Контролирующие органы в сфере жкх в 2020 году

Содержание

Контролирующие органы в сфере ЖКХ в 2020 году

Структура, защищающая конкуренцию, утверждает принципы расчета стоимости благ цивилизации.

А Минэнерго разрабатывает схемы и нормативы теплоснабжения. Основные региональные контролирующие органы в сфере ЖКХ – это Роспотребнадзор, жилищная инспекция и суд. Первый занимается выявлением нарушений, которые могут оказать негативное воздействие на здоровье людей.

Государственный жилищный надзор оперативно реагирует на жалобы граждан, касающиеся соблюдения управляющей компанией нормативно-правовой базы, действующей в сфере ЖКХ.

Структура имеет непосредственное отношение к оформлению лицензий. Если обращения в контролирующие органы не дали должного результата, стоит составить исковое заявление и направить его в суд. Региональный контроль также могут осуществлять профильные некоммерческие компании, полный перечень которых представлен на сайте организации «ЖКХ Контроль».

Между владельцами квартир и руководством управляющих компаний часто случаются конфликтные ситуации. Обратиться с жалобой можно в местную администрацию или в прокуратуру.

Первая не проводит проверок, но может направить распоряжение об осуществлении контроля другому органу. Кому подчиняются управляющие компании в Москве?

Аналогичным структурам, а также жители столицы могут обратиться с жалобой через интернет-ресурс «дома Москвы». Общественный контроль в сфере ЖКХ преследует следующие цели – улучшение качества коммунальных благ и максимальную защиту прав жильцов.

Для реализации надзора организованы несколько специальных центров, объединенных в общую сеть.

Организация контролирующих органов

Для того, чтобы понять, как проверить управляющую компанию, нужно понимать какие права вообще имеют жильцы и какие органы государственной власти должны это выполнять. Всего существует три уровня организации, проверяющей управляющие компании власти: местный, региональный, а также федеральный, все они имеют свои особенности и нужны с определенной целью.

Федеральный уровень

Далеко не главный уровень, среди тех, кто контролирует работу управляющих компаний. Этот способ не является основным, при этом они лишь издают некоторые указания, предписания о том, как вести жилищное хозяйство, вводят лишь некоторые принципы и особенности и состоит этот уровень из нескольких государственных частей:

  • ФАС России (федеральной антимонопольной службы России) – часть, которая контролирует тарифы в сферах водо- и теплоснабжения и определяет максимально возможную стоимость оплат, от которых должны отталкиваться ЖКХ.
  • Министерства строительства России – которое определяет чертежи и схемы отопления, а также водоснабжения домов.
  • Министерства энергетики России – которое определяет качество предоставляемых ЖКХ услуг. Описывает их законы, правила, разрешения и вообще всю концепцию управляющих компаний, а также выполняет проверку учета экономической части (Оплаты тепла и воды).

Региональный уровень

Тот самый уровень, который выполняет сам по себе контроль над управляющими компаниями. Проверяет то, как выполняются предписания свыше, законы и методические указания. Управляющие компании в таком случае подчиняются специальному органу – государственному жилищному надзору, который выполняет всевозможные проверки по следующим параметрам:

  • Насколько правильно ведется содержание и уход за жилищными помещениями.
  • Тарифы и размеры оплаты за различные услуги, предоставляемые управляющей компанией.
  • Проведение перепланировок зданий по определенными нормами.
  • Перевод из статуса жилых в статус нежилых и наоборот различных помещений.
  • Формирования фондов по ремонту жилья.

В случаях выявления нарушения орган может пресекать и устранять их за счет управляющей компании, допустившей их. Также стоит отметить, что, руководствуясь нормами СанПиН, эта часть также следит и за безопасностью, и качественными свойствами предоставляемых услуг: качества воды, ее состава, как химического, биологического, так и радиологического. К тому же проверяется уровень шума, влажности и качества вентиляции.

