Содержание
Популярность
О популярности грузоперевозчика часто судят по количеству запросов в одной из поисковых систем, например, в Яндекс за месяц:
- СДЭК – 4 275 725.
- «Деловые Линии» – 1 159 252.
- DPD – 245 791.
- DHL – 188 384.
- International Cargo – 1250.
- Express-China – 737.
- Russian-Bridge – 304.
- Buycraft – 204.
- СhinAgent – 20.
С позиции приведённых выше статистических данных можно сделать вывод, что самой популярной, а значит, и оказывающей самые качественные услуги считается сеть сервисного франчайзинга СДЭК. Однако в таких рейтингах часто не учитывается специфика и география деятельности грузоперевозчика. СДЭК – российская компания с далеко не лучшими отзывами, в приоритете которой доставка документов и небольших посылок с покупками.
Аналогичной деятельностью занимается международная компания DHL с количеством запросов меньшим в 22,7 раза. В России, которую DHL начала осваивать в 1984 году, у этого перевозчика лишь 130 офисов, что в 3 раза меньше аналогичного показателя у СДЭК. Качество услуг немного выше, но выше и стоимость доставки. 632 показа международной компании International Cargo ставят её на один уровень по популярности с китайским перевозчиком Express-China.
У обеих компаний неплохие отзывы, но International Cargo не только может как Express-China оказывать услуги аутсорсинга ВЭД российским предпринимателям при покупке товаров в Китае, но и доставляет серьёзные грузы по всему миру.
Логистика в Китае
Есть положительный пример стран Азии, где пик эпидемии пройден и грузопоток из стран в Европу начинает восстанавливаться. Например, 90% производств Китая восстановили свою работу и уже отправляют грузы.
В Китае пострадали все виды перевозок: авиационные, морские, железнодорожные, автомобильные. Были разрушены привычные мультимодальные схемы. Логистическим компаниям пришлось экстренно искать альтернативу «сломанным» звеньям: например, заменять автомобильные перевозки внутри провинций железнодорожными. Из-за проблем с логистикой самой пострадавшей стороной могла оказаться автомобильная промышленность, где под угрозой оказалась цепочка поставок между производственными площадками автозапчастей и сборочными заводами. Однако логистические заторы удавалось преодолевать.
В условиях эпидемии железнодорожный транспорт стал основным инструментом в перевозках. Именно поездами перемещалась значительная часть противоэпидемических и медицинских грузов Китая. Железнодорожные группы многих китайских провинций работали в круглосуточном режиме и помогли заводам, фабрикам, строительным и торговым компаниям своевременно вернуться к работе. В феврале Гуанчжоу восстановил ж/д сообщение с Россией. В мае 2020 г. наблюдается высокий спрос на ж/д перевозки из Азии.
Удавалось решать и проблемы на морских линиях несмотря на то, что морская логистика менее эластична и требует больше времени на восстановление нормального ритма. Но и здесь операторы старались гибко реагировать на ситуацию, развертывая экстренные фидерные сервисы. Эффективно работали в нелегких условиях и отдельные автомобильные компании.
Эффективно работают в условиях эпидемии и таможенные службы китайских провинций, которые существенно сократили время оформления приоритетных грузов, открыли «зеленые коридоры» для противоэпидемических и медицинских грузов, а также для сырья и запчастей, необходимых для восстановления производства. Многие таможни перешли на режим «сначала выпуск – потом окончание таможенных процедур». Это также помогло возобновить работу предприятий и нормализовать внешнюю торговлю.
В целом, грузоперевозки осуществляются, хотя цепочка поставок между Китаем и Европой до сих пор нарушена.
Логистика в Евросоюзе
Экономика Евросоюза в настоящий момент испытывает на себе все последствия карантинных мероприятий. Движение грузового транспорта полностью не закрыли, однако действуют определённые ограничения. К тому же клиентов у транспортных компаний стало значительно меньше. Экспонента количества заболевших в Европе в настоящее время до сих пор растёт.
В целом, эксперты прогнозируют падение европейского рынка грузоперевозок минимум на 40%.
Основные логистические тенденции в ЕС:
-
Снизился объем и внутриевропейских, и международных перевозок.
-
В связи с режимом самоизоляции, введенным во всех странах Европы, дороги стали практически пустыми.
-
В ЕС отменили ограничения, запрещающие движение грузового транспорта в выходные дни.
-
Ставки внутри Европы снижаются.
О рейтинге
В рейтинг компаний, предоставляющих транспортные и логистические услуги, вошли самые популярные в России экспедиторы-перевозчики. Критерии отбора определялись по следующим пяти показателям:
- Популярность.
