Содержание
- Как стать ментором?
- Учителя нельзя выбрать раньше, чем выбрать веру
- Что делает ментор
- Кто такой наставник?
- Кто такой менти?
- Обучение в сообществе
- Где найти наставника?
- На какие вопросы наставник отвечает, а на какие — нет
- Ричард Брэнсон и Фредди Лейкер
- Формат работы
- Как готовиться к встрече с ментором
- Менторинг и коучинг: сходства и отличия
- Как найти наставника?
- Портрет идеального Наставника
- Резюмируем
- Давайте объясню, почему я против бизнес наставничества….
Как стать ментором?
Ментором может стать практически каждый человек, но при условии, если он очень тонко разбирается в своей любимой сфере деятельности и может поделиться информацией, которая однажды помогла ему самому. Поскольку ментор – это наставник, необходимо понимать, что стать полноценным консультантом будет трудно, если не иметь опыта передачи ценных сведений
Важно научиться убеждать людей, заставлять их обращать внимание на ваши советы и рекомендации
Что касается практической точки зрения, опять-таки, чтобы стать ментором, необходимо предложить свою кандидатуру на упомянутых выше порталах-акселераторах. Конечно, любой человек имеет возможность стать полноценным ментором, чем и пользуются многие граждане. Ввиду большой конкуренции заинтересованному лицу порой очень трудно подобрать оптимального ментора для нового стартапа, который позволит ему буквально выстрелить на рынке, сделав прорыв, вызвав желание купить товар или воспользоваться услугой. В этом случае уже придется немного попотеть.
Если вы желаете заинтересовать другую компанию своим предложением касательно менторства, необходимо убедительно объяснить, почему именно вы являетесь идеальной кандидатурой. Как правило, заказчики нуждаются не только в выслушивании вашей речи, но и подкреплении услышанной информации фактами. Здесь уже помогут статистические данные. Покажите, что методы, которыми раньше пользовались именно вы, помогли компании поднять свою планку на рынке. Убедите авторов нового стартапа в том, что он непременно выстрелит, если скорректировать ваши знания под конкретный проект.
Учителя нельзя выбрать раньше, чем выбрать веру
Веру же нужно выбирать, знакомясь с верующими людьми. Надо изучать веру через людей, то есть ходить в разные храмы, общаться с верующими и слушать свое сердце. Вера выбирается через сердце, через внутреннее чувство: «это — мое!» Постепенно человек находит какое-то направление духовной практики. И когда это случается, в его жизнь приходит еще не духовный учитель, а наставник, который ему говорит: «Надо делать так-то». Он думает — ой-ой, нет, это тяжело. А потом видит, что выхода нет, и надо все равно это делать, и начинает выполнять наставления. И только после этого, через некоторое время, необходимое для определенного уровня осознания и развития, Бог дает ему духовного учителя.
Что делает ментор
Действия ментора никогда не бывают насильственны, но при этом он довольно много делает. Естественно он делится различной информацией, способной пригодиться как в профессиональной, так и личной жизни. Мало рассказать человеку об особенностях его деятельности, ментор всегда ищет ошибки в самой личности, те черты характера и поведения, которые не дают человеку развиваться. Поэтому наставничество не похоже на обучение в институте, тут придется не только выучить предмет, но еще и поработать над собой
Важно, что ментор активно вовлекает человека в практический процесс и сам находится в эпицентре той деятельности, которой занимаются. Если это путешествия, то, скорее всего и ментор не сидит на месте, если творческая область, то он проводит свои выставки, если научные изобретения, то издает книгу своих наработок
Проявления могут быть различны, то это всегда активная практика.
Ментор часто переворачивает восприятие мира человека, не давая упираться в одни и те же пути и решения. Если вы годами задаете себе одинаковые вопросы, а потом приходите к одинаковым ответам, то ментор не даст вам иные пути решения, но точно спросит о чем-то таком, о чем вы не додумались спросить себя и окружающих. Они немного или сильно смещают восприятие, что позволяет выйти за сдерживающие рамки развития. Важным моментом является то, что ментор не будет заставлять, но и не станет терпеть халатного отношения – это нужно в первую очередь вам. Поэтому мотивация бывает довольно болезненной, опуская самооценку и задевая наиболее важные глубинные аспекты личности, проявляясь в строгости и наказаниях до тех пор, пока ученик не начнет двигаться уверенно.
