Приложения для ведения конспектов

Метод запоминания ОГПУ

Случалось ли вам, пытаясь что-то вспомнить, видеть перед глазами страницы учебника, когда буквально видишь, где начинается параграф, слева или справа, над картинкой или под, крупный шрифт или мелкий?

Если да, значит, у вас есть эффект зрительной привязки. Ваши глаза запоминают, как текст расположен на страничке, и это можно использовать с помощью метода ОГПУ.

Это комбинированный метод запоминания, название которого расшифровывается так: ознакомление → главные мысли → повтор → умозрение.

Суть метода в том, что необходимо прочитать параграф учебника, свой конспект или теоретический материал к уроку четыре раза:

  • Первый раз: бегло просматриваем текст, знакомимся.
  • Второй раз: читаем вдумчиво и выделяем главные мысли, подчёркиваем их (от четырёх до семи главных мыслей в тексте).
  • Третий раз: повторяем, но не весь текст, а только выделенные главные мысли.
  • Четвёртый раз: читаем умозрительно, то есть закрываем глаза и пытаемся представить текст.

Алгоритм составления конспекта

  1. Определите цель чтения книги и цель создания конспекта.
  2. Внимательно изучите предложенный материал.
  3. Разделите материал на осмысленные блоки, которые отражают главные мысли автора.
  4. Составьте после прочтения план конспекта, что стоит в нем отразить, какие ключевые моменты, даты, наименования и так далее.
  5. Опираясь на план конспекта, перечитайте еще раз текст и выпишите важные моменты в собственный конспект.
  6. Выделяйте ключевые понятия и моменты отдельным цветом или подчеркиванием.
  7. Свои мысли пишите на полях или обозначайте специальными символами в тексте.

Как оформить заголовок конспекта

Важным элементом конспекта является заголовок темы. С его помощью в дальнейшем автору будет проще найти нужные записи

Поэтому оформлению названия лекции уделяется особое внимание. Существует пара способов для красивого представления заголовка:

  1. Слова пишутся или печатаются большими буквами, которые хорошо заметны на фоне остального текста.
  2. Заглавие темы подчеркивается или выделяется цветным маркером.

Автор может выбрать наиболее приемлемый для себя вариант. Следует избегать чрезмерного использования разных цветов в тексте. Необходимо разработать определенную систему написания заголовков. К примеру, заглавия отмечать желтым цветом, термины писать красным шрифтом, а зеленый маркер использовать для примеров.

И2ВЧП (SQ3R)

Этот метод подойдёт только для конспектирования с учебника. Он состоит из пяти стадий: исследования, вопросов, чтения, вспоминания, проверки — из первых букв которых и складывается название. Разберём стадии подробнее.

Исследование

Изучите структуру текста: заголовки, подзаголовки, выделенные термины, цифры, формулы, таблицы. Эти действия не должны занять более пяти минут. Оценив таким образом текст, вы сможете решить, нужно ли вам вообще читать эту информацию.

Вопросы

Сформулируйте вопросы к тексту. Например, преобразуйте заголовки и подзаголовки в вопросы или возьмите их из экзаменационных билетов, попытайтесь быстро, не вчитываясь, найти ответы на них в тексте. Этот шаг должен занять не более пяти минут.

Чтение

Начните читать текст, при этом не забывайте искать ответы на вопросы из предыдущей ступени. Так вы начнёте не просто читать текст, но активно работать над ним.

Вспоминание

Сформулируйте и запишите основные идеи текста, ответьте на вопросы из второго шага своими словами. Изложите прочитанное так, будто вы пытаетесь объяснить кому‑то тему. Если не можете вспомнить ответ на какой‑то из вопросов, найдите его в тексте и перечитайте нужный отрывок. Это не займёт много времени, так как вы предварительно хорошенько изучили структуру текста.

Проверка

Перечитайте свой текст. Сравните его с источником. При необходимости исправьте ошибки.

Преимущества метода:

  • Хорошо подходит для подготовки к экзаменам.
  • Позволяет запомнить и понять текст.
  • Помогает быстро находить и исправлять свои ошибки.

