Содержание
- Иные пути развития карьеры
- Про целеустремленность, энтузиазм и эмпатию
- Достоинства карьерного роста
- Этап 2. Стать специалистом
- 9. Ваш заработок — это ваша ответственность
- Нужно ли образование для карьерного роста
- Что мешает двигаться по карьерной лестнице
- Карьерная мобильность
- Обязанности фармацевта
- Как построить карьеру или шаг за шагом к вершине карьерной лестницы
- Статичная характеристика карьеры
- Ловушка «эффекта тиары»
- Закономерность 3
- Руководство компании
- Интересы, склонности, способности…
- Профессиональный рост, возраст и статус
Иные пути развития карьеры
Дальнейшая карьера в случаях, как у Анны и Александра, может развиваться иными путями: некоторые специалисты увольняются и переходят в салон красоты/сервисную организацию на основную работу; другие регистрируют ИП или ООО и продолжают оказывать услуги уже как бизнесмены.
Если бы Анна, будучи 43-летним врачом, решила в поисках высоких заработков пойти в медицинские представители фармацевтической компании, то, скорее всего, получила бы массу отказов. Высшее медицинское образование есть у подавляющего большинства кандидатов на должность представителя, у многих – и ученая степень. Анне пришлось бы конкурировать с людьми 23-30 лет без опыта и с людьми 30-45 лет, у которых есть опыт работы медицинским представителем и даже региональным менеджером.
В то же время, будь Анна в свои 43 года не терапевтом, а чиновницей регионального департамента здравоохранения, заявившейся в фармкомпанию на должность менеджера по доступу препаратов на рынок в регионе, ее взяли бы быстро
Для этой должности важно понимать, как происходит процесс включения препаратов в льготные списки, как рассчитываются цены, знать региональные нормативные документы, знать ключевых региональных чиновников, на чье имя оформлять заявки. А кто как не бывший чиновник обладает этими знаниями? Собственно, Анна была бы на рынке труда вне конкуренции
Если бы Александр, будучи 52-летним доцентом университета, кандидатом медицинских наук, решил пойти в медицинские советники фармацевтической компании, то ему пришлось бы переезжать в Москву (поскольку вакансии открыты только там). Александр потерял бы ценовое преимущество, так как на жизнь в Москве ему потребовалось бы примерно столько же денег, сколько и конкурентам. В этой ситуации его конкуренты – люди 28-40 лет, кандидаты медицинских наук, с хорошим разговорным английским, опытом работы медицинскими советниками в международных командах и знакомые с лидерами мнений федерального масштаба. Очевидно, что 52-летний Александр с такой же кандидатской степенью, с плохим английским и без опыта работы в фармкомпании успеха бы не имел. Для получения преимущества перед конкурентами ему следовало бы быть не кандидатом наук, а доктором наук, с хорошим разговорным английским и опытом докладов на международных конференциях. Такому 52-летнему Александру в фармацевтической компании были бы рады намного больше.
***
Если вы столкнулись с дискриминацией по возрасту, то, возможно, вы не совсем точно ответили на эти вопросы:
- Что я умею и хочу делать?
- Кто мои конкуренты?
- Чем я лучше?
- Кто мои работодатели и клиенты?
На фото в анонсе: кадр из фильма «Стажер»
Про целеустремленность, энтузиазм и эмпатию
Самое сложное — в любой ситуации не падать духом, видеть в проблемах вызовы и по-настоящему слышать окружающих, будь то партнёры, коллеги или подчинённые. Мне кажется, это самые важные качества для любого руководителя независимо от уровня и опыта.
Энтузиазм, направленность в будущее заряжают твою команду, привлекают классных кандидатов и позволяют тебе самому быстро принимать решения в условиях неопределённости. Однако атмосферу общего доверия и понимания ценности вклада каждого отдельного человека в команде невозможно создать без эмпатии.
Признаюсь, для меня это самый большой челлендж: приходится одёргивать себя, когда вписываю свой регион в очередной проект. Я осознанно останавливаюсь и присматриваюсь к состоянию своих ребят — готовы ли они к апгрейду или в этом месяце находятся в режиме выживания.
Достоинства карьерного роста
- Достижение новых высот. Главным достоинством карьерного роста является, конечно же, возможность занять должность с наиболее высокой оплатой. К примеру, не каждая руководящая позиция требует соответствующего университетского образования – бывает и так, что, прежде всего, необходим опыт работы в конкретной сфере. Упорство и верность своему ремеслу позволяют занять те места, о которых вы могли только мечтать, когда устраивались на работу.
