Как менторство помогает бизнесу и человеку

Как осуществляется менторство?

Давайте рассмотрим, как происходит менторинг. Схема примерно следующая.

Протеже обращается к ментору самостоятельно, либо же руководитель назначает ментора для протеже. Перед ментором ставится задача: чему конкретно он должен научить своего протеже и в какие сроки. И он начинает работу со своим учеником, целью которой является достижение протеже обозначенных результатов.

Из чего складывается эта работа? Обозначу основные моменты, которые выполняет ментор:

  • Оценивает первоначальный потенциал своего протеже;
  • Разъясняет протеже теоретические основы определенного дела/работы/процесса;
  • Показывает протеже на собственном примере, как выполняется работа;
  • Помогает протеже обозначить цели и пути их достижения;
  • Помогает протеже собрать мысли воедино и сконцентрироваться на нужном процессе;
  • Выступает психологическим мотиватором для своего протеже;
  • Помогает протеже преодолеть нерешительность, страхи и т.п.;
  • Помогает протеже обзавестись деловыми контактами, если это необходимо;
  • Дает протеже практические задания, выполнение которых приблизит его к поставленным целям;
  • Дает советы, рекомендации по мере выполнения протеже этих заданий;
  • Оценивает результаты своего протеже;
  • Оказывает психологическую поддержку протеже в процессе менторинга;
  • Помогает протеже прийти к поставленным целям.

Таким образом, в процессе менторства ментор одновременно сочетает в себе функции учителя, тренера, коуча, психолога, консультанта, наставника и других специалистов.

Кто может быть ментором

Ментором может быть тот, у кого есть определенный личный опыт, практические знания и кто готов поделиться своей экспертизой с другими. Это человек, который отлично разбирается в конкретной теме и нацелен на усиление компетенций своих подопечных.

Существует два вида менторов:

  • внутренний (сотрудник компании);
  • внешний (человек со стороны).

Работа внутреннего ментора с менти заключается в передаче опыта и узких, специализированных знаний о конкретной сфере и должности, то есть развитие hard skills. А внешний ментор помогает подопечному натренировать и усилить soft skills.

Но любой ментор должен обладать определенным набором навыков:

  • поддерживать;
  • слушать и слышать своего менти;
  • давать конструктивную и развивающую обратную связь;
  • предлагать варианты пути развития событий, но не настаивать на конкретном;
  • быть внимательным, терпеливым, открытым и честным.

View on Instagram

Что хотели сказать

Менторство не даёт огромных обещаний, это «мягкая сила». Но ментору оно помогает упорядочить собственный опыт, расширить поле экспертизы и избавиться от выгорания, а менти — взглянуть на ситуацию out of the box, составить план действий и добиться цели.

Как говорил Эйнштейн, проблему сложно решить на том уровне, на котором она была сформулирована. Проблема может лежать прямо перед носом человека, но он её не видит, потому что обитает внутри той самой системы. Главное — не переставать пытаться её решить.

Записала Слава @VladislavaZ Жунина

Узнайте, как прокачаться и в других специальностях или освоить их с нуля:

Как выбрать подходящего ментора

Ищите наставника в соответствии со своими ожиданиями. Убедитесь, что у него есть компетенции и достаточный опыт в нужной сфере. Например, основатели облачного сервиса Dropbox Дрю Хьюстон и Араш Фирдоуси у двух успешных бизнесменов из Силиконовой долины Хади и Али Партови, которые работали консультантами для Facebook и Airbnb.

Оцените личные достижения потенциального учителя: хотелось бы вам самому этого добиться? Не выбирайте наставника по его имени или советам друзей. Обращайтесь за советом к тому, чей карьерный путь вас вдохновляет. Если хотите стать подменторным известного человека, попробуйте. В этом нет ничего плохого, но не забывайте о людях, которые многое знают, но остаются в тени из-за специфики своей профессии или характера. Во-первых, у них больше времени и вам будет проще найти время на общение. Во-вторых, они, скорее всего, сами хотят поделиться экспертизой.

Кто может стать вашим ментором и где его найти?

Вашим ментором может стать коллега по работе (или же коллега из вашей сферы), которого вы считаете авторитетом. При условии, конечно, что тот будет согласен, ему будет интересно и будет время на ваше обучение.

