Понятие налогов: их виды, функции и характерные признаки

Налоги: реальные и личные

Прямые налоги принято подразделять на два вида. Первый — так называемые «личные» сборы. Они представляют собой налоги, которыми облагаются доходы либо имущество граждан и организаций, исходя из индивидуальных денежных показателей. То есть, в расчет берется как фактическая величина выручки (зарплаты, ренты и т.д.), стоимости объектов собственности, принадлежащих конкретному лицу — физическому или юридическому. Прямой личный налог, фактически, привязан к паспорту или ИНН человека (или же ОГРН организации). Государство в данном случае не сильно интересует конкретный предмет налогообложения, в большей — тот субъект, который обязан уплачивать с полученной выручки отчисления в бюджет.

Второй основной тип сборов, которые к прямым налогам относятся — это «реальные» платежи. Они взимаются не с конкретного субъекта (физлица или организации), а с определенного вида принадлежащей ему собственности — земли, недвижимости, ценных бумаг и т. д. При подсчете сумм, подлежащих уплате в казну государства, учитываются внешние характеристики объектов налогообложения. Если это, например, дом, то определяющую роль играет его площадь. Как правило, подсчет потенциального дохода, который может принести владельцу тот или иной объект недвижимости, не ведется.

И потому каждый год начисляется налог на имущество — прямой, подлежащий обязательной уплате. Хоть он и сравнительно невелик в России (во многих других странах мира такие сборы исчисляются, исходя из рыночной стоимости имущества, и могут составлять существенные по размеру суммы).

Мы узнали, что прямые налоги делятся на несколько типов, определили их сущность, узнали, почему они так называются. На очереди — изучение совершенно иного типа сборов. А именно налогов, относящихся к косвенным. Попробуем изучить их основные особенности.

Как быть с налоговыми вычетами?

Претендовать на получение вычетов имеет право каждый гражданин РФ, доходы которого облагаются по ставке не ниже 13 процентов.

Благодаря налоговым вычетам, суммы доходов, облагаемые официальными налогами, становятся меньше. Иногда это позволяет вернуть часть расходов по лечению или программам обучения, приобретению квартир и так далее

Это важно для органов учета

Их существует несколько разновидностей.

  • При переносе на будущие расходы после проведенных операций с ценными бумагами.
  • Профессиональные.
  • Имущественные.
  • Социальные.
  • Стандартные. Здесь действуют свои правила для органов учета.

налоги и их сущность. прямые и косвенные налоги.

Например, предприятие (субъект налогообложения) реализует товар (объект налогообложения) и уплачивает с него НДС. Но при этом этот же НДС включается в цену товара, которую платит предприятию покупатель. То есть, несмотря на то, что налог заплатило предприятие, косвенно он перекладывается на его клиентов.

Фактически косвенные налоги представляют собой некую надбавку к стоимости товара или услуги, которая ложится на плечи потребителя. Косвенные налоги можно разделить на 4 группы: Группа 1. Универсальные налоги. Сюда относятся надбавки, которые включаются в стоимость всех товаров и услуг (возможно, за некоторыми исключениями).

Самым типичным (и во многих странах единственным) примером универсального косвенного налога является налог на добавленную стоимость (НДС). Этот же налог традиционно является самым проблемным и спорным: вокруг него постоянно возникают различные дискуссии и прения.Выдать увольняющемуся работнику копию СЗВ-М нельзя Согласно закону о персучете работодатель при увольнении сотрудника обязан выдать ему копии персонифицированных отчетов (в частности, СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ).

Налогии их сущность

Духовныелица освобождаются от уплаты налогов.

Взиманиеналогов регулируется налоговымзаконодательством(см.налоговоеправо).Совокупность установленных налогов, атакже принципов,формиметодових установления, изменения, отмены,взимания и контроля образуютналоговуюсистемугосударства.

Подналогом понимается принудительноеизымание государственными налоговымиструктурами с физических и юридическихлиц, необходимое для осуществлениягосударством своих функций[

Налогне является начальной формой аккумуляцииденежных средств бюджетом.

