Содержание
Маркетинг, реклама, связи с общественностью
Когда молодые люди решают, какое нужно образование, чтобы открыть свой бизнес, они часто забывают о маркетинге. Однако каждый предприниматель неизбежно имеет дело с маркетингом. Без него практически невозможно существование современного бизнеса. Знания в этой сфере помогают продавать свои идеи и продукты. Вы поймете, как презентовать продукцию целевой аудитории и инвесторам, а заодно научитесь определять, кто же является вашей целевой аудиторией. Также в рамках маркетинга и рекламы изучают умение воздействовать на людей и общаться с потенциальными покупателями.
Кроме прочего, изучение маркетинга, рекламы и связей с общественностью убережет вас от сотрудничества с недобросовестными маркетологами. Предприниматели, которые недооценивают эту сферу знаний, часто ввязываются в скандальные ситуации, которые приводят к убыткам для бюджета и серьезным потерям для репутации.
С кем вместе я буду учиться на программе «СКОЛКОВО Практикум»?
С такими же предпринимателями из России, Казахстана, Узбекистана, Эстонии и других стран. 92 % участников программы — управляющие собственники, 6 % — функциональные и 2 % — генеральные директора компаний в среднем с 10-летним опытом управления.
Общение с другими предпринимателями открывает огромные возможности для развития и работы в кругу единомышленников. Две трети участников «Практикума» построили бизнес-партнерство с другими выпускниками Московской школы управления СКОЛКОВО, каждый пятый нашел здесь инвестора.
Например, Евгений Иванов, управляющий собственник «ПентаХаус Групп», на «Практикуме» познакомился с Ириной Пальчиковой, управляющим собственником мебельной компании «Русский Нестандарт». Сейчас партнеры работают над совместным международным проектом в рамках строительства объектов для Чемпионата мира по футболу 2022 в Катаре. Сооснователь PR-агентства TrendFox Ольга Павликова нашла новых клиентов в своей учебной группе, а Виталий Александров и Юрий Машенцев на программе вместе придумали сервис прогнозирования продаж для ресторанов Foodcast.ai и привлекли первые инвестиции (позднее проект трансформировался в маркетплейс Foody, и сейчас в него инвестирует ФРИИ).
Цели и результаты обучения будут отличаться от обычного бизнес-образования?
Определенно. Так, в MBA акцент делается на теоретических основах и изучении успешных бизнес-кейсов: студенты бизнес-школы СКОЛКОВО в рамках консалтингового модуля приходят в действующие компании и разбирают их реальные ситуации. А еще делается фокус на философии self-made — для этого один из модулей лидерского курса проходит в экстремальных условиях Камчатки. Это связано с тем, что бизнес-образование в большей степени ориентировано на карьерное развитие: выпускники получают нужные управленческие знания, формируют лидерскую и профессиональную траекторию. По данным портала «MBA в Москве и России», основным результатом обучения 64 % выпускников российских бизнес-школ называют новые знания и навыки, 12 % — карьерный рост, 13 % — деловые связи и 6 % — рост дохода.
У «СКОЛКОВО Практикума» как образования для бизнеса три основных результата. Оно дает образовательный и трансформационный эффект, что затем выражается в деятельности: выпускник может запустить проект изменения или развития своего бизнеса и вывести компанию на новый этап. 50 % выпускников открывают новый бизнес в рамках текущего, а 18 % — новые филиалы. Их выручка, по оценке самих участников программы, увеличивается на 130 %, а горизонт планирования — в 6,5 раз.
Другая важная особенность «СКОЛКОВО Практикума» — работа с предпринимательским мышлением: программа помогает понять, как устроена бизнес-модель, компания, рынок, и научиться стратегически оперировать этими элементами.
Здесь тоже учатся на лекциях, как в университете?
