Ответы на любые вопросы

Характеристика поребрика и бордюра

В нормативных документах нет подтверждения, что типы невысоких оградительных конструкций отличаются способом укладки. Но среди строителей распространено следующее определение типов бортового камня:

  • Поребрик – незначительное ограждение, верхний край которого уложен выше зоны мощения и граничащей плоскости. Подобный способ укладки позволяет укрепить асфальтовое полотно, создать красивое, небольшое ограждение.
  • Бордюр – часть ограждения находится под землей. Верхняя грань расположена на одном уровне с возвышенной зоной. В результате образуется небольшая ступенька.

Некоторые строители утверждают, что тип бортового камня определяется его размером. Поребрики более узкие, чем бордюры. Они имеют меньший размер, применяются для определения границ парковых дорожек, газонов. Бордюр шире, массивнее. Он используется для разграничения проезжей части с тротуаром.

Что это такое?

Достаточно заглянуть в ГОСТы, чтобы точно разобраться в тонкостях конструкций. Поребрики и бордюры используются для того, чтобы разграничивать различные участки. Например, конструкция может отделять проезжую часть от пешеходной зоны или тротуар от клумбы. Есть точные определения терминов.

Бордюр – камень для разделения 2 и более зон. Перед установкой в земле делают углубление, так называемое корыто. Плита утапливается в землю. Сам бордюр всегда идет вровень с асфальтом, плиткой, землей или любым другим материалом.

Стоит отметить, что сам термин «поребрик» происходит из русской архитектуры. В далеком прошлом особую кирпичную кладку использовали для украшения фасадных частей церквей. Один ряд прямоугольников укладывался ребром.

Бордюры же придумали древние римляне, чтобы защитить свои дороги от быстрого разрушения. Укладывались камни высотою около 50 см.

Уже в XIX веке появились декоративные растительные бордюры. Обычно они разделяли дорожки и газоны, клумбы.

Выходит, что изначально поребрики были каменными и высокими, а бордюры вовсе представляли собой живые растения. Сегодня же технологии развились до такой степени, что обе конструкции могут быть сделаны из бетона, мрамора, металла, дерева, пластика и других материалов. На улицах городов обычно устанавливают ограждения серых тонов, однако стоит отметить, что цвет может быть абсолютно любым и зависит непосредственно от материала. Самый широкий выбор при отделении элементов ландшафтного дизайна. В этой сфере прочность не имеет значения.

Производство бордюр и поребриков

Как уже говорилось, существует только две формы, а точней технологии производства. Из которых в дальнейшем можно проследить отличительные свойства и характеристики не только самих изделий, но и отличия между собственно самими типами производства. Итак, существует два способа производства:

  1. Вибролитье.
  2. Вибропрессование.

Каждый из способов имеет ряд своих недостатков и положительных сторон, отчасти их перечислили в разделе выше. Каких-то особенных правил при производстве нет, отличия можно классифицировать только в зависимости от выбираемого для производства материала. Как понимаете, выбор падает не только на бетон.

Производство

Для изготовления бордюра дорожного в основном используют бетон так называемых тяжелых марок, что соотносится с применением армирования. В последнем случае предполагается использование стальных каркасов, на создание которых идет арматура AIII и AI, а также арматурная проволока BpI. В целях повышения прочности арматуры могут применять стальные изделия, прошедшие термическую обработку.

Непосредственно сам процесс производства бордюра дорожного основывается на следующих видах работ:

  • готовят бетонную смесь (имеющую состав, зависящий от предназначения бортового камня), которую затем перемешивают;
  • добавляют по необходимости пигменты, придающие ту или иную окраску изделиям;
  • разливают смесь по формам, имеющим разнообразную конфигурацию, например, квадрат или полукруг, что также зависит от предназначения конечного продукта;
  • запускают процесс формовки с помощью использования метода вибропрессования;
  • после этого изделия поступают в специальные камеры для просушки;
  • готовые бордюры извлекаются из форм.

Особенностью бортового камня является то, что каждый его экземпляр дополняется монтажными петлями, упрощающими погрузочно-разгрузочные работы.

В чем заключается разница между видами оградительных материалов?