Существоваломного видов поступлений в казну: даньс побежденных; контрибуции; домены -государственные имущества, приносящиедоход (земля, леса, вещные права, капиталы);регалии – промысловые источники доходамонопольного характера (казенныефабрики; железная дорога; таможенная,судебная, монетная и другие регалии);пошлины с вывоза и ввоза. Введение женалогов предполагает более высокийуровень развития правосознания иэкономики.

Прямые и косвенные

Ко́свенныйнало́г —налогна товары и услуги, устанавливаемый ввиде надбавки кценеилитарифу,в отличие отпрямыхналогов, определяемыхдоходомналогоплательщика.

]Основныевиды косвенных налогов

  • Акциз— вид косвенного налога, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления (табак, вино и др.) внутри страны, в отличие оттаможенных платежей, несущих ту же функцию, но на товарах, доставляемых из-за границы, а также коммунальные, транспортные и другие распространённыеуслуги.
  • Налог на добавленную стоимость— вид косвенного налога; форма изъятия вбюджетчастидобавленной стоимости, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.
  • Таможенная пошлина— вид косвенного налога в виде взноса (платежа) на импортные, экспортные и транзитные товары, поступающие в доход государственного бюджета.
  • Экологический налог— вид косвенного налога, связанный сохраной окружающей среды.

Прямо́йнало́г —налог,который взимается государствомнепосредственно с доходов или имуществаналогоплательщика.

Применительно к прямому налогу юридическиеи фактические налогоплательщикисовпадают. Фактический плательщик —получатель налогооблагаемого дохода,владелец налогооблагаемого имущества.

Прямые налоги представляют собойисторически наиболее раннюю формуналогообложения.

Прямыеналоги делятся на реальныеиличныеналоги.

Прямые налоги устанавливаютсянепосредственно на доход и имущество.Между субъектом и государством существуетпрямая связь: налогоплательщик сразучувствует налоговый гнет.

Отличительнаяособенность данного налога — относительносложный расчет его суммы. Прямые налоги— налог на прибыль; налог на имущество;налог на доходы физического лица. Налогна прибыль — налогом облагается прибыль,полученная налогоплательщиком.

Налогна имущество организаций — облагаетсяналогом движимое, недвижимое имущество,учитываемое на балансе в качествеобъектов ОС.

Объектомпрямого налога являются доход (заработнаяплата, прибыль, процент, рента и т.п.) истоимость имущества (земля, дом, ценныебумаги и т.п.) налогоплательщика, которыйодновременно выступает и сборщиком, иконечным плательщиком налога.

Плательщики НДС

Плательщики НДС являются всеми юридическими лицами независимо от форм собственности, выполняющих продуктивную и другую деловую активность включая предприятия с иностранными инвестициями; подошва (семья) частные предприятия, и также отделения, отделы и другие отдельные подразделения предприятий, которые находятся на территории Российской Федерации и независимо понимании товаров (работы, услуги). Частные предприятия НДС, которые не являются юридическими лицами и также малыми предприятиями, которые прошли к упрощенной налоговой системе, не платят.

Официально в соответствии с законом налог взимается от предпринимателя, но фактически конечный потребитель, который платит его после закупки в цене на товары, становится своим плательщиком (транспортная компания).
НДС действуют как объектные обороты товаров, выполненных работ, предоставленных услуг. В случае продажи товаров самопроизвольность товары и купил на стороне, рассмотрены, в случае исполнения работ — суммы строительства, исследования и технологических и других работ развития; в случае предоставления услуг — доход, полученный от предоставления услуг телекоммуникационными службами, транспортом, жильем и коммунальными услугами и также рекламой, инновационной. Оборот присоединяется к любым деньгам, полученным предприятиями, если их получение связано с вычислениями для платежа товаров (работы, услуги), включая финансовую помощь от других предприятий, пополнения фондов особого назначения, авансовых платежей, штрафов, пени, полученные для нарушения договора поставки товаров, и т.д.