Конечно, ментор может познакомить новичка с определенными людьми, способными частично помочь развитию его идеи. Да и подобное предоставление контактов делается не с целью решить все проблемы начинающего в пару щелчков, а с желанием помочь развитию, и скорее всего, выгоду получат все стороны сотрудничества.
Помимо непосредственного контакта с учеником, ментор всегда вдохновляет своим примером. Он не останавливается перед трудностями, показывает ежедневное приложение усилий. Так спортивные тренера сами имеют плотный график тренировок в зале, бывшие модели участвуют в постановке дефиле, а экономисты начинают развивать много стартапов, помогая другим.
Кто такой наставник?
Наставник — это человек со своей жизненной философией построения счастья. Роль наставника для учеников – помочь ухватить, улучшить свою жизнь, прорваться сквозь вязкость быта для того, чтобы взглянуть на ситуацию со стороны. Текущий момент – праздничный или торжественный, рутинный или повседневный, слишком краток, чтобы ним пренебрегать.
Упущенные возможности или недооцененные моменты в жизни – именно то, о чем жалеют люди в зрелом возрасте. Но есть и хорошая новость – умению чувствовать жизнь здесь-и-сейчас можно научиться. Причем для этого не обязательно радикально меняться. Небольшие перемены в образе мышления помогут приобрести способность жить в настоящем как тогда, когда все были детьми.
История знает множество наставников, способных вдохновлять даже через сотни лет. Они словно проводники – вбирают опыт учителей, пропускают его через призму собственной философии, опыта, а после – делятся с миром своими умозаключениями. Омар Хайям, Антон Макаренко, Далай Лама XIV и Билл Гейтс – они в свое время были учениками, прежде, чем стать духовными лидерами или наставниками.
Учителя были у обычных мастеров и императоров, а сегодня без упоминания имен наставников не обходится ни одна церемония вручения, будь то премия по журналистике либо диплом окончания колледжа. Писатель и мотивационный оратор Ник Вуйчич написал в своей автобиографии: «В те моменты, когда вы задумываетесь над возможностью реализовать свои планы, положитесь на людей, готовых стать вашими наставниками».
Кто такой менти?
Подопечный — это человек, мотивированный на обучение, профессионал, которому нужна поддержка для достижения своих целей.
Кто может стать менти?
Человек, который хочет стать подопечным, должен иметь открытый ум, уметь смотреть на ситуацию с разных точек зрения, уважать опыт и мнения других, быть честным и открытым с наставником, уметь размышлять и, прежде всего, быть хорошим слушателем.
Конечно, результат всегда зависит от обеих сторон, но подопечный должен быть способен взять на себя ответственность за результаты саморазвития.
Важно помнить:
- Не перекладывайте всю ответственность за собственное развитие на другого человека. Менти должен четко понимать, что он сам должен направлять траекторию своего развития, а программа, тренеры, менторы, наставники — лишь его помощники на этом пути.
- Нет необходимости начинать программу, если нет четкого понимания ее цели. Делать что-то только для того, чтобы поставить галочку, бессмысленно. Именно здесь может помочь координатор: вместе с будущим подопечным он/она подумает, есть ли у него/нее цель — не является ли она настолько расплывчатой, что пока не стоит обращаться к наставнику.
- Вы не можете копировать чужую жизнь. Вы не можете сделать копию карьерного пути какого-то успешного профессионала. Результат всегда будет отличаться от вашей ролевой модели, потому что у каждого человека свой набор профессиональных компетенций и личных качеств.
Даже с наставником и ментором ученик должен уметь брать ответственность за себя
Обучение в сообществе
Обучение в сообществе — это когда мы учимся в профессиональных группах или клубах по интересам вместе с другими людьми. Именно в сообществах собираются люди с горящими глазами и желанием разговаривать о любимом деле. Там обмениваются книгами, кейсами, статьями, помогают и поддерживают друг друга. Например, в сообществах LLLab и «Списать не получится» объединяются все, кто связан с образованием.
Но если сообщество не сосредоточено на обучении, то на увлекательных разговорах все может и закончится.
Чтобы учиться в сообществе, можно организовать встречи с фасилитатором. Это человек, который управляет дискуссией и помогает участникам группы достичь своих целей. Или изначально поставить цель встречи и запланировать обучение. Для этого можно использовать экспериментальную анкету для сообществ LLLab pro.
