Готовы ли вы раскрыть свою налоговую тайну?

Доступ к налоговой тайне

Налоговый орган должен обеспечить конфиденциальность данных, на которые распространяется налоговая тайна. При этом в отдельных случаях налоговый орган обязан передать информацию налогоплательщика, в том числе и попадающую в категорию налоговой тайны.

Запрашивать закрытую информацию о налогоплательщиках имеют право:

  • органы государственной власти, их сотрудники;
  • правоохранительные и следственные органы;
  • суды;
  • контрагенты налогоплательщика (для проверки надежности контрагента).

Информация, составляющая налоговую тайну, может быть предоставлена только при условии соблюдения определенных требований:

  1. запрос на получение информации должен быть составлен на официальном бланке и быть зарегистрирован в установленном порядке;
  2. в запросе должна стоять подпись руководителя организации, которая запрашивает данные (при электронном документообороте запрос подписывается ЭЦП);
  3. информацию можно предоставить только на основании определенного нормативного акта (закон, постановление, приказ и т.д.), что также должно быть отражено в запросе;
  4. запрос должен также содержать обоснование цели получения информации и реквизиты соответствующих документов – судебных решений, уголовных дел и прочих.

С учетом последних изменений в законодательстве, такая сложная процедура будет использоваться достаточно редко – большая часть данных будет размещена в открытом доступе.

Налоговый кодекс РФ предусматривает ответственность за нарушения, связанные с получением доступа к налоговой тайне. Нарушения бывают двух видов: незаконное разглашение налоговой тайны сотрудниками компетентных органов и утрата документов, содержащих закрытые данные налогоплательщиков.

Ответственность должностных лиц наступает в тех случаях, когда установлен ущерб налогоплательщика, выявлены противоправные действия со стороны чиновника, и между этими фактами есть причинно-следственная связь.

По факту незаконного разглашения информации, содержащей налоговую тайну, ответственность должностных лиц может быть таких форм:

  • материальная – предполагает возмещение налогоплательщику нанесенного в результате материального ущерба;
  • дисциплинарная – выговор, предупреждение, лишение премии;
  • административная – на должностное лицо, виновное в нарушении, накладывается штраф в размере от 4000 до 5000 рублей;
  • уголовная – за разглашение банковской, налоговой или коммерческой тайны возможно наказание вплоть до 1,5 миллиона рублей штрафа и 7 лет лишения свободы.

В случае, если действия должностного лица не привели к серьезному ущербу, оно несет материальную и дисциплинарную ответственность. Если нарушения причинили ущерб, но он определен как незначительный – накладывается штраф. Но если нарушение повлекло тяжкие последствия, был злой умысел, а должностное лицо действовало с корыстной заинтересованностью – оно несет уголовную ответственность.

Следует отметить, что после внесения изменений в налоговое законодательство ожидается снижение числа нарушений налоговой тайны, поскольку самая важная информация будет публиковаться в открытом доступе в соответствии с новыми нормами.

Что является налоговой тайной?

Условия отнесения информации к сведениям, которые составляют коммерческую, служебную и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение устанавливаются федеральными законами (п. 4 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

Одним из таких федеральных законов является Налоговый кодекс РФ. В нем урегулированы правоотношения в области налоговой тайны.

Налоговая тайна — это любые сведения о налогоплательщике, которые получены инспекцией и иными госорганами (п. 1 ст. 102 НК РФ). Например, о контрагентах и условиях сделок с ними, об остатках денег на счетах и депозитах, о способах налогового учета отдельных операций.

К налоговой тайне относится коммерческая тайна. Например, секреты производства и иные производственные, технические, экономические, организационные сведения (п. 2 ст. 102 НК РФ).

Налоговая тайна не подлежит разглашению. В настоящее время действуют несколько законов, которые определяют, в каких случаях и кому налоговые органы могут разгласить сведения о налогоплательщике, составляющие налоговую тайну (п. 2 ст. 102 НК РФ). Например, по запросу полиции или судей (пп. 29 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции», ч. 6 ст. 1 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»).