- Процветание в любимом деле. Большая часть карьеристов выбирают свою деятельность сознательно, зная, что всю жизнь будут заниматься именно тем, что приносит им огромное удовольствие. Так что, разумеется, любое действие, направленное на совершенствование связанных с этим навыков будет радовать и делать человека счастливым. Особенно приятно сознавать, что каждый день делает тебя ближе к профессионалам, которыми ты восхищался в начале своего пути.
- Даёт жизненную цель. Как часто, устроившись на работу, люди задаются вопросом: «И что дальше?» Одна цель достигнута, значит, нужно найти другую. Это может быть семья, путешествия, открытие собственного дела – на всё это нужно деньги. И, как правило, на первоначальной позиции этих денег не хватает. Что делать? Правильно – добиваться повышения!
- Чувство развития. Зачастую, производя одни и те же действия каждый день, сотрудник начинает скучать. Да, свою работу он выполняет рутинно, день за днём, он делает её качественно, но работа не приносит прежнего удовольствия, связанного с началом пути и даже незнакомой обстановкой. Карьерный рост позволяет почувствовать, что навыки сотрудника действительно развиваются, а количество выполненной работы неизменно выливается в качество.
- Смена обстановки. Это достоинство напрямую связано с предыдущим: с необходимостью после повышения занять позицию в другой сфере обязанностей и прикладывать усилия для достижения новых целей. Новые обязанности, новое окружение психологически положительно воздействуют на человека, выступая своеобразной наградой за все ночи, проведённые без сна, и за все деньги, потраченные на кофе из автомата.
Этап 2. Стать специалистом
На первом этапе человек выясняет, что у него получается лучше всего и что доставляет ему наибольшее удовольствие. Это дает шанс найти место, где можно создать свою профессиональную идентичность.
<…> Например, на первом этапе механик Томас проявил небывалую точность и тщательность, поэтому на втором ему доверили важную работу с деталями реактивных двигателей, требующими особой точности.
Еще он продемонстрировал способность быстро понимать работу других специалистов и легко завязал отношения в отделе проектирования.
Джоан, бывшая учительница истории, на первом этапе карьеры юриста быстро обнаружила, что корпоративное право ей не подходит. Благодаря внимательному лидеру она перевелась в другой отдел и занялась семейным законодательством.
На втором этапе она специализировалась на переговорах об установлении опекунства: здесь ей очень помог богатый опыт работы с подростками и родителями.
Представьте себе почтальона, которого устраивает рутина, возможность работать вне помещения и минимальный надзор: иметь все эти преимущества на другой должности непросто.
В схожей ситуации находится школьный учитель истории. Он любит свой предмет, обожает влиять на учеников и радуется, что школьный дискуссионный клуб под его руководством завоевал множество наград. Он может проработать у доски четверть века и уйти на пенсию счастливым человеком.
9. Ваш заработок — это ваша ответственность
Pixabay.com
Раньше была единая тарифная сетка: инженер получал 150 рублей, врач — 120, и ничего нельзя было изменить. Наверняка многим родители говорили, что не стоит выбирать какую-то профессию потому, что «они мало зарабатывают». У меня самой так было: я хотела учиться на Психфаке, но мама настаивала «психологи мало зарабатывают, иди на бухгалтера».
Сейчас же в любой профессии можно зарабатывать столько, сколько вы хотите. Я знаю фотографов, которые зарабатывают по 700 000 рублей, и знаю директоров, которые получают 70 000. Я отучилась на психолога, и сейчас зарабатываю намного больше, чем большинство бухгалтеров.
Нужно ли образование для карьерного роста
Ещё одно распространенное мнение, что нужно получить какое то особое образование и без него никак. Эту философию нам начинают пропагандировать ещё с детства, но те кто закончил университеты, по специальности менеджмент могут вам рассказать что данное образование вам не даст серьёзных преимуществ. Вообще лично я за всю свою практику, ни разу не встречал, что бы на позицию рядового руководителя брали выпускника без опыта работы в данной сфере.
Безусловно, высшее образование это одно из требований при трудоустройстве, но я знаком с большим количеством хороших руководителей которые не имеют диплома и их прекрасно берут на работу. Лично для меня высшее образование является хорошей школой жизни для человека, но не является сколь значимым фактором в принятии решения брать руководителя или нет.
Что мешает двигаться по карьерной лестнице
Чтобы получить новую должность, иногда достаточно избавиться от «якорей» — факторов, которые мешают карьерному продвижению. Эти обстоятельства тоже можно разделить на две группы. Они отличаются возможностью самого человека повлиять на ход событий:
- Сдерживающие факторы. Они полностью зависят от ресурсов человека — уровня его знаний, физических особенностей, стараний и стремлений, усердия и усидчивости.
