Что такое лоббизм? понятие, история и примеры лоббизма

Особые соображения

Похоже, что у взяточничества нет никаких моральных искупительных качеств: это прямая покупка благосклонности или преимущества. С другой стороны, лоббирование также используется группами поддержки гражданских прав и окружающей среды в их борьбе с коммерческими и коммерческими интересами. В этом смысле лоббирование становится критическим и важным инструментом воздействия на государственную политику и выравнивает чашу весов между различными группами.

Но слишком часто бывает трудно понять, где заканчивается влияние лоббирования и начинается откровенное взяточничество.

Важный элемент социальной жизни

Можно ли запретить лоббизм только по причине того, что отдельные деятели бросают тень на всю сферу в целом? Как отмечают многие исследователи этой области, лоббировать интересы тех или иных социальных групп совершенно естественно для нашего общества. Это обусловлено структурированностью, иерархичностью социума и заинтересованностью всех и каждого в улучшении условий существования. Лоббизм как явление совершенно неотъемлем от человеческого сообщества, всегда был и будет элементом нашей цивилизации. Конечно, само слово появилось относительно недавно, но именно явление свойственно было и нашим предкам многие столетия тому назад.

Нельзя отрицать тот факт, что продвижение интересов в некоторых ситуациях основано на не слишком легальной деятельности. Всегда находятся люди, готовые ради достижения поставленных перед собой целей «идти по головам», попирать закон и совершать аморальные поступки. Это явление, к сожалению, характерно для нашего сообщества, его сложно исключить в силу самой природы человека.

Начинаем работать: первые шаги

Слово «лоббировать» подразумевает сложную многоэтапную деятельность, позволяющую защитить интересы некоторой группы и привлечь внимание общественности к проблемам, с которыми она сталкивается. В настоящее время продвижение на уровне формулирования проектов законов предполагает сперва выявление собственной позиции, следом за чем можно начинать искать союзников, готовых поддержать позицию активиста. Среди всего списка депутатов необходимо определить, кто будет выступать главным оппонентом

Поиск единомышленников наиболее прост и эффективен через анализ предвыборных программ и обещаний разных партий и отдельных лиц. Это помогает понять, в какой степени заявления программы соответствуют реальной активности после выборов, а также выявить степень сочетаемости обещаний политиков и идей, которые продвигает конкретный лоббист

Среди всего списка депутатов необходимо определить, кто будет выступать главным оппонентом. Поиск единомышленников наиболее прост и эффективен через анализ предвыборных программ и обещаний разных партий и отдельных лиц. Это помогает понять, в какой степени заявления программы соответствуют реальной активности после выборов, а также выявить степень сочетаемости обещаний политиков и идей, которые продвигает конкретный лоббист.

История лоббизма знает и множество других путей поиска поддержки со стороны депутатов. Нередко играет роль личное знакомство, позволяющее обоснованно заключать, заинтересован ли тот или иной депутат в продвигаемом лоббистом законопроекте. Располагая поддержкой хотя бы одного человека, уже можно рассчитывать, что проект будет выдвинут для официального обсуждения, хотя его подготовкой занимались негосударственные объединения. Шансы повышаются, если идею готовы «продавливать» несколько депутатов. Наилучшие возможности у тех, чьи союзники принадлежат к доминирующей партии, особенно если ее положения в целом соответствуют идеям нового проекта.

С этим читают

Лоббист

В современном мире публичная политика – это крайне сложная и запутанная система. Многочисленные государственные и негосударственные структуры взаимодействуют друг с другом на различных уровнях. При этом одна ветвь власти может тормозить или даже полностью блокировать инициативы другой. Разбираться в этом хитросплетении интересов для того, чтобы успешно продвигать определенные политические решения, – задача лоббиста.

Обязанности и требования

Лоббист является представителем той или иной коммерческой структуры, заинтересованной в принятии определенных политических решений. Он должен уметь находить общий язык с политиками, ответственными за их принятие. Для этого ему необходимо обладать выдающимися коммуникативными навыками, а также разбираться в человеческой психологии. Но этого мало – для грамотного взаимодействия с представителями власти, бизнеса и общественных организаций лоббист должен обладать глубоким пониманием политических, экономических и социальных процессов, происходящих в стране, где он работает. Принято считать, что работа лоббиста предполагает подкуп чиновников, но это мнение ошибочно. Лоббист действует исключительно законными методами, опираясь на свои фундаментальные познания в области права.

