Содержание
- КЕПС и Институт исследования Сибири
- Как отследить полет спутника через компьютер
- Как работает Hyperloop
- Hyperloop — транспорт будущего
- The Problems Plaguing the Hyperloop
- Литература
- Российские перспективы Hyperloop
- For it to work, the Hyperloop would require an absolutely perfect turbomolecular pump
- Украина в проекте Гиперпетли
- Important things to note
- Преимуществе космического туризма SpaceX
- Что такое система Starlink и как к ней подключиться
- Критика
- Vacuum Trains: How they work
- Вызов SpaceX
- Старт томской эпопеи
- Безопасна ли технология Hyperloop?
- Какие задачи должен решить Hyperloop?
- Испытания и пробные запуски
- Удешевить и ускорить
- Decompression is a dire problem
КЕПС и Институт исследования Сибири
За годы жизни в Томске Вейнберг способствовал реализации права женщин на получение высшего образования. В 1910 году вместе с профессорами Сапожниковым, Зубашевым и Карташевым он инициирует открытие в Томске Сибирских высших женских курсов (СВЖК), затем он стал их директором. Туда принимались выпускницы семиклассных женских гимназий и епархиальных училищ. Обучение было платным — 120 рублей в год. На курсах преподавался широкий круг дисциплин: богословие, математика, физика, ботаника, химия, зоология и другие. СВЖК были закрыты в 1920 году, когда власти РСФСР разрешили женщинам поступать в университеты наравне с мужчинами.
Параллельно Вейнберг создал сибирскую школу физики твердого тела. В ее рамках он заложил основы новой науки — гелиотехники. Кроме того, в 1909 году он начал руководить созданной при лаборатории физики Томского технологического института метеорологической станцией. В 1911‒1915 годах он организовал цикл исследований ледяного покрова реки Томь — спустя тридцать лет полученные знания помогут проложить Дорогу жизни в блокадный Ленинград через Ладожское озеро. Совместно с будущим лауреатом Нобелевской премии по физике Николаем Семеновым он организует постоянно действующий научный семинар — как тогда говорили, «собеседования» по физике и смежным отраслям знания. В них могли принимать участие как студенты, так и преподаватели. Всего в течение двух лет работы было проведено 35 заседаний.
Вейнбергу удалось поднять изучение физики в Томске на очень высокий уровень. В 1927 году будущий лауреат Нобелевской премии по физике Николай Семенов, уже живя в Ленинграде, писал: «Можно смело сказать, что из всех провинциальных центров в СССР Томск стоит на первом месте по своему значению и своими работами в области физики»
Надо сказать, что Вейнбергу удалось поднять изучение физики в Томске на очень высокий уровень. В 1927 году будущий лауреат Нобелевской премии по физике Николай Семенов, уже живя в Ленинграде, писал: «Можно смело сказать, что из всех провинциальных центров в СССР Томск стоит на первом месте по своему значению и своими работами в области физики…».
В 1915 году при Императорской академии наук создается Комиссия по изучению естественных производительных сил России (КЕПС) во главе с Владимиром Ивановичем Вернадским. Ее членом был приглашен стать и Вейнберг, который для обеспечения своей деятельности создал Институт исследования Сибири. Главной целью института было провозглашено комплексное изучение природы, экономики и общественной жизни Сибири для эффективного использования всех имеющихся ресурсов края. В рамках деятельности института организовались геодезические, магнитные и метеорологические измерения, а также ряд экспедиций, в том числе в Обскую и Тазовскую губу.
специалиста по приемке военных заказов от Главного артиллерийского управления. Там он пробыл два года. В августе 1917-го он
После победы в Гражданской войне советская власть обращает пристальное внимание на науку. В стране начинается создание разветвленной сети научно-исследовательских центров
В 1923 году при ТТИ создается Институт прикладной физики, в котором Борис Петрович занимает должность заместителя директора. На этом посту он занимается вопросами физики твердого тела.
Учредительный съезд проходил 15-26 января 1919 г. в Томске. На снимке делегаты съезда по организации Института исследования Сибири
idea1.westsib.ru
Как отследить полет спутника через компьютер
Findstarlink.com
Find Starlink — англоязычный сервис от анонимных разработчиков, который предсказывает, когда именно в течение следующих пяти дней можно будет увидеть спутник. Введите свои страну и город (либо точные координаты), затем нажмите на кнопку Find Visible Times.
