«не говори им, кто ты». 100 лет геноциду армян

Есть ли у проблемы Нагорного Карабаха какое-то решение?

— Азербайджанская официальная линия: армяне наши братья, они должны вернуться, на то есть все необходимые гарантии, пусть оставят нам только внешнюю оборону и международные дела. Все остальное останется у них, включая вопросы безопасности. А какова позиция Армении?

Здесь все наталкивается на то, что у Армении и армянского общества это позиция исторической земли — «это наша историческая земля, и все тут»

Два будет государства, одно будет государство, не важно. Мы свою историческую землю не отдадим

Мы скорее умрем или уйдем оттуда, но мы в Азербайджане жить не будем. Никто не говорит, что народы не могут ошибаться. В том числе и армяне. И в дальнейшем, когда убедятся в своей ошибке, они, вероятно, придут к другому мнению.

Армянское общество сегодня, на самом деле, очень сильно разделено. Есть диаспоры, есть армяне Армении. Очень сильная поляризация, больше, чем в нашем обществе, олигархии, очень большой разброс между западниками и русофилами. Но в отношении Карабаха в нем существует полный консенсус. Диаспора тратит деньги на Карабах, идет мощное лоббирование интересов карабахских армян на Западе. Национально-патриотический подъем сохраняется, он подогревается и будет долгое время сохраняться.

Но все национальные проекты имеют свой момент истины. В нагорнокарабахском вопросе ни для одной из сторон этот момент истины пока не наступил. Армянская и азербайджанская стороны пока еще стоят на максималистских позициях, каждая из элит убедила свой народ, что победа возможна только на максималистских позициях, только выполнением всех наших требований. «Мы — все, наш противник — ничего».

Люди, по сути, стали заложниками этой ситуации, отыграть назад уже сложно. И перед теми же посредниками, которые работают в Минской группе, стоит сложная задача: уговорить элиту, чтобы они обернулись к народу и сказали — нет, ребята, мы должны снижать планку. Поэтому и не наблюдается прогресса.

— Бертольд Брехт писал: «Национализмом не накормишь голодные желудки». Азербайджанцы правильно говорят, что наиболее пострадавшим от конфликта является простой армянский народ. Элита наживается на военных поставках, а жизнь простых людей тем временем становится все хуже: Карабах — бедная земля.

— И Армения — не богатая земля. Но пока из варианта «пушки или масло» люди выбирают пушки. На мой взгляд, решение карабахского кризиса возможно. И это решение заключается в разделе Карабаха. Если просто разделить Карабах, хотя я понимаю, что это сложно, но тем не менее: одну часть одним, другую часть — другим.

Узаконить, сказать: «Международное сообщество принимает именно этот вариант». Возможно, посчитать процентное соотношение населения на момент 1988 или 1994 года. Разделить, затвердить границы и сказать, что любой, кто развяжет конфликт, который будет нарушать сложившийся статус-кво будет наказан. Вопрос решится сам собой.

Подготовил к публикации Сергей Валентинов

Беседовал 

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо

Проблема геноцида: «Армяне и турки вели себя одинаково»

Куратор: Любовь Степушова

Русско-турецкая война 1877–78 гг. Сан-Стефанский мирный договор. Берлинский конгресс и возникновение Армянского вопроса.

Поводом для русско-турецкой войны 1877–1878 гг. послужили восстания
против османского ига в Боснии и Герцеговине (1875–1876 гг.) и Апрельское
восстание в Болгарии (1876 г.), потопленное турками в крови. К концу
1877 г. после упорных боев на Балканском фронте русские
войска освободили Болгарию, a в начале 1878 г. находились уже на
подступах к Константинополю. На Кавказском фронте были взяты Баязет,
Ардаган, город-крепость Карс.

Вскоре Турция капитулировала, и в городке Сан-Стефано 19 февраля
(3 марта по новому стилю) был подписан мирный договор с Россией.
В 16-й статье договора впервые официально рассматривалась проблема
безопасности армянского населения Османской империи, и поднимался
вопрос о проведении административных реформ в Западной Армении.

