Содержание
- Свет и звук
- Интеллект и образование
- Орехи
- Культура еды
- Устроить себе голодовку
- Что мешает мозгу эффективно учиться
- Дозировка и особенности приема препарата
- Подготовка мозга к развитию
- Правильное питание для мозга
- Какие упражнения улучшают память
- Семена льна
- Логические задачи, игры, упражнения, развивающие мозг
- Капуста
- Почему нужны таблетки
- Интеллектуальные привычки
- Проявления мозговой активности
Свет и звук
Американская Cognito Therapeutics в 2021 году получила одобрение FDA на применение световой и звуковой терапии болезни Альцгеймера. Компания заявляет, что использование мигающих огней и звуков с определенной частотой стимулирует электрическую активность мозга и может помочь в лечении, активизируя нейроны.
Система стимуляции Cognito GammaSense напоминает стробоскоп. Она встроена в пару непрозрачных очков, которые носят с наушниками. Ежедневное применение устройства показало положительный эффект у подопытных мышей, включая уменьшение числа амилоидных бляшек в мозге.
Частота света и звука синхронизируется с гамма-волнами мозга, связанными с памятью, вниманием и общей когнитивной функцией. Исследователи компании убедились, что при настройке на частоту около 40 Гц можно запустить активность клеток мозга, которые играют ключевую роль в иммунной защите центральной нервной системы
В первом исследовании приняли участие 76 взрослых в возрасте от 50 лет и старше с легкой или средней степенью болезни Альцгеймера и другими формами когнитивных нарушений. Cognito сообщает, что у 33 пациентов, получивших гамма-частотную терапию, наблюдалось снижение ухудшения памяти и когнитивных функций на 83% по сравнению с 20 пациентами, которые получали фиктивную стимуляцию. У 30 пациентов выявили снижение атрофии мозга на 61% по сравнению с 19 испытуемыми в фиктивной группе.
Пациентка с когнитивным нарушением вошла в фокус-группу тестирования светозвуковой терапии
Интеллект и образование
Существуют задокументированные свидетельства того, что в среднем люди, которые учились музыке, имеют более высокий уровень образования и IQ. Но чем вызвана эта связь? Может ли один общий скрытый фактор (например, социально-экономическое положение родителей) объяснить оба явления — или есть прямая связь между интеллектом и музыкальностью, не зависящая от других факторов? Ответов на эти вопросы по-прежнему нет.
Канадский психолог профессор Э. Гленн Шелленберг в нескольких исследованиях пытался сделать поправку на социально-экономическое положение родителей. Он обнаружил положительную корреляцию между обучением музыке и IQ у детей 6‒11 лет, а также связь между обучением музыке в детстве, IQ и академическими успехами молодых людей. Был проведен целый ряд длительных исследований, во время которых детей наблюдали в течение долгого времени. Эти исследования показали те же результаты. По всей видимости, обучение музыке все-таки оказывает положительный эффект на общий уровень IQ, а также на академические успехи. Большинство исследователей полагает, что обучение музыке напрямую влияет на исполнительные функции
Этому есть разумное объяснение: обучение музыке предъявляет серьезные требования к ребенку и развивает координацию рук, а также способность концентрироваться на чем-то в течение долгого времени, внимание и рабочую память. Благодаря этому в организме ребенка происходят изменения, поддающиеся измерениям, например, увеличивается размер мозолистого тела, что улучшает связь между полушариями
Кроме того, вероятно, раннее обучение музыке дает ребенку опыт того, что интеллектуальный труд, требующий концентрации, выдержки и постоянной практики, приносит радость и положительные результаты. Этот опыт повышает вероятность того, что ребенок будет упорнее трудиться в школе и в будущем решит уделить как можно больше внимания обучению.
