Десять книг, которые научат ребенка программированию

Содержание

Этап 1. Общий ознакомительный

Для начала покажите ребенку «классический» софт от Microsoft Office и других известных разработчиков:

  1. MS Word — оформление текста.
  2. MS Excel — электронные таблицы и формулы.
  3. MS PowerPoint — создание интерактивных презентаций (с триггерами).
  4. Графические редакторы (от стандартного Paint до Adobe Photoshop) и и прочие вспомогательные программы.

Создайте документы (файлы) в этих программах и поюзайте («юзать», комп. жарг. — использовать, применять, пользоваться) с ребенком интерфейс этих программ. Пусть ребенок прочувствует хорошо созданные программы и общие подходы и требования к интерфейсу программного обеспечения (под Windows).

С каких языков программирования лучше начать обучение?

На мой взгляд, при выборе курса правильнее ставить вопрос немного иначе: с какого продукта начать — что интереснее сейчас создать ребенку: игру, мультик, сайт или видеоролик. Возможно, ему захочется сделать какой-то проект для школы, и это станет его основной целью, для достижения которой он будет изучать соответствующие языки и программы.

Или можно зайти с другой стороны. Предположим, родители знают язык программирования Python — они задаются вопросом, что можно вместе сделать на этом языке, чтобы ребенку было интересно. Например, с ребенком 12-13 лет можно создать бота, который каждый день будет присылать ему в Телеграм расписание уроков или какой-то ежедневный квест. В общем, суть в том, чтобы всегда думать не о выборе конкретных технологий, а о результате, который вдохновит ребенка и побудит продолжить получать знания.

Материалы по теме:

LEGO BOOST

Возраст: от 7 лет до ∞

Цена: 8469 рублей в «Детском мире

Из этого набора из 847 деталей собирается минимум 5 моделей: робот, котик, гитара, вездеход, автомастерская. Всё это можно программировать в специальном приложении с простым визуальным интерфейсом, которое устанавливается на iOS от версии 10.2 и на Андроид от 5.0 версии. 

Игрушка может очень многое. Например, робот способен двигаться по запрограммированному маршруту, определять расстояние, различать цвета, менять скорость, выражать эмоции, жестикулировать. На гитаре можно создавать свои мелодии. А киберкотик так прикольно реагирует на заботу, что в очередь за тем, чтобы его погладить и покормить, станут и все взрослые члены семьи.

Skysmart

В онлайн-школе Skysmart дети могут освоить азы программирования. Изучаются языки Pyhton и Scratch. Обучение начинается с разработки игр и мобильных приложений в среде AppInventor и Thunkable. Занятия проводят молодые талантливые разработчики ПО, которые говорят «на одном языке» подростками и смогут понятно объяснить учебный материал на конкретных примерах. В ходе занятий дети работают над созданием проектов, накапливая практический опыт программирования, что поможет им в дальнейшей самостоятельной работе.

Возраст: 8-18 лет

Изучаемые языки программирования/курсы:

  • Pyhton,
  • Scratch,
  • создание сайтов,
  • работа в конструкторах AppInventor и Thunkable.

Бесплатные уроки: да (записаться)

Стоимость: от 780 руб. за индивидуальный урок

Small Basic

На третьем месте оказался Small Basic. Как следует из названия, этот язык должен быть интуитивно понятным и простым в освоении. Он был создан Microsoft, с целью доказать, что программирование совсем не обязательно должно быть сложным и, следовательно, доступно немногим. Small Basic — отличное решение для начинающих — как детей, так и взрослых. Он основан всего на десятке ключевых слов, и описание каждой команды можно найти в контекстной справке. Как отмечают его создатели, его цель — облегчить учащимся переход от блочного кодирования к текстовому кодированию. Small Basic позволяет работать с более сложными языками программирования, такими как Java и C#. Благодаря ему ребенок сможет создавать приложения, в том числе для Lego Mindstorm, Raspberry Pi, Arduino, Oculus Rift и многих других. Small Basic полностью бесплатен, а также доступен в версии на русском языке.

Выбор между визуальным и текстовым программированием для детей

Говорят, что дети должны начинать с визуальных языков программирования, таких как Скретч (Scratch), а затем переходить к текстовым, например Python или JavaScript. Я считаю, что это просто смешно, особенно если учитывать, что большую часть карьеры я работал над созданием визуальных языков, позволяющих сделать разработку программного обеспечения более доступной для тех взрослых, которые обладают предметными знаниями, но не опытом программирования. Я также потратил много времени на разработку программного обеспечения с использованием визуальных языков (зачастую включающих текстовые фрагменты).