Опасаясь усиления российского влияния, Британия и Австро-Венгрия
сделали все возможное, чтобы сорвать осуществление Сан-Стефанского
договора. Для пересмотра договора летом 1878 г. по требованию этих
держав был созван Берлинский конгресс, во время которого Россия
была вынуждена пойти на значительные уступки, в том числе и в Армянском
вопросе. Из Западной (Турецкой) Армении выводились русские войска,
тем самым армяне лишались единственной реальной гарантии своей безопасности.
Хотя в 61-й статье Берлинского трактата все еще говорилось о реформах
в Западной Армении, но каких-либо гарантий их выполнения уже не
было. Из-за этого впоследствии резко ухудшилось и без того нелегкое
положение армян в Турции.

Установление младотурецкого режима

Политика султана пагубно сказывалась на положении Османской Империи
в целом. Правлением Абдул Гамида II была недовольна и турецкая буржуазия.
После событий 1890-х политический престиж Турции настолько ослабел,
что в Европе заговорили о скором развале империи. С целью установления
в стране конституционного режима группой молодых турецких офицеров
и правительственных чиновников была создана тайная организация,
ставшая впоследствии основой партии “Иттихад ве теракки” (“Единение
и прогресс”, также известная как иттихадистская или младотурецкая
партия). В начале XX века в борьбе с султанским режимом участвовало
множество организаций — как турецких, так и армянских, греческих,
арабских, албанских, македонских, болгарских. При этом все попытки
подавить грубой силой антисултанское движение приводили лишь к усилению
этого движения.

В 1904 турецкие власти вновь попытались покорить Сасун, однако,
встретив упорное сопротивление, были вынуждены отступить.

Антисултанские настроения усиливались. Особенно сильным было влияние
младотурок в военных частях, расквартированных в европейских районах
Османской Империи. В конце июня 1908 г. офицеры-младотурки подняли
мятеж. Попытка его подавить ни к чему не привела, поскольку отправленные
на подавление мятежа войска перешли на сторону мятежников. Очень
скоро мятеж перерос во всеобщее восстание: к младотуркам присоединились
повстанцы-греки, македонцы, албанцы, болгары. Уже через месяц султан
был вынужден пойти на значительные уступки, восстановить конституцию,
не только амнистировать главарей восстания, но и во многих вопросах
следовать их указаниям. Празднества по случаю восстановления конституции
прошли по всей стране, в них участвовали все народы Османской империи.
Армяне с радостью встретили младотурок, считая, что всем бедам и
непосильному гнету положен конец. Лозунги иттихадистов о всеобщем
равенстве и братстве народов империи нашли самый положительный отклик
среди армянского населения.

Эйфория армян длилась недолго. Мятеж, поднятый сторонниками султана
31 марта (13 апреля) 1909 г. в Константинополе, совпал с новой волной
антиармянских погромов в Киликии. Первый погром начался в Адане,
затем погромы перекинулись на другие города Аданского и Алеппского
вилайетов. Посланные для поддержания порядка войска младотурок из
Румелии не только не защитили армян, но вместе с погромщиками приняли
участие в грабежах и убийствах. Итог резни в Киликии — 30000 погибших.
Многие исследователи придерживаются мнения, что организаторами резни
были младотурки или, по крайней мере, младотурецкие власти Аданского
вилайета.

В 1909 – 10 гг. по всей Турции прокатились погромы нацменьшинств:
греков, ассирийцев, болгар, албанцев и других.

Геноцид

Термин «Геноцид» был предложен в 1944 году польским юристом еврейского происхождения, профессором Рафаэлем Лемкином, чья семья стала жертвой Холокоста. А уничтожение армянского населения Османской империи в 1915 г. было крупномасштабным преступлением, которое проф. Лемкин подразумевал в качестве реальной основы предложенного им определения, и которое содержало состав преступления геноцида.

9 декабря 1948 года Организация Объединенных Наций приняла Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказания за него. Конвенция определяет геноцид как международное преступление, которое страны-участницы Конвенции обязуются предупреждать и наказывать.

Что такое Геноцид армян?

Осуществленная в Османской Турции в годы Первой Мировой войны резня армянского населения называется Геноцидом армян.

Эта резня осуществлялась в разных районах Османской Империи со стороны младотурецкого правительства.

Первым международным откликом на эти события было сделано в мае 1915 г. Францией, Россией, Великобританией — Совместное Заявление, в котором совершенное в отношении армянского народа насилие определяется как «преступление против человечности и цивилизации». Стороны считали турецкое правительство ответственным за совершенное преступление. 

Почему был осуществлен Геноцид армян?

