Содержание
- Содержание уведомления
- Основополагающие критерии
- По каким признакам могут признать неконтролируемую сделку
- Критерии контролируемых сделок между взаимозависимыми лицами в 2020 году
- Заполняем разделы 2 и 3: на что обратить внимание
- Как ФНС контролирует уровень цен по сделкам?
- Контролируемые сделки: законодательная база
- Права и обязанности налогоплательщика
- Комментарий
- Информация о контролируемых сделках
- Указываем сведения о контролируемых сделках в разделах 1А и 2Б: нюансы
- Соглашение о ценообразовании: новое с 17 марта 2021 года
- Раздел 1Б
Содержание уведомления
Напомним, что форма рассматриваемого документа утверждена Приказом ФНС России N ММВ-7-13/524@. Этим же Приказом установлен Порядок заполнения формы уведомления о контролируемой сделке (далее — Порядок). В разд. II Порядка определена структура уведомления. Данная форма отчетности состоит из титульного листа и четырех разделов:
- разд. 1А «Сведения о контролируемой сделке (группе однородных сделок)»;
- разд. 1Б «Сведения о предмете сделки (группы однородных сделок)»;
- разд. 2 «Сведения об организации — участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок)»;
- разд. 3 «Сведения о физическом лице — участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок)».
В разд. 1А уведомления налогоплательщик отражает сведения по каждой контролируемой сделке (группе однородных сделок). Если уведомление представляется в отношении нескольких неоднородных сделок, то разд. 1А заполняется в отношении каждой такой сделки (п. 4.1 Порядка). В п. 010 этого документа указывается порядковый номер сделки согласно уведомлению. Сколько разд. 1А будет содержать уведомление, о стольких контролируемых сделках, совершенных в течение года, отчитывается налогоплательщик.
Обратите внимание, что хозяйствующий субъект должен представить в налоговый орган одно уведомление за календарный год, в котором отражаются все совершенные им в этом году контролируемые сделки, указанные в ст. 105.14 НК РФ (Письма Минфина России от 06.02.2013 N 03-01-18/2646, от 25.01.2013 N 03-01-18/1-14, от 27.12.2012 N 03-01-18/10-198)
Информация, которую налогоплательщик должен отразить в разд. 1А уведомления, позволяет составить представление о контролируемой сделке (группе однородных сделок), ее сторонах, основаниях отнесения к контролируемым, методах и принципах ценообразования.
Отметим: некоторые показатели уведомления (взаимозависимость, методы ценообразования, источник информации, используемой налогоплательщиком) для заполнения не обязательны. Эти сведения являются справочными и указываются по желанию плательщика. Минфин России в Письме от 28.11.2011 N 03-01-07/5-14 подчеркнул, что в уведомлении о контролируемых сделках налогоплательщик не обязан раскрывать информацию об использованных методах ценообразования, поскольку это не предусмотрено Налоговым кодексом.
В п. п. 300 — 311 уведомления указывается информация о суммах полученных доходов и произведенных расходов у сторон контролируемой сделки (группы однородных сделок). Продавец товаров (работ, услуг) заполняет строки 300, 301, в которых показывает доходы по сделке (группе сделок). Покупателям в строках 310, 311 предлагается указать сумму расходов (убытка) по контролируемой сделке (группе сделок). Причем строки 301 и 311 заполняются при условии, что цены сделок подлежат регулированию с учетом особенностей ст. 105.4 НК РФ.
Следует подчеркнуть, что доходы, отражаемые по строке 300 уведомления, определяются по правилам бухгалтерского учета (п. 4.19 Порядка).
В разд. 1Б уведомления указываются сведения об обязательствах, являющихся предметом сделки (п. 5.1 Порядка). Здесь раскрывается информация об операциях с предметом исполнения сделки (отгрузка товаров, выполнение работ, оказание услуг, совершение операций с иным объектом гражданских прав) при исполнении обязательств, возникших в результате контролируемой сделки (группы однородных сделок), сведения о которой приведены в разд. 1А. При этом для каждой операции заполняются п. п. 030 — 150 разд. 1Б. Если сведения в отношении предмета исполнения контролируемой сделки (группы однородных сделок) не представляется возможным привести на одной странице, то заполняется необходимое количество страниц.