Кстати, один из выгодных способов взаимодействия – бартер. Вы можете помогать своему ментору в своей текущей специализации (скажем, вы маркетолог, стартующий со своим бизнесом), а он вам – в своей (он предприниматель, в то же время ему нужно усиливать сферу продвижения).

Но есть еще один совершенно доступный, незатратный и эффективный способ заполучить ментора. В коучинговой практике он называется «Совет Менторов». Способ подойдет, если вы находитесь на уровне не ниже осознанной некомпетентности. Итак, если вы не в состоянии решить какой-либо вопрос, бьетесь над ним и никакого результата, самое время пригласить на совет одного-трех Менторов. Это могут быть политические лидеры, киноактеры, герои художественного романа или же ваш друг детства. Главное условие – эти «персонажи» по вашему ощущению (!) должны уметь справляться с вашей задачей на 10 из 10. Когда вы зафиксируете их, задайтесь вопросом: «А что бы каждый из них сделал на моем месте? Как бы он с блеском решил эту задачку?» И найдите ответ в собственном сознании. Он там точно есть.

Что такое менторство?

Менторство – это способ передачи знаний в рамках процесса обучения в компании. Инструмент, который позволяет развивать людей и передавать практический опыт “из рук в руки”. 

В определенный момент в рамках компании появляются потребности в развитии, которые можно кластеризовать следующим образом: 

  • желание развивать себя – люди, которые хотят развиваться в своей сфере и изучать что-то новое, расширять познания в смежных областях либо даже сменить профессию;
  • желание развивать других – люди, которые уже достигли экспертности и готовы своими знаниями делиться.

Менторство может стать отличным инструментом синергии этих двух сторон. Суть подхода заключается в соединении их в одну команду. Таким образом получается пара из ментора, обладающего знаниями, навыками, опытом и являющегося экспертом в своей сфере, и менти, у которого есть желание эти знания, навыки и опыт приобрести.

Возможность совершенствоваться в процессе менторства получают сразу 2 стороны: в то время, как менти получает новые знания, ментор развивается как наставник.

Где искать наставника

Существует масса способов найти ментора. Например, программа МГУ — первая общеуниверситетская менторская программа в России, организованная силами выпускников. Любой студент или выпускник alma mater может оставить заявку на сайте, и команда клуба устроит встречу с наиболее подходящим наставником. Проблемы, с которыми обращаются в клуб, могут касаться и науки, и других сфер. Вот пара примеров:

  • молодые ученые под руководством старших товарищей разработали инновационную технологию обработки;
  • ментор помог выпускнице физфака разрешить конфликты в коллективе.

Несколько программ предлагает «Сколково», среди которых отметим программу «Технопарка». Здесь упор делается на бизнес и интересные инновации. Вашим ментором будет предприниматель или специалист в области высокотехнологичного бизнеса, а ученик перед началом сотрудничества должен подготовить инновационный проект. Важный момент: участников сразу предупреждают, что ментор не будет инвестировать в их разработки. Впрочем, существует и инвестиционный менторинг — его организуют в «Сколково-Венчурс» (дочка фонда «Сколково»).

Идея наставничества лежит в основе открытого конкурса управленцев «Лидеры России». В нем могут принять участие люди возрастом до 55 лет с менеджерским опытом, одна из причин конкурировать за победу, помимо денежных призов — возможность перенять опыт у наставников, которыми выступают бизнесмены, чиновники высокого ранга и прочие специалисты, от действующих губернаторов и бывших министров до председателей правления многомиллиардных корпораций.

Тысячи экспертов, предпринимателей, высококлассных специалистов во всем мире готовы безвозмездно делиться опытом и знаниями с теми, кто хочет принять их дар, но при этом кроме базовых общих принципов вроде добровольности, доверия и ответственности в этой сфере нет никаких четких прописанных правил. Некоторые даже заранее предупреждают, чтобы протеже потом не расстраивались:

Кто такой ментор?

Вообще, понятие «ментор» происходит из дневнегреческой мифологии, где так звали друга Одиссея, которого тот оставил присматривать за своим хозяйством, оберегать жену Пенелопу от назойливых кавалеров и воспитывать сына. С каких-то пор этим словом стали обозначать старшего опытного наставника, присматривающего за более молодыми, неопытными подопечными. Позднее, от этого имени произошло и понятие «менторинг».