Когда началась Первая Мировая война, младотурецкое правительство, стараясь сохранить остатки ослабевшей Османской империи, приняло политику пантюркизма: создание громадной Турецкой империи, которая, простираясь до Китая, включала бы в себя все тюркоязычные народы Кавказа и Средней Азии. Программа предусматривала отуречивание всех национальных меньшинств. Армянское население рассматривалось в качестве главного препятствия на пути реализации этой программы.

Хотя решение о выдворении всех армян из Западной Армении (Восточная Турция) было принято еще в конце 1911 года, младотурки использовали начало Первой Мировой войны как удобный повод реализовать это решение. 

Сколько человек погибло в ходе Геноцида армян?

Накануне Первой Мировой войны в Османской империи проживало более двух миллионов армян. Примерно полтора миллиона армян было убито в 1915-1923 годах. Другие полмиллиона армян нашли пристанище в различных странах или насильственно обращены в ислам. 

Механизм осуществления Геноцида

Геноцид является организованным истреблением людей с основной целью — положить конец их коллективному существованию. Следовательно, для осуществления геноцида необходимо централизованное планирование и внутренний механизм его осуществления, что и превращает геноцид в государственное преступление, потому что только государство наделено всеми теми ресурсами, которые можно использовать для реализации этой политики.

24 апреля 1915 года, начиная с арестов (в основном в столице Османской империи Константинополе) и последовавшего за этим уничтожения сотен представителей армянской интеллигенции, начался первый этап истребления армянского населения. В дальнейшем разбросанные по всему миру армяне стали отмечать 24 апреля как День Памяти жертв Геноцида армян.

Второй этап «окончательного решения» армянского вопроса – это воинский призыв в турецкую армию около 60 000 армянских мужчин, которые позже были обезоружены и убиты своими турецкими сослуживцами.

Третий этап Геноцида ознаменовался резней, депортацией и «маршами смерти» женщин, детей и стариков в Сирийскую пустыню. Во время этих маршей сотни тысяч людей были убиты турецкими солдатами, жандармами и курдскими, черкесскими бандами. Многие погибли от голода и эпидемий. Тысячи женщин и детей подверглись насилию. Десятки тысяч были насильственно обращены в ислам.

Наконец, последней стадией Геноцида армян является тотальное и абсолютное отрицание турецким правительством массовых убийств и уничтожения армянской нации на территории её родины. Несмотря на процесс международного признания Геноцида армян, Турция продолжает бороться против признания Геноцида всеми средствами, включая пропаганду, фальсификацию научных фактов, лоббинг и т. д..

Позиции турок и азербайджанцев принципиально разные

— А в Стамбуле между тем большая армянская колония, есть церкви. Это, кстати, аргумент против геноцида.

— Позиции турок и азербайджанцев принципиально разные. На этническом уровне, на бытовом. Между Арменией и Турцией сейчас не существует реального территориального конфликта, а с азербайджанцами он есть. Во-вторых, одни события были 100 лет назад, а другие — сегодня. В-третьих, турки ставили перед собой цель не уничтожить армян физически, а призвать их к лояльности, пусть и диким средствами.

Поэтому в стране сохранилось много армян, которых попытались отуречить, так сказать, исламизировать, но они внутри себя остались армянами. Сохранилась часть армян, которых переселили подальше от зоны боев. После Второй мировой войны Турция стала восстанавливать армянские храмы.

Сейчас армяне активно едут на заработки в Турцию. В турецком правительстве были министры — армяне, что невозможно в Азербайджане. Конфликт сейчас идет по совершенно конкретным поводам — и главное это земля. Вариант компромисса, который предлагает Азербайджан: автономия высокой степени, но в составе Азербайджана. Так сказать, армяне должны стать Азербайджаном. Армяне на это категорически не согласны — это будет опять резня, лишение прав и так далее.

Есть, безусловно, и другие варианты урегулирования, например, как это было сделано в Боснии. Стороны создали очень сложное государство, состоящее из двух автономных образований со своими правами, армией и так далее. Но этот вариант сторонами даже не рассматривается.

Моногосударства, государства, созданные на основании этнического проекта, — это тупик. Вопрос в следующем: история не конечна, она продолжается

Для некоторых государств очень важно получить доминирование своего народа на этой земле. И после того, как оно будет обеспечено, уже можно развивать проект дальше, привлекая другие народы, но уже на основе какой-то подчиненности

На самом деле армяне сейчас, после распада Советского Союза, и азербайджанцы, по сути, находятся на этом этапе.