Вот несколько вариантов обучения в сообществе.
Мастермайнд группы. Это групповые встречи близких по духу людей, которые регулярно поддерживают друг друга и помогают с личными и профессиональными проблемами.
Обычно в такой группе от трех до пяти человек — так всем будет комфортно активно работать. Участники группы договариваются о периодичности встреч — от одного до четырех раз в месяц. На каждой встрече выбирают тему и по очереди включаются в ее обсуждение. Например, сложный кейс на работе у одного из участников или общий вопрос для всех. Встреча заканчивается четким планом действий, который составляют на основе обсуждений.
Что такое мастермайнд-группа и как ее организовать
Нетворкинг на конференциях или митапах. Нетворкинг — умение заводить полезные знакомства.
Хорошая возможность найти новые контакты — общаться с людьми на больших встречах и в профессиональных сообществах.
Выездные кампусы и летние школы. Такие мероприятия дают не только краткосрочное взаимодействие, но и совместный опыт.
Это можно сравнить с детским лагерем, откуда все возвращались повзрослевшими, с новыми друзьями и новым опытом. Это работает и в кампусах для взрослых — они помогают создать прочные связи между людьми.
Коуч и модератор мастермайнд групп Random Coffee Наталья Ядренцева — об обучении в сообществе:
«По нашему опыту, мастермайнды хорошо работают в сообществах, где участники сталкиваются с вызовами, с которыми сложно справиться в одиночку. Например, масштабирование бизнеса или запуск своего проекта.
В группе все внимание сосредоточено на помощи друг другу. Встречи посвящены историям каждого, успехам на пути к своим целям и возникающим сложностям
Группа помогает с креативными идеями и принятием решений. Это гарантирует продуктивное пространство, где каждый получает обратную связь от людей с похожим опытом.
Участие в мастермайнде учит:
- слышать и слушать других;
- доверять окружающим и процессу;
- разбивать большие задачи на маленькие шаги;
- брать ответственность за реализацию поставленных целей;
- помогать другим;
- развивает креативное мышление и способность видеть ситуацию с разных сторон.
Но самое главное — в групповом процессе каждый видит, что он ценен и важен группе, без него она будет не такой.
Чтобы организовать мастермайнд, посмотрите на свое сообщество свежим взглядом, и ответьте на вопрос: «Где взаимодействие проседает, какие новые связи должны образоваться, чтобы мы стали сильнее?»
Достоинства мастермайнд группы
(Фото: Наталья Ядренцева)
Где найти наставника?
Как мы уже писали – на хакатонах или интенсивах, открытых лекциях и семинарах. Следить на ними можно на сайтах, например:
- https://rb.ru/chance/, https://rb.ru/calendar/
- https://theoryandpractice.ru/
- http://it-events.com/
- https://conf.msu.ru
Главное – не стесняться, подходить и знакомиться, а после – соблюдать все правила нетворкинга: перезвонить в течение двух недель, чтобы напомнить о себе и не перевести холодный контакт в раздел «очень холодный, как Белый ходок, контакт».
Второй вариант – центры карьеры многих столичных вузов и сообщества выпускников проактивных университетов. Сейчас многие из них присоединились к программе Национального ресурсного центра наставничества «Ментори». Особо рекомендуем Фонд «Рекурсия» для студентов МГУ, Центр карьеры РЭУ им. Плеханова и аналогичные подразделениея МИСиС (они, кстати, очень часто проводят хакатоны) и ВШЭ.
- https://recfund.ru/
- http://mentori.ru/
- http://www.misis.ru/about-university/struktura-universiteta/upravlenij-i-centry/careercentr
Третий вариант — не для стеснительных. Вы просто заходите на личную страничку человека, чей опыт вдохновляет вас, и спрашиваете у него совета. Но тут обычно встречаются трудности, так что лучше предварительно указывать место возможной предыдущей встречи. «Я слышал ваше выступление на конференции по образованию в марте 2017 года, и хотел бы…».
Кстати, вот несколько осенних конференций, которые я могу порекомендовать — они помогут вам завести хорошие знакомства:
- http://2017.edcrunch.ru/ — сфера образования и технологий.
- GlobalMentori – международная конференция по наставничеству, сайта у них еще нет, но следить за новостями можно на сайте https://rybakovfond.ru/.
