Содержание
- Как стать интересным собеседником
- Как научить ребенка мыслить нестандартно
- Как развивать креативность
- Зачем вообще нужно творчество
- Как качать креатив?
- Развитие креативного мышления у школьников
- В чем состоит развитие креативного мышления?
- Определение
- Ассоциации — основа развития креатива
- Тренажер креатива у детей, ТОП-10 упражнений
- Как развить творческие способности
Как стать интересным собеседником
Для того чтобы развить креативность речи, тоже есть интересные несложные упражнения. К тому же их выполнение надолго поднимет настроение.
- Попробуйте вслух размышлять на самые невероятные темы. Это упражнение имеет условное название «Что было бы, если…». Расскажите о том, что было бы, если бы земля была плоской, а стулья улетали бы зимовать в теплые края. Желательно, чтобы рассказ получился связным и с интересными подробностями.
- Представьте, что нужно составить толковый словарь и придумать свое определение для всех предметов и явлений. Можно не ограничиваться одним предложением, а написать небольшой рассказ. Главное, чтобы смысл описываемого слова стал понятен. Начинайте с простых предметов и постепенно переходите к абстрактным.
- Упражнение «Слово-фраза». В течение дня развлекайтесь, придумывая к абстрактному слову фразу, слова которой будут начинаться с букв этого слова. Фраза должна получится связной и грамматически правильной.
Как научить ребенка мыслить нестандартно
Существует множество методов, подходящих для развития творческого и креативного мышления. Когда речь идет о детях, идеальной формой образовательной деятельности является игра. Именно она позволяет одновременно сохранять мотивацию ребенка к процессу и обучать его полезным навыкам. На сегодняшний день существует огромное множество разновидностей настольных игр для всей семьи, которые задействуют воображение и творческий подход участников.
Лучше всего подойдут те игры, в которых на ведущего возложена задача объяснить игрокам с помощью рисунков, слов или жестов какое-либо загаданное слово. Подобная деятельность не только позволит весело провести время в компании близких людей, но и даст проявить творческий потенциал детей.
Наряду с различными играми существуют и упражнения для развития креативности:
«игра в ассоциации». Для нее необходимо иметь двух и более участников: один игрок называет слово, другой должен назвать то, что ассоциируется с ним, затем игроки меняются. Этот метод положительно влияет на образное мышление и воображение.
«да или нет». В течение определенного времени отвечайте на вопросы окружающих односложно, используя только эти слова. Постарайтесь сделать так, чтобы никто не придал этому особого значения. Это упражнение позволяет научиться оперативно реагировать на изменение ситуации, быстро искать из нее выход. К тому же, такое времяпрепровождение может стать интересным и даже веселым занятием.
«мозговой штурм». Для выполнения данного упражнения нужно придумать проблему, например: человек попал на необитаемый остров, у него с собой только вилка, бинокль и веревка. Необходимо придумать несколько различных вариантов, как можно было бы выбраться из этой ситуации. У данного упражнения нет единственно верного решения, его задача в том, чтобы продемонстрировать как можно больше идей, даже самых бредовых. Лучше тренироваться группой: так у участников появится возможность выслушать предложения других игроков и провести время весело и с пользой.
«креативность». Возьмите за основу любую простую фигуру: треугольник, квадрат, ромб или круг. На листе A4 распечатайте или нарисуйте несколько таких значков в три строчки. Засеките время и постарайтесь как можно быстрее изобразить на основе этих фигур какой-либо свой рисунок
Ничего страшного, если нет особого художественного таланта: важно быстро придумать несколько оригинальных идей, а качество их исполнения второстепенно.
«аббревиатуры». Возьмите любое слово и представьте, что оно является аббревиатурой
Придумайте интересную расшифровку, например: «КОТ – кого обожаем тискать».
«необычный подход». Нас окружает множество самых разных предметов, придумайте им необычное применение. Чем больше вариантов – тем лучше! Это не только отличный способ развить креативность, но и хорошая возможность скоротать время в поездке или в ожидании транспорта.