Почему некоторые страны, в том числе, Израиль, не признают геноцид?

Что мне показалось странным, изучая эту тему, так это то, что самым активным противником лавирования вот этой темы армянского «геноцида», на международной арене выступает именно Израиль, который тоже постоянно любить «педалировать» тему «геноцида» евреев. Почему именно Израиль самый активный противник на международной арене этой темы? Есть ответ на этот вопрос?

Есть, конечно же, ответ. Есть очень множество разных политических моментов, которые заставляют Израиль.

Не сказать, что Турция и Израиль находятся не в самых близких отношениях, тоже нельзя.

Зато Израиль и Азербайджан находятся в очень хороших отношениях. Учитывайте, что я как турецкий журналист-исследователь, считаю, что любая поддержка «геноцида» армян, на любом уровне – это поддержка терроризма. Потому, что транснациональный армянский терроризм сформирован именно на этом понятии как геноцид армян. Израиль это отлично понимает, что сегодня поддерживая террористическое движение, в результате которого появился сегодня, так называемый «геноцид» армян, то завтра может столкнуться с такой же проблемой у себя в государстве. И завтра эти же арабы, палестинцы, могут встать сказать: «Секундочку, раз ты, так или иначе, хочешь признать так называемый «геноцид» армян, то посмотри на свою страну, что у нас тут творится. А у нас всё мирно и спокойно? Это не только Израиль» Все страны, которые понимают реально всю суть вопроса в армянском «геноциде», они этого не принимают потому, что это будет признанием всех возможных разных геноцидов в тех же странах, в которых происходили геноциды. Если вы создаёте прецедент по отношению к армянскому «геноциду», так давайте создадим прецедент по отношению к другим разным национальностям. Начиная от индейцев в Америке и заканчивая черкесами в Российской империи.

Я хочу заметить одну маленькую деталь, что тот человек, который в Германии инициировал и даже можно сказать, что провоцировал, признание так называемого «геноцида» армян в Бундестаге, был по национальности черкесом. Он не был армянином или тюрком. Это был черкес. Это мина замедленного действия. Завтра, тот же самый черкес, возьмёт тот же самый Бундестаг и скажет: «Раз вы приняли геноцид армян и признали, то возьмите историю и посмотрите. Огромное количество черкесов живут в Турции, и они тоже хотят признания геноцида черкес в Российской империи, которые в результате этого переместились на территорию Османской империи». Черкесов в России намного меньше живёт, чем в Турции, понимаете?

И такая цепочка признания геноцидов может спровоцировать мировую войну всех народов, друг против друга и каждый будет обвинять друг друга в геноциде. И первыми это сделали евреи холокостом. После этого посмотрели армяне и подумали, что раз вы можете, то почему нам нельзя? И начинает эта цепочка двигаться. Мы видим, как в Украине приняли закон о голодоморе. Раньше об этом никто не говорил и вдруг вспомнили, что голодомор это геноцид украинского народа. Да, было дело, никто не отрицает. Никто не отрицает монголо-татарское иго против русских, никто ведь не отрицает? И эта цепочка доходит даже до Соединённых Штатов. Насколько я знаю рядом с Капитолием дали место для установления памятника в память жертвам «геноцида» украинского народа. Это ничто иное как поддержка вот этой вот цепочки признания геноцидов, для того, чтобы всех против всех натравить.

МЛАДОТУРЕЦКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

В июле 1908 года фракция, которая именовала себя младотурками, захватила власть в столице Османской империи Константинополе. Младотурками являлись преимущественно офицеры и чиновники балканского происхождения, пришедшие в 1906 году к власти в тайном обществе, известном под названием «Единение и прогресс», и трансформировавшие его в политическое движение.

Младотурки стремились к введению либерального конституционного режима, не связанного с религией, который поставил бы в равные условия все народности. Младотурки считали, что немусульмане интегрировались бы в турецкую нацию, если бы были уверены, что такая политика приведет к модернизации и процветанию.

Вначале казалось, что новое правительство сможет устранить некоторые причины социального недовольства армянской общины. Но весной 1909 года армянские демонстрации с требованием об автономии переросли в насилие. В городе Адана и его окрестностях солдатами Османской армии, нерегулярными войсками и гражданскими лицами было убито 20 тыс. армян; от рук армян же погибло до 2 тыс. мусульман.

