Как научиться писать: блоги о редактуре и копирайтинге

Платформа

Работы-победители сделаны на «Тильде», на отдельностоящих блогах и даже в Гуглдоке. У всех этих форматов есть плюс: в них удобно рассказывать что-то длинное. Там легко читать, легко сохранить в закладки, легко копипастить и кликать. А с точки зрения поисковой оптимизации это вообще сказка.

Примерно половина работ сделаны в «Инстаграме». В «Инсте» классные читатели и много жизни, но проблема с публикацией длинных текстов: там много не влезает, активные ссылки только в шапке, длинный текст приходится разрезать на несколько публикаций. Это неудобно ни читать, ни писать.

Многие выкрутились: поставили активную ссылку в шапку профиля. Примеры: Ольга Селиванова, Варвара Васильева. Это костыль: кликрейт в «Инстаграме» довольно низкий, но при правильной затравке может сработать.

Мое почтение тем, кто в «Инстаграме» сделал галереи, а не простыни текста. Например: Елена Егина, Маша Долгоульская, Екатерина Кацюба.

Есть пограничные состояния: когда основной текст в посте, а галерея — как такой хвостик к основному тексту. Пример — у Анны Пискун. Как по мне, должно быть наоборот: красивый, выразительный текст в галерее с правильным разбитием на слайды; а в тексте поста — коротенький комментарий, зачем эту галерею листать.

Здорово получились короткие юмористические видеоролики — живо и в духе платформы. Пример — ролик Евгении Дорофеевой.

Музыкальная теория

Проблема всех уроков сольфеджио в том, что авторы через пять минут начинают говорить о малых терциях, квинтах и субдоминантах. Чтобы продраться через эту терминологию, нужно иметь невероятную волю к жизни.

Мы эту проблему решили: в книге есть глава с простым и бытовым объяснением музыкальной теории — именно то, что нужно знать, если пишешь музыку на компьютере. Мы начинаем с вопроса, почему ноты вообще звучат. Потом — почему одни звучат вместе хорошо, другие — плохо. И дальше медленно и логично выводим читателя на лады, аккорды, ступени и модуляции. После этой книги не чувствуешь себя в растерянности перед нотами.

Делай хорошо, а плохо не делай

Было много работ в духе «Нужно перестать писать неинтересные статьи и начать писать интересные». Проблема в том, что сейчас люди в «Тильде» и так пишут то, что им кажется интересным.

Гораздо ценнее конкретные примеры: вот берем статью с таким-то заголовком. У нее такие-то проблемы. Вот как мы их решаем. Вот что получается. Вот было, вот стало, показали на примере.

Многие участники ошибочно решили, что их дело — только стратегия. А исполнение, мол, потом кто-то за них придумает. Главное — наметить будущее в общих чертах.

Так вот: будушее намечать, безусловно, нужно. Но чтобы эти наметки превратились в реальный продукт, нужен конкретный план. Он может оказаться ошибочным или измениться по ходу, но всегда нужно с чего-то начинать.

На примере эклеров

Допустим, вы умеете выпекать эклеры. Вы разбираетесь в тесте, начинках и глазури. Ваш способ приготовления эклеров — это ваш стиль.

С этим стилем вы можете печь эклеры на заказ ровно тем людям, которым нужны эклеры. Вы можете пойти в кондитерскую и печь там эклеры. Но если вы хотите печь торты, вам придется научиться еще и этому. Эклеры — это хорошо, но если вы хотите большего, нужно изучить что-то другое.

Нужно ли вам переходить от эклеров к тортам? Я не знаю, зависит от ваших задач. Можно стать великим мастером эклеров и заниматься ими всю жизнь. Можно развиваться в других областях. Можно вообще заниматься кулинарией как хобби, а в рабочее время поставлять черный металлопрокат. Как хотите.

