Авторитарный стиль управления: преимущества и подводные камни

Выбор стиля воспитания

Все родители непременно хотят, чтобы их дети в будущем были уверены в себе, контролировали свое поведение, не избегали новых ситуаций и по большей части находились в хорошем настроении. Труднее придется в жизни тем, кто малообщителен, боится незнакомых событий, пытаясь убежать от них, отличаясь при этом унылым настроением. Подобное имеет место у личности, обладающей плохим самоконтролем, неуверенной в себе.

Именно поэтому тем родителям, которые стремятся воспитать активных, коммуникабельных и легко приспосабливающихся к жизни детей, психологи рекомендуют придерживаться в семейных отношениях баланса между контролем и демократичностью. И тот, и другой стиль необходимо применять в оптимальных объемах. При этом взрослые должны принимать ребенка, а также его интересы, не пытаясь изменить их.

Особенности проявлений и формы смешения стилей руководства

Во-первых, руководитель работает с подчиненными, различными по образовательному и культурному уровням, мировоззрению, личностному и эмоциональному складу. Отметим одну из наиболее известных закономерностей. Чем более низкую квалификацию и уровень культуры можно отметить у сотрудника, тем легче он воспримет авторитарный стиль руковод­ства. Напротив, демократичный по своей натуре подчиненный, эмоциональ­ный и открытый в поведении, не сработается с тем руководителем, который предпочитает жесткий стиль управления и беспрекословное подчинение.

Во-вторых, на стиль управления влияют конкретные сложившиеся условия, степень зрелости коллектива и его сплоченность. Так, в критической ситуации нередко демократичный менеджер вынужден будет применить жесткие способы управления сотрудниками. В то же время в спокойной обстановке он может все спустить на тормозах, используя либеральный стиль руководства.

В-третьих, наличие практического опыта и культурный уровень менеджера нередко являются определяющими при выборе основных направлений управления. Авторитарный руководитель нередко может вести себя дружелюбно и открыто. Напротив, демократичный из-за недостаточной воспитанности или неумения вести себя правильно в коллективе способен неуважительно относиться к подчиненными. Очень часто нерешительные управленцы демонстрируют в своем поведении пассивность и примеры либерального стиля руководства. Действуя таким образом, они снимают с себя ответственность за результат деятельности компании.

Минусы и плюсы попустительского стиля

У данного стиля много недостатков, среди которых следующие:

  • родители не дают ребенку направления;
  • практически отсутствуют запреты и ограничения;
  • отсутствие четких правил поведения;
  • эмоциональная дистанция и холодность.

В процессе роста и развития ребенку требуется контроль и вмешательство взрослого, а также поддержка взрослого и эмоциональное общение, чего не могут дать родители, придерживающиеся попустительского стиля. Но все же по мере взросления ребенка родительское вмешательство должно становиться все меньше. Иначе о какой самостоятельности может идти речь?

Уже начиная с подросткового возраста, ребенок должен учиться самостоятельности, а также нести ответственность за свои поступки. Как раз с этого возраста просто необходимо включать элементы попустительского стиля воспитания, которые становятся преимуществами (при правильном применении):

  • свобода выбора;
  • признание за ребенком права на самостоятельность и самоконтроль;
  • корректировка устаревших правил поведения вместе с ребенком;
  • признание права подростка на интимность и соблюдение некоторой дистанции в эмоциональных взаимоотношениях.

Что такое либеральная модель руководства

В большинстве книг по менеджменту сущность данного стиля управления описывается следующим образом: Руководитель, придерживающийся либерального стиля руководства, передает существенный объем полномочий своим работникам. Подчиненным разрешается работать, как им нравится, при минимальном вмешательстве со стороны руководителя. Коммуникационные потоки в этой модели лидерства распространяются горизонтально между членами рабочего коллектива, а не по иерархической вертикале сверху-вниз.