В официальной строительной документации нет разграничения видов материалов. Их называют бордюром или бортовым камнем. Но по негласному соглашению строители употребляют термин «поребрик» в следующих случаях:

  • Создание декоративной кладки из кирпича, ряд которой находится под некоторым углом относительно фасада с возвышающимся ребром.
  • Для повышения уровня безопасности трассы для гонок. Разделители устанавливают на внутренней, наружной сторонах дороги на криволинейных участках. Поверхность материалов, которые применяются в этом случае, бывает волнистой, что снижает скорость болидов. При наезде на гладкие поверхности подобный эффект практически отсутствует.

Если кайма вдоль дороги возвышается над обеими плоскостями, она выполняет определенную защитную функцию. Пересечь границу сложнее, чем при наличии стыка вровень с возвышенной частью тротуара.

Установка бордюра на пескоцементную смесь или бетон

На грунтах, склонных к пучению, устанавливать бордюрный камень нужно на подсыпку из песка и щебня, поверх которой укладывается слой бетона, в него укладывается бордюр. При таком монтаже бордюры стоят годами без проблем. Порядок действий такой:

  • При помощи колышков, установленных в ключевых местах и натянутых между ними шнурков, производят разметку.
  • По сделанной разметке выкапывают траншею. Ширина должна быть такой, чтобы по бокам установленного камня было расстояние 10-15 см с каждой стороны. Глубина выбирается так, чтобы слой утрамбованного щебня на дне был не менее 10 см, сверху — не менее 5 см пескоцементного раствора, а сам бордюрный камень возвышался над поверхностью дорожки не менее чем на несколько сантиметров (сколько конкретно — зависит от вашего желания). Установка бордюра: схема
  • Дно готово траншеи выравнивают и утрамбовывают (при использовании виброплиты ширина траншеи делается по ширине плиты).
  • Укладывают слой геотекстиля плотностью не менее 160 г/м². Этот слой нужен для того, чтобы песок и щебень не перемешивались с грунтом. Он увеличивает продолжительность эксплуатации бордюра, снижает вероятность сдвигов при весеннем пучении.
  • Насыпается слой крупнозернистого песка или щебня крупной или средней фракции (20-40 мм). Минимальный слой — 10 см, оптимальный — 15 см. Щебень трамбуется.
  • Из песка (3-4 части) и цемента (1 часть) замешивается густой раствор (воды очень мало, только чтобы можно было размешать). Он укладывается толщиной 5-7 см (лучше 7 см) на щебень. Проведение работ по установке бордюров и поребриков
  • На бетон укладывается бордюрный камень, выравнивается по уровню (в горизонт или с уклоном — зависит от геологии участка).
  • Вокруг установленного и выставленного в нужном положении фрагмента укладывается замок из пескоцементной смеси толщиной 5-7 см и высотой около 10 см.
  • После схватывания бетона оставшееся свободное пространство между установленным поребриком и краем траншеи засыпается песком или щебнем, трамбуют, сверху присыпают грунтом.

При соблюдении этой технологии установки бордюрного камня вероятность того, что при пучении он сдвинется с места очень низка.

Размеры бордюров

Что касается размеров бордюров для тротуарной плитки, то они зависят от назначения поребрика. Выделяют следующее назначение окантовки:

  • дорожное. Применяется для предотвращения разрушения дорожного покрытия;
  • для тротуаров. Используется для ограждения пешеходной зоны;
  • садовый поребрик отличается по размерам в меньшую сторону, и предназначен для оформления цветочных клумб, разбивки садовой территории на зоны и окантовки тропинок.

Для определения размера нужно обращать внимание на маркировку окантовочного материала. К примеру, первая бука в маркировке обозначает тип поребрика

Дальше идут 3 цифры (длина, высота, ширина). Пример: БВ — 200.35.10. Буквы расшифровываются, как бордюрные камни въездного типа, а цифры обозначают габариты изделия.

Чаще всего применяются метровые поребрики, но длина может быть различной (от 40 до 80 см). Чтобы подобрать определенный размер поребрика для конкретного назначения, лучше всего самому сделать бордюр для тротуарной плитки.

Укладка дорожного бордюра

Технология не отличается от укладки тротуарного бордюра. Разница заключается в масштабе работ.