С текстом так же. Ваш стиль — это какое-то одно блюдо в огромном кулинарном мире. Вы можете всю жизнь готовить это одно блюдо и стать в нем мастером. Или можете осваивать другие жанры текста, другие стили и другие задачи.

Практика

Мало кто захочет с вами работать за деньги, если у вас нет опыта. Если вам никто не предлагает работать, у вас не появится опыт. Как разорвать круг? Предложить работу самому себе.

Это может быть дурацкая идея, но попробуйте реализовать ее хорошо. Любой текст можно написать интересно, не нужно ждать для этого коммерческого заказа за миллион рублей. Не получится одно — сделайте второе, третье, десятое.

Практика — это хорошо, но чтобы расти, нужна система ориентиров и наставничества. Поэтому следующий этап — либо Школа редакторов, либо работа в компании (можно сначала одно, потом другое).

Как надо

Чтобы клиенты не тревожились, есть простые правила:

  1. Честно и не сглаживая углы рассказать о проблеме. Не бояться выглядеть плохо — честность и прямота в этой ситуации намного важнее, чем выглядеть хорошо
  2. Показать, что сделано и что будет сделано — конкретно, детально, достоверно
  3. Если применимо — пообещать сроки решения проблемы
  4. Если адекватно ситуации — рассказать, почему это плохо с точки зрения ценностей и задач компании; почему вы сделаете всё, чтобы этого не повторилось
  5. Принести извинения, пообещать оставаться на связи
  6. Можно даже оставить дверь открытой для обсуждений и вопросов: подчеркнуть, что вы готовы общаться с людьми и держать их в курсе

В случае с «Мастерхостом» это выглядело бы так:

В такой ситуации очень трудно оставаться с холодной головой. Тело и разум сами требуют, чтобы тебя ни в чем не обвиняли, а наоборот — пожалели. Там же и бешеные клиенты в службе поддержки, и недовольные люди в соцсетях. Всё это по-человечески понятно. Но публичное заявление всё равно не должно быть в ключе «мы не виноваты».

А как раз наоборот:

Проблема: новости — это про прошлое, а не про будущее

В обычных новостях важно, что случилось. В некоторых случаях важно сообщить об этом как можно скорее: вот сегодня Путин погладил котенка, значит, завтра об этом уже нельзя писать, только сегодня

А в наших новостях неважно, когда это произошло. Nvidia неделю назад показала новый нейроускоритель — теперь эти ускорители будут полгода плыть из Тайваня в США, и только потом их начнут ставить в новые видеокарты

Важно не когда это впервые было представлено, а что с этим будет дальше; как это повлияет на нашу жизнь; сработает ли.

Еще в нашем мире очень много всякого вонючего пиара: какой-нибудь Афганистан сделал робота-калеку из пяти алюминиевых труб — вау, вот это да, вот так технологии! Очевидно, что никакого технологического прорыва нет, зато все издания уже перевозбудились.

Нам нужно не следить за повесткой, а рисовать новую картину мира будущего. И для этого новостной формат бесполезен.

Контент-стратегия для ___________

  1. Цель контента для компании ___________ — повышение продаж, узнаваемости, лояльности, а также привлечение потенциальных сотрудников, партнеров и инвесторов.
  1. Для этого компании _____________ необходимо разработать качественный и востребованный вирусный контент высокого качества с высокой вирусностью и большим охватом.
  1. Прежде чем разрабатывать контент, необходимо выяснить, чего хочет потенциальная аудитория компании ________. Для этого необходимо провести анализ.
  1. По результатам анализа необходимо составить контент-план.
  1. Контент, который будет производить эта команда, должен соответствовать целям и задачам компании __________, а также попадать в инсайт целевой аудитории.
  1. Сторителлинг. Психологический портрет. Когнитивные паттерны. Эмоциональная вовлеченность. Нейрореактивная драматургия. Мифология бренда. Ценностная матрица. Психотипы. Контент по типам информационного метаболизма. Машинное обучение. Блокчейн-контент. Хайп. Вирусность. Тренды.
  1. На продвижение контента нужно выделить не менее ___ млн рублей в месяц.
  1. Необходимо добиться больших охватов.
  1. Доля продающего контента должна быть не выше ___%, а полезного и интересного контента — 100%.