В п. 010 разд. 1Б указывается порядковый номер контролируемой сделки, присвоенный налогоплательщиком, он должен соответствовать строке 010 разд. 1А (п. 5.2 Порядка).
В разд. 1Б уведомления отражаются наименование предмета сделки, номер договора, место и дата совершения сделки, место отгрузки и другая информация о предмете контролируемой сделки (группы однородных сделок). В строках 120 — 140 разд. 1Б указываются количественные и суммовые показатели сделки: количество, цена (тариф) за единицу измерения, итоговая стоимость без учета НДС, акцизов, пошлин.
Если правильно заполнять разд. 1А и 1Б, то сумма доходов, указываемая по строке 300 разд. 1А, будет равна сумме показателей, отраженных в п. 140 разд. 1Б, относящихся к данному разд. 1А.
В разд. 2 и 3 уведомления должна быть отражена информация о контрагенте по контролируемой сделке — организации или физическом лице.
Основополагающие критерии
Рассмотрим критерии контролируемых сделок, являющиеся актуальными в настоящее время:
- Сумма прибыли по данному контракту за год превосходит 1 млрд рублей. Тут стоит внести уточнение: имеется в виду сумма доходов по совершенным сделкам с одним партнером, контрагентом, клиентом.
- Случаи, когда один из участников сделки применяет для своей деятельности налоговые спецрежимы (ЕНВД, ЕСХН), а вторая сторона сделки не использует их в своем отношении. Такие контракты будут считаться контролируемыми сделками между взаимозависимыми лицами, если общая сумма дохода по ним превысит 100 млн рублей.
- Один из участников сделки определен плательщиком НДПИ, что исчисляется по ставке, установленной в процентах. Действует и такое условие: сделка признается контролируемой, если ее предметом является полезное ископаемое, считающееся предметом налогообложения, соответствующего НДПИ.
- Если хотя бы один участник сделки освобожден от обязанностей плательщика налога на доход организации, компании, применяет налоговую ставку 0 %, в то время как иные участники сделки не имеют подобных преференций.
- Хотя бы один из партнеров является участником инвестиционного регионального проекта, что дает ему право применять пониженную ставку налога на доходы в казну субъекта, или 0 % ставки при отчислениях налогов в федеральный бюджет.
- Хотя бы один из участников сделки применяет в продолжение налогового периода инвестиционный вычет по налогу на доходы организаций, предусмотренный согласно ст. 286.1 НК.
Для сделок, перечисленных в пп. 3-6, установлена пороговая величина прибыли, при превышении которой сделки будут признаны контролируемыми. Она составляет 60 млн рублей в один календарный год.
По каким признакам могут признать неконтролируемую сделку
Чаще всего налоговая служба пытается определить, какие операции (сделки) признаются неконтролируемыми, самостоятельно. Для этого ей необходимо выявить следующие признаки:
- Стороны принадлежат к одному классу консолидированных налогоплательщиков.
- Партнеры ведут бизнес в едином субъекте РФ.
- Не располагают иными подразделениями компании за пределами России.
- Не платят в бюджет других субъектов РФ налоги.
- Не имеют убытков за прошлый и будущие периоды.
- Проводят бизнес-операции, связанные с добычей углеводородного сырья на одном месторождении.
- Имеют межбанковские ссуды или депозиты (сроком до 7 календарных дней).
Критерии контролируемых сделок между взаимозависимыми лицами в 2020 году
Глава 14.4 раздела V.I НК РФ определяет критерии контролируемых сделок. В вопросах трансфертного ценообразования, кроме того, необходимо знать и про международное регулирование, основанное на документах ОЭСР.
