. При этом, суть акций сводится к тому, чтобы привлечь максимальное количество учащихся, повысить узнаваемость организации или же создать полноценную группу на определенный сезон. В такой ситуации организации предоставляют низкие параметры цены за обучение, что позволяет потенциальным ученикам получить перспективы экономии.

Виды

После того как в 2013 году был принят ФЗ № 273, в 2014-м утратило силу действовавшее с 1995 года Типовое положение об учреждении ДПО, согласно которому программы повышения квалификации подразделялись скорее по академическому объему, чем по содержанию, на три типа:

  1. Краткосрочное повышение квалификации кадров предприятия длительностью менее 72 часов. Это было тематическое обучение определенным вопросам профессиональной деятельности в рамках конкретного производства, его проходили по месту работы. Заканчивали участники учебной группы занятия защитой реферата или зачетом/экзаменом. По окончании такого типа курсов не было предусмотрено получения какого-либо документа о повышении квалификации.
  2. Семинары длительностью не более 100, но не менее 72 часов. Они посвящались изучению технологических, экономических, социальных и других проблемных вопросов отрасли, региона или отдельного предприятия. В конце курса его участники сдавали зачет/экзамен или писали и защищали реферат по прослушанному материалу. Тем, кто успешно прошел аттестацию, выдавали удостоверение о повышении квалификации.
  3. Длительное обучение по программам повышения квалификации сроком более 100 часов. Занятия проводились только в специализированных учреждениях дополнительного образования. На курсах сотрудники различных предприятий и организаций углубленно изучали актуальные вопросы и инновации в сферах своей профессиональной деятельности. Завершалась учеба аттестацией (зачетом/экзаменом или рефератом) и выдачей свидетельства о повышении квалификации.

Выпускники курсов дополнительного образования объемом свыше 500 академических часов получали диплом о профпереподготовке, а если программа была рассчитана на 1 000 и больше часов, выдавался диплом о присвоении квалификации. Сейчас все эти нормы устарели и больше не используются при определении вида повышения квалификации и, соответственно, типа документа, который получают слушатели курсов.

По окончании учебы по программам дополнительного образования выдаются документы только двух видов: удостоверение о повышении квалификации (для курсов от 16 часов) или диплом о профпереподготовке (от 250 часов). Их тип зависит не от продолжительности учебы, а от ее содержания, поэтому даже если занятия по повышению квалификации продолжались больше 500 часов, слушатель все равно получит удостоверение, но не диплом.

Почему люди идут получать дополнительное образование

Все мы знаем людей, которых можно назвать хорошими специалистами и любящими свою профессию работниками. Но уровень доходов у них при этом оставляет желать лучшего. Именно они часто прибегают к «прокачиванию» навыков путём профессиональной переподготовки. Ведь это — реальный шанс кардинальных изменений в профессии!

С получением новой квалификации сфера деятельности человека значительно расширяется. Что такое профессиональная переподготовка в «родственной» области? Смежную профессию получают в самых разных сферах путем совмещения. Она должна быть близкой к основному виду деятельности. Например, токарь может дополнительно переучиться на слесаря, парикмахер — на визажиста, медсестра может освоить навыки массажа, а водитель — стать попутно экспедитором. Врач-терапевт, пройдя дополнительную переподготовку, может получить квалификацию педиатра и трудиться в этом качестве. Данное расширение собственных компетенций поможет в случае кризиса сохранить драгоценное рабочее место.

Прежде чем определиться, какую профессию выбрать дополнительно, следует проанализировать ситуацию на рынке труда и вспомнить о собственных стремлениях и предпочтениях, имеющих отношение к нынешней деятельности. Например, бухгалтеру достаточно легко переквалифицироваться в аудитора, налогового консультанта, экономиста или финансового менеджера. Педагог, пройдя профессиональную переподготовку в образовании, без проблем вольется в коллектив реабилитационного центра либо сможет работать в частном детском саду, органах опеки или заниматься репетиторством. Юристу по плечу оказание консалтинговых услуг, работа в должности риелтора или HR-менеджера.