Появится список спутников, разделенных на три группы:
- с хорошей видимостью (good visibility);
- со средней видимостью (average visibility);
- с плохой видимостью (poor visibility).
Часть спутников, которые можно было наблюдать в Москве 14 июля 2021 года
(Фото: findstarlink.com)
Для каждого прибора указаны:
- его номер;
- местные дата, время и период, когда спутник будет виден, — возможны погрешности около 10 минут;
- показатель яркости (dim) — чем меньше цифра, тем лучше заметен прибор на небе;
- направление движения (look) — например, с юго-запада на восток;
- высота над горизонтом в градусах — в начале и в конце наблюдения, а также максимальное значение. Большинство спутников Starlink в начале наблюдения располагаются на высоте 10º. Если вы вытянете руку и расположите кулак на линии горизонта, прибор Starlink будет находиться примерно там, где костяшки пальцев.
На 2D-карте можно наблюдать за устройствами Starlink в реальном времени. Спутники перемещаются не поодиночке, а группами из 30–40 устройств. Но сайт показывает только первый прибор из каждой серии, чтобы не перегружать систему. Разработчики предупреждают, что данные могут быть неточными, так как траектории движения часто меняются.
2D-карта со спутниками и траекторией их движения
(Фото: findstarlink.com)
Лучше всего на ночном небе видно устройства, которые запустили три-четыре дня назад или чуть раньше. В это время они поднимаются к орбите и находятся под определенным углом к Земле и Солнцу, поэтому наиболее ярко отражают свет. Подробнее принцип работы спутников описывают на сайте SpaceX. **
В 2020 году астрономы сообщили Илону Маску, что устройства Starlink слишком ярко отражают свет и мешают ученым вести наблюдения за космическими телами. Основатель SpaceX ответил в Твиттере, что компания работает над тем, чтобы сделать спутники невидимыми на небе.
Satflare.com
Англоязычный сайт satflare.com показывает, как выглядит Земля с орбиты МКС. В том числе здесь можно увидеть движение спутников от SpaceX в реальном времени на 2D- и 3D-картах.
Авторизуйтесь на сайте либо войдите как гость, нажав Enter without Login.
Фото: satflare.com
Перейдите в раздел Starlink Trains и выберите, за какой серией спутников вы хотите наблюдать. Например, Starlink 1 были запущены 24 мая 2019 года, а Starlink 24 — 24 марта 2021 года. Можно выбрать для наблюдения все серии.
Фото: satflare.com
Задайте свое местоположение.
Первый способ: нажмите на кнопку Set Your Location, укажите свои координаты и высоту в метрах над уровнем моря.
2D- и 3D-карты со спутниками
(Фото: satflare.com)
Второй способ: найдите нужную точку на карте и дважды кликните на нее, пока не появится иконка домика.
Фото: satflare.com
Сервис может предсказывать, какие устройства Starlink будут видны над вашим местоположением в течение следующих пяти дней. Чтобы узнать прогноз, укажите нужную локацию и нажмите кнопку Predict Passes — появится список спутников. Для каждого устройства указаны:
- номер;
- местные дата, время и период, когда можно увидеть спутник;
- время, когда прибор будет наиболее заметен;
- координаты;
- степень видимости.
На satflare.com есть звездная карта. Она показывает движение устройств Starlink на небе относительно выбранного местоположения. Зеленые линии — траектории хорошо заметных спутников. По серым движутся те, которых почти не видно.
Звездная карта, на которой отмечены траектории спутников
(Фото: satflare.com)
Как работает Hyperloop
Скорее всего, в реальности Hyperloop будет далёк от идеальных представлений. Сейчас разработчики опираются на несколько принципов.
Без трения и встречного сопротивления
В трубе поддерживается не полный вакуум, а форвакуум – предварительный вакуум с предельным остаточным давлением (около 0,1% от атмосферного давления). Вакуумный поезд не сталкивается с трением опор и сопротивлением встречного воздуха. Герметичный тоннель минимизирует аэродинамические потери, поэтому поезд преодолевает звуковой барьер.
Линейный двигатель
Капсулы движет линейный двигатель, который создаёт электромагнитное поле. Статор – алюминиевый рельс на полу трассы. Ротор находится в капсуле. Чтобы получать электроэнергию, хотят поставить солнечные батареи на крыше поезда.