Муниципальный уровень

Чаще всего — это организация при городской организации, которая выполняет проверку управляющих компаний. На эти органы также возлагаются обязанности, которые должны осуществлять на региональном уровне. Все эти проверки по плану должны производиться раз в год. В случаях, если возникают жалобы от жильцов, то производятся и внеплановые проверки. По результатам обязательно должен быть составлен акт с заключением о проверке управляющей компании. Чаще всего такая проверка управляющей компании является действенной.

Кто контролирует управляющие компании на региональном уровне?

В случае, если на местном уровне спор не удается решить, на соответствующие органы можно пожаловаться вышестоящему начальству. Для этого подается жалоба в аналогичное ведомство, но уже не местного, а регионального уровня: Роспотребнадзор, ГЖИ, прокуратуру, ФАС.

Кроме того, деятельность УК контролирует на этом уровне Региональный комитет по тарифам. Этот орган исполнительной власти осуществляет функции по регулированию цен и тарифов в подконтрольной ему области.

В контролирующие органы регионального уровня рекомендуется обращаться после прохождения местных инстанций. В противном случае, жалоба или заявление будет переадресовано. Рассмотрение спора затянется.

Советы от экспертов

Эксперты советуют:

  1. Четко и ясно формулировать цели и задачи перед созданием ТСЖ.
  2. Обязательно регистрировать деятельность во избежание штрафных санкций.
  3. Рекомендуется правильно и грамотно вести отчетность.
  4. При отсутствии бухгалтера следует обращаться в специализированные центры или службы за помощью.
  5. Строго запрещено вести какую-либо коммерческую деятельность.

Эти правила помогут избежать распространенные ошибки.

По многочисленным отзывам граждан ясно, что ТСЖ имеет свои положительные и отрицательные стороны. Расход денежных средств строго регламентируется по закону. В любой момент любое лицо может пожаловаться на товарищество в уполномоченный орган. Также существует возможность сменить руководство и бухгалтера.

Видео об обязаностях ТСЖ:

Watch this video on YouTube

24 Окт 2019      Виктория М.    
    765      

Что такое обследование через ТСЖ

Согласно Постановлению Госстроя от 23 сентября 2003 года № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» УК обязана проводить плановый осмотр дома. Проверки проводятся 2 раза в год – весной и осенью.

Мнение эксперта

Смирнов Александр Станиславович

Юрист с 12-летним стажем. Специализация — гражданское право. Член коллегии адвокатов.

В ходе осмотров изучается общее техническое состояние здания, выявляются дефекты и вырабатываются меры по устранению. Изучаются подвалы, цокольные этажи, лифты, межэтажные перегородки и так далее. По результатам составляются акты и доводятся до жильцов.

На основе таких осмотров составляется план ремонтных работ.

Существуют и более детальные обследования. Их проводят реже. Первый раз – через 2 года после введения дома в эксплуатацию, когда он еще находится на гарантии у застройщика. А потом раз в 10 лет. А при неблагоприятных условиях – не реже 1 раза в 5 лет.

Именно этой обязанностью ТСЖ пренебрегают чаще всего. А большинство жильцов и не знают о ней. Но проводить ее надо, потому что дома ветшают, крыши и фундамент действуют снег и движение грунта. В стенах могут появиться трещины. Иногда это приводит к плачевным результатам – обрушение дома.

Местные власти иногда сами проводят предварительные проверки.

Подобный случай был в Пермском крае. Тогда местная администрация, специалисты жилищной инспекции, Роспотребнадзора, прокуратуры осмотрели 909 зданий областного центра. Комиссии выявили 518 домов, которым было необходимо срочно провести инструментальное обследование.

Основная сложность таких обследований в цене. В зависимости от самого здания, а также региона, цена может достигать 300 тысяч рублей. И оплачивать должны сами собственники.

Поэтому проводились собрания жильцов, на которых объясняли, почему нужно провести инструментальное обследование их дома. А потом уже сами жильцы заключали договор с выбранной ими специализированной организацией.

Местный уровень

Органы местного уровня могут выполнять отдельные задачи, которые также имеются у региональной власти. Например, надзор может проводиться следующим образом. Проверяют помещения, предназначенные для проживания, на соответствие стандартам содержания и использования. Наблюдают за тем, как обращаются с общим имуществом в МКД.