Недостатки метода:

  • Не помогает организовать записи.
  • Не подходит для записи лекций.

Написание черновика

Когда у вас собрано достаточно материала, самое время приступить к написанию черновика произведения. Я советую писать без остановки и не тратить время на вычитку книги. Потому что в процессе написания у вас может несколько раз поменяться и идея, и сюжет.

После написания черновика обязательно дайте ему немного отлежаться. Во-первых, и вы отдохнете от книги, а во-вторых, и книга отдохнет от вас. Поверьте, если работа встала, а вы будете насиловать себя и мучиться, чтобы что-то придумать, толку от этого будет ноль. Если работа замерла, то смело беритесь за другое произведение или просто читайте в свое удовольствие.

Возможные проблемы

Когда взрослые учат своих детей пересказывать различные тексты, они сталкиваются с трудностями. Некоторым малышам сложно передать прочитанную информацию своими словами. Это может быть вызвано несколькими причинами:

  • Маленький словарный запас. Когда ребёнок только познакомился с определёнными словами, он не может объяснить их или подобрать к ним синонимы, поэтому малыш начинает жестикулировать.
  • Отсутствие общения с другими ребятами. Обычно малыши ведут себя смело со своими сверстниками и стараются донести до них свои мысли и идеи. Однако дети не такие терпеливые, как взрослые, поэтому при общении каждый говорит быстро и чётко. Поскольку родители всегда выслушают до конца своё чадо, малыш не старается подбирать нужные слова и рассказывает о чём-нибудь медленно.
  • Ребёнок не умеет читать. Общения с родственниками и сверстниками недостаточно для развития речи. Малыша необходимо научить читать ещё до школы. Если пропустить этот этап, ему будет сложно поспевать за сверстниками. С помощью чтения он сможет пополнять пассивный словарный запас, выходящий за рамки быта. В дальнейшем новые слова помогут с пересказом прочитанной информации.

Во время пересказа нередко возникают и другие проблемы. Дети часто нарушают порядок повествования. Иногда они придумывают события или персонажей, которых не было в тексте. Часто дошкольники неправильно употребляют падежи или повторяют одни и те же слова. Также бывает, что одну часть материала дети описывают слишком кратко, а другую — подробно.

Придание книге глубины

Итак, черновик у вас готов. Если вы хотите придать своей книге многоплановость, то советую вам внести в нее следующие элементы:

1. Отсылки к классике русской и зарубежной литературы. Конечно, не в лоб, но можно тонко намекнуть на произведения других писателей. Такие отсылки, конечно, должны быть уместны. Они подчеркнут, что вы начитанный автор. И, как мне кажется, доставят удовольствие настоящим ценителям литературы. Это всё на ваше усмотрение.

2. Библейские мотивы.

Многоплановость будет только плюсом для книги

3. Присутствие в книге символов и знаков. Для эрудированного читателя они являются тонкими подсказками, намеками. Например, в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского много желтого цвета — намёк на нездоровое психическое состояние главного героя, да и Санкт-Петербурга в целом. В романе «Белая гвардия» М. Булгакова часто встречается красный цвет как символа революции, но в то же время и крови. Символы и знаки придают качество книге.

4. Использование нумерологии. Классический пример поэма «Двенадцать» А. Блока. Это число, совершенное во всех отношениях: двенадцать апостолов, двенадцать месяцев в году. Ещё часто используются в литературе числа три, шесть, семь.

5. Хорошее знание человеческой психологии

Очень важно, чтобы у вас в книге была вся гамма человеческих характеров: жадность, злость, зависть и прочие. Если у вас будут одни кисельно-сиропные персонажи, поверьте, книга наскучит ещё на первой странице

Способы конспектирования

Существует множество различных техник по ведению конспекта, приведем самые интересные и полезные:

  • скоростное конспектирование;
  • схематический план;
  • опорный конспект;
  • система кратких обозначений.