Встречный поток – на пользу движения
В передней части пассажирской капсулы есть вентилятор и компрессор. За ними идёт отсек с людьми, а в хвосте установлены аккумуляторы. Вентилятор создаёт воздушную подушку. В основу её работы положено использование встречного потока воздуха, с которым поезд всё равно сталкивается из-за большой скорости. Этот поток направляют под вагон, чтобы снизить трение и создать эффект парения над рельсами.
Разгерметизация не страшна
Электрический компрессор в капсулах собирает сжатый воздух на борту на случай разгерметизации. При перебоях питания спасут аккумуляторы, которые дадут запас на 45 минут движения – достаточно, чтобы доехать до следующей станции.
Hyperloop — транспорт будущего
Гиперлуп (гиперпетля; англ. Hyperloop) — проект нового вида транспорта. Гиперлуп представляет собой нечто среднее между сверхзвуковым самолетом «Конкорд» и электромагнитным рейкотроном, при этом он не требует рельсов. Сообщается, что скорость гиперлаупа будет превышать крейсерскую скорость Боинга 787 на 200 км/ч (более 1100 км/ч). Система будет использует магниты и турбины, которые запустят капсулы на воздушной подушке — для движения с большой скоростью по полых трубах.
Watch this video on YouTube
Известно, что гиперлуп представляет собой длинную трубу в виде петли между пунктами назначения, из которой откачан воздух для создания вакуума. Труба подвешена над землей для защиты от природных явлений и бедствий. Пассажиры будут сидеть в индивидуальных и групповых (6-8 человек) капсулах, которые ускоряются с помощью магнитов.
С 2013 года, когда основатель и генеральный директор Тесла Motors и SpaceX Илон Маск заявил о создании вакуумно-герметичной системы поезда гиперлуп, весь мир находится в ожидании.
The Problems Plaguing the Hyperloop
Constructing a tube hundreds of kilometers long would be an engineering marvel in of itself. However, introducing a tube hundreds of kilometers long that operates at a near perfect vacuum which can support the force of capsule weighing thousands of kilograms as it travels hundreds of kilometers an hour is nothing short of sci-fi fantasy.
Small scale experiments reveal the fundamentals of the idea are sound. Although, in the real world, there are too many factors that cannot be accounted for with a small scale design.
Advertisement
In the real world, there are tens of thousands of kilograms of atmospheric pressure which threatens to crush any vacuum chamber. There is also the problem with thermal expansion which threatens to buckle any large structure without proper thermal expansion capabilities. The Hyperloop would also be stupendously expensive. There are many unavoidable problems facing the Hyperloop that threaten the structural integrity, and every human life on board. The problems can be addressed, but at a great cost.
Below are the most compelling problems engineers must still address before any full-scale vacuum train system will carry a human life.
Литература
- Березин А. (недоступная ссылка). Компьюлента (13 августа 2013). Дата обращения: 12 марта 2015.
- Chin J. C. etc. (англ.) (pdf) (недоступная ссылка). 2015 AIAA SciTech Conference. American Institute of Aeronautics and Astronautics (20 January 2015). Дата обращения: 30 марта 2015.
- Dodson B. (англ.). Gizmag (22 August 2013). Дата обращения: 12 марта 2015.
Дополнительная литература
- Lee D. (англ.). BBC News (13 August 2013). Дата обращения: 12 марта 2015.
- Statt N. (англ.). CNET (19 September 2013). Дата обращения: 22 марта 2015.
- Taylor-Hochberg A. (англ.). Archinect (1 April 2015). Дата обращения: 6 апреля 2015.
Российские перспективы Hyperloop
От модной концепции вакуумного транспорта, позволяющей совершить невероятный технологический прорыв, не осталась в стороне и Россия. В мае 2016 года РЖД создала совместную рабочую группу с Hyperloop One для обсуждения возможностей создания таких магистралей на российской земле.
Богатым на новости стал очередной Санкт-Петербургский международный экономический форум, который прошёл 16-18 июня 2016 года. Там присутствовали представители двух конкурирующих компаний, продвигающих концепцию Hyperloop, и для обеих участие в форуме было очень плодотворным.