Не являются налоговой тайной, в частности (п. 1 ст. 102 НК РФ):

  • общедоступные сведения, например, данные об организации из ЕГРЮЛ (п. 1 ст. 6 Закона о регистрации юрлиц и ИП) или данные бухотчетности, которые можно получить в Росстате по запросу (ч. 1 ст. 18 Закона о бухгалтерском учете, п. 5.10 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.06.2008 N 420);
  • о применяемом спецрежиме, о среднесписочной численности работников;
  • о налоговых нарушениях и ответственности за них, в том числе о недоимке и задолженности по пеням и штрафам;
  • об уплаченных за прошлый год налогах и сборах;
  • о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за прошлый год;
  • об участии в КГН;
  • сведения, направляемые налоговым (таможенным, правоохранительным) органам других государств по международным договорам о взаимном сотрудничестве.

Ваш поставщик просит, чтобы вы подали в налоговую инспекцию согласие о признании сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными? Обязаны ли вы это делать, и какие последствия влечет представление такого согласия?

Многие налогоплательщики столкнулись с новым «веянием», когда поставщики или покупатели стали просить, чтобы организация подала согласие о признании сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными в налоговые органы, либо сами его составляют за вас и просят подписать. С чем связан такой запрос? Надо ли подписывать данное согласие и предоставлять его в налоговые органы?

Ответы юристов:

У нас в компании была недавно выездная проверка. Сотрудники налоговой говорили о том, что нашли несколько ошибок в начислении налога, и теперь мы ждем, когда же будет оглашено наказание за эти ошибки, какой штраф нам назначат. Но прошли все сроки, данные налоговой для оформления результатов проверки и вынесения решения, но ни о каких санкциях нам не сообщили. Значит ли это, что штрафа не будет?

Неделю назад подал налоговую декларацию, составлял ее в спешке. Так как срок подачи истекал на следующий день. И допустил ошибку, на самом деле я получил больший доход, следовательно, должен уплатить и налога больше, чем указано в декларации. Как исправить ошибку, и какое наказание мне светит за промашку?

Я не согласен с результатами выездной проверки, которая состоялась в прошлом месяце на моем предприятии. Можно ли ее обжаловать сразу в суд, чтобы не связываться больше с налоговыми органами, не сильно-то я им доверяю.

У нас на предприятии была налоговая проверка, в ходе которой были изъяты некоторые документы. Вместо этих документов нам ничего не оставили, мы хотим обжаловать противоправные действия сотрудников налоговой. Какой есть для этого повод?

Мы с компаньоном решили закрыть наше ООО. После того как начали процедуру ликвидации, налоговая назначила выездную проверку, но дело в том, что она уже проводила выездную проверку полгода назад, причем она охватила всю нашу финансовую деятельность. Но ведь проведение повторной выездной проверки за такой короткий период запрещен законом.

Я зарегистрирован как ИП. Недавно я сдал принадлежащий мне магазин в аренду вместе с землёй (также принадлежащей мне) на которой он расположен. Подскажите должен ли я платить по УСН как владелец земельного участка?

ИП зарегистрирован в Москве, а свою деятельность осуществляет в другом регионе, где и состоит на налоговом учёте. Подскажите, пожалуйста, при оформлении справки 2НДФЛ, какой код ОКАТО следует указывать – места регистрации или ведения деятельности?

Подскажите, пожалуйста, какая сумма налогового вычета должна мне предоставляться в связи с тем, что у меня имеется шестилетний ребёнок, а также возможно ли произвести возврат этой суммы за шестилетний период, поскольку в бухгалтерии такой вычет не делался?

Наша компания в собственных интересах направляет на прохождение обучения представителя нашего заказчика, который с нашей компанией не связан трудовым контрактом или договором ГПХ. Подскажите, пожалуйста, возможно ли траты, связанные с обучением представителя учесть в налогообложении компании?

Четыре года назад я продала принадлежащую мне квартиру за девятьсот тысяч рублей и, после чего перечислила налог с продажи. Подскажите, пожалуйста, имею ли я право возвратить перечисленный налог, направив в ИФНС декларацию на вычет при продаже, и имеется ли по поводу этому срок давности?