Порой бывает, что рано или поздно в ходе трудовой деятельности человек понимает — изначально профессия была выбрана неосмотрительно. Работник не может оставаться, например, в педагогике или медицине из-за расшатанной нервной системы или начинает ненавидеть бухгалтерию, так как устал от цифр и сидячей работы. И в этом случае профессиональная переподготовка специалистов может стать эффективным средством успешно поменять свою жизнь.

Положение о повышении квалификации работников

Чтобы упростить возможное проведение процедуры повышения квалификации сотрудников, работодатель вправе издавать отдельные локальные нормативные акты, которые обеспечивали бы правовое регулирование данного вопроса. Составляется данный документ в свободной форме, однако в любом случае рекомендуется, чтобы в нем присутствовала следующая информация:

  • Название документа и его регистрационные данные.
  • Основные задачи и цели данного документа.
  • Направления развития компании, для реализации каковых необходимо повысить уровень наличествующей квалификации работников.
  • Место проведения повышения квалификации.
  • Средства, затрачиваемые работодателем на данную процедуру.
  • Перечень конкретных должностей и направлений, в которых будет осуществляться повышение квалификации.
  • Общий порядок проведения обучения.
  • Механизмы контроля и установления результатов.
  • Иные дополнительные требования и особенности проведения процедуры.

Данное положение должно быть утверждено в соответствии с правилами принятия локальных нормативных актов и донесено до сведения работников, которые будут направлены на повышение квалификации. При необходимости направить одного или нескольких работников, данное направление может быть осуществлено и путем оформления отдельных приказов на каждого из них.

Как проводится переподготовка и повышение квалификации персонала — 7 основных этапов

Процесс переподготовки и повышения квалификации можно поделить на несколько этапов.

Рассмотрим основные из них.

Этап 1. Определение потребностей в переподготовке и повышении квалификации персонала

Определение потребности в обучении происходит на различных уровнях.

1) На уровне всей компании

Потребность определяется в зависимости от следующих факторов:

  • введение новых технологий в производство;
  • планирование выпуска нового вида продукции;
  • модернизация производства;
  • создание новых подразделений;
  • открытие новых видов деятельности;
  • появление новых рабочих мест.

2) На уровне структурного подразделения

Необходимость повышения квалификации и переподготовки вызвана:

  • нарушением технологических процессов по вине работников;
  • изменением плана производства;
  • результатами профоценки;
  • повышением травматизма;
  • увеличением объема бракованной продукции.

3) На уровне отдельного работника

Потребность в обучении зависит от:

  • индивидуального плана развития сотрудника;
  • результатов аттестации;
  • желания карьерного роста.

Качественный анализ всех этих факторов позволяет определить общую потребность любой компании в повышение квалификации и профпереподготовке.

Этап 2. Формирование бюджета для переподготовки кадров

Выявив потребность в обучении, переходим к составлению бюджета. Необходимо определить и зафиксировать документально, сколько и когда вы планируйте потратить на эти цели денежных средств компании.

Бюджет формируется тремя способами:

  • от задач (ведущую роль играет стратегия компании, ее цели в планируемом периоде);
  • от возможностей (при ограниченных финансовых возможностях);
  • комбинированный.

В каждой компании структура бюджета разная и зависит от способов обучения (самостоятельно внутри компании или с привлечением специализированных фирм).

Обычно статьями затрат служат: расходы на содержание помещения, на оборудование, на оплату сопровождения обучения, на оплату услуг учебных центров и т.п.

Как показывает практика, курсы повышения квалификации дистанционно — это наименее затратный для бюджета способ обучения.

Этап 3. Определение методов повышения квалификации

При планировании обучения персонала нужно определить его методы.

Наиболее распространенные методы повышения квалификации:

  • семинары;
  • вебинары;
  • лекции;
  • курсы (краткосрочные, проблемные, долгосрочные).

В некоторых российских компаниях набирает популярность наставничество как метод обучения персонала.

Выбор метода зависит в большей степени от целей обучения

Кроме того, важно определиться и с его формой: очная, заочная, дистанционная, группы выходного дня и т.д

Этап 4. Выбор тренера по обучению

Выбирая тренера для обучения персонала вашей компании, ознакомьтесь с опытом его работы. Изучите документацию, позволяющую сделать выводы об уровне его образования, профессионализма.

Не пренебрегайте отзывами. Кто расскажет лучше о преподавателе, чем его бывшие ученики!