В этой статье рассказаны все подробности. Сразу подведу итог для родителей, которые интересуются, нужно ли их ребенку переходить к языкам на основе текста:

Не важно, визуальный язык или текстовый.
Важно, позволяет ли вашему ребенку определенный язык добиться того, что он хочет, и так, чтобы это было одновременно эффективно и приятно.
Вначале узнайте, что дети хотят сделать, и подберите хороший язык для решения конкретной задачи, который бы соответствовал их уровню знаний, опыту и способу мышления.
Миф, что взрослые не используют визуальные языки. Используют.

Академия Школьника

На онлайн-портале есть 12 направлений для занятий от кулинарии и рукоделия до программирования и маркетинга. Общее количество курсов – практически 5 тыс. Для того чтобы начать заниматься, нужно просто зарегистрироваться и выбрать курс

Что немаловажно, ты сам можешь определить, время и интенсивность занятий. Создатели платформы гарантируют высокий уровень полученных знаний

Это обусловлено тщательным подходом к выбору авторов курсов.

Стоит отметить, что прохождение обучения строится не только на теоретической базе, но и на множестве практических занятий. Именно это поможет будущим специалистам быстро адаптироваться на новой работе. Также есть возможность отправиться на стажировку в компанию.

Что вообще такое игровая разработка?

Здесь мы слегка углубимся в технические аспекты. Игровая разработка – обобщающий термин, подразумевающий множество навыков, направленных на создание одного большого творения. Представьте, что вы занимаетесь производством автомобилей. Одного навыка для этого недостаточно, вам нужны инженеры, дизайнеры, сборщики, тестировщики и множество других специалистов, чтобы сделать одну машину. Однако весь перечень необходимых задач может выполняться одним человеком. Есть немало успешных игр, написанных, нарисованных и выпущенных одним человеком

Впрочем, важно понимать, что это редкие случаи. Я говорю о том, что весь процесс разработки не сводится к одной задаче, их несколько

И если ребёнку по душе что-то одно, другое может и не понравиться. Важно помнить это при выборе программ, проверяя наличие образцов графики и звука, чтобы не приходилось абсолютно всё делать самостоятельно.

В титрах современных игр указаны сотни фамилий и специальностей связанных с проектом людей. Впрочем, для начала вам достаточно всего двух задач: сделать игру и её содержимое.

Для примера возьмём «Монополию». Во-первых, делаем игру: определяем дизайн игрового поля, придумываем правила для кубиков, пишем игровые карточки и т.п. После этого создаём игровой контент: изображения на поле, рисунки на карточках, пластиковые домики и прочее.

С видеоиграми всё точно так же. Первая задача обычно называется программированием, вторая состоит из наполнения игры графикой, анимацией, звуком и музыкой. Для всего этого требуются совершенно разные навыки, но без них, как правило, не обойтись. Наша статья сосредоточится на программировании – когда дети интересуются разработкой игр, они думают именно об этом. Если ребёнок хочет рисовать графику для игр, то скорее всего уже и так делает наброски в блокноте! И это, кстати, правильный подход, ведь разница между «художником» и «игровым художником» минимальна.

Blockly

Следующее место занял Blockly — язык визуального программирования, созданный Google, который поможет познакомить ребенка с миром JavaScript. В связи с тем, что, как и Scratch, это объектно-ориентированный язык, программирование на нем в основном заключается в сопоставлении соответствующих фигур друг с другом. Рекомендуется детям, которые раньше никогда не занимались программированием. По словам создателей Blockly, для понимания его работы все, что нужно, это умение считать и читать, поэтому он идеально подходит для учеников начальной школы. Можно начать изучение Blockly прямо на веб-сайте (https://blockly.games/?lang=ru). Создатели также предлагают версию на русском языке.

КУРСЫ ОБУЧЕНИЯ

Нашими учениками могут стать дети с 7 лет. Чтобы выбрать подходящий курс, зарегистрируйтесь на бесплатный урок.