В период с 1909 по 1913 год активисты движения «Единение и прогресс» стали все сильнее склоняться к резко националистическому видению будущего Османской империи. Они отвергали идею полиэтнического «османского» государства и стремились к созданию культурно и этнически однородного турецкого общества. Многочисленное армянское население Восточной Анатолии являлось демографическим препятствием на пути к достижению этой цели. После нескольких лет политических потрясений 23 ноября 1913 года в результате государственного переворота лидеры партии «Единение и прогресс» получили диктаторскую власть.

ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ

Армянские христиане являлись одной из многих значительных этнических групп Османской империи. В конце 1880-х годов некоторые армяне создавали политические организации, которые добивались получения большей автономии, что усиливало сомнения османских властей в лояльности широких слоев армянского населения, проживавшего на территории страны.

17 октября 1895 года армянские революционеры захватили Национальный банк в Константинополе, угрожая взорвать его вместе более чем со 100 заложниками, находящимися в здании банка, в случае отказа властей предоставить армянской общине региональную автономию. Хотя благодаря французскому вмешательству данный инцидент закончился мирно, османские власти провели серию погромов.

В общей сложности в 1894-1896 годах было убито по меньшей мере 80 тыс. армян.

Современные турецко-армянские взаимоотношения

Как вот этот вопрос «геноцида» армян сказывается на турецко-армянских взаимоотношениях и самое важное на безопасность в этой регионе? Есть какая-та информация?

На самом деле происходят удивительные вещи. Армянская сторона требует от Турции признание «геноцида», выплаты компенсаций жертвам, как опыт в Германии по отношению к жертвам холокоста, значит, открытие границ, чтобы был товарооборот, чтобы Армения воспользовалась богатством Турции и сами со своей стороны взамен ничего не хотят делать. То есть, всё пусть делает Турция, а мы будем просто наслаждаться результатом нашей деятельности. Так не бывает. То есть, сегодняшнее нищее состояние Армении – это результат той самой теории «геноцида армян». Они это взяли как флаг в руки и везде машут, что вот армянство было угнетено Османской империей, а наследниками её является Турция.

Турция прикрыла границы с Арменией. Говорит: «Ребята, давайте нормально договоримся. Азербайджан – наше братское государство. Решаем Карабахский вопрос и после этого открываем границу». Нет, у них другие планы. Они говорят: «Нет, сначала открывайте границы без всяких условий и не надо вмешиваться в нашу проблему с Азербайджаном». Они хотят в это включать сторону так называемой республики Нагорный Карабах, которой не существует в мире такой и требуют, чтобы Турция пошла навстречу во всех условиях. Был даже такой прецедент как футбольная дипломатия, когда в результате воздействия разных кругов Соединённых Штатов на правящие круги Турции, была попытка подписания декларации о дружбе и взаимоотношениях между Арменией и Турцией. Была попытка. Тогда очень сильно испортились взаимоотношения с Азербайджаном, который понимал, что это не Турция делает. Это делало армянское лобби в Соединённых Штатах, которые так или иначе договорились с кругами Фетхуллаха Гюлена, который имел огромное влияние на тогдашнего президента Абдуллах Гюль. Этот президент скажем, как покорный слуга Соединённых Штатов, согласился и провёл эту встречу.

В результате парламент ни Турции, ни Армении это не ратифицировал. Конечно же, армяне были бы рады, если бы турецкий парламент это бы ратифицировал, но все понимают, что в турецком парламенте может быть кто-то и лоббирует интересы Соединённых Штатов, но не все депутаты. Поэтому этот закон не прошёл. Надеяться на то, что Турция, когда то пойдёт на требования Армении, вот недавно слышали Пашиняна, который заявил: «Давайте открывайте границы без предварительных условий». Что это за предложение?! Наверно сам Пашинян не понимает то, как можно открыть границы без условий, если они требуют от Турции и территорию, и признание, и компенсации и говорят, чтобы про Карабах забыли. Хотя Карабахская проблема, она 100% связана с так называемым «геноцидом» армян в Османской империи. То есть, это результат одной цепочки. В том числе и Сумгаитские события, и Ходжалинские события. Всё это как будто бы месть за убийство армян в Османской империи. Они это будут продолжать бесконечно, и все страны, в том числе и Россия, пока поддерживают так называемый «геноцид», то они способствуют развитию транснационального армянского терроризма.

