Акции космических компаний

Space 1000

Закрытое комьюнити визионеров Space 1000 создал украинец Денис Руденко для предпринимателей, IT-специалистов и топ-менеджеров ведущих компаний.

Цель сообщества — сформировать культуру краудфандинга для строительства международной космической экспо-зоны на Карибских островах и популяризировать тему космоса в Украине.

Его члены — люди, которые интересуются космической индустрией и верят, что будущее — за глобальностью.

Сообщество развивает украинское подразделение, которое является частью глобальной инициативы. В 2019 году планируется привлечь первую тысячу участников, каждый из которых получит монету, эмитированную Министерством финансов острова Самоа — Space Coin.

В 2020 году комьюнити примет еще тысячу визионеров. Монеты участников запустят в космос, а затем вернут обратно.

Комьюнити создано на основе компании Decron Club. Она специализируется на запуске в космос коллекционных монет и драгоценных металлов. Проект ориентирован на западный рынок. В 2018 году стартап привлек 400 тыс долл от семи инвесторов, в том числе из США.

На вырученные средства команда SPACE 1OOO будет строить здания в виде космических объектов.

space1000.net

Orbital Insight

Этот стартап, основанный в 2013 году, анализирует спутниковые изображения. По данным , Orbital Insights привлек 78,7 млн долл.

23 мая 2019 года проект объявил о запуске коммерческого продукта для геопространственной аналитики GO — интеллектуальной платформы, которая анализирует огромные объемы данных с 800 млн подключенных датчиков.

Использовать SaaS-платформу могут правительственные и неправительственные организации, банки и другие крупные компании для мониторинга данных в режиме, приближенном к реальному времени. По заявлениям создателей, это могут быть как данные о поставках нефти, так и информация о вырубке лесов или пешеходном трафике.

Контейнеровозы на якоре возле порта Сингапура. Снимок сделан спутником Dove 29 июля 2016 года
planet.com

Новые космические туристы Blue Origin

О первых двух участниках туристической миссии рассказано на официальном сайте Blue Origin. Если считать все предыдущие испытательные полеты, грядущее событие станет восемнадцатым по счету полетом космического корабля New Shepard в космос. Запуск будет осуществлен из частного космодрома в штате Техас, где располагается штаб-квартира компании. Прямая трансляция будет вестись как на официальном сайте, так и на YouTube-канале.

Кто такой Крис Бошуизен?

Карьера Криса Бошуизена началась с того, что в 2008 году он стал архитектором космических миссий NASA. Там он участвовал в разработке орбитального спутника Phonesat, который сделан из обычного смартфона. Работая в аэрокосмическом агентстве, он также основал школу для изучения последствий развития технологий. Но самым крупным его проектом является основанная в 2010 году компания Planet Labs, которая разрабатывает крошечные спутники, именуемые как «кубсаты». На данный момент в космос запущено более 450 таких аппаратов — они занимаются построением карты постоянно меняющейся поверхности Земли.

Спутники Planet Labs

Крис Бошуизен

Кто такой Глен де Врис?

Предприниматель Глен де Фри известен тем, что в 1999 году разработал самую популярную в мире платформу клинических исследований Medidata Solutions. Благодаря созданному программному обеспечению, ученым удалось провести более 25 000 испытаний с участием более 7 миллионов людей. В частности, речь идет об испытаниях различных вакцин, лекарств от рака и так далее. Получается, он внес большой вклад в развитие технологий для лечения опасных заболеваний.

Глен де Врис

Борьба с тепловыми выбросами

Satellite VU из Великобритании работает над мониторингом тепловых выбросов зданий по всему миру, чтобы помочь отслеживать изменение климата. Компания работает с 2016 года.

Платформа мониторинга температуры зданий в реальном времени с помощью инфракрасных спутниковых изображений позволит правительствам находить зоны с повышенными тепловыми выбросами в городах, снижать углеродные выбросы и повышать эффективность строительства, заявляют в Satellite VU. В 2020 году стартап подписал меморандум о совместной работе с британской компанией-производителем малых спутников Surrey Satellite Technology. Satellite VU разработает технологию инфракрасной съемки из космоса для группировки спутников партнера.