ПРОГРАММИРОВАНИЕ НА SCRATCH

Пускай Ваш ребёнок изучит основы программирования в игровой форме, создавая собственные программы и игры в Scratch, перетаскивая блоки подобно Lego.

Подробнее о курсе

ПРОГРАММИРОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР

Construct — это лучший и быстрый способ создания игр для смартфонов и компьютеров. Не волнуйтесь, если у вашего ребёнка нет опыта в программировании.

Подробнее о курсе

ПРОГРАММИРОВАНИЕ НА PYTHON

Python — один из наиболее широко используемых языков программирования в мире. Имеет не сложный синтаксис и идеально подходит для первого языка программирования.

Подробнее о курсе

ПРОГРАММИРОВАНИЕ MINECRAFT

Ваш ребёнок – фанат Майнкрафта? Это же здорово! Мир Майнкрафта поможет ему сделать первые шаги в мир программирования и изучить основы Python.

Подробнее о курсе

СОЗДАНИЕ ИГР НА ROBLOX

С помощью Roblox мы с ребятами будет программировать игры, в которые могут играть другие игроки по всему миру.

Подробнее о курсе

СОЗДАНИЕ ВЕБ-САЙТОВ

В современном мире без сайта никуда. Научим созданию и верстке собственных сайтов с нуля используя HTML + CSS и JavaScript. Мы покажем, что создавать сайты не сложно.

Подробнее о курсе

Дизайн веб-сайтов

Научим создавать дизайн современный и ярких сайтов, с помощью Figma, Photoshop и Illustrator

Подробнее о курсе

СОЗДАНИЕ 3D ИГР НА UNITY 3D

Ваш ребёнок не отрывается от компьютера? А почему бы ему не стать разработчиком? Мы поможет разобраться, как создавать реалистичные 3D-игры и изучить язык C#.

Подробнее о курсе

3D МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Создание 3D-графики (персонажей, миров, автомобилей) и компьютерной анимации в 3Ds MAX.

Подробнее о курсе

Изучение PHOTOSHOP для детей

Научим обрабатывать фотографий/ изображения в Photoshop, создавать дизайн сайтов, компьютерных игр.

Подробнее о курсе

ПРОГРАММИРОВАНИЕ НА KODU GAME LAB

С помощью Kodu дети могут создавать 3D-игры с различными персонажами и ландшафтами. Нужно ли знать детям какие-нибудь языки программирования для этого? Конечно нет!

Подробнее о курсе

ПРОГРАММИРОВАНИЕ на JAVA

Зная Java, можно создавать почти всё: от приложений для Windows до сайтов. К тому же Java входит в четверку самых востребованных языков программирования в мире!

Подробнее о курсе

СОЗДАНИЕ ANDROID ПРИЛОЖЕНИЙ

Дети уже «рождаются» с телефоном или планшетом в руках. Так почему бы вашему ребёнку не научится, как программируются приложения для смарфонов?

Подробнее о курсе

Видеомонтаж и видеоблогинг

Мы научим вашего ребенка превращать обыкновенные видео, снятые на телефон, в эффектные профессиональные ролики.

Подробнее о курсе

Раскрытие творческих способностей

Дети испытывают потребность в самореализации – IT-образование предоставляет им массу возможностей для этого. После целого дня, проведенного в школе или детском саду, нет ничего лучше, чем заняться тем, что нравится ребенку. Маленьким гениям жизненно необходимо творить: компьютерные курсы для детей научат их создавать свои миры в играх, интересные веб-сайты и полезные мобильные приложения. Раскрыть творческие способности получится не только через программирование. Сделать это можно и с помощью курсов видеоблогинга, которым интересуются сейчас многие школьники, учитывая популярность блогов.

Программное обеспечение EV3 (LEGO MINDSTORMS)

Наконец, полный хит, то есть сочетание обучения программированию с большим удовольствием от любимых LEGO. LEGO MINDSTORMS EV3 позволяет создавать и программировать роботов, чтобы оживить их и управлять ими. Благодаря им ребенок сможет управлять роботами, которые могут, например, говорить, ходить, ездить, ползать, стрелять, бить и вращаться. Программирование роботов EV3 осуществляется путем перетаскивания программных блоков в приложении. Затем просто нужно нажать «Выполнить» и наблюдать за поведением робота. Каждый блок приказывает роботу реагировать определенным образом. Программное обеспечение доступно как для компьютеров (ПК/MAC), так и для планшетов. LEGO MINDSTORMS EV3 — лучшее доказательство того, что обучение программированию для детей не должно быть скучным!