- https://atlanty.ru/ (сразу предупреждаю, что дорого) – все, что надо знать о предпринимательстве и бизнесе.
На какие вопросы наставник отвечает, а на какие — нет
Наставник вряд ли будет отвечать на вопросы, которые легко решить поисковым запросом, ведь ему важно научить подопечного принимать решения самостоятельно. Помощь наставника будет максимально полезна, если:
- ты уже собрал и проанализировал нужную информацию;
- уже есть результат, который тебя не устраивает и который хочется улучшить.
Например, тебя попросили создать простой сайт о проекте, над которым работает команда. Ты проработал блоки, заполнил их контентом, но мобильная версия сайта отображается некорректно: текст скрывается за картинками или съезжает на соседние элементы. Ты перепробовал несколько способов фиксации блоков, но решить проблему так и не получилось. Тогда ты обращаешься к наставнику, показываешь свое решение и варианты решения проблемы. Он поможет найти первопричину некорректной работы сайта, объяснит, почему твой метод не работает. В итоге вы сформируете оптимальный способ решения этой задачи.
Ко встрече с наставником лучше готовиться заранее и записать вопросы для обсуждения. Это отличный способ показать ментору, что ты видишь и ценишь его труд и время. Не злоупотребляй хорошими отношениями: если ты отправляешь человеку пять писем в день и постоянно отвлекаешь по телефону, его желание помогать превратится в поиск причин этого не делать.
Ричард Брэнсон и Фредди Лейкер
Сэр Ричард Брэнсон, пожалуй, самая яркая и неоднозначная фигура современного бизнеса: миллиардер, авантюрист, любитель эпатажа, автор множества смелых бизнес-идей, ставших примерами как оглушительного успеха, так и грандиозного провала. Казалось бы, второго такого персонажа быть не может.
Но задолго до сэра Ричарда роль всеобщего возмутителя спокойствия в бизнес-среде играл другой не менее легендарный сэр — Фредди Лейкер. Как и Брэнсон, Лейкер плохо учился в школе, но с детства отличался предприимчивостью. Выходец из бедной семьи, он вынужден был подрабатывать и постоянно пробовал новые бизнес-идеи. Он рано увлекся авиацией: до Второй мировой войны работал на авиазаводе, с ее началом стал авиамехаником, ремонтировал боевые самолеты и выучился на пилота. После войны он экспериментировал с различными бизнес-идеями в авиации — основал несколько компаний, занимавшихся авиаперевозками. Какие-то бизнес-идеи оказались удачными, какие-то провалились.
Но настоящий прорыв произошел в начале 1970-х, когда Лейкер загорелся идеей совершить революцию на рынке и запустить трансатлантический маршрут, билеты на который будут стоить намного дешевле, чем у остальных авиакомпаний. По его задумке, полет через океан должен был стоить столько же, сколько и поездка на поезде. Говоря современным языком, он решил создать лоукостер.
Почти шесть лет ушло на войну с авиационными властями, прежде чем состоялся первый полет его новой авиакомпании Skytrain. В то время отрасль была еще более зарегулирована, чем сейчас. К тому же крупные авиакомпании резонно опасались, что дерзкий новичок «обрушит рынок». Лейкер не стеснялся называть вещи своими именами. Его резкие высказывания в адрес конкурентов и властей не раз попадали на страницы газет. Он активно использовал нестандартные ходы для рекламы своей компании и применял агрессивные стратегии, граничившие с авантюризмом. И это давало эффект: загрузка его рейсов колебалась от 75 до 80% — невиданный для того времени показатель. Стоимость перелета Лондон — Нью-Йорк в одну сторону начиналась от $135 — у конкурентов цены держались в районе $500.
Однако долго так продолжаться не могло. Pan American, Trans World Airlines и British Airways стали планомерно снижать стоимость билетов, лишая Skytrain главного козыря — дешевизны. Факт сговора доказан не был, но эти действия вместе с нарастающим экономическим кризисом сделали свое дело — в 1982 году Skytrain обанкротилась. Лейкер судился с British Airways и выиграл иск, но компанию это не спасло.