Что теперь делать

Сейчас эта девушка переходит в департамент, который отвечает за международную работу — теперь она будет писать для всего мира. В октябре она отправится по рабочей визе в Европу со всей семьей.

Меня попросили найти человека, который мог бы ее заменить. Это позиция шеф-редактора, то есть нужно много управлять и много делать самому. Если вы увидели в этом портрете себя, у вас правда всё в порядке с согласованием и этикой, напишите мне письмо, адрес на моем сайте. Удивительно, что мы с вами до сих пор не встретились.

UPD: уже подобрали троих, начали пробный период. Пока что не пишите 🙂

Если хотите приблизиться к этому портрету, вот с чего можно начать:

И вы наверняка знаете мои курсы: очный, дистанционный, о клиентской работе и согласовании.

Новые авторы

Мы пробуем открыть редакционный процесс и пустить в журнал незнакомых авторов, то есть «с улицы». Появляется понятие заявки — это . Сначала авторы заполняют заявку, и если тема интересная, начинается работа над статьей.

Статья проходила те же 5-6 кругов редактуры, где-то я просто переписывал всё за автором. Чтобы как-то компенсировать страдания авторов, мы ввели и опубликовали условия работы с нами: 10 тысяч рублей за вышедшую статью. Мы сделали условия публичными, и авторы стали к нам тянуться.

Все авторы поначалу работали лично со мной, но постепенно их стало слишком много для одного редактора, и пришлось создать новые уровни управления.

Эволюция заявки: с каждым годом в шапке всё больше подробностей, а в таблице — всё больше строк

Реакция

Даниил вышел на связь, принес извинения, удалил книгу и просил не идти в суд, аргументируя это тем, что сумма 800 тысяч для него неподъемная. Мне это показалось странным: я был уверен, что у него есть эти деньги, просто он не хочет их платить. В моей голове человек, который проживает на Бали, должен зарабатывать как минимум тысяч 250 в месяц и иметь сбережений в несколько миллионов.

Позднее Даниил прислал мне личное обращение, в котором объяснял, почему эта сумма для него неподъемная. Из его сообщения я сделал такой вывод: не все люди, которые выглядят успешными, на самом деле таковыми являются. А мои представления об островной жизни сильно романтизированы.

Далее у нас с Алексеем был выбор: продолжить давить с прежними требованиями или предложить урегулировать спор до суда, но снизить требования. Мы выбрали второй путь. Наши требования стали такими:

Даниил согласился.

Личная жизнь

Максим Ильяхов женат. С супругой он встретился задолго до расцвета карьеры и момента, когда его имя стало личным брендом, но личную жизнь предпочитай скрывать от любопытствующих. Поэтому в «Инстаграме» и «Фейсбуке» Максима минимальное количество фото, не касающихся его профессиональной деятельности.

Максим Ильяхов и его жена

Ильяхов — увлекающаяся личность. Максим любит учиться новому, поэтому проходит разные курсы, от музыкальных до языков программирования. Как результат — авторские треки, написанный им бот для «Телеграма» и другие творческие достижения.

Редактор испытывает тягу к приобретению электроники, не любит выбирать одежду и ходить по магазинам. В свободное время он пишет музыку, сценарии и занимается версткой.

Кого задело — прошу прощения

Если вы со мной не работаете и у меня не учитесь, а я обидно покритиковал вашу работу, то прошу прощения. Я болею душой за текст в любых проявлениях, и если я неосторожным словом задел ваши чувства по поводу вашей работы, то мне очень жаль.