  1. Подготавливается площадка под укладку бордюрного камня с последующим рытьем траншеи шириной в 40 см и глубиной большей, чем высота бортового камня, на треть.
  2. На утрамбованное дно траншеи засыпается щебень с песком с общей высотой слоя 15 см.
  3. Подготавливается раствор для сцепки изделий с основанием в пропорциях 2,5:1:2:2 (песок, цемент, мелкофракционный щебень, вода).
  4. На основание накладывается раствор.
  5. Устанавливается бордюрный элемент. С помощью резинового молотка изделие простукивается до погружения в раствор на треть своей высоты.
  6. Стыки скрепляются между собой раствором с обеих сторон, затем заполняются остальные зазоры траншеи.

Видео про распил дорожного бордюра под углом

Дорожные блоки распиливаются под углом для более плотного прилегания отдельных элементов друг к другу. Распил бордюра дорожного производится болгаркой по бетону. Эта процедура производится в том случае, когда необходимо регулировать длину ограждения.

Скошенные края зашлифовываются, чтобы поверхности быстрее и лучше схватились друг с другом при монтаже.

Технология производства

Относительно того, чем отличается поребрик от бордюра в технике производства, считается, что различия имеются только в способе укладки бордюрного камня. Бетонные блоки могут быть разной длины и массы. Их выбор зависит от вида работы — вручную или с помощью техники.

Начало процесса заключается в разметке полотна. Необходимо следить за тем, чтобы линии располагались параллельно друг другу. На следующем этапе копается неглубокая канава или траншея. Над ней натягивается плотная нить. На дно ямы насыпается песок для создания мягкой подушки под блок. Песчаный слой утрамбовывается и выравнивается, после чего заливается раствором. На него устанавливается бортовой камень, вокруг него насыпается грунт.

Технология производства должна соответствовать государственному стандарту и включать в себя следующие способы литья бетона:

  1. Вибролитьё имеет мелкопористую структуру, что увеличивает прочность элемента. Позволяет добиться правильной формы и чётких размеров. Внешняя поверхность получается элегантной и состоит из облицовочной и внутренней стороны.
  2. Вибропрессовка отличается неопрятным видом со сколами и трещинами. Наличие внутренних пустот приводит к уменьшению морозостойкости и прочности. Единственным плюсом считается низкая цена таких конструкций.

Необходимые материалы

Материалы, из которых состоят изделия для строительства, могут быть разного цвета и обладать различными физическими свойствами. Самые популярные из них:

  1. Гранит — элитный материал. Используется для облагораживания частных особняков, скверов, парков. Имеет богатую цветовую палитру.
  2. Бетон. Благодаря невысокой стоимости является наиболее доступным и используемым в производстве.
  3. Пластик применяется в организации красивых ограждений для цветочных клумб. Удобство состоит в его гибкости и долговечности.

Полезные рекомендации

В ландшафтном дизайне часто присутствуют дорожки с изгибами и поворотами. Для создания бордюра потребуется его нарезка. В случае самостоятельного монтажа такая работа не обходится без болгарки, круг которой должен иметь алмазное напыление

При осторожном использовании болгарки можно добиться разрезов высокой точности. Если работает строительная бригада, подойдёт специальная гильотина

Она более проста в применении, но для работы с этим инструментом требуется узкая специализация.

При создании бордюров и поребриков основным условием является строгое соблюдение инструкции. Подбор качественных материалов гарантирует долговечность и красоту. Зная отличие бордюра от поребрика, можно обустроить приусадебный участок исходя из особенностей ландшафта и личных предпочтений.

Это интересно: бордюрная трава.

https://youtube.com/watch?v=Jle8FymB1LM

Специально для вас:

Виды садовой бордюрной ленты и её установка на грядки

Бордюры для клумб: создание ограждений для цветников своими руками

Функции

Под бордюром дорожным следует понимать изделие, разделяющее тротуар и проезжую часть, что позволяет обеспечить:

  • безопасность пешеходов;
  • формирование границ дорожного полотна;
  • возможность облицовки тротуаров плиткой или их асфальтирования;
  • декоративное оформление дорожек в парковых зонах города и на придомовых территориях частных землевладений.

