10 невероятных видов транспорта, которые мы можем увидеть очень скоро

Виды транспорта и их показатели

При выработке стратегий транспортного обслуживания необходимо опираться на анализ грузопотоков в этом направлении и на способы транспортировки, грузовые устройства и транспортные средства, находящиеся в распоряжении лиц и фирм, занимающихся транспортными перевозками. Для этого необходима соответствующая классификация транспортируемых грузов и транспортных средств процессов.  Существуют пять основных видов транспорта: железнодорожный, водный (морской и речной), автомобильный, воздушный и трубопроводный. Железнодорожный транспорт. Обеспечивает экономичную перевозку крупных грузов, предлагая при этом ряд дополнительных услуг, благодаря чему он занимал почти монопольное положение на транспортном рынке. И лишь бурное развитие автомобильного транспорта в 70-90-е гг. XX в. привело к сокращению его относительной доли в совокупном доходе транспорта и общем грузообороте. Значение железных дорог до сих пор определяется их способностью эффективно и относительно дешево перевозить большие объемы грузов на дальние расстояния. Железнодорожные перевозки отличаются высокими постоянными издержками в связи с большой стоимостью рельсовых путей, подвижного состава, сортировочных станций и депо. При этом переменная часть издержек на железных дорогах невелика.
Основную часть грузооборота дает железным дорогам вывоз минерального сырья (угля, руды и пр.) от источников добычи, расположенных вдалеке от водных путей. При этом соотношение постоянных и переменных издержек на железнодорожном транспорте таково, что для него по-прежнему выгоды дальние перевозки. Сравнительно недавно появилась тенденция к специализации железнодорожных перевозок, что связано со стремлением повысить качество предоставляемых ими услуг. Так появились трехъярусные платформы для перевозки автомобилей, двухъярусные контейнерные платформы, сочлененные вагоны, составы специального назначения. Состав специального назначения — это товарный поезд, все вагоны которого предназначены для перевозки одного вида продукта, например, угля. Такие составы экономичнее и быстрее традиционных смешанных, потому что могут, минуя сортировочные станции, следовать прямо к месту назначения. Сочлененные вагоны имеют удлиненную ходовую часть, которая способна принимать до 10 контейнеров в одной гибкой сцепке, что уменьшает нагрузку вагона и сокращает время, необходимое для перевалки. Двухъярусные контейнерные платформы, как следует из названия, могут быть загружены контейнерами в два этажа, что удваивает грузовместимость подвижного состава. Подобные технические решения помогают железным дорогам уменьшить грузовую нагрузку вагонов, увеличить грузоподъемность составов и облегчить процессы погрузки-выгрузки.

Водный транспорт.

Здесь принято разделение на глубоководное (океанское, морское) судоходство и внутреннее (речное). Главное преимущество водного транспорта — это способность перевозить очень крупные грузы. При этом используют два типа судов: глубоководные (нуждаются в портах с глубоководными акваториями) и дизельные баржи (обладают большей гибкостью). Главными недостатками водного транспорта являются ограниченные функциональные возможности и небольшая его скорость. Причина в том, что для доставки грузов в порты и из портов приходится использовать железные дороги или грузовики, за исключением случаев, когда и пункт отправления, и пункт назначения расположены на одном и том же водном пути. Водный транспорт, таким образом, отличающийся большой грузоподъемностью и незначительными переменными издержками, выгоден тем грузоотправителям, для которых важны низкие транспортные тарифы, а скорость доставки имеет второстепенное значение. Типичными грузами для перевозки по внутренним водным путям являются руда, минеральное сырье, цемент, зерно и некоторые другие сельскохозяйственные продукты. Возможности транспорта ограничены не только его привязкой к судоходным рекам и каналам, но и зависимостью от мощностей для погрузки-разгрузки и хранения таких насыпных грузов, а также растущей конкуренцией со стороны железных дорог, обслуживающих параллельные дороги.
В будущем значение водного транспорта для логистики не уменьшится, так как медленные речные суда могут служить своего рода передвижными складами при надлежащей интеграции в общую логистическую систему.