На местном уровне может быть проверка поставляемых коммунальных услуг на предмет соответствия стандартам. Требуется следить за тем, чтобы платежи за коммуналку и ремонт вносились своевременно. У органов местного самоуправления есть право осуществлять лицензионный контроль над компаниями. Нередко вышеописанными задачами занимается Управление ЖКХ, которое находится при городской администрации.

Что касается проверок, то порядок их осуществления должен быть установлен муниципальными актами. В норме плановый надзор выполняется один раз в год. Однако возможны и внеплановые инспекции, которые назначаются в определенных ситуациях. К таким случаям можно отнести поступление жалобы от жителей дома, нарушение потребительских прав в коммунальных услугах, причинение вреда экологии или здоровью граждан. Проверку могут осуществить, если возникает риск угрозы для людей или окружающей среды. Когда инспекция окончена, специалисты составляют акт с заключениями.

Проверка финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ контролирующими органами

Товарищество собственников жилья – это юридическая организация, которая обязана платить налоги и обеспечивать бесперебойное функционирование всех технических систем и коммуникаций. Основные виды деятельности организации:

  • Финансовая – ежемесячный сбор денег для содержание МКД. Общая сумма платежей утверждается собранием собственников. Дополнительные доходы можно получать за счет сдачи в аренду неиспользуемых нежилых помещений. Но только при согласии собственников.
  • Хозяйственная – основной вид деятельности. Денежные средства направляются на оплату коммунальных услуг, мелкий ремонт, поддержка в исправном состоянии всех систем и коммуникаций дома, а также придомовой территории (двора).

ТСЖ доверяют больше, чем управляющей компании. Потому что оно создано из самих же жильцов дома.

Но если члены правления не исполняют полностью свои обязанности, расходуют деньги на не целевые нужды, присваивают часть дохода, тогда вмешиваются контролирующие организации.

Организация контролирующих органов

Для того, чтобы понять, как проверить управляющую компанию, нужно понимать какие права вообще имеют жильцы и какие органы государственной власти должны это выполнять. Всего существует три уровня организации, проверяющей управляющие компании власти: местный, региональный, а также федеральный, все они имеют свои особенности и нужны с определенной целью.

Федеральный уровень

Далеко не главный уровень, среди тех, кто контролирует работу управляющих компаний. Этот способ не является основным, при этом они лишь издают некоторые указания, предписания о том, как вести жилищное хозяйство, вводят лишь некоторые принципы и особенности и состоит этот уровень из нескольких государственных частей:

  • ФАС России (федеральной антимонопольной службы России) – часть, которая контролирует тарифы в сферах водо- и теплоснабжения и определяет максимально возможную стоимость оплат, от которых должны отталкиваться ЖКХ.
  • Министерства строительства России – которое определяет чертежи и схемы отопления, а также водоснабжения домов.
  • Министерства энергетики России – которое определяет качество предоставляемых ЖКХ услуг. Описывает их законы, правила, разрешения и вообще всю концепцию управляющих компаний, а также выполняет проверку учета экономической части (Оплаты тепла и воды).

Региональный уровень

Тот самый уровень, который выполняет сам по себе контроль над управляющими компаниями. Проверяет то, как выполняются предписания свыше, законы и методические указания. Управляющие компании в таком случае подчиняются специальному органу – государственному жилищному надзору, который выполняет всевозможные проверки по следующим параметрам:

  • Насколько правильно ведется содержание и уход за жилищными помещениями.
  • Тарифы и размеры оплаты за различные услуги, предоставляемые управляющей компанией.
  • Проведение перепланировок зданий по определенными нормами.
  • Перевод из статуса жилых в статус нежилых и наоборот различных помещений.
  • Формирования фондов по ремонту жилья.

В случаях выявления нарушения орган может пресекать и устранять их за счет управляющей компании, допустившей их. Также стоит отметить, что, руководствуясь нормами СанПиН, эта часть также следит и за безопасностью, и качественными свойствами предоставляемых услуг: качества воды, ее состава, как химического, биологического, так и радиологического. К тому же проверяется уровень шума, влажности и качества вентиляции.

