Раскол христианства на православие и католицизм

Повод для раскола

Многие задаются вопросом, почему и как произошло разделение церквей. Главной движимой силой в данном деле послужили разногласия между столичными первоиерархами. В Риме пост занимал Лев Девятый, в Константинополе — Михаил Керулларий. Долгие годы они не принимали друг друга, воюя каждый за свои убеждения. Это было в самом начале, и пока они правили, все было еще спокойно.

Священный Синод Константинопольской церкви отменил действие указа 1686 года о передаче Киевской митрополии Московскому патриархату. Не за горами предоставление автокефалии Украинской православной церкви.

Расколов в истории христианства было множество. Началось все даже не с Великой схизмы 1054 года, когда христианская церковь разделилась на православную и католическую, а гораздо раньше.

Все изображения в публикации: wikipedia.org

Папский раскол в истории также именуют Великим западным. Произошел он из-за того, что практически в одно и то же время папами были объявлены сразу два человека. Один – в Риме, другой – в Авиньоне, месте семидесятилетнего пленения пап. Собственно, окончание Авиньонского пленения и привело к разногласиям.

В 1378 году умер папа Григорий XI, прервавший пленение, и после его смерти сторонники возвращения избрали папу в Риме – Урбана VI. Французские кардиналы же, выступавшие против ухода из Авиньона, сделали папой Климента VII. Разделилась и вся Европа. Часть стран поддержала Рим, часть – Авиньон. Длился этот период до 1417 года. Папы, правившие в это время в Авиньоне, сейчас относятся католической церковью к числу антипап.

Первым расколом в христианстве принято считать Акакианскую схизму. Начался раскол в 484 году и длился 35 лет. Споры разгорелись вокруг «Энотикона» – религиозного послания византийского императора Зенона. Работал над этим посланием не столько сам император, сколько константинопольский патриарх Акакий.

В догматических вопросах Акакий не сошелся с папой Феликсом III. Феликс низложил Акакия, Акакий же приказал вычеркнуть имя Феликса из поминальных диптихов.

Напряжение между Константинополем и Римом возрастало и возрастало. Вылилось взаимное недовольство в Великий раскол 1054 года. Христианская церковь тогда окончательно разделилась на православную и католическую. Произошло это при константинопольском патриархе Михаиле I Керуларии и папе Льве IX. Доходило до того, что в Константинополе выбрасывали и затаптывали просфоры, приготовленные на западный манер – без закваски.

Многие века католическая и православная церкви формально оставались непримиримыми врагами. Лишь в 1965 году обоюдные анафемы были сняты, однако противоречия и расхождения остаются и по сию пору.

Распад христианской церкви на католическую с центром в Риме и православную с центром в Константинополе назревал еще задолго до окончательного разделения в 1054 года. Предвестником событий XI века стала так называемая Фотиева схизма. Этот раскол, датируемый 863 – 867 гг., был назван именем Фотия I – тогдашнего патриарха Константинополя.

Отношения Фотия с римским папой Николаем I были, мягко скажем, натянутыми. Папа намеревался усилить влияние Рима на Балканском полуострове, со стороны же константинопольского патриарха это вызвало сопротивление. Николай также апеллировал к тому, что Фотий стал патриархом незаконно. Закончилось все тем, что церковные лидеры предали друг друга анафеме.

В середине XVII века произошел раскол в Русской церкви. Те, кто отказался принять реформы нового патриарха Никона, нацеленные на сближение с Византией, были впоследствии названы старообрядцами. Приверженцы старых обрядов в 1656 году и в 1666-м оказались преданы анафеме.

Противникам Никона не поздоровилось: действовали сторонники патриарха крайне жестоко. Одних ссылали в Сибирь, других сжигали в срубах, третьи же «удостоились» и того, и другого – как, например, знаменитый раскольник протопоп Аввакум. Только в XX веке было признано, что и те, и другие обряды равнозначны и имеют право на существование.

Первая в истории встреча Папы Римского и Патриарха Московского произошла только в феврале 2016 года на нейтральной кубинской территории. Феноменальному событию предшествовали неудачи, взаимные подозрения, столетия вражды и попыток свести всё к миру. Разделение христианской церкви на католическую и православную ветви произошло из-за разногласий в трактовке «Символа Веры». Так из-за единственного слова, согласно которому Сын Божий становился ещё одним источником Духа Святого, разделилась церковь на две части. Предшествовали Великой Схизме менее масштабные события, приведшие в итоге к современному положению дел.