Статья 102 НК РФ о налоговой тайне

Понятие налоговой тайны расшифровано в п. 1 ст. 102 НК РФ: сведения, составляющие налоговую тайну (СНТ), — это любая информация о налогоплательщике и (или) плательщике страховых взносов:

  • полученная должностными лицами различных госорганов (налоговых, таможенных и др.) при выполнении ими служебных обязанностей;
  • за исключением сведений, указанных в подп. 1–13 п. 1 ст. 102 НК РФ (общедоступной информации, отдельных данных о налогоплательщике и др.).

Отдельно в статье акцентируется внимание на нюансах признания в качестве СНТ сведений, содержащихся в спецдекларации, предоставляемой налоговикам в соответствии с законом «О добровольном декларировании физлицами активов и банковских счетов» от 08.06.2015 № 140-ФЗ. А именно:

  • информация из спецдекларации включается в разряд СНТ без предусмотренных в п. 1 исключений (кроме подп. 4,9–13);
  • при утрате документов, прилагаемых к декларации, и (или) незаконном разглашении содержащейся в этой декларации информации предусмотрена уголовная ответственность;
  • данные декларации могут истребоваться у налоговиков только по запросу самого декларанта.

Важными аспектами, рассмотренными в ст. 102 НК РФ, являются вопросы соблюдения режима налоговой тайны. Как анализируются вопросы защиты налоговой тайны в ст. 102 НК РФ — см. в следующем разделе.

Обязательно ли предоставление согласия о признании сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными?

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 102 НК РФ, представление согласия налогоплательщика (плательщика страховых взносов) на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными (далее – согласия) осуществляется налогоплательщиком на добровольной основе.

Вы вправе отказаться от режима налоговой тайны в отношении всех или части сведений. Для этого оформите согласие на признание налоговой тайны общедоступной (пп. 1 п. 1 ст. 102 НК РФ).

Представление согласия обычно связано с необходимостью получения сведений о налогоплательщике каким-либо третьим лицом (государственным органом, кредитной организацией и др.) для оказания налогоплательщику услуг, предоставления сервисов или выполнения этим третьим лицом функций, возложенных на него в соответствии с законодательством Российской Федерации (проверка сведений, выдача лицензий и т.д.).

После получения согласия налогоплательщика сведения, которые становятся общедоступными, на открытых информационных ресурсах не размещаются, а предоставляются любым третьим лица на основании письменного запроса по форме по КНД 1110070.

При выданном согласии с кодом 1400 общедоступной будет информация, указанная самим налогоплательщиком, в том числе информация о поставщиках и покупателях.

При этом в поле «Для кода 1400» вносятся те сведения, которые не входят в другие коды и которые налогоплательщик сам пожелает сделать общедоступными (п. 26 Приказ ФНС России от 15.11.2016 N ММВ-7-17/615@ «Об утверждении формы, формата согласия налогоплательщика (плательщика страховых взносов) на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными, порядка заполнения формы, а также порядка его представления в налоговые органы» (Зарегистрировано в Минюсте России 19.12.2016 N 44786)).

Согласие на признание налоговой тайны общедоступной подайте в инспекцию по месту своего нахождения или жительства (п. 3 Порядка представления согласия).

Представить форму в инспекцию можно одним из следующих способов (п. п. 2, 4, 7 Порядка представления согласия):

  • в бумажном виде: лично (через представителя) или по почте;
  • в электронной форме: по ТКС с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика с использованием усиленной электронной подписи (квалифицированной или неквалифицированной).

Это не налоговая тайна

Перечень «засекреченных» сведений не является закрытым, тогда как данные, не относимые к налоговой тайне, четко перечислены в НК РФ. В отличие от сведений, составляющих тайну, остальные данные называются «общедоступными». Это значит, что конфиденциальность для них необязательна.

Для граждан-физлиц, чьи персональные данные защищаются законом наравне с налоговой тайной, общедоступными считаются:

  • ФИО;
  • число и место рождения;
  • номера телефонов;
  • сведения о профессиональной занятости.