Так, Дирк Алборн, глава компании Hyperloop Transportation Technologies, обсудил с Алексеем Миллером, главой «Газпрома», идею использования российской газотранспортной инфраструктуры для развития вакуумных трасс, которые можно строить параллельно существующим газовым трубопроводам.
Также на форуме компания Hyperloop One заключила договор с российской компанией «Сумма» о создании скоростной трассы в Москве и соединении её с местной транспортной инфраструктурой. Причём поддержку проекту обещал президент России Владимир Путин, который встретился с Шервином Пишеваром, основателем Hyperloop One.
Наконец, на том же мероприятии Максим Соколов, глава Минтранса РФ, заявил, что у ведомства имеются планы по строительству 70-километрового испытательного участка скоростной транспортной системы на Дальнем Востоке в рамках транспортного коридора «Приморье-2».
Как только первая капсула с пассажирами отправится в первое путешествие по трассе Hyperloop, наш мир начёт меняться. Постепенно уйдут в прошлое традиционные виды транспорта, города и страны станут ещё ближе друг к другу, а население будет более мобильным. Но для того чтобы это будущее наступило, даже в самые удалённые точки планеты должны прийти новые технологии и материалы, современные инструменты и оборудование, эффективные походы к организации производства и монтажных работ.
For it to work, the Hyperloop would require an absolutely perfect turbomolecular pump
Any engineer learns early on in their university career that all components are designed with a certain degree of error. Though it may seem shocking to some, even NASA’s most high-tech rockets are designed with a degree of error in mind. It is the reason parts fail, which is okay, as long as it is caught in time.
One of the greatest challenges engineers face is vibrations. Vibrations can rattle bolts loose, cause micro-fractures, or create a catastrophic failure. In the event of a turbomolecular pump spinning at tens of thousands of RPM, even the most minute of failures could result in catastrophe.
If the engine began to vibrate, it would quickly disintegrate, turning the turbine blades into mini projectiles.
If the tip of a blade came lose, it could easily perforate the Hyperloop tube. Then, all the air would rush in, destroying the system and killing all that are inside.
The multi-ton capsules intended to carry passengers also pose as liabilities themselves.
Weighing in at nearly 3,00o kg a piece, the Hyperloop tube would have to withstand the constant force and vibrations as each capsule travels through the pipes at hundreds of kilometers an hour. The capsules would wear down the structural integrity of the tubes. With regular maintenance and properly functioning tubes, it would not be an issue. However, if engineers did not catch a faulty tube (and there will be thousands of tubes), it could fail and result in spontaneous decompression once again.
Украина в проекте Гиперпетли
Этот план, напоминающий World Metro Map, был разработан в 2003 году Марком Овенденом, который представлял себе, что глобальная подземная система может выглядеть следующим образом.
План-карта потенциальных гиперлуп-станций в городах мира, 2003. Фото: Inverse
Как видим, на карте потенциальными станциями гиперлупа в Украине могли стать Киев, Харьков, Донецк, Одесса, Кривой Рог и Днепропетровск. К слову, на представленной карте столица Австрии Вена каким-то образом оказалась между украинскими городами Кривой Рог и Днепр. В столице Украины могли бы проходить три ветки, на которых ближайшими пунктами без пересадки будут чешская Прага и российская Уфа. Интересно, что Кривой Рог, который находится в Днепропетровской области, всего в 120 км от областного центра, также включили в список станций. В Днепре, по задумке автора, должен находиться пересадочный пункт. А вот в Стамбул можно было бы доехать сразу из нескольких украинских городов — Харькова, Донецка и Одессы.
Благодаря ультравысоким скоростям вакуумных поездов глобальная гиперлуп-сеть могла бы соединить все города мира. Предлагаемая скорость до 750 миль/час (1207 км/час) позволила бы пассажиру путешествовать из Сан-Франциско в Лос-Анджелесе примерно за 35 минут. Также с помощью межконтинентальной транзитной сети между Европой и Азией стали бы возможны быстрые поездки, всего в течение нескольких часов.
Конечно, потенциал сети Hyperloop не может выглядеть так же, как на карте. Так, расстояние от мексиканской столицы Мехико к португальскому Порту выглядит схематически как всего одна остановка, но по факту это почти 8050 км через Атлантику.
Ранее центр Ukrainian Institute for the Future подсчитал, какой экономический эффект произвел бы Hyperloop в Украине.