Католики об отличиях католической и православной церквей

1) Первое отличие между Католической и Православной Церквями состоит в различном понимании единства Церкви. Для православных достаточно разделять одну веру и таинства, католики в добавление к этому видят необходимость в едином главе Церкви – Папе;

2) Католическая Церковь отличается от Православной Церкви своим пониманием вселенскости или кафоличности. Православные утверждают, что Вселенская Церковь «воплощена» в каждой поместной Церкви, возглавляемой епископом. Католики добавляют, что эта поместная Церковь должна иметь общение с поместной Римско-католической Церковью, чтобы принадлежать к Вселенской Церкви.

3) Католическая Церковь исповедует в Символе Веры, что Дух Святой исходит от Отца и Сына («филиокве»). Православная Церковь исповедует Духа Святого, исходящего только от Отца. Некоторые православные святые говорили об исхождении Духа от Отца через Сына, что не противоречит католическому догмату.

4) Католическая Церковь исповедует, что таинство брака заключается на всю жизнь и запрещает разводы, Православная Церковь в отдельных случаях разводы допускает;

5) Католическая Церковь провозгласила догмат о чистилище. Это состояние душ после смерти, предназначенных для рая, но еще не готовых к нему. В православном учении чистилища нет (хотя есть нечто похожее — мытарства). Но молитвы православных за умерших предполагают, что есть души, находящиеся в промежуточном состоянии, для которых еще есть надежда попасть в рай после Страшного Суда;

6) Католическая Церковь приняла догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Это означает, что даже первородный грех не коснулся Матери Спасителя. Православные прославляют святость Богородицы, но считают, что она была рождена с первородным грехом, как и все люди;

7) Католический догмат о взятии Марии на небеса телом и душой является логическим продолжением предыдущего догмата. Православные тоже верят в то, что Мария на Небесах пребывает душой и телом, но догматически это в православном учении не закреплено.

9) В Православной Церкви главенствует один обряд. В Католической Церкви этот обряд, возникший в Византии, называется византийским и является одним из нескольких. В России более известен римский (латинский) обряд Католической Церкви. Поэтому часто за различия между РПЦ и Католической Церковью ошибочно принимают различия между литургической практикой и церковной дисциплиной византийского и римского обрядов Католической Церкви. Но если православная литургия сильно отличается от мессы римского обряда, то на католическую литургию византийского обряда очень похожа. И наличие в РПЦ женатых священников тоже отличием не является, так как они есть и в византийском обряде Католической Церкви;

10) Католическая Церковь провозгласила догмат о безошибочности Папы Римского в вопросах веры и морали в тех случаях, когда он в согласии со всеми епископам утверждает то, во что Католическая Церковь уже верила в течение многих веков. Православные верующие считают, что безошибочными являются лишь решения Вселенских Соборов;

11) Православная Церковь принимает решения только первых семи Вселенских Соборов, в то время как Католическая Церковь руководствуется решениями 21 Вселенского Собора, последним из которых был Второй Ватиканский Собор (1962-1965).

Следует заметить, что Католическая Церковь признает, что поместные Православные Церкви — истинные Церкви, сохранившие апостольскую преемственность и истинные таинства.

Несмотря на различия, католики и православные исповедуют и проповедуют по всему миру одну веру и одно учение Иисуса Христа. Когда-то человеческие ошибки и предубеждения нас разъединили, но до сих пор вера в одного Бога нас объединяет .

Иисус молился о единстве Своих учеников. Его ученики — это все мы, и католики, и православные. Присоединимся же к Его молитве: «Да будут все едино как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин 17,21). Неверующий мир нуждается в нашем общем свидетельстве о Христе. Так инклюзивно и примирительно мыслит, как нас уверяют российские католики, современная западная католическая церковь.

Почему и когда христианство разделилось на католичество и православие?