Итак, ментор — это одна из сторон менторинга — человек, выполняющий наставнические функции по отношению к другой стороне, которую принято называть «протеже». Ментор — это человек, сочетающий в себе функции целого ряда разноплановых специалистов. Рассмотрим, что же это за специалисты.

Ментор — это профессионал. Прежде всего, ментор должен быть успешным профессионалом в том деле, которому он будет обучать своих протеже. Человек, который сам не добился нужных результатов в чем-либо, никак не сможет стать ментором в этом направлении.

Ментор — это учитель. Ментор должен обладать способностями к преподавательской деятельности, не только иметь необходимые знания и навыки, но и уметь грамотно донести их до своего протеже.

Ментор — это тренер. То есть, человек, который обучает не только теоретическим, но и практическим основам конкретного дела. Показывает, как это делается, на собственном примере, и следит за тем, чтобы ученик правильно повторял его действия.

Ментор — это консультант. В процессе своей работы с протеже ментор постоянно осуществляет функции консалтинга: подсказывает, как лучше поступить в той или иной ситуации, какие стратегии и тактики решения вопроса более верные и грамотные с правовой, финансовой и других точек зрения.

Ментор — это наставник. Одна из ключевых ролей или функций ментора — это именно наставничество. То есть, полное сопровождение своего протеже к поставленной цели, помощь, советы, рекомендации и т.д.

Ментор — это психолог. Именно так, поскольку на протяжении своей работы он может и беседовать по душам со своим протеже, помогать ему избавиться от страхов, побороть нерешительность.

Ментор — это коуч. В каком-то плане ментор выполняет и функции коуча, поскольку помогает своему протеже раскрыть свой внутренний потенциал, найти в себе скрытые таланты и возможности для достижения поставленных целей.

В целом, ментор — это сочетание всех вышеперечисленных специалистов.

Как стать ментором?

Многие считают, что ментором можно стать, получив образование. Но это большое заблуждение. Ментор должен обладать хорошими навыками и иметь профессиональную подготовку в той области, в которой он является признанным экспертом. Но при этом ментор должен всегда повышать свою компетентность, чтобы помогать своему протеже.

Став ментором, вы можете сами себе обеспечить не только профессиональный, но и личностный рост. А значит, и вырастить свой личный бренд.

Ментор – это высокооплачиваемая профессия. Наставник всегда помогает на предприятии в деле повышения рентабельности в целом, и получения дополнительной прибыли. Потому так высоко и ценятся сами менторы.

Многие успешные люди пользуются услугами менторов:

  • Лариса Долина помогает Александру Панайотову
  • Алла Пугачева вывела целую плеяду новых имен благодаря своему менторскому проекту «Рождественские встречи»
  • Аристотель был наставником у Александра Великого
  • А вот у Моцарта и Бетховена наставником был Гайдн

Сейчас очень развито менторство. В Европе, например, более 75% компаний предлагают своим сотрудникам такого типа обучение/наставничество. При этом и более 75% сотрудников не попадают под сокращение, потому что они представляют для компании ценность вследствие того, что им помогали менторы.

Более 60% сотрудников интересуются при поступлении на новое место работы, есть ли там менторство. И те, кому помогал ментор, получают на 30% больше зарплату после обучения. Так как растет их профессионализм.

Однако стоит отметить, что ментор должен иметь и авторитет в коллективе, или в компании. Отзывы о его методах обучения должны быть отражены в отзывах, или среди сотрудников как «сарафанное радио». Высокий авторитет помогает не только повысить профессионализм у протеже, но и лучше адаптироваться к новым условиям после обучения у ментора.

Доверие между ментором и протеже – это высокий шанс протеже быстрее прийти к целям и стать самому экспертом в своем деле, а может в дальнейшем, и ментором.

Что даёт менторинг организациям?

Эффектов от внедрения менторинга в компании много. Самый мощный — сохранение целостности корпоративной культуры, которую можно передать только от человека к человеку. Менторинг является проводником таких корпоративных ценностей как развитие и доверие.

Менторинг как инструмент используется для целенаправленной подготовки будущих руководителей из числа кадровых резервистов, способствует «взращиванию талантов» и внедрению новых методов работы.

Использование программ менторинга повышает вовлечённость, так как у сотрудников появляется возможность влиять на свою жизнь и карьеру внутри компании. Снижается и уровень стресса в коллективе, поскольку людям есть с кем обсудить свои проблемы. Сотрудник знает, что получит поддержку и понимание от ментора.