- Стоимость доставки.
- Декларируемые сроки доставки.
- Размер филиальной сети.
- Отзывы клиентов.
Именно эти параметры являются основополагающими при выборе сборного грузоперевозчика. Позиции участников в рейтинге дают возможность понять причины, по которым услуги той или иной компании, предоставляющей услуги аутсорсинга ВЭД, таможенного оформления и доставки, являются востребованными.
Логистика в России
В настоящий момент российские логистические компании переживают не лучшие времена. По оценкам экспертов, только в России убытки транспортного сектора на начало мая 2020 превышают 230 млрд руб., причем большая часть приходится на авиационный сегмент, практически остановивший логистические операции. Складские площади простаивают в связи со снижением объемов грузооборота. В тяжелой ситуации оказались железнодорожные операторы, стивидоры и автотранспортные компании. Вместе с тем есть и те, кому пандемия принесла новые перспективы: логисты отмечают, что общим трендом является смещение грузопотоков на железнодорожный транспорт.
Остановимся подробнее на ситуации в России.
Состояние отрасли логистики в России
Не секрет, что два главных потока товаров – ЕС и Китай – были существенно сокращены в связи с пандемией. Рынки автомобильных, авиа- и морских перевозок падают день ото дня, и улучшения пока не наблюдается. Правительство РФ вводит дополнительные меры поддержки организаций, в том числе, и логистических компаний: налоговые каникулы, отсрочки по выплате кредитов и связанные с этим субсидии банков, временная отмена арендной платы и другое.
Из-за экономических последствий эпидемии снижается импорт товаров из стран Евросоюза и, наоборот, экспорт из России в ЕС. Усиление карантинных мер при прохождении таможни провоцирует задержки и увеличение сроков доставки. Как следствие, меняются логистические цепи международных перевозок и растет внутрироссийский трафик.
Логистика России в цифрах
По оценкам InfraOne, потери инфраструктурных отраслей РФ от эпидемии к 1 мая составят примерно 507 млрд руб., из них почти 50% – 230,3 млрд руб. – это потери транспортной отрасли. InfraOne оценивает в том числе эффект ограничений, введенных для борьбы с распространением коронавируса. В результате действий регионов, которые имеют право пересматривать сроки самоизоляции жителей, сумма может уменьшиться, «но, вероятнее всего, это будет возможно лишь в малонаселенных субъектах и на итог повлияет незначительно».
Рассмотрим каждый вид перевозки по типу транспорта отдельно.
Размер филиальной сети
Количество филиалов определяется географией грузоперевозчика и комплексом оказываемых им услуг. Обширная сеть сервисных отделений логистической компании позволяет предпринимателю расширять или изменять ассортимент продукции без необходимости подыскивать нового доставщика, что даёт возможность не только сэкономить время, но и сохранить преимущества постоянного партнёрства.
International Cargo
Филиалы компании есть во всех странах мира.
DPD
Международная сеть представлена в 40 странах мира более чем 830 терминалами.
СДЭК
У компании 420 филиалов в пределах РФ.
«Деловые Линии»
В 190 городах России рассредоточены более 230 филиалов.
DHL
В 120 городах России около 130 офисов компании. По всему миру насчитывается почти 84000 сервисных отделений.
Express-China
Офис компании находится в Гуанчжоу, в Москве – собственный склад.
Buycraft
Офис Buycraft находится в Фучжоу.
Russian-Bridge
Сайт компании предполагает оформление личного кабинета и не содержит контактной информации кроме номера телефона, указания, что Russian-Bridge находится в Китае, в Гуанчжоу и ссылок на её странички в соцсетях.
СhinAgent
У перевозчика нет даже сайта.
Участники рейтинга
International Cargo
International Cargo – международная логистическая компания, в сферу деятельности которой входят морские, железнодорожные, воздушные, контейнерные, карго и мультимодальные перевозки, доставка негабаритных и опасных грузов во все страны мира. В автопарке перевозчика больше 800 единиц малотоннажной и крупнотоннажной техники, еврофур. Предоставляет логистические услуги с 1998 года.
«Деловые Линии»
«Деловые линии» – это группа компаний, к основным направлениям деятельности которой можно отнести доставку сборных грузов воздушным и автомобильным транспортом адресно и между терминалами, расположенными в России, Казахстане, Беларуси, странах Юго-Восточной Азии, в Китае, Европе и США. В автопарке 4000 малотоннажных автомобилей и еврофур. На рынке логистических услуг с 2001 года.