Как работает Satellite VU

США как родина частной космонавтики

Основной всплеск интереса к частной космонавтике в России возник в последние годы после широко освещаемых успехов (мнимых и настоящих) SpaceX. Но мало кто знал, что другие частные компании давно и успешно работали в весьма значимых космических программах США.

Так North American Aviation и Grumman были головными организациями по разработке командного, служебного и лунного модуля легендарной космической программы «Аполлон». Частная компания Boeing, тогда еще не котирующаяся на бирже, была одним из главных разработчиков лунной ракеты Saturn V, а компания Orbital Sciences в 80-х годах по заказу NASA производила разгонные блоки для ракет семейства Titan. Потом эти компании либо слились с более крупными, либо развивались самостоятельно и выходили на биржу. Но ни в одной из них не было и нет государственного участия.

Запуск ракеты Saturn V

Американская модель устройства стратегических отраслей экономики (ВПК, атомная сфера, нефтяная и газовая отрасль и так далее) строится не на участии государства в акциях компаний, а на жестком регулировании путем сертификации и лицензирования. Любые значимые нарушения режима лицензирования, например, в сфере космоса, наказываются значительными штрафами, а отзыв лицензии, по сути, означает крах данной компании.

Отсутствие государства в капитале ракетно-космических компаний США дает им возможность самостоятельно определять свою стратегию развития и формировать органы управления (советы директоров, комитеты, правления), но для получения крайне выгодных для них государственных заказов компании не должны делать ничего, что может противоречить интересам их важнейшего заказчика.

Компания SpaceX не является исключением. Она понадобилась NASA как противовес крупным и дорогим многолетним господрядчикам Lockheed Martin и Boeing. Значительное удешевление для NASA и ВВС США пусковых услуг и доставки грузов на МКС стало квинтэссенцией бизнес-модели этой компании. SpaceX получила не только финансовую поддержку от государства, но и ряд разработок по многочисленным предыдущим космическим программам NASA.

Частично его работы по созданию метанового ракетного двигателя BE-4 финансируются государством через корпорацию ULA. Поэтому применительно к успеху SpaceX, можно сказать, сработало сочетание таланта и амбиций предпринимателя Илона Маска и потребностей NASA в дешевом пусковом провайдере.

Вряд ли Маск, когда задумывал SpaceX, рассчитывал, что господдержка в виде правительственных заказов будет настолько велика. Но в этом и заключался его талант предпринимателя, что, почувствовав серьезную потребность государственных заказчиков в «дешевых» носителях, он сумел быстро адаптироваться и перейти от легкой ракеты без заказчиков Falcon 1 к более тяжелой Falcon  9 для пусков на МКС.   

Менее известная частная компания Sierra Nevada, которая работает над созданием космического челнока Dream Chaser, фактически с самого начала своей бизнес-деятельности была сфокусирована на госзаказах.

Быстрорастущие частные спутниковые компании Spire и Planet также активно развивают направления продажи своих услуг правительственным органам как наиболее платежеспособным и надежным заказчикам. Многочисленные американские государственные агентства и министерства являются огромным потребителем космических услуг в пропорции гораздо большей, чем в России, ЕС и других странах

Поэтому большинство американских космических компаний и стартапов должны рассчитывать свою стратегию с учетом этого важного рынка. Именно так они и делают

Уильям Шетнер в космосе

По данным онлайн-таблоида TMZ, вместе с инженером и предпринимателем в космос полетит канадский актер Уильям Шетнер. Больше всего он известен по роли капитана Кирка в сериале «Звездный путь», но также он играл в сериале «Ти Джей Хукер». Если опубликованная информация является правдой, актер станет самым пожилым человеком, который побывал в космосе — на данный момент ему 90 лет. Он побьет рекорд 82-летней Уолли Фанк (Wally Funk), которая побывала в космическом путешествии несколько месяцев назад. Точная информация о том, кем будут остальные два участника будущего полета, появится в ближайшие дни. Чтобы не пропустить ничего интересного, подпишитесь на наш Telegram-канал.