Important things to note
However, at those pressures, the difference between a perfect vacuum and the proposed pressures the Hyperloop will operate at are practically negligible.
Advertisement
Comparatively, large airliners fly at altitudes with more than 200 times more air than what the proposed Hyperloop capsules will travel through. Airliners fly at an altitude of about 10 km up whereas the Hyperloop tube would have the same internal pressure level that is experienced 50 km up in the atmosphere — essentially near-space conditions.
The pressure exerted on the inside of the tube will remain at around 0.015 Psi (0.000977 of an atmosphere) — whereas the atmospheric pressure on the outside of the tube approaches 15 Psi (nearly one atmosphere). Therefore, for all intents and purposes, the Hyperloop can be assumed to be operating at a near perfect vacuum.
Advertisement
Now, Musk and other companies believe the technology is ready to support the weight of the entire atmosphere over hundreds of kilometers.
However, the problems still remain. It is not an impossible task, although with current technologies, it will likely remain unfeasible to develop a full-scale vacuum train for many more years to come — here is why.
Преимуществе космического туризма SpaceX
В 2021 году было совершено два запуска туристов в космос. В июле на орбиту Земли слетал миллиардер Ричард Брэнсон и несколько сотрудников основанной им компании Virgin Galactic. Они поднялись на 80-километровую высоту (почти граница между Землей и космосом) и через несколько минут успешно совершили мягкую посадку.
Ричард Брэнсон в космосе
После Брэнсона в космический туризм отправился основатель компании Amazon Джефф Безос в компании своего брата, студента и 82-летней летчицы. Они поднялись на 100-километровую высоту и тоже совершили посадку спустя несколько минут полета. Подробнее об этом событии можно почитать в этом материале.
Джефф Безос после полета в космос
Грядущая миссия SpaceX будет лучше двух предыдущих полетов сразу по нескольким параметрам:
- во-первых, корабль Crew Dragon поднимается на высоту 580 километров — вот это настоящий космический туризм, а не «прыжки» на 100-метровую высоту;
- во-вторых, экипаж корабля проведет в космосе не ничтожные несколько минут, а три дня, что позволит людям надолго запомнить свой опыт;
- в-третьих, собранные в рамках подготовки к миссии средства пойдут на благотворительность.
Последний пункт звучит наиболее круто. Когда в космос собирался миллиардер Джефф Безос, пользователи Интернета были недовольны его успехом. Однако, Джефф Безос очень давно готовился к этому полету и буквально осуществил мечту своего детства. Подробнее о его пути к этому полету можете узнать тут.
На Netflix есть документальный фильм о миссии Inspiration4
Что такое система Starlink и как к ней подключиться
Спутники Starlink от SpaceX, компании Илона Маска, обеспечивают высокоскоростное подключение к интернету. Цель проекта — создать глобальную сеть, которая покроет всю Землю. Тогда стабильный широкополосный интернет будет доступен по всему миру, даже там, где нет сотовой связи — в отдаленных населенных пунктах, лесах, горах. Чем больше спутников пролетает над вами, тем лучше качество соединения.
В феврале 2021 года Маск заявил в своем Twitter, что планирует достичь стабильного качества соединения на уровне 300 Мбит/с. В мае того же года пользователь Starlink зафиксировал скорость интернета 540 Мбит/с. По данным на июнь 2021 года, средняя скорость широкополосного интернета от других провайдеров в США — 195 Мбит/с, в России — 88 Мбит/с.
Индустрия 4.0
Starlink: как сверхскоростной интернет покоряет космос
В июле 2021 года Starlink находится на стадии тестирования — любой желающий не сможет пока подключиться к системе. Нужно подать заявку и дождаться ее одобрения, затем купить комплект для приема сигнала за $499 и оплатить подписку на месяц за $99.
Но наблюдать за спутниками можно уже сейчас — их видно по ночам. Это выглядит эффектно: яркие светящиеся точки движутся на небе одна за другой.
