Что такое правополушарное мышление?

Содержание

Как определить, какое полушарие доминирует

— Правое полушарие — это творческое полушарие. Оно мелодичное, оно интуитивное и эмоциональное

А левое полушарие — это логика, очень важно, что это речевое полушарие. По эмоциям — это более позитивное полушарие

Определить, какое у вас полушарие доминирующее, довольно просто — сложите руки в замок и посмотрите, какой палец у вас сверху — правой руки или левой. Если левой — значит у вас доминирует правое полушарие, если же сверху палец правой руки — то доминирует левое полушарие. Оно всегда идет перекрестно, — говорит нейропсихолог Светлана Шишкова в программе «».

Какое из полушарий вашего мозга доминирует можно также определить с помощью теста. Предлагаем посмотреть внимательно видеоролик. Если фигура вращается по часовой стрелке — у вас доминирует левое полушарие. Вращение против часовой стрелки — у вас доминирует правое полушарие. Если же фигура попеременно вращается то в одну, то в другую сторону — это признак равнозначной работы и правого и левого полушария мозга.

Результаты теста-практикума:

Расшифруем Ваш 4-х буквенный код, который получился в результате опыта из букв П и Л и определим как сочетание работы полушарий мозга влияет на психотип личности.

ПППП — для вас характерен консерватизм, ориентация на общепринятое мнение (на стереотип). Вы не любите конфликтовать, спорить и ссориться.

ПППЛ — определяющая черта вашего характера — нерешительность.

ППЛП — для вас характерны кокетство, решительность, чувство юмора, артистизм. При общении с вами необходимы юмор и решительность. Очень контактный тип характера. Этот тип у женщин встречается наиболее часто.

ППЛЛ — редкий тип характера. Мягкий. Наблюдается некоторое противоречие между нерешительностью (левое аплодирование) и твердостью характера (правый ведущий глаз).

ПЛПП — тип характера, сочетающий аналитический склад ума и мягкость. Чаще встречается у женщин — тип «деловой женщины»

Медленное привыкание, осторожность, в отношениях терпимость и некоторая холодность

ПЛПЛ — слабый и самый редкий тип характера. Обладатели такого характера беззащитны, подвержены различному влиянию. Встречается, как правило, у женщин.

ЛППП — такое сочетание встречается очень часто. Основная черта -эмоциональность, сочетающаяся с недостаточной настойчивостью.

ЛППЛ — для вас характерны мягкость, наивность. Требуете особого, внимательного отношения к себе — тип «маленькой королевы».

ЛЛПП — вам присущи дружелюбие и простота, некоторая разбросанность интересов, склонность к самоанализу.

 ЛЛПЛ — в вашем характере преобладают простодушие, мягкость, доверчивость. Очень редкий тип характера, практически не встречается у мужчин.

ЛЛЛП — вы эмоциональный, энергичный и решительный человек, но часто наспех принимаете решения, которые приносят серьезные осложнения. Очень важен дополнительный тормозной механизм. Мужчины с таким характером менее эмоциональны.

ЛЛЛЛ — у вас антиконсервативный тип характера. Способны на старые вещи взглянуть по-новому. Характерны эмоциональность, эгоизм, упрямство, иногда переходящее в замкнутость.

ЛПЛП — самый сильный тип характера. Вас трудно в чем-либо убедить. Вы с трудом меняете свою точку зрения. Но в то же время вы энергичны, упорно добиваетесь поставленных целей.

 ЛПЛЛ — вы настойчивы в достижении поставленных целей. Обладатели такого характера — люди неуступчивые, переубедить их порой оказывается невозможно. Они склонны к самоанализу, с трудом находят себе новых друзей.

ПЛЛП — у вас легкий характер. Вы счастливо умеете избегать конфликтов, любите путешествовать. Легко находите друзей. Однако вы часто меняете свои увлечения.

ПЛЛЛ — вам присущи непостоянство и независимость, желание все сделать самому. Способность анализировать помогает вам успешно решать сложные задачи. Обычно вы кажетесь мягким, но становитесь требовательным и даже жестоким, когда доходит до дела.

Формы (критерии) мышления

Мышление оперирует несколькими основными категориями, которые характерны в основном для абстрактно-логического типа.