Уильям Шетнер, игравший роль капитана Кирка

Компания Blue Origin является не единственной, кто предоставляет услуги космического туризма. Недавно свой первый опыт в этом деле получила компания SpaceX — она отправила в космос четырех людей и позволила им наслаждаться полетом на протяжении трех дней. Одним из будущих клиентов SpaceX является японский миллиардер Юсаку Маэдзава, который ищет себе девушку для космического путешествия. Подробнее о его поисках я рассказывал в этом материале.

Старт и управление космическим полетом

Сегодня на нашей планете действуют более двух десятков космодромов. Все они построены по одному принципу, поскольку все существующие сегодня ракеты- носители имеют жидкостные ракетные двигатели и требуют сходных процедур сборки и запуска.

Строительство первого в мире космодрома началось в СССР в 1955 г. Сегодня это знаменитый Байконур, расположенный на территории Казахстана. Уже в 1957 г. здесь состоялся первый старт ракеты-носителя Р-7. Главный космодром США — Космический центр имени Дж. Кеннеди — находится на острове Мерритт близ мыса Канаверал во Флориде. В 2016 г. состоялся первый запуск ракеты с нового российского космодрома Восточный, который расположен в Амурской области.

Главный зал Центра управления полетами в г. Королев

Любой космодром состоит из стартового комплекса с установками для заправки ракеты топливом, системы управления и слежения за ракетой после запуска и обслуживающих объектов. Как правило, центр управления полетами не находится прямо на космодроме. Российский ЦУП расположен в городе Королеве под Москвой, американский Космический центр имени Линдона Джонсона — в Хьюстоне, столице штата Техас.

Перед стартом ракету-носитель по железной дороге доставляют к пусковому столу и устанавливают на нем в вертикальном положении. Пока идет подготовка, ракету поддерживают технологические башни, при помощи которых идет все обслуживание. Через заправочные мачты в баки ракеты-носителя закачивается горючее. Перед стартом фермы отходят от ракеты-носителя, на нее подается команда на старт, автоматика запускает двигатели, и ракета покидает стартовый стол. После старта центр управления полетом следит за ракетой при помощи наземных станций слежения.

Краткая история космических сувениров

В прошлом предметы из миссий НАСА уже попадали в продажу. Астронавты являются государственными служащими США и по закону не имеют права лично получать прибыль благодаря своей должности. Как правило, вещи, побывавшие в космосе во время миссий, предлагаются музеям или, в редких случаях, распродаются правительством Соединенных Штатов. Некоторые из них были предоставлены астронавтами из миссий «Джемини», «Аполлон» и «Меркурий».

Обычно правила сводились к устным соглашениям, что вызывало разногласия по поводу того, кто имел право на артефакты. Но в 2012 году президент США Барак Обама подписал закон, подтверждающий право собственности астронавтов на большую часть предметов.

Теперь они стоят за солидные суммы: сумка из миссии «Аполлон-11», в которой Нил Армстронг  перевозил образцы лунной пыли, была продана на аукционе Sotheby’s в 2017 году за $1,8 млн.

В НАСА также действуют строгие правила, запрещающие рекламу или публичное одобрение продуктов, и агентство очень мало зарабатывает на брендированных товарах. Логотип агентства является  общественным достоянием, благодаря чему любой желающий может разметить его на чем угодно — от обуви Vans до топов Forever 21.

В последние годы НАСА начало приветствовать некоторые коммерческие сделки.

В 2019 году космическое агентство официально объявило, что 90 часов рабочего времени астронавтов будет выделено для проведения маркетинговых мероприятий по заказу частных компаний. Например, в прошлом году компания Estée Lauder заплатила астронавтам за то, чтобы они сфотографировали сыворотку для лица в условиях невесомости на МКС.

Национальная лаборатория МКС в сотрудничестве с Adidas тестирует на станции футбольный мяч, хотя неясно, насколько это полезно. Все это означает, что продакт-плейсмент и промо происходили в космосе и без участия космического управления США.