Экономический эффект менторинга в том, что он помогает снижать затраты на развитие и обучение персонала, так как в обычной практике компании не оплачивают работу менторов. Менторство — это миссия.

Это далеко не все эффекты, которые можно получить от использования программ менторинга в компаниях. Однако если вы решите внедрять у себя этот инструмент, лучше заранее знать, какие самые популярные ошибки допускают компании на этом пути.

Кто такой ментор?

Слово «ментор» обозначает «наставник, воспитатель» и имеет греческое происхождение. Ментор — персонаж с острова Итаки, старый друг Одиссея, который воспитывал его сына и помог семье дождаться главного героя с войны. Именно поэтому человека, который оказывает всяческую поддержку, обучает и помогает достичь целей, называют ментором. 

Ментор или наставник?

Эти обозначения по своей сути синонимы, потому что и ментор, и наставник занимаются обучением других, основываясь на собственном опыте. 

Но в бизнесе эти понятия все-таки разделяют. Наставник — опытный сотрудник, который объясняет как нужно делать. Систему наставничества обычно используют, чтобы быстро ввести новичков в курс дела. 

Менторство (или менторинг) — вид наставничества, который подразумевает более глубокую работу с подопечными. Ментор, как опытный специалист, не просто делится знаниями, а и оказывает моральную поддержку, помогает в решении сложных задач, и в общем положительно влияет на развитие младшего специалиста.

Ментору также важно: 

  • иметь значительный опыт в профессиональной сфере;
  • быть лояльным к компании, разделять ее ценности и корпоративную культуру;
  • понимать структуру компании, ее направления деятельности и разбираться в процессах своего отдела; 
  • быть готовым уделять время и энергию для наставничества, поскольку это действительно трудозатратный процесс;
  • иметь желание обучать и помогать подопечному, а не просто контролировать и оценивать его работу;
  • уметь высказывать конструктивную критику и предлагать решения возникших вопросов;
  • проявлять инициативу и всегда быть в курсе положения дел работника, решать все проблемы по мере их поступления, корректируя действия подопечного.

Ментор или коуч?

В отличие от менторства, задача коучинга — дать четкие инструкции / план действий, которые позволят решать ежедневные задачи с большей эффективностью. Как правило, коучинг — кратковременное наставничество, помогающее достичь определенных целей. 

Менторство — долгосрочное обучение молодого специалиста. Ментор развивает навыки подопечного на перспективу, взращивает его как профессионала, зарождает определенный стиль мышления и закладывает основы для успеха в профессии. Он мотивирует его развитие и стимулирует личностный рост.

Как внедрить менторство: практические рекомендации

Если вы готовы запускать корпоративное менторство у себя в компании – это уже половина пути к успеху. Остается дело за малым – наладить организационную составляющую. Можно двигаться по следующему ориентировочному роадмапу:

Согласование схемы взаимодействия и утверждение концепции. Перед тем, как приступать к внедрению, необходимо четко прописать формат менторства и согласовать его (если в этом есть необходимость и не вы являетесь финально утверждающим решение лицом)

Особенно важно на данном этапе оценить потенциальную стоимость программы для компании и ресурсы, которые потребуются на ее поддержание на постоянной основе.

Подготовка правил и условий для сотрудников. Они должны включать: суть менторства; инструкцию, как стать ментором/менти; возможности и вознаграждение (если предусмотрено).

Подготовка шаблонов документов и схемы процесса, назначение ответственных лиц

Продумайте, кто будет ответственным администратором; как это все будет фиксироваться; где будет храниться информация о менторских парах; как вы будете оценивать прогресс; кто и в какой момент будет выдавать поощрение / вознаграждение.
Анонсирование, ответы на вопросы сотрудников.

Фиксация первых пар. Непосредственно запуск и проведение менторства.

Начало формирования базы менторов. Это база с перечнем всех сотрудников, обладающих достаточной экспертизой и готовых стать ментором с указанием профильных направлений. В будущем она должна пополняться на постоянной основе. 