Муниципальный уровень

Чаще всего – это организация при городской организации, которая выполняет проверку управляющих компаний. На эти органы также возлагаются обязанности, которые должны осуществлять на региональном уровне. Все эти проверки по плану должны производиться раз в год. В случаях, если возникают жалобы от жильцов, то производятся и внеплановые проверки. По результатам обязательно должен быть составлен акт с заключением о проверке управляющей компании. Чаще всего такая проверка управляющей компании является действенной.

Информация Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 8 июня 2020 г. “Минстрой России напоминает об ответственности управляющих организаций перед собственниками квартир”

15 июня 2020

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации обращает внимание на существующее право собственников квартир в многоквартирных домах самостоятельно выбирать, а также контролировать деятельность управляющих организаций. Неправомерные действия со стороны управляющих организаций могут повлечь санкции вплоть до отзыва лицензии и уголовного преследования

«Мораторий на проведение проверок малого и среднего бизнеса не означает, что можно нарушать положения Жилищного кодекса Российской Федерации. Пользоваться ситуацией, возникшей из-за распространения коронавирусной инфекции, и на этом фоне без согласования с собственниками квартир увеличивать расходы на содержание общего имущества абсолютно недопустимо. Так же, как и подделывать протоколы собраний собственников — эта деятельность попадает уже под уголовную ответственность, еще с 2015 года. Все обращения по-прежнему обрабатываются, по каждому нарушению жилищные инспекции в рамках сохранившихся полномочий выдают предостережение, исполнение которого контролируется

Мы призываем всех проявлять внимание к вопросам текущего управления домами, особенно сейчас, когда это можно делать удаленно. Для того, чтобы повысить прозрачность взаимоотношений с управляющими организациями, в мае был принят закон, который регламентирует проведение онлайн-собраний жильцов», — заявил главный жилищный инспектор страны, заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Максим Егоров

Напоминаем, если есть основания полагать, что ваша управляющая организация как-либо обманывает жильцов или некачественно выполняет прописанные договором обязательства, то необходимо обратиться с соответствующим заявлением в контролирующие органы.

Прежде всего, при несоответствии представленных услуг заключенному договору или установленному графику, следует подать письменное заявление на имя руководства управляющей организации.

В случае, если по истечении 10 рабочих дней достичь взаимопонимания не удалось, можно подать жалобу в Государственную жилищную инспекцию (ГЖИ) или Роспотребнадзор.

Жилищная инспекция контролирует правила эксплуатации домов, проверяет готовность к отопительному сезону, а также исполнение процедуры проведения общего собрания жильцов, выбор и оформление полномочий управляющей организации.

Cледует также обратиться в ГЖИ, если жильцы не согласны с расчетом квартплаты или если расходы на содержание общего имущества были внезапно повышены в несколько раз. По итогам проверки ведомство может постановить вернуть потребителям денежные средства за некачественные услуги ЖКХ.

В случае более серьезных нарушений со стороны управляющих организаций необходимо обращаться в органы внутренних дел. Так, подделка протоколов собраний является уголовным преступлением.

Экспертное мнение

Ольга ПЕРМИНОВА, независимый эксперт в сфере ЖКХ

— Дело не в форме управления (эффективной может быть и государственная управляющая компания), а в людях, в команде, которая в такой компании работает.

Например, управляющая компания ГБУ «Жилищник» района Митино выиграла уже несколько судов у такого крупного теплового монополиста, как МОЭК, и отстояла-таки свое видение тарифов на тепло. Понятно, что собственникам, которые находятся под управлением такой компании, повезло.

Но есть десятки других ГБУ «Жилищник», которые защищают свои права очень вяло, до смерти боятся судебных разбирательств, стараются не связываться с ресурсоснабжающими организациями, не взыскивают с них деньги за неправильное начисление оплаты за коммунальные ресурсы. В результате страдают собственники, за счет которых в итоге и покрываются все расходы.

Почему собственники тем не менее часто выбирают именно государственную компанию? Ответ прост. Менталитет наших граждан застрял в «совдеповском» периоде: многим кажется, что «жэк» — это хорошо, хотя никаких жэков уже давно и в помине нет. Но граждане продолжают верить, что государство их не обманет.