К выбору относитесь ответственно. Помните: по статистике 90% успеха обучения зависит от преподавателя — его профессионализма, опыта, личностных качеств.

Этап 5. Разработка и утверждение программ повышения квалификации

Если планируете обучать своих сотрудников внутри компании, предварительно разработайте и утвердите программу.

Рекомендую для этого воспользоваться услугами профессионалов со стороны, так как внутри вашей фирмы может не оказаться специалиста нужного профиля и квалификации.

Если воспользуетесь услугами учебного центра, то вам предложат на выбор несколько готовых программ. Внимательно изучите их и выберите то, что нужно именно вашим сотрудникам.

Этап 6. Реализация разработанных методов

В зависимости от выбранного метода принимается и дальнейшее решение по его реализации.

Способа здесь, как правило, три:

  1. Организовать обучение собственными силами в самой компании.
  2. Обучать персонал в своем офисе с привлечением приглашенных тренеров.
  3. Обучаться в сторонних учебных центрах.

Исходя из собственного опыта, скажу, что первый способ самый сложный. Сэкономить на нем не получится, а вот потратить деньги и получить не тот результат, который ожидали — вполне возможно. Взвесьте все «за» и «против», рассчитайте свои силы и только потом принимайте решение!

После окончания обучения обязательно проверьте уровень знаний обучившихся сотрудников. О том, как это сделать правильно, читайте в конце статьи.

Факторы, обусловливающие необходимость повышения квалификации

Факторы, обусловливающие необходимость повышения квалификации:

  1. Факторы окружающей среды:
    • рынок сбыта — изменение поведения потребителей или путей реализации;
    • рынок рабочей силы — изменения в системе обучения или структуре рабочей силы и т.п.;
    • технология — новые методы производства;
    • правовые и общественные типовые условия — новые законы, измененные представления о ценностях.
  2. Внутренние факторы:
    • персонал — изменяется структура, возрастает образовательный ценз, меняется отношение к труду, представление о ценностях, поведение, текучесть кадров, показатель несчастных случаев и т.п.;
    • техника — капиталовложения, новые материалы, технологии;
    • организация — изменения рабочих процессов, концепции управления и т.п.
  3. Индикатор успеха компании:

Рекомендации

Вот что я советую тем, кто хочет повысить квалификацию своих сотрудников: 

Проанализируйте каждую структурную единицу своего бизнеса, найдите самые слабые — и начинайте с них. Предложите сотрудникам выбрать подходящую им образовательную программу, а затем пройти обучение.

Самостоятельно изучите предложения на рынке по переквалификации сотрудников: образовательные программы, курсы, семинары. Выберите тот, который будет полезен именно вашему бизнесу.

Проводите корпоративные совещания, на которых спрашивайте сотрудников, каких знаний им не хватает, какие навыки они хотели бы улучшить, чтобы работать эффективнее. Так вы сможете выбрать верное направление для переквалификации.

  • Просите сотрудников делиться новыми знаниями на собраниях и планерках. Запрашивайте у них отчеты о прохождении программы. 
  • Ставьте сотрудникам задачи, требующие прокачки их новых навыков и знаний — тогда это будет закрепляться и работать.

В чем суть повышения профессиональных возможностей работника

Согласно положениям ст. 195.1 ТК квалификацией трудящегося признается совокупность знаний и умений, которые необходимы для исполнения служебных обязанностей.

С определением квалификация тесно взаимосвязано еще одно понятие из трудового законодательства – профессиональный стандарт.

Если квалификация сотрудника это набор определенных умений, то стандарт  это установленная Правительством характеристика трудовых возможностей работника, которая оценивает уровень его подготовки.

При создании стандартов для выполнения трудовых функций учитывается профессия работника и его должность. Таким образом, у работодателя появляется возможность дифференцировать трудящихся по степени возрастания профессиональных достоинств.

Почему работники хотят повысить квалификацию

Высокий уровень компетентности  это не только возможность отличится среди своих трудовых товарищей, но и гарантия того, что в случае массовых увольнений у более высококлассного специалиста будет больше шансов обойти сокращение.

Для определенных категорий кадров процедура повышения трудовых навыков является обязательной.