Есть много интересных и полезных техник ведения конспекта

Скоростное конспектирование считают самым распространенным способом фиксирования информации среди студентов.

Он одинаково хорошо подходит для конспектирования как гуманитарных дисциплин, так и научных.

Данный способ характеризуется особенным разделением пространства для конспектирования.

Лист бумаги делится вертикально на две колонки до половины страницы, на половине подводится горизонтальная черта таким образом, чтобы внизу листа оставалось пространство, неподеленное линиями, шириной примерно семь сантиметров.

Главная информация/суть записывается в правую колонку, которая является основной частью вашего конспекта.

Во время письменной фиксации материала нужно не забывать переходить от главной информации к фактажу, приводить примеры для полного ее пояснения.

В левую колонку нужно записать ключевые слова и выражения прослушанного/прочитанного материала для иллюстрирования содержания, отраженного в правой колонке.

В нижней части листа нужно описать главную мысль материала, а также описать ее преимущества и особенности относительно предыдущих лекций и т.д..

Такая техника конспектирования позволит вам быстро все вспомнить по истечении некоторого времени и проанализировать написанное.

Наиболее подходящая вам техника конспектирования поможет не только читать, но и запоминать гораздо больше книг

Схематический план отличается от других видов тем, что здесь сначала нужно записать вопросы, на которые нужно дать короткие ответы в процессе изучения материала.

Если совместить схематический план с принципом скоростного конспектирования, важную роль будет играть заполнение сначала левой колонки, а уже после – правой.

То есть порядок заполнения будет противоположным первому способу конспектирования.

Опорный конспект представляет материал целыми блоками различных тем. Каждый блок в опорном конспекте отображается в виде системы знаков, которые в свою очередь составляют мини блок.

Таким способом ведения конспекта преподаватель имеет хорошую возможность реализовать индивидуальный подход к процессу обучения, делать его более интересным и понятным для учащихся с разным уровнем знаний.

На сегодняшний день метод написания опорного конспекта набирает все большую популярность. Некоторые издания даже выпускают особые издания таких конспектов для отдельных дисциплин.

Система кратких обозначений отлично поможет при конспектировании книги, так как с ее помощью можно в значительной мере сократить содержание, а также использовать различные символы и обозначения, раскрывающие главную мысль прочитанного.

Необязательно придумывать собственные символы, так как их можно позаимствовать из общепризнанной системы обозначений.

Таким образом, если вы забудете, как расшифровывается тот или иной символ, всегда можно обратиться за помощью в Интернет.

Как правильно составить конспект урока или лекции

Конспектируй вдумчиво

Не хватайся за ручку с первых слов преподавателя. Старайся не просто автоматически записывать всё, что он говорит, а фильтровать информацию. Лучше дослушай предложение, осмысли его и уже тогда всё кратко запиши. Полезно помечать и комментарии преподавателя, особенно если они расшифровывают сухие определения.

Структурируй записи

Обязательно выделяй отдельные части конспекта: тема урока или лекции, заголовки, подзаголовки, определения. Делай отступы между текстовыми блоками, а основную информацию (формулы, законы, правила) обводи в рамочку. Не бойся визуализировать получаемую информацию (там, где это возможно). Рисунки отпечатаются в твоей голове и помогут вспомнить сопутствующую им информацию.

Используй сокращения

Сокращай слова так, чтобы потом разобрать их. Придумай собственные условные обозначения, чтобы ускорить процесс. Здесь помогут математические знаки и другие символы. Например, слова «повышение», «рост», «увеличение» может заменить стрелка вверх или знак больше. Только не забудь потом, что какой знак обозначает.

Выбирай удобные письменные принадлежности

Используй для конспектов тетради с бумагой, на которой тебе будет приятно писать. Хорошо, если в ней будут расчерчены поля: на них можно делать важные пометки по теме, а не только проставлять дату или помечать домашнее задание. Там, где осталось что-то тебе не понятное, ставь вопросительные знаки. Если лектор прервал свою мысль и переключился на что-то другое, оставь свободное место, а потом вернись и закончи.