Без лекций никуда, но основной фокус все же сделан на практике и коммуникациях. У «СКОЛКОВО Практикума» сложный инженерно-образовательный движок: синтез множества образовательных режимов и технологий позволяет участникам не перенимать знания, а конструировать собственный опыт. Эта технология работает даже на расстоянии: благодаря своему опыту образовательные инженеры программы смогли во время пандемии без потерь перевести все режимы обучения (вплоть до игрового) в live-формат, чтобы помогать предпринимателям заниматься пересборкой бизнес-модели и проводить анализ новых рынков в режиме реального времени.
В целом «Практикум» — это 5-месячный спринт, где каждый месяц участники проводят по 5 дней на очной сессии, посвященной определенному модулю: рынку, клиенту, продукту, бизнес-модели и ресурсам. Формат занятий динамично меняется: от построения карты бизнеса к публичному выступлению, от проектной работы в кругу единомышленников к сторителлингу и бизнес-играм, от встреч с экспертами к самопроектированию. Есть место и для работы с телом: при высокой интеллектуальной нагрузке практики здоровья помогают поддерживать ресурсность. Работа в учебные дни занимает по 12-15 часов, а между очными сессиями предусмотрена самостоятельная межмодульная работа. Экзаменов нет. Программа завершается защитой пересобранного бизнес-кейса перед партнерами, инвесторами и приглашенными экспертами, на которой предприниматель может прояснить оставшиеся вопросы перед выводом проекта на рынок.
Учиться с такой интенсивностью непросто, но только так можно изучить и пересобрать свой бизнес меньше, чем за полгода.
Менеджмент
По сути, менеджмент изучает все, что связано с руководством. Это необходимые знания и навыки для предпринимателей. Если вы считаете, что управлению и работе с коллективом не стоит учиться, значит, вы никогда не выполняли обязанности руководителя. Или не выполняли их хорошо. Изучение менеджмента на нашем направлении «Менеджмент в инновационном предпринимательстве» поможет собрать эффективную команду, привлекать и удерживать первоклассных специалистов, мотивировать их, а заодно распределять бюджет.
Дополнительные навыки, которые пригодятся предпринимателям
- Ораторское мастерство.
- Деловое и творческое письмо.
- Основы программирования и компьютерной грамотности.
Предпринимателям так или иначе приходится выступать перед аудиторией: большой или маленькой. Ораторское искусство научит вас уверенно держаться перед публикой и эффективно продвигать собственные идеи. Деловое и творческое письмо фактически обучает тому же но в письменной форме. И даже если ваш бизнес не связан с технологиями, все процессы управления и финансовые вопросы проходят через компьютер. Не менее важны для бизнеса вопросы информационной безопасности.
Экономика, финансы и учет
С каким образованием можно открыть бизнес? Практически с любым. При регистрации предприятия закон не требует приложить диплом. Но если вы твердо нацелены на предпринимательскую деятельность в будущем, выбирайте в университете экономические и финансовые специализации. Они наиболее точно и полно познакомят вас с тем, с чем вы неизбежно столкнетесь в будущем.
Экономические дисциплины научат понимать, как функционирует рынок, как встраивается в него каждая отдельная компания и как управлять финансовыми потоками. Они же дадут представление о доходах и прибыли, научат составлять стратегию развития, бизнес-планы. В рамках программы вас могут познакомить и с азами управления персоналом. Финансовые и бухгалтерские специальности, в свою очередь, научат ориентироваться в банковских транзакциях, налогах и учете – со всем этим вы неизбежно будете иметь дело, если откроете даже крохотный бизнес.
Навыки бухгалтера или финансового специалиста полезны для каждого, кто занимается предпринимательством. Безграмотность в вопросах налогов и учета победила не одну перспективную молодую компанию. Даже если вы не будете самостоятельно выполнять функции финансового директора или бухгалтера, знания в этой сфере защитят вас от ошибок и предотвратят злоупотребления со стороны подчиненных.
Отличное направление для обучения – финансовый менеджмент, который даст понимание, как вести обязательные документы, как связаны риски и прибыль, как работает рынок ценных бумаг.