Содержание
- Что такое гипотеза
- Пример составления гипотезы в зависимости от класса или курса
- Интересные гипотезы и их опровержение
- Особенности составления проблемы проектной работы
- Два уровня гипотезы
- Гипотеза, диспозиция, санкция. Примеры
- Заключительная часть
- Определение категорий в ст. 211 ГК РФ
- Гипотеза в работе
- Признаки гипотезы
- Гипотеза, санкция и диспозиция в УК РФ
- Обязательные разделы практической главы проектной работы
- Виды практического исследования во второй главе проектной работы
Что такое гипотеза
Гипотезой считается научно-исследовательское предположение, подлинность которого предстоит установить. Смысловая нагрузка этого предположения касается выявления наличия (отсутствия) определенных причин (связей, последствий) между установленными исследователем процессами (явлениями). В ходе построения и осуществления исследования, имеющего своей сутью определение истинности или ложности предположения, сама формулировка предлагаемого утверждения может претерпевать корректировки и уточнения.
Метод гипотезы представляет комплексный подход, результатом осуществления которого является установление, определение и расширение теорий и принципов, объясняющих окружающую реальность. Первоначально используется теоретическое ознакомление с изучаемым явлением и попытками его объяснения посредством имеющихся уже закономерностей. При отсутствии описания необходимых закономерностей, исследователь самостоятельно выдвигает возможные предположения о детерминациях и закономерностях интересующих явлений, из числа которых выбирает наиболее вероятные. Далее гипотетическое предположение при помощи теоретических методов, проверяется на степень соответствия необходимым теориям и принципам, перерабатывается и корректируется в соответствии с ними. В заключении проводится экспериментальная проверка выдвинутого предположения.
Гипотетическим предположением признается утверждение, которое удовлетворяет таким характеристикам: включает одно (редко свыше одного) утверждение; процессы и категории, которые являются составляющими догадки, не должны предполагать многозначности толкования и быть четко и однозначно определены исследователем; утверждение должно быть проверяемо, обусловлено определенными фактами и иметь простую логическую конструкцию.
Метод гипотез включает этапы выдвижения (где она формулируется с учетом всех вышеизложенных требований) и проверки определенного выдвинутого предположения (в зависимости от исхода проверки – утверждение либо становится теорией, которая включается в непосредственное практическое использование, либо отбрасывается или претерпевает изменения и становится базой для генерирования новых идей).
Условно разделить догадки можно на теоретические и эмпирические. Первые охватывают проверку на отсутствие противоречий, наличие возможности исследования, соответствия той теории, в рамках которой выдвигается предположение. Эмпирические элементы охватывают наблюдение и экспериментальное исследование предоставленных факторов.
Для того чтобы гипотеза была включена в теорию должен пройти длительный процесс интеграции, вследствие которого бывшее теоретическое умозаключение должно обрести соответствие объяснениям явлений, определяемых теорией. Теория – это постоянная установленная форма, принцип взаимодействия, причинно-следственные связи, которые отражают механизмы функционирования определенных областей реальности. Возникают теоретические закономерности вследствие многократных исследований и тестирований, проверки соответствия гипотетических предпосылок и распространения результатов.
При планировании исследования следует учитывать и ссылаться на уже известные факты и теории, касающиеся выбранной темы, а также учитывать небанальность гипотетической предпосылки и потребность ее доказательства.
При формулировке предположений бывают допущены ошибки, чтобы избежать таковых, необходимо учитывать некоторые особенности. Так, гипотеза должна формулироваться в терминах той научной области, которой она касается, и соответствовать ранее изученным данным, касательно обозначенной проблематики (в случае абсолютной уникальности и самостоятельности гипотезы – не противоречить имеющимся теориям).
Пример составления гипотезы в зависимости от класса или курса
Приведем примеры составления гипотезы для различных классов и курсов, для примера будет использоваться тема, которую могут рассматривать обучающиеся любого возраста.
Влияние пластика на природу.