Ручку для письма бери удобную и с яркими чернилами. Гелевая и капиллярная тоже подойдёт, если бумага плотная и на ней ничего не просвечивается. Разноцветные ручки тоже можешь использовать по желанию, но они забирают много времени. Удобнее будет текстовый маркер.

Один конспект — один предмет

Не стоит конспектировать все предметы в одну тетрадь. Это запутает тебя и не вызовет восторга у преподавателя. Отведи на каждый предмет по отдельной тетради. Можешь использовать тетрадь на кольцах со вставными блоками.

Пользуйся дополнительными средствами

Бывает, что учитель или преподаватель читает лекции очень быстро. В таком случае ничего не остаётся, кроме как подстроиться под его темп: делай записи тезисно, пользуйся диктофоном или ноутбуком (если это не запрещено).

Надеемся, после наших советов ты будешь вести конспекты ещё лучше!

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях

Виды памяти

Начнем с того, что запоминание бывает произвольным и непроизвольным, хотя это и не единственная классификация.

Произвольная память включается, если есть процесс заучивания, то есть когда мы запоминаем что-то специально. Например, номер телефона или стихи.

Непроизвольная память подключается сама собой, без волевых усилий. Например, после разговора со знакомым мы помним, во что он был одет. Это происходит потому, что в памяти остаются не только факты, но и сопутствующие обстоятельства.

Если вы хотите научиться быстро запоминать тексты, нужно тренировать произвольную память. Но можно подключить к делу и непроизвольную, если связать нужную информацию с каким-то делом, со своим опытом или с эмоциями.

По времени сохранения информации бывает:

Какая польза от конспектов

Сначала разберёмся, зачем вообще надо вести конспекты.

Быстрее запоминать: когда вы просто читаете, то задействуете краткосрочную память. Записывание переводит информацию из краткосрочной в долгосрочную память, а зрительная память дополняется двигательной.

Быстро освежить в голове нужную информацию, найти ответ на срочный вопрос. Конспект сэкономит время: не придётся пересматривать лекцию или перечитывать книгу, достаточно пролистать тетрадь с важными тезисами.

Лучше концентрироваться на предмете. Когда вы записываете, то мозг не пассивно поглощает информацию, а обрабатывает её. Вы глубже погружаетесь в содержание лекции, анализируете материал. Можете начать искать примеры из жизни, становитесь активными и вовлечёнными. Такие знания уже будет легче применить на практике.

Соблюдаем нехитрые правила

Следование некоторым правилам поможет достичь отличных результатов в обучении письму:

Мебель для письма должна быть подобрана подходящая. Это означает удобную спинку у стула, соответствие стола росту. Вряд ли процесс тренировок будет успешным, если человек решит посидеть в кровати или в кресле, используя свои собственные колени в качестве подставки для тетради.

Задумавшись над тем, как научиться писать быстро и красиво, нужно с вниманием отнестись к положению своего тела. Поза выбирается прежде всего удобная

Спина должна быть прямой, пусть опорой для нее служит спинка стула. Сев за стол, нужно проверить и положение коленей. Девяносто градусов – под таким углом они пусть будут согнуты.
Обращаем внимание на лист бумаги. Правильнее, если он будет лежать немного правее человеческого туловища.

MetaMoJi Note Lite

Плюсы и минусы

Доступно создание текстовых и рукописных заметок.
Наличие текстового и графического редактора.
Можно работать с pdf файлами и вносить в них корректировки.
Кроссплатформенность.

Основное внимание уделяется работе только с текстовыми файлами.

Удобство ведения конспектов

8

Использование различных видов информации

7

Удобство проведения структурирования

7

Удобство при изучении записей

8

Итого

7.5
Средство конспектирования при помощи создания заметок.

Одним из способов использования является создание заметок. На самом деле эта программа является комплексным продуктом, позволяющим решать задачи офисного типа различной степени сложности. Здесь присутствуют текстовый и графический редакторы. Есть возможность вносить корректировки в файлы pdf. Существует средство для создания графических схем.