Эффект от игры на музыкальном инструменте в детстве и юности сохраняется на долгое время. В исследовании Ханны-Плэдди и Маккей приняли участие люди в возрасте от 60 до 83 лет. Оказалось, что у тех, кто в детстве и юности более 10 лет играл в оркестре, в среднем лучше память, кроме того, они также зрительно лучше воспринимают пространство — по сравнению с людьми, у которых не было такого опыта. Музыканты не теряют своих способностей. Но начать учиться музыке никогда не поздно — даже если в детстве вы ей не занимались. Исследование людей в возрасте от 65 до 80 лет, которые только в этом возрасте начали учиться играть на фортепиано, показало, что через шесть месяцев у них значительно улучшилась рабочая память, моторные навыки и темп восприятия. Их результаты сравнивали с результатами группы тех, кто занимался другими видами деятельности (например, физическими упражнениями и рисованием). В 2014 году группа шведских ученых под руководством Бальбага исследовала 157 возрастных пар близнецов. Оказалось, что у тех, кто играл на музыкальном инструменте всю жизнь, вероятность развития деменции в старости была намного ниже, чем у их братьев и сестер, никогда не занимавшихся музыкой.
Экономика образования
Багаж знаний: как уровень образования влияет на развитие деменции
Возраст мозга можно определить с помощью МРТ. Ученые исследовали МРТ мозга пациентов, хранившиеся в базе данных, выведя некие средние показатели, характерные для разных возрастов. А потом сравнили эти показатели с хронологическим возрастом испытуемых. Это слегка напоминает калькулятор возраста: необходимо ввести пульс в состоянии покоя, рост, вес, объем талии и так далее, и вы получите свой биологический возраст, который может сильно отличаться от хронологического. В 2018 году группа исследователей под руководством Рогенмосера сравнила мозг профессиональных музыкантов, музыкантов-любителей и тех, кто никогда не занимался музыкой. Выяснилось, что в среднем мозг музыкантов был моложе (то есть выглядел моложе на МРТ-снимках) настоящего возраста испытуемого. Однако по результатам исследования вовсе не была выявлена зависимость вида молодости мозга от количества занятий музыкой. Оказалось, что моложе всего именно мозг музыкантов-любителей. У профессиональных музыкантов мозг в среднем был моложе — но в меньшей степени. Результаты вызвали дискуссию: может, профессиональный музыкант испытывает такой сильный стресс, что он снижает положительный эффект от занятий музыкой? И приносит ли музыканту-любителю пользу наличие других интеллектуальных задач, возникающих в течение рабочего дня? Исследование показало, что для стимуляции работы мозга разнообразие видов деятельности полезнее, чем однообразие. И к музыке это тоже относится.
Орехи
Прием в пищу орехов – это отличная профилактика сердечных заболеваний и активатор эффективной работы мозга. Они способствуют многократному улучшению познавательных способностей и не дают развиваться нейродегенеративным заболеваниям. Регулярное употребление орехов делает улучшает память.
Орехи служат источником витамина E, антиоксидантов и разных полезных жиров, в том числе и омега-3. Далеко не просто так те же грецкие орехи похожи на мозг, ведь с каждым съеденным орехом работа мозга улучшается. А среди других полезных орехов можно выделить фундук, арахис, кедровые орешки, миндаль.
Культура еды
1) Ученые призывают предпочитать еду, которая подверглась минимальной переработке. Надо брать пример с охотников и первопроходцев, которые готовили себе пищу быстро и просто. При этом их отличали острая наблюдательность, интуиция, и умение находить выход в самых сложных жизненных обстоятельствах.
2) Наблюдая за 4000 подростков, шведские ученые обнаружили, что употребление рыбы два раза в неделю улучшает у тинейджеров вербальные способности, зрительно-пространственную ориентацию и общий интеллект. Все перечисленные показатели выросли более, чем на 10%.
Так что полная тарелка рыбных продуктов или даров моря два раза в неделю – важное условие для подпитки мозга. Ученые призывают, в случае невозможности следовать этой рекомендации, не пренебрегать рыбьим жиром
Хотя точный механизм влияния рыбьего жира на умственную работоспособность еще не выявлен, он, по меньшей мере, как и другие омега-жиры, способствует улучшению кровотока мозга.
3) Убедитесь, что ваша пища содержит достаточно витаминов B, C, D и E. Если нет, то принимайте их отдельно. Делать это надо регулярно.
4) Нужно избегать есть слишком много сладкого. Избыток глюкозы в организме снижает активность синаптических связей между нейронами мозга, что приводит к постепенному ухудшению мыслительной деятельности. Замена конфет, мороженного, сладких булочек и газировки на фрукты и йогурт поможет мозгу работать быстрее.