Для изготовления рассматриваемого изделия используют прочные материалы, например, применяют бетонную смесь, а конечному продукту придают стандартизированные размеры и формы.

Технология укладки бортового камня

Технология укладки бортового камня Бордюры (бортовые камни) – это изделия, укладываемые узкой полосой. Используются для отделения проезжей части от тротуара, пешеходной дорожки – от зеленых насаждений, для зонирования сада, организации полос и островков безопасности. В ГОСТе 6665-91 предусмотрен выпуск нескольких типов бортового камня:

  • прямого рядового,
  • с уширением,
  • лотком,
  • криволинейного,
  • въездного.

Для изготовления этой продукции применяется бетон класса прочности В30 и высокой морозостойкости – от F200. Пример технологической карты на бортовой камень – ltsr.ru/vibropress/bordyurnyy_kamen/.

Виды бортовых камней

Технология укладки бордюра определяется типом изделия.

По функциональному назначению различают:

Дорожные бортовые камни.

Служат для обрамления проезжей части. Имеют наибольшие габариты. Разделяют разные по функциональности зоны дорожного покрытия и защищают пешеходов от наезда автотранспорта. Обычно имеют серый цвет.

Тротуарные изделия.

Востребованы для ограничения пешеходных дорожек. Этот вид бордюра применяется при укладке тротуарной плитки. Предотвращает ее расползание и ограничивает разрастание травы.

Декоративные.

Используются для окаймления цветников, дорожек, площадок на личных участках. Садовые бордюры обычно имеют небольшую толщину и значительную длину, являются элементами ландшафтного дизайна и защищают грунт от расползания из-за талых и ливневых вод.

Необходимые инструменты и материалы

Для проведения работ по укладке бортового камня потребуются:

  • строительный уровень,
  • рулетка,
  • штыковая лопата,
  • инструмент для трамбовки,
  • колья и шнур для разметки,
  • резиновый молоток,
  • лом,
  • углошлифовальная машинка («болгарка»).

Для замешивания бетонной смеси и/или цементного раствора необходимы: бетономешалка или емкость для приготовления бетона вручную.

Из материалов, помимо самого бордюра, понадобятся:

  1. Цемент.
  2. Чаще всего используется портландцемент марок М400 или М500.
  3. Крупный заполнитель – щебень гравийный, известняковый, гранитный, средней и мелкой фракции (до 40 мм). Понадобится в случае изготовления бетонного или песчано-щебневого основания для бортового камня.
  4. Мелкий заполнитель – песок для строительных работ.
  5. Вода.

Этапы работ

Укладка бордюра для ограничения плиточного, бетонного или асфальтового покрытия производится до монтажа покрытия. Для определения требуемого количества бортовых камней измеряют длину дорожки и делят это значение на длину бордюрного элемента. Полученное значение округляют в большую сторону. Если планируется обрамление дорожки с двух сторон, то результат вычислений удваивают.

Перед монтажом поребрика выполняют подготовительные мероприятия, которые включают:

  1. Разметку будущей траншеи с помощью кольев, на которые натягивают нити. Они показывают уровень расположения верхней грани бордюрного камня.
  2. Подготовку траншеи – вручную или с использованием экскаватора с узким ковшом. Ширина траншеи должна быть немного больше толщины бордюрного камня – на 5-7 см с каждой стороны. Глубина – равна сумме подземной части бортового камня и высоте подготовительного слоя, изготавливаемого несколькими способами.
  3. Устройство подготовительного слоя.

Варианты изготовления «подушки» под укладку бортового камня:

  • Наиболее простой способ – устройство утрамбованного песчаного основания толщиной 30-50 мм. Песок перед трамбовкой смачивают водой. На песчаный слой укладывают мелкофракционный щебень – 30-50 мм. Такой вид основы пригоден для монтажа тонких тротуарных и декоративных бордюрных камней.
  • Второй вариант – устройство основания из цементно-песчаного раствора, который укладывают на дно траншеи с выравниванием и уплотнением. На раствор устанавливают бордюрный камень.
  • Самой надежной основой является бетонная смесь класса прочности не ниже В15, выкладываемая на песчано-щебневую подушку сплошным слоем или отдельными кучами. Бордюр укладывают на незастывшую бетонную смесь.