  • Понятие — простейший акт мыслительной деятельности. Он отражает сам факт понимания предметов или явлений. Внешнее проявление понятия – способность назвать объект, используя его основные черты (чёрная кошка, холодный дождь, плохое настроение и т.д.).
  • Суждение — способность устанавливать взаимосвязь между понятиями, объединять их в группы. Внешнее выражение – способность описать одно понятие с помощью других в предложении. Примеры суждений – кошка и собака – это животные; дождь – осадки в виде воды.
  • Умозаключение — позволяет выводить новые суждения из имеющихся, взаимосвязанных между собой. Пример умозаключения: дождь – это осадки в виде воды, зимой вода замерзает, значит, дождь возможен только летом. Умозаключения могут быть верными или неверными. Пример неверного умозаключения – кошка – животное, кошка мяукает, значит, все животные мяукают.

Отдельный вид умозаключений – гипотеза. Она частично или полностью основана на предположениях и требует проверки и доказательств. В повседневной жизни человек производит несколько сотен умозаключений в день. Например, из показаний термометра за окном делает вывод, какую одежду надеть.

Что такое мышление

Мышление — познавательный процесс, который позволяет человеку воспринимать, осознавать действительность и выражать это в собственной деятельности. Оно наделяет окружающие предметы свойствами и отношениями между собой. Благодаря мыслительной деятельности формируется картина мира каждого человека.

Существуют следующие основные признаки мышления:

  • Опосредованность – познавательная деятельность опирается на данные от органов чувств, не взаимодействует с действительностью напрямую;
  • Обобщённость – способность находить общие свойства у объектов одного типа.

Эти особенности присущи каждому человеку. При психических заболеваниях может происходить расстройство основных особенностей мыслительных процессов – например, поиск сходств у несхожих между собой объектов.

Правополушарное и левополушарное мышление

Каждому полушарию свойственно преобладание тех или иных процессов. По этому признаку были выделены основные типы мышления:

  • Левополушарное — в процессе преобладают аналитические и синтетические процессы, логические построения;
  • Правополушарное — опирается на образы и интуицию;
  • Смешанное – это поочерёдная работа каждого полушария;
  • Интегрированное – одновременная работа обоих полушарий.

Утверждать, что какой-либо тип мыслительной активности предпочтительнее другого, неправильно. Каждый из них способен придти как к верным, так и к неверным выводам. Левополушарное мышление даёт лидерские качества, правополушарное – сильный эмоциональный отклик. Смешанное, благодаря своей способности «переключаться», может использовать сильные стороны обоих полушарий. Но этот процесс не всегда происходит вовремя. То же касается интегрированного типа.

Классификация

В психологии выделяют виды мышления в зависимости от способа, которым человек приходит к выводам:

  • Наглядно-действенное – познавательная деятельность, основанная на восприятии конкретных объектов и манипуляций с ними;
  • Наглядно-образное – опирается на образы и суждения, позволяет использовать конкретные образы для иллюстрации умозаключений;
  • Словесно-логическое – опирается на логические конструкции и умозаключения. Способно рассуждать об отвлечённых понятиях;
  • Предметно-действенное – близко к наглядно-действенному. Используется для решения прикладных задач;
  • Эмпирическое – использование пережитого опыта для умозаключений.

Каждому человеку в той или иной мере свойственны все типы. Словесно-логический или абстрактный тип развивается позже остальных. Характерен только для человека. Другие типы в разной степени проявляются у некоторых животных. В сущности, абстрактное мышление позволяет человеку использовать широкий понятийный аппарат и передавать знания через опосредованные источники – книга, обучающий фильм и т.д.

Причины популярности мифа о левом и правом полушариях мозга

Так по какой же причине миф о функциональной асимметрии полушарий головного мозга так прочно въелся в сознание людей и получил огромнейшее распространение?

Одной из причин является сама простота трактовки работы головного мозга, которая, помимо всего остального, довольно легко укладывается в рамки здравого смысла. С одной стороны, человеку приходится выполнять различные виды деятельности, которые кардинально отличны друг от друга, но с другой стороны, мозг обладает двумя похожими половинами. Но зачем они мозгу? Скорее всего, именно для того, чтобы они выполняли различные задачи.