Так, за последние несколько лет Роскосмос помогал рекламировать молоко, лапшу, Pepsi и даже Pizza Hut.

И если считать фильм Стэнли Кубрика «2001 год: Космическая одиссея» вероятным прогнозом развития событий (в фильме показан отель Hilton на Луне), то тенденция частных компаний использовать космос в качестве маркетинговой возможности будет только расти.

«Исследование космоса — это не просто расширение научных или технических границ, — объясняет Скотт Пейс, директор Института космической политики Университета Джорджа Вашингтона. — Это также изучение: каким путем может пойти экономика? Как мы можем расширить экономическую деятельность за пределы Земли?».

Как появился космический туризм

Первым непрофессионалом в космосе должна была стать американка Шэрон Крист Маколифф. Она победила в конкурсе «Учитель в космосе» и вошла в состав экипажа шаттла «Челленджер» в 1986 году. Однако Маколифф не суждено было стать первым космическим туристом: на 73 секунде полета у шаттла взорвался внешний топливный бак, что привело к разрушению корабля и гибели всей команды.

Первый успешный космический туристический полет состоялся в 2001 году. Тогда американец Деннис Тито совершил на неделю слетал на МКС за $20 млн. В следующем году российский корабль «Союз» доставил на МКС еще одного туриста — южноамериканского миллионера Марка Шаттлворта.

«Турагентством» в обоих случаях выступала компания, которая отправляет в космос частных лиц, финансирующих полет из собственных средств, — Space Adventures.

Virgin Galactic

После 2-3-дневной подготовки путешественники садятся в SS2, 18-метровый ракетный планер на 6 человек. Это судно с двумя фюзеляжами с размахом крыльев 43 метра будет подниматься на 15 240 метров, прежде чем выпустит SS2. SS2 в свою очередь на своих ракетных двигателях отправится на границу космоса в параболический полет. Спустя пять минут невесомости самолет начнет планировать, замедляясь для повторного входа в атмосферу на 21 336 метрах, а затем будет спускаться к Земле как обычный самолет.

Испытания SpaceShipTwo проходят успешно. Миллиардер Брэнсон утверждает, что первые коммерческие полеты начнутся уже вот-вот, а место будет стоить 250 000 долларов.

А как в Европе?

Европейская модель устройства ракетно-космических компаний несколько отличается от американской. Государственное участие в капитале (до 50% голосующих акций) наблюдается почти у всех крупных игроков – Airbus, Thales, Safran, SES, Eutelsat. Вместе с тем государственное участие сочетается со всеми современными механизмами корпоративного управления и отчетности, что обеспечивает прозрачность процедур для миноритарных акционеров и советов директоров.

Не могу вспомнить за последние пять лет ни одной частной европейской космической компании, которая показала бы стремительный рост на рынке ракетно-космической техники. С другой стороны, было много реорганизаций и поглощений, в том числе и частных компаний, которые не смогли выжить на этом непростом и капиталоемком рынке.

Основным заказчиком продукции и услуг является Европейское космическое агентство. Следует также отметить, что европейские механизмы финансирования циклов жизни компаний (бизнес-ангелы, венчурные инвесторы, фонды прямых инвестиций, крупные инвестиционные банки/фонды), с точки зрения объемов инвестиций и организации, существенно отстают от американских. Скорее всего, эта тенденция продолжится в ближайшие годы.

Что нужно, чтобы частная космонавтика развивалась в РФ

Пока на законодательном уровне в России сказывается отсутствие нормативно установленных правил игры для частного бизнеса в космосе. Но понимание проблемы во многих кабинетах «Роскомоса» и правительства есть. И поэтому такие проекты, как

  • создание венчурного фонда
  • внедрение современных моделей обучения персонала
  • использование института независимых членов совета директоров в ракетно-космических компаниях
  • развитие коммерческого направления на уровне «Роскосмоса»

…дают основание полагать, что многие аспекты реформирования отрасли реализуются правильно.