Курсы по Data Science, SQL и анализу данных (ТОП-7)

№7. Профессия Data Scientist: машинное обучение от Skillbox

Цена: 115 000 рублей, или 69 000 рублей со скидкой. 

Продолжительность: 13 месяцев.

Сертификат/диплом: диплом, после защиты. 

Формат обучения: просмотр видеоуроков + выполнение заданий в удобном темпе + работа с экспертом + защита диплома.

№6. Профессия Data Analyst от SkillFactory

Цена: 254 988 рублей, со скидкой — 191 250 рублей.

Продолжительность: 18 месяцев.

Сертификат/диплом: сертификат школы. 

Формат обучения: изучение востребованных навыков + сбор кейсов в портфолио + тренажеры с практикой + прокачка soft skills. 

№5. Курс SQL и получение данных от Нетологии

Цена: полная цена 23 900 рублей, со скидкой — 19 100 рублей.

Продолжительность: 1 месяц.

Сертификат/диплом: удостоверение о повышении квалификации. 

Формат обучения: изучение теории + домашние задания + консультации + подготовка к собеседованию + подбор вакансий. 

№4. Профессия Data Scientist от SkillFactory 

Цена: 540 000 рублей без скидки, 405 000 рублей со скидкой.

Продолжительность: 24 месяца.

Сертификат/диплом: сертификат SkillFactory. 

Формат обучения: теория + обучение в игровой форме + практика + тренажер + тесты и интерактивные задания + развитие soft skills. 

№3. Профессия специалист по Data Science от Яндекс.Практикум 

Цена: 90 000 рублей единоразовым платежом, 104 000 рублей при рассрочке. 

Продолжительность: 8 месяцев. 

Сертификат/диплом: диплом.

Формат обучения: практика + тренажер + поддержка команды наставников. 

№2. Факультет Аналитики Big Data от GeekBrains

Цена: 270 000 рублей, или 162 000 рублей со скидкой. 

Продолжительность: 18 месяцев. 

Сертификат/диплом: сертификат + диплом. 

Формат обучения: работа над реальными проектами + помощь наставников + основательная математическая подготовка + курсы вне четверти. 

№1. Профессия Data Scientist от Skillbox

Цена: 232 500 рублей, или 116 250 рублей со скидкой. 

Продолжительность: 18 месяцев. 

Сертификат/диплом: да, выдаётся после защиты.

Формат обучения: видеоуроки + домашка + работа с наставником + итоговая дипломная работа + бонусные курсы (универсальные знания программиста и английский для IT-специалиста).

Онлайн- или офлайн-обучение?

Недавнее общение с нашей целевой аудиторией показало, что родители приводят детей к нам на курсы не только, чтобы обучить их программированию, но и ради социализации. Причем для них это не просто общение с другими ребятами — это общение с детьми-гиками, увлеченными технологиями. Это дети из других школ, с другим бэкграундом и со своими мечтами и целями. Дети обмениваются опытом друг с другом, у них расширяется кругозор, они находят единомышленников и объединяются в команды.

Но там обычно и не стоит задачи социализации — закрывается задача получения навыков.

Если у родителей нет другого варианта, кроме как онлайн-курс, — например, семья живет в регионе, в другой стране, то это, естественно, лучше, чем вообще не заниматься. Или, например, если у ребенка много других занятий, и так полно социализации, то это тоже вполне себе подходящий формат.

В школе программирования. Фото из архива автора

Важно помнить, что занятия онлайн должны быть гораздо короче, чем офлайн. Ребенку необходимо давать информацию маленькими порциями, чтобы он меньше отвлекался и получал максимальное количество концентрированного полезного материала

Мы тоже запустили онлайн-курсы в тестовом формате. Поскольку там ребята постоянно переходят с уровня на уровень, у них возникает особенная привязанность не друг к другу, а к преподавателю. Потому что на занятии они в основном коммуницируют именно с ним. В таком случае лучше не менять преподавателя — тогда будет больше мотивации продолжать обучение.

Сейчас мы активно собираем фидбек от родителей и учеников, чтобы понять, как усовершенствовать обучение онлайн и сделать его более продуктивным.