Другая причина заключается в том, что рассматриваемый нами миф активно культивируется популярными учёными, которые стремятся на этом заработать. Указывая на то, что современный социум не способен в полной мере оценить эмоциональное восприятие реальности, которое является свойством правого полушария, приверженцы различия полушарий начали заниматься рекламой замысловатых схем повышения активности полушария, как бы отвечающего за творчество. Многочисленные семинары, тренинги, публикации и книги этих людей обещают желающим развиваться устранить с их пути личностного развития любые барьеры, которые налагаются на человека закостенелой системой базового образования, одобряющей конкретно «левостороннее» мышление.

Те же, кто стремится развить правое полушарие, имеют в распоряжении огромное количество упражнений, самих по себе являющихся вполне безобидными и даже исключительно положительными, однако к этому самому «развитию» правого полушария никак не относящихся. Но ситуация усугубляется тем, что многие «специалисты» нередко предлагают людям начать использовать какие-то специальные устройства, гармонизирующие и синхронизирующие работу обоих полушарий.

Конечно же, каких-либо доказательств тому, что человек способен научиться использовать конкретное полушарие мозга в отдельности от второго, или, наоборот, научиться использовать их гармонично, не существует. На самом деле, если психика человека работает нормально, то для этой работы требуется активизация различных частей полушарий, а не их синхронизация по первому требованию «хозяина».

Итак, помните о том, что в процессе работы головного мозга здорового человека его полушария находятся в процессе взаимодействия друг с другом, а сама работа этих полушарий гармонизирована именно так, как это нужно. Так что не стоит заниматься «непонятно чем» — лучше выкинуть из головы идею о том, что полушария мозга отвечают за разные функции, и просто начать развивать свое мышление, независимо от того, какой деятельностью вы занимаетесь – логической или творческой.

Когда начинает формироваться?

Важно. Наглядно-действенная форма мышления активно формируется у детей самого раннего и младшего дошкольного возраста

Этот процесс стартует, когда ребенок еще не может самостоятельно ничего планировать. Первые «симптомы» этой формы мышления можно наблюдать даже у семимесячных малышей. Об уровне его развития у малыша до трехлетнего возраста дает информацию период, когда ребенок решет задачи, связанные с предметами и игрушками.

В три года ребенок уже может что-то планировать. Пусть это пока и не самые смелые и уверенные планы. Из кубиков и фрагментов конструктора он уже может строить разные конструкции – от домиков до самолетов. Разбирает на частички свои игрушки, чтобы узнать из чего они, «наводит порядок» в домашних шкафах. Именно так, с наглядно-действительного мышления, и начинается сложный, но познавательный путь длиною в жизнь.

Раскрой в себе криэйтора, мысли правым полушарием!

Убежденность отдельных представителей научной элиты в правоте своих умозаключений, помноженная на наше желание объяснить
работу мозга как можно проще, опираясь на свой «здравый смысл», заложили под миф о функциональной ассиметрии правого и левого
полушарий прочный фундамент. Это удобно: с одной стороны есть принципиально различные виды активности.
С другой – и у мозга имеются две половины. С какой стати ему вдруг даны эти две половины?
На «бытовом» уровне логика подсказывает: чтобы решать эти различные задачи.
Такое настроение большинства активно поддерживается рядом психологов, умеющих извлечь из псевдонаучных публикаций и проектов,
основанных на концепции функциональной ассиметрии, свои дивиденды.

Развивая доходную идею, сторонники «правополушарного» мира, отстаивающие безусловный приоритет эмоционального и интуитивного
восприятия мира предложили своей доверчивой аудитории замысловатые тесты активности мозговых зон и схемы повышения активности
правого полушария.
Так, к примеру, определить себя в категорию право- или левополушарных личностей обещает помочь не подтвержденный научно тест
Майерса-Бриггса. Не менее популярны и многочисленные умные приложения, предлагающие «развитие полушарий онлайн».

Тренинги, семинары, желтоватые издания наперебой обещают каждому желающему помощь в разрушении преград на пути личностного
роста, созданных начальной школой, насаждающей приоритетность логического левополушарного мышления.
Нам предлагают «поработать с мандалой», активировать определенные зоны правого полушария а с ними заодно и личные качества,
слушая «музыку» определенных частот, погрузиться в медитативные практики на волне эмпатии ко всему живому, etc.
Безусловно, среди предлагаемых практик встречаются и те, которые способствуют развитию личности, но ни одна из них не
способна переформатировать наши приоритеты, «обуздав» левое полушарие в угоду правому.

