Налог на доходы физических лиц (ндфл)

Понятие системы налогов и сборов

Система налогов и сборов (не путать с налоговой системой!) — это совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных Налоговым кодексом.

  • федеральные;
  • региональные;
  • местные.

Федеральные налоги

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ (при отсутствии специальных налоговых режимов, п. 7 ст. 12).

К федеральным налогам и сборам относятся:

  1. налог на добавленную стоимость;
  2. акцизы;
  3. налог на доходы физических лиц;
  4. налог на прибыль организаций;
  5. налог на добычу полезных ископаемых;
  6. водный налог;
  7. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  8. государственная пошлина.

Региональные налоги

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ (при отсутствии специальных налоговых режимов, п. 7 ст. 12).

К региональным налогам относятся:

  1. налог на имущество организаций;
  2. налог на игорный бизнес;
  3. транспортный налог.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ определяются следующие элементы налогообложения:

  • налоговые ставки;
  • порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены НК РФ;
  • могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.

Местные налоги

Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований (при отсутствии специальных налоговых режимов, п. 7 ст. 12).

К местным налогам относятся:

  1. земельный налог;
  2. налог на имущество физических лиц.

Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

Земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются НК РФ.

Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.

НК РФ устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в статье 13 НК РФ, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в статьях 13 – 15 НК РФ.

К специальным налоговым режимам относятся:

  1. система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
  2. упрощенная система налогообложения;
  3. система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
  4. система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Нарушать закон или нет?

Процесс выбора лучшего варианта поведения при уплате налогов – важная деятельность любого хозяйствующего субъекта, которая направлена, прежде всего, на уменьшение налоговых платежей. Это можно осуществить, не нарушая действующее законодательство.

Уклонение от налогов и процесс приведения налоговой системы предприятия в наилучшее состояние – это разные вещи. Соответственно, основным критерием отличия данных действий будет соблюдение или нарушение закона.

К сожалению, минимизация налогов законными способами не всегда эффективна. Как правило, она заключается в различных, предоставляемых государством льготах для предпринимателей, поэтому не все ее способы можно применить в организациях разных правовых форм.

В свою очередь, незаконное занижение платежей влечет в Российской Федерации за собой уголовную ответственность. Уголовный кодекс наказывает за минимизацию налоговых выплат, которые производятся с помощью предприятий – однодневок, нелегальных договоров, уменьшения реального размера выручки, завышения затрат предприятия и других способов. Поэтому, для самого бизнесмена, так и для его компании выгоднее быть добросовестным налогоплательщиком.

Ключевые тенденции развития налоговых систем

Оптимальный набор характеристик, к которому в идеале стремится каждая налоговая система, следующий:

  • Снижение налоговой нагрузки на товаропроизводителей.
  • Упрощение налогового законодательства.
  • Замена налогов для предприятий на ренту от эксплуатации и переработки природных богатств.
  • Повышение доли прямых и уменьшение объема косвенных налогов.
  • Развитие так называемого налогового федерализма — разграничение и распределение налогов между уровнями всей бюджетной системы государства.
  • Построение налоговой политики, зависящей только от объективных условий, задаваемых экономикой.
  • Повышение уровня налоговой культуры населения.
  • Стремление к идеальному равенству налогообложения путем сглаживания налоговых льгот.
  • Совершенствование системы контроля и наказания налоговых правонарушений.
  • Построение налоговой системы, быстро адаптирующейся к смене экономического положения в стране.

Виды налогообложения для ООО в 2021 году

Правильнее будет говорить не о видах налогообложения для ООО, а о налоговых режимах или системах, по крайней мере, именно так они именуются в Налоговом кодексе. Организация в России может работать в рамках одной из следующих систем налогообложения:

  • Общая или основная система налогообложения (ОСНО);
  • Упрощенная система налогообложения (УСН) в вариантах УСН Доходы и УСН Доходы минус расходы;
  • Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН).

К сожалению, еще один льготный режим — ЕНВД — был отменен с января 2021 года, несмотря на многочисленные просьбы бизнеса продлить его действие.