Апостол Петр основал в Риме церковь, которую возглавил Папа (в переводе «Отче наш»). Атмосфера тех времен вызывала страх гонения, поэтому мало кто был согласен стать главой.  В то время главенствовали четыре старейших Церкви:

  • Константинопольская;
  • Александрийская;
  • Иерусалимская;
  • Антиохская.

Со временем в церквях начались разногласия, которые только усугублялись. С падением власти Рима верховенство церкви перешло к Патриарху Константинопольскому. Папа Римский был не удовлетворён сложившейся ситуацией. Свое право верховодить он обосновывал тем, что именно Рим был местом жительства и казни апостола Петра, которому были вручены ключи от рая Спасителем.

В 1054 году Папой Римским Львом IX был составлен акт об отлучении Константинопольского Патриарха и всей Восточной Церкви – это стало основной причиной того, что церковь раскололась на католическую и православную. Со временем Патриарх Михаил созвал собор, и это событие вошло в летопись как отлучение от церкви и прекращение поминовения пап в восточных церквях.

Можно выделить ряд причин раскола церкви:

  • отличие языков богослужения (греческий в восточной и латынь в западной церкви);
  • отличающиеся между западной (Рим) и восточными (Константинополь) церквями догматы и обряды;
  • Папа Римский предъявил претензии на главенство церковью и над Константинопольским, Антиохийским и Иерусалимским Патриархами.

1965 год ознаменовался отменой Взаимных анафем Главой Константинопольской православной церкви Вселенским Патриархом Афинагором и Римским Папой Павлом VI и подписанием Совместной Декларации. Несмотря на это, расхождения между двумя церквями существуют по сей день.

Как следствие реформ возникли различные христианские течения:

  • православие;
  • католицизм;
  • протестантизм.

Каждое из них содержит несколько конфессий.

Православие теперь – это объединение греческого, российского, грузинского, сербского, украинского и других патриархатов, которые также имеют ответвления. Среди католиков выделяют римско- и греко-католиков. А в протестантизме выделилось множество конфессий, которые и не сосчитать.

Но основой всех течений были и остаются Христос и вера в Святую Троицу.

  • Жировицкая икона — история и значение;
  • Какие молитвы читать перед причастием.
  • 7 смертных грехов — список.

Основные расхождения в догматике

Триадологические:

• Православие не принимает католическую формулировку Никео-Константинопольского символа веры филиокве, где речь идёт об исхождении Духа Святого не только от Отца, но и «от Сына» (лат. filioque).

• Православие исповедует два различных образа бытия Святой Троицы: бытие Трех Лиц в Сущности и Их проявление в энергии. Римо-католики, как и Варлаам Калабрийский (противник св. Григория Паламы), считают энергию Троицы тварной: купина, слава, свет и огненные языки Пятидесятницы полагаются ими тварными символами, которые, однажды зародившись, затем перестают существовать.

• Западная Церковь считает благодать следствием Божественной Причины, подобным акту творения.

• Святой Дух в римо-католицизме трактуется как любовь (связь) между Отцом и Сыном, между Богом и людьми, в то время как в Православии любовь есть общая энергия всех Трех Лиц Святой Троицы, иначе Святой Дух терял бы ипостасный облик при Его отождествлении с любовью.

Мариологические:

• Православие отвергает догмат о непорочном зачатии Девы Марии.

• В католицизме значение догмата имеет гипотеза о непосредственном творении душ Богом, что служит опорой для догмата о непорочном зачатии.

• Православие отвергает также католический догмат о телесном вознесении Богородицы.

Прочие:

• Православие признает Вселенскими семь Соборов, прошедших до великой схизмы, католицизм признает Вселенскими двадцать один Собор, в том числе проходившие после великой схизмы.

• Православие отвергает догмат о непогрешимости (безошибочности) Римского папы и его главенство над всеми христианами.

• Православие не принимает учение о чистилище, а также учение о «сверхдолжных заслугах святых».

• Существующее в православии учение о мытарствах отсутствует в католицизме.

• Теория догматического развития, сформулированная кардиналом Ньюменом воспринята официальным учением Римско-Католической Церкви. В православном богословии проблема догматического развития никогда не играла той ключевой роли, которую она приобрела в католическом богословии с середины XIX в. Догматическое развитие начало обсуждаться в православной среде в связи с новыми догматами I Ватиканского собора. Некоторые православные авторы считают приемлемым «догматическое развитие» в смысле все более точного словесного определения догмата и все более точного выражения в слове познанной Истины. В то же время это развитие не означает, что прогрессирует или развивается «понимание» Откровения.