В случае НДС предоставлены налоговые льготы ответственности. Так, освобождены от налогообложения: фонды, переданные в разрешенном к выпуску капитале предприятий, экспортируемых товаров и услуг из границ СНГ, аренды, операции, связанные с адресом денег, валют, банкнот и ценных бумаг, услуги культурных учреждений, искусства, и т.д. постановление правительства Российской Федерации от 20 декабря 1997, утвердили Запас, чтобы не подвергнуть выпуск от НДС (шина для автомобилей, изделий из меха, продуктов железной и цветной металлургии, и т.д.).

Ставки НДС установлены на сумму 10 и 20% Первые действия для пищевых продуктов (кроме подлежащего обложению акцизом) и товары для детей согласно спискам, утвержденным по приказу правительства Российской Федерации; второе — на других товарах, работах, услугах, включая подлежащие обложению акцизом пищевые продукты. Для розничных компаний, обслуживания потребителей, и также предприятия, предоставляющие, оплатили услуги, которые понимают товары (работы, услуги) по ценам и ставкам включая НДС по ставкам 10, и применены 20%-е расчетные курсы 9,09 и 16,67%.

После определения оборота товаров (работы, услуги), посчитано учреждение налогового размера налоговых льгот и ставок умножением налогооблагаемого оборота ставкой. На практике плательщик вводит бюджет различие между суммой налога, полученной от покупателя для реализованных товаров (работы, услуги), и сумма налога, оплаченная поставщикам для материальных ценностей т.е. испытательного механизма, работает. Испытательный механизм является возможностью для предприятий, чтобы исключить из суммы НДС, полученной от покупателя в случае продажи товаров (работы, услуги) сумму НДС, оплаченную поставщику для полученных товаров (работы, услуги). Предприниматели имеют право на возмещение (компенсация от бюджета) в случае выполнения следующих условий:

1) купленные товары (работы, услуги) должны быть оплачены поставщику, т.е. в источнике и документы расчета, сумма НДС распределена отдельно;

2) купленные товары (работы, услуги) должны быть кредитованы, т.е. приняты на балансовом учете;

3) купленные материальные ценности должны использоваться в производственных целях;

4) получая от поставщика счетов-фактур.

Налог на доходы физических лиц

Среди видов федеральных налогов представленная разновидность занимает первое место по значимости и финансовой составляющей. Именно НДФЛ занимает более половины полученных налоговых отчислений в стране.

Отвечая на вопрос: НДФЛ – какой налог (федеральный или региональный) – можно смело утверждать, что представленный вид сбора носит повсеместный характер, а значит, федеральный. Сбор представляет собой процентную ставку от всех получаемых гражданами России доходов – основная заработная плата, подработки, полученный доход от продажи имущества (с определенными условиями оплаты), а также выигрыши и прочие поступления на счета.

НДФЛ – это федеральный налог, который не следует путать с местным или региональным сбором. В отношении его установлена процентная ставка в размере:

  • 9% — на полученные дивиденды до 2015 года в отношении физических лиц, а также на доходы по ипотечным покрытиям до 2007 года;
  • 13% — ставка действует на полученные доходы от различных видов трудовой деятельности;
  • 15% — на полученные дивиденды до 2015 года, налогоплательщиками выступают организации-резиденты России;
  • 30% — ставка действует на все доходы для нерезидентов России;
  • 35% — на определенные виды выигрышей и призов.

В представленной ситуации устанавливается календарный год в качестве отчетного периода. Подача декларации о полученных доходах осуществляется до 30 апреля следующего за отчетным периодом.

Федеральный налог НДФЛ имеет определенные отличия для граждан и организаций, что представлено в таблице.