Основная цель внутреннего и международного регулирования контролируемых сделок — добиться прозрачности совершения операций, не дать вывести средства из-под налогообложения как в результате перемещения за пределы страны, так и вследствие спланированного занижения налогов через операции с аффилированными лицами.
Базовый критерий для признания сделки контролируемой — взаимозависимость сторон операции, возможность влиять на результаты и принятие решений.
Взаимозависимость участников не связана с их гражданско-правовым статусом: она возможна и в отношениях юридических лиц, и физлиц, и ИП. Подробно критерии взаимозависимости описаны в статье 105.1 Налогового кодекса. Обобщенно можно выделить основные векторы взаимоотношений, указывающие на потенциальное наличие аффилированности:
- владение юрлицом или «физиком» долей в организации, размер которой дает ему право голоса и влияния на процесс принятия решений;
- наделение физлица должностными полномочиями, дающими ему возможность определять ход деятельности организации;
- физические лица выступают родственниками по отношению друг к другу.
Взаимозависимость — это базовый необходимый критерий для контролируемых сделок, но некоторые сделки признаются контролируемыми и в отсутствии взаимозависимости. Такие операции приравнены к сделкам с взаимозависимыми лицами, далее о них расскажем подробно.
По субъектам контролируемые сделки можно разделить на:
- сделки, приравненные к сделкам с взаимозависимыми лицами;
- сделки между взаимозависимыми резидентами РФ;
- сделки с взаимозависимыми лицами, не являющимися нерезидентами РФ.
Рассмотрим каждую категорию подробнее.
Заполняем разделы 2 и 3: на что обратить внимание
Если налогоплательщик заключил сделку с контрагентом в статусе юрлица, то для этой сделки он должен заполнить раздел 2 уведомления. Если контракт подписан с контрагентом в статусе физлица, заполняться должен раздел 3 уведомления. Структура разделов 2 и 3 практически идентична.
В графе 015 раздела 2 или 3 должна быть зафиксирована та же цифра, что указана в графе 050 раздела 1Б. Это порядковый номер контрагента. Налогоплательщик определяет его самостоятельно, например, исходя из очередности заключения договоров.
Аналогично в графе 010 раздела 2 или 3 фиксируется та же цифра, которая указана в графе 010 раздела 1А. Она соответствует порядковому номеру сделки и также определяется налогоплательщиком самостоятельно.
В общем случае количество листов раздела 2 или 3 соответствует количеству листов разделов 1А и 1Б. На практике количество контролируемых сделок и контрагентов у фирмы может быть очень большим, поэтому указание в документе каждой отдельной сделки может быть процессом исключительно трудоемким.
Но у налогоплательщиков есть возможность отражать в уведомлении однотипные сделки — и это существенное подспорье для них с точки зрения экономии времени. Однако на то, чтобы объединить сделки в одну группу, у фирмы должны быть веские основания.
Изучим основные критерии отнесения сделок, фиксируемых в уведомлении, к однотипным.
Как ФНС контролирует уровень цен по сделкам?
Ценовой аспект – самый важный. Поскольку цена влияет на размер дохода или расходов, которые предприятие учитывает при определении базы налогообложения. Это влияет на величину налога на прибыль, а также на возможный размер возмещения по НДС.
Как уже было сказано, ФНС может в любой момент запросить дополнительные документы по обоснованию цены. Это ее право. Но есть определенный перечень условий, когда сама организация обязана предоставить такое аргументирование.
В процессе контроля используются пять методов (тестов):
- Сопоставимость рыночных цен. Это приоритетный метод проверки. Исключение – когда компания закупает товар для перепродажи. Суть проста: нужна узнать цену конкурентов, то есть организаций, не зависящих от объекта проверки. Если цена находится в подобном диапазоне, то хорошо. Если есть существенная разница, то повод задуматься.