Нельзя забывать и про то, что развитие креативного мышления невозможно без расширения кругозора. Чтение художественной литературы, увлеченность различными головоломками, познавательный интерес ко всему новому отлично этому способствуют.
Как развивать креативность
Полюбите процесс решения проблемы
Творческий человек находит удовольствие не только в достижении результата, но в процессе продвижения к цели — ему нравится думать, перебирать варианты, искать и находить разные варианты выхода из ситуации. Сталкиваясь с новыми задачами или неожиданными трудностями, научитесь воспринимать их как не как проблемы, а как вызов вашим творческим способностям.
Ищите оригинальные идеи
Не останавливайтесь на самом очевидном способе действий, придумывайте хотя бы несколько вариантов достижения цели, решения проблемы. Не ставьте себе искусственных ограничений.
Расширяйте кругозор
Чем больше вы знаете, тем больше пищи получает ваше воображение, а без воображения невозможно генерировать по-настоящему творческие идеи. Читайте книги, смотрите научно-популярные и документальные фильмы, набирайтесь опыта полезной деятельности и активно познавайте мир вокруг.
Творчески подходите к повседневным делам
Старайтесь быть изобретательным в любой сфере вашей жизни, а не только во время учёбы: придумывайте новые интересные способы проведения досуга, занимайтесь необычными хобби, предлагайте нестандартные варианты решения бытовых вопросов. Даже банальный поход в продуктовый может стать тренировкой творческих способностей — придумывайте себе новые пути до магазина, рисуйте карты или преодолевайте воображаемые препятствия.
Учитесь видеть необычное в обычном
Даже в самых привычных местах подмечайте всё, что выглядит особенным, отличается от стандарта, не соответствует шаблонам. Учитесь видеть знакомые предметы с нового ракурса, находить неожиданные способы их применения. Например, если взглянуть на ветки деревьев ранней весной, можно заметить, что они похожи на узловатые пальцы каких-то сказочных существ..
Зачем вообще нужно творчество
Психологи утверждают, что творческие хобби положительно влияют на людей вне зависимости от возраста, но особенно важны для детей в познании мира. Вот несколько причин включить творчество в повседневную жизнь и развить креативность у детей.
Творчество полезно для психики. Арт-терапия успокаивает, избавляет от стресса и страха, отвлекает от негативных эмоций, снижает уровень агрессии.
Творчество помогает в учёбе. Оно разгружает мозг, помогает найти решение трудной задачи, развивает эмпатию. Всё это пригождается в школьных делах.
Творчество — способ самовыражения. Через него можно познавать мир и себя, экспериментировать, создавать что-то новое.
<<Перелинковка>>
Как качать креатив?
1. Путешествия полезны, потому что помогают расширять кругозор, узнавать новое, получать нестандартный взгляд на привычные вещи из-за особенностей менталитета других стран, их культур и традиций.
2. Художественная литература. Важный инструмент креативных людей. Я читаю много художественной литературы. Каждый день нахожу время, чтобы прочесть хотя бы несколько глав. Считаю, что чтение — это вообще один из важнейших «тренажеров» для мозга и гибкости мышления. Любимые книги и авторы — “Старик и море” Хемингуэй, всё Ремарка, “Убить пересмешника” Харпер Ли, “Волхв” Джон Фаулз, Алексей Толстой, Виктор Пелевин, Людмила Улицкая.
3. Общение с детьми. Дети — это самые искренние и плодотворные креативщики. Они не ограничены тоннами знаний и рефлексий, они не боятся критики или осуждения, они максимально свободны в своём творческом порыве. Спросите у ребенка, как бы он решил задачу, с которой никак не получается справится и вы можете обнаружить удивительные решения. Участие в увлекательной детской игре может прокачать креативность ничуть не менее эффективно, чем все изобретенные научные механики.
4. Изучение иностранных языков. В развитии креативности мне помогло изучение языков, особенно восточных. Они кардинально отличаются от западных, поэтому меняют мышление.