На фоне множества относительно безобидных или просто бесполезных методик иногда подкладываются такие, которые, напротив,
способны нанести серьезный вред психике. К ним относятся, так называемые, «гармонизаторы» и «сихронизаторы» работы полушарий.
В действительности, ни одного научного подтверждения тому, что можно искусственно развить одно полушарие «отдельно» от второго
или «гармонизировать» их взаимодействие сегодня не существует.
В реальности нормальную психическую активность, как правило, сопровождает активация различных зон полушарий головного мозга,
а не их искусственная синхронизация по собственному желанию.
Зато есть масса научных подтверждений тому, что синапсы левого и правого полушария тесно и непрерывно взаимодействуют друг с
другом. При этом уровень синхронизации и гармонизации потоков информации поддерживается оптимальным «по умолчанию».

Не нужно обладать ученой степенью, чтобы понимать: мозг здорового человека не расщеплен и информация между полушариями
курсирует без искусственных ограничений. То, что знает левое полушарие, знает и правое, и наоборот.
Статистический анализ данных, полученных в ходе МРТ демонстрирует: оба полушария тесно «сотрудничают» и обмениваются
информационными потоками, решая подавляющее большинство стоящих перед нами задач.
Можно утверждать, что по своим функциональным возможностям правое и левое полушария скорей схожи, чем различны.

Как свидетельствуют последние научные исследования, проведенные Джеффри Андерсоном, функциональные различия между полушариями
крайне размыты и достаточно условны.
Во многих случаях речь может идти о том, что с определенными задачами восприятия и анализа могут справиться только определенные
зоны одного из двух полушарий, а лишь о том, что они при определенных условиях справляются с ними быстрее и качественнее.
Так, к примеру, несмотря на то, что левое полушарие принимает на себя основной объем задач, связанных с обработкой речи, правое
полушарие также задействовано в этом процессе, распознавая и анализируя голосовые интонации.

Каким полушарием вы думаете? Разница есть

23.03.2011 | Автор Redaktor

Больше ста лет назад ученые определили, что одно из полушарий мозга человека доминирует над другим. Левополушарные и правополушарные люди, как два разных народа, обладают различными способностями, по-разному воспринимают жизнь и часто не понимают друг друга.
Левое полушарие – это источник логического, аналитического мышления. Люди с более «сильным» левым полушарием, как правило, рациональны, расчетливы и не поддаются власти эмоций. Это типичные правши, и пишут они, естественно, правой рукой. Среди левополушарных людей много инженеров, математиков, философов, лингвистов, менеджеров. Эти люди легко овладевают иностранными языками, имеют грамматически правильную речь, они ответственны и принципиальны, энергичны и упорно добиваются своей цели.
Большинство таких людей – жители Европы и Скандинавии, вспомните, например, немцев с их строгой педантичностью, рациональностью и логикой.
Правое полушарие отвечает за мышление образное и художественное. Правополушарные люди воспринимают мир эмоционально и интуитивно, они непосредственно выражают свои чувства, наивны, доверчивы и внушаемы. Поступают «по велению сердца» и легко адаптируются к новой обстановке, хорошо чувствуют людей, но иногда «зацикливаются» на мелочах. Пишут и держат инструменты, соответственно, левой рукой.
Среди людей творческих профессий – художников, артистов, музыкантов – «правополушарников» очень много. А вот работа бухгалтера или секретаря таким людям противопоказана.
Замечено, что много правополушарных людей в странах Азии и Африки, а также среди островных народов – англичан, ирландцев, японцев.

Перекрестные связи

Конечно, ассиметричную организацию мозга нельзя воспринимать в буквальном смысле слова. Оба полушария связаны между собой миллионами информационных каналов, и каждое решение принимается ими совместно. Только «вклад» каждого из них бывает разный. Роль левого и правого полушария медики изучили на основе анализов повреждений мозга.
Доказано, что нервная система человека связана с головным мозгом перекрестным образом. Правое полушарие управляет левой стороной тела, левое полушарие – правой. В левом полушарии к тому же располагаются отделы, ответственные за речевые функции и связанные с ней способности. Если, например, человек перенес инсульт или травму левой половины мозга, наиболее серьезно повреждается речь и правая сторона тела и наоборот.

Кто вы: математик или музыкант?

