Содержание
- Процедура ликвидации недействующего юридического лица-должника
- Принятие решения о ликвидации
- Комментарий к Ст. 61 ГК РФ
- Способы ликвидации юридического лица
- Новыми являются следующие нормы.
- Все о ликвидационном балансе
- Чего НЕ следует делать при ликвидации юридического лица через банкротство – ТОП-6 ошибок начинающих бизнесменов
- Кто может инициировать ликвидацию ООО
- Формирование ликвидационного баланса в «1С:Бухгалтерии 8», ред. 3.0
- Полномочия ликвидационной комиссии (ликвидатора)
- Принятие решения о ликвидации предприятия
- Ликвидация по решению учредителей (участников)
Процедура ликвидации недействующего юридического лица-должника
Отдельного упоминания заслуживает тот факт, что процесс исключения юрлица из ЕГРЮЛ не является ликвидационной процедурой. Оно не предусматривает действий с имуществом предприятия, в том числе – направленных на удовлетворение требований кредиторов. При наличии у недействующей компании имущества и непогашенных перед партнерами обязательств применяется процедура банкротства отсутствующего должника. Это совсем другой процесс, требующий иных подходов и законодательной базы.
Обязательное условие – наличие критериев отсутствия:
- Неосуществление деятельности;
- Отсутствие руководителя компании и невозможность определить его место нахождения.
Суд о банкротстве отсутствующего должника инициирует налоговая. Законы РФ позволяют рассмотреть дело в укороченный срок: один месяц
Законодательство принимает во внимание, что при отсутствии должника невозможно применить к бизнесу наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление. Зато предусмотрена упрощенная процедура ликвидации недействующего юридического лица налоговым органом
Эти вопросы находятся в ведении арбитражного суда: именно он решает, применять ли упрощенный алгоритм действий.
Для ликвидации недействующего юридического лица назначают конкурсного управляющего, в обязанности которого входит публикация сведений о банкротстве компании, а также письменное уведомление кредиторов о процедуре банкротства, чтобы они имели возможность предъявить требования.
В случае, если имущества отсутствующего должника достаточно для расчетов с кредиторами, у конкурсного управляющего есть возможность подать ходатайство о переходе к общей процедуре банкротства. Однако практика показывает, что это условие соблюдается редко, потому с высокой долей вероятности придется придерживаться упрощенной схемы действий.
Принятие решения о ликвидации
Процедура ликвидации начинается с принятия решения о ликвидации. Отношения, связанные с государственной регистрацией юридических лиц при их ликвидации, регулируются нормами ГК РФ и Закона о регистрации . В соответствии с п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников). Данная норма продублирована в п. 1 ст. 21 Закона об АО и в п. 1 ст. 57 Закона об ООО .
Пунктом 1 ст. 62 ГК РФ установлено, что учредители (участники) юридического лица, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Пунктом 1 ст. 20 Закона о регистрации детализировано, что учредители (участники) юридического лица в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязаны уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган (ФНС).
Формы сообщения, представляемые в связи с ликвидационными мероприятиями, а также порядок заполнения этих форм утверждены Приказом ФНС России № ММВ-7-6/25@ . В ходе ликвидации используются:
- уведомление о ликвидации юридического лица (форма Р15001);
- заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией (форма Р16001).
Итак, первое, что нужно сделать в рамках информирования регистрирующего органа, – представить уведомление о ликвидации с основанием «в связи с принятием решения о ликвидации юридического лица» (п. 2.1 приложения 8 к Приказу ФНС России № ММВ-7-6/25@).
ФНС по отношению к организациям выступает одновременно и как фискальный, и как регистрирующий орган. Обязанности налогоплательщика по отношению к налоговому органу в связи с фактами хозяйственной деятельности прописаны в ст. 23 НК РФ. Обязанности организации по отношению к регистрирующему органу, которым является та же налоговая служба, установлены Законом о регистрации. До 24.08.2013 организации информировали налоговый орган в связи со своей ликвидацией дважды:
- по форме Р15001;
- по форме С-09-4, утвержденной Приказом ФНС России № ММВ-7-6/362@ .