При некоторой нечеткости в определении окончательной позиции к этой проблеме, просматриваются два аспекта, характерных для православной интерпретации проблемы: тождественность церковного сознания (Церковь знает истину не меньше и не иным образом, чем знала ее в древние времена; догматы понимаются просто как осмысление того, что существовало в Церкви всегда, начиная с апостольского века) и обращение внимания к вопросу о природе догматического знания (опыт и вера Церкви шире и полнее ее догматического слова; о многом Церковь свидетельствует не в догматах, но в образах и символах; Предание во всей его полноте является гарантом свободы от исторической случайности; полнота Предания не зависит от развития догматического сознания; напротив, догматические определения являются только частичным и неполным выражением полноты Предания).

В православии существуют две точки зрения на католиков.

• Первая считает католиков еретиками, исказившими Никео-Константинопольский символ веры (путём добавления (лат. filioque).

• Вторая — схизматиками (раскольниками), отколовшимися от Единой Соборной Апостольской Церкви.

Католики, в свою очередь, считают православных схизматиками, отколовшимися от Единой, Вселенской и Апостольской Церкви, но не считают их еретиками. Католическая Церковь признает, что поместные Православные Церкви — истинные Церкви, сохранившие апостольскую преемственность и истинные таинства.

Разногласия в политике

Главная проблема конфликта на политической почве заключалась в антагонизме между императорами Византии и Римскими Папами. Когда церковь только зарождалась и вставала на ноги, весь Рим представлял собой единую империю. Все было едино — политика, культура, и во главе стоял лишь один правитель. Но с конца третьего века начались политические разногласия. Все еще оставаясь единой империей, Рим разделился на несколько частей. История разделения церквей напрямую зависит от политики, ведь именно император Константин положил начало расколу, основав новую столицу в восточной стороне Рима, известную в наше время как Константинополь.

Естественно, епископы начали основываться на территориальном положении, и поскольку именно там была основана кафедра апостола Петра, решили, что пора заявить о себе и получить больше власти, стать главенствующей частью всей Церкви. И чем больше времени проходило, тем более амбициозно воспринимали положение епископы. Западную церковь охватила гордыня.

В свою очередь Римские Папы отстаивали права церкви, не зависели от положения политики, и иногда даже выступали против имперского мнения. Но что было главной причиной разделения церквей на политической почве, так это коронация Карла Великого папой Львом Третьим, в то время как византийские приемники трона полностью отказывались признавать правление Карла и в открытую считали его узурпатором. Таким образом, борьба за трон отразилась и на делах духовных.

«Церковный раскол. Никон и Аввакум»

В XVII в. Русская православная церковь пережила раскол, вызванный реформами обрядов и исправлением богослужебных книг. Церковный раскол был массовым религиозно-общественным движением, породившим свою собственную идеологию и культуру. Одновременно с расколом произошел острый конфликт между светской и духовной властями, закончившийся утверждением первенства власти царя над властью патриарха.

Церковные порядки середины XVII в. вызывали недовольство у простых верующих и среди духовенства. Например, многогласие, когда для сокращения времени церковной службы в храме одновременно читали Евангелие, пели и молились. Против такой формы богослужения выступал кружок «ревнителей благочестия». Среди членов этого кружка были протопоп Аввакум (1620—1682 гг.) и архиепископ Никон (1606—1681 гг.).

В 1652 г. церковный Собор избрал новым патриархом Никона. Никону было мало избрания на патриарший престол. Он отказывался от этой чести и лишь после того, как царь Алексей Михайлович пал перед ним на колени, согласился стать патриархом.

Церковная реформа

Первым шагом патриарха Никона стало проведение в 1653 г. церковной реформы.

Никон разослал по всем церквям указания по изменению традиционных для русского православия норм богослужения. Двуперстное крестное знамение заменялось трехперстным. Земные поклоны были заменены поясными. Крестные ходы предписывалось проводить против солнца, а не по солнцу, как это было прежде. Возглас «аллилуйя» во время богослужения предписывалось произносить не дважды, а трижды. Одновременно с этим началась проверка русских богослужебных книг. За основу были взяты греческие оригиналы. Прежние богослужебные книги было приказано уничтожить.