Из серьезных предложений по реформированию ракетно-космической отрасли для улучшения ее эффективности и возможности более плодотворного сотрудничества с частными компаниями хотелось бы выделить две инициативы:

Первое — создание условий для выделения (spin-off) крупных инициативных коллективов из ракетно-космических предприятий для реализации прорывных проектов или создания сервисов.

Формы реализации этой практики могут варьироваться, но эффективность такого метода будет заключаться прежде всего в профессионализме (устоявшиеся коллективы серьезных предприятий с серьезным научно-производственным опытом) и мотивации (финансовая заинтересованность в результате) команды.

Второй инициативой является выделение военного космоса из состава «Роскосмоса» в пользу Воздушно-космических сил Минобороны РФ или иного ведомства.

«Роскосмос» (по принципу работы NASA и ЕSА) сможет сконцентрироваться исключительно на гражданской тематике, освоении дальнего космоса, международных программах, науке, образовании и коммерциализации. Это позволит менеджменту корпорации сфокусироваться именно на гражданских задачах отрасли и ее конкурентному развитию вместе с частными компаниями, в то время как специфические военные задачи страны в космосе будут реализованы другим ведомством и другими людьми.

Правительства и космические агентства

Европейское космическое агентство, например, использует интеллектуальный капитал и научно-исследовательские учреждения из разных стран Европы, приглашает специализированные компании и исследовательские группы для создания космических кластеров — коллабораций для работы над околокосмическими проектами.

NASA помогает частным компаниям, заключая с ними договора и предлагая им арсенал некоторых своих инструментов и ракет для аренды. В 2008 году американское космическое агентство заключило многомиллиардные контракты с SpaceX и Orbital Sciences, чтобы перевозить груз на Международную космическую станцию и обратно: 8 полетов с Orbital (порядка 1,9 миллиарда долларов) и 12 полетов с SpaceX (порядка 1,6 миллиарда долларов). На данный момент часть полетов уже была успешно завершена.

Но если полагаться на государственный капитал, возникает сложный вопрос: будет ли продолжаться финансирование?

Перспективы космического бизнеса

Если верить прогнозам, в ближайшие шесть лет активнее всего будут развиваться спутники и все, что с ними связано: связь, интернет, обработка и передача данных. Эти услуги востребованы бизнесом — особенно с развитием интернета вещей — и госслужбами: спутниковые данные помогают вовремя оповещать о стихийных бедствиях, бороться с проблемами экологии. На втором месте — доставка грузов, затем — всевозможные испытания и только потом — полеты с экипажем или туристами.

Фото: Allied Market Research

Самой перспективной бизнес-моделью для развития пока что выглядит частно-государственное партнерство: когда государство поддерживает частные проекты и предоставляет им необходимые площадки и ресурсы.

Если углубиться в футурологию, то наиболее привлекательным для массового рынка выглядит космический туризм, объем рынка которого превысит $1 млрд к 2024 году. Уже в этом году отправят туристов на МКС, SpaceX планирует освоение Марса (правда, не ради развития туризма), а Blue Origin и Virgin Galactic готовят первые коммерческие полеты на орбиту. В ближайшие годы мы можем также увидеть туристические полеты на Луну. Стоимость таких туров в ближайшие десятилетия может снизиться в десять раз: с $200 тыс. до $20 тыс. — за счет развития инфраструктуры и увеличение вместимости кораблей.

«Бюджетные полеты» в невесомости

В мире есть несколько проектов, которые на коммерческой основе предлагают туристические полеты с 2004 года на специальных самолетах во Франции, США и России — Airbus A300 Zero-G, Boeing 727 G-Force One и Ил-76 MKД. Невесомость достигается с помощью пилотажных маневров, их называют «параболы». Специально обученные пилоты выполняют пилотажные параболы и пассажиры испытывают настоящую невесомость.