С принятием Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ» ранее предусмотренная ст. 23 НК РФ обязанность налогоплательщиков сообщать о своей ликвидации в налоговый орган отменена
На данное обстоятельство обращаем особое внимание, поскольку форма С-09-4 из Приказа ФНС России № ММВ-7-6/362@ до сих пор не исключена
На основании пп. 3 п. 3 ст. 28 Закона о страховых взносах о начале процедуры ликвидации следует уведомить также внебюджетные фонды.
Регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.
Порядок ликвидации юридического лица установлен ст. 63 ГК РФ.
Комментарий к Ст. 61 ГК РФ
Ликвидация — это один из способов прекращения деятельности юридического лица. Существенным отличием его от реорганизации является то обстоятельство, что при ликвидации права и обязанности юридического лица не переходят в порядке правопреемства к другим лицам.
Ликвидация может быть осуществлена в добровольном (по решению участников или самого юридического лица) или принудительном (по решению суда) порядке. Также ликвидация всегда является следствием признания соответствующих юридических лиц несостоятельными (банкротами).
Судебная практика.
Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 61 ГК РФ, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому предоставлено законом право на предъявление такого требования. При рассмотрении указанных исков и оценке обоснованности заявленных требований необходимо выявлять наличие оснований для ликвидации соответствующего юридического лица, на которые ссылается истец. Исследования вопроса о финансовом положении ответчика по такого рода делам не требуется (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 05.12.1997 N 23).
Устанавливая правовое положение юридических лиц как участников гражданского оборота и субъектов предпринимательской деятельности, ГК РФ предусматривает, что юридическое лицо в случае осуществления им деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов может быть ликвидировано по решению суда (п. 2 ст. 61). Названная норма под угрозой содержащейся в ней санкции понуждает юридические лица — коммерческие организации различных организационно-правовых форм, включая производственные кооперативы, осуществлять предпринимательскую деятельность в рамках существующего правопорядка, не нарушая соответствующие предписания законодательства, и тем самым призвана обеспечить защиту прав и законных интересов других лиц.
Отсутствие в п. 2 ст. 61 ГК РФ конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, т.е. его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию — в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов… Норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить арбитражному суду — с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, — принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц (Постановление КС РФ от 18.07.2003 N 14-П).
При рассмотрении заявлений о ликвидации юридических лиц по мотиву осуществления ими деятельности с неоднократными нарушениями закона, иных правовых актов необходимо исследовать характер нарушений, их продолжительность и последующую после совершения нарушений деятельность юридического лица. Юридическое лицо не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 84).
Способы ликвидации юридического лица
В зависимости от того, ликвидируется ли юридическое лицо в добровольном либо в принудительном порядке, существует несколько вариантов ликвидации, а именно:
- официальная ликвидация юридического лица с подачей документов о ликвидации в государственные органы;
- смена учредителей;
- ликвидация посредством проведения реорганизации (например, присоединением к другому юридическому лицу);
- ликвидация путем признания юридического лица банкротом.
Порядок действий при официальной (добровольной) ликвидации юридического лица закреплен в ст. 61 ГК РФ. Основным минусом при подобном способе ликвидации юрлица является налоговая проверка, в соответствии с положениями п. 11 ст. 89 НК РФ. Однако с учетом существующей судебной практики, подобная проверка вовсе не является обязательной (Постановление от 23.10.2007 № 17 АП-7152/2007-ГК). Однако риск проведения выездной налоговой проверки в некоторых случаях заставляет предпринимателей отказываться от подобного способа.
Смена учредителей является одним из самых легких и безопасных способов ликвидации юридического лица. Строго говоря, при смене учредителей как таковой ликвидации юридического лица не происходит. Полномочия текущего учредителя и главного бухгалтера передаются иным лицам путем подписания соответствующего договора. Такой способ ликвидации позволяет избежать выездной налоговой проверки и может быть реализован всего за 1-2 недели.