- Факторы сопротивления. Эти обстоятельства относятся к тем, которые не зависят от человека. Это может быть нечестная «игра» со стороны коллег, несправедливые решения руководителя или страх начальства создавать себе конкуренцию.
Избавиться сам сотрудник может только от сдерживающих факторов. Для этого нужно честно проанализировать свое поведение и проработать такие моменты, как:
- способность признавать свои ошибки и работать над ними;
- умение принимать обоснованные решения;
- сила выполнять обещания и отвечать за свои поступки.
Оправдания, лень, невнимательность, несерьезное отношение к работе, а также неадекватная самооценка часто становятся главными преградами на пути к успешной карьере.
Карьерная мобильность
Под карьерной мобильностью понимают скорость продвижения по службе. В современных компаниях карьерная мобильность считается высокой, если человек пребывает на одной должности два-три года. Если же работник долго занимает одну и ту же позицию, начальство считает, что он «застоялся» и потерял конкурентное преимущество. Высокая скорость подъема по карьерной лестнице – это показатель компетентности сотрудника, который осваивает новые навыки с каждой более высокой должностью. Кроме того, это указывает на пробивные личностные качества человека: амбициозность и целеустремленность.
Обязанности фармацевта
Обязанности фармацевта напрямую определяются спецификой его должности:
- Аптекарь. Обязанности: проверка наличия медикаментов, инспекция прихода и расхода; ведение отчетной документации.
- Ученый-фармацевт. Обязанности: исследование патогенов человека, разработка медикаментозных и химических способов борьбы с ними, проведение клинических испытаний инновационных медикаментов. Кроме того, ученый-фармацевт должен уметь проводить анализ сочетаемости разных видов препаратов.
- Фармацевт-исследователь. Обязанности: лабораторные исследования, выявление специфики различных болезней и их течений, выявление изменений в поведении бактерий, создание новых лекарств. Именно благодаря работе фармацевтов-исследователей появились эффективные медицинские препараты для искоренения Эболы и других тяжелых болезней.
В какой бы должности ни состоял фармацевт, периодически он должен направляться на профильное обучение. Администрация аптечного учреждения самостоятельно принимает решение о том, будет ли проводиться профессиональная аттестация внутри учреждения или же сотрудника пошлют в региональный центр повышения квалификации. В интересах работодателя сплотить команду хорошо подготовленных специалистов.
Как построить карьеру или шаг за шагом к вершине карьерной лестницы
Есть много вариантов классификаций различных этапов построения карьеры.
Если акцентировать эмоциональную составляющую при восприятии человеком своей работы, то можно составить такую последовательность действий:
Как построить карьеру
- исследование;
- выбор;
- прочное положение;
- поддержание положения;
- расставание.
Исследование: акцент делается на приобретении требующихся для работы в конкретной области навыков. Выбор: работа выбирается из имеющихся на рынке труда предложений
Принимая решение важно учитывать свои интересы и навыки
Прочное положение: работник точно определился, какое занятие для него предпочтительно. На этом этапе необходимо получать дополнительную информацию и навыки для дальнейшей возможности карьерного роста.
Поддержание положения: переосмысление целей в середине карьеры. Необходимость и возможность проанализировать свои способности, умения и качества, определить потребность получить новые навыки, чтобы сохранять конкурентоспособность и представлять интерес для работодателя.
Расставание: возможное осознание необходимости подготовки к переходу в другую организацию.
В этот момент построения карьеры и успеха на работе работник осознает необходимость выбора: перейти в другую фирму для получения лучшей возможности для карьерного роста, или сохранить свое место в коллективе, где ощущается уверенность и комфорт. Довольно опасно спокойно ждать, когда в компании откроется нужная вакансия.
Если развитие карьеры нельзя продолжать в рамках своей компании, нужно делать ее в другом месте
Хоть и непросто, но необходимо почувствовать момент, когда становится тесно в определенных рамках. Если развитие карьеры нельзя продолжать в рамках своей компании, можно и нужно делать ее в другом месте.
Статичная характеристика карьеры
Кроме процессной карьера имеет еще и статичную характеристику.