Перед началом параболы самолет летит горизонтально на высоте 7,3 км. Пилот начинает направлять судно вверх, постепенно увеличивая угол наклона до 45 градусов, до высоты 9,7 км. Во время такого подъема пассажиры чувствуют тягу в 1,8 Гс. Затем самолет «отталкивается», чтобы создать невесомый сегмент параболы. В течение следующих 20-30 секунд в самолете — невесомость. Затем начинается плавный сегмент, который позволяет пассажирам стабилизироваться на полу самолета. Этот маневр повторяется 13-15 раз, каждый из которых занимает около 16 км для выполнения. В самолетах нет иллюминаторов, поэтому пассажиры не могут понять, что самолет меняет углы полета.

Так выглядит «бюджетный» космический туризм

(Фото: Air Zero G)

Для такого полета в невесомости у желающих не должно быть синусита, астмы, гипертензии, недавних операций на сердце. В процессе полета также не рекомендуется трясти головой — надо смотреть только вперед, иначе вас стошнит.

В дополнение к невесомости все компании включают в туры параболы, разработанные, чтобы почувствовать лунную гравитацию (одна шестая человеческого веса) и марсианскую гравитацию (одна треть человеческого веса). Это создается за счет более длинного пролета дуги на вершине параболы.

Борьба с иностранными спутниковыми сетями

Создавая собственную спутниковую сеть для доступа в интернет, российские власти попутно борются с иностранными конкурентами – Британским оператором глобальной спутниковой связи OneWeb, американской StarLink Илона Маска (Elon Musk) и др.

Например, в июне 2019 г. Минцифры разработало законопроект о штрафах для операторов связи, которые используют иностранные спутниковые системы без выполнения необходимых условий.

Против OneWeb и вовсе была развернута целая кампания. В 2017 г. компания вместе с российской АО «Спутниковая система «Гонец»» создала совместное предприятие (СП) «Уанвеб» для развертывания высокоскоростного спутникового доступа в интернет в России. Первоначально OneWeb владела 60% в СП, спустя всего два года 2019 г. ее доля сократилась до 49% в пользу российского участника.

Пока Россия только планирует строить сеть спутников, Британия и США на двоих создали группировку численностью более 2000 спутников

Для обеспечения возможности работы спутникового интернета на территории России «Уанвеб» попыталась получить частоты в диапазонах 27,5-29,1 ГГц, 29,5-30 ГГц, 14-14,5 ГГц (Земля – космос), а также 17,8-18,6 ГГц, 18,78-19,3 ГГц и 10,7-12,7 ГГц (космос – Земля). Однако в декабре 2017 г. Госкомиссия по радиочастотам (ГКРЧ) отклонила этот запрос.

В октябре 2018 г. против участия России в проекте OneWeb выступила Федеральная служба безопасности России (ФСБ). По мнению ведомства, спутниковая сеть может использоваться в разведывательных целях в ущерб национальной безопасности России. Кроме того, силовики посчитали реализацию проекта потенциальной угрозой рентабельности отечественных операторов связи, особенно в малонаселенных и труднодоступных районах, а также постановке россиян в зависимость от зарубежных систем связи.

В октябре 2020 г. OneWeb объявила о выходе из СП «Уанвеб». Российская сторона стала владельцем 100% компании.

На май 2021 г. OneWeb запустила 182 спутника из запланированных 648. Сеть StarLink включает почти 1680 выведенных на орбиту спутников.

Перед началом непростого разговора…

Вопрос о частной космонавтике и космических стартапах в России обсуждается уже не первый год. Для начала следует определиться в терминах, что такое частная компания. В западной практике частной считается организация, которая не только не имеет контролирующего государственного участия, но и не является публичной (то есть ее акции не котируются на бирже).  

Компании IKEA, S. C. Johnson, Bosch, Lego, Rolex, Ernst&Young являются частными, однако их вес в соответствующих отраслях может быть гораздо больше, чем у их конкурентов с государственным участием или публичными компаниями.

Это важная оговорка перед непростым разговором, поскольку в России есть ряд вполне успешных и инновационных частных компаний, работающих в сфере космических технологий, но специализирующихся на спутниковых услугах, используя, как правило, уже имеющеюся космическую инфраструктуру.

SpaceVR

Стартап делает космос открытым для всех, позволяя исследовать галактические просторы в виртуальной реальности. Компания заявляет о сотрудничестве с эдвайзерами, среди которых — астронавты и ученые NASA.