Каждому человеку интересно узнать, какую роль в его мышлении играет правое и левое полушарие. Какое из них лидирует? Сделать это можно так.
Напишите в два столбика десять пар двузначных чисел, причем в каждой паре первое двузначное число должно быть больше, чем второе. Сложите числа первого столбика, полученная сумма будет n1. Сумму чисел второго столбика обозначим как n2. Рассчитаем коэффициент по формуле: k =n1: n2.
Если полученный коэффициент больше 1,8, вы явный правополушарник, человек творческий и эмоциональный. Если коэффициент меньше 1 – вы думаете левым полушарием, и все проблемы решаете с помощью логики. Если k больше 1, но меньше 1,8, у вас одинаково «работают» оба полушария.
Психологи объясняют это тем, что человек с более развитым правым полушарием, обладающий интуицией и мыслящий эмоционально, пишет обычно числа, не задумываясь, как заблагорассудится. И, как правило, разница между парами чисел очень большая, например, 76 и 31, 85 и 12. Рациональный же «левополушарник», прежде чем написать, десять раз подумает, взвесит, попытается выстроить логическую цепочку. И потом напишет пары чисел, разница между которыми невелика: 23 и 20, 57 и 51. В «середняки», как правило, попадают люди, у которых аналитический ум сочетается с мягкостью характера, нерешительность – с твердостью. Поэтому и разница между парами чисел у них непредсказуемая: то 65 и 13, то 33 и 32.

Откройте в себе художника

Ученые подметили еще одну любопытную деталь. Оказывается, асимметрия полушарий коры головного мозга способна изменяться с возрастом. Экспериментально доказано, что доминирующее полушарие работает экономичнее и стареет медленнее.
Именно этим можно объяснить, что многие люди после сорока-пятидесяти лет вдруг неожиданно для себя и окружающих начинают писать книги, рисовать и сочинять музыку, заниматься вышиванием и резьбой по дереву. Это проявляет себя творческое начало правого полушария мозга. Видимо, еще в детстве оно было «подавлено» нашим рациональным миром. Но сколько природного левшу не переучивай писать правой рукой, его правое полушарие все равно остается сильнее. Так решила природа…www.prosto-zdorovie.ru

***

Другие статьи раздела ПСИХОЛОГИЯ:

Абстрактно-логический тип

Абстрактное мышление оперирует не только образами, но и отвлечёнными понятиями. Человек, у которого развился данный тип умственной деятельности, способен систематизировать информацию и целенаправленно её искать, планировать свои занятия. Считается высшей степенью развития мозговой деятельности, характерно только для человека.

Как и когда развивается, возможные нарушения развития

Начало формирования абстрактного мышления приходится на 5-7 лет. Поздний дошкольный и ранний школьный период. Полностью способность оперировать абстрактными понятиями формируется у подростков и сохраняется всю жизнь.

Признаки того, что у дошкольника начало развиваться логическое мышление:

  1. осмысленное использование отвлечённых понятий в речи,
  2. появление навыка подробного планирования своей деятельности,
  3. понимание причинно-следственных связей в действиях окружающих.

Все эти операции происходят без непосредственного контакта с предметами.

Нарушение мозговой деятельности проявляются в неспособности обобщать, выделять главное, понимать переносный смысл слов и выражений. Для выявления подобных расстройств используются тесты, в которых нужно интерпретировать пословицу или поговорку, выявить принципиальное сходство между разными объектами.

Особенности

Этот тип мышления пользуется сложными логическими операциями. У подростков и взрослых людей он основной. Благодаря ему человек способен планировать, ставить перед собой задачи и оценивать их выполнимость, давать оценку собственным действиям и действиям окружающих, делать выводы и учиться на основе собственного и чужого опыта

Характерно глубокое внимание к деталям, понимание контекста, низкая эмоциональная вовлечённость

Операции мышления

  • Операции – это своеобразные единицы измерения мышления. За их счёт и осуществляется мыслительная деятельность. Они присутствуют на любом этапе развития интеллектуальных способностей, но проявляются в разных формах.
  • Сравнение — это поиск различий и сходств между объектами. На основании сравнения объекты могут объединяться в группе по схожести.
  • Анализ — разделение объекта на составляющие. На простейшем этапе сопровождается физическим разделением объекта (ребёнок ломает игрушки).
  • Синтез — операция, противоположная анализу – воссоздание вида целого объекта из его частей.
  • Абстракция — выделение существенных признаков объекта, игнорирование несущественных.
  • Конкретизация — операция, противоположная абстрагированию – выявление конкретных характеристик объекта, восприятие его многообразия.
  • Индукция — выведение умозаключения от частного к общему, распространение знаний о конкретном объекте на всю группу похожих объектов.
  • Дедукция — операция, противоположная индукции – выведение умозаключения от общего к частному, распространение знаний о группе объектов на каждый объект их этой группы.