Важной чертой либерального стиля руководства является то факт, что полномочия в области принятия многих решений переходят к самим сотрудникам. Это играет очень важную мотивационную роль и создает позитивное отношение к работе со стороны подчиненных, у которых появляется чувство вовлеченности, ответственности и креативности

Классический либерализм

Взгляды классических либералов характеризуются тем, что ни правительство, ни какая-либо группа или социальная единица не должны каким-либо образом вмешиваться в свободу человека, и единственное допустимое ограничение – это когда человек представляет реальную угрозу чьей-либо свободе или собственности.

Классические либералы выступают за минимальное вмешательство государственных институтов в жизнь граждан. Государственные учреждения должны быть ограниченными и заботиться, прежде всего, об обеспечении безопасности населения, прозрачности и неподкупности судебной системы, мирной и честной внешней политики. Классические либералы придерживаются взглядов свободного рынка.

Течениями, относящимися к классическому либерализму, являются:

  • неолиберализм;
  • либертарианство;
  • консервативный либерализм.

В то время как классические либералы были сторонниками негативной свободы, понимаемой как отсутствие ограничений или свободы выбора, современные либералы выступают за позитивную свободу, которая предполагает личное развитие и процветание личности.

Отчужденный стиль семейного воспитания

При отчужденном стиле семейного воспитания отношения подразумевают глубокое безразличие родителей к личности ребенка. Родители «не замечают», ребенка, не заинтересованы его развитием и духовным внутренним миром. Активно избегая общения с ним, держат его от себя на расстоянии. Дети предоставлены сами себе.

Отчужденный стиль воспитания наблюдается чаще в неблагополучных семьях, где один или оба родителя злоупотребляют алкоголем или наркотиками.

Каким вырастит ребенок при отчужденном стиле семейного воспитания

Подобное безразличное отношение родителей делает ребенка одиноким и глубоко несчастным, неуверенным в себе. У него пропадает желание общаться, может сформироваться агрессивность к людям.

Подростки часто имеют проблемы с законом.

Послесловие

У каждого человека в зависимости от взглядов, характера, индивидуально-психологических особенностей вырабатывает свой стиль управления. Выбор эффективного направления обусловливается самыми разными факторами:

  • авторитарный стиль рекомендуется применять тогда, когда в организации обозначился кризис руководителя, и ситуация выходит из-под контроля;
  • демократический — является оптимальным тогда, когда рабочая группа достаточно зрелая, работает в устоявшимся темпе, присутствуют дисциплина и порядок;
  • либеральный стиль руководства необходим, если рабочая группа способна действовать эффективно самостоятельно.

Понятие стиля руководства и его классические (авторитарный, демократический и попустительский) типы

Стиль руководства — это устойчивый комплекс черт руководителя, проявляющихся в его отношениях с подчиненными;

— это способ, которым начальник управляет подчиненными и в котором выражается независимый от конкретных ситуаций образец его поведения. СР характеризует устойчивое в поведение руководителя, постоянно проявляющееся в различных ситуациях.

Классические СР. принцип выделения- характер принятия управленческих решений и отношение руководителя к подчиненным.

Авторитарный стиль — единоличное принятие руководителем всех решений, слабый интерес к работнику как к личности. Руководитель сам определяет цели, распределяет задания и строго контролирует их выполнение. Решения начальника имеют характер приказов, подлежащих беспрекословному выполнению. Сотрудникам предоставляется минимум информации о состоянии дел.

«+»:

  • быстрое принятие решений и мобилизация сотрудников на их выполнение;
  • позволяет быстрее стабилизировать ситуацию в несложившихся, конфликтных группах;
  • эффективен при рутинных работах, в условиях низкого профессионального уровня и организационной мотивации сотрудников.

«-»:

  • ограничение возможностей мотивации, самостоятельности и развития подчиненных;
  • опасность принятия ошибочных решений из-за субъективизма или чрезмерной перегруженности руководителя.

Демократический стиль —стремление руководителя к выработке коллективных решений, интерес к неформальным, человеческим отношениям. Руководитель совместно с сотрудниками согласовывает цели организации и индивидуальные пожелания членов группы, распределяет работу. Оказывает подчиненным необходимую помощь, стремясь повысить их возможности самостоятельно решать производственные задачи

«+»:

  • возможность принятия квалифицированных решений;
  • высокая мотивация сотрудников;
  • разгрузка руководителя.