  Физическим лицам Индивидуальным предпринимателям Юридическим лицам
Плательщики Резиденты России и нерезиденты Физические лица, зарегистрировавшие свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя — Российские организации;
— Индивидуальные предприниматели;
— Нотариусы, занимающиеся частной практикой;
— Адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты;
— Обособленные подразделения иностранных организаций в РФ
Налоговая база — Вознаграждения, полученные не от налоговых агентов;
— Суммы от продажи собственности, если во владении физическое лицо было менее 3 лет;
— Суммы, полученные от источников, находящихся заграницей;
выигрыши и призы;
— Суммы от продаж рукописей, картин и прочих предметов, полученных физическим лицом по факту наследования;
— Суммы, полученные на основе договора дарения.
— Весь полученный доход от предпринимательской деятельности.
— Доход = выручка – расходы, подтвержденные документально.
Все доходы от деятельности, полученные налогоплательщиком
Порядок расчета Ставка налога * налоговая база (сумма дохода) — С подтверждением расходов: доход * 13%.
— Без подтверждения расходов: Выручка * 20%.
Налогооблагаемая база = полученный доход – налоговые вычеты.Налог = налогооблагаемая база * ставка налога
Налоговые ставки Действуют вышеуказанные ставки — 13% — используется при расчете полученной прибыли;
— 20% — используется при отсутствии возможности документального подтверждения расходов
— 20% на налог от прибыли в определенных структурах;
— 13% — на доход с документальным подтверждением расходов
Уплата налога Подача декларации – до 30 апреля, оплата налогов – до 15 июля Подача декларации – до 30 апреля года, последующего за отчетным периодом.
Авансовые платежи вносятся:
— Не позднее 15 июля за период с января по июнь текущего года;
— Не позднее 15 октября за период июль-сентябрь;
— Не позднее 15 января за период октябрь-декабрь.
До 1 апреля необходимо подать налоговую декларацию

Выше уже было сказано, что относится к федеральным налогам и сборам, а также особенности расчета выплат с учетом налоговых вычетов. Необходимо разобрать, что входит в перечень налоговых вычетов федеральных налогов РФ. Здесь выделяют:

  • стандартные налоговые вычеты – эти суммы прописываются в статье 218 НК РФ федеральных налогов, отождествляют вычет на ребенка и на налогоплательщика;
  • социальные – статья 2019 НК РФ – расходы на благотворительность, обучение и прочие направления;
  • инвестиционные – статья 219.1 НК РФ – при осуществлении инвестиционной деятельности налогоплательщиком;
  • имущественные – статья 220 НК РФ – возможность вернуть 13% суммы от приобретенной недвижимости при уплате налогов ранее;
  • профессиональные – статья 221 НК РФ – авторские вознаграждения и прочие доходы от профессиональной деятельности;
  • вычеты при переносе на будущие периоды убытков от операций с ценными бумагами – статья 220.1 НК РФ.

Все федеральные налоги прописаны в НК РФ – документ регулярно претерпевает изменения, о чем следует помнить при подаче декларации.

Порядок расчета налога

Для того, чтобы самостоятельно рассчитать НДФЛ, нужно знать два параметра:

  • налогооблагаемую базу;
  • ставку налога.

Первый показатель – это фактически тот размер дохода, который получил резидент или не резидент.

Ставка – это фиксированная величина, прописанная в НК. Она может быть от 9 до 35%.

Определив два показателя, следует перемножить их и разделить на 100.

Это выглядит примерно так: доход (рубли)*ставка (%)/100.

Теперь остается определиться с размерами ставок. Большинство ситуаций, которые случаются с резидентами, предполагают использование базовой величины в 13%. Например, при зарплате в 10 000 рублей удержание по НДФЛ составит именно 1300 рублей.

Ставка в 9% используется:

  • дивиденды, которые были выплачены акционерам до начала 2015;
  • процентные платежи по облигациям с ипотечным покрытием (главное условия – такие облигации выпущены до начала 2007).

Ставка в 13% используется:

  • заработная плата и другие выплаты по трудовому договору;
  • выплаты по гражданско-правовым отношениям;
  • дивиденды (полученные после 1 января 2015 года);
  • доход от реализации имущества, сдачи его в аренду.

По ставке 15% облагается лишь единый вид дохода – дивидендные платежи, которые получены нерезидентами Росси от отечественных компаний.

Все доходы нерезидентов, кроме тех, что облагаются по 13%, подлежат налогообложению под 30%.

35% применяется на такие виды дохода:

  • все виды призовых выплат, которые были проведены в рамках рекламы;
  • процентная экономия при оформлении займов;
  • доход на процентных платежах от вкладов, которые превышают установленные размеры.