Гипотеза для учащихся начальной школы (1-4 классы) может быть следующей:
Пример гипотез для 1-4 классов:
Мы предполагаем, что пластик оказывает влияние на природу.
Гипотеза для 5-6 классов должна быть более сложной, например:
Пример гипотез для 5-6 классов:
Мы предполагаем, что пластик оказывает негативное влияние не только на природу, но и человека.
Гипотеза для 7-8 классов должна более точно отражать изучаемый вопрос и показывать значимость темы проекта, например:
Пример гипотез для 7-8 классов:
Мы предполагаем, что пластиковые отходы оказывают негативное влияние на природу и организм человека, что связано с долгим периодом его разложения, поэтому на сегодняшний день так важно утилизировать пластиковые отходы. Гипотеза в проектных работах, выполненная учащимися 9-11 классов, должна включать в себя не только предположения, которое необходимо доказать или опровергнуть в ходе выполнения проекта, но и более детальное описание исследуемого вопроса с вероятным решением проблемы
Предполагаемое решение проблемы может быть не во всех гипотезах, что связано с отсутствием проблемы в исследуемой теме
Гипотеза в проектных работах, выполненная учащимися 9-11 классов, должна включать в себя не только предположения, которое необходимо доказать или опровергнуть в ходе выполнения проекта, но и более детальное описание исследуемого вопроса с вероятным решением проблемы. Предполагаемое решение проблемы может быть не во всех гипотезах, что связано с отсутствием проблемы в исследуемой теме.
Пример гипотез для 9-11 классов и колледжей:
Мы предполагаем, что пластиковые отходы в связи с большим сроком разложения наносят непоправимый вред всем живым организмам, засоряют Мировой океан, почву, оказывают отрицательное влияние на здоровье человека, поэтому в настоящее время важной является проблема переработки пластиковых отходов и уменьшения уже имеющихся захоронений пластика, что позволит очистить от него территории, которые в дальнейшем могут быть использованы человеком. Гипотеза в проектных работах для вузов должна быть более объемной и сложной, может содержать в себе несколько предположений, которые в ходе работы над проектом должны быть доказаны или опровергнуты, при этом основная гипотеза помещается в начало, далее следуют уточняющие или дополняющие основную гипотезу предположения
Каждая такая гипотеза имеет отдельную нумерацию и должна быть обособлена в абзаце
Гипотеза в проектных работах для вузов должна быть более объемной и сложной, может содержать в себе несколько предположений, которые в ходе работы над проектом должны быть доказаны или опровергнуты, при этом основная гипотеза помещается в начало, далее следуют уточняющие или дополняющие основную гипотезу предположения. Каждая такая гипотеза имеет отдельную нумерацию и должна быть обособлена в абзаце.
Интересные гипотезы и их опровержение
Все всегда начинается с малого. Вся физика была построена на бесчисленных шокирующих гипотезах, которые подтверждались или опровергались благодаря научной практике. Потому стоит упомянуть некоторые интересные идеи.
- Некоторые частицы движутся из будущего в прошлое. У физиков есть свой свод правил и запретов, которые принято считать каноном, но вот с появлением тахионов, казалось бы, все нормы пошатнулись. Тахион — это частица, которая может нарушать все принятые законы физики сразу: масса ее мнимая, а двигается она быстрее скорости света. Была выдвинута теория о том, что тахионы могут двигаться обратно во времени. Ввел частицу теоретик Джеральд Фейнберг в 1967 году и объявил, что тахионы – это новый класс частиц. Ученый утверждал, что это фактически обобщение антиматерии. У Фейнберга была масса единомышленников, и идея прижилась на долгое время, впрочем, опровержения все же появились. Тахионы не ушли из физики совсем, но их все же никто не сумел обнаружить ни в космосе, ни в ускорителях. Если бы гипотеза была верной, люди бы могли связываться со своими предками.