Фотограф зафиксировал спутники Starlink 3
(Фото: Forest Katsch / Unsplash)
Критика
В 2019 году Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ) опубликовал экспертное мнение об экономической целесообразности строительства линии Гиперлупа между Москвой и Санкт-Петербургом длиной 650 км и о потенциальной стоимости билета для пассажиров. Рассмотрены три варианта: однотрубное исполнение без гос. субсидии и двутрубное с государственной субсидией в объёме 50 % и без таковой. Оценка капитальных затрат произведена на основе технико-экономического обоснования строительства линии Стокгольм-Хельсинки без учёта стоимости выкупа земли под линию. Вместимость капсул соответствует заявленной НТТ: 28 или 40 мест, минимальные интервалы — 6 минут, предельная скорость — 1102 км/ч, полные перегрузки — не более 1,5g. Срок окупаемости принят равным 20 годам. Результаты проведённых оценок показали, что:
- Максимально реализуемый пассажиропоток составит 5,2 млн человек в год, что не превосходит перевозки «Сапсаном»;
- Стоимость билета для поездки одного пассажира в одном направлении в ценах 2019 года будет варьироваться от 16100 рублей при господдержке для двутрубной системы до 48900 рублей для однотрубной без господдержки. Минимальная и средняя стоимость проезда, выраженная в долларах в расчёте на 1 км пути (0,4-0,7$/км), сопоставима с оценкой стоимости проезда на линиях Киев-Одесса (0,4 $/км) и Хельсинки-Таллин (0,5 $/км), но в 3 раза меньше стоимости проезда на линии Мумбай-Пуна (1,6 $/км). Все эти оценки в 10-40 раз больше первоначальных оценок стоимости проезда для линии Лос-Анджелес—Сан-Франциско (0,04 $/км).
- Стоимость капитальных затрат составит от 18 до 36 млрд долларов в зависимости от исполнения без учёта стоимости отчуждения земли, экологических и прочих экстерналий, что в расчёте на 1 км пути дороже строительства конвенциональной двухпутной ВСМ с эксплуатационной скоростью до 400 км/ч.
- Реальное сокращение времени путешествия с учётом передвижения по городу к станции Гиперлупа составит от трёх до двух часов, то есть не более чем в 2-3 раза.
- Для окупаемости клиентом такой системы может быть лишь долларовый миллионер, причём от 2,4 % до 7,6 % всех долларовых миллионеров России должны пользоваться системой Гиперлуп ежедневно.
Vacuum Trains: How they work
The Hyperloop is a theoretical transportation system currently undergoing prototype testing from various companies, perhaps most famously, by Elon Musk.
The idea is to reduce the pressure in a tube and then place a sort of train within the system. Reducing the pressure results in a few benefits; One, air resistance is removed, and two, the pressure gradient can be used to propel the trains at great speeds.
Reintroducing atmospheric pressure behind the capsule forces the air to propel the train down the pipe as air rushes back in to equalize the pressure gradient. The method is sufficient enough to propel the capsule at speeds nearing that of sound. However, Elon Musk envisions a variant of the idea where a special turbine engine will propel the capsule down the track.
Advertisement
Although many people attribute the invention of the vacuum train to Musk, the idea has existed for almost 100 years. However, larger scale vacuum trains were never constructed — and with good reason. The trains are prohibitively expensive and there are unavoidable dangers brought on by the extreme environments required to devise a functional system.
Вызов SpaceX
Маск говорит, что он пока не поощряет отдельную компанию и не строит собственную систему Hyperloop, но хочет продвигать идею. Поэтому прошлым летом SpaceX присоединилась к общему потоку желающих и пообещала построить испытательный участок длиной в полтора километра рядом со своей штаб-квартирой в Хоторне, Калифорния.
Студенты всего мира участвуют в этом грандиозном мероприятии. На дизайн-уик-энде побывало более 1000 студентов. Они представили более 120 команд из 20 стран, включая Индию, США, Китай, Южную Африку и Германию.
Группы студентов продемонстрировали различные способы заставить свои капсулы парить. Некоторые использовали воздушные подшипники, позволяющие шайбам скользить по столу воздушного хоккея, другие использовали магниты. Маск предпочел последний вариант.
«Это как магнитик на холодильнике. Висит бесконечно, — говорит Майо, отмечая, что магниты на дне капсулы его команды смотрят в направлении алюминиевой дорожки. — Чем выше скорость, тем лучше работает». Капсула левитирует с меньшим сопротивлением при больших скоростях. Чтобы оторваться, говорит он, капсула должна двигаться на скорости минимум 40 км/ч и разгоняться до 400 км/ч на однокилометровом испытательном треке SpaceX. Учитывая короткую дорожку, капсула обладает «отказоустойчивой» гидравлической тормозной системой.