Подробнее узнать о каждом режиме налогообложения для ООО вы можете, пройдя по ссылкам, но их краткую характеристику мы дадим здесь. Налоговые системы различаются между собой несколькими элементами:

  • объектом налогообложения – то, что облагается налогом (доход, имущество или какой-либо физический показатель);
  • налоговой базой – объектом налогообложения в денежном выражении;
  • налоговым периодом – временным периодом, за который рассчитывается налог;
  • налоговой ставкой – процентом налоговых начислений;
  • порядком расчета и сроками уплаты налога.

Для наглядности соберем информацию о налогах ООО в 2021 году в таблицу.

Система налогообложения 

Могут применять

Что облагается

Налоговая ставка

Налоговый период

ОСНО*

Все налогоплательщики без ограничений.

1.Прибыль для налога на прибыль.

2.Добавленная стоимость для НДС.

3. Среднегодовая стоимость имущества для налога на имущества.

1.Для налога на прибыль в общем случае 20%.

2.Для НДС, в зависимости от вида товаров и услуг, от 0% до 20%.

3. Для налога на имущество организаций – до 2,2%.

1.Для налога на прибыль — календарный год.

2.Для НДС – квартал.

3.Для налога на имущество организаций – календарный год.

УСН Доходы

Установлен лимит по получаемым в год доходов кол-ву работников. Существуют и иные ограничения.

Полученный доход без учета произведенных расходов.

В общем случае 6%, но регионы вправе снижать ставку до 1%.

Календарный год, кроме того, установлена обязанность платить квартальный авансовый платеж, если в этом квартале был получены доходы.

УСН Доходы минус расходы

Установлен лимит по получаемым в год доходов и по кол-ву работников. Существуют и иные ограничения.

Разница между полученными доходами и доказанными обоснованными расходами.

При уплате минимального налога налоговой базой являются полученные доходы.

В общем случае 15%, но регионы могут снижать ставку до 5%. Ставка минимального налога равна 1%.

Календарный год, кроме того, установлена обязанность платить квартальный авансовый платеж, если в этом квартале был получены доходы.

ЕСХН**

На этот налоговый режим могут перейти сельхозпроизводители и рыбохозяйственные организации.

Разница между полученными доходами и доказанными обоснованными расходами.

6%

Календарный год, но установлена обязанность платить авансовый платеж по итогам полугодия, если в нем были получены доходы.

*От уплаты НДС на ОСНО можно освободиться, если доход за три месяца не превышает 2 млн рублей.

**С 2019 года на ЕСХН надо платить еще и НДС, но от его уплаты можно освободиться, если соблюдены лимиты по доходам.

Как видно из таблицы, ответить на то, сколько налогов платит ООО, однозначно невозможно. Слишком много факторов влияют на возможность выбора системы налогообложения для ООО в 2021 году, в результате чего налоговая нагрузка одной и той же организации на разных режимах может существенно отличаться. 

Элементы налоговой системы Российской Федерации

Налоговый кодекс – это кодифицированный законодательный акт, устанавливающий систему налогов и сборов в РФ.

1 часть —  в 1998 году Госдумой и Советом Федерации, вступила в силу

 1 января 1999 г.

2 часть – принята в 2000 году, вступила в силу 1 января 2001 г.

Так, с 1 января 2003 года введены поправки:

  • введён транспортный налог
  • упрощённая система налогообложения

На сегодняшний день действует редакция от 15 февраля 2016 года.

Налоговая политика – это налоговый механизм, который используется для взимания налогов. Она называется фискальной политикой государства.

Основные направления налоговой политики в РФ

  • создание эффективной и стабильной налоговой системы
  • обеспечение устойчивости госбюджета, поддержание его сбалансированности
  • поддержка инвестиций
  • повышение предпринимательской активности
  • сокращение теневой экономики
  • поддержка малого и среднего бизнеса (например, снижение налоговой ставки, упрощение процедуры регистрации)
  • упрощение налогового администрирования

Налоговую систему РФ можно определить как совокупность всех налогов и сборов, принятых в России, а также администраторов налогов и сборов (государственных органов) и их плательщиков.

Структура налоговой системы РФ имеет 3 уровня:

  • федеральный;
  • региональный;
  • местный.