- Капля водяного полимера может уничтожить океаны. Эта одна из самых шокирующих гипотез говорит о том, что воду можно трансформировать в полимер – это компонент, в котором отдельные молекулы становятся звеньями большой цепи. При этом свойства воды должны меняться. Гипотезу выдвинул химик Николай Федякин после эксперимента с водяным паром. Гипотеза долгое время пугала ученых, ведь предполагалось, что одна капля водного полимера может превратить всю воду планеты в полимер. Впрочем, опровержение самой шокирующей гипотезы не заставило себя ждать. Опыт ученого повторили, подтверждений теории не нашлось.
Подобных самых шокирующих гипотез была масса в свое время, однако многие из них не подтверждались после ряда научных экспериментов, но о них не забывали. Фантазия и научные обоснования – вот два главных компонента для каждого ученого.
Особенности составления проблемы проектной работы
Проблема проектной работы, как и другие структурные элементы вводной части имеет свои особенности:
- Не стоит путать актуальность работы и проблему исследования, это 2 разных структурных элемента, в которых отражается различная информация, назначение данных структурных элементов также отличается.
- Проблема проекта может содержаться в теме проектной работы, то есть раскрытие темы уже предполагает решение проблемы, соответственно проблематика проекта не требует дополнительного отражения во введении.
Такими темами могут быть:
- Экологические проблемы в России;
- Краснокнижные животные (растения) моего региона;
- Загрязнение рек России – экологическая катастрофа;
- Переработка нефтепродуктов;
- Демографическая безопасность России в XXI веке.
В структурном элементе «Проблема исследования» требуется отразить в чём конкретно заключается проблема, на которую нацелена проектная (исследовательская) работа, в чём важность решения данной проблема, также можно отразить, что может произойти, если выдвинутая проблема не будет решена полностью или частично.
Не все темы подразумевают под собой решение проблемы об этом надо помнить при выборе дисциплины, по которому будет выполнена проектная работа и самой темы, так проекты по таким дисциплинам, как литература, география, музыка, ИЗО, искусство, МХК, русский язык, история, чтение, в большинстве случаев не могут быть направлены на решение какой-либо проблемы.
Два уровня гипотезы
Говоря об уровне гипотезы, стоит заметить, что он в свою очередь подразделяется на два вида, а именно:
- Эмпирический. В его основе лежат результаты определённого опыта, следовательно, сама гипотеза строится на изменении какого-то определённого явления либо на отсутствии этого изменения. Таким образом, эмпирическая гипотеза служит для выявления новых сведений и развития определённой теории в дальнейшем.
- Теоретический. Эта гипотеза нацелена на проверку определённого теоретического постулата и обычно бывает обобщающей. Зачастую, её применяют для определённой группы рассматриваемых явлений. Нацелена она на то, чтобы раскрыть их сущность с помощью установления причин взаимосвязей между теми параметрами, что подлежат экспериментальному виду исследования.
Гипотеза, диспозиция, санкция. Примеры
Целесообразно рассмотреть еще одну ситуацию, в которой отражены все три категории. Именно из нее мы получим примеры гипотезы, санкции и диспозиции. Итак, статья 20.1 КоАП РФ, содержание которой связано с мелким хулиганством, гласит: «Мелкое хулиганство, то есть нарушение порядка в обществе, выражающее явное неуважение к нему, сопровождающееся нецензурной бранью в местах общественного пребывания, оскорбительным отношением к гражданам, а равно повреждением или уничтожением чужого имущества, влечет наложение штрафа административного типа в размере от 500 до 1000 рублей или административный арест, срок которого составляет до 15 суток».
Гипотеза, диспозиция, санкция в праве — примеры их без труда можно найти в представленном положении. Иными словами, все три компонента структуры нормы права здесь налицо. Так, гипотеза данной правовой нормы указывает на определенные факторы, обстоятельства. При их наличии действия, которые совершает субъект, могут быть признаны мелким хулиганством. Примером гипотезы является совершение перечисленных деяний в общественных местах тогда, когда они не влекут за собой использования уголовного наказания.