- Цены последующей реализации. Способ применим при условии, что компания не имеет на балансе нематериальных активов. Суть заключается в том, что рентабельность фирмы после реализации товара в рамках контролируемой сделки сравнивается с уровнем рентабельности на рынке.
- Затратный метод. Принципиальная разница, что изучаются не доходы и цена, а именно затраты компании. И их уровень сравнивается с обще рыночным. Такой способ применяется зачастую к подрядным организациям и фирмам, выполняющих определенную работу, предоставляющих услуги.
- Сопоставимость рентабельности. Достаточно простой метод: рассчитывается уровень рентабельности и сравнивается с участниками, которые не зависят от объекта проверки.
- Распределение прибыли. Применение метода возможно при условии, что на балансе фирмы есть нематериальные активы.
В любом случае задача органа контроля понять, реальна и объективна цена или нет. Если в ходе проверки выявят факт заниженной стоимости, то это повлечет доначисления.
Инспекция определит реальную величину и исходя из нее вычислит налог на прибыль. Но придется не только заплатить налог. Также выпишут штраф з от 30 000 рублей минимум. Максимальный – 40 % от суммы доначислений.
Кстати, закон не запрещает налогоплательщику самостоятельно определить рыночную цену. Если данный факт обнаружила компания, один из участников сделки, он определяет рыночную стоимость и проводит корректировку. Так он избежит штрафных санкций.
Сложность заключается и в том, что учреждение должно обосновать выбор конкретного метода расчета. Если доводы будут не обоснованы, ИФНС может применить любой другой метод (на их взгляд, более приемлемый). И тогда она сможет все равно изменить сумму налога к уплате.
Контролируемые сделки: законодательная база
Налоговый контроль за трансфертным ценообразованием осуществляется на международном уровне и на уровне национального законодательства.
Среди международных документов выделим:
- Руководство Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по трансфертному ценообразованию для многонациональных корпораций и налоговых служб (OECD Transfer Pricing guidelines, 2010);
- Декларацию ОЭСР о BEPS (Base Erosion and Profit Shifting, 2013).
Декларация представляет собой план действий ОЭСР по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения. В рамках плана BEPS предполагается разработка правил трансфертного ценообразования (ТЦО), которые позволят повысить прозрачность сделок между компаниями путем сбора дополнительной информации, а также снизить издержки для бизнеса.
На уровне национального законодательства в Российской Федерации вопросы трансфертного ценообразования регулируются разделом V.1 Налогового кодекса РФ «Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании» (введён Федеральным законом от 18.07.2011 N 227-ФЗ). Положения раздела имеют своей целью в том числе предотвращение вывода налоговой прибыли за пределы РФ, исключение возможностей манипулирования ценами в сделках между взаимозависимыми налогоплательщиками, налогоплательщиками, применяющими различные режимы налогообложения внутри страны. Эти правила пришли на смену ст. 40 «Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения» и ст. 20 «Взаимозависимые лица» НК РФ.
Состав контролируемых сделок регулируется главой 14.4 раздела V.I Налогового кодекса РФ. Можно выделить две основные категории контролируемых сделок:
- сделки между взаимозависимыми лицами
- сделки, приравненные к сделкам с взаимозависимыми лицами
Кроме того, сделка может быть признана контролируемой судом в случае, если будет установлено, что она является частью группы однородных сделок, совершенных только для того, чтобы создать условия, при которых эта сделка не будет отвечать признакам контролируемой.
Обращаем Ваше внимание, что с 1 января 2018 года в раздел V.I Налогового кодекса РФ введено положение о новом субъекте контроля в рамках трансфертного ценообразования — международных группах компаний. Подробнее о внесенных изменениях и международных группах компаний, можно прочитать в опубликованном ранее материале
Подробнее о внесенных изменениях и международных группах компаний, можно прочитать в опубликованном ранее материале.
В настоящей статье речь пойдет, в первую очередь, о контролируемых сделках между взаимозависимыми лицами в 2019 году и сделках, приравненных к ним.