Сбор обратной связи, усовершенствование процесса. В каждой компании существуют свои особенности. Невозможно запустить с нуля процесс, предвидев абсолютно все детали, учтя абсолютно все нюансы и выбрав лучшие из всех возможных альтернатив. Будьте готовы к тому, что его придется совершенствовать на основании первого полученного опыта. А модель, которая наилучшим образом зарекомендовала себя в другой компании, не обязательно покажет аналогичные результаты в вашей. 

При подготовке особое внимание стоит уделить процессу формирования пар ментор/менти. Бывает, что желание обучаться и желание обучать сводят будущие менторские пары сами собой

В остальных ситуациях для этого необходима помощь третьей стороны. Это может быть рекомендация как от руководителя, так и со стороны HR-менеджера (Learning & Development специалиста). 

Как может выглядеть сам процесс

Подача заявки на менторство и ее одобрение. 
Фиксация цели менторства. В зависимости от этого определяется его длительность

Если планируется менторство не на постоянной основе, а для достижения определенной цели, важно еще до его начала понимать, что менторская пара хочет получить на выходе и как этот результат измерять. А самое главное – как понять, что в конце менторства результат был достигнут. 
Ментор и менти договариваются о формате проведения обучения (онлайн/офлайн), частоте проведения встреч (раз в неделю/месяц).
Ментор, исходя из запроса, формирует план обучения с обозначением тем и времени, которое потребуется на их изучение

Стоит предусмотреть промежуточные срезы знаний (возможно – в формате домашних заданий). Хорошо, когда менти тоже дает обратную связь и рассказывает, что было легко, а что оказалось сложно сделать самостоятельно.
Финальная проектная работа – то, что поможет систематизировать и подтвердить на практике новые знания и опыт менти.
Торжественное завершение менторства: повышение, переход на новую позицию etc. для менти или вознаграждение ментора.

По данным Employer Branding Community, программы менторства на постоянной основе успешно функционируют в SottServe, Luxoft, Tickets.ua, Intego Group. При этом в SottServe было создано около 700 пар ментор-менти. У нас в Boosta количество не настолько внушительное, но есть положительные результаты как по развитию профессионального уровня коллег, так и кейсы переквалификации/освоения смежных областей. Опыт показывает, что наличие программы менторства в компании положительно сказывается не только на профессиональном уровне сотрудников, но и на их мотивированности и удовлетворенности. 

Если в компании накопилось достаточно экспертизы и целью является взращивание специалистов внутри, а не наем более квалифицированных кадров со стороны, менторство станет отличным HR-инструментом в руках менеджмента.

Авторские статьи и комментарии к ним отображают исключительно экспертизу и точку зрения их авторов. Редакция Hurma System может не разделять мнение авторов.

Виды менторства в компаниях

Само менторство в компаниях может быть разным. Чаще всего под словом “менторство” подразумевается профессиональное наставничество – передача практической информации и специфических hard skills, позволяющих менти повышать свой профессиональный уровень. Это могут быть как общие знания (например, Senior Java Developer делится с Junior коллегой общими знаниями и примерами выполнения сложных задач), так и специфическая информация для конкретной компании или команды (различные наработки и особенности, которые позволят лучше справляться с выполнением обязанностей).

Если вы являетесь фанатом кинематографа, очень наглядным примером передачи такой информации будет сцена из фильма о Гарри Поттере, в которой тому на уроке по зельеварению досталась книга с заметками Принца-полукровки. Подобные “заметки” и являются теми ценными знаниями, которые можно получить только на практике. Их передача преемнику сэкономит значительное количество усилий и ресурсов. Примечательно, что подобные знания есть в любых компаниях и любых профессиях, начиная от рабочих в цехах заводов и заканчивая разработчиками в IT-сфере. Именно поэтому менторство является максимально универсальным инструментом.

Аналогично менторству по hard skills существует и менторство по soft skills. В таком случае человек с хорошо развитым навыком, например, предоставления обратной связи, обучает этому других и делится своим опытом.

Еще один тип – менторство для новичков. При этом ментор необязательно должен обладать глубокой экспертизой или специфическими навыками. Его главная задача – адаптировать человека на новом месте, познакомить с коллегами, рассказать, как все устроено в компании и к кому обращаться в каких ситуациях.

Менторство может проходить как в индивидуальном порядке, так и на достаточно большую аудиторию. Основной особенностью является практическое применение полученных знаний. 

Ментор – это не учитель и не преподаватель. Он не ставит оценок и не выдает сертификатов. Это, скорее, наставник, который делится советами и опытом.