«-»:

может замедлять процесс принятия решений.

Попустительский стиль: стремление руководителя уклониться от принятия решений или переложить эту задачу на других, безучастное отношение к делам коллектива. Такой руководитель обычно предоставляет полную свободу действий своим подчиненным, пуская их работу на самотек. Он играет пассивную роль, не проявляет инициативы. Необходимую информацию он дает сотрудникам только по их просьбе. Отсутствует четкое распределение заданий, прав и обязанностей.

«-»:

  • низкая производительность и групповая идентификация;
  • низкая трудовая дисциплина;
  • тенденция к образованию неформальных лидеров с негативным характером деятельности по отношению к целям организации

Попустительский стиль был признан неприемлемым, т. к. на практике это просто отсутствие руководителя.

Таблица(Авторитарный- А, Демократический — Д, Либеральный — Л)

Способ принятия решений: А — Единоличный с подчиненными, Д — На основе консультаций сверху или мнения группы, Л — На основе указаний

Способ доведения решений до исполнителя: А — Приказ, распоряжение, команда, Д — Предложение , Л — Просьба, упрашивание

Распределение ответственности: А — Полностью в руках руководителя, Д — В соответствии с полномочиями, Л — Полностью в руках исполнителя

Отношение к инициативе подчиненных: А — допускается, Д — Поощряется и используется, Л — Полностью передается подчиненным

Принципы подбора кадров: А — Избавление от сильных конкурентов, Д — Ориентация на деловых, знающих сотрудников и помощь им в карьере, Л —

Отношение к знаниям: А — Считает, что все сам знает, Д — Постоянно учится и требует того же от подчиненных, Л — Безразличное

Отношение к общению: А — Отрицательное, соблюдает дистанцию, Д — Положительное, активно идет на контакты, Л — , Инициативы не проявляет

Отношение к подчиненным: А — По настроению, неровное, Д — Ровное, доброжелательное, требовательной, Л — Мягкое, нетребовательное

Отношение к дисциплине: А — Жесткое, формальное, Д — Разумное, Л — , Мягкое, формальное

Отношение к стимулированию: А — Наказание с редким поощрением, Д — Поощрение с редким наказанием, Л — Нет четкой ориентации

Сильные и слабые стороны каждого стиля руководства

Для грамотного управления коллективом, нужно проанализировать плюсы и минусы каждого управленческого стиля. На основе этих знаний, личностных качеств выбрать для себя наиболее приемлемый вариант, подходящий к конкретной ситуации.

Достоинства и недостатки стилей управления

Стиль Сильные стороны Слабые стороны
Авторитарный Быстрая и чёткая постановка задач, принятие решений Подавление инициативы
Предсказуемость результатов Слабая мотивация
Высокая дисциплина Низкая самоотдача
Простота механизма управления, что помогает избежать серьёзных конфликтов Текучка кадров
Быстрота реагирования на изменение внешних условий Нездоровая обстановка в коллективе
Эффективность в налаживании работы, решении организационных задач новых предприятий Чрезмерный контроль
Демократический Поднятие заинтересованности и мотивации сотрудников в результатах труда через участие в управлении Большие временные затраты на обсуждение и планирование
Атмосфера открытости и доверия Высокая эмоциональная самоотдача руководителя
Успешное решение нестандартных задач Сложности в согласовании интересов
Достижение целей малыми затратами Снижается управляемость сотрудниками
Либеральный Творческий подход к решению задач сотрудниками Затянутость сроков
Развитие инициативы, самостоятельности Отсутствие дисциплины
Повышение ответственности персонала Безразличие руководителя к работникам
Дела компании решает большинство Низкий уровень контроля

Проанализировав таблицу, можно сделать вывод, что руководство делится на 2 вида по ориентации:

  • на решение задач;
  • на коллектив.

Часто, менеджер интуитивно выбирает методы, которые ему ближе по восприятию мира, манере общения, воспитанию.