Тем не менее авторитет и слава сэра Фредди Лейкера были столь велики, что когда три года спустя Брэнсон решил основать авиакомпанию Virgin Atlantic Airways, то недолго раздумывал, к кому обратиться за советом и помощью. Он пригласил Лейкера на ланч и поделился своим замыслом. Как позднее писал Брэнсон в своей книге «К черту все! Берись и делай!», Лейкер сказал ему:
«Будь готов к грязным приемчикам British Airways. Это их подлые трюки разорили меня. Не позволяй им сделать то же самое с тобой. Подавай жалобы во все инстанции. Моя ошибка была в том, что я не жаловался».
Брэнсон воспользовался этим советом и подал в суд на British Airways в 1992 году, когда усилившаяся конкуренция между ними действительно вылилась в серию «грязных трюков» со стороны национального перевозчика. British Airways решила не доводить дело до судебного разбирательства и выплатила Брэнсону компенсацию. Позже Ричард говорил: лучшее, что посоветовал ему Фредди Лейкер, — это подать в суд на British Airways до того, как они его разорят.
Для нас же наибольший интерес вызывает другой важный совет, который Лейкер дал своему ученику. Virgin Atlantic Airways не могла похвастаться таким же рекламным бюджетом, как ее конкуренты. Лейкер подсказал своему протеже выход из ситуации — самому стать лицом компании и продвигать ее силой собственной харизмы. В своей книге Брэнсон пишет об этом так:
«Он сказал мне: «Используй себя. Не бойся выставить себя дураком. Иначе ты не выживешь». Этот совет повлиял на весь мой подход к бизнесу. Я принял его и с тех пор все время искал оригинальные способы выделиться из толпы. Я обнаружил, что с помощью необычных и забавных способов больше шансов оказаться на первой полосе газеты, чем на последней».
То, что Брэнсон последовал совету Лейкера, отразило их сходство друг с другом. Благодаря этому две яркие, неординарные и достаточно неуживчивые личности сумели найти общий язык, более того — построить долгосрочные доверительные отношения.
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.
Формат работы
Процедура сотрудничества с ментором делится на несколько этапов:
- первоначально назначается первая встреча, которая может осуществляться в реальности или по интернету;
- далее ментор уделяет своему подопечному несколько часов в неделю или несколько дней в месяц;
- на каждой встрече обсуждаются самые важные вопросы, возникающие у новичка, а также изучаются способы решения проблем;
- некоторые менторы предлагают возможность обращаться к ним в любое время, но обычно это приводит к неэффективному использованию времени наставника.
Некоторые решения, предлагаемые менторами, часто воспринимаются предпринимателями негативно, так как являются неожиданными и специфическими. Но после общения и изучения ситуации с нескольких сторон можно убедиться, что более опытные бизнесмены действительно умеют пользоваться необычными способами, позволяющими справиться с кризисом или иными проблемами.
Менторы представлены наставниками предпринимателей, являющихся новичками в бизнесе. Их можно найти на разных мероприятиях для бизнесменов или на специальных сервисах в интернете. За счет такого сотрудничества обеспечивается успешная деятельность новых владельцев бизнеса.
Не забудьте добавить «FBM.ru» в источники новостей
Как готовиться к встрече с ментором
Менторство немного похоже на репетиторство. Чтобы встреча прошла успешно, нужно, чтобы оба участника подготовились. Менти нужно сформулировать проблему (а правильно сформулированная проблема — наполовину решённая проблема), ментору — ознакомиться с ней и обдумать возможные решения.
Заявка Артёма на менторство выделялась среди других проработкой, подробным описанием, рассказом о себе, о контексте. Он старается подробно описать, что хочет обсудить: к чему прийти, какую проблему не может решить. Это избавляет от дополнительных вопросов: а сколько человек в команде разработки, как деплоите, какие дополнительные флаги используете? Кроме того, важна гибкость мышления.
И ментору, и менти нужно писать заметки. Ментору — чтобы к следующей встрече знать, какие задачи были у менти и как он по ним продвинулся. Менти — чтобы зафиксировать обещания и на следующей встрече описать прогресс. Лучше делиться результатами заранее, чтобы ментор мог планировать диалог. Без заметок нельзя — спустя неделю уже будет сложно восстановить контекст.
Менторинг и коучинг: сходства и отличия
Теперь я хочу рассмотреть, чем схожи и отличаются менторинг и коучинг. В предыдущих публикациях я отдельно описывал, что такое коучинг, виды коучинга и его отдельные направления.