Майо говорит, что был немного удивлен, что команда MIT победила, поскольку сосредоточил свое внимание почти исключительно на инженерных моментах — не на внешнем виде. Его виртуальная конструкция даже не включала посадочных мест, хотя в конечном варианте они, безусловно, будут
Другие команды, которые были высоко оценены SpaceX, в порядке убывания, представляли Технологический университет Делфта в Нидерландах, Университет Висконсина, Virginia Tech и Калифорнийский университет в Ирвине. Еще 25 команд будут состязаться этим летом на финальном испытательном участке, хотя SpaceX пока не назначила дату.
«Знания, полученные здесь, будут открыты для всех», утверждает SpaceX на своем сайте. Маск сообщил студентам, что ожидает больше соревнований Hyperloop в будущем.
Студенты MIT, как и другие команды, привлекают инвесторов и собирают пожертвования, на которые смогут построить свою капсулу и испытательный участок. Они планируют привлечь порядка 100 000 долларов, чтобы удовлетворить свои нужды.
Старт томской эпопеи
Борис Вейнберг родился 20 июля 1871 года в Петергофе. В 1889-м он окончил с золотой медалью гимназию в Санкт-Петербурге и поступил на физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета. Там его ждало знакомство с великим русским ученым — Дмитрием Ивановичем Менделеевым. «Как лектор Менделеев оставил во мне и многих моих товарищах неизгладимое впечатление. Неизгладимость эта обусловливалась, с одной стороны, обаянием научного авторитета творца периодической системы, с другой стороны — исключительностью тех условий, при которых Менделеев читал нам лекции в конце весеннего семестра, но главным образом зависела она от поразительного лекторского таланта покойного», — вспоминал Борис Петрович. Впоследствии Менделеев стал его научным руководителем, и Вейнберг поддерживал с ним тесные отношения вплоть до смерти Дмитрия Ивановича в 1907 году. По воспоминаниям близких, Вейнберг до конца жизни не расставался с трудами своего учителя.
в 1910 году в Томске появляется второй в России воздухоплавательный кружок — первый тогда был в Москве, его основал Николай Жуковский
После окончания университета Вейнберг преподает в в Одессе. Там он начинает свои исследования по льду, результатом которых стала защита в«О внутреннем трении льда».
Весной 1909 года ему поступает предложение занять должность профессора кафедры физики Томского технологического института (ТТИ). Приняв его, Вейнберг уезжает в Томск, где проведет пятнадцать лет. Как раз в это время в Российской империи появляется совершенно новое для того времени дело — воздухоплавание. И Борис Петрович вместе с местными энтузиастами предлагает руководству ТТИ создать в институте кафедру воздухоплавания. Модели самолетов нужно испытывать — и он обращается в Томскую городскую думу с просьбой выделить участок на окраине Томска для строительства аэротехнической лаборатории и аэродрома. Участок дали, а вот кафедру воздухоплавания создать не получилось: в Министерстве народного просвещения отказали, сославшись на нехватку денег. Но Вейнберга это не остановило, и в 1910 году в Томске появляется второй в России воздухоплавательный кружок — первый тогда был в Москве, его основал Николай Жуковский.
В работе кружка Вейнберга участвовали будущие знаменитые отечественные авиаконструкторы Николай Камов и Михаил Миль, были налажены контакты с братьями Райт, французом Блерио и другими зарубежными коллегами. Участники читали лекции по аэродинамике, основам воздухоплавания, физике, материалам и другим дисциплинам, связанным с летным делом. В феврале 1911 года по чертежам студента-технолога Федора Завадского был сконструирован первый в Сибири летательный аппарат — двухместный планер, вскоре поднявшийся в небо.
Томский технологический институт — высшее техническое учебное заведение Российской империи. Институт стал вторым высшим учебным заведением Российской империи на территории Сибири
Wikipedia
Безопасна ли технология Hyperloop?
Virgin hyperloop One объясняет, что им приходится строить толстые стальные трубы, которые чрезвычайно трудно проколоть или сломать. Кроме того, трубы спроектированы таким образом, чтобы выдерживать изменение давления и утечки воздуха, сохраняя при этом свою структурную целостность. Существует также возможность отсекать части маршрута и повторно нагнетать давление на участках, где происходят аварийные ситуации, и все капсулы, как ожидается, будут оснащены аварийными выходами.