Права и обязанности налогоплательщика
Действующее налоговое законодательство РФ представляет контролируемую сделку как особую форму сделок, в которой основным предметом контроля является ее непосредственная стоимость. Данная форма сделок преследует главную цель – обеспечение максимального контроля процедур исчисления и уплаты налогов при возникновении правовых отношений между взаимозависимыми лицами.
Во время непосредственного проведения и участия в контролируемых сделках, у физических лиц, выступающих в роли налогоплательщиков, появляются определенные права и обязанности.
Уведомление происходит по месту регистрации налогоплательщика. Установленные налоговые нормы предполагают, что форма, содержащая данные сведения, обязательно должна быть письменной.
В основной список прав налогоплательщиков во время их участия в контролируемых сделках, можно включить следующие:
- своевременная уплата налогов и сборов, точные размеры которых устанавливаются действующими налоговыми нормами;
- право уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль, а также перечисление НДС за те временные периоды, которые заканчиваются в течение одного календарного года;
- право самостоятельного корректирования налоговой базы, и внесения туда требующихся дополнений, самостоятельный подсчет и доплата налогов в том случае, если по причине несоответствия цен произошло занижение налоговой базы. При этом все необходимые корректировки должны быть осуществлены одновременно в тот момент, когда происходит представление декларации по налогу на прибыль.
Комментарий
Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) устанавливает особые правила налогообложения контролируемых сделок. Суть их в том, что для целей налогообложения принимается рыночная цена таких сделок, даже если стороны фактически установили иные цены. По контролируемым сделкам для определения налоговой базы применяются специальные методы, используемые при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки). Эти методы позволяют определить налоговую базу исходя из рыночной стоимости сделки.
К контролируемым сделкам относятся сделки между взаимозависимыми лицами, а также сделки приравненные к сделкам с взаимозависимыми лицами, в случае их соответствия критериям, установленным НК РФ (указаны в п. 2 ст. 105.14 НК РФ).
Механизм контроля цен сделок между взаимозависимыми лицами направлен на то, чтобы группы компаний не манипулировали ценами в целях вывода налоговой базы из России в оффшорные страны или на льготные предприятия. Такой механизм контроля используется во многих странах мира (см. трансфертное ценообразование).
Так, трансфертные цены (т.е. цены между взаимозависимыми лицами) часто используются транснациональными холдингами для минимизации налога на прибыль. Так, с помощью трансфертных цен можно перераспределять общую прибыль группы лиц в пользу лиц, находящихся в государствах с более низкими налогами.
Пример
Себестоимость товара (сумма расходов на его производство и продажу) 100 рублей, а рыночная стоимость на зарубежных рынках 200 рублей. В этом случае, прибыль от продажи единицы товара должна составить 100 рублей и облагаться налогом.
Если же продавец, продаст товар сначала в свою подконтрольную компанию в оффшорной юрисдикции за 101 рубль и уже та организация продаст его покупателю за 200 рублей, то в России налогооблагаемая прибыль составит всего 1 рубль и именно с нее будет платиться налог на прибыль. С прибыли же оффшора 99 рублей будет уплачен минимальный налог за границей.
Чтобы избежать такого простого и эффективного способа минимизации налогов и введены особые правила налогообложения контролируемых сделок. На вышеуказанном примере, применение специальных правил регулирования трансфертных цен приведет к тому, что в России для налогообложения будет принята цена продажи в 200 рублей, несмотря на то, что по договору она составила 101 рубль.
Контролируемые сделки совершает относительно небольшое количество налогоплательщиков.
Информация о контролируемых сделках
Внутрироссийские сделки с взаимозависимыми лицами
^К началу страницы В соответствии с пунктом 2 статьи 105.14 НК РФ сделка между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является Российская Федерация, признается контролируемой (если иное не предусмотрено пунктами 3, 4 и 6 статьи 105.14 НК РФ) при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
- стороны сделки применяют разные ставки по налогу на прибыль организаций (за исключением ставок, предусмотренных пунктами 2 — 4 статьи 284 НК РФ) к прибыли от деятельности, в рамках которой заключена указанная сделка;
Указанный пункт применяется в отношении сделок, совершенных в 2019 году и последующие годы, вне зависимости от даты заключения соответствующего договора.
одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для указанной стороны сделки объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах;
хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком, применяющим один из следующих специальных налоговых режимов: систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) или систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности), при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы;
одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций;
Указанный пункт применяется в отношении сделок, совершенных в 2019 году и последующие годы, вне зависимости от даты заключения соответствующего договора.
сделка удовлетворяет одновременно следующим условиям:
- одна из сторон сделки является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 НК РФ, и учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2 НК РФ;
- любая другая сторона сделки не является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 НК РФ, либо является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 НК РФ, но не учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2 НК РФ;
- хотя бы одна из сторон сделки является исследовательским корпоративным центром, указанным в Федеральном законе «Об инновационном (далее в Кодексе — исследовательский корпоративный центр), либо участником проекта в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2021 года N 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», применяющими освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость в соответствии со статьей 145.1 части второй НК РФ;
- хотя бы одна из сторон сделки применяет в течение налогового периода инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций, предусмотренный статьей 286.1 НК РФ;
- хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья и доходы (расходы) по такой сделке учитываются при определении налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.
Указанный пункт применяется в отношении сделок, совершенных в 2019 году и последующие годы, вне зависимости от даты заключения соответствующего договора.
Для внутрироссийских сделок между взаимозависимыми лицами, указанных в пункте 2 статьи 105.14 НК РФ, предусмотрено пороговое значение суммы доходов по сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами), при превышении которого за соответствующий календарный год сделки между этими лицами признаются контролируемыми
1 млрд. руб. Сумма доходов по сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год после превышения которой, сделки с эти лицом признаются контролируемыми (абзац второй пункта 3 статьи 105.14 НК РФ).
Сумма доходов по сделкам за календарный год определяется путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленных главой 25 НК РФ.
Указываем сведения о контролируемых сделках в разделах 1А и 2Б: нюансы
В разделе 1А указываются сведения по каждой заключенной налогоплательщиком контролируемой сделке в отчетный период (или же совокупности однотипных сделок), а также информация о финансовых условиях соответствующих сделок. Заполнять нужно столько листов раздела 1А, сколько было заключено сделок (или совокупностей однотипных правоотношений).
Для большей части информации применяются элементы кодирования. Коды для заполнения разделов уведомления следует искать в приложении №1 к порядку заполнения уведомления, утв. приказом ФНС от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524@.
В разделе 1Б фиксируются сведения о предмете каждой из контролируемых сделок, отраженных в разделе 1А. То есть — информация о тех товарах, услугах или работах, которые были поставлены или получены налогоплательщиком. Здесь указываются, в частности:
- наименования товаров, работ и сервисов;
- даты и номера контрактов на их поставку;
- места подписания договоров (отправки товара);
- количество поставленных товаров, работ и сервисов и их контрактная цена без НДС и иных начислений;
- общая сумма контракта;
- дата исполнения обязательств по сделке (определяемая исходя из принятого в бухучете фирмы механизма признания доходов).
Общее количество заполненных листов раздела 1Б должно быть равным количеству сделок, отраженных в разделе 1А (или групп однотипных сделок).
Когда беспроцентный заем считается контролируемой сделкой, узнайте из статьи.
Соглашение о ценообразовании: новое с 17 марта 2021 года
Крупнейшие налогоплательщики могут направить в ФНС заявление о заключении соглашения о ценообразовании (СОЦ) для целей налогообложения (ст.105.19 НК РФ).
К сведению!
Соглашение о ценообразовании заключается по одной либо нескольким сделкам (группе однородных сделок), имеющим один и тот же предмет, на срок, не превышающий 3 лет.