И менторинг, и коучинг имеют одну общую цель: довести человека до желаемого результата. Но методы, которыми эта цель достигается, несколько разные.
В процессе коучинга коуч-тренер не обучает своего клиента, не рассказывает ему, как правильно нужно делать то или иное дело, а помогает ему раскрыть собственный потенциал, скрытые способности и таланты, найти свой собственный путь к достижению поставленной цели. Сам коуч ни в коем случае не указывает, каким должен быть этот путь, он делает так, чтобы его подопечный сам нашел верное решение.
Менторство — это другой процесс, в котором ментор разъясняет своему ученику и показывает на собственном примере, как нужно достигать той или иной цели, поскольку он опытнее в этом деле. Ментор в какой-то степени выполняет и функции коуча, но в целом менторинг — это более широкомасштабный процесс.
Теперь вы имеете определенное представление о том, что такое менторинг, менторство, как происходит этот процесс, для чего он используется. В следующей публикации я более подробно расскажу, кто такой ментор, и как он работает.
Как найти наставника?
Первые наставники – это родители. На сознательном или бессознательном уровне они передают ребенку свой жизненный сценарий. Школа, институт – в период обучения учителя появляются, будто сами собой, об их влиянии на собственную жизнь люди осознают намного позже. Но с возрастом все видится по-другому.
Взрослый человек уже имеет собственное мнение, а жизнь рассматривает сквозь призму пройденного опыта. Но для того, чтобы только обозначить свой путь, нужно научиться классно подражать своим учителям. Музыканты учатся воссоздавать мелодии популярных групп. Поэты имитируют стиль известных лириков. Программисты мечтают создать собственный GOOGLE. Прежде, чем отправиться на поиски наставника, следует задать самому себе 3 вопроса:
- В какой сфере жизни я хочу достичь успеха. Во вселенной все взаимосвязано: личные достижение приводят к переменам на работе и наоборот. Но если человек планирует развиваться как профессионал, то должен искать собственного ментора (наставника в среде бизнеса). Для сознательной работы над собой, которую чаще называют саморазвитием, нужен Духовный Учитель.
- На какой стадии развития я нахожусь. Для того, чтобы попасть в олимпийскую сборную, начинающий спортсмен должен пройти нескольких тренеров. Первый учит бегать трусцой или правильно шнуровать кеды. А к вершинам спортивного олимпа ведет уже другой человек. На разных стадиях развития срабатывает иная философия. Новичку в любой сфере трудно постичь тонкости мастерства человека, находящегося на вершине.
- Какой мой личный тип мотивации из двух возможных вариантов: стремление к успеху или желание уйти от проблем. Кто-то стремится к здоровью, а кто-то пытается избавиться от болезней. Кто-то хочет больше заработать, а кто-то всю жизнь убегает от нищеты. Метод пресловутого кнута и пряника работает по этому принципу.
Наставник не обязательно должен быть один. Иногда для того, чтобы начать путь собственных изменений, нужно полностью поменять окружение. Первое, что должен сделать человек на пути изменения жизни – найти «свою стаю» единомышленников. Когда человек находит друзей, соратников, которые полностью поддерживают его стремления, изменения происходят сами собой.
Портрет идеального Наставника
Личность Наставника играет ключевую роль в успешном или отрицательном результате адаптации нового сотрудника. Наставник должен не только иметь соответствующие навыки, знания или опыт, но и уметь правильно и своевременно донести их до нового сотрудника. Отсюда следует, что далеко не каждый человек способен исполнить функции Наставника. Помимо отличного владения профессиональными навыками, Наставники должны обладать знаниями в области общезаводской документации, являться носителями ключевых ценностей корпоративной культуры, а также обладать целым рядом личностных качеств.
Ключевыми личностными качествами для хорошего Наставника являются: ответственность, целеустремленность, отзывчивость, терпение, чувство такта, владение приемами коммуникации и высокой самоорганизации. Также Наставнику необходимы мотивационные навыки, так как ему необходимо заинтересовать, «зажечь» своего подопечного, ведь интерес к работе увеличивает мотивацию нового сотрудника и делает обучение наиболее эффективным.