Этапы монтажа бордюрных камней:

  1. Бетонные элементы опускают в траншею на подготовленное основание с помощью специальных клещей. Тяжелые экземпляры массой по 100-120 кг опускают 2-3 человека.
  2. Для установки камня в требуемое положение по горизонтали и вертикали используют резиновые молотки. Твердый инструмент в данном случае не применяют, потому что он может расколоть бетонный элемент.
  3. Зазор между камнями оставляют равным 2-3 мм. Впоследствии его заделывают цементным раствором.
  4. Пространство между камнем и стенкой траншеи заливают бетонной смесью или засыпают мелкофракционным щебнем, а затем проливают жидким цементно-песчаным раствором.

Нюансы монтажа

Чтобы правильно установить дорожный бордюр, нужно знать нюансы используемой технологии укладки. Работа подразумевает использование техники, способной поднимать и перемещать камни весом 100 кг. При отсутствии техники используют железные крюки.

Работу не выполняют в одиночку – как минимум, этим занимаются двое.

После этого вырывают траншею. Ее ширина, согласно общепринятой технологии монтажа, должна составлять 40 см (в 2 раза больше тротуарного, гораздо больше пластикового аналога). Глубина траншеи должна быть больше высоты бортового камня. Дно вырытой траншеи трамбуют, выкладывают слоями песок и щебень. Насыпь выравнивают, повторно уплотняют, после чего заливают раствором бетона.

Затем определяются с высотой бордюра. Для этого используют строительный уровень и веревку, фиксируя ее на кольях, на идентичном расстоянии от асфальта. Высота бордюра покажет место прохождения внешней части дорожного бордюра. По окончании данного этапа занимаются установкой бордюра.

Камни ставятся по линии-разметке вдвоем, поднимая и перемещая одновременно с обеих сторон. Бордюр углубляют в раствор бетона, используя по необходимости резиновый молоток. Инструмент помогает регулировать высоту. Им ровняют бордюр по 2-м плоскостям. Вместо него можно использовать деревянную доску и железный молоток.

Если в ходе монтажа получаются щели между камнями, а также иные пустоты, их заливают подготовленным раствором. Время от времени необходимо следить за тем, чтобы бордюры, до застывания раствора, не заваливались в разные стороны. Пока они еще не запечатаны, необходимо исправлять их положение.

После завершения монтажа занимаются обустройством тротуаров или дороги. Для того чтобы ограждение стояло долго, не деформировалось и не ломалось, до начала работ осматривают сам камень. Нельзя монтировать его в том случае, если на его поверхности заметны крупные трещины и воздушные полости.

Нельзя игнорировать подготовку основания. Иногда укладчики не используют щебень. Однако если грунт не песчаный, обойтись без него не получится. Он обязательно нужен, если почва глинистая, имеет суглинок. В этом случае игнорирование технологии подготовки приведет к тому, что весной бордюры полезут в разные стороны.

Нельзя использовать вместо щебня строительный мусор или бой кирпича. При использовании такого «материала» бордюры очень быстро просаживаются. Что касается глинистой и черноземной почвы, она топит гравий. В этом случае не обойтись без укладки геотекстиля.

Сравнение

На самом деле в интернете ходит довольно противоречивая информация про отличие бордюра от поребрика. К примеру, в некоторых источниках сообщается о том, что эти названия соответствуют разным способам укладки бортового камня. Согласно такой версии, бордюр образуется, когда фрагменты материала располагаются вровень с тротуаром или газоном, а поребрик – это барьер с выступающим над поверхностью «ребром». Однако подобные сведения не имеют официального подтверждения.

Сообщается также, что дорожники словом «бордюр» называют полосу из широкого камня, с помощью которой обычно разграничиваются дорога и тротуар. Поребриками же именуют полосы из тонких пластин материала, служащие, к примеру, для выделения дорожек в парках. Но и такое употребление понятий не является официальным. Между тем в ГОСТе термин «поребрик» не используется, а при упоминании дорожных ограждений и их характеристик составители обходятся словом «бордюр». Если же обратиться к словарям, можно заметить, что в них значения двух терминов в отношении дорожного строительства приравниваются друг к другу. В общем эти источники определяют и «бордюр», и «поребрик» как невысокий барьер, проходящий по краю дороги или тротуара.