В карьерном движении важно как содержание процесса, так и образ результата этого процесса, как содержание развития человека в социальном пространстве, так и форма этого развития, траектория пути, последовательность занимаемых человеком позиций в социальном пространстве. Поскольку большую часть социальной жизни человек проживает в организациях, социальным для него является организационное пространство, которое, как часть общего социального пространства, характеризуется многомерностью
При этом каждая мерность организационного (карьерного) пространства образована отдельным вектором возможного развития и продвижения работника:
Поскольку большую часть социальной жизни человек проживает в организациях, социальным для него является организационное пространство, которое, как часть общего социального пространства, характеризуется многомерностью. При этом каждая мерность организационного (карьерного) пространства образована отдельным вектором возможного развития и продвижения работника:
- должностным,
- профессиональным,
- статусным,
- монетарным.
А каждый из этих карьерных векторов, будучи в той или иной мере формализован, содержит совокупность карьерных позиций, последовательность которых и составляет карьеру. Должностной вектор образуется должностными ступенями, профессиональный — квалификационными разрядами, статусный — статусными рангами, монетарный — уровнями вознаграждения.
Таким образом, карьера представляет собой процесс профессионального, социально-экономического развития человека, выраженный в его продвижении по ступеням должностей, квалификации, статусов, вознаграждения и фиксируемых в определенной последовательности занимаемых на этих ступенях позиций.
Другими словами, карьера — это развитие человека и освоение им социального пространства (если речь идет о межорганизационной карьере) или экспансия человека в организационном пространстве конкретного предприятия (если рассматривается внутриорганизационная карьера).
Ловушка «эффекта тиары»
Кэрол Фролингер, президент американской консалтинговой компании Negotiating Women, Inc., утверждает, что упорно работать по-прежнему важно. Но просто ждать, пока кто-то другой это осознает, разрушительно для карьеры
Фролингер называет это «эффект тиары». Это термин также использует Шерил Сэндберг в своей книге «Не бойся действовать. Женщина, работа и воля к лидерству».
«Люди действительно усердно работают, добиваются потрясающих результатов и надеются, что нужные люди заметят, придут и наденут диадему на их головы. Но обычно этого не происходит», — говорит она.
Это противоречит тому, чему нас учат еще с начальной школы: тихие, трудолюбивые работники — это те, кто с наибольшей вероятностью преуспеет. Поскольку учителя поощряют такие качества в ранние годы, мы склонны ожидать, что наши будущие начальники тоже будут это делать. Поэтому довольно неприятно обнаружить, что на практике это неверно.
На самом деле, как отмечает Шеннон, с определенного момента упорный труд часто остается незамеченным, потому что все вокруг работают на одном или примерно одном уровне. Если не привлекать к себе внимания другими способами, то легко отойти на второй план.
Это происходит и с мужчинами, и с женщинами. Однако Фролингер отмечает, что для женщин ситуация усугубляется, потому что обычно для мужчин считается более приемлемым говорить о своих достижениях.
Итак, как обойти этот стереотип? Ответ — как для мужчин, так и для женщин — состоит в том, чтобы найти способ привлечь внимание к своим начинаниям, не дожидаясь чего-то столь редкого, как ежегодный обзор или самооценка эффективности
Фото в тексте: fizkes /
Фролингер отмечает, что часто мы ждем конца года, чтобы заявить о себе, но это не работает.
Частота и выбор слов имеют значение, добавляет Фролингер. «Никто не хочет слышать это каждый день. Использование таких фраз, как «моя команда и я», помогает вам выглядеть хорошо, одновременно распределяя похвалу».
Важна и подача. Возможно, руководителю может показаться странным получать отчеты с подробным описанием ваших достижений, о которых он не просил. Лучше использовать такие письма как способ «держать их в курсе дел», говорит Фролингер.
Закономерность 3
Часто можно услышать жалобу: «У меня такой большой опыт в торговле, а меня не взяли в обыкновенный продуктовый магазин. Наверное, из-за возраста».
В настоящее время у работодателей строгие требования к релевантности опыта. Во многие продуктовые сети на любую должность – от продавца-кассира до директора – стараются брать людей с опытом именно в продуктовых сетях. Если человек успешно работал на аналогичной должности, но в сетях спортивного инвентаря, то шансы устроиться в продуктовую сеть снижаются. Человек не знает специфики работы с продуктами питания, и ему какое-то время понадобится на ее освоение. Работодатели не готовы давать время на освоение: им легче взять кандидата, который сразу все понимает.
Долгий и успешный опыт в торговле одеждой не является большим преимуществом при устройстве в продуктовый супермаркет. И отказ обусловлен не возрастом, а нерелевантным опытом.