5. Новый угол зрения. Делайте привычные вещи по-другому и гибкость мышления скажет вам “спасибо”. Новые привычки — это просто. Например, можно менять каждую неделю привычный маршрут на работу или менять сторону кровати, начинать день с разной музыки, устраивать себе “день туриста” в родном городе.
6. Lifelong learning. Привычка учиться — привычка успешных людей. Причем обучение может никак не быть связано непосредственно с творчеством (например аналитика данных или курс по python), но получение любых новых, структурирование и актуализация имеющихся отлично качает твою креативную мышцу.
7. Рутина. В любой работе есть место креативному подходу к задачам, даже самым рутинным и, казалось бы, совсем не творческим. Начинайте выполнять список дел с самых скучных , но обязательных и придумайте максимально креативный подход к их выполнению.
8. Нетворкинг. Общение с интересными людьми, специалистами других отраслей освежает взгляд и делает мышление более гибким, вдохновляет, позволяет посмотреть на привычные вещи по-новому. Я верю в силу живого общения.
9. Насмотренность. В каждой профессии свои способы искать вдохновение для новых идей: фотографы смотрят работы коллег и сохраняют идеи в pinterest, рекламщики — новые ролики на ютубе, архитекторы путешествуют, чтобы увидеть новые здания, журналисты читают репортажи на The New York Times. Процесс сбора и анализа реализованных идей напрямую влияет на креативность.
10. Методики выработки идей. Не нужно ждать вдохновения, чтобы придумывать. Креативные методики помогут всесторонне изучить проблему, ускорить процесс генерации идеи, найти множество решений и снять психологические блоки. Мы в школе учим студентов самым разным механикам креативного мышления.
24-27 апреля в школе MACS уже во второй раз пройдет интенсив «Креатив в digital», который учит придумывать идеи так, как это делают обладатели «Каннских львов» с верхних строчек Tagline. Куратор интенсива — Владилен Ситников, Chief Creative Officer, POSSIBLE Group Moscow Founder, Hungry Boys. Записывайся сейчас.
Развитие креативного мышления у школьников
Нешаблонное
мышление — основной фактор открытий в юношеские годы и средство самовыражения.
Чаще всего в школе не уделяют этому аспекту должного внимания или оно
подавляется в угоду развития «практических» навыков, т.е. чаще нестандартное
мышление и вовсе не приветствуется.
Ученики
должны вести себя хорошо, а выход за рамки правил строго карается. Таких
нарушителей часто называют «бунтарями», считая, что в дальнейшем из таких
молодых людей ничего хорошего не выйдет. Удобно, когда дети слушаются, не
проявляют инициативу, т.е. прислушиваются к мнению взрослых, не имея своей
точки зрения.
Современный мир очень быстро меняется, именно поэтому для лучшего будущего всего человечества необходимо изменять устоявшиеся парадигмы и условия воспитания. Нужно учить решать задачи нестандартными подходами и методами, выходить за рамки обыденности, создавая нечто новое.
Большинство
научных работ, посвященных развитию нестандартного мышления, говорят о том, что
креативное мышление возможно развить. Особенно хорошие результаты можно
получить при развитии «свободного» мышления в дошкольные и школьные годы.
Главная
задача любого учителя — развить интерес к изучаемому предмету. Активизировать
при помощи «волшебной кнопки» (творчества) заложенные в ребенке изначально
познавательные процессы.
Существуют известные стереотипы, что креативные способности невозможно развить. «Что дано одному, недоступно другому». На самом деле это далеко не так. В каждом человеке можно развить стремление к творческому решению проблемы.
Особенно
если учитывать, сколько сегодня рынок предоставляет интересных методических
пособий, задачников на развитие различных когнитивных функций (памяти,
внимания, мышления). Проблемой становится вопрос, как это применить на школьных
уроках.