Идея крупной бюджетной управляющей компании была неплоха, но, к сожалению, пока дальше идеи дело не пошло. Вот ГБУ «Жилищник» козыряет тем, что все работы здесь выполняются за счет собственного штата. Но этому штату тоже надо платить. А взносы за содержание и текущий ремонт квадратного метра жилья здесь такие же, как и при любых других УК и в ТСЖ: 25 руб. с копейками. Но это очень мало, этих денег не хватает!

И что же получается? Если дома старые, если инженерные системы на пределе возможностей, а фасад срочно требует ремонта — эти самые «двадцать пять с лишним рублей» никак не покрывают расходов. Поэтому управляющей компании (и ГБУ «Жилищник» здесь далеко не исключение) часто приходится идти на перекрестное субсидирование: деньгами, перечисленными за ресурсы, «затыкают» дыры, связанные с текущим ремонтом. Так возникают те самые пресловутые долги ресурсникам, а компания садится в долговую яму.

То есть «болезни» у ГБУ «Жилищник» порой те же, что и у коммерческих УК.

А часто причина плохой работы компаний, подобных ГБУ «Жилищник», кроется в элементарном непрофессионализме. Ведь что такое ГБУ «Жилищник»? Это бывшие дезы, и люди там зачастую остались старые, с устаревшими понятиями и взглядами на ЖКХ.

Между тем жилищно-коммунальному комплексу сегодня нужны специалисты, которые знают право, разбираются в бухгалтерии, имеют представление о менеджменте, управлении, инженерии. И если в коммерческой компании специалиста, который не отвечает современным требованиям, можно уволить, то в государственной компании это сделать гораздо сложнее.

Вот поэтому специалисты «старой закалки» продолжают использовать устаревшие методы и принципы работы. Тем самым они тянут наше ЖКХ назад, в прошлое.

Порядок отчета перед жильцами и контроль собственников за деятельностью УК

Владельцы жилплощади должны контролировать УК, так как платят за предоставляемые услуги. И не имеет значения, создали ли жильцы ТСЖ или ограничились лишь неформальной инициативной группой.

Представители организации должны передавать владельцам квартир всю информацию о своих действиях и проведенных работах. Для этого используют специальные отчеты. Порядок их предоставления регулируются контрактом.

Различают:

  • годовые отчеты;
  • годовой план работ.

Отчет содержит следующие сведения:

  • порядок получения денег;
  • расходы;
  • список нужд, на которые потратили деньги;
  • выполненные работы;
  • сведения о задолженностях;
  • список планов на следующий календарный год.

Унифицированной формы отчета нет. Поэтому каждая фирма составляет его на свое усмотрение, но с учетом правил делопроизводства. Это касается и годового плана, с помощью которого жильцы контролируют выполненный (и невыполненный) объем.

Как получить лицензию

Порядок получения лицензии определен разделом Х жилищного кодекса. Прежде всего директор УК обязан подать заявление в лицензионную комиссию, сдать бесплатный квалификационный экзамен.

Экзамен

В течение 15 рабочих дней со дня прима заявления претендента проверяют на соответствие требованиям. Руководителя не допускают на экзамен есть у него есть судимость не ниже средней тяжести за преступления в сфере экономики или по нему есть запись в реестре дисквалифицированных лиц. После проверки человека допускают к экзамену или отказывают. Экзамен представляет собой электронное тестирование на компьютере. Состоит из 100 вопросов, которые проверяют знания о сфере ЖКХ. Вопросы выбираются в произвольном порядке из общего списка в 200 пунктов. Положительный результат засчитывается в случае 86 верных ответов из 100. На всю процедуру отводится 2 часа. Результаты объявляются не позднее 5 рабочих дней после сдачи. Отсутствие минимального порога в 86 верных ответов ведёт к пересдаче. Экзамен бесплатный, а количество попыток закон не ограничивает.