Трудоустройство

Услугами лоббистов пользуются крупные компании, желающие получить от государства определенные преференции. Это могут быть как госкорпорации, так и полностью независимые структуры. Нередко это предприятия, работающие на экспорт. Как правило, лоббист специализируется и работает только в одной отрасли, например в нефтедобыче.

Образование

Лоббист должен обладать крайне высокой квалификацией в области политологии, экономики или государственного управления. Лучше всего, если он будет выпускником одного из топовых вузов, таких как Московский государственный университет им. М.Ю. Ломоносова, Московский государственный институт международных отношений или Российская академия народного хозяйства при Правительстве РФ.

Другие профессии из данной тематической группы

  • Маркетолог
  • Оценщик
  • Брокер
  • Статистик
  • Трейдер
  • Банкир
  • Бизнес-тренер
  • Product-менеджер
  • Финансист
  • Продакт-менеджер
  • Кризис-менеджер
  • Бренд-менеджер
  • Аудитор
  • Менеджер по персоналу
  • Товаровед
  • Бухгалтер
  • Офис-менеджер
  • PR-менеджер
  • Экономист
  • Мерчендайзер
  • Инкассатор
  • Налоговый инспектор
  • Менеджер
  • Супервайзер
  • Торговый представитель
  • Финансовый аналитик
  • Менеджер по логистике
  • Секретарь

Вернуться к списку профессий

Прочие точки зрения

В рамках инструментального подхода понятие представляет собой ряд способов и вариантов оказания влияния на выработку значимых государственных решений. С коммуникационной точки зрения чиновник доверяет лоббировать интересы специалисту с целью экономии ресурсов (интеллектуальных, информационных, контактных). В процедурном подходе определение представляет собой одну из органических составляющих бюрократической системы, а также хода и правил процесса принятия государственных решений. С плюралистической точки зрения под термином следует понимать особый вид деятельности. Все лоббисты, принимающие участие во взаимодействиях, являются одной из сторон в системе выработки и принятия значимых государственных решений. В рамках корпоративистского подхода понятие представляет собой также некий вид деятельности. В ней принимают участие исключительно наиболее влиятельные организации. В данном случае лоббировать – это воздействовать на выработку значимых государственных решений, используя имеющиеся у упомянутых объединений реальные возможности. В рамках психологического подхода понятие представляет собой влияние с целью манипуляции на лиц, наделенных определенной властью.

За лоббирование платят от 10 000 долларов и выше

Официально в России лоббирования нет, но есть общественные организации, отделы в крупных компаниях и агентства, которые представляют собственные и клиентские интересы в органах власти. К примеру:

  • Российский союз предпринимателей;
  • Торгово-промышленная палата;
  • Опора России;
  • Ассоциация российских банков.

Топ-50 директоров по отношениям с органами власти — Коммерсант

В крупных компаниях работают люди, которые отвечают за продвижение интересов бизнеса: GR-директоры, советники, директоры по взаимодействию с органами власти.

GR-директоры — это люди, которые налаживают отношения с властью и общественными организациями. Часто их роль выполняют первые лица компании, а не отдельные специалисты. GR-директоры — не совсем лоббисты, скорее люди, которые занимаются коммуникациями с органами власти.

Еще есть агентства, которые представляют интересы бизнеса, и частные лоббисты. Зачастую эти люди — бывшие сотрудники органов власти или экс-депутаты.

Команды агентства «Румянцев и партнеры» и Компании развития общественных связей

Например, агентство «Румянцев и партнеры», которое помогает российским и иностранным компаниям вносить законодательные инициативы, руководит бывший член Верховного Совета России, бывший помощник депутата Олег Румянцев. А бывший замглавы администрации президента Сергей Зверев открыл Компанию развития общественных связей.

Похожая история и с крупными компаниями. Например, Станислав Наумов был замглавой Минпромторга, а затем стал работать директором по взаимодействию с органами власти Х5 Retail Group.

Список услуг агентства, которое помогает представлять интересы бизнеса в органах власти

Руководители агентств по работе с органами власти о гонорарах — Медуза

За свою работу по продвижению интересов в органах власти агентства берут гонорары: в среднем 10 000 — 15 000 долларов в месяц, а для больших проектов — от нескольких миллионов до любой суммы, потому что верхней границы не существует.

Если появится закон о лоббировании, российский рынок может составить от 10 до 20 миллиардов рублей в год.