Необходимо знать, что диспозиция данной нормы заключается, прежде всего, в запрещении конкретных действий, в частности, нецензурной брани, оскорбительного приставания к гражданам или иных действий. Наконец, в данной статье имеется и прямое указание на определенные неблагоприятные последствия (арест или административный штраф), которые наступают для того лица, которое допустило действия, запрещенные законом.
Итак, мы рассмотрели примеры гипотезы, диспозиции и санкции в норме КоАП. Целесообразно перейти к разбору данных категорий в соответствии с Уголовным кодексом, действующим на территории РФ.
Заключительная часть
Итак, мы в полной мере рассмотрели категорию гипотезы в праве, разобрали наиболее яркие примеры. Помимо этого, назвали области, в которых также широко используется гипотеза. В заключение следует отметить, что современное понятие категории содержит элемент правовой нормы, указывающей на условия ее действия (иными словами, место, время, субъектный состав и прочее). Эти обстоятельства определяются через закрепление юридических фактов. Так, гипотезу необходимо рассматривать как часть юридической нормы, которая указывает на жизненные факторы, при наличии которых конкретные субъекты вступают друг с другом в отношения.
Необходимо иметь в виду, что гипотезы бывают простыми и сложными. Так, простые указывают на единственное обстоятельство реализации нормы (например, в ст. 242 УПК РФ это неизменность состава судебного органа, выступающее в качестве условия рассмотрения дела). Сложные гипотезы предполагают несколько условий (к примеру, п. 1 ст. 72 СК РФ: родители могут считаться восстановленными в родительских правах, когда они изменили образ жизни, поведение и (или) отношение к воспитанию своего ребенка).
Определение категорий в ст. 211 ГК РФ
И, наконец, рассмотрим пример гипотезы в статье 211 Гражданского кодекса, действующего на территории Федерации. Здесь риск случайного повреждения или случайной гибели имущества является гипотезой. Его несет именно собственник, если иные правила не предусмотрены договором или законом (это уже диспозиция). Под юридической нормой (другими словами, нормой права) следует понимать общеобязательное веление, которое выражено в виде государственного и властного предписания. Оно регулирует общественные отношения, правовые нормы, устанавливающие определенный поведенческий шаблон в конкретной ситуации.
Гипотеза в работе
Разберем пример гипотезы работы, еще одной разновидности категории, если рассматривать ее не только в рамках права, а в общем смысле. Так, гипотеза в дипломной работе выступает как наиболее ценный методологический инструмент реализуемого исследования. Именно благодаря гипотезе научные изыскатели обнаруживают новые знания и идеи. Это своеобразное предположение, следующее из теории. Стоит заметить, что существование подобного предположения, которое обозначается во введении работы, еще экспериментально не опровергнуто и не доказано. В результате на протяжении всего исследовательского труда автору предстоит успешно доказать ложность или обнаружить истинность изучаемого объекта.
Признаки гипотезы
Если говорить об этом понятии, то стоит установить его характерные признаки.
- Гипотеза – это особая форма развития научных знаний. Именно гипотезы позволяют науке переходить от отдельных фактов к определенному явлению, обобщению знаний и познанию законов развития того или иного явления.
- Гипотеза строится на выдвижении предположений, что связано с теоретическим пояснением определенных явлений. Это понятие выступает в качестве отдельного суждения или же целой линейки взаимосвязанных суждений, закономерных явлений. Суждения – это всегда проблематично для исследователей, ведь в этом понятии говорится о вероятностном теоретическом знании. Случается, что гипотезы выдвигаются на основе дедукции. В пример можно привести шокирующую гипотезу К. А. Тимирязева о фотосинтезе. Она подтвердилась, но изначально все началось из предположений в законе сохранения энергии.