Остальные трудящиеся стремятся выйти на новый уровень профессиональных возможностей по следующим причинам:

  1. Желание получить карьерный рост.
    Руководящая должность в частных или государственных организациях является мечтой многих сотрудников. Повышение квалификации может стать решающим фактором при поиске руководящих кадров, поэтому граждане охотно ищут способ получить новые знания.

  2. Улучшение квалификации может быть связано с изменением существующего механизма выполнения своих обязанностей (например, установление нового служебного оборудования).
  3. Если квалификация отдельного работника будет ниже, чем уровень остальных сотрудников, прохождение курсов повышения сделает его конкурентоспособным на рынке труда.

Что означает повышение квалификации? Ответ в видео:

Поскольку трудовое законодательство в качестве инициатора проведения процедуры повышения квалификации определяет работодателя, то необходимость в получении новых умений может быть обусловлено снижением производительности труда.

Как составить инструкцию по охране труда? Смотрите тут.

В данном случае руководство самостоятельно определяет то, кто из работников должен освоить новую программу.

Курсы в сфере фармации и биотехнологии

Университетские программы с высоким научным содержанием требуют серьезных предварительных знаний математики, а иногда и химии.

Целью курсов является: 

  • освежить знания по математике и химии;
  • заполнить любые пробелы в ваших предыдущих знаниях;
  • оказывать поддержку, когда вы начинаете свою университетскую карьеру, самостоятельное обучение и практику.

Как правило, программа состоит из четырех курсов: учебные навыки, академический язык, математика и химия. Вы можете выбрать один или несколько курсов, и содержание каждого курса переподготовки адаптируется в соответствии с программой, которой вы собираетесь следовать.

Специалист должен научиться учиться — это основополагающий принцип занятий по повышению квалификации. Во время этих занятий можно узнать больше о наиболее важных аспектах эффективного обучения. Курсы обучения навыкам образования проводятся в течение первого семестра, и студенты практикуются с использованием собственных учебных материалов.

Процесс обучения на курсах повышения квалификации

Слушатели могут обучаться:

  • Очно. Центр посещают несколько раз в неделю.
  • Заочно, дистанционно. Онлайн-формат — ходить никуда не придется, достаточно иметь под рукой компьютер с выходом в сеть.

Выбор формата остается за обучающимся.

Курсы повышения квалификации дистанционно

Дистанционный вариант обучения подойдет семейным, работающим людям, у которых нет времени посещать курсы лично. Этот формат принципиально ничем не отличается от очного. Так же в ходе обучения слушатели осваивают теоретические материалы, слушают лекции, выполняют практические задания. Проходят практику на проектах и задачах.

Крупные обучающие центры реализуют комплекс программ, которые востребованы рынком.

В нашем университете действуют программы повышения квалификации по 10 направлениям:

  • Педагогическому профилю. Дополнительное, коррекционное образование, особенности организации обучения.
  • Культурному направлению: постановка театрализованных праздников, представлений.
  • Социальной психологии.
  • Юриспруденции, праву.
  • Социальной работе.
  • Экономике, финансам, бухгалтерскому учету.
  • Госзакупкам.
  • IT-менеджменту, системному администрированию.
  • Маркетингу, продажам.

Сроки освоение образовательной программы — от 1 до 3 месяцев (72−252 часа). По окончании слушатели получают удостоверение государственного образца.

Индивидуальные особенности студента – важнейший фактор эффективного обучения

Чтобы сделать обучение на профессиональных курсах максимально эффективным, нужно учитывать и другие факторы, касающиеся личностных особенностей учащегося и его распорядка дня. Конечно же, профессиональные курсы не могут занимать все свободное время, но будьте готовы посвящать им не менее 2-3 часов в день. Ведь необходимо будет не только посещать занятия, но и выполнять домашние задания, готовится к семинарам, анализировать лекции.

Возьмите за правило никогда не откладывать работу над теорией в долгий ящик. Это чревато тем, что вы не сможете структурировать материал и, как следствие, понять его смысл в полном объеме. Кроме того, большое количество непонятных для вас моментов, помешают усвоению новой информации в дальнейшем.

Всегда ищите дополнительный материал к теме, чтобы всесторонне проанализировать ее. В частности, читайте публикации в журналах или заметки на специализированных форумах (конечно, имеются в виду комментарии тех, кто имеет опыт работы в нужной вам сфере).