Уровень налога определяет соответствующий уровень бюджета, зачислению в который он подлежит.

Поскольку налоговая система РФ имеет 3-уровневую структуру, законодательная база о налогах и сборах также делится на 3 уровня:

  • Федеральное законодательство — это высший уровень законодательной базы. Он действует на всей территории РФ. Подзаконные и другие нормативно-правовые акты не должны противоречить ему. К этой категории относятся обе части Налогового кодекса РФ, федеральные законы, которые согласованы с положениями НК РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и, конечно, Конституция РФ.
  • Региональное законодательство включает в себя законы субъектов РФ по налогообложению в конкретном регионе нашей страны.
  • Местное законодательство состоит из нормативно-правовых актов, которые принимаются представительными органами местного самоуправления (советами депутатов, законодательными собраниями).

Кроме того, на основании НК РФ Минфин РФ и ФНС РФ разрабатывают приказы, разъяснения, пояснения, письма и другие подобные документы. Они необходимы для конкретизации положений и статей НК РФ и других федеральных законов РФ в области налогообложения. Такие документы разъясняют непонятные с точки зрения налогоплательщиков ситуации и могут составляться на основании их обращений.

Подробнее о федеральных, региональных и местных налогах читайте в этой статье.

В структуру налоговой системы России включены:

  • все налоги, страхвзносы и сборы, принятые на территории нашей страны согласно НК РФ;
  • субъекты обложения налогами и сборами;
  • нормативно-правовая основа;
  • государственные органы власти в области налогообложения и финансов.

Теперь рассмотрим каждый элемент российской налоговой системы более подробно.

Налоги и сборы, установленные в России, обязательны к уплате для тех категорий налогоплательщиков, на которых возложена обязанность по их уплате в соответствии с положениями НК РФ.

К системе налоговых органов РФ относятся:

  • Министерство финансов РФ.
  • Федеральная налоговая служба РФ.

Минфин РФ определяет главные направления налоговой политики нашего государства, прогнозирует налоговые поступления и вносит предложения по улучшению налоговой системы РФ в целом. В его ведомстве находится ФНС РФ как исполнительный орган государственной власти.

Главными функциями ФНС РФ являются:

  • учет плательщиков налогов и сборов;
  • контроль за выполнением требований налогового законодательства;
  • надзор и проверка начислений налогов, их уплаты в соответствующий бюджет и налоговой отчетности.

О налоговых проверках читайте в нашей одноименной рубрике «Налоговые проверки».

ФНС РФ — это объединенная система всех налоговых органов. В ее состав входят:

  • Управление в каждом субъекте РФ. Ему подчиняются территориальные налоговые органы и инспекции ФНС РФ.
  • Межрегиональные инспекции ФНС по каждому федеральному округу. У них в подчинении находятся межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, по централизованной обработке данных (ЦОД), а также межрайонные инспекции.

Функции налогов

В продолжение разговора о налоговой системе, видах и функциях налогов, осталось рассказать о последнем пункте. Функций выделяют несколько:

  • Фискальная функция — наиболее важная. Именно благодаря ей формируется бюджет государства.
  • Социальная — перераспределение доходов в пользу социально незащищенных слоев.
  • Регулирующая — решение с помощью налоговой политики определенных задач государственного уровня. Имеет стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную подфункции.
  • Контрольная — отслеживание государством своевременности и полноты финансового трафика в казну.

Виды оптимизации налогообложения для предприятия

Прежде чем заняться поиском наилучшего варианта налогообложения, следует определить, какой ее вид будет наиболее подходящим для деятельности предприятия.

Как правило, обычно рассматривают две разновидности оптимизации:

  1. Стратегическая, разрабатываемая на длительный период, при которой определяется наиболее эффективная форма осуществления финансово-хозяйственной деятельности и при правильной организации которой, положительный результат сохраняется очень долгое время.
  2. Совершенствование налогообложения отдельных хозяйственных операций. Здесь наблюдается одноразовый эффект. Как правило, это различные комбинации с условиями и порядком действия по заключаемым предпринимателем договорам и т.п.

Кроме того, оптимизация налогов на предприятии делится на две схемы, разные в зависимости от результата, который хочет получить бизнесмен:

  • уменьшение выплат;
  • отсрочка платежей и перенос их выплат на другое время.