Ситуация осложнялась тем, что Никон, не считаясь с русскими традициями, подчеркивал свою приверженность греческим обрядам. Патриарх запретил иконы, писанные не по греческим образцам. Он приказал своим служителям выколоть глаза у собранных икон и в таком виде носить их по городу.

Тех, кто отказался признать нововведения, официальные власти именовали раскольниками. Сами же раскольники считали себя последователями истинного православия, а Никона и его последователей клеймили именем «антихристовых слуг». Самым ярым противником Никона был протопоп Аввакум, которого в 1653 г. арестовали и сослали в Сибирь. Началось преследование сторонников Аввакума.

В июле 1658 г. Никону было передано распоряжение царя вести себя скромнее. Никон решился на отчаянный шаг — написал письмо царю с отречением от патриаршего сана. Чтобы пресечь попытки бывшего патриарха вернуться к власти, было решено лишить его власти. Для этого был созван церковный Собор, который осудил и низложил Никона, главного инициатора церковных реформ, но одновременно с этим одобрил сами реформы. Никон был отправлен в ссылку в Ферапонтов монастырь на Белом озере.

Возвращение и казнь Аввакума

Из десятилетней сибирской ссылки был возвращен протопоп Аввакум, который подал Алексею Михайловичу челобитную, требуя восстановить старую веру. На протопопа тотчас же обрушились прежние преследования.

В 1666 г. главных вождей раскола привезли из разных мест заключения в Москву. Церковный Собор предал их анафеме и проклятию. Приверженцы старых религиозных традиций подвергались преследованиям и наказаниям вплоть до смертной казни. Такая политика привела к тому, что старообрядцы (раскольники, староверы) целыми семьями бежали из центральных регионов России.

В апреле 1682 г. Аввакум и другие участники раскольнического движения были сожжены на костре. Однако казнь лидеров раскола привела к тому, что многие противники религиозных нововведений начали добровольно подвергать себя самосожжению. Церковная реформа патриарха Никона расколола страну на два лагеря — сторонников официальной религии и приверженцев старых традиций.

Снятие анафем со старых обрядов

В 1800 году для части старообрядцев-поповцев, искавших сближения с Московским Патриархатом, была создана специальная единоверческая структура: сохраняя дореформенный обряд, они переходили под юрисдикцию РПЦ, признавая тем самым, что обрядовые различия не затрагивают общего догматического учения.

В 1905 году Николай II указом о веротерпимости снял все ограничения в правах со старообрядцев, а в 1971 Поместный Собор Русской православной церкви принял постановление о снятии клятв и анафем со старых обрядов.

РИА Новости https://ria.ru/history_infografika/20130212/922446392.html

Конспект урока «Церковный раскол. Никон и Аввакум».

Следующая тема: «Социальные движения XVII века».

Догматы католической церкви

Основные догматы католической церкви заключаются в следующих позициях:

  • Filioque – Догмат о том, что Святой Дух исходит и от Бога Отца и от Бога Сына;
  • Целибат —  догмат безбрачия всего духовенства, а не только монахов;
  • Священное Предание католиков содержит в себе решения, которые были приняты уже после семи Вселенских соборов, и Папские послания;
  • Чистилище — это догмат о том, что между адом и раем есть промежуточная «станция» (чистилище), где можно искупить грехи;
  • Догмат о непорочном зачатии девы Марии и о её телесном вознесении;
  • Причастие мирян только Телом Христовым, духовенства – Телом и Кровью.

Великая схизма

В середине XI века папство заметно усилилось, в союзе с норманнами и германцами ему удалось частично вытеснить Византию из Южной Италии. Понтифик Лев IX назначил в Сицилию своего архиепископа, что грозило Константинополю опасностью потери целой епархии.

В ответ на это патриарх Михаил Кируларий перешёл в наступление, распорядившись о введении богослужения по греческому образцу в латинских церквях Константинополя.

Кроме того, он предупредил епископа Южной Италии о том, что Рим «отступил» от догматической и культовой ортодоксии.