Относительно юридических лиц не относятся к налоговой тайне такие сведения:

  • название организации как в полном, так и в сокращенном виде;
  • форма собственности юрлица (АО, ООО и др.);
  • адрес фирмы (фактическое местопребывание или юридический);
  • имена руководства.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Если гражданин или уполномоченное лицо от организации подписали специальный документ о том, что разрешают распоряжаться рядом сведений (например., информацией о месте работы, банковских реквизитах, достижениях и пр.), то эта информация автоматически исключается из круга, составляющего налоговую тайну.

Что не является налоговой тайной

Как для физлиц – индивидуальных предпринимателей, так и для компаний не будут являться налоговой тайной:

  • номер ИНН (его легко узнать по фамилии человека или названию фирмы, а они не относятся к тайне);
  • сведения об имевших место налоговых нарушениях (эта информация содержится открыто в ЕГРЮЛ и ЕГРИП);
  • результаты проверок налоговыми органами (запрещено распространение налоговой информации только о кандидатах в выборные органы);
  • налоговый режим, используемый налогоплательщиком (общий или один из специальных);
  • данные о платежах в госструктуры (они помещаются в открытую Государственную информационную систему);
  • информация, переданная вышестоящим инстанциям из местных властей или иностранным органам в рамках международного сотрудничества.

Режим секретности нарушен

Нарушение налоговой тайны может иметь место в одной из следующих ситуаций:

  • сотрудник, имеющий доступ к охраняемым законом сведениям, разгласил их;
  • документы, на которых зафиксированы сведения, были утрачены.

Чтобы за такое нарушение по закону наступила юридическая ответственность, должны одновременно действовать три фактора:

  1. Разглашение сведений или утрата документов принесли их владельцу-налогоплательщику прямой ущерб.
  2. Установление вины соответствующего должностного лица, то есть сотрудника налоговых органов (виновное действие или бездействие).
  3. Именно это действие или бездействие стало прямой причиной причинения ущерба.

Что грозит за нарушение налоговой тайны

Закон предусматривает три вида ответственности за разглашение налоговой тайны или утрату служебной документации из этой категории.

Материальное возмещение полученного потерпевшим ущерба осуществляется за счет госбюджета, поскольку вина лежит на государственном органе.

Административная ответственность для лица, разгласившего конфиденциальные сведения, обещает виновному штраф в 4-5 тыс. руб. для юрлиц и 500–1000 руб. для граждан.

Возможно, отвечать придется и по Уголовному кодексу – нарушивший режим секретности может сесть в тюрьму на 3 года, а если ущерб был особенно значительным, то и до 7 лет, либо заниматься принудительными работами до 5 лет.

Изменения в законодательстве, касающиеся налоговой тайны в 2018-2019 годах

В последние годы в налоговом законодательстве произошли изменения в части налоговой тайны. Государственной Думой был принят Федеральный закон от 01.05.2016 № 134-ФЗ «О внесении изменений в статью 102 части первой Налогового кодекса Российской Федерации». Этот закон расширил перечень данных, на которые не распространяется налоговая тайна. Закон вступил в силу с 1 июня 2016 года.

Со вступлением в силу закона к налоговой тайне больше не относится такая информация:

  • среднесписочная численность работников;
  • сумма уплаченных налогов и сборов (за исключением сумм уплаченных платежей за ввоз товаров на территорию Евразийского союза (ЕАЭС);
  • сумма доходов и расходов организации, отображаемая в бухгалтерской отчетности.

Эти данные будут размещаться в открытом доступе, поэтому для следственных и судебных органов, а также контрагентам больше не придется составлять запросы на получение этих данных. Порядок получения информации, которая остается налоговой тайной, не изменяется.

Для публикации данных создана информационная система «Прозрачный бизнес», которая будет доступна на сайте Федеральной налоговой службы. Сроки запуска системы переносятся – сначала планировалось начать работу системы в июле 2017 года, затем указывалась дата 1 июня 2018 года, после этого запуск был перенесен на 1 августа, а еще позднее – на 10 августа 2018 года.