Как правило, оптимальное налогообложение будет более эффективным, если на практике указанные способы будут сочетаться между собой.

Какую систему налогообложения выбрать для ООО

Какая система налогообложения лучше для ООО? Чтобы сделать этот выбор правильно, надо учесть немало критериев:

1.Вид деятельности. На основном налоговом режиме ОСНО можно вести бизнес любого направления. Если же говорить о специальных льготных режимах (УСН, ЕСХН), то самый широкий выбор видов деятельности существует на УСН. В рамках этого режима можно заниматься производством, оптовой и розничной торговлей, услугами. Запрещенных направлений для упрощенки немного: производство большинства подакцизных товаров, страхование, добыча и реализация полезных ископаемых (кроме общераспространенных), деятельность банков, ломбардов, нотариусов, адвокатов. Полный перечень ограничений для УСН приведен в статье 346.12 НК РФ.

Ну а что касается ЕСХН, то перейти на него могут только рыбохозяйственные организации и производители сельхозпродукции , причем, доля дохода от реализации такой продукции или улова должна превышать 70% от общей выручки. Организации, которые занимаются только переработкой сельхозпродукции или улова, применять ЕСХН не вправе.

2.Количество работников. На режиме УСН среднесписочная численность работников не может быть больше 130 человек (однако при численности работников от 101 до 130 человек действуют повышенные ставки налога). Ограничения по работникам для ЕСХН существуют только для рыбохозяйственных организаций и ИП-плательщиков сельхозналога: не более 300 человек. Значительная часть впервые созданных организаций легко вписывается в этот лимит, поэтому применять льготные режимы могут большинство ООО с работниками. В дальнейшем, если персонал будет увеличиваться, необходимо перейти на ОСНО.

3.Необходимость работы с НДС. Это непростой для администрирования налог, подробности вы можете узнать в статье «НДС: самый особенный и сложный налог». Если вы предполагаете, что основными вашими покупателями будут крупные предприятия, которым будет необходимо получить возврат уплаченного НДС, то вам придется работать на ОСНО. Общую систему налогообложения для ООО стоит выбирать и в случае, если вы будете самостоятельно ввозить товары на территорию РФ.

4.Ожидаемый годовой доход. Из всех систем налогообложения для ООО лимит получаемых за год доходов установлен только для УСН – в 2021 году это 150 млн рублей. Кроме того, установлены особые переходные лимиты в 200 млн рублей, но при этом налог взимается по более высоким ставкам.

Отличие системы налогов от налоговой системы.

Анализ гл. 2 Налогового кодекса РФ позволяет сделать вывод, что под системой налогов и сборов законодатель подразумевает совокупность налогов и сборов, установление и взимание которых допустимы на территории Российской Федерации (гл. 2 НК РФ).

На сегодняшний день исчерпывающий перечень налогов и сборов установлен ст. 13–15 НК РФ, а также гл. 26.1, 26.2, 26.3 НК РФ. Именно в этих статьях поименованы те налоги и сборы, которые могут устанавливаться и вводиться на территории Российской Федерации

Важно подчеркнуть, что элементами системы налогов и сборов являются налоги и сборы, поименованные в законодательстве и имеющие потенциальную возможность быть установленными на территории Российской Федерации

Все фискальные платежи, входящие в систему налогов и сборов РФ, несмотря на кажущиеся различия, обладают единством в подходах по их установлению и введению, единой структурой юридического состава, то есть единым набором элементов налогообложения и сборов, единым подходом к правовой регламентации процедуры установления и взимания названных платежей и, наконец, единым механизмом государственного понуждения, обеспечивающим надлежащую уплату этих налогов и сборов. Все это позволяет судить о системе налогов и сборов не как о наборе не согласованных между собой платежей, а как о взаимосвязанной целостной системе, обладающей определенным строением.