Я ничего о вас не знаю. Наверняка вы хороший человек. Чисто по-человечески я вас понимаю: всегда обидно, когда какой-то хер с горы лезет в то, в чем он не разбирается. Тем более когда вы на этом зарабатываете, у вас есть кейсы, цифры и деньги. Я понимаю, что своими комментариями задеваю ваше самолюбие. Простите меня, я не со зла. Иногда трудно выключить главреда.

Рукопись

Рукопись создавали в четыре руки: разделили главы и сначала каждый писал свою часть. Я взял то, что можно было быстрее всего превратить в рукопись: те темы, где уже были конспекты, видеозаписи и методички Антона из его школы. Пока я делал эту работу, Антон готовил новый материал.

Когда глава у одного из нас была готова, он передавал ее другому на вычитку и доработку. Потом рукопись возвращалась, и только после третьей пары глаз она отправлялась в папку «На верстку». На этапе рукописи весь текст редактировался дважды: он проходил и через меня, и через Антона. Работали в режиме правок в гуглдоке, ничего необычного.

Решение

Мы взорвали формат новостей. Теперь все заметки про изобретения и технологии пишутся по новой схеме:

Новость нарезается на блоки в соответствии с содержанием. Обязательные блоки: проблема или ситуация; что изобрели, кто сделал, что дальше. Также могут быть дополнительные блоки на усмотрение редактора, например, «Наше мнение». Если какие-то блоки не лезут в новость — их не используем.

За счет того, что ньюсмейкеры выделены в отдельный блок, они теперь не должны толкаться в предложении. Текст не разорвет, даже если открытие сделает международная группа ученых под руководством профессора Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова в соавторстве с доцентом кафедры прикладной кибернетики МГТУ им. Баумана в рамках проекта «Кибернетика в каждый дом», учрежденного Постановлением Правительства Российской Федерации №1124-ПП от 1 марта 2020 года «О порядке проведения Федерального целевого проекта „Кибернетика в каждый дом“».

Больше не нужно связывать этих монстров в предложении. Больше не нужно искать для них синонимы. И главное — это больше не главные герои новости. Акцент смещается с ньюсмейкеров (на которых всем, честно говоря, плевать) на открытия и технологии.

Модули вариативные, поэтому новости будут выглядеть менее монотонно. Эмодзи дополняют новость, читать легче, писать легче, проверять вообще запросто. Меньше двигаешь буквы — больше орешь в монитор от технологических прорывов.

Сначала предыстория, потом что изобрели, потом будущее, в самом конце — герои. Читателю, в общем-то, наплевать, это придумали инженеры из МТИ или Калтеха

Важно, как это изобретение отразится на нашей жизни. И сначала мы вводим читателя в контекст, а потом уже рассказываем саму новость и ее последствия

Всегда можно вернуться к обычному формату: для коротких заметок и шуточек можно использовать формат с меньшим числом модулей или вообще со сплошным текстом. Модули призваны упростить работу команды, и если что-то не лезет — не тулите.

Ноябрь

Жалобы на погоду и бесконечное серое небо в Москве. Фото из прошедшего отпуска.

Публикация о том, как вы ищете новую работу. Пишите креативно, загадочно, с большой претензией — чтобы было понятно, что к вам на хромой козе не подъедешь. Последняя фотография с бизнес-фотосессии.

Сексуальное селфи в очках.

Фото с нового места работы. Хештег #dreamteam

Первый снег! Обязательно сообщите про первый снег!

В ноябре очень хорошо заходят припасенные с прошлого отпуска фотографии фруктов на завтрак. Клубника, манго, бананы, вот эта волосатая красно-коричневая хрень — выкладывайте. Можно хештег #язазож, #витамины и #стоднейдолета

Формат и макет

Обычно книги для чтения делают прямоугольными и вытянутыми по вертикали, а арт-альбомы — по горизонтали. Наша книга сделана в формате, близком к квадратному, чтобы она напоминала две вещи: конверт виниловой пластинки и контроллер Ableton Push.