Таким образом, вопрос, в чем разница между бордюром и поребриком, касается по большей мере разговорных предпочтений жителей того или иного города. Ведь, как известно, «бордюр» – слово, более привычное для москвичей. В Петербурге же полюбившимся вариантом названия является «поребрик». И то и другое обозначение дорожного элемента имеет право на существование.

Во всех городах без исключения имеются разграничения между проезжей частью и пешеходной зоной. Они имеют вид особых разделительных полос. Именно эти разграничители вызывают в народе множество споров. Как они правильно называются? Одни именуют их поребриками, а другие бордюрами. Может речь идёт о двух разных разграничивающих элементов? Так чем отличается бордюр от поребрика? Именно в этом вопросе мы постараемся разобраться в данной статье.

Как поставить на песок

Если грунты не склонны к пучению, можно обойтись без бетона. Так поставить можно только поребрики — бордюр для пешеходных дорожек или ограждение для клумбы, цветника. При всем при этом такой способ установки не дает гарантии того, что дорожка не будет разрушена. Технология установки аналогично описанной выше до того места, где надо укладывать бетонный раствор.

Схема установки бордюра с водосточным желобом

Под поребрик укладывается только щебень и хорошо трамбуется. Толщина слоя должна быть не менее 15 см. После того как вставили бордюрный камень по уровню, промежуток между боками камня и стенками траншеи заполняется тем же щебнем и хорошо трамбуется. При таком методе установки, свернуть ограждение можно даже если на него наступить под неудачным углом. Но как временный вариант — на несколько месяцев — такой способ установки подойдет.

Сколько весит бордюр и поребрик

Масса камня отличается, причем в большинстве случаев – существенно. Она может быть разной из-за того, что для производства такого изделия применяется различный материал: бетон без наполнителя и с наполнителем, без арматуры и с арматурой. Кроме того, вес продукции разных марок тоже отличается, даже если кажется, что у них все параметры одинаковые. Производитель может дать свои размеры, которые несколько отличаются от стандартных. Погрешности на каждом участке суммируются, в общей сложности получается дополнительная часть материала. По этой причине рекомендуется уточнять у производителя все параметры.

Изделия существенной длины (3-6 м) создаются с учетом нагрузок, которые будут оказываться на них. Это требует применения более прочного материала – тяжелого бетона с наполнителем. В состав могут входить и другие компоненты, повышающие прочность, морозоустойчивость и т. д. Как результат, вес бордюров разной длины отличается. Например, прямолинейные изделия представлены вариантами различного веса в диапазоне 18-145 кг. Камни с арматурой характеризуются весом от 100 до 1170 кг. Причем ГОСТом установлены отклонения от стандартных значений размеров, они составляют 3-4 мм.

Укладка

При строительстве дорог укладка шоссейного бордюра производится с помощью специальной техники. Что касается частного землевладения в виде тех же садовых участков, то здесь установка бордюра зачастую производится силами самих хозяев. Для понимания этого процесса разобьем его на несколько основных этапов:

  • произвести разметку территории с помощью колышков и веревки, натягиваемой вдоль лини будущей установки бордюра;
  • выкопать траншею, глубина которой должна быть не многим больше высоты бордюра при соблюдении ширины от 300 до 400 мм;
  • утрамбовать дно траншеи, уложить песок в один слой и снова повторить утрамбовку;
  • подготовить смесь цемента, песка, мелкого щебня и воды с соблюдением пропорции 1:2,5:2:2;
  • произвести укладку готовой смеси на дно траншеи и установить бордюр.

Бордюр дорожный

Бордю́р (фр. bordure «кромка», «кайма», «обрамление») в дорожном строительстве — способ укладки профильного разделителя между проезжей частью и тротуаром.

Бордюр — общеизвестное название края дороги, стыка ее с тротуаром. Данное наименование распространено повсеместно в России, за исключением Санкт-Петербурга, а также Екатеринбурга, Новосибирска и Кургана. Жители этих городов называют его поребриком. Это одно из наиболее известных отличий речи петербуржцев.