Публикация данных планируется в соответствии с определенным графиком, утвержденным приказом ФНС России от 29.12.2016 № ММВ-7-14/729@ и приведенным в таблице:

Сроки публикации
Ежемесячно 25 числа Ежегодно 25 июля Ежегодно 25 февраля
  • данные по недоимкам и задолженностям по пеням и штрафам;
  • данные о налоговых правонарушениях и мерах ответственности;
  • данные о применяемых спецрежимах;
  • данные об участии организации в консолидированной группе налогоплательщиков
  • данные о среднесписочной численности работников организации;
  • данные сумме доходов и расходов по данным бухгалтерской отчетности организации.

Публикуемые ежегодно данные касаются предыдущего года, а публикуемые ежемесячно – актуальны на 1 число месяца.

В законе сделано исключение: нововведения не касаются стратегических предприятий, организаций оборонно-промышленного комплекса и организаций, которые считаются крупнейшими налогоплательщиками. Информация о таких налогоплательщиках будет публиковаться с 2020 года.

Закон допускает, что юридические лица могут добровольно раскрывать информацию о себе, составляющую налоговую тайну. Предполагается, что добросовестные налогоплательщики добровольно раскроют информацию, чтобы повысить прозрачность своего бизнеса для контрагентов.

Однако по состоянию на 2018 год понятие «налоговая тайна» потеряло большую часть своего значения, ведь основная часть информации выведена из разряда тайны, а оставшиеся данные не представляют значительного интереса.

Что не подходит под это понятие?

Все разновидности информационных данных, которые не подходят под вышеуказанное понятие, перечислены в статье 102 Налогового Кодекса РФ. Среди них можно выделить следующие виды данных:

  • Общедоступная информация. При рассмотрении граждан как физических лиц данные, охраняющиеся налоговой тайной, совпадают с данными, входящими в Федеральный Закон «О персональных данных» №152. Согласно этому ФЗ, к информации в общем доступе относят:
    • фамилию, имя и отчество гражданина Российской Федерации;
    • дату и место его рождения;
    • номера домашнего, рабочего и сотового телефона;
    • информационные данные, касающиеся профессиональной принадлежности и места работы.

    Общедоступная информация об индивидуальных предпринимателях и компаниях включает в себя следующие пункты:

    • как полное, так и сокращенное наименование;
    • форма организационной собственности;
    • фактический, а также юридический адрес расположения офиса фирмы;
    • общая структура компании;
    • доступные данные об управляющем организацией, как о физическом лице (то есть фамилия, имя, отчество и различные контактные данные).

    Список вышеперечисленных данных может быть расширен в том случае, если физическое или юридическое лицо дало письменное разрешение на раскрытие какой-либо добавочной информации.

  • Сведения об ИНН. ИНН не будет относиться к данным, включенным в тайну, так как он не требует соблюдения строгой секретности. Узнать его можно даже в интернете после введения в определенную форму данных на физ. лицо или название конкретного юр. лица.
  • Информация об имеющихся нарушениях, имеющих налоговый характер. Данные о подобных нарушениях той или иной организации можно обнаружить на специальных сайтах в интернете, например в ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Кроме самого факта нарушения, там же можно обнаружить конкретные меры, которые были приняты в отношении данного налогоплательщика.
  • Информация о результатах проведенной налоговой проверки. Такая информация может быть обнародована лишь в исключительных случаях, например, при проверке лица, баллотирующегося в депутаты. Кроме того, полученные данные могут быть отправлены лишь конкретно в адрес избирательной компании, а не выложены в общем доступе. Получить же информацию о материальном положении обычного гражданина нельзя.
  • Разновидность режима налогообложения конкретного налогоплательщика. Не будут относиться к секретным данным и сведения о каком-либо специализированной системе налогообложения.
  • Информация, отправляемая органам местного самоуправления. Указанная информация не будет входить в неразглашаемые данные в том случае, если она передается касаемо контрольных плательщиков налоговых сборов.