При этом cтоимость поездки в гиперпетле будет ниже, чем билет на самолет, ведь нет таких больших расходов на инфраструктуру как в случае с аэропортами, а эксплуатация самой трассы тоже обходится недорого. Так или иначе, всем нам следует готовится к революции пассажирских и транспортных перевозок уже в следующем десятилетии. Будущее совсем рядом.
Какие задачи должен решить Hyperloop?
Дешёвая транспортная система. Планируется, что билет в один конец от Лос-Анжелеса до Сан-Франциско будет стоить не дороже $20, а общие вложения в проект – $7,5 млрд – окупятся за 20 лет.
Быстрое преодоление расстояний. Илон Маск рассчитывает, что поезд будет разгоняться до 480-1220 км/ч, а значит, дорогу до Сан-Франциско можно проехать за полчаса (столько же займёт путь от Нью-Йорка до Вашингтона). Разработчики сомневаются в цифре заявленной максимальной скорости, но достигнуть отметки в 387 км/ч на испытаниях уже удалось.
Отсутствие пробок и опозданий. Пассажирам не нужно долго ждать прибытия капсулы и подстраиваться под расписание. Hyperloop будет ходить, как метро.
Испытания и пробные запуски
11 мая 2016 года компания Hyperloop One впервые провела публичное испытание двигателей в Северном Лас-Вегасе. В пустыне был сделан специальный рельсовый участок трассы. Прототип поезда (вернее, электромагнитная телега) разогнался до 160-180 км/ч почти за секунду, проехал 100 м, а затем начал остановку.
В 2017 году стало известно о закрытых майских испытаниях на трассе DevLoop в Неваде. При скорости 112 км/ч на 30-метровом участке полигона перегрузки составляли 2g.
В июле того же года Hyperloop One организовала ещё одно испытание на той же трассе (уже продлённой до 500 м). В состоянии вакуума получилось разогнать модуль до 310 км/ч. На тестовом полигоне были созданы условия, аналогичные высоте 60 тыс. метров над уровнем моря (верхняя граница земной атмосферы с минимальным трением и сопротивлением воздуху).
В декабре 2017 компания разогнала капсулу до 387 км/ч.
Удешевить и ускорить
Тестирование двигателя для вакуумного поезда проекта Hyperloop состоялось 11 мая на полигоне в пустыне Невада, севернее города Лас-Вегас. Для испытаний построили участок рельсов длиной 1 км. Тележку размером с автомобиль при помощи электромагнитов разогнали до 180 км/ч, после чего остановили с помощью специальной «песчаной ловушки».
Как заявил Роб Ллойд, исполнительный директор Hyperloop One, в интервью The Wall Street Journal, тестирование показало, что такой способ передвижения вполне рабочий. На данном этапе компания поставила перед собой задачу кардинально сократить стоимость работ. «Мы снизим себестоимость Hyperloop до двух третей стоимости строительства железной дороги, но при этом обеспечим скорость передвижения в 3 раза больше», — отметил Роб Ллойд.
В планах компании к концу 2016 года достроить трехкилометровый испытательный участок и запустить капсулу в трубе с пониженным давлением со скоростью 1100 км/ч. Для этого на полигоне в районе Лас-Вегаса уже подготовлены специальные надземные трубы, по которым будет двигаться Hyperloop.
По словам Роба Ллойда, компания планирует начать регулярные грузоперевозки уже в 2019 году, а перевозки пассажиров — к 2021 году. «Мы практикуем быстрое и масштабное строительство, используем роботизированную сварку. То, что в человеческом представлении должно занимать годы, у нас занимает кварталы», — заявил Reuters представитель Hyperloop One.
Decompression is a dire problem
The effects of the vacuum gun experiment would be similar to what would happen in the Hyperloop system given a spontaneous decompression event. Just like the ping pong ball, the train would quickly accelerate as the air continuously rushes in. With no drag, the capsule would accelerate to supersonic speeds.
Decompression is a dire problem that could and likely would be fatal in a vacuum train system. Thus far, no breaking systems have been proposed to prevent the capsules from accidentally accelerating due to spontaneous decompression — more on that below.
Decompression would not only ruin the system, but it would likely be fatal to all those unfortunate enough to be riding in the tube at the time of the accident. Unfortunately, a wide range of events could cause a perforation in the tube.