Составьте список вариантов

Создайте перечень потенциальных наставников в соответствии с вашими личными пожеланиями. Составляя этот список, вначале обозначьте самые важные для вас критерии.

– Найдите «общие места». Если вы восхищаетесь кем-то с профессиональной точки зрения, но этот человек неприятен вам как личность, тогда уберите его из списка.

– Ставьте высокие цели. Богатые и знаменитые имеют личных помощников, которые учатся у них и устанавливают полезные связи благодаря этим отношениям. Почему таким человеком не можете стать вы? Если Дональд Трамп ваш идеальный бизнес-наставник, поместите его в верхней части списка. Напишите письмо, постарайтесь назначить встречу или подайте заявку на должность ассистента.

– Проверьте, есть ли в вашей компании или учебном заведении официальная программа наставничества. Если есть, подумайте, насколько она соответствует вашим задачам, станьте ее участником.

Чем занимается ментор и зачем он нужен компаниям

Если кратко, ментор призван решить две задачи: помогать новичкам адаптироваться, а старым сотрудникам — совершенствоваться и переходить на новые должности. Как это работает?

       

По мнению специалиста по социально-техническим системам в АМТЕХ и ментора Solvery Виталия Шароватова, менторство в рамках компании удешевляет адаптацию сотрудников и рост развития.

Замеряем пульс российского диджитал-консалтинга

Какие консалтинговые услуги востребованы на российском рынке, и как они меняют бизнес-процессы? Представляете компанию-заказчика диджитал-услуг?

Примите участие в исследовании Convergent, Ruward и Cossa!

Зачастую новичками в компании действительно никто не занимается. На них сразу обрушиваются задачи, с которыми они не могут справиться. К тому же их никто не курирует, и они остаются наедине со своим стрессом. В итоге процесс адаптации затягивается, человек не справляется с обязанностями и не даёт результат. От чего страдает не только он, но и компания. Ментор же помогает новичку как можно быстрее и безболезненнее пройти этот путь, вводит его в курс дела и не даёт затеряться среди других.

Кроме того, ментор снимает часть нагрузки с тимлида. Если в компанию пришло несколько разработчиков, обучать двух или трёх одному тимлиду с его рабочей нагрузкой будет сложно. И тогда ментор берёт на себя роль наставника для новых сотрудников.

К тому же в отсутствие тимлида процесс наставничества продолжает жить, а не останавливается из-за отпуска или болезни. Компании только на пользу, если несколько человек в команде могут работать с новичками.

Вторая задача ментора — содействовать развитию сотрудников, ускоряя и удешевляя этот процесс для компании. К примеру, в стартапе N трудится разработчик, хорошо делающий свою работу. Эта модель называется AS-IS («как есть», то есть модель уже существующего процесса). Следующая цель такого сотрудника — перейти к модели TO BE, то есть стать перформанс-разработчиком.

Между этими моделями есть дельта, которую менторская культура позволяет упростить. И сделать дешевле переход от состояния AS — IS к TO BE. Соответственно, внедрение культуры менторства в компаниях прежде всего обосновывается с точки зрения экономической целесообразности.

Итоги и планы на будущее

Итак, в течение двух месяцев я и еще несколько человек помогали людям осваивать программирование. Наша группа помогла кому-то начать, кому-то продолжить, а один человек даже замотивировался и нашёл работу автотестировщиком. Основные сложности мы выявили следующие:

  • многим людям на хватает доступности некоторых курсов (мобильного приложения для изучения в дороге)
  • сложно мотивировать людей идти правильным путём (сквозь изучение базовых понятий компьютерных наук)
  • обучение реальному программированию требует обучения и технологиям разработки (DVCS, CI/CD), что лишь добавляет сложности
  • подбор хороших качественных обучающих материалов крайне трудозатратен
  • сложно заинтересовывать и мотивировать людей на начальных этапах (люди хотят чего-то прикладного, но при этом только-только проходят условный оператор).

В планах на будущее мы хотим провести еще несколько интересных активностей: разработать трек обучения веб-разработчика на python; провести, если получится, вебинары по разработке простых игр на pygame; создать простой каркас для обучения веб-разработке. И, конечно же, мы планируем и дальше продолжать отвечать на вопросы по курсам по базовому python.