Оно является кроссплатформенным. Существуют варианты, выпущенные для iOS и Windows. В записях можно одновременно использовать различные типы информации: текст, картинки, аудио и видео записи.

Для оформления можно применять различные стили и цвета, менять шрифты. Использование медиафайлов и графических схем позволит лучше понять записанную в приложении информацию. В документах можно сочетать рукописный и напечатанный текст. Предусмотрена возможность виртуального масштабирования материалов.

Программа может качественно производить импорт и экспорт веб страниц. Информацию можно сохранять в облачном хранилище данных. Доступна возможность синхронизации документов, с которыми работают на различных устройствах.

Структура и логика

Для тех, кто любит структурированные, аккуратные конспекты с четкой внутренней логикой, есть несколько удобных видов конспектирования:

1. Интеллект-карта

Это особый вид записи материалов в виде радиантной структуры. Записи расходятся от центра к краям, информация постепенно разветвляется на более мелкие части. Такой метод подходит, когда тебе нужно структурировать небольшое количество информации. Например, так отлично запоминаются характеристики исторических личностей, планы написания научно-исследовательских работ.

Лично мне этот способ помог подготовиться к контрольной по обществознанию: мне гораздо лучше были видны причинно-следственные связи между аспектами темы. А еще в интернете очень легко найти готовый шаблон такой карты, если времени совсем мало.

2. Метод Корнелла

Это система ведения конспектов, разработанная Уолтером Пауком, профессором Корнелльского университета в США. Сначала нужно отделить горизонтальной линией снизу около четверти своего листа, а вертикальной линией – четверть листа с левой стороны. В оставшейся части листа – самой большой – записываешь основную информацию. Затем начинается самая интересная часть – работа над конспектом. В левой колонке кратко запиши все основные тезисы конспекта – так будет гораздо удобнее пересматривать записи. В эту же колонку можно вписать наиболее интересные и важные вопросы, на которые отвечает конспект. В нижнюю колонку после выполнения всех предыдущих пунктов нужно написать краткий пересказ конспекта, опираясь на факты и вопросы из левой части.

Этот метод считается настолько эффективным, что его уже вводят в большинстве американских школ как обязательный. Он отлично подходит и для записей во время встреч и совещаний на работе. Хочешь узнать подробности – прочитай книгу Паука «Как учиться в колледже».

Мой личный совет – использовать метод Корнелла не только для конспектов, но и для самоанализа

В конце каждой недели в основном поле я пишу, что я хорошего и важного успела сделать, слева пишу замечания, как я могла бы улучшить результат, что я сделать не успела, что должна была и так далее. В нижней части подвожу общий итог недели

А позже, опираясь на этот конспект, составляю планы на новую неделю. Это помогает мне визуализировать уровень моей продуктивности на неделе.

Придумываем идею

Сразу скажу: как возникает замысел книги, я ответить не могу. И как приходят ко мне идеи, я тоже не знаю. Это как вспышка, озарение. Я встречал писателей, которые обладали феноменальной начитанностью, обширными знаниями в области литературы и искусства. Но их книги больше походили на фанфики знаменитых книг.

То есть если вы начитаны и умны, не факт, что вы сможете придумать гениальную идею.

Но не стоит опускать руки. Я написал специальную статью о том, как придумать идею книги, Буду рад, если она вам будет полезна.

Самое сложное — придумать идею, остальному научить можно.

Кратко, о чем я пишу про придумывание идей

Замысел вашей книги должен быть близок читателю, затрагивать актуальные проблемы. Нужно решить для себя: зачем вы хотите написать эту книгу? Какова ее миссия? Нужно также попытаться выделиться среди миллионов писателей. Поверьте, это возможно. Следуя принципу Парето, 80% писателей пишут низкосортную литературу, и только 20% пишут на совесть.

Ещё я бы хотел отметить то, что очень небольшое число авторов имеют и отстаивают в книгах свою гражданскую позицию.

Меня удивляет, что детские писатели жалуются на отсутствие проблем, которые можно описать в книге. Только вдумайтесь: в России они не находят проблем!