Однако при всех своих плюсах данный способ имеет ряд недостатков, к которым можно отнести:
- юридическое лицо продолжит существовать и числиться во всех государственных реестрах и оставаться на учете в налоговой инспекции;
- его деятельность может быть подвергнута проверке за последние три года. Кроме того, велика вероятность проведения встречной проверки (п. 4 ст. 89 НК РФ).
Ликвидация посредством проведения реорганизации является более безопасным способом, чем смена учредителей. Реорганизуемое юридическое лицо вливается в состав иной организации и при этом прекращает свое существование. При данном способе ликвидации юрлицо снимается с учёта в налоговой инспекции и иных государственных органах. В ЕГРЮЛ вносится запись о прекращении деятельности юрлица, одновременно с этим в реестр так же вносится запись о правопреемстве.
Реорганизация может быть обжалована в суде, например кредиторами. Однако при правильном выполнении всех установленных в законе действий реорганизацию бывает оспорить довольно трудно, что позволяет провести надежную ликвидацию компании без негативных последствий.
Ликвидация путем банкротства является наиболее сложным и неоднозначным способом. Если в процессе банкротства юридического лица будет допущена даже небольшая ошибка, это может повлечь за собой длительные судебные разбирательства, а в некоторых случаях, может стать основанием для привлечения к уголовной ответственности.
Банкротство осуществляется путем заключения ряда гражданско-правовых договоров (аренда, купля-продажа, залог),по которым все активы юридического лица передаются иным юридическим или физическим лицам. А кредиторская задолженность и иные пассивы продолжают числиться за тем юридическим лицом, которое впоследствии будет обанкрочено. Таким образом, когда имеющегося у юридического лица имущества будет явно недостаточно для того, чтобы расплатиться по долгам, производится процедура банкротства, которая осуществляется в судебном порядке через арбитраж в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
К недостатку для способов ликвидации юридического лица без подачи документов в государственные органы (реорганизация, смена учредителей) относится следующее обстоятельство — вероятность признания данной сделки мнимой по основаниям, установленным в ст. 170 ГК РФ.
Выбор способа ликвидации юридического лица целиком и полностью остается на усмотрении его собственника. Однако для уменьшения рисков, возможных потерь времени и денег, а в ряде случаев привлечения к уголовной ответственности, необходимо обратиться за помощью к квалифицированному юристу. Наши специалисты имеют обширную и успешную практику ведения таких дел, помогут разобраться с возникшей проблемой в краткие сроки независимо от того, проживаете ли вы в Москве или другом регионе России.
Новыми являются следующие нормы.
Если ликвидационной комиссией установлена недостаточность имущества юридического лица для удовлетворения всех требований кредиторов, дальнейшая ликвидация юридического лица может осуществляться только в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения учредителями (участниками) юридического лица обязанностей по его ликвидации заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе потребовать в судебном порядке ликвидации юридического лица и назначения для этого арбитражного управляющего.
При невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств для осуществления расходов, необходимых для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников) юридическое лицо подлежит исключению из ЕГРЮЛ в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.
Все о ликвидационном балансе
Ликвидационный баланс – это бухгалтерский баланс, который составляется в процессе ликвидации организации с целью определения фактического имущественного состояния дел ликвидируемого предприятия.
Ликвидация организации осуществляется с проведением обязательных этапов. В состав ликвидационных мероприятий проводятся:
- Созыв общего собрания учредителей для принятия решения о начале процедуры;
- Выбор состава ликвидационной комиссии и ликвидатора;
- Уведомление регистрационного органа ИНФС. Документ формы Р15001 представляется в течение трех рабочих дней после принятия учредителям решения о ликвидации. Бланк заверяется нотариально;
- Уведомление кредиторов в официальном Вестнике и по адресу месторасположения;
- Формирование промежуточного ликвидационного баланса.
Решения принимаемыми учредителями, фиксируют в протоколах. Единственный участник общества издает решение, принятое единолично, а право подписи баланса имеется у председателя ликвидационной комиссии.
По истечение двух месяцев после официальной публикации о начале ликвидации составляется промежуточная форма. Составление промежуточного баланса осуществляется после уведомления кредиторов о предстоящей ликвидации общества и окончания срока предъявления финансовых претензий к организации.