Первая резня

На рубеже веков нарастала напряженность между армянами и турецкими властями. Султан Абдель Хамид II, известный как «кровавый султан», сказал репортеру в 1890 году: «Я дам им коробку на ухе, которая заставит их отказаться от своих революционных амбиций».

В 1894 году массовая резня «ящик на ухе» стала первой из армянской резни. Военные и мирные жители османских войск атаковали армянские деревни в Восточной Анатолии, в результате чего погибло 8 тысяч армян, включая детей. Через год в Урфийском соборе были сожжены 2500 армянских женщин. Примерно в то же время группа из 5000 человек была убита после демонстраций, просящих международное вмешательство, чтобы предотвратить массовые убийства в Константинополе. По оценкам историков, к 1896 году погибло более 80 000 армян.

Армянские погромы 1894 –1896 гг.

Вскоре после завершения Берлинского конгресса стало понятно, что
султан Абдул Гамид II не намерен проводить в Западной Армении какие-либо
реформы. Более того, в районы, населенные преимущественно армянами
и другими христианскими народами, в массовом порядке переселялись
мусульмане с Балкан и Кавказа, курды. Из года в год усиливались
поборы с армянского населения. Зачастую, собрав подати, турецкие
чиновники через несколько дней возвращались в ту же деревню и, угрожая
арестами и пытками, вновь вымогали уже уплаченный налог. Армянские
крестьяне были обязаны принимать на зимовку мусульман-кочевников,
по несколько дней в году принимать на постой правительственных чиновников
со всеми сопровождающими их лицами, выполнять бесплатные дорожные
работы. С другой стороны, представители турецких властей на местах
мало что делали для защиты армян от нападений курдов и черкесов,
а зачастую сами же и стояли за набегами на армянские деревни.

В начале 1894 г. вновь был поднят вопрос об осуществлении 61-й
статьи Берлинского Конгресса, поводом для чего послужило восстание
армян Сасуна, начавшееся в том же году. Восстание было вызвано попытками
турецких властей покончить с полуавтономным статусом Сасуна, а также
спровоцированными властями армяно-курдскими столкновениями. При
подавлении восстания турецкими войсками и отрядами курдов было вырезано
более 10000 армян.

11 мая 1895 года, послы великих держав потребовали от султана Абдул-Гамида
II проведения реформ (т.н. “Майские реформы”) с целью защитить армян
от нападений и грабежей. Султан, как всегда, не спешил выполнять
требования послов.

Пик армянских погромов пришелся на период после демонстрации 18
сентября 1895 г., проведенной в районе турецкой столицы Баб Али
(там была расположена резиденция султана). Во время демонстрации
прозвучали требования осуществить «майские реформы». Солдатам был
отдан приказ о разгоне демонстрантов. В последовавшем за разгоном
погроме погибло более 2000 армян. Начатая турками расправа над армянами
Константинополя вылилась в тотальную резню армян по всей Малой Азии.

Летом следующего года группа армянских гайдуков предприняла отчаянную
попытку привлечь внимание Европы к невыносимому положению армянского
населения посредством захвата Имперского Оттоманского Банка — центрального
банка Турции. В урегулировании инцидента участвовал первый драгоман
русского посольства В

Максимов. Он заверил, что великие державы
окажут необходимое для проведения реформ давление на Высокую Порту,
и дал слово, что участникам акции будет предоставлена возможность
беспрепятственно покинуть страну на одном из европейских кораблей.
Его условия были приняты, однако захват банка не только не разрешил
проблему армянских реформ, но наоборот, усугубил ситуацию. Не успели
участники захвата покинуть страну, как в Константинополе начался
санкционированный властями погром армян. В результате трехдневной
резни погибли по разным оценкам от 5000 до 8700 человек.

В период 1894–96 гг. в Османской империи было уничтожено около
300 000 христиан: в основном армян, но также ассирийцев и греков.

Геноцид в культуре[]

Искусство

В творчестве известной американской рок-группы System of a Down, состоящей из четырех музыкантов, армян по происхождению, часто затрагивается тематика геноцида армян. Каждый год группа совершает концертный тур «Souls» («Души») для привлечения внимания к тематике геноцида. В свой дебютный альбом группа включила песню о геноциде армян — «P.L.U.C.K.» («Политически лгущие нечестивые трусливые убийцы»). В тексте буклета диска написано: «SOAD посвящает эту песню памяти полутора миллионов жертв геноцида армян, проводимого турецким правительством с 1915 по середину 1920-ых». Некоторые другие песни, в частности «X» (Toxicity) и «Holy Mountains» («Святые Горы», Hypnotize), также посвящены теме геноцида армян.