Лица, обязанные хранить налоговую тайну

Согласно определению налоговой тайны ее режим устанавливается с момента получения налоговой службой, а также органами внутренних дел, внебюджетным фондом, таможенным органом, их должностными лицами сведений о налогоплательщике и далее в отношении данной информации.

Должностные лица органов внутренних дел на основании п. 1 ст. 36 НК РФ по запросу налоговых органов участвуют вместе с ними в выездных проверках. Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу России в соответствии с таможенным законодательством, НК РФ, иными федеральными законами, в том числе о налогах (п. 1 ст. 34 НК РФ).

Относительно государственных внебюджетных фондов отметим, что они не выступают непосредственно субъектами отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Статья 34.1 НК РФ, ранее устанавливающая полномочия органов государственных внебюджетных фондов в налоговых отношениях, в настоящее время утратила силу <1>, однако ст. 243 Кодекса предусматривает представление налогоплательщиками в ПФР и ФСС РФ отчетности по ЕСН. Таким образом, в отсутствие общих полномочий государственные внебюджетные фонды в настоящее время все же не лишены возможности непосредственно получать информацию о налогоплательщиках.

<1> Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ.

Как было отмечено, в п. 2 ст. 102 НК РФ установлен более широкий по сравнению с данным в п. 1 этой статьи определением налоговой тайны перечень субъектов, на которых лежат обязанности по ее сохранению. Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговой службой, органами внутренних дел, внебюджетными фондами и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами. Представляется, что дополнительное включение в этот перечень экспертов и специалистов, которые участвуют в проведении конкретных действий в рамках налогового контроля на основании п. 1 ст. 95 и п. 1 ст. 96 НК РФ, продиктовано стремлением законодателя обеспечить сохранность налоговой тайны лицами, являющимися вторичными пользователями конфиденциальной информации, получившими ее от первичных пользователей.

Сведения о налогоплательщике, полученные непосредственно самим экспертом и (или) специалистом в процессе налогового контроля (например, в ходе проверки), в силу определения налоговой тайны к ней не относятся. Но эксперт и (или) специалист не имеют права разглашать полученную в процессе проверки от должностного лица налогового либо таможенного органа информацию, которая составляет налоговую тайну.

Отметим, что должностными лицами органов внутренних дел, экспертами и специалистами перечень участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, потенциально способных получить сведения о налогоплательщике, не ограничивается. К ним также относятся:

  • Минфин России и финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований (сведения о налогоплательщике могут стать им известны в рамках дачи разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах);
  • переводчики;
  • понятые;
  • избирательные комиссии.

Никаких требований конфиденциальности к информации о налогоплательщике, полученной указанными лицами, законодательство о налогах и сборах не содержит. Необходимо признать наличие пробела в законодательном регулировании. Отсутствие упоминания таких лиц в перечне субъектов, обязанных не разглашать налоговую тайну, исключает саму возможность передачи конфиденциальных сведений этим лицам от налоговых и таможенных органов, органов внутренних дел, экспертов и специалистов, т.е. первичных и вторичных пользователей данной информации.

На практике упомянутый пробел несколько нивелируется лишь в отношении переводчиков — включением в договор условия о неразглашении ими сведений о налогоплательщике. Напомним, что переводчики для проведения конкретных действий в рамках налогового контроля привлекаются на договорной основе (п. 1 ст. 97 НК РФ).

Изменения в НК РФ

В 2016 году были пересмотрены основания, на которых та или иная информация подлежит хранению в режиме секретности. К перечню данных, не входящих в категорию налоговой тайны, были добавлены три пункта:

  • информация о среднем количестве зарегистрированных сотрудников компании, подаваемая за один календарный год, который предшествует году размещения таких сведений на веб-странице организации;
  • сведения об уплаченных организацией в календарном году, предшествующем году размещения указанных сведений на веб-странице организации или любом другом сайте, суммах налогов и сборов без учета сумм сборов, уплаченных в связи с ввозом товаров на таможенную территорию ЕЭС, сумм налогов, уплаченных налоговым агентом;
  • данные о доходах и расходах по документам, отражающим годовую финансовую отчетность организации за календарный год, предшествующий году публикации таких материалов в интернете.