Основы

Руководителя-демократа характеризует особый подход к подчиненным, построенный на убеждении и вере в их профессионализм, понимании. Этот стиль управления подразумевает грамотное соединение позиций единоначалия с одновременным привлечением сотрудников к вопросам управления и организации компании. Руководитель выбирает особую манеру взаимодействия с работниками, имеющую свои особенности: он не «дергает за веревочки» сверху, а работает с ними в одной команде. Руководитель выбирает особую манеру взаимодействия с работниками, имеющую свои особенности: он не «дергает за веревочки» сверху, а работает с ними в одной команде.

Демократия в отношениях «руководитель – подчиненный» способствует созданию командного духа, открытости, доброжелательности, причем эти принципы сохраняются и в общении работников с коллегами. Все организационные вопросы решаются с учетом командных взглядов, по коллективному согласию.

Стиль демократического общения предполагает полную самостоятельность работника в пределах его обязанностей и квалификации. Под контролем главы компании ему дается свобода действий на основании ранее согласованных решений.

Либеральный стиль общения педагога

Данный стиль характеризуется безответственностью, низкой инициативой и настойчивостью со стороны педагога. Также наблюдается непоследовательность в выдвигаемых им требованиях, отсутствие решительности, необходимой в случае возникновении сложных ситуаций. «Либеральный» педагог способен в одно мгновение выдвинуть какое-либо требование или правило своим воспитанникам и тут же, позабыв о нем, придумать новое, совершенно противоположное предыдущему.

Чаще всего либеральный стиль общения педагога выражается зависимостью оценок деятельности воспитанников сквозь призму личного настроения педагога. Часто он переоценивает способности своих учеников, не проверяет насколько были выполнены предъявленные к заданию требования. Если у самого педагога хорошее настроение – дети получают хорошие оценки, в обратном случае – плохие.

Несмотря на все, такой преподаватель всегда доброжелателен к своим воспитанникам, всегда общается ласково и сдержано, каждого из них воспринимает как обязательно честного и хорошего человека.

Следует отметить, что особенность педагогического общения не является чем-то заранее предопределенным или выбранным, а формируется в процессе жизнедеятельности педагога. Таким образом, нельзя утверждать о том, что кто-то принимает полностью демократичный или полностью авторитетный стиль. Чаще всего встречаются смешанные варианты, например, демократичный и либеральный, или же демократичный и авторитетный.

Большую роль играет психолого-педагогические отношения индивида. Дальнейшая тактика общения и преподавания зависит во многом от личностного опыта педагога. На его стиль общения влияет непосредственное отношение с воспитанниками, умение общаться с ними в неформальной обстановке, общение с другими педагогами, представителями различных органов общественности и контроля за образованием. Следует отметить, что также значимой является компетенция самого педагога относительно детской психики, особенностей развития детей в определенном периоде жизни, умения наладить с ними доверительный контакт.

Стили руководства

Однако реализация демократического стиля возможна лишь при наличии у руководителя развитых интеллектуальных, организа­торских и психологических, коммуникативных способностей.

Либерально-анархический (попустительский, нейтральный) стиль управления характеризуется, с одной стороны, «максимумом де­мократии» (все могут высказывать свои мнения, но реального уче­та, согласования позиций достичь не стремятся), а с другой — «минимумом контроля» (даже принятые решения не выполняют­ся, нет контроля за их реализацией, все пушено на «самотек»). Результаты работы обычно низкие.

Формы общения с подчиненными — отсутствие по­хвалы, порицаний; полная отстраненность руководителя от дел коллектива.

Содержание руководящей деятельности —дела в группе идут сами по себе; руководитель не дает указаний.

При либерально-анархическом стиле управления сотрудники не удовлетворены своей работой, руководителем, психологичес­кий климат в коллективе неблагоприятный; нет сотрудничества, стимулов добросовестно трудиться; содержание работы определя­ется отдельными интересами лидеров подгрупп; возможны скры­тые и явные конфликты; происходит расслоение на конфликтую­щие подгруппы.