Руководство компании
Немаловажную роль в возможности построить карьеру в компании, играет ее непосредственное руководство. Как правило, карьерные перспективы сотрудников по большей части зависят именно от руководителя компании. К примеру, если руководство заинтересовано в том, чтобы их сотрудники профессионально развивались и стремились построить карьеру именно в их компании, то оно, соответственно, будет постоянно стимулировать своих работников. Конечно, в большинстве случаях, некоторые компании, наоборот, не заинтересованы в том, чтобы их сотрудники постоянно развивались и совершенствовались
Им важно, чтобы сотрудники работали как можно больше и как можно дольше в одной и той же должности и с одной и той же заработной платой
Поэтому, в процессе трудоустройства, всегда обращайте внимание на руководство компании и ее отношение к своим сотрудникам. Также, смотрите и оценивайте своего непосредственного руководителя, так как если он не стремиться зарабатывать больше, то, соответственно, ни о каком карьерном росте не может быть и речи.
Интересы, склонности, способности…
Термины «склонности» и «интересы», хотя они и связаны между собой, являются разными понятиями. Интерес к предметной области может порождать склонность. Некоторым людям нравится музыка – они проявляют к ней интерес. Но один человек будет склонен исполнять музыкальные произведения, другой обнаружит в себе композитора, третьему понравится преподавать игру на инструменте детям.
Различна деятельность радиомонтажников, инженеров, настройщиков аппаратуры, несмотря на то, что их интересы лежат в одной профессиональной плоскости. Если интересы обладают динамикой, могут меняться на протяжении жизненного пути, то склонности говорят о заложенных способностях, являясь более устойчивыми.
Исследователи считают, что каждая профессия требует от человека определенных склонностей, набора качеств – они определяют, пригоден человек к этой профессии, или нет. Способности также облегчают личностный рост в профессии, прохождение всех этапов карьерного пути.
В обыденной жизни слово «способности» может наделяться разным смыслом. Иногда говорят о физических возможностях человека: «Он способен пробежать 10 километров». Иногда – об интеллектуальных – «Он не способен решить это уравнение». Но в психологии к категории способностей относят только те свойства, которые являются психологическими и которые варьируют от человека к человеку. Например, каждый человек умеет разговаривать и способен к прямохождению. Однако речь не относят к категории способностей, она не является психологическим свойством. Прямохождение свойственно всем людям, поэтому оно не относится к способностям. Это качество не варьируется.
Личностный рост в профессии будет очень затруднен без наличия у человека определенных задатков. Поэтому круг умений ограничивают только теми, которые будут приносить человеку пользу во время работы. Неспособные люди отличаются от способных. Последним освоение профессии дается легче и быстрее, результаты их работы – качественнее.
Способности являются комплексным образованием. Они включают не только природную предрасположенность к деятельности, но и уровень развития личности. Если возникают сложности с определением своих наклонностей, можно обратиться к психологу, специализирующемуся на профориентации, или же к представителям профессии «Тренер личностного роста». Тренинги помогают узнать о себе немало новой информации.
Профессиональный рост, возраст и статус
Разговор о профессии охватывает достаточно продолжительный период жизни. Некоторые считают, что о проблеме самоопределения можно судить, начиная от возникновения первых мыслей на тему «Кем я стану, когда вырасту?» и вплоть до того момента, когда человек прекращает трудовую активность, переставая быть личностью.
Процесс личностного и профессионального роста, становления карьеры, с одной стороны, тесно связаны с возрастом человека. Принадлежность к возрастной категории часто означает не столько биологический возраст, сколько положение в иерархии. Слово «отрок» на Руси имело следующие значения: «слуга», «раб», «воин княжеской дружины». Такая связь существует и между профессиональными навыками и возрастом. Солдат, который отслужил два года, не зря называется «дедом». Для умаления и подчеркивания незрелости, напротив, используют другие слова – «салага», «малец», «зеленый».
Психологическая наука накопила немало знаний о том, какие факторы влияют на личностный рост в профессии. На жизненном пути человек подвергается воздействию разнообразных факторов, но определяющее значение имеют три из них.
Это биологический фактор (наследственность, возраст, состояние здоровья), социальная среда (начиная от семейного окружения и заканчивая государством), активность личности (зависит от самооценки, уровня притязаний и пр.)
Профессиональное развитие человека разбивается на категории, соответствующие возрасту либо стажу. Например, выделяют следующие стажные категории: от 1 до 5 лет (первая), от 6 до 10 (вторая), от 11 до 15 (третья), и так далее. Популярностью пользуется и рассмотрение этапов, длящихся по 10 лет.
Также о профессиональном развитии говорят без привязки к определенному сроку, выделяя студентов, специалистов, пенсионеров. Каждый этап профессионального становления заканчивается кризисом – происходит переосмысление своей профессиональной деятельности, выбор новых путей самореализации.