Кроме того, изменения в законе теперь предписывают необходимость публикации сведений о недоимках и задолженностях налогоплательщика по каждому пункту, а также о возможностях применения к нему соответствующих мер, на официальном сайте федерального органа исполнительной власти. Однако размещение такой информации строго контролируется федеральным законодательством. Государство гарантирует, что информация, извлеченная из бухгалтерской отчетности, не будет раскрыта, а также оговаривает количество и характер запросов, согласно которым информация будет раскрываться. Введение такой поправки обусловлено загруженностью налоговой службы: количество запросов контрагентов на раскрытие сведений, подтверждающих добросовестность их партнера, уже давно превысило все возможные пределы. Реакцией налоговиков стало заявление, что они больше не будут предоставлять такую информацию, поскольку по закону им лишь предоставляется право на ее раскрытие, но это не является их обязанностью.

Разглашение налоговой тайны: как доказать и что грозит виновным?

Знайте, разглашением налоговой тайны считается не только результат каких-либо действий, но также бездействие и утрата документов, содержащих сведения, составляющие налоговую тайну (п. 4 ст. 102 НК РФ). Если из-за этого организация получит убыток, то можно потребовать возмещение ущерба за счет федерального бюджета (п. 1 ст. 35). Хотя доказать разглашение практически нереально.

Кроме того, для виновных лиц предусмотрена дисциплинарная (ст. 12 Закона от 21.03.91 N 943-1; статьи 57, 58 Закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ) и даже уголовная ответственность за разглашение налоговой тайны (ч. 2—4 ст. 183 УК РФ). Правда, рассчитывать, что это кого-то остановит, не стоит.

Налоговая тайна и общедоступные сведения

В налоговую можно написать заявление, чтобы сведения, составляющие налоговую тайну, стали общедоступными. Например, так делают, если просит крупный партнер или для участия в тендерах.

Читать в «Деле»

Как провести тендер

Чтобы открыть сведения, заполняют «Согласие налогоплательщика на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными». Его относит в налоговую директор компании, ИП или человек по доверенности.

В заявлении указывают коды — по ним налоговая узнаёт, какие сведения открывать. Например, код 0400 значит, что нужно открыть информацию о банке, в котором у компании счет, номере, дате открытия, типе счета и движении денег на нем. Если случайно указать не тот код, налоговая откроет не ту информацию.

Здесь же в заявлении указывают, за какой период открывают сведения, но есть нюанс: то, что уже стало открытым, остается открытым навсегда. В налоговом кодексе нет статьи об отзыве согласия.

Статья 102 НК РФ о налоговой тайне

Понятие налоговой тайны расшифровано в п. 1 ст. 102 НК РФ: сведения, составляющие налоговую тайну (СНТ), — это любая информация о налогоплательщике и (или) плательщике страховых взносов:

  • полученная должностными лицами различных госорганов (налоговых, таможенных и др.) при выполнении ими служебных обязанностей;
  • за исключением сведений, указанных в подп. 1–13 п. 1 ст. 102 НК РФ (общедоступной информации, отдельных данных о налогоплательщике и др.).

Отдельно в статье акцентируется внимание на нюансах признания в качестве СНТ сведений, содержащихся в спецдекларации, предоставляемой налоговикам в соответствии с законом «О добровольном декларировании физлицами активов и банковских счетов» от 08.06.2015 № 140-ФЗ. А именно:

  • информация из спецдекларации включается в разряд СНТ без предусмотренных в п. 1 исключений (кроме подп. 4,9–13);
  • при утрате документов, прилагаемых к декларации, и (или) незаконном разглашении содержащейся в этой декларации информации предусмотрена уголовная ответственность;
  • данные декларации могут истребоваться у налоговиков только по запросу самого декларанта.

Важными аспектами, рассмотренными в ст. 102 НК РФ, являются вопросы соблюдения режима налоговой тайны. Как анализируются вопросы защиты налоговой тайны в ст. 102 НК РФ — см. в следующем разделе.