Папа Лев IX не оставил эти события без внимания, отправив патриарху грозное послание, в котором предостережения перемежались с угрозами. Однако Кируларий не отреагировал на выпады в свой адрес.
После этого папа прислал в Константинополь своих легатов (послов) с требованием восстановить «законные права» папства на Иллирию и Болгарию, но патриарх попросту отказался вступать с ними в переговоры. Тогда посланники Рима возложили на алтарь храма святой Софии папскую буллу, в которой Кируларий и его последователи объявлялись еретиками.

Патриарху ничего не оставалось сделать, кроме как созвать собор, который охарактеризовал легатов как «нечестивых людей», «пришедших из тьмы запада в царство благочестия». Посланники папы и он сам были преданы анафеме. Впоследствии эти события, произошедшие в 1054 году, были названы Великой схизмой (расколом).

Хотя церкви разошлись ещё в XI веке, датой окончательного разрыва между православием и католичеством можно считать 1204 год, когда крестоносцы захватили Константинополь.

Последующие попытки сближения успехом не увенчались. Взаимные анафемы, провозглашенные еще в 1054 году, были сняты с обеих церквей только в 1965 году после встречи папы Павла VI и Константинопольского патриарха Афинагора I.

Как зародились христианство и православие, в чём их отличие

Христианская религия — одно из трех монотеистических (монотеизм — единобожие) мировых верований, наряду с исламом и буддизмом. Самым древним христианским течением является православие, сложившееся в Византии и приобретшее совершенно особенные формы отличия на Руси. Два других основных христианских верования — это католицизм и протестантизм, господствующие в Европе и Америке.

В чём отличие православия от двух других христианских течений и какой под их влиянием складывался менталитет?

Зарождение христианской религии

Новая христианская религия появилась более двух тысяч лет назад и произошло это событие в Иерусалиме. В Пятидесятницу (иудейский праздник кущей, Суккот) после воскресения Иисуса Христа раздался шум с неба и на каждого из апостолов опустилось по одному языку будто огненного пламени. Святой Дух вошел во всех присутствующих и стали они глаголить на всех языках. Этот день ознаменовался обращением в христианство трех тысяч паломников и считается моментом рождения религии Христа.

Но христианская Церковь Нового Завета не осталась навсегда Вселенской — в 1054 году наступил раскол. Христианское вероучение разделилось на западную и восточную ветвь – католичество и православие, отличия между которыми с годами только крепли. Взаимные обвинения в еретизме и вражда поселились в христианской пастве на долгие века. Церковные иерархи, главы христианской православной и христианской католической церквей (Папа Римский и Патриарх Константинополя) наложили анафемское проклятие друг на друга.

Внутренние разногласия и отличия в этих двух христианских течениях – католичестве и православии, спустя некоторое время привели к новому расколу. От католицизма отделилось протестантское направление, а на Руси из христианского православия откололись староверы. Расколы церкви были трагедией для христианской веры, подрывали ее авторитет на фоне растущего распространения ислама.

Монашество

В каждом из христианских направлений отличия касаются и монашества. В большинстве стран монастырь является автономной организацией и имеет собственное полноценное руководство, главным в котором считается архиерей. У представителей католической церкви монастыри созданы на базе Орденов, с обособленным уставом и главой. Такие церковные союзы могут быть разбросаны по всему миру, но подчиняться будут одному руководству. Монастыри можно считать даже более обособленной и самостоятельной частью церкви, чем саму церковь.


Рис 5 К одним из ведущих видов монашества в католицизме можно отнести духовно-рыцарские объединения – тамплиеры, госпитальеры и др. покровителем и духовным отцом православного монашества является Святой Василий.

Инквизиционный трибунал

Инквизиторов набирали из членов различных в первую очередь из доминиканцев. Инквизиция подчинялась непосредственно Папе. Первоначально трибунал возглавляли двое судей, а с 14-го столетия — один, но при нем состояли юристы-консультанты, которые определяли степень «еретичности». Кроме того, в число служащих суда входил нотариус (заверял показания), понятые, врач (контролировал состояние подсудимого во время экзекуций), прокурор и палач. Инквизиторам отдавали часть конфискованного имущества еретиков, поэтому о честности и справедливости их суда говорить не приходится, так как им было выгодно признать человека виновным в ереси.