Случается так, что руководитель подразделения назначает Наставником наиболее опытного на определенном участке сотрудника, имеющего большой стаж, что не всегда верно. Наставник, кроме опыта и знаний, должен обладать навыком слушать и слышать, быть терпимым и доходчиво объяснять. Приведу основной набор критериев, по которым можно оценить идеального Наставника:
Приверженность корпоративным ценностям. Обладание высоким уровнем вовлеченности.
Наличие системного представления о работе своего подразделения и предприятия в целом.
Обладание значительным опытом работы и знаниями в своей профессиональной деятельности.
Желание быть Наставником. Опасно, когда Наставничество воспринимается как дополнительная нагрузка, это сказывается на качестве обучения
Важно искреннее стремление помогать подопечному.
Способность передавать знания, а это означает умение структурировать свой опыт и четко и последовательно излагать информацию. Также необходимо быть способным к конструктивной критике.
Навыки мотивации, способность заинтересовать.
Навыки влияния на других.
Бытует мнение, что Наставник передает знания и навыки выполнения конкретных незнакомых ранее операций/задач, и в этом его основные функции. Это неверный подход. Исходя из описания портрета идеального Наставника, мы уже понимаем, что функции Наставника значительно шире, чем могут думать многие сотрудники, которые столкнулись с Наставничеством. Кроме передачи знаний и навыков в непосредственной профессиональной деятельности, функции Наставника включают:
- Приобщение новичка к корпоративной культуре, с передачей правил делового и внерабочего общения, традиций и стандартов поведения;
- Выявление проблемных мест в профессиональной подготовке специалиста и проработка этих узких мест;
- Повторение сложных вопросов в части освоения знаний общезаводской документации;
- Обучение поиску и получению необходимой для работы информации;
- Поддержка и эмоциональное поощрение новичка в сложный для него период;
- Предоставление устной характеристики обучаемого по завершению адаптационного периода;
- Передача полученного опыта Наставничества коллегам в компании.
Таким образом, уважаемые коллеги, мы с вами понимаем, что Наставничество – это не просто дополнительно порученная работа. Это огромный труд, большая ответственность и вклад в человека, нового сотрудника, а значит и вклад в предприятие. У многих Наставников, которые искренне и со всей душой относятся к процессу адаптации новичка, образуется устойчивая эмоциональная связь со своим подопечным, и уже после успешного прохождения испытательного срока такой Наставник продолжает поддерживать и в случае необходимости подсказывать своему экс-наставляемому. Кроме того, часто приходится видеть, как Наставник перед аттестационной комиссией волнуется за своего подопечного почти так же сильно, как сам сотрудник, которому предстоит аттестация.
Для того чтобы Наставники у нас всегда были хорошие, а результаты Наставничества положительные, мы сейчас думаем о внесении изменений в систему Наставничества. Наставниками будут всегда одни и те же люди в подразделении, которые имеют высокую оценку соответствующих компетенций, таких как преданность предприятию, навыки эффективной коммуникации, лидерские качества, умение слушать, эмпатия и желание работать с новыми людьми и коллективом Да, да, именно с коллективом.
Безусловно, Наставники также будут проходить обучение и получать рекомендации по развитию определенных компетенций посредством специальной литературы и корпоративных тренингов.
Резюмируем
Обучение у профессионального бизнес-тренера или коуча полезно для предпринимателя – опытный человек поможет избежать типичных ошибок и быстрее приведет к успеху. Существуют 3 основные формы взаимодействия: менторство (наставничество), коучинг (психологическое консультирование) и бизнес-тренинг (отработка конкретных навыков).
В сфере бизнес-обучения сейчас много преподавателей, которые, по сути, ничего не знают, но штампуют бесполезные курсы. Таких дутых специалистов можно отличить по следующим признакам:
- обещание легкого успеха;
- большое количество инфопродуктов в совершенно разных сферах;
- агрессивная демонстрация успешности.
Хороший бизнес-тренер имеет опыт работы в той сфере, в которой преподает. Плюсами также являются внушительное резюме, положительные отзывы и рекомендации, публикации по теме. Всю эту информацию можно изучить в интернете, но понять, подходит ли этот тренер конкретно вам или вашей организации, можно только на личной встрече.
Давайте объясню, почему я против бизнес наставничества….