5) Две чашки кофе в день – отличное подспорье для мозговой активности. Ученые зафиксировали при этом факт увеличения электрической активности мозга и, как следствие, рост объема внимания и возможности легче и быстрее усваивать новые знания.
6) Немного хорошего вина, считают ученые, не просто не вредит взрослому организму, но еще и стимулирует мозговые процессы. Итальянские ученые обнаружили, что 29% людей в возрасте старше 65 лет, которые редко пили в течение своей жизни, продемонстрировали в старости склонность к умственной отсталости. В той же возрастной группе «пьющих алкоголь в умеренных количествах», таких склонных к умственной отсталости стариков оказалось лишь 19%.
Устроить себе голодовку
Физиолог из Гарварда Ричард Джоулл выявил, что даже при правильном питании редкое употребление быстрых углеводов ускоряет запоминание сложной информации и стимулируют мозг. Однако есть способ думать лучше без вреда для здоровья. Речь идет о правильной голодовке.
Исследователь Сандрин Тюре выявила, что при сокращении суточного потребления калорий на 30% происходит прирост нейронных связей.
Также этому способствует увеличение интервалов между приемами пищи. Такой эксперимент не требует дополнительных временных и денежных затрат, но подходить к переменам в своём питании следует очень аккуратно.
Что мешает мозгу эффективно учиться
Препятствий для эффективной работы мозга не так уж и много, а их устранение приносит только радость.
Недосып
Регулярная депривация сна снижает скорость наших мыслительных процессов, которые у невыспавшегося человека нарушены, как и у выпившего. Когда мы пребываем в объятиях Морфея, мозг вовсе не отдыхает — иногда он может быть даже активнее, чем днем, но пока доподлинно не известно, что именно происходит в голове в этот момент. Однако совершенно очевидно, что сон не только важен для хорошей работы мозга в целом, но и обеспечивает лучшее запоминание и усвоение материала. Правило «никто не отберет у меня восьми часов сна» может показаться эгоистичным и кощунственным, в современной-то жизни с ее бешеным ритмом, — но вы же всегда хотели сопротивляться системе? Вот вам и повод.
Стресс
Стресс, особенно длительный и неконтролируемый, отрицательно влияет на наши когнитивные способности, поэтому продуктивно учиться, постоянно пребывая в таком состоянии, очень трудно. Гормон стресса кортизол в хроническом варианте вызывает истончение нейронной ткани гиппокампа — то есть просто ухудшает память.
Плохое питание
Мозг потребляет до 20 % сжигаемых за день калорий, причем интеллектуальные нагрузки интенсивно снижают уровень глюкозы в крови — а когда ее становится слишком мало, мы начинаем делать ошибки. Вообще все поступающие в кровь вещества стоит проинспектировать, если вы испытываете сложности с концентрацией и уж тем более — если наблюдаете у себя признаки СДВГ. Первый претендент на исключение из рациона (или, во всяком случае, на ограничение его количества) — сахар, избыток которого расшатывает дофаминовую систему и не дает префронтальной коре заниматься делом. То же касается и стимуляторов вроде кофе и сигарет: они могут мешать вам учиться, повышая тревожность.
Дозировка и особенности приема препарата
Однозначного ответа, сколько таблеток Глицина можно принимать в день, нет. Курс и дозировка зависят от индивидуальных потребностей и учета вышеперечисленных факторов. Однако существуют разработанные рекомендации, указанные в инструкции, которых необходимо придерживаться.
При нарушениях сна (частых пробуждениях, трудностях с засыпанием и пр.) назначают по ½–1 таблетке за 20 минут до того, как лечь в постель, или сразу перед сном.
Для улучшения концентрации и памяти, при умственных нагрузках, стрессах, влекущих за собой психоэмоциональное напряжение, назначается курс на 2–4 недели с дозировкой препарата 2–3 раза в сутки по 1 табл. Аналогично средство дают детям и подросткам для коррекции социальной девиации и задержек умственного развития.
При риске ишемического инсульта взрослые могут одновременно принять Глицин в количестве 10 таблеток подъязычно, а при подозрении на уже наступивший инсульт – растолченных и немного разбавленных водой.
При наличии поражений ЦНС разного характера, которым сопутствуют перепады настроения, излишняя возбудимость, бессонница и пр., курс составляет 1–2 недели. Таблетки принимают по 1 шт. 2–3 раза ежедневно. Повторный курс осуществляется через месяц, если имеется необходимость.