СДЭК
Сеть логистического франчайзинга СДЭК выполняет доставку грузов и документов в основном в такие страны как Латвия, Узбекистан, Чехия, Литва, Южная Корея, Тайланд, США, ОАЭ, Армения, Турция, Германия, Казахстан и Китай и между городами России. В автопарке сети около 5000 большегрузных автомобилей. Первый офис зарегистрирован в 2000 году.
DPD
DPD, представленная в России объединением АО «Армадилло Бизнес Посылка» и ЗАО «Армадилло», является частью международной сети «DPDGroup», специализирующейся на предоставлении транспортных экспедиционных услуг и доставке посылок воздушным, автомобильным и железнодорожным транспортом. Первый офис зарегистрирован в Германии в 1977 году. В автопарке сети около 3000 малотоннажных автомобилей.
DHL
DHL – это международная компания, которая занимается экспресс доставкой посылок и документов, выполняет мультимодальные перевозки посредством воздушного, морского и сухопутного транспорта. В её географию входят 220 регионов и стран. Перевозчик осуществляет деятельность на рынке логистических услуг с 1969 года. Автопарк компании представлен 36000 автомобилей, часть из которых принадлежит ей на основании договоров лизинга и субподряда.
Express-China
Express-China это китайская компания, которая более 10 лет предоставляет российским предпринимателям услуги аутсорсинга ВЭД и доставку купленных товаров автомобильным, железнодорожным и морским транспортом, включая мультимодальные перевозки, организует бизнес- и шоп-туры. География грузоперевозок – Китай и Россия. Собственного автопарка нет. Грузы доставляются по договору компаниями, удобными с точки зрения маршрута следования.
Russian-Bridge
С 2009 года Russian-Bridge как и предыдущий аутсорсер ВЭД помогает русским предпринимателям закупать и доставлять товар из Китая в РФ. Транспортную компанию, с помощью которой будет доставлен груз, выбирает покупатель.
Buycraft
Buycraft предоставляет российским предпринимателям услуги аутсорсинга ВЭД с 2009 года при закупках на китайских рынках. Товар доставляется по выбору клиента одной из тех транспортных компаний, с которыми сотрудничает Buycraft, или почтой. За сохранность груза отвечает настоящий перевозчик.
СhinAgent
Компания СhinAgent просуществовала около двух лет, выполняя доставку, растаможку и оформление грузов из Китая. На сегодняшний день хостинг сайта отключен. Последняя запись в ВК датирована апрелем 2015 года.
Морские контейнерные перевозки
Несмотря на закрытие границ, в сегменте российских контейнерных перевозок по итогам первого квартала пока наблюдается положительная динамика. Но из-за усложнения ситуации в Европе сократились отправки оттуда как грузов на Восток, так и порожних контейнеров.
Участники рынка отмечают, что в общей стоимости перевозки скидка, несмотря на высокий долевой показатель, имеет незначительный вес. Исторически сегмент контейнерных перевозок был более волатильным благодаря своей нишевости и большому фокусу на импорт. За последние годы уровень контейнеризации экспорта значительно вырос, что может поддержать быстрое восстановление после того, как пандемия пойдет на спад, тогда как импорт и внутренние перевозки останутся под давлением слабого рубля и экономики.
Пик активности COVID-19 в Европе является причиной отмены выхода океанских судов из Юго-Восточной Азии, так как невозможно обработать судовые партии в европейских портах. Речь уже не идет о сроках и тарифах. Зачастую компании руководствуются принципом «лишь бы доставить».
Порожние рейсы и нестабильная ситуация на ряде пограничных пунктов заметно влияют на морские перевозки:
-
Порты работают медленнее на принятие и выпуск грузов и с задержками в таможенном оформлении.
-
В связи с падением спроса на перевозимую продукцию сокращаются провозные возможности.
-
Возникает дисбаланс свободного оборудования (пустых контейнеров) по странам: нехватка в одних и излишек в других. Судовладельцы ставят суда на прикол до возобновления спроса на контейнерные перевозки.
-
Многие участники рейсов вынуждены из-за карантина находиться в море без возможности «сойти на сушу». Грузы «зависают» в море. Моряки требуют унификации локальных карантинных мер внутри страны, выделения «зеленых коридоров» для осуществления пересменки персонала.
Сконцентрироваться на выходе из кризиса
Таким образом, в связи с мировым кризисом, спровоцированным пандемией COVID-19, логистическая отрасль остро нуждается в поддержке. Карантинные меры, принятые для подавления эпидемии коронавируса, привели к загруженности большинства аэропортов и морских терминалов и, как следствие, нарушению условий и сроков доставки грузов.