Непоследовательный (алогичный) стиль управления проявляет­ся в непредсказуемом переходе руководителя от одного стиля к другому (то авторитарный, то либерально-анархический, то де­мократический, то вновь авторитарный и т.п.), что обусловлива­ет крайне низкие результаты работы и максимальное количество конфликтов и проблем. Форма и содержание действий руководи­теля могут не совпадать, например, внешне используется форма демократического стиля (демонстрация внешнего расположения к подчиненным, обсуждение проблемы), но в действительности решение руководителя давно уже принято единолично (маски­ровка авторитарного руководителя под «демократического»).

При ситуативном стиле управления руководитель учитывает уровень психологического развития подчиненных и коллектива.

Если уровень психологического развития под­чиненных низок (низкая квалификация, недобросовест­ность), руководитель осуществляет «авторитарное указывание»: дает четкие указания, проводит инструктаж, постоянно контролирует работу подчиненных, по необходимости — применяет наказания, указывает на ошибки, поощряет за хорошую работу.

При среднем уровне психологического разви­тия подчиненных (хотят, но еще не умеют работать из-за недостатка опыта, обладают определенными базовыми навыка­ми, старательны, добросовестны) руководитель избирает такую форму управленческого поведения, как популяризация. Он дает указания, инструктирует сотрудников в популярной форме (на­ставничество, совет, рекомендация), предоставляет возможность проявить самостоятельность, осуществляет регулярный контроль работы; уважительно, доброжелательно относится к подчиненным, налаживает интенсивное общение (выявление общих интересов).

Если уровень психологического развития под­чиненных хороший (сотрудники хотят и умеют работать, имеют базовые навыки и квалификацию, достаточные для боль­шинства аспектов работы), дальнейшее развитие такой группы со­трудников требует, чтобы они в своей работе брали на себя больше ответственности и чтобы их моральное состояние оставалось благо­приятным. В этом случае руководитель использует такую форму уп­равленческого поведения, как участие в управлении, предполага­ющую проведение консультаций с сотрудниками по отдельным проблемам, использование возможности посоветоваться с ними, поощрение инициативы подчиненных, высказывание ими замеча­ний, предложений, предоставление сотрудникам большей ответ­ственности, ограничение прямых указаний и контроля, создание системы самоконтроля сотрудников, постановка целей без указа­ния способов их достижения, широкое общение с подчиненными, вознаграждение за активность, инициативность, хорошую работу.

При высоком уровне психологического разви­тия подчиненных (подчиненные хотят и умеют работать твор­чески, среди них есть экстраспециалисты, ответственные, ини­циативные работники) руководитель использует такую форму уп­равленческого поведения, как передача полномочий. Она предпо­лагает постановку проблемы, прояснение целей, достижение со­гласия по отношению к ним, предоставление необходимых прав и полномочий сотруднику для самостоятельного решения про­блемы, отказ от вмешательства в дела подчиненного, поддержку только по его просьбе, самоуправление и самоконтроль сотруд­ников, серьезное отношение к просьбам, вознаграждение за твор­ческое решение проблемы.

Многомерное руководство

В современных условиях успех дела
предопределяется не только стилем
руководителя, но и рядом других
обстоятельств: ситуацией, характеристикой
подчиненного (его возраст, степень
зрелости, готовность к сотрудничеству),
характером задачи и многими другими.
Поэтому появились исследования,
рекомендующие руководителям не
придерживаться какого-то одного раз и
навсегда принятого стиля, а применять
в соответствующих условиях наиболее
подходящие.

Инструментальный стиль, отодвигающий
налаживание человеческих отношений на
второй план, лучше применять, когда
задачи четко сформулированы, полномочия
руководителя значительны, его отношения
с подчиненными благоприятны, или когда
наоборот, «все плохо». В этих условиях
данный стиль обеспечивает оперативность
в принятии решений, надежность контроля.

Стиль руководства, направленный на
поддерживание человеческих отношений,
наиболее подходящий в умеренно
благоприятных для руководителя ситуациях,
когда у него нет достаточно власти,
чтобы поддерживать необходимый уровень
сотрудничества с подчиненными. В таких
условиях ориентация руководителя на
авторитарный стиль вызовет конфликт и
неудовольствие подчиненных, и влияние
руководителя упадет; ориентация же на
человеческие отношения повысит влияние
руководителя и улучшит отношения с
подчиненными.