Все мы взрослые люди….. У некоторых из нас есть свои фирмы, кто-то из нас ИП, кому-то 20 лет, а кому 50…. Я не могу, пока, для себя сформировать портрет предпринимателя,… так как внешнего половозрастного портрета нет! Но многим из нас требуется наставник… тот, кто проведет нас через дебри окружающего мира и упростит нам жизнь….. Нам нужна своего рода сиська изобилия, чтобы присосаться и жить себе спокойно, желательно все упростить до простейших рефлексов…. Чтобы если изобилие кончилось, виноватой была сиська, а не вы!
Хотите правды? На всех сисек не хватает и большинству придется учиться сосать кое-что другое!
Поймите, наставники требуются тем, кто хочет снять с себя ответственность и переложить её на другого человека, а дальше бывают два варианта:
1) советы наставника сработали и у вас все стало хорошо, но тут проблема — в качестве благодарности вас поимеет ваш же наставник…… да это будет справедливо, так как человек решил ваши проблемы и теперь он хочет что то взамен….
2) Советы наставника окажутся вредными…. В итоге ваше предприятие загнется, а виноват вроде как в этот ваш наставник…. Но ущерб, то остался за вами…. Вы можете сколько угодно надувать щеки и убеждать себя и окружающих в том что ваш наставник идиот…. Но за его ошибку все равно платить вам……
Я думаю, очевидно, что бизнес наставник в обоих случаях это плохо….
Прошу заметить, я сейчас написал не про коучеров которые за деньги дают вам объем знаний и критикуют ваш проект — им вы внесли предоплату и именно в авансе их интерес….. они не наставники, они учителя…. Наставник этот именно тот, кто поведет вас за ручку через дебри предпринимательства и будет вам стелить солому и утешать при неудачах разделяйте эти параметры….
Теперь про мотивацию для наставника.
В курсе про перепродажу я затрагивал вопрос интересов других людей. Давайте с позиции из курса попробуем представить наставника и что ему может быть интересно.
Итак водная – вы просите о наставничестве действующего предпринимателя, допустим у него 6 магазинов и колхозный ТЦ и куча недвижки под аренду (реальный пример). У вас ничего нет кроме идеи торговать электрожопочесалками через интернет, например с одностраничников, и с палатки на рынке….. И вам даже денег не надо вы у родственников заняли или сами что подкопили…. Так как умные люди деньги под идеи дают очень неохотно т.е. у вас варианта не было……
Что можете предложить ему вы?
Хотите ответ – ничего!
Ладно не важно за что и почему, но он согласиться вам помочь…… Не важно именем, консультированием… тут у него снова начинаются риски – репутационные… вы же раструбите на всю округу при провале… Ему гораздо выгоднее молча на свои деньги делать свои проекты….
Почему я отказываю в наставничестве?
Неожиданно для себя я начинаю осознавать что я тоже оказываю влияние на людей.… В отличие от большинства коучеров или бизнес тренеров я не накачиваю людей эмоциями… я просто рассказываю, что и почему у меня сработало и что и почему у меня не получилось…. Я не могу знать, что у кого сработает, и кто на чем споткнется…. Максимум типовые проблемы…. И уж тем более я не могу знать всего….
Я пробовал консультировать людей… но ничем хорошим это не кончалось так как:
- люди не осознают свою проблему
- люди не могут объективно оценить ситуацию, но считают что знают все
- люди не понимают что все могут ошибаться, нет абсолютной истины
- в конце концов люди ленивы…. И еще много много других причин…
Есть старая пословица – велика роль учителя, но он может научить того кто хочет учиться и кто сам учиться….
Проблема в том что в качестве наставника я могу проконсультировать, могу рассказать как бы я поступил в тои или иной ситуации, но я формирую свое представление о проблеме по рассказу человека который обратился за помощью…. Я сам не проверяю все данные…. Т.е. я получается даю совет опираясь на субъективную оценку ситуации, накладываю на нее свое видение но не факт что я прав и не факт что обратившийся за помощью верно оценивает ситуацию…. Т.е. вероятность ошибки возрастает на порядок!
Именно по причине невозможности объективно оценивать ситуацию и человека ко мне обратившегося я всегда отказываю в наставничестве и зачастую за место конкретного совета отвечаю весьма размыто…..
Дорогие читатели… Извините меня за сумбур, и отсутствие выводов из этой статьи….. Не смотря на всю её «кривизну» я думаю вы поняли как я отношусь к бизнес наставничеству и почему я отказываюсь от роли наставника. Подписывайтесь на блог, не болейте и до новых встреч….