Исходя из указанных значений, можно сделать вывод: среднестатистический житель России в большинстве случаев должен заплатить НДФЛ по ставке 13%. Исключение – это полученные выигрыши, когда придется до 35% от полученного подарка или денежной суммы отдать государству.

2021: Минцифры хочет обязать иностранные ИТ-компании платить НДФЛ с зарплат сотрудников из РФ

В начале марта 2021 года стало известно о предложении Минцифры обязать иностранные ИТ-компании платить НДФЛ с зарплат сотрудников из России. За счет этой инициативы, изложенной в разработанном ведомством плане стимулирования развития ИТ-отрасли, ее авторы рассчитывают увеличить число «физических лиц, ведущих деятельность в области ИТ в правовом поле» и, соответственно, нарастить поступления от такой деятельности в бюджет.

Соответствующий законопроект планируется подготовить к середине 2021 года. По словам источников «Ведомостей», такая мера будет представлена на рассмотрение вице-премьеру Дмитрию Чернышенко.

Она позволит выравнять условия ведения бизнеса между иностранными и российскими компаниями, которые платят налоги в полном объеме в нашей стране, — заявили газете в пресс-службе Минцифры.

Минцифры предлагает выравнять условия ведения бизнеса иностранных и российских компаний

По словам источника ТАСС Информационное агентство России в ИТ-отрасли, иностранные компании используют российский человеческий капитал и не платят налоги за российских сотрудников, а потом они могут предлагать лучшие условия по зарплатам.

Наконец условия ведения бизнеса для российских и иностранных компаний в этой части будут равными, — сказал собеседник агентства, которому известно, что во второй пакет мер поддержки ИТ-отрасли может войти обязательство для иностранных технологических компаний, осуществляющих деятельность из иностранной юрисдикции, платить НДФЛ наравне с российскими.

Как пояснила «Ведомостям» замдиректора Института налогового менеджмента и экономики недвижимости НИУ ВШЭ Татьяна Школьная, в ИТ-сфере часто используются теневые схемы, в которых расчеты не привязаны к местоположению налогоплательщика. В результате подоходный налог он не платит вообще.

В России относительно невысока ставка подоходного налога для физлиц, что стимулирует российских программистов, нанятых зарубежными компаниями, работать дистанционно с сохранением статуса налогового резидента РФ, отметил юрист практики «Международное право и налоги» юридической компании «Лемчик, Крупский и партнеры» Илья Горшков.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ

Единый налог на вменённый доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) При исчислении и уплате ЕНВД размер реально полученного дохода значения не имеет, налогоплательщики руководствуются размером вмененного им дохода, который установлен Налоговым кодексом РФ. ЕНВД применяется в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности (п.2 ст.346.26 НК РФ).Упрощенная система налогообложения (УСН) Один из налоговых режимов, который подразумевает особый порядок уплаты налогов и ориентирован на представителей малого и среднего бизнеса. В связи с применением УСН, налогоплательщики освобождаются от уплаты налогов, уплачиваемых в связи с применением общей системой налогообложения:Патентная система налогообложения (ПСН) Вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и применяется на территориях указанных субъектов Российской Федерации. Налогоплательщиками признаются индивидуальные предприниматели, перешедшие на патентную систему налогообложения Переход на патентную систему налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения индивидуальными предпринимателями осуществляется добровольноЕдиный сельскохозяйственный налог (ЕСХН) Специальный налоговый режим, который разработан и введен специально для производителей сельскохозяйственной продукции. В целях налогообложения к сельскохозяйственной продукции относится продукция растениеводства, сельского и лесного хозяйства, животноводства, в том числе полученная в результате выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов.Налогоплательщики — сельскохозяйственные товаропроизводители: организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, а также оказывающие услуги сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства и животноводства, также рыбохозяйственные организации и ИП.

Федеральные, региональные и местные налоги и сборы в рф

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) налог на прибыль организаций;

5) налог на добычу полезных ископаемых;

6) водный налог;

7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

8) государственная пошлина.