В наркологии препарат используется как средство, помогающее уменьшить стресс и улучшить умственную работоспособность. При энцефалопатии и ПНС назначается курс на 2–4 недели с приемом 1 табл. 2–3 раза в сутки. Прием препарата повторяется 4–6 раз в год.
Указанная информация о том, сколько таблеток Глицина можно принимать в день, рассчитана на детей старше 3 лет, подростков, взрослых людей. Для младенцев и детей младше 3 лет дозировка снижается. При поражениях ЦНС, чрезмерной возбудимости, расстройствах сна предписывается давать по ¼–½ табл. 2–3 раза в день. Длительность курса – 1–2 недели, затем таблетки дают по ½ шт. ежедневно в течение 7–10 суток.
Подготовка мозга к развитию
Чтобы вы поняли, как происходит развитие способностей мозга, немного посвящу вас в тайны этого органа. Потерпите, без знаний некоторых моментов физиологии – никуда.
Вы живете и постоянно сталкиваетесь с какой-то информацией, учитесь чему-то новому, получаете опыт на основе уже прожитых ситуаций. Если любая информация оказывается вам полезной, она хранится в мозге, пока еще нужна. Когда она становится неактуальной, мозг выполняет “черновую” работу и стирает ее без вашего согласия. Так вот, эта информация поглощается и перерабатывается психическими процессами.
От работы мозга зависят эти процессы: память взрослого человека и ребенка, мышление, внимание, воображение, речь, самосознание и некоторые другие. А его работа основывается на слаженном взаимодействии правого и левого полушарий – основных частей мозга
Они связаны между собой мозолистым веществом, которое, как мостик, передает информацию на “нужные берега” в нужные отделы.
Как правило, при повреждении одного полушария, страдает и другое. Но встречаются такие случаи, когда функции правого полушария брало на себя левое и наоборот. Чем же они такие особенные и почему оба крайне важны для человека?
Левое полушарие (ЛП) отвечает за такие функции:
- логическое мышление;
- анализ информации в строгой последовательности;
- обработка информации;
- работа с числами.
Правое полушарие (ПП) отвечает за:
- творческое мышление;
- чувственное восприятие;
- ориентацию в пространстве;
- креативное мышление;
- принятие нестандартных решений, решение головоломок, упражнений.
Также советую вам пройти еще одно тестирование.
Тестирование включает комплексную диагностику (когнитивный профиль):
- концентрации и переключения внимания;
- вербальной и невербальной логики;
- наглядно-образного мышления;
- вербально-логической памяти;
- кратковременного и долговременного запоминания.
Вы определите (личностный профиль):
- тип мышления и уровень креативности;
- ведущий стиль деятельности;
- способность к саморегуляции;
- тип личности со всеми его особенностями.
Подойдет широкому кругу пользователей: подросткам старше 14 лет, взрослым и пожилым людям.
Для прохождения не нужны специальные знания, проверка проходит в игровой и тестовой форме.
Продолжительность: 30–40 мин.
Стоимость: 990 руб.
Кто такие Викиум и почему они молодцы, вы можете прочитать в специальном нашем обзоре.
И еще несколько важных моментов подготовки мозга для тренировок:
Больше двигайтесь. Малоподвижный образ жизни препятствует хорошему кровообращению, и мозг получает меньше кислорода. Где же ему взять силы на занятия и упражнения? Если кровь и кислород плохо поступают к мозгу, готовьтесь к нарушению функций главного думающего органа! Оно вам надо? Поэтому скорее за скакалку и вперед разгонять кровь по сосудам! Обеспечивайте мозг питательными веществами
Важно, чтобы фосфор и полезные углеводы поступали в организм. Тыква, орехи, отруби, кефир, рыба, овес, фасоль, сыр, кунжут, рис, молоко – все это подойдет
Также доказано, что алкоголь разрушает нейроны головного мозга, поэтому при очередном корпоративчике учитывайте это! Пейте больше воды! Это крайне важно для чистки организма от шлаков и токсинов. А для мозга вы делаете двойную пользу: помогаете крови поступать и улучшаете когнитивные функции, ведь вода отлично поддерживает нейронную связь! Через время вы заметите, что вам стало намного легче запоминать что-то.