Квалификационный аттестат

В аттестате указывают номер и дату протокола проведённого экзамена, наименование субъекта и ФИО претендента. Он представляет собой документ формата А5 зелёного цвета с защитой уровня «В». Аттестат заверен печатью органа ГЖН субъекта РФ, для которого он выдаётся. Срок действия – 5 лет, после окончания необходимо пересдать экзамен и получить новый аттестат. После получения руководителем бумаги компания имеет право обратиться в государственную жилищную инспекцию (ГЖИ) для получения лицензии на управление домом. Полученный аттестат действует для всех домов. В случае лишения разрешения документ аннулируется.

Перечень необходимых документов, сведений и требований к юридическому лицу

В первую очередь заполняется заявление в ГЖИ на включение заявителя в реестр обладателей лицензии на управление МКД. Прикладывается пакет документов на самого заявителя, который включает в себя:

  • свидетельство о регистрации и присвоения ИНН
  • устав организации
  • оригинал выписки из ЕГРЮЛ
  • приказ о назначении директора
  • решение учредителей на создание ЮЛ
  • документ подтверждающий местонахождение юр.лица (договор аренды офиса или выписка ЕГРН если офис находится в собственности)
  • удостоверение о прохождение квалификационного экзамена
  • паспорт руководителя
  • протокол решения собственников об избрании УК и заключении договора управления
  • подписанный с жителями договор управления домом
  • платежное поручение об оплате госпошлины

Часть документов предоставляется в виде нотариально заверенных ксерокопий. Пакет бумаг передается с обязательной описью документов, чтобы исключить вероятность их утери. Инспектор ГЖИ по регламенту проверяет заявителя на соответствие следующим критериям:

  • зарегистрирован как юридическое лицо или индивидуальный предприниматель
  • зарегистрирован в РФ
  • наименование лица не совпадает с наименованием лица, которое получало лицензию на этот дом ранее.
  • руководитель получил квалификационный аттестат

На процедуру рассмотрения поданного претендентом пакета документов отводится 30 дней. ГЖИ за указанное время обязуется рассмотреть и вынести решение: предоставить или отказать в выдаче лицензии.

Обзор документа

В связи с мораторием на проверки малого и среднего бизнеса управляющие компании не должны пользоваться ситуацией и необоснованно увеличивать расходы на содержание общего имущества в многоквартирных домах. Это также касается подделки протоколов общих собраний.

Если есть основания полагать, что УК как-либо обманывают жильцов или некачественно выполняют прописанные договором обязательства, то нужно обратиться в контролирующие органы.

Прежде всего, при оказании услуг не по графику и не в соответствии с предусмотренными договором требованиями нужно подать письменное заявление на имя руководства УК.

Следует также обратиться в ГЖИ, если жильцы не согласны с расчетом квартплаты или если расходы на содержание общего имущества были внезапно повышены в несколько раз. По итогам проверки ведомство может постановить вернуть потребителям денежные средства за некачественные услуги ЖКХ.

В случае более серьезных нарушений необходимо обращаться в ОВД.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Как контролировать управляющую компанию ЖКХ, вышестоящая организация

Для того, чтобы понять, как проверить управляющую компанию, нужно понимать какие права вообще имеют жильцы и какие органы государственной власти должны это выполнять. Всего существует три уровня организации, проверяющей управляющие компании власти: местный, региональный, а также федеральный, все они имеют свои особенности и нужны с определенной целью.

Федеральный уровень

Далеко не главный уровень, среди тех, кто контролирует работу управляющих компаний. Этот способ не является основным, при этом они лишь издают некоторые указания, предписания о том, как вести жилищное хозяйство, вводят лишь некоторые принципы и особенности и состоит этот уровень из нескольких государственных частей:

  • ФАС России (федеральной антимонопольной службы России) – часть, которая контролирует тарифы в сферах водо- и теплоснабжения и определяет максимально возможную стоимость оплат, от которых должны отталкиваться ЖКХ.
  • Министерства строительства России – которое определяет чертежи и схемы отопления, а также водоснабжения домов.
  • Министерства энергетики России – которое определяет качество предоставляемых ЖКХ услуг. Описывает их законы, правила, разрешения и вообще всю концепцию управляющих компаний, а также выполняет проверку учета экономической части (Оплаты тепла и воды).