Промежуточный баланс составляет ликвидационная комиссия, в обязанность которой входит проведение инвентаризации, подготовка документов и оформление данных отчетности.
При формировании показателей используют правила ведения бухгалтерского учета, применимые для этого этапа ликвидации. В процессе подготовки данных производятся данные:
- Внесение корректировки в учетную запись;
- Списание НМА, не способных приносить доход;
- Изменение критериев классификации долгосрочной и краткосрочной задолженности. При ликвидации до двенадцати месяцев осуществляется перевод долгосрочной в краткосрочную задолженность.
Для уведомлений ИФНС на стадии ликвидации используют уведомление по форме Р15001. Данный документ предоставляется после принятия решения о закрытии предприятия и при сдаче промежуточного баланса. Предприятие предоставляет промежуточную отчетность на регистрацию одновременно с уведомлением по форме Р15001.в момент предоставления уведомления не должно быть проверок, судебных дел, по которым не принято решений.
Все подписи заявителей на уведомлениях, предоставляемых в ИФНС в период ликвидации, заверяются нотариусом.
Организации, являющиеся малыми предприятиями, имеют право вести бухгалтерский учет в сокращенном виде (например, УСН). Если организация, применяющее упрощенную систему налогообложения, и не относится к категории малой, то отчетность предоставляется в полном объеме.
Необходимо отметить, что нулевая промежуточная отчетность без наличия показателей не может быть составлена. Даже при отсутствии деятельности в балансе должен быть указан уставный капитал, сформированный при регистрации. При отсутствии денежных средств или имущества одновременно указывается убыток.
Нулевая отчетность составляется только на заключительном этапе в форме окончательного ликвидационного баланса. На основании промежуточного баланса применятся решение о проведении внеплановой выездной комиссии. При отсутствии ведения деятельности в течение трех лет и отсутствии активов проверка может не назначаться или проводится в ускоренном порядке с закрытием проверки справкой.
Чего НЕ следует делать при ликвидации юридического лица через банкротство – ТОП-6 ошибок начинающих бизнесменов
Процедура банкротства довольно длительная и сложная. В то же время, есть и другие варианты – более быстрые и простые. Но всегда ли будут оправданы такие маленькие хитрости?
Приведем самые распространенные ошибки, которые можно допустить, не имея представления об их последствиях.
Ошибка 1. Выводить активы компании в пользу другой компании
Умышленные действия такого характера несложно распознать. А они чреваты не только административной ответственностью, но и уголовной. «Подозрительные сделки» запросто оспариваются в суде.
При этом можно получить еще одно обвинение – в предумышленном банкротстве. К тому же, как показывает практика, результаты судебных разбирательств бывают совершенно непредсказуемыми.
Ошибка 2. Продавать активы за бесценок
Ситуация аналогична предыдущей. Она также попадает в разряд подозрительных сделок и может привести к ответственности за предумышленное банкротство.
Арбитражный управляющий в праве оспаривать любые сделки, которые совершались за последние 3 года. Поэтому надеяться на то, что подобное действие ускользнет от его взора, бессмысленно.
Ошибка 3. Продавать дебиторскую задолженность
Дебиторская задолженность — автив с высокой степенью неопределенности. Чтобы можно было ее продать, необходимы некоторые первичные документы.
Многие используют такой вариант. При помощи «своего» арбитражного управляющего продают дебиторскую задолженность на торгах доверенному лицу по символической цене. После этого доверенное лицо предъявляет требования к дебиторам на полную сумму.
Ошибка 4. Инсценировать утрату первичных документов
Предположим, что вам удалось придумать некий форс-мажор, в результате которого утратилась первичная документация. В некотором роде это будет вам на руку – можно создать значительные сложности для кредиторов в оспаривании сделок.
Но с другой стороны, такая хитрость – очень хороший повод привлечь вас к субсидиарной ответственности. То есть, вы не только не избавитесь от проблем, но и заполучите новые.
Ошибка 5. Выводить участников и акционеров без веских причин
Этот вариант лишь на время отодвинет решение проблем с долгами. При любой проверке выяснятся причины таких изменений и, естественно, они будут очевидными.