Учитывая все эти правила, я уверена, что у вас получится развить мозг до своего максимума! Главное – настойчивость и усердие
А теперь мы переходим к самому важному и интересному разделу статьи
Правильное питание для мозга
На какие продукты следует делать упор, чтобы восстановить нормальную работу мозга:
- Брокколи – мощный источник витамина K, улучшающего память.
- Морская капуста содержит большое количество йода, который избавляет от раздражительности и бессонницы, устраняет депрессию и симптомы ослабления памяти.
- Во многих плодах содержится особые компоненты, укрепляющие нейронные связи. Следует отдельно выделить спелые помидоры, хурму, чернику.
- Антиоксиданты – вещества, защищающие клетки от негативного влияния свободных радикалов. Особенно много этих компонентов в спарже, шпинате, зелени, болгарском перце, гранатах, черной смородине и моркови.
- Отличными источниками глюкозы, которые способны заменить сахар, считается цветочный мед, натуральное красное вино (до 100 мл в день), черный шоколад с высоким содержанием какао-бобов, крупы.
Такая нехитрая диета оказывает мощную поддержку организму, необходимую для более продуктивной работы мозга. Увеличение в рационе вышеперечисленных продуктов позволит улучшить работоспособность, нормализовать настроение, улучшить сон и память.
Какие упражнения улучшают память
Память нужно тренировать. Для этого существуют
специальные упражнения, направленные
на запоминание слов. Начинают с малого количества, затем их число постепенно увеличивают.
Отличный способ развить и укрепить память – заучивать стихи или песни. Попробуйте запомнить 3 четверостишья и повторить их через час,
затем через 3 и 6 часов. Потом – на следующий день. Далее прибавьте еще 2
четверостишья, повторяйте по тому же принципу.
Еще вариант – учить иностранный язык. Новые слова, правила
произношения и написания укрепят память,
улучшат функцию запоминания.
Другой метод – проговаривать слова наоборот. Это развивает память и мышление. Старайтесь начать с простого – по 1–2 слова, затем можно перейти на
целые предложения или на другой язык.
Семена льна
Нередко можно услышать, как диетологи и специалисты по питанию называют лен русским фастфудом. И это совсем не просто так, ведь он содержит рекордное количество жирных кислот омега-3, а также клетчатку, магний и витамины группы B. Этот набор веществ очень быстро насыщает мозг и невероятно улучшает концентрацию.
Имейте в виду, что семена льна покрыты плотной оболочкой, из-за чего могут не очень хорошо усваиваться. Лучше всего употреблять их в перемолотом виде: либо по чайной ложке в чистом виде, либо как дополнение к супу, йогурту, салату или смузи. Поистине замечательная вещь, к тому же очень вкусная.
Логические задачи, игры, упражнения, развивающие мозг
Логика очень тесно связана с другими мыслительными процессами
Логическое мышление крайне важно для многих профессий, особенно с ним “дружат” программисты, следователи, учителя, инженеры, менеджеры и другие не менее важные специалисты
Логические задачи эффективно тренируют мозг, так как требуется находить что-то новое, сравнивать, анализировать. Все логические задачи и игры, развивающие мозг, строятся на нескольких принципах:
- исключение лишнего;
- поиск общего;
- выявление закономерностей;
- решение загадок;
- изучение пространственных позиций;
- сравнение.
Приведу примеры некоторых логических упражнений, игр и задач.
Задачи
На поляне росло 3 березы. На каждом дереве по 7 веток, а на каждой ветке еще по 2 ветки. На каждой ветке по 2 яблока. Сколько всего яблок?
Человек будет напрягаться, тужиться, чтобы успеть посчитать все ветки. А подвох-то в том, что на березе яблоки не растут!
Бутылка с пробкой стоит 1 р. 10 коп. Сама бутылка дороже пробки ровно на 1 р. Сколько эти два предмета стоят по отдельности?
Вы, как и я, сразу подумали об 1 р. и 10 коп.? Но нет, этот ответ неправильный. Если бы это было так, то разница между ними составляла 90 коп., что уже противоречит условию. Получается, что бутылка стоит 1 р. 5 коп., а пробка – 5 коп. Тогда условие соблюдено.