Есть мнения о том, что называть бордюром любой стык дороги с тротуаром неправильно. Например, писатель-фантаст Святослав Логинов, петербуржец, в своем эссе «Пышка, пончик и «аладья»» указывает на то, что оба эти термина имеются в ГОСТах, и значения их немного различны. Однако, несмотря на возможную формальную неправильность такого именования, оно, как сказано выше, распространено в России.

Необходимость использования бордюрного камня при укладке тротуарной плитки — очевидна, ведь помимо визуального эффекта от обрамления бордюром фрагментов мощения, последний несет в себе нагрузку по долговечности укладки тротуарной плитки. Практика показывает, что после таяния снега (через сезон) при условии, что бордюрный камень не использовался в укладке, площадки мощения, уложенные плиткой, расходятся, то есть между плитками образуется зазор, скапливается вода, что способствует дальнейшему разрушению площадок укладки тротуарной плиткой. Поэтому настоятельно рекомендуется всегда использовать бордюрный камень для обрамления поверхностей, где произведена укладка тротуарной плиткой.

Питерский писатель-фантаст Святослав Логинов утверждает, что «поребрик» — правильное наименование профильного разделителя в случаях, когда тротуар приподнят по сравнению с проезжей частью.

В инструкции по строительству полносборных покрытий городских дорог ВСН 1-94 (выпущен в 1996, действующий документ), ни бордюр, ни поребрик не упоминаются, оба этих слова заменены универсальным «бортовой камень». Слово «поребрик» вообще не упоминается ни в одном ГОСТе о дорожном строительстве. Упоминается же он в коммерческих предложениях об оказании , с указанием ГОСТа 52289-2004 (действующий документ), в котором, опять-таки, встречается только бордюр.

Таким образом, можно сделать вывод, что поребрик — это народное название неопределенно выглядящего ограждения дорожного полотна от других пространств. Бардюр же имеет место и имеет определенную форму, установленную по ГОСТу. Так, в вышеуказанном ГОСТе есть упоминание о боковой поверхности бордюра и о его верхе (нанесение разметки), что указывает на его приподнятость над дорожным полотном и видимость верхней части, там же упоминаются «Островки безопасности», должные быть обозначеными разметкой или бордюрным камнем и быть высотой 10 см. А уже в ГОСТ Р 52767-2007 (Российской Федерации), выпущенном в 2007 г. (действующий документ), можно найти следующее:

4.2.4. Направляющие островки.

Высоту бордюра направляющих островков измеряют с использованием уровня по ГОСТ 9392 и измерительной линейки по ГОСТ 427.

Высоту бордюра определяют измерением зазора между дорожным покрытием и нижней гранью уровня, установленного в горизонтальном положении на верхнюю грань бордюра. Высота бордюра в любой его точке не должна превышать 10 см.

Виды бордюров по стандарту

Правильно называть бортовой камень. Бортовой камень — это разделительный элемент в устройстве дорог, тротуаров и пешеходных зон. Предотвращает намывание грунта на мощеную часть. Представляет собой изделие из бетона, которое имеет большую длину и небольшую площадь поперечного сечения. Отличается высокой стойкостью к нагрузкам, статическим и ударным нагрузкам. Все его характеристики и свойства описаны в ГОСТ 6665-91.

Для устройства дорог применяют только бортовые камни по ГОСТу

По Госту бордюры изготавливают из пескобетона или тяжелого бетона (с гравийным заполнителем). Марка — не ниже М300, но выбирается в зависимости от климатических условий. Например для средней полосы наше страны требуется более высокая марка, чем для северных. Более высокие марки имеют выше уровень морозостойкости. Так за одну зиму может быть до 20 циклов заморозки/разморозки. Поэтому минимальная приемлемая морозостойкость — 400 циклов (F400) и выше.

Стандартные виды бордюрных камней

Бордюры применяют для отделения дорог, тротуаров и зеленых зон, оформления клумб и отделения деревьев. В общем, область применения широкая. Для создания требуемого рельефа необходимы не только прямые, но и криволинейные элементы. Вот какие виды определены в ГОСТе:

  • Прямые:
    • БР — рядовые;
    • БУ — с уширением;
    • БУП — с прерывистым уширением;
    • БЛ — с лотком;
      Виды бортовых камней по стандарту и их чертежи
  • Въездные — БВ;
  • БК — криволинейные;
  • Камень-аппарель.