У дошкольников и детей младшего школьного возраста легко идет обучение в форме игры. Игра — один из самых эффективных способов рассказать основные принципы, методы, приемы развития нестандартных способов решения проблем.
В чем состоит развитие креативного мышления?
Конечно, есть люди, обладающие таким талантом с детства. Как правило, они отличаются открытостью, инициативностью. Как минимум, такой человек — незаурядная личность и творческая натура.
Все дети очень креативны — это подтверждают многие тесты. Но со временем вырабатывается стереотипность мышления, которая сводит способности нестандартного поведения на «нет». Поэтому главная задача для развития креативного мышления — уход от привычного поведения.
В английском языке есть знакомое многим выражение “thinking outside the box” (дословно — «мыслить за пределами коробки»), которое используют для определения нестандартного поведения. На русский язык его можно перевести так: способность мыслить вне рамок.
Рамки коробки возникают тогда, когда вместо вольного веселья и гулянья по бескрайним полям психики человеческая мысль день за днем уныло бредёт узкой и давным-давно заросшей родными привычками тропинкой ума.
К примеру, если мы привыкли ходить домой одной и той же дорогой, можно однажды попробовать пойти другим путем, и каждый день потом находить новые варианты.
Полезно бывать в новых местах, изучать что-то, принципиально отличное от того, что нам уже было известно.
Для развития креативности отлично подходят перемены в рационе питания. Можно придумать новое меню или попробовать голодание (только без фанатизма и риска для здоровья, пожалуйста! 🙂
Другой способ развития креативного мышления — увлечение искусством. Например, игра на музыкальных инструментах развивает мелкую моторику пальцев. От них поступают импульсы в головной мозг. Вот поэтому и было замечено, что музыканты очень сообразительны. Это в равной степени относится и к тем, кто умеет вышивать, вязать и пользоваться клавиатурой компьютера 🙂
Спортивные нагрузки, танцы, прогулки на свежем воздухе способствуют развитию творческого воображения. Кстати, наши фантазии полезно периодически тренировать.
Рисуйте желаемые образы, играйте в ассоциации, визуализируйте свои мечты — это приносит не только удовольствие, но и пользу в виде исполнения желаний и развития креативного мышления!
Скоро мы рассмотрим комплекс специальных упражнений для развития креативности. Подпишитесь на свежие статьи блога, чтобы ничего вдруг не пропустить. Если вы знаете кого-то, кому может быть полезна эта статья, пришлите ему ссылку на эту страницу или сайт (социальные кнопки — чуть ниже).
Людмила Пономаренко
Продолжение → Упражнения для развития креативного мышления
Определение
Креативность – одно из главных качеств, определяющих успешность человека в современном мире. Она повышает адаптационные характеристики человека, т. е. его способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям.
Слово “креативность” происходит от английского creativity, что означает “созидание”. Креативный человек постоянно создает что-то новое: предметы, методы, концепции, подходы. Этим он обогащает наш мир и вносит свой вклад в эволюционное развитие.
Креативные способности опираются на 2 компонента психики: интеллект и воображение.
Интеллект позволяет человеку получать, анализировать и перерабатывать информацию, поступающую от окружающего мира. Он ищет причинно-следственные связи между объектами и явлениями, занимается прогнозированием возможных вариантов развития событий, оценкой перспектив и т. п.
Воображение берет в расчет данные, полученные с помощью интеллекта, и выходит за пределы их стандартного применения. Оно занимается поиском инновационных решений, разломом устаревших шаблонов и стереотипов.
Быть креативным человеком – значит быть способным выйти за рамки стандартного восприятия мира и сгенерировать уникальное и никогда ранее не применявшееся решение задачи. Такие люди – это революционеры и двигатели прогресса. Без них человечество все время топталось бы на месте.
Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга
Начать развиваться
Ассоциации — основа развития креатива
Ассоциации запускают создание новых явлений, решений, продуктов. Мы используем ассоциативное мышление ежедневно.