Другую модель, описывающую зависимость
стиля руководства от ситуации (условное
название – «путь – цель»), предложили
Т.Митчел и Р.Хауз. По их мнению, исполнители
будут стремиться к достижению целей
организации, если получат от этого
какую-то личную выгоду, поэтому
руководитель должен объяснить им, какие
блага их ожидают в случае хорошей работы,
устранить помехи на пути ее осуществления,
оказывать поддержку, давать советы,
направлять их действия по верному пути.
Предлагается 4 стиля управления. Если
у сотрудников большая потребность в
самоуважении и принадлежности к
коллективу, то предпочтителен стиль
поддержки, ориентированный на человеческие
отношения. Когда сотрудники стремятся
к автономии и самостоятельности, лучше
использовать инструментальный стиль,
ведь подчиненные, когда от них ничего
не зависит, предпочитают, чтобы им
указывали, что и как нужно делать (желая
побыстрее выполнить задание), и создавали
необходимые условия для работы. Там,
где подчиненные стремятся к высоким
результатам и уверены в своих силах,
руководителю лучше ставить перед ними
посильные задачи и ожидать, что они без
принуждения сами будут решать их по
мере возможности, а ему лишь остается
обеспечить для этого все необходимые
условия. Ситуации, когда исполнители
стремятся реализовать себя в управлении,
больше всего соответствует стиль
совместного принятия решений. Руководитель
делится с сотрудниками информацией,
использует их идеи. В неоднозначных
ситуациях лучше подходит «инструментальный»
стиль, поскольку руководитель лучше
видит ситуацию в целом, но и здесь не
следует «перебарщивать» с единоличными
методами.

Ситуационная концепция гласит, что
применение того или иного стиля
руководства зависит от степени зрелости
подчиненных, их способности отвечать
за свое поведение, от образования и
опыта, желания достичь поставленных
целей.

Ниже сформулированы 4 основных стиля
руководства.

1. Заключается в указании незрелым,
неспособным и нежелающим отвечать за
свою работу сотрудникам, что и как нужно
делать. Здесь руководитель сначала
ориентируется на решение
организационно-технических проблем, а
уже потом на создание коллектива.

2. Руководитель должен одновременно и
давать указания, и поддерживать стремление
самостоятельно работать у сотрудников
среднего уровня зрелости, когда они уже
хотят, но не могут брать на себя
ответственность.

3. Когда созданы все организационные
условия, сотрудники сами прекрасно
знают, что, как и когда нужно делать,
обладают достаточной подготовленностью,
но все же не хотят отвечать за решение
поставленных задач, руководитель должен
разбудить в них чувство причастности,
предоставить возможность проявить
себя, а где надо и без навязчивости
помочь, привлекать к участию в принятии
решений.

4. При высокой зрелости, когда люди хотят
и могут нести ответственность, работать
самостоятельно, рекомендуется делегировать
полномочия и создавать условия для
коллективного управления.

Руководство, стили руководства

Руководитель на всех уровнях системы управления организацией выступает как ведущее лицо, поскольку именно он определяет целенаправленность работы коллектива, подбор кадров, психологический климат и другие аспекты деятельности предприятия.

Руководство — способность оказывать влияние на отдельных лиц и группы, побуждая их работать на достижение целей организации.

Одной из важнейших характеристик деятельности руководителя является стиль руководства.

Руководитель является ведущим и организатором в системе управления. Управление деятельностью групп и коллективов осуществляется в форме руководства и лидерства. Эти две формы управления имеют определенное сходство.

Одной из наиболее распространенных теорий лидерства является теория лидерства К. Левина (1938 г.).