Этап 3. Непосредственно программы для обучения

В дальнейшем установите и используйте программы и игры, разработанные специально для обучения детей программированию — основам информатики, логике и алгоритмам. Выберете те их них, которые будут подходить вашему ребенку по уровню развития и, главное, будут интересны ему.

Вот некоторые инструменты для обучения программированию:

1. Язык программирования для детей Scratch.

Скретч (другое произношение «скрэтч») — это визуальная объектно-ориентированная среда программирования для обучения школьников младших и средних классов. Программы на Скретче состоят из графических блоков, подписи к которым зависят от выбранного для интерфейса языка. Может быть выбран один из 50 языков интерфейса, включая русский. Для программирования сценариев в скретче используется drag-and-drop-подход: блоки из Окна блоков перетаскиваются в область скриптов…

2. Освоение Java, например, по книге для детей — Яков Файн «Программирование на Java для детей, родителей, дедушек и бабушек» (2011).

Яков Файн (автор и соавтор нескольких книг по Java) — программист с многолетним опытом, который имеет звание Java Champion, а подобным могут похвастаться не более сотни человек во всём мире. Эта книга — максимально облегченный и практический учебник — подойдет следующим группам людей:

  • детям в возрасте от 11 до 18 лет;
  • школьным преподавателям информатики;
  • родителям, желающим обучить программированию своих детей;
  • абсолютным новичкам в программировании (возраст значения не имеет).

Книга ни в коем случае не является полным самодостаточным руководством, это скорее «приманка», изучение которой должно вызвать интерес к программированию и массу вопросов, на которые уже нужно будет искать ответы во «взрослых» исчерпывающих справочникам.

Порыв к программированию в детстве появляется очень просто — поиграли в игрушку, захотели создать что-то свое, но не знаем как. Берем эту книгу, узнаем о таком языке, как Java, и после прочтения первых 15−20 страниц уже пишем первую программу. Затем устанавливаем Eclipse и пишем вторую программу. Дальше — больше…

Фото: geralt, pixabay.com

Почему язык Java, а не, скажем, C++? C++, как язык программирования, богаче и мощнее, но лучше начать с Java. Язык Java больше учит дисциплине и гораздо меньше подвержен ошибкам, в нем по умолчанию есть поддержка графики, он работает для всех платформ и используется для веб-программирования.

3. Processing — открытый язык программирования, основанный на Java (совместим с ним).

Cоздан в 2001 году Кэйси РИВЗом и Бен Фрайем в Массачусетском Технологическом Институте. Представляет собой лёгкий и быстрый инструментарий для людей, которые хотят программировать изображения, анимацию и интерфейсы. Используется студентами, художниками, дизайнерами, исследователями и любителями для изучения, прототипирования и производства.

Он создан для изучения основ компьютерного программирования в визуальном контексте и служит альбомным программным обеспечением (имеется в виду то, что каждый *.pde файл визуальной оболочки Processing’а представляет собой отдельное изображение или анимацию, и т. д.) и профессиональным производственным инструментом. Есть, например, книга для детей — «Яша учится программировать».

4. Компьютерные игры типа Colobot.

Tрёхмерная обучающая стратегическая игра. Разработана компанией Epsitec. Игра призвана обучить детей (от 10 лет и старше) навыкам программирования в игровой форме. Главной особенностью игры является возможность создавать программы, в соответствии с которыми в игре действуют роботы (задавая им алгоритмы самостоятельной работы и заменяя ими монотонные действия, которые может делать и сам игрок), поэтому считается, что игра способствует обучению программированию. Язык программирования, встроенный в игру, похож на C++ или Java…

Скрин иры ColobotФото: Daniel ROUX & EPSITEC SA, ru.wikipedia.org

5. Конструирование, cборка и управление моделями (роботами). Например, LEGO MINDSTORMS.

С помощью LEGO MINDSTORMS вы можете превратить ваши модели LEGO в живых роботов, которые выполняют все ваши команды. Вы можете запрограммировать своего робота так, чтобы он ходил, говорил, двигался и выполнял все, что вы пожелаете, с помощью программного обеспечения LEGO MINDSTORMS EV3 Home Edition; вы можете программировать на интеллектуальном модуле EV3 или загрузив бесплатное приложение Robot Commander для своего смартфона.

Если вашему ребенку стало интересно программирование, то можно задуматься, стоит ли ему дальше учиться на программиста. Об этом в следующей статье.