Идея — основа книги, так как написать книгу может и средний писатель.

Откройте глаза, братья по перу! Да куда ни глянь — одни проблемы! И такие авторы пишут кисельно-сиропные книги, от которых читатель может заработать только сахарный диабет. Пары страниц достаточно, чтобы понять: автор не имеет своего мировоззрения.

Как это ни странно, чем фантастичнее книга, тем больше реальных проблем оно должно затрагивать. Книги, которые не затрагивают людские проблемы, долго не живут.

Да и ещё важный момент: все, что описывается в этом пособии ниже, имеет целью раскрыть вашу идею!

Подбор ручки

  • Разбираемся дальше, как научиться писать быстро.И следующим нашим пунктом будет подбор ручки. Тут не обойтись без посещения канцелярских отделов и магазинов. И пусть выбор окажется непростым и небыстрым, затраченные силы и время все равно окупятся. Познакомиться придется с ручками, разнящимися по толщине, форме, материалу. Выбор стержня зависит от собственных предпочтений. Кому-то комфортнее писать тонким стержнем, кому-то — толстым.
  • Вас интересует, как научиться писать быстро и красиво? Значит, придется понаблюдать, каким образом вы держите ручку. Должны быть задействованы три пальца. Большому и указательному нужно будет ее держать. Средний — это тот палец, на котором ручка будет лежать. Осталось присмотреться к безымянному пальцу и мизинцу. Их нужно немного согнуть, расслабить и зафиксировать в одном положении. Ручку следует держать без напряжения, не сжимая.

Виды и типы конспектов

Различают несколько типов конспектов, где каждый из них предназначен для определённой области или вида работы. Поэтому необходимо их различать и знать, где лучше использовать, а также научиться красиво оформлять конспекты.

План-конспект

Составление план-конспекта

Этот конспект составляется на основе уже данного или самостоятельно составленного плана, разделённого на пункты и подпункты. Остаётся только под каждым из заголовков кратко записать раскрывающую его информацию.

План-конспект имеет свои преимущества: помогает мыслить последовательно, выделять самое главное, разбивать информацию на несколько частей. Удобен для записи лекций, если преподаватель заранее даёт план. Также помогает эффективно готовиться к экзаменам: вы можете смотреть на заголовки и по памяти рассказывать их содержание.

Схематический план

Для его составления нужно записать вопросы, а затем дать на них краткие ответы, состоящие из пары предложений. Чтобы быстрее ориентироваться в записях, можно разделить лист на две части: в левой колонке записывать вопросы, а в правой – ответы. Работать с ним просто и удобно.

Текстуальный конспект

Данный вид конспекта состоит из цитат (главной мысли), которые располагают в логической последовательности или в соответствии с составленным планом. Текстуальные конспекты используются, когда необходимо проанализировать высказывания автора, определить их правдивость или ложность, ведь для этого потребуется переписать мысли автора точь-в-точь. Поэтому текстуальные конспекты широко используются в литературе, философии или науке.

Но их не рекомендуется создавать, если вы можете обойтись записью главных идей автора своими словами. Почему? Этот тип конспекта не развивает память, не помогает проработать и запомнить весь материал и не даёт о нём представление в целом. Поэтому текстуальный конспект лучше использовать как полезное приложение к основному конспекту, если вы уверены, что вам потребуются цитаты.

Тематический конспект

Конспект по заданной теме

Он даёт исчерпывающий ответ на выбранную тему, при этом, для полноты раскрытия, используют различные виды источников информации. При его составлении самая главная задача – не конспектировать по отдельности содержание каждого из источников, а выбирать только то, что поможет лучше раскрыть заданную тему.

Данный конспект помогает углубиться в изучение выбранного вопроса/проблемы, провести анализ с разных сторон, учитывая разные мнения. Но для его составления нужно проработать немало литературы, так он получится очень информативным и ценным.