К тому же, на каждом бывшем участнике остается ответственность за его деятельность в тот период, когда он входил в состав акционеров. И ответственность эта будет и административная, и уголовная, и налоговая, и имущественная.
Ошибка 6. Менять директора
То же касается и любого члена руководства компании. Руководство привлекается к ответственности как нынешнее, так и бывшее.
Документы будут говорить сами за себя. Конечно, можно попробовать избавиться и от них, но об этом варианте мы уже упоминали выше.
О тонкостях и возможных нюансах добровольной и принудительной ликвидации предлагаем посмотреть видеоролик.
Кто может инициировать ликвидацию ООО
ООО может ликвидироваться по инициативе одного из учредителей или государственного или муниципального органа. Данный факт устанавливается .
Как правило, инициатором выступает Федеральная налоговая служба. Закон определяет, в каких случаях с инициативой может выступать государственный орган:
- если общество создано с нарушением закона. Например, выяснилось, что фирма создавалась с использованием поддельных документов, что не могло быть обнаружено сразу при регистрационных действиях;
- если фирма работает при отсутствии разрешительной документации, например, лицензии или допуска к определенным работам;
- если деятельность ООО нарушает действующее законодательство;
- в иных ситуациях, если это предусматривается правовыми актами.
Орган, который инициирует ликвидацию, должен обратиться в суд с заявлением. Только такой порядок предусматривается законодательством. Ликвидация в административном порядке недопустима.
Прочтите: Процедура ликвидации ООО с нулевым балансом
Формирование ликвидационного баланса в «1С:Бухгалтерии 8», ред. 3.0
Специальных форм промежуточного и окончательного ликвидационного балансов нет. Поэтому можно использовать стандартный бухгалтерский баланс (утв. приказом Минфина России от 02.07.10№ 66н). Это подтвердила и ФНС России в своем письме от 07.08.12 № СА-4-7/13101.
Промежуточный ликвидационный баланс – форма внутренней отчетности, и его можно составить на дату окончания срока для предъявления требований кредиторами. Согласно пункту 2 статьи 63 ГК РФ промежуточный ликвидационный баланс должен содержать сведения:
- о составе имущества ликвидируемой компании;
- о перечне предъявленных кредиторами требований;
- о результатах рассмотрения этих требований ликвидационной комиссией.
Имущество, оставшееся после удовлетворения предъявленных кредиторами требований, передается собственникам компании в соответствии с пунктами 5 и 7 статьи 63 ГК РФ.
Отчеты1С-ОтчетностьРегламентированные отчеты
Рис. 1.
После этого открывается форма для работы с отчетностью. На вкладке Отчеты выбираем пункт Бухгалтерская отчетность (с 2011 года) – рис. 2.
Рис. 2
В стартовой форме бухгалтерской отчетности нужно выбрать период, за который нам нужен ликвидационный баланс. Например, январь – август 2014 года. Далее нажимаем на кнопку Oткрыть (рис. 3).
Рис. 3
После этого создается и выводится на экран новая форма бухгалтерского баланса
Обратите внимание, что это пустой бланк. В верхнем меню необходимо указать Вид сдачи отчетности — промежуточная (при ликвидации\реорганизации) либо ликвидационная отчетность, а затем нажать кнопку Заполнить на верхней командной панели (рис
4).
Рис. 4
По умолчанию формирование баланса в «1С:Бухгалтерия 8», ред. 3.0 происходит в тысячах рублей. Однако, программа имеет возможность выбрать миллионы рублей или просто рубли.
Бухгалтерская отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем, подпись главного бухгалтера не нужна (статья 13 Федерального закона № 402-ФЗ от 06.12.2011). Таким образом, отчетность может представляться как на бумажном носителе, так и в электронном виде при наличии бумажного экземпляра отчетности.
Для представления в электронном виде ФНС утвердила Приказ от 03.09.2013 N ММВ-7-6/313@ «Об утверждении формата представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в электронной форме».