В создании нового мозг опирается на то, что знает, видел и помнит. Сознательно или нет он последовательно соединяет одно событие с другим. Такая цепочка приводит к «неожиданным» идеям. На самом деле процесс мог быть запущен давно и только нахождение новых ассоциаций приводит к его завершению.
Виды ассоциаций
- Схожие по признакам: лампочка — груша.
- Противоположности: холодное — горячее, свежо — душно.
- Близкие по расположению предметы и явления: кисть — краски.
- Причина — следствие: щекотка — смех.
Как усилить ассоциативное мышление
Самостоятельно. Возьмите ручку и бумагу. Возьмите за основу любое слово, например, «креативность». В течение трех минут записывайте цепочку слов, где каждое последующее слово должно быть ассоциацией для предыдущего. В итоге у вас наверняка получится что-то далекое от исходника.
Затем еще в течение трех минут попробуйте связать первое и последнее слово в единый продукт, услугу. Как их можно применить, чем они будут полезны?
В компании. Устраивайте с друзьями ежедневный ассоциативный «забег». Генерируйте слово за словом, придумывайте необычные связи. Это полезное и по-настоящему веселое занятие.
Такие элементарные упражнения дают ощутимые результаты примерно через 3 недели. Выполняя их, ум приобретет гибкость, вы станете замечать новые возможности, принимать интересные решения.
Тренажер креатива у детей, ТОП-10 упражнений
Тренажер креатива у детей
Принцип работы с детьми: все должно быть ярко, интересно и в форме игры. У детей хорошая память, но они утомляются, когда становится скучно. Если будет интересно, дети вольются в игру с удовольствием и будут развиваться. Поскольку дети изначально более открыты, гибки, чем взрослые, то им раскрывать свой творческий потенциал будет намного проще.
На развитие фантазии
Нужно придумать вещь, которая не существует. Это может быть все, что угодно, вплоть до самых бредовых идей.
Посоветовать ребенку вообразить себя пилотом или капитаном судна. Что бы он делал в случае опасности?
Заставить малыша переместиться в какую-либо эпоху прошлого или будущего. Что там будет? Какая одежда, язык, интерьер, исторические события и предметы? Что бы он делал, например, если бы ему, чужаку, нужно было бы выжить в этой обстановке?
Метод ассоциаций
Посоветовать ребенку рассмотреть облака. А потом сказать вслух, на что они похожи. Возможно, ребенок увидит животных, лица, мимику или растения.
3 волшебных краски
Взять палитру красок и предложить ребенку выбрать три оттенка, которые, на его взгляд, сочетаются. Потом этими красками наугад заполнить чистую бумагу. В конце упражнения рассказать, на что похож размалеванный наугад лист.
Конструирование
Конструктор не нужен. Нужны круги, квадраты и другие фигуры из цветной бумаги. Дети из них будут складывать картины, фигурки, дома и все, что захотят.
Изобретатель
Нужно назвать два любых предмета, а потом помечтать, как их можно соединить с пользой. Например, из фонарика с ключами от замка можно придумать устройство, позволяющее открывать двери в темноте.
Рисуем под музыку
Можно поставить ребенку что-то из классики и предложить закрыть глаза. А затем спросить, какие картины и ассоциации вызывает музыка. Потом попросить его нарисовать увиденное им.
Продолжи метафору
Это
упражнение подойдет и для самых маленьких. Ребенку предстоит закончить
сравнение по принципу ассоциаций. Например:
- пищит пронзительно, как…
- голодный, как…
- умный, как…
- надежный, как…
- красный, как…
Слепи одну книгу с другой
Этот метод подойдет детям постарше. Нужно назвать наугад два разных по стилю и жанру произведения, а потом попросить ребенка «перебросить» героев из одной книги, в другую. Также можно менять ход события, «перебрасывать» сюжет из книги в книгу, что-то присочинить. При этом можно смешивать фэнтези и исторические романы, сказки и повести, героев XVIII века и героев современности.