Транспортная логистика несет потери. Ряд экспертов заявляет, что, например, у многих авиакомпаний запас прочности составляет не более двух месяцев. Судовладельцам будет непросто, но они уже научились с 2008 года с переменным успехом работать в изменяющихся условиях. Автотранспортным компаниям сложнее всего: запаса прочности практически нет. Все зависит от финансовых партнеров, а именно лизинговых компаний, банков и производителей автомобилей, которые кредитуют автопредприятия. Максимальный срок, который они смогут выдержать, – до полугода. Затем может наступить очередная волна банкротств.
Среди тех, кому пандемия дала новые возможности, часто указывают железнодорожных перевозчиков. Ж/д транспортные операторы не реагируют на изменение спроса увеличением ставок, в связи с чем этот вид транспорта представляется наиболее надежным и эффективным при перевозке товаров между Россией, ЕС и Китаем в сложившихся условиях. Железнодорожный транспорт, как правило, в ведении государства – его будут поддерживать. Кроме того, именно железная дорога в ближайшие несколько лет станет одним из основных логистических каналов для обеспечения бесперебойной торговли между РФ, Китаем и Европой и доставки противоэпидемических средств.
Для вывода из кризисного состояния логистической отрасли активно внедряются меры господдержки. Как правило, поддержка оказывается государственному транспортному сектору (железные дороги, авиация). Коммерческому сектору господдержка может быть оказана посредством введения налоговых каникул, отмены или снижения дорожного сбора, а также финансовой помощи компаниям, которые понесут большие убытки в связи с пандемией. Если говорить про автоперевозки, то весомой станет помощь в сокращении затрат на запасные части для транспортных средств, например, за счет снижения ввозных пошлин или ставки НДС на эту группу товаров. Весьма эффективными мерами могли бы также стать: мораторий на штрафы (кроме штрафов, регулирующих безопасность дорожного движения), отмена взимания платы за проезд по федеральным трассам, освобождение от налогов самых незащищенных перевозчиков – ИП с одной-двумя машинами, приостановка лизинговых платежей без штрафов.
Преодоление текущего кризиса – небывалое испытание для управленческой команды всех логистических игроков. Нужно оперативно проинвентаризировать все доступные меры господдержки и разработать дальнейший план действий. Это потребует ресурсов целой команды, включающей юристов, финансистов, экономистов. Параллельно с этим, сейчас настало время пересматривать партнерские отношения с подрядчиками, сроки и обязательства по договорам, тщательно работать с оборотным капиталом и ликвидностью.
После пандемии логистический мир уже не будет таким, как прежде. Но компании, которые следят за трендами и быстро адаптируются к меняющимся обстоятельствам, смогут управлять ситуацией, создавать востребованные услуги и усиливать свои позиции в бизнесе.
Что особенно важно, общая беда объединила и сплотила отрасль логистики. В условиях выхода мировой экономики из «пандемического пике» именно коллаборация логистических компаний может стать одним из наиболее важных и действенных драйверов последующего развития и роста.
Авиаперевозки
Больше всего пострадали авиакомпании и аэропорты, которые потеряют, по оценкам экспертов, около 270 млрд. руб. Наибольшие потери понесло направление международных авиаперевозок. Расписания рейсов авиакомпаний постоянно обновляются в зависимости от текущей эпидемической и политической ситуации. В связи со снижением грузопотока многие авиакомпании работают по чартерному расписанию, применяя тарифы с повышенным коэффициентом 2–3. Текущие тарифы определяются перевозчиками в момент бронирования и не могут быть гарантированы на продолжительный период. Стоит отметить, что часть грузов в Сибирь и на Дальний Восток отправляется вместо авиадоставки автомобильными магистральными перевозками.
Железнодорожные перевозки
Отрасль ж/д перевозок переживает кризис. Однако есть позитивные тенденции. Восстанавливается грузовой поток из стран Азии. На фоне экономического спада ОАО РЖД приняло беспрецедентные меры для стимулирования перевозок скидками (на транспортировку угля, антрацита и др.). Со скидкой до 42,5% отправляются и социально значимые грузы в крытых вагонах (кстати, ОАО РЖД отмечает рост погрузки продуктов питания на фоне эпидемии: в марте на 16,9% с опережающим ростом отдельных позиций, в том числе сахара – на 85,6%, овощей – на 42,3%). В операторском сегменте продолжает развиваться циклический спад – замедление экономической активности влияет и на рынок предоставления вагонов.
В целом, железнодорожные перевозки в другие направления осложнены, ставки возросли.