Игры
Прекрасно потренировать свою логику в любом возрасте получится с помощью логических игр. Чтобы вы не напрягались и не искали их по просторам интернета, я сделала это за вас. На сайте BrainApps вы найдете 15 игр, развивающих логическое мышление. Приведу 3 примера.
Анаграммы – успешное прохождение игры тренирует несколько навыков: память, логическое мышление, проверку разных теорий, вербальный интеллект. Бонусом прохождения игры станет развитие креативности. Игроку необходимо прочитать исходное слово и в приведенных ниже анаграммах найти правильный вариант, подходящий по всем буквам, за короткое время.
360 градусов – развивает пространственное мышление, без которого сложно видеть глубину, объем объектов и их взаимодействие. Игра совершенствует логические операции мышления, улучшает креативность, способствует ускорению мыслительных процессов. Правила: нужно понять, изменилась ли картинка после поворота. Даются 2 варианта, где игрок выбирает правильный.
Быстрое сложение – нужно выбрать несколько слагаемых, чтобы сумма была равна указанному числу. Игра развивает логику, скорость мышления, креативность и концентрацию внимания.
Упражнения
Упражнения часто даются целым блоком в картинках. Они предназначены больше для детей в психологической или логопедической практике, но и взрослым также будет полезно их использовать для своего развития. Приведу пример нескольких из них.
Упражнение “Продолжи ряд”. Вам нужно продолжить ряд по какому-нибудь одному признаку. Например: пылесос, кофеварка, стиральная машинка, … Правильным ответом будет микроволновая печь или мультиварка, так как рассматриваются бытовые электрические приборы.
Упражнение “Найди общее”. Дается несколько слов, на первый взгляд, не связанных между собой. Но вам нужно найти то, что их объединяет. Например: мальчик, цыпленок, шампиньон, … Что общего? То, что они растут, то есть живые организмы.
Упражнение “Исключить лишнее”. Даны изображения 5 фигур: красный круг, зеленый треугольник, красный квадрат, синий прямоугольник и синяя трапеция. Что здесь лишнее? А в этом упражнении два правильных ответа: синий прямоугольник или красный круг. Круг, так как нет углов. Треугольник, так как больше нет фигур зеленого цвета.
Капуста
Этот овощ – источник самых необходимых веществ не только для мозга, защищая его от перенапряжения, но и организма в целом. Практически любой вид капусты содержит массу полезных микроэлементов и витаминов:
- белокочанная капуста: метилметионин, калий, фосфор, кальций, витамины С, В1, В2, РР, фолиевая и пантотеновая кислоты;
- брокколи: витамин К, А, С, РР, бета-каротин, фолиевая кислота, каротиноиды, калий, клетчатка;
- цветная капуста: пектин, клетчатка, фитонциды, коэнзим Q10, витамины Е, C, PP, U, H и группы B, калий, магний, кальция, цинк, а также фолиевая и тартроновая кислоты;
- брюссельская капуста: витамин С, А, группа В, железо, калий, фосфор, клетчатка;
- кольраби: витамины В1, В2, РР, глюкоза, фруктоза, аскорбиновая кислотой, калий, сера.
Кулинарный совет: чтобы капуста не потеряла пользы, ее следует готовить в пароварке или есть в сыром виде.
Почему нужны таблетки
В мире от депрессии страдает великое множество людей. В наш век, когда мир неустанно развивается, движется вперед, и любая информация доступна для изучения, бо́льшая часть населения земного шара живет с неправильным пониманием о том, что же такое депрессия.
Люди отталкивают от себя мысль, что депрессия является ЗАБОЛЕВАНИЕМ и требует лечения. Они не обращаются за помощью к специалистам, а стараются устранить ее собственноручно, принимая ее просто за плохое настроение, временные трудности или «ну это такой этап в жизни». А между тем состояние продолжает прогрессировать.
Между прочим, депрессивное расстройство, как заявляют ученые, становится причиной инсульта. ВОЗ отметила, что к 2030 году депрессия займет 2-е место, после СПИД, в перечне мировых проблем.
Стоит задуматься над тем, а настолько ли безопасно это расстройство, как полагает внушительная часть людей. Научитесь разграничивать ваше состояние. И, если не можете с ним справиться, не стесняйтесь обращаться за помощью. Вы просто не представляете, сколько людей живет с такой же проблемой!