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

К местным налогам и сборам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц;

3) торговый сбор.

ОБЩИЕ УСЛОВИЯ УСТАНОВЛЕНИЯ НАЛОГОВ И СБОРОВ В РФ

Налог считается установленнымтолько в том случае, когда точно определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

1) объект налогообложения;

2) налоговая база;

3) налоговый период;

4) налоговая ставка;

5) порядок исчисления налога;

6) порядок и сроки уплаты налога.

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Согласно положениям ст. 17 НК РФ при установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

Установление налогаозначает принятие законодательного акта с целью присвоения наименования налога, отнесение его к числу федеральных, региональных либо местных и определение налогоплательщика и основных элементов налогообложения.

Федеральные налогиустанавливаются исключительно положениями НК РФ, нижестоящие органы представительной власти не могут изменить ни один элемент федерального налога.

Региональные налогиустанавливаются НК РФ, но законодательство субъектов РФ может изменить налоговые ставки, порядок и сроки уплаты, в пределах, указанных в НК РФ, а так же предусмотренные дополнительные льготы и основное их применение. Льготы не относятся к числу основных элементов, они вообще могут не устанавливаться.

Местные налогиустанавливаются НК РФ, но актами представительных органов муниципальных образований могут изменяться ставки, порядок и сроки уплаты.

Ввести налог (сбор) –значит принять законодательный акт соответствующего уровня с целью взимания налога.

Налоговая базапредставляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам и размеры сборов по федеральным сборам устанавливаются НК РФ.

Налоговая база и порядок ее определения по региональным и местным налогам устанавливаются НК РФ. Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах, установленных НК РФ (ст. 53 НК РФ).

Под налоговым периодомпонимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов (ст. 55 НК РФ).

РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ

Налог на имущество организаций

Порядок исчисления налога на имущество организаций установлен главой 30 НК РФ. Налоговую ставку порядок и сроки уплаты налога  определяют законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации   в пределах, установленных указанной главой НК РФ, . Налоговые ставки  не могут превышать 2,2 процента, если иное не предусмотрено статьей 380 НК РФ. Налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ .

Транспортный налог

Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства (ст. 357 НК РФ).Организации исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Физическим лицам сумма налога, подлежащая уплате исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Налог на игорный бизнес

Сфера его регулирования – налогообложение доходов, полученных от организации и проведения азартных игр. Согласно действующему законодательству, деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах подлежит обязательному лицензированию. Такая лицензия действует бессрочно.

Ставка НДФЛ и сроки подачи декларации

Основная ставка НДФЛ в России составляет 13%. Для отдельных видов доходов установлены . Сумма налога исчисляется в полных рублях, при этом сумма налога округляется до полного рубля в большую сторону, если она составляет 50 коп. и более ().

Основная часть НДФЛ (прежде всего, с заработной платы) рассчитывается, удерживается и перечисляется в бюджет работодателем (налоговым агентом).

Доходы от продажи имущества декларируются физлицом самостоятельно. В этом случае по итогам года заполняется декларация и рассчитывается сумма налога, которую физлицо должно перечислить в бюджет. Декларацию необходимо сдать в налоговую инспекцию по месту постоянного проживания (постановки на налоговый учет) до конца апреля года, следующего за годом получения дохода.

Отметим, что представить декларацию о доходах, полученных в 2019 году, физлицам необходимо до 30 апреля 2020 года, использовать при этом можно только новую форму декларации. Уплатить налог надо не позднее 15 июля.

В то же время представить декларацию по НДФЛ только с целью получения налоговых вычетов можно в любое время в течение года. Предельный срок подачи декларации на этот случай не распространяется.

Напомним, что налогоплательщики, получившие доходы, с которых налоговые агенты не удержали исчисленную сумму налога и передали сведения о них в налоговые органы, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом уведомления об уплате налога ( и , ). Такая норма была введена в 2016 году, а значит уже с 2017 года представлять декларации по форме 3-НДФЛ в вышеуказанных случаях не нужно.