Легальная лоббистская деятельность ведется в США с 1876 года, когда приняли первый федеральный законопроект. В середине прошлого века в стране ввели обязательную регистрацию лоббистов: в 1981 году было семь тысяч лоббистских организаций, в 2010 году — пятьсот. Такой спад объясняется ужесточением законодательства с целью ограничить деятельность лоббистов.

Сегодня работа лоббистов в США строго регламентирована. Лоббист регистрируется как представитель компании и указывает, чьи интересы он представляет и по какой конкретной задаче. Во время работы он обязан публиковать, сколько денег и на что именно потратил, чтобы решить вопрос.

В США запрещено делать подарки чиновникам, даже угощать в ресторане или давать скидку. За этим строго следят: к примеру, известного лоббиста Джека Абрамоффа посадили в тюрьму на четыре года за оплату поездки лидера республиканцев в конгрессе на отдых, его обедов в ресторанах и билетов на спортивные матчи.

Также регламентируют и механизмы работы лоббистов: что можно делать, к кому обращаться и как продвигать интересы клиента.

В США лоббированием интересов через представителя могут заниматься иностранные компании и даже другие государства. Например, в 2018 году банк ВТБ пытался добиться исключения из санкционных списков с помощью лоббистской компании.

В целом же в США отношение к лоббизму неоднозначное: некоторые лоббисты нарушают закон и этические нормы, занимаются непрямым лоббизмом вроде организации публикаций в СМИ, пользуются личными связями и встречами.

Каким может быть лоббизм?

Проактивным: можно привести пример СOSCO Shipping Holdings. Согласно данным, опубликованным Министерством юстиции США, в июле этого года она наняла лоббистов для оказания консультационных услуг в связи с предполагаемой сделкой по покупке за $ 6,3 млрд компании Orient Overseas (International) Limited.

Понимая сложности, связанные с одобрением сделки антимонопольными органами США, компания наняла лоббистов для разработки плана мероприятий и осуществления PR-кампании.

Фото с сайта fortunedotcom.files.wordpress.com

«Реактивным»: можно привести пример компании VTB Bank, которая наняла компанию Sidley Austin LLP в качестве лоббиста для разработки стратегии и лоббирования интересов в Конгрессе и правительстве США. Это было сделано после того, как США наложили санкции в отношении аффилированных с Россией банков.

Практика успешного лоббирования интересов в США есть и в Беларуси. В качестве примера можно привести действия Белорусской калийной компании и ОАО «Беларуськалий», направленные на предотвращение принятия законопроекта сенатора от республиканцев Стива Пирса о расширении американских санкций на ОАО «Беларуськалий» и Белорусскую калийную компанию.

Эксперты говорят, что в действиях самого Стива Пирса напрямую усматривается лоббирование интересов конкурента белорусского производителя калийных удобрений — компании Intrepid Potash. В результате оперативных контактов с государственными органами, активных PR-действий, направленных на информирование целевой аудитории и властей США о Беларуси, качестве белорусских удобрений и пользе конкуренции для калийного рынка США, белорусские компании смогли добиться того, что законопроект так и остался проектом «на бумаге».

Стратегия лоббирования интересов отличается в каждой конкретной ситуации. Задача лоббистов состоит в том, чтобы разработать эффективную стратегию действий, направленную на достижение конкретных результатов и целей, которые преследуют их клиенты в США.

Фильмы про лоббистов

Самыми интересными фильмами про лоббистов называют такие кинокартины:

  1. «Здесь курят». Фильм рассказывает про мужчину, которому необходимо лоббировать табакокурение. Однако он выбрал такую работу только потому, что нужны деньги для сына.
  2. «Достопочтенный джентльмен». Рассказывается про мошенника из Флориды, который мечтает про большие деньги и для этого отправляется покорять вершины в большой политике.
  3. «Уроки любви». В центре сюжета – невоспитанная подружка известного миллионера. Чтобы ее хоть немного укротить и обучить манерам, мужчина нанимает интеллигентного журналиста в качестве учителя.
  4. «Мисс Слоун». Фильм про девушку лоббиста, прославившуюся своим талантом победить во чтобы то ни стало и добиться желанных целей.
  5. «Похожие на мартовские иды». Картина рассказывает про одного из членов команды губернатора, который работает в избирательной компании.