Заключение СОЦ позволяет свести к минимуму споры с ФНС по определению «рыночности» цен по контролируемым сделкам, поскольку в данном документе закрепляется порядок определения цен и применения методов ценообразования в сделках.
Причем цена по контролируемым сделкам, согласованная с ФНС в СОЦ считается рыночной.
Для заключения «ценового» соглашения в ФНС представляются следующие документы:
- заявление о заключении соглашения;
- проект соглашения;
- документы о деятельности компании, связанной с контролируемыми сделками, а также о контролируемых сделках, в отношении которых предлагается заключить соглашение о ценообразовании;
- копии учредительных документов;
- бухгалтерская (финансовая) отчетность за последний отчетный период;
- документ, подтверждающий уплату заявителем госпошлины за рассмотрение заявления о заключении СОЦ;
- иные документы, содержащие информацию, имеющую значение при заключении СОЦ.
Новое! С 17.03.2021 года можно не представлять с заявлением о заключении СОЦ документы, которые уже есть у налогового органа, а именно: копии свидетельств о государственной регистрации налогоплательщика, о постановке на налоговый учет по месту нахождения на территории РФ (пп.4,5 п.1 ст. 105.22 НК РФ утратили силу).
Как и ранее, при получении от компании заявления о заключении СОЦ налоговый орган вправе запрашивать дополнительные документы, необходимые для целей соглашения о ценообразовании. Теперь есть срок, в течение которого их надо представить — 10 рабочих дней со дня получения запроса ФНС. Если не получается уложиться в этот срок — необходимо направить в налоговый орган соответствующее уведомление с указанием срока в течение которого документы могут быть представлены.
Также появилась новая обязанность — вместе с заявлением о заключении СОЦ направить в ФНС сведения о передаче контрагентом компании в уполномоченный орган исполнительной власти иностранного государства, налоговым резидентом которого он является, аналогичного заявления в целях заключения соглашения. Без такого заявления от иностранного контрагента не обойтись, поскольку предусмотрена обязанность для российской компании в течение 6 месяцев со дня подачи заявления в ФНС представить сведения о подаче контрагентом нужного заявления (новый п.3.1 ст. 105.22 НК РФ)
Есть изменения в сроках рассмотрения заявлений — максимальный срок рассмотрения заявления о заключении СОЦ с участием компетентного органа иностранного государства увеличен с 9 до 27 месяцев.
И в заключении приятные новеллы:
- исключена возможность переноса срока заключения соглашения о ценообразовании на более поздний период каждый раз в случае представления налогоплательщиком дополнительных документов, в том числе по запросу ФНС (п.4 ст. 105.22 НК РФ в редакции ФЗ от 17.02.2021 года № 6-ФЗ);
- при заключении СОЦ с участием компетентного органа иностранного государства помимо методов из НК РФ можно применять методы ценообразования, которые используют в конкретном иностранном государстве (п.2.1 ст.105.7 НК РФ).
В данной статье мы рассмотрели основные положения для контролируемых сделок 2021 года. Если остались вопросы, налоговые специалисты компании «Правовест Аудит» готовы предоставить больше информации, необходимой именно Вашей компании, поделиться многолетним опытом работы с контролируемыми сделками и ТЦО. Будем рады помочь.
Узнайте стоимость И получите выдающиеся результаты по итогам аудита
Рассчитать стоимость
Раздел 1Б
Тут число заполняемых блоков находится в прямой зависимости от предыдущего раздела. Связано это с тем, что он является дополнительным, и сюда вносится информация о выполненных работах или оказанных услугах, поставках товарно-материальных ценностей, отгрузках-погрузках и т.п.
В этой части документа прописывается:
- ссылка на договор, в ходе исполнения которого совершилась та или иная сделка (номер и дата заключения);
- место сделки;
- количество товаров;
- цена за одну единицу;
- полная стоимость контролируемой сделки.
При этом приплюсовывать проходящие по одной контролируемой сделке товары друг к другу нельзя, они должны быть указаны отдельно.