Уровни налогов

Какие же бывают налоги? Начать стоит с того, что Налоговый кодекс делит все налоги на три вида в зависимости от того, кто устанавливает и вводит тот или иной налог. Итак, выделяют федеральные, региональные и местные налоги. Соответственно федеральные вводятся руководством страны, региональные устанавливаются правительством конкретного региона, а местные – администрацией конкретного муниципального образования. Для наглядности стоит привести несколько примеров. Налогами на уровне федерации являются НДС, НДФЛ и другие. В качестве региональных налогов и сборов рассматриваются: транспортный, налог на игорный бизнес и другие. К местным же относятся: земельный, сбор средств на имущество физических лиц и другие. Стоит понимать, что уровень того или иного налога не соответствует уровню бюджета, в который он поступает. Проще говоря, федеральный налог на прибыль организаций не перечисляется в полном размере в федеральный бюджет, а распределяется следующим образом: 17% от суммы обязательного платежа отправляется в бюджет региона, где зарегистрирована организация, и лишь 3% от этой суммы направляется в федеральный бюджет. Таким образом, в данной теме огромное количество нюансов и нужно проявить внимательность при изучении того или иного вопроса в тематике налогов.

Сущность и функции налогов

Налоги представляют собой обязательные сборы, которые взимает государство с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законодательном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.

Экономическую категорию «налог» следует рассматривать в следующих аспектах:

  • по экономической сущности;
  • по формам проявления;
  • с организационно-правовой стороны.

Экономическая сущность налогов проявляется в денежных отношениях, которые возникают в государстве с юридическими и физическими лицами по поводу принудительного изъятия части созданной стоимости и формирования фонда финансовых ресурсов государства. Материальной основой налогов является реальная сумма средств, которые мобилизуются государством.

Конкретными формами проявления категории налога являются виды налоговых платежей, устанавливаемых законодательными органами власти.

С организационно-правовой стороны налог — это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных размерах и установленные сроки.

Налоговым отношениям свойственны отличительные особенности, позволяющие выделить их из общей совокупности финансовых отношений. В частности это обязательный характер налогов и их относительная необратимость.

В современной финансовой науке и налоговом законодательстве используют три основных термина, которыми обозначаются платежи государству — сборы, отчисления, налог. Рассмотрим различия между ними.

Сбором (платой, взносом) является обязательный платеж в соответствующий бюджет, взимаемый с плательщиков сборов, с условием получения ими специальной выгоды, в том числе в результате совершения в пользу таких лиц государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и лицами юридически значимых действий.

Отчисления предусматривают целевое назначение платежей. Они могут быть либо частичными, в том числе установленные согласно экономического содержания платежей, или полными, если средства в полном объеме используются только по целевому назначению.

Налогом является обязательный, безусловный платеж в соответствующий бюджет, взимаемый с налогоплательщиков в соответствии с налоговым кодексом. Налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Характерными признаками налогов, которые позволяют отличить их от других платежей, является то, что они не имеют ни элементов полного эквивалентного обмена, ни конкретного целевого назначения.

Раскрытие сущности и общественного назначения налогов невозможно без определения функций налогов:

  • фискальной;
  • регулирующей;
  • стимулирующей.

Фискальная функция налогов является важнейшей в характеристике сущности налогов, т.к. она определяет их общественное назначение. С ее помощью образуются государственные денежные фонды, то есть создаются материальные условия для функционирования государства. Именно эта функция обеспечивает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества.

Через стимулирующую функцию налогов государство воздействует на процесс воспроизводства, стимулируя его развитие, усиливая накопление капитала, расширяя платежеспособный спрос населения, создавая дополнительные стимулы для деловой и инвестиционной активности, мотивации к работе, поддерживая уровень занятости. В процессе реализации этой функции стимулирующее влияние на общественное производство обеспечивается через дифференциацию налоговых ставок, установления системы льгот и др.

Сущность регулирующей функции налогов заключается в том, что государство, маневрируя налоговыми ставками, льготами, штрафами, условиями налогообложения, создает условия для ускоренного (или замедленного) развития тех или иных производств и отраслей экономики.