Денег нет

Главная проблема на пути развития водородного транспорта — отсутствие необходимой инфраструктуры, считает заместитель руководителя Центра компетенций НТИ по направлению «Технологии создания новых и портативных источников энергии», член правления Российского химического общества им. Д. И. Менделеева Алексей Паевский. Для него нужны специальные заправочные станции — сложное, дорогостоящее и достаточно опасное устройство (в Европе, например, машины на водороде заправляет не сам водитель, а только специалист — сотрудник заправки).

Та же инфраструктурная проблема стоит и на пути развития электромобилей. По некоторым оценкам, только в Москве нужно потратить примерно полтриллиона рублей, чтобы построить относительно достаточное количество зарядных станций. Собственно, в России только столица и может позволить себе такие «зеленые» эксперименты, но даже там денег может не хватить, предупредил координатор движения автомобилистов «Синие ведерки» Петр Шкуматов. У остальных же регионов их вовсе нет, и там на игры с «зелеными» технологиями сегодня смотрят как на безумие.

Автомобильный транспорт.

Основными причинами активного использования автотранспорта в логистических системах стали присущие ему гибкость доставки и высокая скорость междугородных перевозок. От железных дорог автотранспорт отличают сравнительно небольшие капиталовложения в оборудование терминалов (погрузочно-разгрузочных мощностей) и использование автодорог общего пользования. Однако в автотранспорте величина переменных издержек (оплата труда водителей, затраты на горючее, шины и ремонт) в расчете на 1 км пути велика, постоянные же расходы (накладные расходы, амортизация автотранспортных средств) невелики. Поэтому в отличие от железнодорожного автотранспорт лучше всего для перевозки небольших партий грузов на малые расстояния. Это определяет сферы использования автотранспорта — перерабатывающая промышленность, торговля и пр.
Несмотря на определенные проблемы в автотранспортной отрасли (рост расходов на замену и техническое обслуживание оборудования, на оплату труда водителей, грузчиков и ремонтников) в обозримом будущем именно автотранспортные перевозки сохранят центральные позиции в обеспечении транспортных потребностей логистики.

Время на исходе

Вся история с углеродным следом лежит в сфере политики, единодушно признали участники дискуссии. Исторический аналог «Зеленой сделки ЕС» — это «План Маршалла», считает преподаватель ВШЭ, автомобильный маркетолог Михаил Самохин. Прогнозы сбываются далеко не всегда, напоминает он, но технологическая лавина, бесспорно, пошла по другому руслу, и изменить его уже невозможно.

Михаил Самохин — автомобильный маркетолог, преподаватель «Высшей школы экономики»

Для России водород — хороший повод найти применение побочному выходу газового производства, однако находиться впереди технологического паровоза очень тяжело, и РФ там точно не будет, категоричен он.

Развивать технологии и оценивать, какая из них наиболее эффективна, нужно, но должен быть принцип разумности. Однако в любом случае вопрос, куда идти, будет решать государство, добавил профессор МГТУ им. Баумана, доктор технических наук Дмитрий Онищенко.

Мы пойдем своим путем?

Россия вынуждена подстраиваться под мировой тренд, но при нынешней стоимости экологически чистого транспорта даже у богатых стран ЕС нет денег на то, чтобы развивать одновременно сеть электрических заправок и водородных. И здесь встает проблема политического выбора — на что дать денег, отметили участники круглого стола.

Для каждой страны есть свои решения в зависимости от ее особенности. В Бразилии, например, много сахарного тростника, и там разумно делать ставку на биотопливо. А для России, с учетом ее огромных запасов газа, на текущий момент оптимальным вариантом выглядит газомоторное топливо, считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович. Но через несколько лет ситуация может поменяться, добавил он.

Все легальные деньги мира присягнули курсу на сохранение экологии: под проекты, которые не смогут соответствовать этой планке, уже сейчас деньги находятся с трудом, а скоро их не будет вообще, уверен президент Ассоциации инновационных предприятий в энергетике «ЭнергоИнновация» Михаил Смирнов. Для России, по его мнению, наиболее реально внедрение мировых решений и наработок по использованию водорода в газопоршневых двигателях, благо такой опыт уже имеется.