По стандарту бордюры, которые отделяют тротуар от проезжей части, должны быть сделаны из бетона классом прочности не ниже B30. Если отделять надо пешеходные дорожки от газонов, прочность может быть В22,5.

Условные обозначения

При маркировке ставят название камня в виде букв, а затем указывается длина, высота и ширина. В таком порядке, разделенные точками. Размеры указываются в сантиметрах. Затем указывается класс арматуры, если она есть.

Размеры и требования к бордюрам и поребрикам описаны в ГОСТе 6665-91

Пример маркировки и ее расшифровка:

  • БР 100.30.18. Это читается как рядовой бордюр (прямой) без армирования длиной 100 см, высотой 30 см и шириной 18.
  • БК 80.30.15 — AV. Расшифровка такой маркировки — бордюр криволинейный (вообще-то бортовой камень) длиной 80 см, высотой 30 см, шириной 15 см. Класс арматуры — AV (А5).

Размеры бордюров по ГОСТу

Стандартная длина бортового камня есть в трех вариантах: 100 см, 300 см и 600 см. Высота рядовых — 15 см и 18 см, длиной 1 метр и 3 метра, у шестиметровых может быть еще 20 см.

Стандартные размеры бордюров маленькими не назовешь

Обратите внимание, что скосы, их форма и величина также прописаны. Описаны также возможные варианты. Так вот, в маркировке проставляется ширина по самой широкой части

Обычно это подошва

Так вот, в маркировке проставляется ширина по самой широкой части. Обычно это подошва.

Еще могут быть вопросы по криволинейным бордюрным блокам. ГОСТ допускает изготовление закруглений радиусом 5, 8, 12 и 15 метров. В стандарте есть приписка, что допускается изготовление экземпляров других размеров по согласованию с заказчиками. Так как для частного подворья почти все перечисленные варианты слишком массивны, заводы часто изготавливают бордюры меньшего размера. Например, БР 50.20.80 . Его масса порядка 18-20 кг, так что вполне можно устанавливать самостоятельно.

Вес бордюрного камня

Так как изготавливаться бордюр и поребрик может из бетона с различным заполнителем, его масса может отличаться. В стандарте указана справочная масса, а точную надо смотреть у производителя.

Вес бордюра зависит от его размеров

Бордюры длиной один метр могут быть из пескобетона или тяжелого бетона, более длинные — на 3 и 6 метров — только из тяжелого бетона. Пескобетонные обязательно вибрировать, чтобы они были достаточно прочными. Допускается использование добавок, повышающих прочность и морозостойкость.

Вертикальные и горизонтальные грани должны быть перпендикулярны. Установлены максимально допустимые отклонения — они не превышают 3-4 мм.

Как выбрать бордюры для обрамления участка с тротуарной плиткой?

Укладка бордюрных камней вокруг участка с покрытием из тротуарной плитки решает несколько задач:

  • увеличивает стойкость покрытия к механическим повреждениям;
  • предотвращает расползание ФЭМ;
  • повышает эстетику дорожек и площадок, придает им более аккуратный вид.

Для установки в парках, скверах, общественных садах используются рядовые бортовые камни или изделия с лотком под газонокосилку. Особенность бордюров с лотком – наличие с одной стороны площадки, располагаемой на уровне газона, по которой может передвигаться газонокосилка. Стандартная длина изделий – 1 м. Для обрамления криволинейных дорожек и округлых площадок лучше приобрести камни длиной 0,5 м.

Садовые бетонные бордюры могут иметь не только серый, но и другие цвета, что позволяет подобрать изделия, подходящие по цвету тротуарной плитке или контрастные с ней. Такие изделия сохраняют свою цветовую гамму в течение всего срока эксплуатации. Можно приобрести камни стандартного серого цвета и окрасить их атмосферостойкой краской, но ее придется обновлять каждые 2 года. При укладке на слабый грунт рекомендуется использовать бортовые камни с расширенным основанием.