Книга, конечно, меньше виниловой пластинки

В таком виде книгу будет сложно просто купить и поставить на полку. Она требует к себе внимания и постоянно напоминает о себе. И в подарок классно: не очередная дежурная книга, а нечто особенное. Книга-инструмент и книга-событие.

Квадратный формат требует особого макета. Если поставить текст на всю ширину, строка будет слишком широкой. Если сделать широкие поля, то что на них ставить? Можно разбить полосу на две одинаковые колонки, но тогда макет будет кирпичным. За пару итераций и благодаря совету Артёма Горбунова мы пришли к пятиколоннику:

Текст занимает четыре колонки. Поле может быть слева, по центру и справа. На поле может быть заметка, «крик» или мелкая иллюстрация. Иллюстрации могут «приезжать» в колонки сверху и сбоку. Благодаря всей этой вариативности у каждого разворота есть лицо:

Подобный пятиколонник использовался в бюро в современных макетах журналов «Актиона».

Шрифт в заголовках — прекрасный бюрошный «Бюросанс». Для книги написали скрипт, который в больших заголовках делает первые буквы со свошами (такими красивыми хвостами). Пишешь текст как обычно, а свош подставляется сам.

Антипример

Тут непонятно, кто эти путешественники, которые хотят в ЯНАО

Почему им нужна помощь? Почему не переплачивать турагентствам им важно? Может, нет никаких путешественников на самом деле? А может, наоборот, они хотят пользоваться услугами турагентства, чтобы с них сняли кучу проблем, и они готовы за это переплатить?. Когда вы составляете понимание задачи, вы как бы выбираете траекторию артиллерийского удара

Вы говорите «бить надо туда». Вы внимательно считаете траекторию и делаете поправку на ветер. Вы оцениваете, какие у вас снаряды и как они будут лететь. Потом вы заряжаете и стреляете. Вы можете идеально выстрелить, но если изначально вы рассчитали выстрел не в том направлении, ваш снаряд не попадет в цель

Когда вы составляете понимание задачи, вы как бы выбираете траекторию артиллерийского удара. Вы говорите «бить надо туда». Вы внимательно считаете траекторию и делаете поправку на ветер. Вы оцениваете, какие у вас снаряды и как они будут лететь. Потом вы заряжаете и стреляете. Вы можете идеально выстрелить, но если изначально вы рассчитали выстрел не в том направлении, ваш снаряд не попадет в цель.

Поэтому потратьте время на анализ ситуации. Сделать сам проект несложно.

Как бороться

Самое верное — привести факты и статистику, сослаться на исследование. Однако просто цифр мало. Читатель должен ее понять:

Голый факт

Факт в мире читателя

По прогнозам агентства «Е-маркетер», к 2017 году в России социальными сетями будут пользоваться 75 миллионов человек.

По прогнозам агентства «Е-маркетер», к 2017 году в России социальными сетями будут пользоваться 75 миллионов человек — больше половины населения.

Конверсия этой рассылки письма — 43,3%.

Конверсия этой рассылки — 43,3%. Это на 12,7% выше, чем у любых известных нам рассылок по аналогичным базам.

Однако доставать цифры получается не всегда. Если крыть нечем, возьмите факт из собственной жизни:

Сошлитесь на разговор или переписку:

В конце концов, не стыдно признаться, что вы чего-то не знаете:

Сентябрь

Фото в куче листвы. Рассказ о том, что ваше любимое время года — осень.

Кофе, облепиховый чай, красивые натрюморты в «Шоколаднице». Можно печенье и стаканчик из «Старбакса». Но сразу следом — селфи из спортзала. Хештег #деньдлясебя

Фото с конференции или мастер-класса. Ключевые мысли выписаны списком, отмечайте новые мысли с помощью эмодзи.

Наделайте селфи на улице, будет хороший свет. Но все не выкладывайте, растяните до конца октября.

Фото в обнимку с коллегами с какого-то корпоратива или тимбилдинга. Хештеги #команда и #мылучшие.