Форматом электронного представления не предусмотрено представление бухгалтерской (финансовой) отчетности за период, отличный от года, за исключением представления промежуточной отчетности при ликвидации\реорганизации и ликвидационного баланса.
Воспользовавшись электронным представлением, можно распечатать бланк с двухмерным штрихкодом PDF 417, который формируется из файла выгрузки.
На таком бланке в поле Отчетный период (код) проставляется код 90 или 94 в зависимости от вида сформированной бухгалтерской (финансовой) отчетности (рис. 5).
Рис. 5
Таким образом, на бланке ликвидационного баланса с двухмерным штрихкодом можно идентифицировать отчетность как «ликвидационную» или «промежуточную» (при ликвидации\реорганизации).
Дополнительно дату, на которую составляется ликвидационный баланс, на бланке с двухмерных штрихкодом PDF 417. проставлять нет необходимости. Дата автоматически устанавливается при выгрузке бухгалтерской отчетности. На самих же бланках баланса конкретная дата не проставляется (рис. 6).
Рис. 6
Бумажный бланк по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций», не содержит полей для указания вида баланса – промежуточный или ликвидационный. Поэтому рекомендуем выполнить следующее:
- на бланке баланса вручную скорректировать наименование баланса;
- вручную проставить специальные отметки об утверждении ликвидационного баланса или приложить к ликвидационному балансу решение об его утверждении;
- необходимо вручную установить дату, на которую составляется ликвидационный баланс.
Пример на рис. 7.
Рис. 7
Кроме этого, рекомендуем составить пояснительную записку в произвольной форме. В ней отразить этапы и тонкости процесса ликвидации организации.
И в заключение несколько слов о составлении последней бухгалтерской (финансовой) отчетности. Такая обязанность прописана в Федеральном законе № 402–ФЗ от 06.12.2011 (пункт 4 статьи 17). Также в законе уточнено, что состав последней бухгалтерской отчетности, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней должны устанавливать федеральные стандарты (подпункт 9 пункта 3 статьи 21).
На сегодняшний день такие федеральные стандарты отсутствуют. Таким образом, возможности составить «последнюю бухгалтерскую отчетность» нет.
Полномочия ликвидационной комиссии (ликвидатора)
Итак, решение о ликвидации принято, ликвидационная комиссия во главе с председателем или ликвидатор назначены, теперь именно они должны соблюдать порядок определенных законодательством процедур.
Следующим шагом является публикация в журнале «Вестник государственной регистрации» сообщения о начале ликвидации организации, содержащего следующие сведения:
- полное наименование юридического лица;
- ОГРН;
- ИНН, КПП;
- место нахождения;
- реквизиты решения о ликвидации;
- порядок, сроки, а также контактную информацию для заявления требований кредиторов.
На основании Приказа Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 16 июня 2006 г. № САЭ-3-09/355@ «Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации» подача заявления о начале ликвидации через иное издание считается не соответствующей закону.
Необходимо отметить, что срок для публикации такого уведомления действующим законодательством не предусмотрен, однако срок для заявления кредиторских требований, который не может быть меньше двух месяцев, начинает течь именно с этого момента.
Комиссия должна принимать и иные меры, направленные на поиск и уведомление кредиторов в письменной форме с указанием срока предъявления требований. Копии таких уведомлений следует хранить в организации.
Ликвидационный баланс, отражающий финансовое состояние организации, составляется комиссией по истечении двух месяцев со дня публикации. Подготовка такого баланса позволит оценить размер имущества юридического лица, его активов и пассивов, дебиторской и кредитной задолженностей, а также соотношение этих показателей.
Последовательность действий, необходимых для составления промежуточного ликвидационного баланса законодательно не установлена, поэтому необходимо руководствоваться правилами ведения бухгалтерского учета и отчетности.
Председатель ликвидационной комиссии обязан уведомить регистрирующий орган о готовности баланса, а также направить следующий комплект документов:
- заявление о гос.регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией;
- ликвидационный баланс, утвержденный лицами, принявшими решение о ликвидации;
- квитанция об уплате госпошлины.
- скачать заявление о гос. регистрации — здесь.