Подробнее читайте в статье Дедуктивное мышление

  • Классификация — разделение объектов по их различию. Выполняется на основе сравнения.
  • Обобщение — выявление общих признаков для разных объектов. Эта операция выполняется на основе сравнения.

Правополушарные и левополушарные люди. Чем отличается левополушарное мышление от правополушарного?

Лево- и правополушарное мышление — это два различных способа обработки информации. Они действуют по разным принципам, но в повседневной жизни дополняют друг друга. Владеть обоми видами мышления — значит, лучше решать любые задачи, как личные, так и профессиональные.

В чем особенность левополушарного мышления?

Левополушарное мышление отвечает за  последовательное восприятие информации , шаг за шагом, сначала первое, потом второе и только потом — третье. Такое восприятие растянуто во времени.

Действуя таким способом, мы последовательно, одно за другим, узнаём нечто об этом мире. Этот способ всем нам хорошо известен, т.к. именно ему нас обучали в школах и университетах, именно этот способ наиболее освоен человечеством.

Примером может быть восприятие речевой информации: мы прочитываем сначала одно слово, потом второе, третье, и только после этого у нас складывается некий целостный образ в голове. Мы не можем прочесть сначала третье, потом десятое, а потом первое слово в предложени, — так у нас ничего не выйдет. Нужно соблюдать определенный порядок, алгоритм действий.

В чем особенность правополушарного мышления?

Правополушарное мышление отвечает за  единомоментную обработку информации , когда мы «схватываем» сразу весь образ целиком, когда мы видим всю картину разом.

Примером может быть восприятие рисунка или фотографии. Когда мы смотрим на картинку, мы видим ее сразу целиком, и она во всей полноте сразу предстает перед нами. Нам не нужно соблюдать определенный порядок, мы никогда не рассматриваем изображение сторого слева направо и сверху вниз

Наши глаза двигаются хаотично, останавливаясь на тех частях рисунка, где больше деталей или которые привлекли наше внимание

Какой тип мышления лучше?

  • Левополушарное  мышление освоено лучше. Оно незаменимо, когда нужно действовать по правилам, в соответствии со строгими схемами, последовательностью действий. Например, на производстве, в экстренных ситуациях.
  • В ситуациях неопределенности, неполной информации нас спасает правополушарное мышление и восприятие. Когда мы схватываем образ целиком, мы можем упустить из виду какие-то его мелкие детали. Но когда в голове есть целостный образ, мы сами можем извлечь из него такие детали, которые нам осознанно отследить не удалось. Например, зная некоего человека и зная, что он из себя представляет, мы можем с большой долей вероятности предсказать его поведение в тех ситуациях, в которых нам его наблюдать не приходилось.

Важно гибко  переключаться между двумя способами мышления и применять их сторого в соответствии с их особенностями

Зачем развивать правополушарный тип мышления?

Известный профессор Хризмен отмечал, что люди-правополушарники подлежат исчезновению, что является угрозой для нации, так как именно они являются генераторами идей.

Развитие правополушарного мышления
имеет огромное значение на современном рынке бизнеса, так как именно оно отвечает за креативность. Люди, достигшие гармонии в работе обоих полушарий, придумывают удачные идеи, непохожие ни на чьи раннее, могут находить неординарные выход из плачевных ситуаций, умеют находить связи между понятиями. Рекомендуем подробнее почитать о креативном мышлении
и его развитии на нашем блоге.

Что касается наиболее полезных упражнений для развития и реализации творчества, то те, кто не предвидит единственно правильного решения, безусловно, являются наиболее полезными, те упражнения, которые оставляют мысль о возможности реагировать на стимул, следуя нескольким путям. Способность создавать новые идеи, а не сдаваться первой возможности решить проблему, — это то, что называется открытость, способность смотреть на вещи разными глазами, не отпуская жестких моделей мышления, которые они использовали для разума.