Она выделяет три стиля лидерства:

  • авторитарный стиль лидерства — характеризуется жесткостью, требовательностью, единоначалием, превалированием властных функций, строгим контролем и дисциплиной, ориентацией на результат, игнорированием социально-психологических факторов;
  • демократический стиль лидерства — опирается на коллегиальность, доверие, информирование подчиненных, инициативу, творчество, самодисциплину, сознательность, ответственность, поощрение, гласность, ориентацию не только на результаты, но и на способы их достижения;
  • либеральный стиль лидерства — отличается низкой требовательностью, попустительством, отсутствием дисциплины и требовательности, пассивностью руководителя и потерей контроля над подчиненными, предоставлением им полной свободы действий.

Исследование К. Левина дало основу для поисков стиля управления, который может привести к высокой производительности труда и удовлетворенности исполнителей.

Значительное внимание исследованию стилей руководства было уделено в трудах Р. Лайкерта, который в 1961 г

предложил континуум стилей руководств. Его крайними позициями являются руководство, сосредоточенное на работе, и руководство, сосредоточенное на человеке, между ними расположены все другие типы лидерского поведения.

Согласно теории Лайкерта, различают четыре стиля руководства:

  1. Эксплуататорско-авторитарный: руководитель имеет четкие характеристики автократа, не доверяет подчиненным, редко привлекает их к принятию решений, а задачи формирует сам. Основной стимул — страх и угроза наказания, вознаграждения случайны, взаимодействие строится на взаимном недоверии. Формальная и неформальная организация находятся в противоборстве.
  2. Патерналистски-авторитарный: руководитель благосклонно позволяет подчиненным принимать ограниченное участие в принятии решений. Вознаграждение действительное, а наказание — потенциальное, и то, и другое используется для мотивации работников. Неформальная организация отчасти противостоит формальной структуре.
  3. Консультативный: руководитель принимает стратегические решения и, проявляя доверие, тактические решения делегирует подчиненным. Ограниченное включение работников в процесс принятия решений используется для мотивации. Неформальная организация не совпадает с формальной структурой лишь частично.
  4. Демократический стиль руководства характеризуется полным доверием, основан на широком привлечении персонала к управлению организацией. Процесс принятия решений рассредоточен по всем уровням, хотя и интегрирован. Поток коммуникаций идет не только в вертикальных направлениях, но и по горизонтали. Формальная и неформальная организации взаимодействуют конструктивно.

Р. Лайкерт назвал модель 1 ориентированной на задачу с жестко структурированной системой управления, а модель 4 — ориентированной на взаимоотношения, в основе которых лежат бригадная организация труда, коллегиальное управление, делегирование полномочий и общий контроль. По мнению Р. Лайкерта, последний подход является самым эффективным.

Виды

Демократическое управление сформировало несколько направлений во взаимоотношениях «руководитель – подчиненный». Оно включает такие разновидности:

  1. Партисипативную. Руководитель полностью доверяет подчиненным, советуется с ними в вопросах, касающихся деятельности компании, использует конструктивные предложения сотрудников и привлекает их к постановке конкретных целей. Ответственность на подчиненных по результатам принятых решений не перекладывается.
  2. Консультативную. Руководитель только консультируется с подчиненными, в процессе подсказывает им наиболее верные пути решения, но основные шаги оставляет за собой. Сотрудники довольны организацией процесса, оказывают руководителю помощь и поддерживают. Стимулирует работников поощрение, а наказание практически не используется.

Демократический стиль любой разновидности приемлем для компаний, где сотрудники хорошо разбираются в производственном процессе, а в некоторых случаях – даже лучше руководителя. Рассмотрим пример: в компанию прибыл молодой специалист. Он выстраивает демократическую схему взаимоотношений с подчиненными, выслушивает их советы, учитывая их профессионализм и знания. Он полагается на опыт своих подчиненных, а они оказывают ему помощь в принятии важных решений.

Предоставление свободы и надзора

Авторитетные родители гарантируют, что они дети получают свободу, в которой они нуждаются, но также следят за их ситуацией. Они не позволяют своим детям давать полную свободу, так как полная свобода может позволить им быть сорванными с их целей или отвлекать их, однако, для незначительных решений и некоторых действий, они дают определенную степень зависимости.