https://youtube.com/watch?v=C1Jof4KOj0M

Тот самый уровень, который выполняет сам по себе контроль над управляющими компаниями. Проверяет то, как выполняются предписания свыше, законы и методические указания. Управляющие компании в таком случае подчиняются специальному органу – государственному жилищному надзору, который выполняет всевозможные проверки по следующим параметрам:

  • Насколько правильно ведется содержание и уход за жилищными помещениями.
  • Тарифы и размеры оплаты за различные услуги, предоставляемые управляющей компанией.
  • Проведение перепланировок зданий по определенными нормами.
  • Перевод из статуса жилых в статус нежилых и наоборот различных помещений.
  • Формирования фондов по ремонту жилья.

В случаях выявления нарушения орган может пресекать и устранять их за счет управляющей компании, допустившей их. Также стоит отметить, что, руководствуясь нормами СанПиН, эта часть также следит и за безопасностью, и качественными свойствами предоставляемых услуг: качества воды, ее состава, как химического, биологического, так и радиологического. К тому же проверяется уровень шума, влажности и качества вентиляции.

Если жильцы многоквартирного дома отказались от ТСЖ и самостоятельного управления в пользу УК, они заключают с выбранной компанией договор. Она осуществляет свою деятельность на основании данного договора, требований жилищного законодательства.

По ЖК РФ собственники МКД вправе производить проверку работы управляющих организаций. С этой целью УК ежегодно предоставляют им письменные отчеты о проделанной работе.

Деятельность функционирующих в области ЖКХ компаний контролируется и регулируется на всех уровнях власти.

Различные структуры, осуществляющие надзор, имеют свою специализацию и полномочия в этой отрасли. На уровне РФ эти функции осуществляют следующие органы:

  • Министерство строительства РФ. Этот орган занимается установлением нормативов в области ЖКХ. Кроме того, он дает разъяснения по вопросам предоставления коммунальных услуг.
  • Минэнерго РФ также курирует жилищно-коммунальную сферу, в частности, электроэнергетику и газоснабжение.
  • Федеральная антимонопольная служба в Москве следит за законностью установления тарифов на ЖКУ.

Определенным образом контроль за управляющими компаниями ведет и Роспотребнадзор. Он оказывает поддержку потребителям в разных правовых отраслях. Другим органом, способным оказать помощь потребителям являются жилищные инспекции.

Официальные власти на местном уровне также принимают участие в регулировании сферы ЖКХ. Они вправе осуществлять самостоятельный мониторинг ситуации или реагировать на обращение потребителей. Согласно ст. 165 ЖК РФ они могут провести внеплановую проверку работы УК при обращении собственников помещений в МКД, совета дома.

Договор на оказание услуг управления.

При заключении данного договора в УК передаются все или некоторые стратегические, а также вспомогательные по отношению к операционному ядру функции: юридическое, бухгалтерское и кадровое сопровождение, обеспечение безопасности и т.п., потребность в которых испытывают все субъекты холдинга, однако создание аналогичных подразделений в каждом из них нерентабельно и нецелесообразно.

Задача УК в данном случае — определить основные векторы деятельности (разработать маркетинговую стратегию, осуществить научно-техническую разработку, выпустить программу деятельности группы компаний на год и т.п.), которым должны следовать все без исключения управляемые общества.

При этом необходимо отметить, что у управляемого общества имеется свой единоличный исполнительный орган (директор, ИП-управляющий или другая Управляющая компания, но в роли единоличного исполнительного органа (ЕИО)), который осуществляет оперативное руководство компанией, принимает все текущие решения и отвечает за финансовый результат. Именно он значится в ЕГРЮЛ как субъект, имеющий право без доверенности действовать от имени компании.

При таком взаимодействии ЕИО и управляющей компании, первый ограничен лишь стратегическими рамками, заданными УК, и полностью самостоятелен в процессе управления текущей деятельностью своей компании. Причем эти рамки (в виде форм и периодов отчетности, а также механизма ответственности) могут и должны быть заложены как в договоре с УК (это условие, при котором УК берется за осуществление управления), так и в договоре с самим ЕИО. 