Наряду с понятием «система налогов и сборов» в научной литературе часто используется и понятие «налоговая система». Несмотря на кажущееся сходство терминов «система налогов и сборов» и «налоговая система», смешивать их нельзя. Налоговая система Российской Федерации – это система налогов и сборов, действующих на территории Российской Федерации, а также правила функционирования системы налогов и сборов. Правовое значение понятия «налоговая система» заключается в том, что с его помощью можно очертить правовое поле налогового права, то есть определить всю совокупность отношений, на которые распространяется действие налогово-правовых норм. Система налогов и сборов в различных государствах формируется с учетом территориального устройства, состояния экономики, потребностей бюджета и, наконец, с учетом существующих традиций организации налогообложения в государстве.

Важнейшее значение для типизации налоговой системы государства имеет его национальное или административно-территориальное устройство. Особенности правовой конструкции системы налогов и сборов во многом определяются национальным и административно-территориальным устройством. По этому основанию можно выделить три типа систем налогов и сборов: федеративных, конфедеративных и унитарных государств.

В Российской Федерации в силу ее федеративного устройства система налогов и сборов формируется по федеративному типу. Названный тип системы базируется на основе налогового федерализма – системы принципов, обеспечивающих оптимальное сочетание единства экономического пространства государства с известной степенью самостоятельности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Анализируя экономическую сущность налоговой системы, порядок распределения налогового бремени между налогоплательщиками, в мировой практике принято выделять англосаксонскую, евроконтинентальную, латиноамериканскую и смешанную налоговые системы. Вместе с тем в основе такой классификации лежат не особенности правовой регламентации налоговой системы, а экономические условия, формирующие налоговую систему определенным образом.

По этой классификации налоговую систему Российской Федерации можно отнести к латиноамериканской модели, базирующейся прежде всего на косвенных налогах.

Сочетание способов оптимизации

Как уже было отмечено, для того, чтобы получить отдачу от оптимизации, процесс этот должен осуществляться комплексно, так как обращение внимания лишь на отдельные сделки или виды налогов принесет одноразовый эффект. Тем более, зачастую случается так, что уменьшение выплаты по одному налогу, может существенно увеличить платеж другого. Мероприятия, которые направлены на уменьшение налоговых платежей, рекомендуется осуществлять еще до проведения сделок и прочих операций, а не к дате сдачи ближайшей отчетности предприятия.

В целом, можно отметить, что рассматриваемые процедуры достаточно сложны, для чего необходимо в штате компании держать профессионала, или же обратиться за помощью специалистов в компании, осуществляющие подобные услуги.

Если не нарушать условия, рассмотренные выше, то затраты предприятия на уплату налогов могут значительно уменьшиться совершенно легальными способами.

Налоговая система РФ это

Налоговая система РФ — совокупность налогов и сборов, установленных государством. Налоговая система в нашей стране контролируется по средствам ряда федеральных законов, а также Налогового кодекса РФ. Налоговая система включает в себя налоги (акцизы) и сборы (государственные пошлины). Налоговая система не включает сборы таможенных пошлин. Данный вид сборов относиться к таможенному регулированию.

В нашей стране официально принята так называемая трехуровневая система налогообложения. Уровни носят названия: федеральный, региональный и местный. Помимо них, согласно Налоговому Кодексу существуют еще и специальные налоговые режимы.

К налогам федерального значения относятся:

  • налог на добавленную стоимость;
  • налог на доходы физических лиц;
  • налог на прибыль организации;
  • налоговые сборы за использование объектов животного мира, а также водных ресурсов;
  • водный налог;
  • налоги на работы по добыче полезных ископаемых;
  • выплаты за приобретение акцизов;
  • различные государственные пошлины.

К региональным налогам относятся:

  • транспортный налог;
  • налоги, которыми облагаются игорный бизнес;
  • налоги на имущество организаций.

К местным налогам относятся:

  • налог на землю;
  • налог на имущество физических лиц;

В НК РФ также отмечены два вида налогов, которые не относятся ни к одной категории: налог с продаж и единый социальный налог. Однако, на данный момент оба эти законы не применяются.

К специальным налоговым режимам принято относить:

  • система налогообложения для производителей сельхозтоваров (налог носит название единый сельскохозяйственный налог);
  • система упрощенного налогообложения;
  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

На территории Российской Федерации, сбор налогов на всех уровнях контролирует Федеральная налоговая служба РФ. Помимо контроля, налоговая служба занимается надзором за правильностью начисления налоговых сборов, их полнотой и своевременностью внесения.