Лоббизм в России считают коррупцией

Конституция России — на Консультанте

Понятия лоббизма в российском законодательстве нет, хотя возможность лоббировать интересы заложена в Конституции. Каждый житель России может:

  • создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов — статья 30;
  • участвовать в государственных делах лично или через представителя — статья 32;
  • обращаться лично или направлять обращения в органы власти — статья 33;
  • защищать свои права всеми способами, которые не запрещены законом, — статья 45.

Законопроект о лоббировании 2003 года — на Гаранте

По сути Конституция дает правовую основу для лоббизма, но конкретных законов нет, хотя законопроекты о лоббировании создавались несколько раз. Например, в законопроекте 1994 года появилось понятие клиента — для кого проводится лоббистская деятельность. А в законопроекте 2003 года любая информация от лоббистов должна официально регистрироваться и ставиться на учет.

Проблема всех законопроектов в том, что государство и общество не были к ним готовы. Ни один законопроект не объяснял, как разграничить лоббирование и коррупцию, а еще с принятием такого закона пришлось бы менять другие законы и даже работу органов власти.

На конференцию собрались ученые, преподаватели, научная общественность. Они обсуждали налоговое право в решениях Конституционного суда. По итогам конференции организаторы составили резолюцию и направили ее в Конституционный суд. Если суд учтет мнение научной общественности в своей работе, это и будет лоббированием, но суд не обязан это делать.

Если бы в России приняли закон о лоббировании, органы власти были бы обязаны рассматривать такие обращения, а пока всё буквально зависит от того, к кому попадет конверт с предложением о законопроекте и не выбросит ли его секретарь.

Кажется, что лоббирование законов — это когда богатые и влиятельные просят своих друзей в Госдуме принять закон, чтобы они все стали еще более богатыми. Конечно, есть коррупция и личные связи, и нет закона, который регулирует всё это.

Легальная лоббистская деятельность как раз и помогает продвигать работающие и полезные обществу законы. В комитетах Госдумы недостаточно узких специалистов, и депутаты не понимают нюансов банковской системы, бизнеса, строительной сферы, транспортной промышленности.

И здесь появляются лоббисты — люди, которые представляют интересы профессиональных групп и рассказывают о проблемах отрасли и возможных решениях. По сути лоббирование — это свобода для организаций, возможность говорить. Сейчас органы власти не обязаны слушать всех, а с принятием закона о лоббировании будут обязаны прислушаться.

Важно, чтобы общественные объединения и бизнес могли доносить до власти свои интересы. Иначе появляются законы, которые просто оторваны от жизни и не работают

По опыту, сейчас института лоббизма в России нет, а из-за коррупции и ряда законов, которые выгодны немногим, сама идея лоббизма воспринимается негативно.

Кому подходит

Работать лоббистом может далеко не каждый. Как правило, в эту профессию попадают бывшие политики или люди, которые получили хорошее образование и имеют опыт работы в государственных структурах: отраслевых министерствах, аппарате Госдумы, Правительства или Президента.

Кроме того, лоббисту должны быть присущи такие личные качества:

  • коммуникабельность и умение вести переговоры;
  • способность убеждать собеседника в своей правоте;
  • безупречная деловая репутация и авторитет в различных органах власти;
  • аналитические способности, умение видеть как отдельные моменты, так и картину в целом;
  • организаторские таланты, без которых невозможно провести даже обычное мероприятие, не то что реализовать масштабный проект;
  • терпение и выдержка;
  • трудолюбие и настойчивость;
  • готовность работать в режиме 24/7 в самые ответственные моменты;
  • выдержка и умение контролировать эмоции.

Плюс профессии – это ее престижность и редкость, а также высокие заработки. Каждый лоббист является уникальным мастером своего дела. Но здесь кроется и минус, поскольку войти в эту профессию очень сложно даже опытному человеку, а выпускнику вуза нужно неустанно трудиться несколько лет, чтобы только приблизиться к мечте.

Профессиональные обязанности

Поскольку профессия лоббиста не утверждена в России законодательно, то и четкого перечня обязанностей у него нет. Агент должен выполнить задание заказчика, например, обеспечить принятие закона об уменьшении пошлины на металлопрокат. А каким образом он это будет делать – уже секреты профессии.