Однако наш опыт показывает, что собственники (особенно при трансформации единой компании в холдинг) всячески избегают делегирования полномочий наемным менеджерам, опасаясь, что те выйдут из-под контроля.

В данном случае разум вступает в противоречие с чувствами: с одной стороны, собственник понимает объективную необходимость «отдать» бразды правления (непрофильный конкретно для него вид деятельности, занятость в другом проекте, невозможность охватить все сферы своего бизнеса), а с другой стороны — психологически не может смириться с тем фактом, что его детищем будет управлять кто-то другой.

В этой связи вопрос доверия наемному менеджеру со стороны собственника приобретает особую актуальность.

Вместе с тем нельзя не отметить значительно более высокую, по сравнению с договором передачи функций единоличного исполнительного органа, степень личной заинтересованности директора в результатах деятельности управляемого общества, что автоматически отражается и на уровне его личной (а не навязанной извне) ответственности.

Именно благодаря этому инструменту контролируемого увеличения степени самостоятельности и достигается синергетический эффект от структурирования бизнеса — налоговую оптимизацию можно усилить повышением управленческой эффективности.

Кроме того, в случае наступления каких-либо неблагоприятных последствий деятельности управляемого общества (самый простой пример — налоговые претензии) вряд ли кто-то сможет определенно утверждать (и доказать), что такие последствия наступили в результате выполнения директором управляемого общества прямых распоряжений УК.

Иными словами, УК оградит себя от негативных последствий, а также получит возможность сохранить деловую репутацию и наработанный имидж, сославшись на «самодеятельность» наемного директора.

Как проверить работу управляющей компании?

С 1 мая 2015 года управление многоквартирными домами без лицензии в Москве запрещено. По данным Мосжилинспекции, в прошлом году лицензии были выданы 717 организациям, из них 499 осуществляют деятельность по управлению 29 973 многоквартирными домами в Москве и 218 изъявили намерение осуществлять деятельность по управлению.

«Лицензионный контроль позволяет более жёстко и открыто осуществлять контроль за деятельностью в сфере управления многоквартирными домами, выявлять и пресекать деятельность недобросовестных управляющих организаций, что, в свою очередь, обеспечит гарантированное качество жилищных услуг, защиту прав и законных интересов москвичей», — отмечают в Мосжилинспекции.

Главы управляющих многоквартирными домами компаний не имеют права работать без специального аттестата, который можно получить, сдав квалификационный экзамен. Работая без аттестата, директора управляющей компании нарушают лицензионное требование. 

Формирование и ведение реестра лицензий управляющих компаний осуществляются в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) на сайте Dom.gosuslugi.ru. В настоящее время в ГИС ЖКХ внесена информация по 672 лицензиатам. Рейтинг управляющих организаций опубликован на сайте Мосжилинспекции.

Управляющая компания обязана раскрывать:

— общую информацию: реквизиты и актуальные контактные данные;

— основные показатели финансово-хозяйственной деятельности: расходы и доходы компании на содержание вашего дома, выручку, прибыль, убытки;

— порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту, нормативы выполнения работ;

— информацию обо всех проведённых работах и оказанных услугах по содержанию и ремонту общего имущества вашего дома;

— сведения о стоимости работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества;

— цены и тарифы на коммунальные услуги.

Подводя итоги

На рынке множество управляющих компаний, предоставляющих свои услуги гражданам. Жильцы ежемесячно перечисляют на счет организации денежные средства, в том числе и на обеспечение их нужд, поэтому могут быть инициаторами проведения проверки. Контролирующие органы разнообразны: Роспотребнадзор контролирует качество предоставляемых услуг, прокуратура следит за целевым расходом средств, а к помощи жилищных инспекторов можно прибегнуть при возникновении сомнений в правильности применяемых тарифов. Приглашая квалифицированного аудитора, граждане могут удостовериться в честности и прозрачности производимых расчетов или обнаружить использование денежных средств не по назначению.