- скачать ликвидационный баланс — здесь.
Подлинность подписи заявителя на уведомлении и заявлении должна быть нотариально заверена.
С 2015 года с организаций снята обязанность по уведомлению органов Пенсионного фонда о ликвидации, и документ о представлении сведений в данный орган, может быть получен налоговым органом в рамках межведомственного сотрудничества.
Данный комплект документов может быть направлен в регистрирующий орган одним из следующих способов:
- руководителем ликвидационной комиссии лично;
- представителем при наличии нотариально заверенной доверенности;
- почтовым отправлением;
- в электронном виде посредством сервиса на сайте nalog.ru.
Только после получения указанных документов налоговый орган принимает решение о регистрации ликвидации организации и налоговая декларация должна учитывать период времени до этого дня, а не до момента принятия хозяйствующим субъектом решения о ликвидации.
Деятельность ликвидационной комиссии направлена, не на улучшение финансового состояния общества, а на поддержание законности и соблюдение прав и законных интересов общества и его кредиторов в ходе процедуры ликвидации, поэтому можно выделить следующие, еще не рассмотренные, полномочия:
- сбор дебиторской задолженности;
- управление собственностью организации, инвентаризация и оценка имущества;
- перевод средств хозяйствующего субъекта на один счет, закрытие остальных счетов;
- защита интересов организации в суде;
- выдает доверенности;
- принятие решений об увольнении работников;
- передача документов организации в архив.
Принятие решения о ликвидации предприятия
Если ликвидация является добровольной, то она начинается с подачи заявления учредителями или советом учредителей. После выполнения внутренних решений и обязанностей решение о закрытие должно быть направлено в регистрационный налоговый орган. Далее дело переходит в руки налоговой, которая выдает свидетельство о прекращении деятельности организацией.
Следующий этап включает в себя уведомление банка, закрытие расчетного счета, официальное объявление о закрытии юридического лица
Чтобы процедура считалась официальной, важно дождаться проверки налоговой, которая осуществляется вместе с ее выездом на место главного штаба компании — происходит это в течении трех месяцев после закрытия компании. При этом налоговая выясняет не только то, уплачены ли налоги, но и следит за отсутствием осуществления деятельности со стороны закрытой организации
Кроме того, налоговый орган обязательно выясняет, есть ли у организации задолженности – если они есть, осуществляется процесс по возвращению долгов. Если же такой процесс невозможен, то документы подаются в соответствующие инстанции. Важным условием для ликвидации является соглашение с увольнением всех работников и выплата денежных компенсаций в размере заработной платы. Впрочем, нередко такие моменты приводят к судебным трудовым спорам.
Ликвидация по решению учредителей (участников)
Добровольное закрытие нулевого ООО осуществляется на основании решения, принятого общим собранием участников общества
При этом важно убедиться, что у ликвидируемого юридического лица:
- отсутствуют признаки банкротства и основания для ликвидации решениями суда либо регистрирующего органа;
- владельцам и материально ответственным лицам не страшна возможная налоговая проверка.
Идеальными условиями для осуществления добровольной ликвидации ООО являются:
- отсутствие задолженности ликвидируемой организации перед юридическими и физическими лицами;
- отсутствие задолженности ликвидируемой организации перед ФНС, ФСС, ПФР и иными государственными учреждениями;
- своевременность и полноценность отчетности, предоставленой в ФНС в период деятельности организации.
- сдача «нулевой» отчетности и «нулевого» баланса на момент принятия решения о ликвидации.
Алгоритм действий при ликвидации (прекращении деятельности) предприятия состоит из следующих этапов:
- Принятие решения о ликвидации и назначении ликвидатора или ликвидационной комиссии.
- Уведомление о факте ликвидации регистрирующую налоговую инспекцию и фондов.
- Публикация о ликвидации в СМИ — «Вестник государственной регистрации».
- Уведомление каждого кредитора и сотрудников ООО о ликвидации общества.
- Составление промежуточного ликвидационного баланса.
- Подача в налоговую инспекцию пакета документов для ликвидации.
- Получение документов о государственной регистрации ликвидации ООО.