- Гипотеза – это обоснованное предположение, которое строится на каких-то конкретных фактах. Потому гипотезу нельзя назвать хаотичным и неподсознательным процессом, это вполне логически стройный и закономерный механизм, который позволяет человеку расширить свои знания для получения новой информации — для познания объективной действительности. Опять же можно вспомнить шокирующую гипотезу Н. Коперника о новой гелиоцентрической системе, в которой раскрывалась идея о том, что Земля вращается вокруг Солнца. Все свои идеи он изложил в труде «О вращении небесных сфер», все догадки опирались на реальную фактическую базу и показывалась несостоятельность тогда еще действующей геоцентрической концепции.
Эти отличительные черты, взятые вместе, позволят отличать гипотезу от иных видов предположения, а также установить ее сущность. Как видите, гипотеза – это вероятностное предположение о причинах того или иного явления, достоверность которого сейчас не может быть проверена и доказана, однако это предположение позволяет объяснить некоторые причины явления.
Важно помнить, что термин «гипотеза» всегда употребляется в двояком значении. Под гипотезой понимают предположение, которое поясняет какое-то явление
Также о гипотезе говорят как о приеме мышления, выдвигающем какое-то предположение, а после строящем развитие и доказательство этого факта.
Гипотеза частенько строится в виде предположения о причине минувших явлений. Как пример можно привести наши познания о формировании Солнечной системы, земного ядра, о рождении Земли и так далее.
Гипотеза, санкция и диспозиция в УК РФ
Выделим примеры гипотезы, диспозиции и санкции в ст. 105, 106 УК РФ. Убийство, иными словами, причинение смерти иному человеку умышленно, наказуемо, как правило, лишением свободы. Срок составляет от 8 до 20 лет. Категория убийства может содержать следующие компоненты (обстоятельства):
- Убийство двух или большего количества лиц.
- Лица или его близких по причине осуществления им (ими) служебной работы или исполнением долга перед обществом.
- Малолетнего или другого лица, которое для виновного заведомо находится в беспомощном состоянии. В равной степени здесь рассматривается убийство, которое сопряжено с похищением гражданина.
- Женщины, когда виновному заведомо известно, что она находится в состоянии беременности.
- Убийство, реализованное с особой степенью жестокости.
- Совершенное способом, опасным для общества.
- Убийство в соответствии с мотивом кровной мести.
- Совершенное группировкой лиц, группировкой лиц по предварительному сговору или группировкой организованного типа.
- По найму или из корыстных побуждений, а равно убийство, которое сопряжено с разбоем, бандитизмом или вымогательством.
- Из хулиганских побуждений.
- Убийство с целью скрыть иное преступление или в некоторой степени облегчить его осуществление, а равно сопряженное с насильственными действиями сексуального плана или изнасилованием.
- По мотивам расовой, религиозной, политической, идеологической или национальной вражды или ненависти.
- В целях применения тканей или органов потерпевшего.
Во всех перечисленных случаях наказание предусматривает ограничение свободы на срок от 8 до 20 лет с лишением свободы на период от 1 года до 2 лет. В некоторых ситуациях имеет место пожизненное лишение свободы либо смертная казнь.
Итак, разберемся. В соответствии с теорией уголовного права, статьи (нормы права) классифицируются на части: гипотеза, диспозиция и санкция. В данном случае под гипотезой следует понимать название непосредственно статьи. Примером гипотезы является слово «убийство», которому необходимо дать понятие, расшифровать. Диспозиция — не что иное, как содержание этого термина (стоит отметить, что оно дано в ч. 1 ст. 105). Под санкцией следует рассматривать то, что получит виновный за это убийство.
Важно заметить, что практически во всех статьях Особ. части УК, в частности, в приведенных статья 105 и 106 примеры правовой гипотезы и диспозиции слиты
Их невозможно разделить. Понятие убийства двух и большего количества лиц, а также убийства, реализованного с особой жестокостью — эти категории представляют собой как диспозицию, так и гипотезу. Исключением выступает ст. 331 УК РФ. Она не делится на диспозицию и гипотезу, так как содержит понятие правонарушений, преступлений против военной службы. Так, в приведенных статьях выделить диспозицию и гипотезу практически невозможно. Под санкцией же необходимо понимать меру наказания, предусмотренную данными статьями.