Некоторые из этих упражнений — это, например, те, которые требуют способности находить новые виды использования для общих объектов или строить проекты из представления абстрактной формы , придумывать рассказ из некоторых приведенных слов, создавать случайные ассоциации, чтобы доказать, что два объекта, два слова, два случайно захваченных изображения похожи или все еще описывают гипотетические ситуации, например, представьте, каким будет мир, если бы человек знал, как летать.

Развитие правополушарного типа мышления позволяет:

  • Значительно улучшить условия на производстве;
  • Создавать и приводить в действие новые удачные концепции развития;
  • Достигать более высоких результатов в коллективе благодаря понимаю индивидуальных особенностей каждого его члена;
  • Принятие интересных, но обоснованных решений;
  • Построение действующих схем, позволяющий максимально организовать работу коллектива.

Активизация правополушарного мышления позволит видеть картинку целиком, а не отдельные детали

Человеку будет проще находить общий язык с коллективом, конкурентами, просто окружающими людьми, что несомненно важно в мире тесных контактов друг с другом

Еще одним полезным упражнением для облегчения творческого мышления является построение «ментальных карт». Учитывая слово стимула, вас попросят привлечь или написать вокруг него все слова, которые каким-то образом связаны с данным словом. Для каждого найденного термина вы можете расширить упражнение, ища больше ассоциаций. Таким образом, вы получаете свою ментальную карту термина. Этот метод является важным инструментом для восприятия проблемы и позволяет нам сразу же найти связь между центральной идеей и другой, которая вращается вокруг нее.

Конкретно-предметный тип

Подборка конструктора, отлично развивающего конкретно-предметный тип мышления

Как и наглядно-действенное мышление, конкретно-предметный тип связан с прямым взаимодействием с предметами, но является его более развитым типом. Человек, обладающий конкретно-предметным мышлением, в отличие от маленького ребёнка, имеет цель и представляет результат своих действий. Такой тип мыслительной деятельности сопровождает прикладные операции, чаще всего в технической сфере. Оно позволяет «подстроить» определённые приспособления под конкретную ситуацию.

Как и когда развивается, нарушения развития

Практическое мышление начинает развиваться около 4-7 лет, сроки начала довольно гибкие. Необходим развитый наглядно-образный способ и наличие хотя бы зачатков абстрактно-логического. Данный тип мыслительной деятельности формируется на основе постоянной работы руками, требующей творческого подхода. Его хорошо развивают конструкторы и другие сложные игрушки — хорошая подборка .

Нарушения развития проявляются в виде неспособности следовать инструкциям, затруднении при переходе от теории к практике.

Что показывает исследование?

Проходя обследование с помощью аппарата МРТ, полушария головного мозга обследуемого подвергаются анализу на экране.

Отдельное изучение каждого из полушарий происходит с помощью МРТ-сканеров.

Проведенные не так давно исследования показали, что упомянутая выше теория является неверной. В процессе проведения исследования (2013 г.), в котором принимали участие свыше тысячи человек, рассматривались трехмерные изображения их мозга. Была измерена активность обоих полушарий при помощи МРТ-сканера.

В итоге выяснилось, что люди используют обе части мозга, поэтому становится очевидным, что преобладающей половины не может быть. Однако стоит отметить, что мозговая активность человека действительно отличается. Это зависит от выполняемой задачи.

К примеру, данные исследований PloS Biology показали, что в левом полушарии находятся языковые центры, а правое отвечает за эмоциональное состояние и невербальное общение. Роджер Сперри получил Нобелевскую премию (1960 г.) за внесенную лепту в науку о «латерализации мозга».

Но такое преувеличение этих любопытных открытий дало почву для создания представления о левополушарных и правополушарных личностях. Различается ли преобладание полушария у разных личностей? Например, две женщины в офисе будут вместе смотреть на планшет.

Эксплуатируемая в разных видах деятельности часть мозга, для разных людей неодинакова. На ту половину мозга, что эксплуатируется для определенной деятельности, может влиять правша человек или левша. Проведенное исследование (2014 г.) говорит, что почти у 99% правшей левая половина мозга в ответе за языковые центры. Но и примерно у 70% левшей может наблюдаться то же самое.

Таким образом, доминирование полушария может варьироваться от одного человека до другого. На это влияет род деятельности. Чтобы полностью разобраться во всех обстоятельствах, влияющих на это, необходимо проведение дополнительных научных исследований.