1. Специалист с навыками программирования точно не останется без работы

Многие профессии исчезают на наших глазах: агрегаторы такси заменяют таксопарки, а программы для учета — живых бухгалтеров. Чтобы чувствовать уверенность в завтрашнем дне, хорошо быть не тем человеком, чью работу скоро автоматизируют, а тем, кто сам автоматизирует другие профессии — то есть быть программистом.

Существует мнение, что программистов заменят ноу-кодеры (специалисты по визуальному программированию на готовых сервисах) или искусственный интеллект. То есть сам процесс разработки тоже станет автоматизированным: роботов будут создавать роботы. Однако реальных предпосылок, что в ближайшее время профессию ждут тектонические сдвиги –– нет. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить рост количества цифровых вакансий и рынка труда в целом за последнее десятилетие.

Программирование становится новой грамотностью и сквозным скиллом для разных профессий. Это можно сравнить с английским, который в какой-то момент стал необходим для приема на хорошую работу. Только теперь все больше работодателей ожидают от соискателей владения хотя бы одним языком программирования.

Владимир Баяндин,

Руководитель образовательных продуктов университета цифровых профессий Skypro

Количество вакансий по профессиям, связанным с IT, растет. Увеличивается и доля позиций для специалистов с минимальным опытом — компании готовы инвестировать в развитие ребят junior-уровня и даже стажеров. В IT-профессиях конкуренция пока низкая. Например, на одну вакансию JAVA-разработчика приходится меньше четырех резюме
, а на позицию DevOps-инженера — меньше двух. Для сравнения: средний конкурс на позицию юриста — 10 человек.

Средний доход специалистов IT-профессий стабильно растет на несколько процентов каждый год. А за время пандемии еще и произошел резкий скачок от 30 до 80%. На это сильнее всего влияют два фактора: распространение дистанционной работы и интерес зарубежных компаний к российским айтишникам.

Что такое программирование?

Программирование или кодирование, это метод коммуникации с компьютером. Это понимание языка, который понимает компьютер. Чтобы дать компьютеру инструкции для выполнения определенных функций, нужно знать такой язык и принципы постановки задач. Программирование позволяет нам создавать такие вещи, как компьютерное программное обеспечение, веб-сайты, приложения и видеоигры.

В зависимости от того, что вы хотите разработать, существуют разные типы кода. И разные «языки программирования», каждый из которых имеет свой набор правил. Но по сути, программирование дает компьютеру инструкции для достижения желаемого результата.

Что ждет после обучения в Школе программистов?

Я училась в школе программистов 2 года, изучала языки программирования C++ и Python. Занятия проводили очень грамотные преподаватели. Полученные в школе программистов знания помогли мне повысить успеваемость в школе и сдать ЕГЭ на высокий балл.

Елизавета Караваева

МШП классное место. Я отучился тут 3 года и собираюсь вернуться сюда в роли преподавателя. Тут вас точно научат IT-шным предметам и не только (направлений очень много, от обычного олимпиадного программирования до компьютерной безопасности)

Георгий Зайцев

МШП во многом сформировала меня — как программиста и как человека. Благодаря олимпиадному отделению (Сергею Валерьевичу в частности) я — вместе с Сергеем Пучиным, Владом Семипятным и другими — всего за несколько лет продвинулся от азов программирования до уровня всероссийских олимпиад.

Аким Кумок

Senior Software Engineer в Google

Я училась в школе программистов 2 года, изучала языки программирования C++ и Python. Занятия проводили очень грамотные преподаватели. Полученные в школе программистов знания помогли мне повысить успеваемость в школе и сдать ЕГЭ на высокий балл.

Елизавета Караваева

МШП классное место. Я отучился тут 3 года и собираюсь вернуться сюда в роли преподавателя. Тут вас точно научат IT-шным предметам и не только (направлений очень много, от обычного олимпиадного программирования до компьютерной безопасности)

Георгий Зайцев

МШП во многом сформировала меня — как программиста и как человека. Благодаря олимпиадному отделению (Сергею Валерьевичу в частности) я — вместе с Сергеем Пучиным, Владом Семипятным и другими — всего за несколько лет продвинулся от азов программирования до уровня всероссийских олимпиад.

Аким Кумок

Senior Software Engineer в Google

Больше отзывов о школе