Но в любом случае хороший лоббист обязан:

  • быть всегда в курсе последних событий, которые происходят в мире и стране;
  • отслеживать все законодательные и нормативные акты по интересующему его вопросу, начиная с создания, прохождения согласования в комитетах и комиссиях, до принятия;
  • наблюдать за работой различных государственных учреждений и анализировать их деятельность;
  • знакомиться и постоянно поддерживать хорошие отношения с чиновниками, их заместителями, помощниками и секретарями, а нередко и членами их семей;
  • знать специфику рынка, на котором работают заказчики;
  • генерировать идеи, писать и продвигать законопроекты;
  • работать с избирателями, если дело касается политики;
  • сотрудничать с общественными организациями и отдельными деятелями;
  • вести деловую переписку в интересах заказчика;
  • обращаться к общественности за поддержкой, если это необходимо.

Чтобы приобретать полезные знакомства и поддерживать связи, лоббисту приходится вести активную общественную и светскую жизнь. Это дает возможность побеседовать с влиятельными людьми в неформальной обстановке.

Реальность и стереотипы

Если спросить обывателя в нашей стране, что такое лоббизм, скорее всего, в первую очередь припомнят коррупцию и использование «нечистых» денег для продвижения интересов группы населения в ущерб всем прочим. Такое мнение действительно широко распространено. Многие исследователи темы отмечают, что и в других державах нередко стереотипы такие же. Несмотря на уверенность, что в основе деятельности лежит взяточничество и пренебрежение законами, в реальности термином принято обозначать многоплановое и исключительно сложное явление, которое в некоторых случаях действительно может сочетаться с нарушением установленных обществом правил, но чаще происходит в полном соответствии с ними.

Если рассматривать это на практике, можно сравнить лоббизм со следующей ситуацией: понятие торговли, к примеру, столь же разноплановое, и одни соблюдают законы, а другие продают запрещенные товары. Нельзя осуждать явление торговли в целом только по причине несоблюдения правил некоторой конкретной группой населения (например, сбытчиками запрещенных наркотических веществ). Аналогичная ситуация складывается и с понятием лоббизма: пока одни активисты действуют строго в рамках закона, другие не гнушаются никакими методами ради достижения поставленной цели. Конечно, это бросает тень на саму отрасль деятельности как таковую, в то же время нельзя объединять всех лоббистов в эдакое «зло».

Что значит лоббировать интересы?

В зависимости от точки зрения, понятие «лоббировать интересы» может иметь то или иное значение. В данном контексте лоббировать — это значит взаимодействовать с органами власти. В данном процессе могут участвовать граждане, общественные объединения, группы, отдельные лица, организации и предприятия. Они специализируются непосредственно на лоббистской деятельности. Помимо того, в процессе могут участвовать и другие субъекты правоотношений. Основной целью взаимодействия является оказание влияния на принятие необходимых решений.

Политическое лобби

Под лобби в политике понимают систему приемов и практики реализации интересов разных групп граждан путем воздействия на органы государственной власти. Под данным термином принято понимать высококвалифицированную деятельность, которая имеет политический смысл и правовое обоснование и при этом является интегральным элементом демократической системы. Цели лобби разные, но даже в странах с богатыми демократическими традициями у лобби социально-экономические цели, которые связаны с решениями вопросов собственности.

Оружейное лобби

Считается, что самое крупное оружейное или как еще его называют военное лобби – это NRA (Национальная стрелковая ассоциация). Исходя из отчетов по финансированию различных предвыборных компаний, здесь тратится намного меньше, нежели в анти-оружейных группах. В разное время в ней было от 4,5 до 6 миллионов членов, что делало самой крупной по членству добровольной НГО в Америке и второй во всем мире. Что же касается анти-оружейных групп, то они хотя и имеют громкие названия, часто ограничиваются тысячами членов, а иногда даже сотнями и десятками людей.

Нефтяное лобби

Очень сильное лобби существует в Америке. В этой стране руководство шестнадцати небольших нефтяных компаний стали инициаторами создания группы «Производители за экспорт американской нефти». Они даже смогли встретиться с сотрудником Белого дома Эта встреча которая хотя и стала безрезультатной, все же смогла показать прием лоббистской аргументации, заключающийся в стремлении формулировать цели предлагаемого решения. Цель группы:

  1. Добиться, чтобы был отменен запрет на экспорт нефти и этим сделать новый фундамент американской экономики.
  2. Создать новые рабочие места.
  3. Снизить цены на нефть на мировых рынках.
  4. Восстановить геополитическое превосходство.