Светлое будущее и печальный опыт

У России есть большие перспективы по производству и экспорту водорода, если весь мир пойдет по этому пути, считает главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. Из 70-72 миллионов тонн всей мировой генерации водорода на долю России приходится около пяти миллионов тонн — это неплохой показатель, отметил он.

По словам эксперта, Европа, судя по текущей риторике и тенденциям, будет потреблять водород в ближайшие годы или десятилетия в несметных количествах, и для России это очень хорошо. Главное, чтобы она не осталась лишь поставщиком ресурсов, а все-таки занималась развитием различных технологий, не только в производстве водорода.

Перспектива производства как топливных элементов, в которых разлагается водород, так и собственно водорода для внутренних нужд у России тоже есть, добавил Максим Кадаков.

Максим Кадаков — главный редактор журнала «За рулем»

Печаль в том, что как раз такой четкой стратегии движения в России пока не просматривается, посетовали участники дискуссии. Есть громкие декларации и отдельные шаги в виде закупки электробусов в столице, но нет конкретной экологической цели. Возможно, она «эфемерно присутствует», но нигде толком не прописана.

Россия не смогла реализовать даже план газификации транспорта, напомнил он. Эта огромная программа была принята в 2013 году. Было велено перевести на газ половину парка общественного и коммунального транспорта в городах-миллионниках. Но не получилось — дизель устоял.

Благодаря этой программе в стране появилось 500 газозаправочных станций. Для сравнения: в маленькой по сравнению даже с Центральной Россией Италии без всяких программ построили 1500 таких станций, в соседнем Узбекистане их больше, чем АЗС, — гигантские, красивые, многопостовые, безопасные, со всей придорожной инфраструктурой, рассказал эксперт.

Воздушный транспорт.

Грузовая авиация — новейший и наименее востребованный вид транспорта. Главное его преимущество — скорость доставки, главный недостаток — высокая стоимость перевозки, который иногда перекрывается скоростью доставки, что позволяет отказаться от других элементов структуры логистических издержек, связанных с содержанием складов и запасов. Хотя дальность воздушных перевозок не ограничена, на их долю до сих пор приходится менее 1 % всего междугородного грузооборота (выраженного в тонно-милях). Возможности воздушного транспорта сдерживаются грузоподъемностью и грузовместимостью самолетов, а также их ограниченной доступностью.
Традиционно для междугородных грузовых перевозок использовались по большей части попутные пассажирские рейсы, что было выгодно и экономично, но привело к потере гибкости и задержке технического развития. Фрахт реактивного лайнера обходится дорого, а спрос на такие перевозки нерегулярен, поэтому парк самолетов, осуществляющих исключительно грузовые перевозки, очень невелик.
Воздушный транспорт отличается меньшей величиной постоянных издержек по сравнению с железными дорогами, водным транспортом или трубопроводами. Постоянные издержки воздушного транспорта включают затраты на покупку самолетов и, при необходимости, специального оборудования грузопереработки и контейнеров. Переменные издержки включают расходы на керосин, техническое обслуживание самолетов и оплату труда летного и наземного персонала.
Поскольку для размещения аэропортов нужны очень большие открытые пространства, воздушные перевозки, как правило, не объединены в единую систему с другими видами транспорта, за исключением автомобильного. Воздушным транспортом перевозят самые различные грузы. Главная особенность этого вида транспорта заключается в том, что им пользуются для доставки грузов главным образом в случае экстренной необходимости, а не на регулярной основе. Таким образом, основные грузы, перевозимые воздушным транспортом, — либо дорогостоящие, либо скоропортящиеся товары, когда высокие транспортные расходы оправданы. Потенциальными объектами грузовых авиаперевозок являются также такие традиционные для логистических операций продукты, как сборочные детали и компоненты, товары, продаваемые по почтовым каталогам.