Медикаментозная терапия депрессии понадобится в следующих случаях:
- когда человек отказывается выполнять обычные, ежедневные манипуляции – встать с кровати, одеться, почистить зубы;
- если причина расстройства – заболевание внутренних органов;
- отсутствие эффекта от психотерапии;
- повторное развитие депрессии;
- когда заболевание отражается на здоровье, становится причиной сниженного аппетита, плохого сна, болезненных ощущений в теле.
Интеллектуальные привычки
19) Если вы стоите перед решением проблемы, и вам предстоит сделать выбор — собрать группу для «брейнсторминга» или найти решение в одиночку, отдайте предпочтение второй стратегии. Принятие на себя ответственности за поиск решения, уверенность в собственных силах, высокий уровень притязаний – все это стимулирует и поддерживает тонус вашей интеллектуальной деятельности.
20) Если вы работаете, что называется «до седьмого пота», рядом с вами всегда должна находиться вода для питья. За полтора часа упорной работы (особенно тяжелой физической) мозг обезвоживается настолько, что это способно запустить или ускорить в нем процессы старения. Подростки, которые по условиям эксперимента сначала выполняли физические упражнения, а потом садились играть в видео-игру, допускали досадные ошибки и промахи, если экспериментаторы просили их воздержаться от питья воды.
21) Сильное позитивное влияние на интеллектуальные способности оказывает, как выяснили ученые, уверенность в собственных силах. Берясь за задачу, убедитесь в том, что вы не просто хотите ее решить, но действительно верите, что сможете ее решить. Определенная интеллектуальная смелость развивает ум и улучшает работу мозга.
22) Возьмите за правило учиться новому. Канадские ученые измеряли уровень запоминания у 30 пар, которые учились танцевать танго. Выяснилось, что после тренировок память у танцоров претерпела значительные улучшения
Неважно, чему будут посвящены ваши уроки – иностранному языку, пению или навыкам строительства. Загружая мозг новыми для него задачами, вы вытаскиваете его из привычной ему зоны комфорта и заставляете его развиваться
23) В науке известен так называемый «эффект Моцарта» — влияние классической музыки на мозговую активность человека. Классическая музыка в силу ее структурной сложности требует от мозга определенных усилий, чтобы следить за музыкальным рисунком, и тем самым выполняет функцию хорошего тренажера.
24) Не позволяйте своим гаджетам подменять собою вашу память. Запоминайте и воспроизводите в памяти:
- лица,
- мелодии,
- стихи,
- фразы и цитаты,
- адреса,
- номера телефонов.
Для мозга такие упражнения примерно как витамины для всего вашего организма.
Проявления мозговой активности
Мозговая активность проявляется электрическими колебаниями – ритмами головного мозга, среди которых выявляют порядка 8 типов колебаний – от альфа- до тау-ритма.
Альфа-ритм регистрируется в состоянии покоя и при расслабленном бодрствовании
Как только увеличивается функциональная активность головного мозга, альфа-колебания начинаю затухать вплоть до исчезновения.
Бета-волны «отвечают» за высшие когнитивные функции, память, внимание. Угасают при двигательной активации или тактильной стимуляции.
Гама-ритм фиксируется при решении интеллектуальных задач, требующих полного сосредоточения внимания.
Дельта-ритм регулирует восстановительные процессы мозга (во время сна)
Чрезмерное усиление дельта-волн почти всегда связано с нарушениями внимания, памяти и других когнитивных функций.
Тета-волны проявляются в момент перехода расслабленного бодрствования в сонливость.
Капа-ритм, возникая в височных областях, проявляется при подавлении альфа-ритмов в других областях мозга в процессе умственной деятельности.
Мю-колебания наблюдаются только у 10-15 % людей. Возникает при повышенной активности мозга и психическом напряжении.
Тау-ритм становится ответом на блокаду звуковых сигналов.
Чтобы оценить состояние человека и его умственную активность, необходимо учитывать соотношение ритмов. Так снижение альфа-колебаний при закрытых глазах с одновременным увеличением бета-активности может говорить о психоэмоциональном напряжении и тревожности. Снижение альфа-активности при закрытых глазах с повышением тета-ритмов становится признаком депрессии.