Табачное лобби

О вреде курения известно даже детям. Однако от этого количество курильщиков не уменьшается, а даже растет. Вместо того, чтобы всячески препятствовать распространению губительной вредной привычки, находятся люди и даже группы людей, готовые поддержать табакокурение на всех уровнях, в том числе на уровне государства. Такие табачные лоббисты выступают против законов, запрещающих или ограничивающих любимое многими людьми во всем мире пристрастия.

Игорное лобби

Игорное лобби направлено на защиту игорной сферы в стране, куда принято относить азартные игры в казино, лотереи и букмекерская деятельность. В числе стран, где такой бизнес под запретом и Украина. Здесь уже 6 лет игорные заведения вне закона. Однако лоббирующие группы продолжают делать попытки реанимировать данную отрасль. Сейчас есть более девятнадцати законопроектов на данную тему, но пока ни один из них не набрал нужное количество голосов. Было принято решение создать рабочую группу, которая будет работать над этими законопроектами.

ЛГБТ лобби

Под ЛГБТ лобби понимают поддержку групп людей прав представителей сексуальных меньшинств. Одно из их требований – легализировать однополые браки. В числе таких стран Франция. Однако легализация однополых союзов здесь вызвала широкий резонанс в общественности. Всего такие браки есть в шестнадцати странах мира. Впервые такой союз был создан в 2001 году в Нидерландах. Тем мне менее в некоторых европейских странах такие браки не признаются или вовсе запрещены на конституционном уровне. Есть свое голубое лобби в шоу бизнесе. Одним из примеров победы можно назвать брак Элтона Джона.

Место работы

GR-специалисты нужны в компаниях, чья деятельность так или иначе зависит от органов государственной власти. В первую очередь, это компании-лидеры федерального или регионального уровня. А также те, кто заинтересован в получении государственных ресурсов или желает быть поставщиком для госорганов. Прибегают к помощи лоббистов и организации, которым требуется регулярное продление различных лицензий и сертификатов. Поэтому спрос на таких специалистов всегда стабильно высокий.

Существует несколько видов организации GR-деятельности. В одних случаях это самостоятельное подразделение бизнеса (отдел, департамент), в других — часть юридического или PR-блока. Иногда GR может быть вынесен за скобки бизнеса и отдан маленькому GR-агентству, основанному каким-нибудь бывшим депутатом. Кроме того, имея профильное образование, можно попробовать устроиться в отраслевую лоббистскую организацию. Больше всего услугами лоббистов пользуются компании, занимающиеся строительством, девелопментом и розничной торговлей.

Чтобы работать в международном GR, нужно очень хорошее базовое образование — юридическое, в сфере международных отношений или внешней экономики. Но российским образованием здесь не обойтись: кандидат на должность лоббиста международного уровня должен быть выпускником европейского вуза. Еще одним важным плюсом станет профессиональная стажировка — либо в госструктуре, либо в транснациональной корпорации, либо в консалтинговом агентстве.

Чем занимается лоббист

По сути лоббист — посредник, который в силу профессии обязан крутиться между представителями законодательной власти и воротилами бизнеса. Он оказывает давление на депутатов и госчиновников, стараясь содействовать принятию либо отклонению законопроектов.
При этом в ход могут идти личные и письменные обращения, организация массовых петиций, публикации в средствах массовой информации и даже подкуп должностных лиц, но, конечно, речь не идет о банальных взятках, а, скорее, об обеспечении неформального общения с определенной персоной, к которой трудно получить доступ непосвященному человеку.

История профессии

Влияние на власть с целью принятия нужных решений существовало всегда. Возле каждого правителя возникали противостоящие друг другу группировки, которые конкурировали за его благосклонность. Но официально лоббизм зародился в конце XVIII – начале XIX века в США. Термин происходит от английского слова “lobby”, что означает кулуары, т.е. место, где удобно вести переговоры с глазу на глаз.

В США и ряде других стран (Канада, Великобритания, Франция, Австрия) вопрос лоббизма законодательно урегулирован. При этом введена обязательная или добровольная регистрация лоббистов и прописано построение общения с ними чиновников. В России было несколько попыток принять соответствующий закон, однако все они закончились неудачей. Это привело к тому, что лоббизм в РФ реализуется двумя способами: негласным влиянием на власть различных группировок или открытым влиянием общественности и авторитетных людей.