Нарушение налогового законодательства преследуется по закону. В основном за нарушение Налогового кодекса грозят штрафы в зависимости от нарушения – от 50 до 15 тысяч, а также конфискация имущества.

Если у Вас есть другое определения термина, что такое Налоговая система РФ — отправьте нам его обязательно!

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Ипотека для иностранцев в Австралии – особенности кредитования

Договор лизинга: на что обратить внимание

Можно ли оформить кредит, если вы уже являетесь поручителем?

Кредитная политика коммерческого банка

Правовое регулирование сделок о потребительском кредитовании

Краткая юридическая характеристика договора о банковском вкладе

Вклады в драгметаллах в Сбербанке: стоит ли?

Каким образом можно испортить кредитную историю?

Индивидуальные схемы минимизации налогов

Любое предприятие может создать схему оптимизации налогов, поэтому следует помнить, что применяя известные методы налоговой оптимизации на основе практики других компаний можно нанести значительный ущерб своему бизнесу.

Как правило, успех большинства способов оптимизации заключен в поиске существующих пробелов в налоговом законодательстве и дальнейшем обращении их в свою пользу.

Поэтому необходимо привлечь к данной работе специалиста, который должен отлично разбираться в законах, чтобы быть уверенным в том, что найденная лазейка принесет налогоплательщику максимальную выгоду. Из этого следует, что оптимизация налогообложения организации не должна ограничиваться приемом на работу высококлассного главного бухгалтера, а требует привлечения гораздо большего штата грамотных специалистов.

Рассмотрим еще применяемые на практике схемы минимизации налогообложения.

Предприниматели стали выводить активы из компании. Для этого они создают еще одну организацию, которая в силу своей деятельности может применять упрощенную систему налогообложения. В эту фирму передаются основные средства первой организации в качестве вклада в уставный капитал или же продаются ей в рассрочку или по маленькой цене, далее основная компания заключает с вновь созданной организацией договор аренды на это имущество. Подобная схема приносит значительную выгоду бизнесменам:

  • во-первых, не платиться налог на имущество организации;
  • во-вторых, снижается налоговая база на доход, за счет ее уменьшения на сумму арендных платежей, так как они являются расходами предприятия.

Налог на прибыль Расчет

При расчете налога на прибыль, необходимо точно знать, какие доходы и расходы можно признать в данном периоде, а какие нет. Существует два метода для определения дат, на которые признаются расходы и доходы для целей налогообложения. (ст. 271-273 НК РФ)

Метод начисления.

При данном методе налогового учета доходы (расходы) признаются в отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место (к которому они относятся). Дата признания доходов и расходов не зависит от даты фактического поступления средств (фактической оплаты расходов).

Порядок признания доходов:

  • доходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества  и имущественных прав;
  • в том случае когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, доходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно, с учетом принципа равномерности;
  • для доходов от реализации датой получения дохода признается дата реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) независимо от фактического поступления денежных средств.

Для внереализационных доходов датой получения дохода признается:

  • дата подписания сторонами акта приема-передачи имущества (приемки-сдачи работ, услуг);
  • дата поступления денежных средств на расчетный счет (в кассу) организации.

Порядок признания расходов:

Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. В  том случае, когда сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно.

Датой осуществления материальных расходов признается:

  • дата передачи в производство сырья и материалов;
  • дата подписания акта приемки-передачи услуг (работ) производственного характера и т.д.

Датой осуществления внереализационных и прочих расходов признается:

  • дата начисления налогов (сборов) — для расходов в виде сумм налогов;
  • дата расчетов в соответствии с условиями договоров или дата предъявления налогоплательщику документов.

Кассовый метод.

При применении данного метода ведения налогового учета доходы и расходы признаются по дате фактического поступления средств — фактической оплаты расходов.

Порядок определения доходов и расходов

  • датой получения дохода является день поступления денежных средств на счет в банк или в кассу организации, поступления иного имущества (работ, услуг) и имущественных прав, а также погашение задолженности перед налогоплательщиком иным способом;
  • расходами признаются затраты после их фактической оплаты. Оплатой товара (работ, услуг и т.д) признается прекращение встречного обязательства приобретателем указанных товаров (работ, услуг) и имущественных прав, непосредственно связаное с поставкой этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг, передачей имущественных прав).