Ближе к концу месяца можно начать жаловаться на погоду. Выкладывайте фотографии из отпуска. Можно делать раз в неделю-две до начала декабря.

Сексуальное селфи в черном, коричневом, кобальт-синем (это цвет такой).

Егор Апполонов, «Хемингуэй позвонит»

Проект начался с Телеграм-канала и развился в полноценную платформу. Основатель — Егор Апполонов, журналист с 18-летним опытом. В основном ему отвечают на вопросы и дают советы писатели, лауреаты литературных премий и главные редакторы журналов. Публикуются и уроки именитых авторов — например, Эрнеста Хемингуэя, которому канал обязан своим именем.

У Егора скоро выходит книга «Пиши рьяно, редактируй резво», которая собирает положительные отзывы у литераторов.

Просто пишите. Думаете, кому-то не понравится то, что вы написали? Не создавайте препятствия страхом. Страх — комплекс. Комплексы мешают творить.

Егор Апполонов, «Мне не хватает времени, чтобы писать»

Полировка и корректура

Макет уходил к корректору поэтапно. Когда корректура была готова, нужно было просто пройти все страницы с рукописными пометками и поисправлять ошибки. Дважды.

С корректором Ольгой нам невозможно повезло: это был первый случай на моей практике, когда человек реально разобрался в материале. Например, мы с детства неправильно помнили текст песни Nirvana — Smells Like Teen Spirit. Вот пометка корректора:

Ну ладно, может быть, человек любит Нирвану с детства. Но какова вероятность, что этот же человек любит Four Tet?

Последним штрихом Антон прошел по тексту и добавил в него своего духа и стиля. Книга должна говорить его голосом, поэтому излишне выжимать из нее жизнь не нужно.

Запуск

Договорились, что нужно поднять Вордпресс, нанять одного автора и попробовать что-нибудь написать. Главное условие — автор должен работать в банке постоянно, крутиться среди людей и решать все вопросы на месте. Такой автор-директор. Так в журнале появился первый и ключевой сотрудник — Саша Рай.

Саша сделал так, чтобы у нас появился первый Вордпресс и первый дизайн

Это было сложно и очень важно, но почему — расскажу в статье о Саше, оно стоит того

Саша написал две первые статьи: «Что делать, если нет денег платить за кредит» и «Как работают банки». Потом еще пара статей, и в феврале 2015 года мы показали журнал миру.

В таком виде мир увидел первую версию «Тинькофф-журнала». Статья о кредитах до сих пор одна из наших самых кассовых

Январь

Благодарности прошлому году. Говорите спасибо всем людям, которые вас окружали; вашей супер-команде, супругу, деловым партнерам. Упоминайте как можно больше влиятельных людей, даже если они не имеют к вам никакого отношения.

Посетите московскую новогоднюю ярмарку. Селфи на фоне огоньков (в Айфоне включите режим размытия фона)

Итоги года. Если нечем хвастаться, напишите о личном росте, осознании новых вещей в себе, гармонии с собой и миром.

Грандиозные планы на год. Пообещайте читать по книге в неделю. Сфотографируйте книгу и чашку кофе. Хештег #книгавнеделю. Выпишите главные мысли с первых двух страниц любой книги любого делового издательства. Желательно, чтобы на обложке было слово «Лучший» или «Новый».

Первая пробежка в этом году. Фотография в экипировке на улице. Хештег #зож и #фитоняша

Дистрибуция так же важна, как контент

Допустим, я хочу написать статью на тему, о которой уже писал Вася Иванов. Но у Васи 4000 подписчиков в Телеграме, а у меня — 40 000; у Васи блог не индексируется в Яндексе, а у меня — индексируется. Вася написал, опубликовал и забыл; а я на эту статью сошлюсь из десяти других и повешу ее в «Справочник», и включу в рассылку, и что только не.

В итоге мою статью прочитают 100 тысяч человек, а статью Васи — 2 тысячи.