Проект стартовал на Kickstarter в 2015 году. Изначальной целью SpaceVR был запуск на МКС камеры Overview One, способной снимать видео в формате 360 градусов (такой формат используют для VR-решений).

Компания разработала первый в мире наноспутник-VR-камеру Overview.

В 2018 году SpaceVR объявил, что первая демонстрация VR-снимков из космоса состоится на фестивале Burning Man в рамках инсталляции «Древо жизни». Однако информации о том, что проект был реализован, нет.

Зато SpaceVR предлагает на своем сайте space floating — VR-опыт в капсуле для флоатинга, ощущения в которой приближены к состоянию невесомости. За 199 долл клиент может отправиться в виртуальное путешествие по околоземной орбите.

Boeing (BA).

История Boeing с космическими путешествиями уходит корнями дальше, чем думает большинство людей: в 1969 году компания участвовала в создании ракеты Saturn V, которая отправила Аполлон-11 на Луну. В ходе своей работы с НАСА компания также построила множество спутников, а также отвечает за управление Международной космической станцией.

В настоящее время Boeing разрабатывает космический корабль, способный доставлять астронавтов на международную космическую станцию и обратно. Крупнейший космический проект компании – ракета Space Launch System, предназначенная для исследования дальнего космоса.

На Землю любуйся, но работу делай

Старт состоялся в 14:34 по Гринвичу. В это время в США прекратилось уличное движение, остановилась работа во всех учреждениях, прервались занятия в школах. Прямой телерепортаж с космодрома на мысе Канаверал смотрели примерно 70 миллионов американцев — огромная часть населения Америки. Полёт был распланирован посекундно. Первые 140 секунд — выведение на орбиту. Начиная с 45-й секунды капсулу начало ощутимо трясти, показания приборов астронавт почти не видел, но никому об этом не сообщил. Опасался напугать оставшихся на Земле. В самый волнующий миг — перед отделением корабля от ракеты — у пилота участился пульс до 138 ударов в минуту (астронавт нервничал, так как понимал: если «Меркурий» не отделится от «Редстоуна» — дело плохо!). Но, к счастью, полёт продолжился, и три пороховых двигателя увели капсулу прочь от ракеты. Через 3 минуты 10 секунд астронавт взялся за ручку управления космическим кораблём (советский «Восток» с Юрием Гагариным управлялся автоматикой, хотя космонавт в любое время мог перейти на ручное управление). Алан отклонял нос капсулы влево-вправо, вращал «Свободу-7» вокруг продольной оси — и у него всё получалось! А когда Шепард глянул в перископ, от открывшейся картины островов и лазури океана у него перехватило дыхание. «Просто волшебный вид!» — не сдержавшись, воскликнул он, и вновь вернулся к заданию (развернул капсулу на 20 градусов) — была дорога каждая секунда. «Меркурий» поднялся на максимальную высоту — 187 километров. Через 5 минут 10 секунд после старта по очереди сработали три тормозных двигателя. Торможение длилось 22 секунды. Через минуту автоматически подорвался пироболт крепления тормозной двигательной установки (ДУ) к корпусу, и, сбросив ненужную уже ДУ, «Свобода-7» стала легче. На высоте 70 километров исчезла невесомость (длилась лишь пять минут!). Тут же навалилась перегрузка (максимум — 11 g), и так же быстро сошла на нет. За время торможения оболочка капсулы нагрелась до 665° С, но в скафандре пилота были комфортные +22°. В два этапа раскрылся основной 20-метровый парашют. «Меркурий» приводнился через 15 минут 22 секунды после старта в 130 километрах восточнее острова Гранд-Багама. Спасательный вертолёт доставил капсулу и астронавта на палубу корабля «Лейк Чемплейн». Впереди Алана Шепарда ожидали вояж по штатам Америки и вручение награды из рук самого президента Джона Кеннеди.

Метки: Тайны 20 века, корабль, США, полёт, космонавт, космонавтика, Шепард, старт, капсула