Обязательные разделы практической главы проектной работы
Как и все остальные разделы проекта вторая глава также должна быть построена по определённой структуре, при этом в зависимости от выбранного практического исследования разделы практической главы могут заменять друг друга.
Рассмотрим из чего должна состоять практическая часть проектной (исследовательской) работы:
- Первым пунктом (2.1) в практической главе должна идти характеристика будущего исследования, то есть в ней необходимо описать основные аспекты будущего исследования, например:
- если в работе проводится анкетирование необходимо описать, как именно было проведено анкетирование, кто принимал в нём участие, где оно было проведено, как обрабатывались результаты и т.д.;
- если в ходе работы над проектом проводились опыты в пункте 2.1 необходимо указать инструментарий исследования (что было использовано для проведения опытов: ингредиенты, оборудование), перечислить опыты, которые были, если опыты проводились в течение какого-то периода необходимо указать даты проведения;
- если для проверки гипотезы требовалось проведение тестирования с использованием методик в первом пункте второй главы необходимо дать краткую характеристику методик, указать почему было решено использовать именно эти методики, указать базу исследования (где было проведено исследования, например, школа, колледж, тестирование проводилось на дому и т.д.), указать количество испытуемых, их пол, возраст;
- если практическая глава заключалась в проведении какого-либо мероприятия, в 1 пункте практической главы можно дать краткую характеристику мероприятия.
Вторым пунктом (2.2) практической главы является само исследование, то есть в данном пункте проводится анализ данных анкетирования, тестирования по методикам, приводятся результаты полученные в ходе проведения опытов и т.д. Все приведённые в данном пункте таблицы, диаграммы, фотографии должны быть пояснены. В конце пункта должен быть вывод, то есть необходимо обобщить материал, изложенный в параграфе при этом вывод, должен отражать результаты, полученные в ходе выполнения исследования.
Заключительным пунктом практической главы проектной работы могут быть рекомендации по решению проблемы исследования.
Рекомендации должны быть выполнены строго по теме, должны быть разработаны самостоятельно, обязательно необходимо указать на кого они направлены и каковы предполагаемые результаты реализации предложенных мероприятий.
Рекомендации так же, как и анализ практических данных можно разделить на несколько пунктов (больше 3 делать не желательно), в таком случае в каждом пункте необходимо указать, чем именно будет полезно выполнение предложенных рекомендаций.
Виды практического исследования во второй главе проектной работы
В зависимости от темы проектной работы практическое исследование может быть построено по-разному:
- Анкетирование – если для подтверждения гипотезы необходимо изучение мнения людей, можно провести социологическое исследование (анкетирование, опрос), при этом в анкетировании могут принимать участие как определённые группы людей (например, можно провести анкетирование только среди одноклассников или среди подростков 14-17 лет, или только среди работников какой-либо специальности, так и среди населения в целом в таком случае желательно при анализе данных указать возраст людей принявших участие в анкетирование и распределение по полу. Данный вид практического исследования может быть проведён практически по любому предмету, но не всегда актуально и целесообразно его проводить, так по химии, физике, физической культуре желательно отказаться от проведения анкетирования или использовать его как дополнительное исследование, но не основное.
- Опыты – такое исследование можно провести в проектных работах по биологии, химии, физике, экологии, музыка, искусство.
- Тестирование – проводится с использованием методик и может быть проведено по таким предметам, как обществознание, физическая культура, психология, биология, музыка.
- Изучение статистических данных – многие направления (темы) подразумевают изучение статистических данных, например, изучение миграции населения, определения уровня жизни и т.д. в таком случае практическая часть строится на анализе официальных статистических данных, при этом анализ проводится в динамике (за определённое количество лет, обычно 3 или 5 лет), желательно весь анализ статистических данных выполнять за одинаковый промежуток времени.
Особенность практической части с анализом статистических данных является наличие ссылок на статистические данные.