Премьер-лоббист

Если бы у нас было как в Соединённых Штатах, то наши лоббисты вначале посещали бы Совет Федерации, и совсем не для лоббирования. Они регистрировали бы там собственную деятельность, причём не скрывая ни малейших подробностей. Так велел бы им закон о раскрытии лоббистской деятельности, в соответствии с которым — лоббируй, сколько хочешь, только никому не лги (у нас такого закона нет). Некогда прогрессивные американцы подметили, что если лоббистов законодательно взять за горло и вывести на свет божий, то от них одна только польза. Недаром лоббистов называли слепнями, вьющимися над быком, без которых тот и пашет вяло, и тупеет на глазах. Бык в данном случае и есть чиновники, над ушами которых нужно зудеть и почаще жалить, мол, не спи — у общества, производителей есть нужды и этим нуждам следует вовремя законодательно отвечать.

Их лобби обязано раскрыть информацию о своих доходах; о том, с кем из должностных лиц он обсуждал дела компании, интересы которой он представляет; списки экспертов, которые помогали ему убеждать общество и т. д. Представить себе, что всё это происходит в России, сложно. Хотя бы потому, что наши сенаторы тоже в основном лоббисты, как и лоббисты по совместительству депутаты Государственной думы, чиновники, лидеры крупных и не очень политических партий и т. д. То есть получилось бы, что одни лоббисты докладывают другим об «особенностях национальной охоты».

А почему многие из политиков и чиновников — лоббисты? А потому, что все мы, включая весь цивилизованный мир, давно существуем в реалиях политического рынка, где политики — такой же товар, как и любая система идеологии. И каждый этот товар может покупать. Например, мы с вами за свои голоса. Но мы же ленимся ходить на выборы, а бизнесмены не ленятся, причём не только ходить, но и помогать в организации избирательных кампаний. Преднамеренно не сравниваю этот товар со стиральным порошком или шпротами, а ставлю его на одну полку с «высокоорганизованными интеллектуальными» продуктами, которые всегда, как нас учили классики марксизма-ленинизма, обслуживают интересы того или иного класса или социальной группы.

Другое дело, что у нас этот политический рынок дикий, на нём не видно писаных цивилизованных правил, и такие неотъемлемые от рыночной экономики явления, как лоббизм, загнаны в тень. А не были бы загнаны — и глядишь, нам бы не грезились лоббисты с чемоданами кэша в руках.

Маргарет Тэтчер ведь никто не подозревал в перетаскивании кэша, когда она, не стесняясь, заявляла, что лоббировала, находясь у власти, интересы одной из нефтяных компаний!

В Европе политик может иметь контракты с крупными компаниями, но только должен, во-первых, умело выбирать общественное благо в случае конфликта в собственных интересах, а во-вторых, должен честно и прямо заявлять, чьи интересы он представляет, когда выступает в дебатах парламента. Когда-нибудь и наш менталитет изменится.

Регулирование

На законодательном уровне лоббизм в США регулируется несколькими законами:

  • Первая поправка к Конституции США (в части свободы слова, информации и в части права на петиции)
  • Федеральный закон 1995 года о прозрачности лоббистской деятельности (Lobbying Disclosure Act)
  • Поправки к федеральному закону о прозрачности лоббистской деятельности 1998 года (Lobbying Disclosure Technical Amendments Act)
  • Федеральный закон 2006 года о прозрачности и отчетности при осуществлении лоббистской деятельности (Lobbying Transparency and Accountability Act)
  • Закон об обязательной регистрации иностранных агентов (Foreign Agents Registration Act — FARA)

Американская модель регулирования лоббизма построена на идее посредничества между властью и бизнесом. Осуществляется она профессиональными лоббистами. Их шаги в значительной степени контролируются государством. При этом законодательство США о лоббизме направлено на то, чтобы:

1. Сделать влияние разных групп интересов на власть максимально прозрачным для общества.

2. Ликвидировать возможности для легального коррумпирования представителей власти.

3. Не допускать прямых деловых контактов между властью и группами интересов — поэтому возникает рынок услуг профессиональных посредников-лоббистов, которые жестко контролируются государством.

4. Вынудить лоббистов и их заказчиков отказаться от банального подкупа и взяток в пользу изощренных методов воздействия, связывающих частные интересы с общественным благом.

В связи с этим к лоббистам предъявляются три главных требования:

  • Регистрация в качестве лоббиста в установленном законом порядке
  • Полная открытость деятельности лоббиста
  • Подробная регулярная отчетность о деятельности лоббиста