Файл:NytArmeniangenocide.jpg

Османское правительство преднамеренно уничтожает миллион армян.New York Times, Дек. 15, 1915

Американский композитор и певец Дэниел Деккер был подвержен критике из-за сотрудничества с армянским композитором Арой Геворгяном. Песня «Адана», названая по имени города, армянское население которого подверглось резне одним из первых, повествует историю геноцида армян. Музыку на слова Деккера написал Ара Геворгян. Ведущий религиозный журнал и веб-портал Европы «Cross Rhythms» написал об «Адане» следующее: «Очень редко горечь бесчисленных страданий выливается в такое изумительное произведение». Дэниел Деккер был официально приглашён армянским правительством, для исполнения этой песни 24 апреля в Ереване, на концерте, посвященном мероприятиям по случаю 90-ой годовщины геноцида армян. В настоящее время «Адана» переведена и записана на 17 языках.

Тема геноцида армян также затрагивается в кинематографе и литературе. Этой теме посвящен фильм Атома Эгояна «Арарат» (). Известные итальянские режиссёры, Витторио и Паоло Тавиани, планируют снять фильм о Геноциде по книге Антонии Арслан «La Masseria Delle Allodole» («Ферма жаворонков»). Первым фильмом о геноциде армян является картина «Ravished Armenia» («Изнасилованная Армения») (1919), но к сожалению, до наших дней от неё сохранился лишь 15-минутный отрывок.

Файл:ArmenianGenocideRecognition.png

Свыше одного миллиона армянских беженцев было рассеяно по всему миру. Цветом выделены государства и штаты, официально признавшие геноцид армян.

Самое известное литературное произведение на тему геноцида армян — роман Франца Верфеля «Сорок дней Муса-дага», изданный в 1933 и впоследствии отмеченный нацистскими властями как «нежелательный». Книга стала бестселлером, а голливудская студия MGM решила снять фильм по этой книге, но осуществлению данной идеи дважды помешала Турция. Съёмки фильма подошли к концу в 1982 году несмотря на нападки со стороны турецкого правительства, однако его художественная ценность сомнительна. Курт Воннегут в 1988 написал вымышленную историю «Синяя Борода», в которой геноцид армян также является главной темой. Луи де Бернье использует место и время геноцида армян в качестве фона в его новелле «Птицы без крыльев», которую некоторые критики считают скорее протурецкой. Еще одна книга, в которой также затрагивается тематика геноцида армян — «Das Marchen vom letzten Gedanken» («История последней мысли») Эдгара Хилсенрата, изданная в 1989.

Ричард Калиновски поставил пьесу «Животное на луне», которая повествует о двух людях переживших геноцид армян.

Мемориальный комплекс «Цицернакаберд»

В 1965 году, в 50-ю годовщину геноцида, в Армении возникла идея создания мемориала. Через два года, в Ереване, на возвышающемся над ущельем реки Раздан холме Цицернакаберд была завершена постройка мемориального комплекса (архитекторы С. Калашян и В. Хачатрян). 44-метровая стела символизирует возрождение армянского народа. 12 плит, символизирующие собой 12 потерянных провинций, входящие в настоящее время в состав Турции, образуют конус, в центре которого, на глубине 1,5 метров горит вечный огонь. Рядом со стелой находится стометровая стена с названиями городов и деревень, в которых происходила резня.

В 1995 году в другом конце парка был открыт музей геноцида (архитекторы Калашян и Мкртчян), посвящённый этим ужасным событиям. В музее представлены некоторые снимки, сделанные германскими фотографами (в том числе Армином Вегнером), а также их публикации. Недалеко от музея находится аллея, где иностранные государственные деятели сажают деревья в память о жертвах геноцида.

Каждый год 24 апреля, в День памяти жертв геноцида армян, сотни тысяч людей поднимаются на холм к мемориальному комплексу и возлагают цветы (обычно гвоздики и тюльпаны) к вечному огню. Благодаря усилиям армянских диаспор, по всему миру построено множество памятников жертвам геноцида.