Например — Ваш ребенок хочет пойти на вечеринку со своими друзьями. Вы спрашиваете его о месте встречи, во сколько он вернется и будут ли в него вовлечены напитки (так как вы не позволите пить несовершеннолетнему ребенку). Если вы чувствуете, что что-то необычное, попросите его старших братьев и сестер или кого-либо из членов семьи или ваших соседей следить за ним, пока он отсутствует.

Авторитарный стиль управления

Авторитарный стиль управления — совокупность приёмов управления, используя которые, руководитель ориентируется на собственные знания, интересы, цели.

Этот стиль наиболее востребован в период становления, то есть на начальном этапе формирования организации, её трудового коллектива, когда у работников не сформированы навыки видения целей и путей их достижения. К отрицательным качествам авторитарного стиля следует отнести то, что он способствует снижению творческой инициативы подчинённых, ухудшает социально-психологический климат, ведёт к текучести кадров.

Wikimedia Foundation. 2010.

Смотреть что такое «Авторитарный стиль управления» в других словарях:

  • Авторитарный стиль управления — Представляет собой проекцию на управление одного из 3 х стилей лидерства (см. также. Демократический стиль управления, Попустительский стиль управления), выделенного в ходе исследований, проведенных Р. Липпиттом и Р. Уайтом под руководством К.… …   Энциклопедия современной юридической психологии

  • Стиль управления — способ обращении руководителей с подчиненными в процессе исполнения служебных обязанностей. По К.Левину различают три типа стилей руководства: демократический (коллегиальный); директивный (авторитарный, единоличный); попустительствующий… …   Словарь бизнес-терминов

  • Стиль управления ПОО — По общепризнанному в отечественной психологии управления определению стиль управления (руководства) представляет собой индивидуально типологический профиль приемов и методов влияния руководителя на подчиненных в процессе реализации управленческих …   Энциклопедия современной юридической психологии

  • СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ — – устойчивая совокупность личностных и социально психологических характеристик руководителя, посредством которых реализуются те или иные методы воздействия на группу (коллектив). В практике и теории управленческой деятельности стили руководства… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ, АВТОРИТАРНЫЙ — стиль прямых приказов, распоряжений, не допускающий каких либо возражений со стороны подчиненных. Этот стиль основан на беспрекословном подчинении руководителю и эффективен в напряженных ситуациях, требующих быстрых и решительных действий …   Большой экономический словарь

  • СТИЛЬ РУКОВОДСТВА, СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ — способ обращения руководителей с подчиненными, характер отношений с подчиненными в процессе исполнения служебных обязанностей. Принято различать авторитарный (автократический), демократический, либеральный стиль …   Профессиональное образование. Словарь

  • СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ — обобщенные виды поведения руководителя в отношениях с подчиненными в процессе достижения поставленных целей. Можно дать классификацию С.у.: 1) авторитарный или автократичный руководитель навязывает свою волю подчиненным путем принуждения,… …   Большой экономический словарь

  • Демократический стиль управления — Один из трех стилей лидерства, выделенных К. Левиным и его учениками как оппозицию авторитарному стилю управления (см. Авторитарный стиль управления). Ему свойственны: стремление к учету точки зрения членов группы, их привлечение к выработке… …   Энциклопедия современной юридической психологии

  • стиль лидерства (стиль руководства) — (от греч. stylos букв. стержень для письма и англ. leader ведущий, руководитель) типичная для лидера (руководителя) система приемов воздействия на ведомых (подчиненных). К. Левином выделены три С. л.: авторитарный (жесткие способы управления,… …   Большая психологическая энциклопедия

  • СТИЛЬ ЛИДЕРСТВА — (СТИЛЬ РУКОВОДСТВА) (от греч. stylos букв, стержень для письма и англ. leader ведущий, руководитель) типичная для лидера (руководителя) система приемов воздействия на ведомых (подчиненных). Выделяют три С. л.: авторитарный (жесткие способы… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • https://srazu.pro/teoriya/avtoritarnyj-stil-rukovodstva.html
  • https://www.klerk.ru/boss/articles/454809/
  • https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/40599