Графический конспект

Из названия следует, что данный конспект передаёт информацию в графическом виде: через таблицы, графики или схемы. Но они подкрепляются краткими пояснениями и выводами. В основном, эта техника используется для конспектирования технических тем, но в некоторых случаях подходит и для гуманитарных.

Конспект лекций

В конспекте лекции нужно наиболее точно и полно раскрыть главные идеи, передаваемые лектором. Для этого нужно уметь выделять ключевые моменты, анализировать информацию, отсекать всё лишнее и быстро записывать. В основном, конспект лекций представляет последовательную запись того, о чём рассказывает лектор, так как на составление чёткого плана не остаётся времени.

Свободный конспект

Этот тип конспектов подойдет для настоящих гуру. В свободных конспектах успешно сочетаются элементы всех типов. Здесь для наиболее полного и точного отображения темы переплетаются схемы, цитаты, графики, рисунки и вопросы. Но составить его непросто – есть риск получить несвязную логически и неинформативную кашу, в которой трудно разобраться. Поэтому для начала лучше набраться опыта, поработав с каждым из выше описанных типов.

Пример конспекта

Правильно составленные конспекты нередко передаются из рук в руки, так как понятны даже тем, кто впервые слышит о теме записей. Приблизительно так может выглядеть краткая запись, сделанная с использованием общепринятых сокращений, знаков и выделений:

ТЕМПЕРАТУРОЗАВИСИМЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЛИПИДНОЙ И ВОДНОЙ ФАЗЕ

Глубокое охлаждение может стать причиной серьезных нарушений в биосистемах в результате:

  • структурных перестроек макромолекул и белок-липидных комплексов;
  • фазовых превращений в биомембранах и водных растворах;
  • термомеханических напряжений и действия других факторов.

Фазовые превращения липидов – переход их ансамблей из жидко- в твердокристаллическое состояние и наоборот. Для криобиологии важны структурные изменения воды и их учет в жидкой фазе, с которой контактирует биообъект.

!Общее для фаз. переходов в липидах и водных р-рах – оба относятся к фаз. превращениям 1-го рода.

Фаза – гомогенная термодинамическая сис-ма, в кот. отсутствуют поверхности раздела, отделяющие друг от друга макроскопические части, отличающиеся по своим свойствам и составу.

Фаз. переход 1-го рода – превращение, при котором потенциал Гиббса сис-мы – const, а внутренняя энергия и плотность (или энтальпия и энтропия) претерпевают скачкообразные изменения => фаз. переход 1-го рода – кооперативное упорядочение сис-мы или ее части, связанное с выделением или поглощением тепла.

В общем, было бы желание, а освоить правила написания конспекта несложно. Составление кратких записей отлично развивает ассоциативную память, а умение хорошо структурировать информацию пригодится в жизни не меньше полного курса по сопромату.

Источник статьи: http://edunews.ru/school/info/kak-pisat-konspekt.html

Основные правила

Чтобы ребёнок научился грамотно излагать мысли, он должен знать правила пересказа текста. Если малыш спокойный и усидчивый, тогда будет легко заняться с ним пересказом текстов.

План изложения материала:

  • прочитать текст;
  • найти значение незнакомых слов;
  • проанализировать текст, определив главную мысль;
  • разделить текст на смысловые части и устно составить план изложения;
  • придумать заголовки к каждому этапу повествования;
  • обсудить все части по отдельности, выделив интересные моменты;
  • описать главных героев и их поступки;
  • определить последовательность событий в рассказе или сказке;
  • соединить все части и пересказать их.

Чтобы ребёнку было легче пересказывать, родителям следует задавать наводящие вопросы, например, когда началось событие или как закончилась история. Подсказывать малышу не рекомендуется, поскольку он сам должен вспомнить прочитанное. Вначале ребёнок может отвечать одним предложением. С постоянными тренировками он научится излагать мысли развёрнуто.

В первый раз взрослому следует пересказать текст вместе с малышом. А потом он может сделать вид, что забыл какое-то событие. В этот момент чадо может продемонстрировать хорошую память и напомнить родителю о позабытой части рассказа.