Необходимо выбрать единый метод налогового учета для доходов и расходов организациии.

Организации имеют право на определение даты получения дохода (расхода) кассовым методом, если в среднем за предыдущие 4 квартала сумма выручки от реализации без учета НДС не превысила 1 млн. рублей за каждый квартал.

Налог на прибыль Порядок расчета

Для того, чтобы рассчитать за налоговый период налог на прибыль, необходимо определить налоговую базу (то есть прибыль, подлежащую налогообложению) и умножить её на соответствующую налоговую ставку.

Размер налога = Ставка налога * Налоговая база

В соответствии со ст. 315 НК РФ, расчет налоговой базы должен содержать:

  • период, за который определяется налоговая база;
  • сумму доходов от реализации, полученных в отчетном (налоговом) периоде;
  • сумму расходов, произведенных в отчетном (налоговом) периоде, уменьшающих сумму доходов от реализации;
  • прибыль (убыток) от реализации;
  • сумму внереализационных доходов;
  • прибыль (убыток) от внереализационных операций;
  • итоговую налоговую базу за отчетный (налоговый) период;
  • для определения суммы прибыли, подлежащей налогообложению, из налоговой базы исключается сумма убытка, подлежащая переносу.

По прибыли, попадающей под разные ставки, базы определяются отдельно.

Основная ставка

20%

2% — в федеральный бюджет

18% — в бюджет субъекта РФ. Законодательные органы субъектов РФ могут понижать налог на прибыль для отдельных категорий налогоплательщиков, но не более чем до 13,5%.

Налоговым кодексом РФ установлены, кроме основной, еще и специальные ставки на прибыль.

Создание бизнеса

Еще до открытия своего предприятия вполне возможно выбрать наиболее оптимальную систему налогообложения, предварительно разработав бизнес-план для своей деятельности.

Рассмотрим, какой может быть оптимизация налогообложения ИП еще до начала открытия бизнеса.

Так, в 2014 году, при создании частного бизнеса, можно добровольно выбрать помимо ОСНО, ЕНВД, УСН и Патентную систему налогообложения.

Рассчитаем налоговую нагрузку определенного вида деятельности, чтобы определить, какая система налогов будет выгодно для развития бизнеса. К примеру, частный предприниматель, имеющий наемных работников, оказывающий услуги по перевозке грузов с использованием собственного транспорта, будет платить следующие платежи (для расчета возьмем сумму фиксированного платежа, которую предприниматель платит за себя в 2014 году – 20727,53 руб.):

  • при системе ЕНВД. Формула, по которой рассчитывается размер платежа: базовая доходность*(физический показатель*12 месяцев)*К1*К2*15% – взносы (не превышающие 50%); 6000 *(3*12)* 1,672*1*15% = 54172,8 – 27086,4 = 27086,4 рублей.
  • при патентной системе налогообложения. Здесь годовой доход умножается на ставку налога: 360 000*6% = 21 600 рублей
  • при УСН. Формула расчета: доход*6% – взносы (не превышающие 50%) – 720 000*6% – 21 600 =21 600 рублей

Из приведенного примера видно, что для указанного вида деятельности выгодной системой выплат является патентная форма, или же упрощенная с объектом «доходы», с учетом того, что доход не будет превышать указанную выше сумму.

Таким образом, создав бизнес-план, и определив планируемые показатели минимум на год, вполне возможно сэкономить на налогах, выбрав для этого подходящую систему налогообложения.

Еще до учреждения своей организации, можно рассмотреть вариант с упрощенным налогообложением, выбрав один из двух объектов – доходы, которые облагаются ставкой в 6%, или же расходы, облагаемые ставкой 15%. Имея на руках бизнес – план, будет легко выбрать правильный объект – зная что затрат предприятия будет менее 60%, то, соответственно выгоднее облагать доходы, если же больше – то расходы.

Представленные примеры наглядно демонстрируют, что пути оптимизации выплат возможны еще до открытия своего дела.