А потом Артемий Лебедев напишет об этом в своём телеграмчике, и его заметку прочитают 400 тысяч человек. И ни я, ни Вася не сможем ему предъявить, мол, украл идею. Потому что идеи ничего не стоят, контент тоже мало что стоит. Вот дистрибуция…

Карьера

За год до выпуска из института Ильяхов задумался о будущей работе. За его плечами были проекты вроде программы о русском трип-хопе «Вращение» и журнал «Лингва» для факультета. Вместо диплома Максим с товарищами сделали сайт «Бэарс энд водка», на котором рассказали о России на английском языке. В 2010-м приятели зарегистрировали домен и начали наполнять ресурс статьями. Бренд существует до сих пор.

Первой работой Ильяхова были переводы текстов

Затем он брал заказы как вебмастер и постепенно пробовал себя в сферах, привлекавших внимание. В 2009-м начал сотрудничество с дизайн-бюро Артема Горбунова

С 2011-го автор занимается педагогической деятельностью, совмещая ее с основной работой. В этот период он также выступал редактором проектов «Мегаплан» и «Мегапрорыв». В 2014 году Максим занял пост главного редактора журнала в компании «Тинькофф» и пробыл на нем до 2019 года.

Функционирует и созданный Максимом Ильяховым сервис для проверки текстов и редактуры «Главред». В 2016-м писатель организовал на его базе биржу редакторов для приема заказов во фрилансе.

Авторству Ильяхова принадлежат книги, рассказывающие о том, что представляет собой инфостиль. Это своеобразные пособия, помогающие научиться писать полезные тексты. В числе произведений автора: «Информационный стиль», «Пиши, сокращай. Как создавать правильный текст». В сотрудничестве с Людмилой Сарычевой создана книга «Новые правила деловой переписки».

Ильяхов также ведет тематический обучающий курс, занимается педагогической деятельностью в рамках коммерческих проектов и взаимодействия с крупными компаниями.

Как правильно

Чтобы чему-то научиться и получить результат, нужно создать для себя систему обучения: чтобы что-то внешнее заставляло тебя заниматься. В школе это уроки, дневник и страх наказания. В университете это сессии. На работе — давление начальства. Даже в нашем ультралиберальном и мегамотивированном дизайн-бюро есть структура, которая заставляет тебя расти.

Чтобы научиться, нужна система принуждения

В Школе редакторов студенты получают 60-70 часов лекций по шести дисциплинам. Это нереально отсмотреть за один присест, тем более — усвоить. Если я вам сейчас выложу все 70 часов видео, вы с этой махиной просто ничего не сделаете.

Чтобы студенты смотрели лекции и усваивали материал, первая ступень разделена на этапы. Чтобы пройти этап, студенты сдают тесты. Не посмотрел лекцию — не сдал тест — упал в рейтинге. Слишком низкий рейтинг — не попадаешь на следующую ступень. Рейтинговый террор заставляет выделять время на учебу. Никто не хочет болтаться в конце рейтинга.

Сила школы — не в материале. Среди материалов школы нет ничего, что не было бы в одном из двух тысяч советов, которые бюро издает уже восемь лет. И эти советы никуда не пропадут. Материал есть, бери и пользуйся.

Сила школы — в системе обучения. На первой ступени ты учишься выделять время на развитие в профессии. На второй — решать задачи и соблюдать сроки. На третьей ступени ты пашешь, как черт, и выходишь закаленным бойцом.

Профессиональный рост происходит не потому, что тебе отгрузили сто гигабайт лекций. Профессиональный рост — это когда ты целенаправленно пашешь. И школа создает для этого условия. Поступайте, осталось 3 дня.

P. S. Я анонсировал в Школе редакторов вебинары: теперь на первой ступени студенты приходят ко мне на занятия и задают вопросы, а я показываю практику редактуры. Это для тех, кому мало 60 часов лекций.