Продолжи рассказ
Это упражнение можно выполнять группой. Ведущий
начинает придумывать рассказ, затем прерывается на полуслове и выкрикивает
первое слово, которое ему придет в голову.
Следующий участник продолжает рассказ, но именно с этого слова. После куска повествования он выкрикивает еще слово, постороннее для этого творения. Следующий участник вновь продолжает и так далее.
Как развить творческие способности
Можно ли развить в себе креативность или все же это врожденная особенность? Как уверяют психологи, нестандартное мышление можно и нужно развивать, причем никаких преград и ограничений в этом вопросе быть не может. Даже взрослая и состоявшаяся личность может начать мыслить нетривиально. Для этого рекомендуется воспользоваться следующими способами и методами развития креативности:
Забудьте про ограничения. Создавая что-то новое, стоит помнить о том, что созиданию чужды запреты и ограничения. Хотите сделать по-настоящему удивительные вещи? Забудьте про слово «невозможно»!
Определите границы. Одно из самых интересных упражнений. Поставьте себе определенные рамки. Например, в течение месяца писать только черной ручкой. Экспериментируйте над своими пределами.
Не полагайтесь на вспомогательные средства. Вам кажется, что для того чтобы стать востребованным фотографом достаточно купить дорогую камеру и кучу различных «примочек» к ней? Весьма дилетантский подход. Возьмите самую простую камеру и идите на улицу. Учитесь видеть что-то необычное даже в самых простых вещах. Поверьте, даже уличного голубя можно показать на снимке как редкую уникальную птицу.
Ищите новые впечатления. Посещайте новые места, старайтесь изучать новую информацию. Нет возможности путешествовать и ходить по выставкам? Окунитесь в виртуальный мир, ведь там нет никаких ограничений для желающих увидеть что-то новое. Слушайте, читайте, смотрите и анализируйте полученную информацию.
Общайтесь с правильными людьми. Нет смысла надеяться на пробуждение креативности, если общаетесь со скучными и неинтересными людьми. Помните, что стремление созидать передается через социальное взаимодействие.
Тренируйте мышление. Отличной методикой в этом деле можно считать придумывание разных историй
Неважно, что первое время они будут неказистые и в некотором роде плоские. Фантазируйте, представляйте новый неизведанный никем мир
Разрешите себе говорить все, что приходит в голову и меняйте интонацию голоса в ходе рассказа. Вы увидите, что данная техника захватит вас с головой.
Будьте готовы меняться. Нельзя считать себя творческой личностью и при этом бояться изменить свои привычки и себя в целом. Пробуйте себя в разных отраслях, меняйте имидж, пишите в разных стилях.
Задачи должны быть необычными. Ничто так не убивает креативность, как обыденность и рутина. Так что обязательно ставьте перед собой нестандартные задачи и старайтесь их реализовать.
Не полагайтесь только на вдохновение. Нет смысла «ждать у моря погоды», ведь ваша долгожданная муза может и не прийти. Начинайте работать и креативные способности обязательно раскроются в процессе деятельности.
Концентрируйтесь на процессе, а не результате. Перестаньте мечтать о том, чего именно вы хотите добиться, а подумайте о том, какие конкретно методами вы будете решать поставленную задачу.
Помните об отдыхе. Творческий человек постоянно находится под гнетом серьезных эмоциональных нагрузок, что весьма негативно может отразиться на здоровье в целом. Так что возьмите привычку регулярно давать отдых мозгу и избавляться от скопившегося напряжения. В этом вам отлично помогут расслабляющие ванны, медитации и поездки на природу.
Не забывайте про спорт. Для наиболее эффективной деятельности мозгу также требуется регулярное поступление кислорода и лучшим способом для обеспечения требуемого являются физические нагрузки и занятия спортом.
Никогда не забывайте о том, что креативность является не только врожденной способностью, но и требует длительной работы над собой и постоянного самосовершенствования. Если вы будете готовы к долгому и кропотливому труду, то обязательно сможете достигнуть желаемой цели.